Ценообразование на рынках факторов производства 2

–PAGE_BREAK–Взаимодействие цены и спроса

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помо­щью таких понятий, как спрос (Demand) и предложение (Supply).

Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики, так как именно он в конечном счете определяет цену на различные това­ры, распределяет сырье и готовую продукцию.

Спрос –это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Следует раз­личать понятия «желание» и «спрос». Не всякое желание иметь товар является спросом. Желание только тогда превращается в спрос, ког­да подкрепляется финансовыми возможностями покупателя. Иными словами, рынок не реагирует на потребности, не обеспеченные плате­жеспособностью покупателя.

Объем спроса –это то количество товара (услуг), которое поку­патель готов приобрести при данных условиях в течение определен­ного промежутка времени.

Взаимосвязь между объемом спроса на товар и определяющими его факторами отражена в общей функции спроса и может быть пред­ставлена следующей формулой:
QDx =f(Px  ,
Р
y
, …,
Р
z
, I, W,
Тх
, F, S, q),          (1)
где  QDx
–объем спроса на товар Х в единицу времени;

       Р
x
–цена товараX;

       Рy
, …, Р
z
–цены товаров-заменителей и взаимодополняющих товаров;

       I– доход покупателя;

      W–уровень благосостояния, т.е. покупательная способность по­требителя;

     
Tx– вкусы и предпочтения покупателей;

      F–потребительские ожидания;

    
S– сезонность потребности, удовлетворяемая данным товаром;

q –количество покупателей.

Закон спроса показывает связь между ценами и количеством това­ров и услуг, которые могут быть приобретены по каждой из данных цен. При прочих равных условияхпо низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой.

Кривая спроса показывает, что между ценой товара и его количе­ством устанавливается обратно пропорциональная зависимость. Чем выше цена, тем меньше товаров по этой цене может быть куплено. Увеличение количества товара в продаже вызывает снижение цены на него.

Рис. 1. Кривые спроса и предложения
Если изменяется цена товара (Рx
),то при прочих равных условиях изменяется величина спроса на него и движение идет по кривой спроса.

Если допустить, что в какой-то период времени все факторы, кро­ме первого, в выражении  неизменны, то объем спроса реально бу­дет зависеть только от изменения цены. Таким образом осуществля­ется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены QDx
=
f
(
Px
).

В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса: при падении спро­са кривая спроса сдвигается вниз и влево (DD), а при его повышении – вверх и вправо (D
1
D
1
).

Таким образом, «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изме­нением объема спроса». Изменение объема спроса означает движе­ние по кривой спроса, тогда как изменение в спросе выражается в смещении всей кривой спроса влево или вправо.

На изменение спроса влияют многие неценовые факторы. Наибо­лее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают следующие из них.

1.     
Цены взаимосвязанных товаров

Объем спроса на любой конкретный товар будет зависеть от изме­нения цен на взаимосвязанные товары. Конечный результат влияния изменения цены одного товара на объем спроса на другой товар за­висит от того, являются ли эти товары взаимозаменяемыми или взаи­модополняемыми .

2.     
Уровень денежных доходов покупателей

Когда доход потребителя растет, он начинает больше тратить де­нег на потребление товаров. Его спрос повышается на многие това­ры, но не на все.

Нормальный (полноценный) товар – это такой товар, объем спро­са на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены.

Низший (малоценный) товар – это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода. Низшими являются товары (или бла­га), для которых существуют альтернативы, обладающие более высо­ким качеством или большими удобствами. Так, по мере того как дохо­ды растут, семьи отказываются от потребления макарон, картофеля, хлеба и получают необходимые калории из более полноценных про­дуктов питания, таких как рыба дорогих видов, мясо и др. С приростом доходов потребителей возрастает объем спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нор­мальный товар вправо, а кривой спроса на низшие товары – влево.

3.     
Вкусы и предпочтения покупателей

Это важнейший фактор, определяющий объем спросана любой товар, который формируется под воздействием общества с его Культурным и образовательным уровнем и рекламы. Например, борьба общества с курением или усиление антиалкогольной пропаганды вы­зовет определенное снижение спроса на эти социально опасные това­ры. Однако привычки и традиции в обществе меняются довольно мед­ленно, а мода – достаточно быстро. Но независимо от причины, вызвавшей изменение вкусов, кривая спроса сдвигается.

