КУРСОВАЯ РАБОТА ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК ГЛАВНЫЙ ЭМИССИОННЫЙ БАНК СТРАНЫ Содержание Введение 1. Центральный банк ключевое звено банковской системы1.1 Сущность центральных банков. Цели и задачи их организации 1.2 Возникновение центральных банков. Особенности и формы их организации 2. Функции и операции центральных банков.2.1 Функции центральных банков.10 2.2
Денежно-кредитная политика центральных банков 2.3 Операции центральных банков 3. Центральный банк РФ 3.1 Банк России структура и основы функционирования. Правовой статус ЦБ 3.2 Основные функции и задачи Центрального банка 3.3 Эмиссионная деятельность
Центрального банка. Конституционные основы денежно-кредитной политики Банка России 25 Заключение29 Список литературы.30Введение Банковская система одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Банки, проводя денежные расчеты, кредитуют хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного
труда. Надежная банковская и финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Для рыночной экономики очень большое значение имеет функционирование финансовых организаций, поэтому кредитно-банковская система должна находиться под строгим контролем со стороны
Центрального банка. Переход к рыночным методам хозяйствования в Российской Федерации существенно меняет роль финансово-кредитных рычагов в экономике. От эфф-ективности денежно-кредитной и финансовой по-литики государства зависит состояние экономики страны. Учитывая актуальность вопроса, темой курсовой работы была выбрана Центральный банк главный эмиссионный банк страны. Цель работы – рассмотреть положение
Центрального Банка в кредитно-банковской системе государства, определить задачи его деятельности, установить, какую роль Банк России играет в регулировании денежно-кредитной системы РФ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи изучить историческое становление и значение центрального банка в кредитно-финансовой системе государства рассмотреть функции, возлагаемые на центральные банки исследовать положение Центрального Банка РФ в кредитно-финансовой системе
России. Таким образом, объектом исследования является центральный банк как главное звено финансово-кредитной системы, и Банк России в частности. В процессе работы изучены законодательные материалы Российской Федерации по данной теме, материалы периодических изданий и научно-методическая литература. Глава 1. Центральный банк ключевое звено банковской системы 1.1 Сущность центральных банков. Цели и задачи их организации
Роль центрального банка в обществе и его значение для развития экономики многократно рассматривались в трудах отечественных и зарубежных ученых. Еще в российской литературе XIX в. встречаются рассуждения о том, что исследование банковской системы должно начинаться с изучения центрального банка и вопрос о центральном банке в России не может не волновать ни одного мыслящего человека. 13, с. 3 Центральный банк многогранен его организация и деятельность так или иначе взаимосвязаны с
развитием и банковской системы, и экономики, и даже общества в целом. Объясняется это тем, что именно центральный банк производит эмиссию наличных денег и организует денежное обращение. Поэтому он настолько же многогранен, насколько многогранно само денежное обращение, захватывающее все сколько-нибудь существенные стороны жизни. 5, с. 7 Для того чтобы разобраться в сущности центрального банка, следует обратиться к его историческому
происхождению, тогда станет понятно его значение для общества и государства. Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. Для регулирования банкнотной эмиссии государство стало подвергать ее жесткой регламентации коммерческим
банкам было запрещено осуществлять эмиссию банкнот. Такое право было закреплено исключительно за эмиссионными банками. Так сложилась двухуровневая банковская система, состоящая из многочисленных коммерческих банков и одного центрального эмиссионного банка. В Англии это Английский банк, во Франции Французский банк, в США со времени издания федерального акта в 1913 году функционируют двенадцать
федеральных резервных банков, входящих в единую Федеральную резервную систему США ФРС, в РФ Центральный Банк России Банк России. Итак, эмиссионными банками являются центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. Главная задача банков, выполняющих функции центральных, торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственно в отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управлении
эмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они не являются ни коммерческими организациями, ни органами государственного управления в традиционном понимании этого слова. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает ему возможность оказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью. Эмиссионный банк становится центром по организации банковского
дела в стране, вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения. Сущность центрального банка проявляется в следующих функциях эмиссия и контроль денежного обращения управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета выполнение роли кредитора последней инстанции, банка банков установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки центрального банка по кредитам определение приоритетных целей денежно-
кредитной и валютной политики и их реализация определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики. Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Необходимость в центральном банке порождается двумя детерминациями
рыночной и политической. Если центральный банк станет полностью рыночной структурой, то не сможет выполнять функцию перераспределения финансов, необходимую государству. Если центральный банк будет государственным органом, то его рыночная деятельность окажется менее эффективной, а стало быть, уменьшатся финансовые возможности государства. Таким образом, сущность центрального банка изначально противоречива своей двойственностью сочетанием
рыночного и нерыночного начал. А, значит, и сочетанием качеств эмиссионного банка как центра и источника всей денежной системы страны, регулятора денежно-кредитных отношений и таких качеств, которые ему присущи как регулятору финансовой системы в связи с полномочиями по поддержанию курса национальной валюты и обслуживанию государственного долга. Только центральный банк, применяя свои рыночные и нерыночные методы воздействия на денежно-кредитную систему, может повлиять на стоимость денег и перераспределить финансы
личного сектора, домашних хозяйств и коммерческих организаций таким образом, что при этом пополнится государственный бюджет. Сущность центрального банка двойственна с точки зрения тех интересов, которые он обеспечивает и защищает. С одной стороны центральный банк осуществляет и валютное, и пруденциальное регулирование в денежно-кредитной системе. В этом качестве он выступает представителем всей банковской системы. С другой стороны, он является представителем государства во многих банковских отношениях.