4.     
Потребительские ожидания

Ожидания потребителей будущего повышения цен, увеличения доходов и дефицита товаров на рынке вызывают увеличение объема спроса в данный период. И наоборот, ожидание будущей распродажи товаров, снижения доходов или появления большего разнообра­зия товаров-субститутов приводит к сокращению текущего спроса.

Увеличение на рынке числа покупателей с постоянным средним доходом сопровождается ростом объема спроса на любой товар при всякой цене. Кривая спроса при этом переместится вправо.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Взаимосвязь цены и предложения

В установлении рыночной цены не менее важную роль играетпред­ложение, т.е. то количество товаров, которое продавцы могут и же­лают предложить покупателю в определенное время и в определен­ном месте.

Взаимосвязь цены за единицу товаров и соответствующего ей пред­ложения можно представить в виде следующей шкалы .
Шкала предложения показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.  Если при росте цен кривая спроса падает, то кривая предложения  SSвозрастает. В этом наглядно проявляется противоречивость интересов производителя и покупателя в отношении цены това­ра.
Фирма-производитель через цену товара получает информацию о том, в какой степени общество нуждается в ее продукции. И если уро­вень цены, сложившийся на рынке, возмещает затраты предприятия и обеспечивает получение желаемой прибыли, это служит самым вер­ным признаком целесообразности производства и его соответствия спросу.

Функция предложения показывает взаимозависимость между предложением товара и определяющими его факторами; эта зависи­мость может быть выражена следующим образом:
                     QSx
=
f
(
Px
,
Py
,…,
Pz
,
K
,
L
,
N
,
q
),                                                   (2)

 

где QSx
–объем предложения товара Х в единицу времени;

Р
x
–цена предложения товара X;

Р
y
,…, Рz
–цены на товары-конкуренты и товары, производи­мые совместно с данным товаром;

К –уровень технологии производства;

L –налоги и дотации;

N –плата за производственные ресурсы;

q
–количество продавцов.

Объем предложения –это то количество товара, которое прода­вец желает продать при данных условиях. Объем предложения меня­ется только при изменении цены. Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения SS. В случае изменения других факторов, влияющих на предложе­ние, смещается сама кривая предложения (S1S1).

Здесь очень важно снова обратить внимание на различие между «изменением в предложении» и «изменением объема предложения».

Изменение объема предложения означает передвижение по кри­вой предложения с одной точки на другую вследствие изменения цен на данный товар.

Изменение в предложении выражается смещением всей кривой предложения вправо или влево при изменении одного или несколь­ких неценовых факторов.

К неценовым факторам, воздействующим на изменение предложе­ния, относят следующие факторы.

1. Плата за производственные ресурсы.Изменение платы за произ­водственные ресурсы оказывает влияние на издержки производства, а следовательно, и на объем выпускаемой продукции. Изменение сто­имости любого из ресурсов, используемых в производстве, будь то стоимость труда, сырья, транспорта или энергии, сдвинет кривую предложения. При снижении платы за ресурсы и снижении издержек производства происходит увеличение предложения товара и сдвиг кривой предложения вправо (см. рис. 1) и наоборот.

2. Уровень технологии производства.Совершенствование техно­логии создает возможности для снижения издержек производства и сбыта данного товара и приводит к увеличению объема его предложения при любой цене; кривая предложения сдвигается вправо.

3. Цены на другие товары.Изменение цен на товары-конкуренты и товары, производимые «совместно» с данным товаром, вызывает сме­щения кривой предложения. Так, конкурентом пшеницы является ку­куруза и снижение цен на пшеницу побуждает к выращиванию куку­рузы в большем объеме и предложению ее на рынке. С ростом цен на пшеницу сокращается производство и предложение кукурузы. Таким образом, изменение предложения одного из товаров-конкурентов находится в обратной зависимости от изменения цены другого това­ра, а товары, производимые «совместно» (автомобильные и велоси­педные шины; футбольные и баскетбольные мячи и др.), – в прямой зависимости.