Его статус позволяет влиять на организацию и функционирование кредитных организаций, а, в конечном счете, на состояние всей экономики страны. У него всегда есть возможность произвести эмиссию денег и тем самым увеличить денежную массу в обращении или повысить резервные требования к банкам и таким образом повлиять на процентные ставки и на объем выдаваемых банками кредитов. В последнем случае происходит сокращение безналичного обращения и, следовательно, уменьшается рост
денежной массы. Центральный банк использует различные финансовые инструменты с целью повлиять на рост денежной массы в обращении, а значит, и на масштаб цен, который объективно складывается на рынке товаров и услуг. Это влияние распространяется на все объекты собственности, начиная от заработной платы и кончая недвижимостью. В тех случаях, когда благодаря усилиям центральног банка происходит сокращение денежной массы, покупательная способность денег повышается.
И наоборот, расширение денежной массы в обращении приводит к инфляции и снижению покупательной способности денег. При этом такое влияние центрального банка, по сути, остается незаметным. Центральный банк служит осью, центром кредитной системы, он становится важным инструментом регулирования экономики. 5, с. 11 1.2 Возникновение центральных банков. Особенности и формы их организации Исторически существовали два пути образования центральных банков.
Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения возникли сравнительно рано в середине XIX начале XX вв Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г Банк Франции в 1848 г Банк Испании в 1874 г. В эпоху государственно-монополистического капитализма получил развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных.
Национализацию центральных банков ускорили экономический кризис 1929 1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического регулирования экономики. В 1938 г. был национализирован Банк Канады, в 1942 г. Банк Японии, в 1946 г. Банк Англии и Банк Франции. Другие банки федеральные банки США, образованные в 1913 г центральные банки многих латиноамериканских
государств с самого начала были учреждены как эмиссионные центры. После Второй мировой войны были созданы государственный эмиссионные институты в Германии Бундесбанк 1957 г. и Австрии Резервный банк Австрии 1960 г Организационно-правовые основы центральных банков ведущих промышленно развитых стран неоднородны. Например, во Франции первым банком, учрежденным в 1716 г. шотландцем
Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на 14 наличными и на 34 государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк пошел с молотка. В начале XIX века была предпринята новая попытка создать центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона
Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г подчинив провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.
Во главе Банка Франции стоят управляющий и два его заместителя, которые назначаются президентом республики на неограниченный срок. Принципиальные финансовые решения и руководство банком осуществляет Генеральный совет Банка, состоящий из 12 членов, семь из них назначаются министром финансов. Банк контролируется казначейством и министерством финансов. Банк Англии является одним из старейших банков мира, он был создан в 1694 г. как первый акционерный
коммерческий банк. В условиях острой потребности государства в финансовых средствах Банк предоставлял кредиты правительству, за что получил право на эмиссию банкнот, беспрепятственно обменивающихся на металлические деньги. Кроме того, Банку Англии было предоставлено право размещения государственных займов, в результате чего была сформирована система управления государственным долгом через этот Банк. В 1844 г. актом Р. Пиля Банк Англии в законодательном порядке получил право на эмиссию банкнот.
Обращавшиеся старые банкноты были заменены новыми, которые должны были на 100 обеспечиваться золотом, за исключением 14 млн фунтов стерлингов фидуциарной эмиссии, т.е. не покрытых золотом банкнот. После Второй мировой войны, в 1946 г. Банк Англии был национализирован. Наряду с определением денежной политики ему было также предоставлено право контроля над банками. Высший орган банка Директорат, состоящий из четырех штатных директоров и 12 директоров-заместителей.
Он возглавляется управляющим и заместителем, назначаемыми на пять лет. Директора по совместительству являются представителями ведущих банков и концернов промышленности и торговли. Директорат отвечает за денежную политику банка и работает в тесном контакте с правительством. По характеру собственности банки можно разделить на следующие виды Государственные, капитал которых принадлежит государству.
Так, 100 капитала центрального банка принадлежит государству в Великобритании, Франции, России, Дании и Нидерландах Акционерные в США 100 капитала федеральных резервных банков находится в собственности банков-членов ФРС в Италии 100 капитала центрального банка принадлежит банкам и страховым компаниям Смешанные в Японии 55 – в собственности государства и 45 – частных лиц и в
Швейцарии 57 – в собственности кантонов и 43 – частных лиц. Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы. Однако наиболее независимыми от государства являются ФРС США и Немецкий федеральный банк, хотя в США капитал федеральных резервных банков принадлежит банкам
членам ФРС, а в Германии государству. Следовательно, 100-ное участие государства в капитале центрального банка является больше вопросом престижа и традиций. Например, центральный банк Италии, хотя и находится в собственности банков и страховых компаний, является более зависимым от государственных органов. Вторым фактором, определяющим независимость центрального банка от государства, является процедура назначения или выбора руководства банка.
Руководящие органы центрального банка могут назначаться советом управляющих банка или правительством, или же выбираться из предложенных правительством кандидатур. В большинстве развитых стран руководство центрального банка не может быть отозвано ранее установленного срока. Исключение представляют собой центральные банки Италии, Франции, России, которые более зависимы от государства.
Третьим фактором, отражающим независимость центрального банка, является степень подробности определения в законодательстве целей и задач его деятельности. Этим устанавливаются, во-первых, рамки свободы деятельности центрального банка, во-вторых, в законодательном порядке определяются его полномочия. Так, в Австрии, Дании, Франции, Германии, Швейцарии и Японии основные цели и сфера деятельности отражены в конституции
или подробно изложены в законах о центральном банке и банковской деятельности. В таких странах, как США, Швеция, Италия, в законодательстве задачи центрального банка сформулированы лишь в общих чертах. Банк Англии представляет собой исключение, так как его задачи не зафиксированы ни в законодательном порядке, ни предписаниями казначейства. Эти задачи базируются на национальных традициях в этой области, основанных на исторических документах.
Четвертым фактором независимости центрального банка является законодательно установленное право государственных органов на их вмешательство в денежно-кредитную политику. Менее независимыми в этом плане являются центральные банки Франции и Италии. Определение направления денежно-кредитной политики в этих странах в законодательном порядке передано правительству. Центральный банк является лишь консультантом и должен выполнять решения
правительства. В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швеция и Япония, законодательно установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику центрального банка. В Австрии и Дании законодательно не предусмотрено вмешательство государства в денежно-кредитную политику, но центральный банк обязан координировать свою политику с экономической политикой правительства. И, наконец, центральные банки
Германии и Швейцарии по этому признаку являются наиболее независимыми, так как в законодательстве этих стран отсутствует право государства на вмешательство в денежную политику центрального банка. Все эти факторы независимости центрального банка свидетельствуют о месте его в экономике промышленно развитых стран, влиянии на экономические процессы при помощи предоставленного ему законом инструментария регулирования, о степени зависимости от правительства и об особой роли в денежно-кредитной системе страны.
Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. 9, с. 57-69 Глава 2. Функции и операции центральных банков 2.1 Функции центральных банков Центральный банк представляет собой орган государственного регулирования экономики, т.е. банк, наделенный монопольным правом эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения,
кредита и валютного курса. В современных условиях центральный банк выполняет следующие основные функции эмиссионный центр страны валютный центр банк банков и расчетный центр банк правительства центр денежно-кредитного регулирования экономики. 1. Функция эмиссионного центра заключается в том, что центральные банки обладают монопольным правом на выпуск банкнот, обеспечение которых значительно изменилось. В период золотого монометаллизма банкноты центральных банков имели двойное обеспечение золотое и вексельное.
Так, в Англии в соответствии с системой банкнотной эмиссии, введенной в 1844 г. Банк Англии обязан был обеспечивать банкноты золотом за исключением непокрытых золотом банкнот в сумме 14 млн фунтов стерлингов. После Первой мировой войны в соответствии с денежной реформой 1925-1928 гг. в стране был введен золотослитковый стандарт, т.е. банкноты Банка Англии обменивались на золото не в монетах, как раньше, а при условии предъявления их на крупную
сумму на сумму, эквивалентную 400 тройским унциям 12,4 кг, что составляло около 1700 ф. ст. В 1931 г. Англия отменила золотослитковый стандарт. В настоящее время основным обеспечением банкнот являются коммерческие векселя, золотовалютные резервы и государственные ценные бумаги. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общенациональных кредитных денег,
которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов. Банкноты составляют незначительную часть денежной массы развитых стран, поэтому функция эмиссионной монополии ЦБ снижена, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы.