4. Налоги и дотации.Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает непосредственное влияние на предложение. С ростом налогов увеличиваются издержки производ­ства и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и предоставление государственной дотации, умень­шает издержки производителя, увеличивая предложение товара.

   Особенностью свободного рынка является то, что при определен­ном количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стре­мится к равновесию. Предположим, что фирма предлагает товар по цене, которая находится выше точки равновесия E (на графике точка Р2). Покупатели считают такую цену слишком высокой, и поэтому какое-то количество продукции (Q
2

Q
1
)не находит покупателя. В данном случае образуется избыток товара – превышение предложе­ния над спросом. Рынок перенасыщается товаром, и производитель вынужден снизить цену, чтобы устранить излишки нереализованной продукции. Одновременно сокращается выпуск товара, его производство при снизившейся цене (P
1) невыгодно, но цене Р1 уже соответ­ствует больший, чем раньше, спрос Q
2
,который значительно превы­шает объем предложения Q1; на рынке складывается дефицит товара (Q
2

Q
1
).Цена предложения растет и перемещается по кривой спроса вверх. Этот процесс продолжается до тех пор, пока спрос и предложе­ние не уравновешиваются в точке Е. График равновесия цены спроса и предложения (рис. 2) наглядно иллюстрирует зоны, характеризую­щие избыток и дефицит товара.

Из тактических соображений фирма может временно переклю­чаться на преимущественное производство других, обеспечивающих большую прибыль товаров из своего ассортимента, что снизит пред­ложение первого товара.

Маркетинговая служба фирмы призвана анализировать и ожида­ния прибылей. Если результаты исследования рынка показывают, что в недалеком будущем ожидается повышение спроса на тот или иной товар (услугу), то производитель имеет все основания увеличить вы­пуск продукции в расчете на последующее увеличение прибылей. Та­ким образом, рыночная цена, или равновесная цена товара, устанав­ливается при равновесии спроса и предложения в точке P
(рис. 2).

Равновесие отражает компромисс между покупателем и продав­цом, проявляющийся во взаимном согласии совершить сделку купли-продажи. Единственной уравновешенной ценой, которая может сохраняться до тех пор, пока она удовлетворяет интересы покупателей и продавцов, является цена, при которой объем предлагаемого това­ра равен объему спрашиваемого товара (QS=QD). Конкурентное равновесие всегда находится в точке пересечения кривой спроса (DD
)и кривой предложения (SS
)и соответствует точке равновесия Е.

Однако состояние равновесия спроса и предложения никогда не бывает статичным из-за большого количества влияющих на эти про­цессы факторов. Следствием этого влияния является постоянное смещение кривых спроса и предложения (вправо или влево, вверх или вниз), в результате которого происходит нарушение равновесия. Но­вое равновесие устанавливается в другой точке, например, в точке E
1, которой будет соответствовать новая рыночная цена Р1 (рис. 3). Практика знает много случаев, когда «инициатором» нарушения рав­новесия выступает как спрос, так и предложение.

При анализе спроса и предложения наибольший интерес, как пра­вило, представляет не их абсолютное значение, а изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены товара или какого-либо дру­гого параметра, определяющего величины спроса и предложения. В самом деле предпринимателю необходима информация о том, на­сколько изменится спрос под воздействием ряда факторов (доходов, цен на другие товары и т.п.). Количественно измерить чувствитель­ность спроса и предложения к изменению факторов, их определяю­щих, позволяет эластичность.

Рис. 3. Равновесие спроса и предложения

Эластичность–это мера реагирования одной переменной вели­чины на изменение другой величины. Иными словами, эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на 1%.

Особую важность представляет эластичность спроса от цен, или ценовая эластичность, которая показывает реакцию величины спро­са в ответ на изменение цены и определяет, на сколько процентов из­менится величина спроса при изменении цены на 1%. Ценовая элас­тичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен, с точки зрения количества товаров, которые они приобретают.

Степень ценовой эластичности определяют с помощью коэффи­циента эластичности Еdпо формуле:

гдeQ
1
,
Q
2– объем продаж по старым (Р1) и новым (Р2) ценам.