2.Функция валютного центра. Исторически сложилось, что для обеспечения банкнотной эмиссии в центральных банках были сосредоточены золотовалютные резервы. Кроме того, центральный банк осуществляет регулирование, т.е. регулирование платежного баланса и валютного курса, используя такие методы, как учетная дисконтная политика и валютная интервенция. И, наконец, центральный банк представляет свою страну в международных и региональных валютно-финансовых организациях МВФ,
Всемирном банке, Банке международных расчетов, Европейском союзе, ЕБРР, Европейском инвестиционном банке и др. 3. Банк банков и расчетный центр. Особая роль центрального банка в кредитной системе состоит также в том, что главной его клиентурой являются кредитные учреждения, в основном коммерческие банки. Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в центральном банке часть своих денежных
средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Центральный банк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервов с обязательствами банков по депозитам. В периоды напряженного положения на денежном рынке центральные банки осуществляют кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, а также перезалога их ценных бумаг. В последнее время взаимоотношения центрального банка с кредитной системой в промышленно развитых странах
претерпели значительные изменения, что связано прежде всего с проведением мероприятий по либерализации рынка капиталов. В настоящее время взаимоотношения центрального банка с кредитными учреждениями определяются следующим во-первых, центральный банк является для них кредитором в последней инстанции во-вторых, он осуществляет контроль или надзор над банками в-третьих, следует отметить его особую роль как регулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центра кредитной системы страны.
4. Банк правительства. Центральный банк осуществляет исполнение государственного бюджета по доходам и расходам, а также является агентом государства по размещению государственного долга. Казначейство хранит свои свободные средства на текущем счете в центральном банке, которые оно использует для покрытия своих расходов. При этом казначейство расплачивается со своими поставщиками чеками на центральный банк. Вместе с тем центральный банк, пользуясь свободными денежными средствами казначейства, выполняет
операции по исполнению бюджета. Так, по поручению казначейства центральный банк принимает налоговые платежи, которые зачисляет на его текущий счет. Как агент государства по размещению государственного долга центральный банк осуществляет выпуск государственных займов, организует подписку на займы и размещение облигаций займов среди коммерческих банков, страховых компаний и других участников денежного рынка. Однако этим не ограничивается функция центрального банка как банкира правительства, поскольку в ряде
случаев центральный банк осуществляет также непосредственное кредитование государства за счет своих ресурсов. 5. Проведение денежно-кредитной политики. Центральный банк основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Эта функция более подробно рассмотрена в следующем параграфе. 2.2 Денежно-кредитная политика центральных банков Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90 денежной массы
в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10 – банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста.
Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и др. Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, но наиболее распространенными из них являются изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка учетная, или дисконтная, политика изменение норм обязательных резервов банков операции на открытом рынке, т.
е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг регламентация экономических нормативов для банков соотношения между кассовыми резервами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др Эти методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов
в целом. Могут применяться также выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита или кредитования различных отраслей. К выборочным методам относятся прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд так называемые кредитные потолки регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса.
Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам. Изменение процентной ставки центрального банка особенно активно используется в условиях нарушения равновесия
платежного баланса и обострения валютных кризисов. Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств заморожена на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются
проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента. Изменение норм резервных требований, представляющее собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования впервые он был применен в США в 1913 г относится к косвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действии рыночных механизмов. Минимальные резервы это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном
банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов срочный, до востребования, их величины, географического расположения банка в крупном или небольшом городе, институциональных различий вида кредитного учреждения. В настоящее время географические и институциональные различия постепенно стираются. Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение с одной стороны, оно гарантирует
минимальный уровень ликвидности коммерческих банков, с другой используется как важный инструмент денежно-кредитной политики центрального банка. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то
ресурсы последних и, соответственно, их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями казначейскими и коммерческими и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса в результате расширения спроса на них. Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.
Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности. Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком
смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным
банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке. Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается.
При скупке долларов их курс растет. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке
и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов. Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков минимальный размер уставного капитала предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов минимальный размер обязательных
резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства ограничение размеров валютного и курсового рисков ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков. 2.3 Операции центральных банков Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в его операциях, которые делятся на пассивные операции по созданию ресурсов банка и активные операции по их размещению. Главным источником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссия банкнот.
На современном этапе выпуск банкнот полностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, государства и увеличении золотовалютных резервов. Механизм эмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнот при кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскими обязательствами при кредитовании государства государственными долговременными обязательствами, а при покупке золота
и иностранной валюты соответственно золотом и иностранной валютой. Т.е обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активных операций банка. Размеры пассивной операции центрального банка эмиссия банкнот зависят от его активных операций ссуд банкам, казначейству, покупки иностранной валюты и золота.
В этом смысле можно сказать, что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению к пассивным. Это не означает, что любая ссуда центрального банка кредитной системе или государству связана с новым выпуском банкнот. Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков и казначейства, открытые в центральном банке, в этом случае происходит не банкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсов центрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы,
зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства средства госбюджета. Обычно не более 4 пассива приходится на долю собственного капитала банка. К основным активным операциям центральных банков относятся учетно-ссудные операции банковские инвестиции операции с золотом и иностранной валютой. Учетно-ссудные операции представлены двумя видами ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческих векселей, казначейских векселей, государственных облигаций
и других ценных бумаг учетные операции покупка центральным банком векселей у государства и банков. покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как при этом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которую центральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой, которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока его погашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, или учетной ставкой центрального банка. Банковские инвестиции это покупка банком ценных бумаг. Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценные бумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинстве промышленно развитых стран служит
главной и даже единственной формой кредитования правительства. Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, в этих странах практически отсутствует например, в США, Канаде, Японии, Великобритании, Швейцарии, Швеции или ограничено законом в Германии, Франции, Нидерландах. Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банка находится лишь незначительная
часть государственных ценных бумаг, основная их масса перепродается банком на рынке ценных бумаг. Соответственно основными кредиторами государства выступают не центральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, компании, население. Важной, а нередко главной целью покупки центральным банком государственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковской системы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитной
политики. 10, с. 29-37 Глава 3. Центральный банк РФ Центральный банк Российской Федерации Банк России был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным
Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР Банке России, согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В ноябре 1991 г. в связи с образованием
Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление
материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций. 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР. Несколько месяцев спустя банк стал называться
Центральным банком Российской Федерации. 3.1 Банк России структура и основы функционирования. Правовой статус ЦБ Деятельность Центрального Банка РФ ЦБР регулируется Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России 86-ФЗ от 27 июня 2002 года. В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства, и в своей деятельности
он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти. Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности независим от органов государственного управления экономикой. Банк России единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, учебные заведения и другие организации.
Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка. Таким образом, Банк России можно представить как единую систему, имеющую своеобразные филиалы в каждом административном образовании страны. На местах такими филиалами являются расчетно-кассовые центры РКЦ или при крупных территориальных учреждениях национальных банках, областных управлениях так называемые
ЦОУ центральные операционные управления. Однако эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы. Территориальные учреждения Банка России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля, банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным
фондам. К каждому коммерческому банку в соответствующем территориальном подразделении ЦБР, а к крупным банкам – в Главном управлении по надзору за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого банка имеется также куратор в расчетно-кассовых центрах РКЦ – подразделениях, подчиненных Главным управлениям ЦБР по соответствующей территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских
счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение в виде платежного поручения или сводного платежного поручения расчетно-кассовому центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль над всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от
клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета. Роль РКЦ значительна, поскольку без них в условиях неплатежей страна вообще не могла бы функционировать если платежное поручение выписано на РКЦ, деньги будут переведены, а если оно выписано на другой банк, то этого может не произойти.
Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России. Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации. Как правило, кредитные организации получают эти документы в том расчетно-кассовом центре Главного территориального управления ЦБР, в котором у них имеется корреспондентский счет.
Банк России не может участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено Федеральным законом. Например, ему разрешено иметь 51 акций Сберегательного банка РФ, участвовать в капитале Внешэкономбанка и Внешторгбанка РФ. В капитале других коммерческих банков и кредитных организаций ЦБ России участвовать не имеет права. Получение прибыли не является целью деятельности
Банка России. Его Уставный капитал 3 млрд руб. В соответствии с федеральным законом Банк России находится на коммерческом расчете и самофинансировании и производит операционные расходы в пределах полученных доходов. Высшим органом управления Банка России является Совет директоров, в который входят Председатель банка и двенадцать членов Совета Директоров.
Председатель и члены Совета назначаются Государственной Думой на четыре года по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд 12 лет. Совет директоров устанавливает основные условия найма на работу, оплаты труда и дисциплинарной ответственности должностных лиц за упущения в работе. В банковской системе
России ЦБ РФ определн как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны
ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России и другими федеральными законами.
Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации Банке России основными целями деятельности Банка России являются укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным
валютам развитие и укрепление банковской системы России обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти ст. 75 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации Банке России.
Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России. Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации – проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации Банке России. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Финансовая независимость Центрального банка Российской
Федерации выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5 Федерального закона О Центральном банке Российской Федерации Банке России федеральные органы государственной власти, органы
государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке. 3.2 Основные функции и задачи Центрального банка Федеральным законом от 12 апреля 1995 года установлены
основные функции и задачи Центрального Банка Российской Федерации. Основной задачей кредитно-денежной политики Центрального банка Российской Федерации является достижение стабилизации и снижение инфляции. Другими задачами Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам развитие и укрепление банковской системы
Российской Федерации обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Банк России выполняет следующие функции во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение и защиту устойчивости рубля монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования
устанавливает правила осуществления расчетов на территории России устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом осуществляет все виды банковских операций осуществляет валютный контроль и валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты
определяет порядок расчетов с иностранными государствами принимает участие в разработке платежного баланса страны и организует его составление проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, прежде всего, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений. 10, с. 17-19 14, с. 17-18 Рассмотрим эти функции подробнее. Функция проведения государственной денежно-кредитной политики по развитию рыночной экономики, обеспечению
устойчивости денежного обращения и покупательной способности национальной денежной единицы. Выполняя эту функцию, Банк принимает участие в разработке основ экономической политики правительства и использует различные методы денежно-кредитного управления банковской системы, входящие в его компетенцию. Для обеспечения бесперебойной циркуляции денег на Центральный банк возложен контроль за производством, транспортировкой и хранением денежных знаков, а
также созданием их резервных фондов. Денежные знаки поступают в обращение после перечисления из резервных фондов в оборотные фонды банков. Функция эмиссии денег и организации денежного обращения. Эмиссия денег является монопольным правом Центрального Банка и находится только в его компетенции. Эмиссия денег производится в размерах, утверждаемых Советом Министров РФ, и распределяется в соответствии с предусмотренными целями, она осуществляется
в двух формах деньги банковского оборота при кредитовании коммерческих банков наличные деньги, обеспечивающие кассовые операции по обслуживанию народного хозяйства и бюджета. Функция кредитования коммерческих банков на основе рефинансирования портфеля ресурсов. Главная особенность этой функции состоит в том, что Центральный Банк как банк банков производит кредитование только банковских учреждений.
Процесс кредитования заключается в восстановлении денежных средств низовых банков, вложенных в кругооборот капитала предприятий различных отраслей народного хозяйства. Предоставление кредитов происходит по ставкам рефинансирования, установленным Центральным Банком. Регулирование процентных ставок коммерческих банков осуществляется установлением маржи или предельного уровня превышения ставок рефинансирования
Центрального Банка. Функция организации безналичных расчетов народного хозяйства. При выполнении этой функции банк банков устанавливает принципы организации расчетов, способы совершения платежей, формы бланков денежных документов, этапы их бухгалтерской обработки и порядок совершения расчетных операций. Все предприятия, организации и учреждения обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках и совершать расчетные операции только по этим счетам.
На расчетные счета зачисляется денежная выручка от реализации товаров, работ, услуг. Безналичные расчеты организуются на основе корреспондентских счетов коммерческих банков в РКЦ Банка России. Эти счета используются для перевода денежных средств банковских клиентов, находящихся в различных пунктах нашей страны. Помимо РКЦ межбанковские корреспондентские отношения организуются через сеть расчетных палат, создаваемых региональными коммерческими банками.
Функция организации банковских операций, бухгалтерского учета и статистической отчетности о работе банков. В связи с этой функцией Банк создает правила финансирования, кредитования, расчетов и кассовых операций, а также бухгалтерского учета и отчетности по основным участкам деятельности кредитных учреждений. Важнейшие из них – правила кредитования предприятий и хозяйственных организаций коммерческими банками. Правила Центрального Банка предусматривают осуществление контроля за целевым расходом и своевременным
возвратом предоставленных средств. Правила ведения кассовых операций содержат порядок обращения с наличными деньгами в хозяйствах и банках. Соблюдение этих правил имеет большое значение для ограничения налично-денежного обращения, сокращения издержек и ускорения оборота наличных денег. Правила бухгалтерского учета отражают порядок совершения эмиссионных, расчетных, кредитных и кассовых операций по соответствующим счетам Центрального и коммерческих банков.
Правила статистической отчетности содержат основные условия составления отчетных форм и таблиц о работе банков применительно к участкам их деятельности. Функция государственной регистрации кредитных учреждений. Во исполнение этой функции Банк рассматривает пакет документов для открытия нового кредитного учреждения и принимает решение о предоставлении лицензии на право ведения банковских операций. Такие лицензии выдаются только кредитным учреждениям, располагающим квалифицированными кадрами для
выполнения возлагаемых на них обязанностей. Функция организации государственного контроля за деятельностью кредитных учреждений. После открытия кредитных учреждений и начала их операций Центральный Банк осуществляет постоянный контроль за их деятельностью. Эта работа производится расчетно-кассовыми центрами банка, в которых находятся корреспондентские счета низовых кредитных органов. Функция реализации облигации государственных займов и кредитования расходов
федерального бюджета. Центральный Банк – уполномоченный орган Министерства финансов по продаже облигаций государственных займов. Реализация облигаций этих займов осуществляется банками-дилерами, состав которых формируется Министерством финансов и Центральным Банком. Прямое кредитование бюджета производится Центральным Банком за счет его эмиссионного фонда.