В зависимости от величины коэффициента ценовой эластичности спроса различают:

·неэластичный спрос, при Ed

1;

·спрос единичной эластичности, при Еd= 1;

·эластичный спрос, при Еd
>1.

В случае абсолютной неэластичности при Еd
=0 (рис. 4) кривая спроса представляет собой линию, параллельную вертикальной оси (оси Р), т.е. небольшое повышение цены ведет к бесконечно большо­му сокращению величины спроса и наоборот. В случае абсолютной эластичности при Еd
кривая спроса параллельна горизонталь­ной оси (оси Q
)и расположена выше ее (так как Р > 0). Отсюда при абсолютно эластичном спросе никакое изменение цены не влияет на величину спроса.

Рис.4.Абсолютно неэластичный спрос (Еd= 0) и абсолютно эластичный спрос (Еd)
Что дает предпринимателю знание эластичности спроса? Если маркетинговая служба, подсчитав эластичность спроса, оп­ределила, что спрос на товар неэластичен (Еd
1), то руководству фирмы можно дать рекомендацию о повышении цены на этот товар, выручка при этом будет расти. Если спрос на товар эластичен (Ed
>1), то цены лучше не повышать, поскольку выручка от реа­лизации будет снижаться. В данном случае целесообразнее рассмот­реть предложение о снижении цены, когда выручка будет расти за счет увеличения спроса на товар.
Аналитические исследования показывают, что различные товары по-разному реагируют на изменение цены. К товарам неэластичного спроса относятся товары первой необходимости (жилье, электроэнер­гия и т.д.), товары, которым нет или почти нет замены (молоко, хлеб, лекарства, медицинские услуги), товары относительно недорогие (соль, спички), товары, приобретаемые покупателем из-за отсутствия выбора.

В своей деятельности предприниматель должен учитывать, что чувствительность потребителей к ценам и их реакция на ценовые из­менения зависит от психологических и экономических факторов. Например, эластичность спроса от цен будет ниже в следующих случаях:

· товар не имеет аналогов;

    · покупателю не известны или малодоступны товары-заменители;

· покупателю сложносравнить качественные характеристики то­варов-заменителей;

· затраты покупателей на товар составляют небольшую частьих бюджета;

· потребитель может часть затрат на приобретение товара (или услуги, например, медицинское обслуживание) разделить с кем-то (фирмой, страховой компанией);

· продукт используется в комплексе с ранее приобретенными (ба­зовыми) (прикладные программы к PC);

· товар относится к категории «предметов первой необходимос­ти»;

· товару приписывают лучшее воздействие на здоровье потреби­теля, большую экологическую чистоту и престиж;

· товар не подлежит длительному хранению.

Если фирма проводит исследование возможного рынка сбыта но­вых товаров, то для расчета эластичности спроса можно использо­вать данные выборочного статистического исследования спроса на новый товар или экспертные оценки.

Определенный на основе ценовой эластичности спрос образует верхнюю границу цены.

Предпринимателей также интересует эластичностьспроса по от­ношению не только к цене, но и к другим переменным, например, кдоходу.

Эластичность спроса может быть использована и для принятия решений в условиях изменения налоговых ставокна прибыль. Если ставка налога повышается, то предприниматель, учитывая эластичность своего товара, принимает решение о повышении цены таким образом, чтобы его финансовое положение практически не ухудши­лось.
Глава 3. Общее экономическое развитие и благосостояние в современной России

Процесс производства, распределения и потребления будет протекать нормально лишь в условиях общего экономического равновесия. Таким состояние экономики считается тогда, когда на всех рынках спрос и предложение взаимно уравновешиваются. Такое идеальное положение может возникнуть и сохраняться продолжительное время в условиях свободной конкуренции. При несовершенной конкуренции общее экономическое равновесие постоянно нарушается, однако проявляется тенденция к его установлению. При нарушении равновесия совершается распределение и перераспределение доходов в пользу тех, кто оказывается сильнее других, через влияние на ценообразование обеспечивает себе лучшие условия сбыта и получения дохода. Значит, получение доходов, а отсюда и благополучие их получателей во многом зависит от состояния рынка.

Благополучие или благосостояние населения — это обеспеченность его жизненно необходимыми средствами существования. Значит, благосостояние разных слоев населения в определенной мере зависит от рынка, который в данном случае выполняет регулирующую роль в распределении доходов. Поскольку доля участия каждого субъекта в производстве блага (продукта) различна, то и доходы будут неодинаковыми. Кроме того, на дифференциацию получателей доходов влияют в значительной степени изменения цен на рынках несовершенной конкуренции и на этой основе — перераспределение доходов. Неравенство в доходах обуславливает неравенство в уровне благосостояния получателей доходов. Оно является действенным стимулом для работника трудиться с наибольшей отдачей, а для других собственников факторов производства (капитала, земли) — эффективнее их использовать, чтобы получить больший факторный доход (зарплату, прибыль, ренту, процент).

В экономической политике современного государства проблема занятости является одной из главных, поскольку она касается таких сторон жизни общества, как экономический рост и повышение уровня благосостояния населения страны. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка труда с целью поддержания занятости на оптимальном уровне следующими методами:

1) регулирование размера заработной платы как цены товара рабочей силы, это: установление минимума зарплаты; регламентация ряда надбавок к ней; индексация зарплаты в связи с ростом цен; замораживаете размера заработной платы на определенный период; использование системы налогообложения личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных отраслях хозяйства; методическая помощь предприятиям в организации оплаты труда;

2) использование системы мер воздействия на занятость через стимулирование роста производства и инвестиций;

3) организация работы государственной службы занятости, в т.ч. биржы труда;

4) регулирование режима и условий труда (продолжительность рабочего дня и рабочей недели, нормативы труда и отдыха работников и т.п.);

5) усиление роли государства в поддержании нормальных трудовых отношений между администрацией предприятия и коллективом рабочих.

С проблемой доходов связаны так называемые внешние эффекты. Это — положительные или отрицательные для общества в целом или отдельных лиц последствия, появляющиеся в результате производства или потребления осуществляемых другими липами или фирмами. Например, вырытый водоем для разведения рыбы благотворно повлиял на урожайность соседних огородов, поскольку повысилась влажность воздуха и почвы. Это положительный эффект для владельцев огородов, поскольку они получили влагу бесплатно. Фирма сливает в реку неочищенную, использованную в производстве воду. Это заставляет тех, кто ниже по течению реки, затрачивать определенные средства на ее очистку. Это пример отрицательного эффекта.

Выгоды и издержки от внешних факторов не учитываются, не оцениваются, тем не менее, они отражаются на динамике доходов населения и фирм. Действие внешних эффектов лежит вне рыночных отношений, поэтому это обстоятельство должно учитывать государство в своей экономической политике. В одном случае оно может запретить деятельность, наносящую ущерб окружающим, в другом установить специальный налог, заставляющий, например, фирму построить очистные сооружения, в третьем случае, выдавать субсидии тем, кто несет убытки от внешних эффектов, или тем, кто за счет этих средств оздоровит территорию. Далее, чтобы сохранить разрыв в доходах разных групп населения, государство должно оказывать социальную помощь в первую очередь имеющим низкие доходы, чтобы обеспечить им нормальные условия жизни и труда. То, что не может делать рынок (решение социальных проблем), призвано делать государство. Доход как приращение средств у субъекта (лица, фирмы, государства) за определенный промежуток времени имеет две формы выражения: денежную — номинальный доход и натуральную, вещественную реальный доход.

В системе рынков факторов производства особое место занимает рынок труда (рабочей силы). Основным поставщиком рабочей силы являются домашние хозяйства как экономическая основа (функционирования) существования семьи. Семья выполняет важную функцию детородную, репродуктивную; она «производит» способность человека к труду. Государство в этом важном для общества процессе участвует через систему образования и медицинского обслуживания. Однако работник «выносит» на рынок свою способность к труду непосредственно из семьи.

Восстановление и развитие рынка труда в современной России началось с 90-х годов XX в. Нарушение соответствия между спросом и предложением на рынке труда проявляется в колебаниях уровня занятости и безработицы. Безработица (постоянное наличие на рынке труда лиц, не имеющих работы и стремящихся ее получить) — непременное свойство рынка труда.

В недавнем прошлом власть официально заявляла об отсутствии безработицы в СССР, поэтому не было системы учета потерявших место работы. Более того, принимались решения борьбы с теми, кто уклонялся от общественно полезного труда, кого стали называть тунеядцами. Чтобы занять трудом всех трудоспособных, создавали новые рабочие места там, где в этом не было целесообразности, что приводило к недоиспользованию рабочей силы, а следовательно, к недопроизводству, потере (способности) квалификации работников. Например, в литературе появлялись сообщения о том, что инженеры некоторых предприятий только 15% рабочего времени используют на выполнение прямых своих обязанностей, а остальные 85% тратят на работу, не требующей специальной подготовки, бывало, два работника выполняли то, что мог без особого напряжения один. О безработице как реальном и устойчивом явлении в России заговорили с начала экономических реформ, когда, наблюдалось резкое сокращение производства, началась структурная перестройка общественного производства. Разные регионы страны имели различные стартовые позиции к началу экономических реформ. Кроме того, демографические, экономические, социально-психологические и политические особенности регионов, сложившиеся при плановой экономической системе, обусловили разную степень способности их приспособиться к новым условиям. Это тоже привело к дифференциации уровней безработицы и занятости. Там, где недостаточно развит рынок труда и велики расходы, связанные с миграцией населения, региональные рынки труда сохраняют устойчивые различия.

Проблема занятости в России сегодня имеет серьезную остроту и свои особенности. В сфере занятости осуществляются реальные трудовые отношения, формируются пропорции трудовых ресурсов между отраслями хозяйства, предприятиями. Изменения в занятости в какой-то мере отражают общие процессы в экономике, а также закономерности изменений на рынке труда. Можно отметить ряд общих тенденций в сфере занятости в переходной экономике России.

1. Опережающий рост занятости в частном секторе и в сфере предпринимательства. Например, доля занятости в частном секторе экономней увеличилась с 19,5% в 1992 г. до 45,3% в 1999 г. от общего числа занятых в хозяйстве страны.

2 Изменения в отраслевой структуре занятости проявились прежде всего в том, что доля занятых в сфере обслуживания (торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, органы управления и т.п. сферы) заметно увеличилась. За указанный период, к примеру, число занятых в торговле и общественном питании увеличилось с 7,9% до 14,9%.

3. Расширение масштабов так называемой неполной занятости в двух ее основных формах. Первая — вынужденные, инициированные, администрацией оплаченные частично или неоплаченные отпуска. Вторая форма — применение режима неполного рабочего времени. Неполная занятость, с одной стороны, — один из факторов застойных явлений и большого количества малоэффективных рабочих мест с вытекающими из этого негативными последствиями. С другой неполная занятость — альтернатива открытой безработицы, что позволяет отдельным предприятиям сохранить их трудовой потенциал, зарезервировать производственные мощности на период нестабильности.

4. Использование особой формы компенсации снижения реального уровня жизни трудящихся. Это вторичная занятость, которая проявляется в занятости на двух или более рабочих местах или в порядке совместительства по основному месту работы или на других предприятиях. Таким образом, дополнительная работа приносит дополнительный доход работнику, компенсируя снижение его реального дохода из-за роста цен.

5. Развитие неформальной занятости, т.е. занятость юридически неоформленными трудовыми отношениями, занятость на незарегистрированных предприятиях или юридически не оформленная самостоятельная деятельность. По некоторым оценкам в неформальную занятость вовлечено до 25 млн. человек — в сфере услуг населению по строительству, ремонту, пошиву одежды и обуви, уличная торговля. Таким образом, часть населения имеет возможность получать дополнительные заработки в неподконтрольной государству сфере хозяйства. Однако неформальная занятость расширяет зону социальной и правовой незащищенности работников, создает устойчивую базу для криминалитета, ведет к сокрытию доходов и недополучению средств в бюджет.    продолжение
–PAGE_BREAK–