Функция регулирования золотовалютных резервов страны. Центральный Банк России является главным депозитарием золотовалютных резервов государства и организует все операции по покупке и продаже золота и иностранных валют. Операции с этими ценностями производятся по ценам спроса и предложения на золотых и валютных рынках. Функция составления платежного баланса страны. В условиях детронизации золота, ликвидации золотомонетного
стандарта и монетного паритета основой обеспечения банкнот Центрального Банка служат товарные массы, включая товары отечественного и зарубежного производства. В целях контроля за состоянием внешней торговли, платежей и золотовалютных резервов ЦБ РФ составляет платежный баланс Российской Федерации. В балансе отражается соотношение платежей и поступление в страну инвалюты, на основе чего рассчитывается
сальдо баланса. Соотношение платежей в области внешней торговли имеет большое значение для курса рубля по отношению к иностранным валютам. При превышении экспорта над импортом спрос на отечественную валюту возрастает, а при обратном соотношении падает, что оказывает соответствующее воздействие на курс рубля. Поэтому поддержание стабильности платежного баланса одна из наиболее важных задач Центрального Банка, связанная с регулированием курса рубля.
Успешное выполнение функций Центрального Банка необходимое условие эффективного развития рыночной экономики России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России в соответствии с законодательством являются процентные ставки по операциям Банка России нормативы обязательных резервов коммерческих банков операции на открытом рынке рефинансирование банков валютное регулирование установление ориентиров роста денежной массы прямые количественные ограничения
деятельности коммерческих банков. В соответствии с федеральным законом от 12 апреля 1995 года основными задачами Банка являются участие в разработке денежно-кредитной политики правительства поддержание стабильности денежного обращения обеспечение устойчивости курса рубля по отношению к иностранным валютам создание государственного фонда золотовалютных резервов использование методов денежно-кредитного управления банковской системой для развития рыночной экономики. Выполнение этих задач осуществляется на основе эмиссии денег,
кредитования коммерческих банков, продажи и покупки золота и иностранных валют и поддержания внутренней и внешней покупательной способности национальной денежной единицы. 10, с. 23-29 3.3 Эмиссионная деятельность Центрального банка. Конституционные основы денежно-кредитной политики Банка России Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению
денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия безналичных и наличных денег. Эмиссия наличных денег конституционная функция банка России. Конституцией РФ п. 1 ст. 75 предусматривается, что денежной единицей Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в
Российской Федерации не допускаются. Главное назначение Центрального банка как эмиссионного банка создать условия для функционирования денежно-кредитной и финансовой систем общества. Банк России осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение в соответствии с потребностями товарно-денежного оборота. Принципы эмиссии принцип номинала принцип необязательности обеспечения не устанавлива-я официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными
металлами принцип монополии и уникальности эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории РФ осуществляются исключительно Банком России принцип безусловной обязательности рубль является един-ственным законным платежным средством на территории РФ принцип неограниченной обмениваемости не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена при обмене банкнот и монеты на денежные знаки нового образца срок их изъятия из
обращения не может быть менее одного года и более пяти лет принцип правового регулирования решение о выпуске денег в обращение и изъятии их из обращения принимает Со-вет директоров Банка России. Как говорилось ранее, монополия на эмиссию наличных денег принадлежит Центральному банку. Ранее при административно-распределительной системе величина эмиссии служила объектом директивного планирования государством и ни в коем случае не могла превышаться.
В условиях, рыночной экономики директивного планирования не существует, центральные банки прогнозируют размер предполагаемой эмиссии, используя прогнозы кассовых оборотов коммерческих банков и собственные аналитические материалы. При этом важно не только установить оптимальную прогнозируемую величину эмиссии, но и распределение ее по отдельным регионам страны. Эмиссия наличных денег осуществляется децентрализованно.
Это связано с тем, что потребность коммерческих банков именно она определяет размер эмиссии в наличных деньгах зависит от потребности в них юридических и физических лиц, обслуживаемых этими банками, а она постоянно меняется. Поэтому каждый раз завозить деньги из Центра, чтобы удовлетворить эту потребность, было бы не только нецелесообразно из-за многократно возрастающих издержек обращения, но и невозможно. Представим, что потребность в наличных деньгах возрастает в
Южно-Сахалинске. Пока из Центра туда будут доставлены деньги, величина этой потребности может измениться в ту или иную сторону. В результате либо придется везти деньги назад в Центр, либо пересылать в Южно-Сахалинск дополнительные суммы денег, которые из-за расстояния могут снова не совпасть с реальной потребностью в наличных деньгах. Таким образом, эмиссию наличных денег проводят ЦБ
РФ и его расчетно-кассовые центры РКЦ. Они открываются в различных регионах страны и выполняют расчетно-кассовое обслуживание расположенных в этих регионах коммерческих банков. Для эмиссии наличных денег в расчетно-кассовых центрах открываются резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение, в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах.
Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, поскольку они не совершают движения, являются резервом. В оборотную кассу расчетно-кассового центра постоянно поступают наличные деньги от коммерческих банков, но и из нее постоянно выдаются наличные деньги. Таким образом, деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении они считаются деньгами, находящимися в обращении. Если сумма поступлений наличных денег в оборотную кассу расчетно-кассового центра превышает
сумму выдач денег из нее, то деньги изымаются из обращения. При этом они переводятся из оборотной кассы РКЦ в ее резервный фонд. Резервными фондами РКЦ распоряжаются управления городские, областные, республиканские Центрального банка России. Если в результате действия банковского мультипликатора у данного коммерческого банка возрастает величина денег на депозитных счетах, то в результате увеличивается потребность клиентов
в наличных деньгах и увеличивается свободный резерв коммерческого банка. Расчетно-кассовые центры обязаны выдавать коммерческим банкам бесплатно наличные деньги в пределах их свободных резервов. Поэтому, если у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастет потребность в наличных деньгах, а поступления денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастет, то РКЦ вынужден будет увеличить выпуск наличных денег в обращение.
Для этого он на основе разрешения управления Центрального банка РФ переведет наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией, хотя в целом по стране эмиссии наличных денег может и не произойти. При осуществлении эмиссии одним РКЦ другой РКЦ может в то же время дополнительно изъять аналогичную сумму наличных денег, поэтому общая
масса денег в обращении может и не измениться. Сведениями о том, произошла или не произошла в данный день эмиссия, располагает Правление Центрального банка, где составляется ежедневный эмиссионный баланс. Деньги, эмитируемые РКЦ в обращение, поступят в операционные кассы коммерческих банков, откуда будут выданы клиентам этих банков, т.е. поступят или в кассы предприятий, или непосредственно населению. При этом деньги списываются со счетов клиентов до востребования.
Следовательно, наличные деньги трансформируются из безналичных денег, находящихся на депозитных счетах, и представляют собой составную часть денежной массы, созданной коммерческими банками, в результате действия механизма банковского мультипликатора. В России на долю наличных денег приходится 13 всей денежной массы. Вместе с тем значение функции эмиссионной монополии и расчетного центра постепенно снижается в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных денежных систем.
Однако на данном этапе развития экономической системы РФ Центральный банк по-прежнему играет ключевую роль в платежной и банковской системе страны. Заключение В данной работе была рассмотрена сущность центральных банков как ключевого звена кредитно-финансовой системы, цели и задачи их организации, освещены их функции и операции. Также была подробно рассмотрена роль Центрального банка
РФ в функционировании экономики страны, в частности, значение его как монопольного эмиссионного центра. Банк России участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России, способствует укреплению банковской системы России, при помощи инструментов и методов своей денежно-кредитной политики регулирует и способствует
в снижению темпов инфляции и укреплению курса национальной валюты. Роль Центрального Банка в развитии рыночной экономики выражается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны. Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности
национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяют сопоставимые инструменты регулирования. Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной на регулирование валютного курса, помогает государству перераспределять денежные потоки между денежно-кредитной и финансовой системами, решая таким образом множество задач денежно-кредитного регулирования.
Этот уникальный финансовый инструмент привилегирован и является жизненно необходимым для здоровой экономики государства. Список литературы 1. Гражданский Кодекс Российской Федерации 2. Конституция Российской Федерации 3. Федеральный закон О Центральном банке Российской Федерации Банке России от 27 июня 2002 г. 4. Банковское дело
Учебник Под ред. В.И.Колесникова, Л.П.Кроливецкой. 2-е изд стереотип. М. Финансы и статистика, 1996. 475 с. 5. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М. Спарк, 2001. 335 с. 6. Боровская М.А. Банковские услуги предприятиям Учебное пособие Таганрог Изд-во ТРТУ, 1999. 169с. 7.
Вера Смит. Происхождение центральных банков. Тверь Ин-т Национальной Модели Экономики, 1996. 283 с. 8. Вестник Банка России httpwww.cbr.ruvestnik 9. Долан Э. Дж Кемпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М. 1992. 10. Кураков Л.П Тимирясов В.Г Кураков В.Л.
Современные банковские системы Учебное пособие. 3-е изд перераб. и доп. М. Гелиос АРВ, 2000. 320 с. 11. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки М. Финансы и статистика 2003. 12. Поляков В.П Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт Учебное пособие. М. ИНФРА-М, 1996. 192 с. 13. Судейкин
В. Государственный Банк. Исследование его устройства, экономического и финансового значения Власия Судейкина. Спб 1891. 14. Фадейкина Н.В Болгова Е.К. Банковская система России. Новосибирск СМВБДШ, 1994. 158 с. 15. Центральный Банк России httpwww.cbr.ru 16. Чепурин М.Н Киселева Е.А. Курс экономической теории учебник 4-е дополненное и переработанное издание
Киров АСА, 2000. 752 с. 17. Шепаев В. Н Наумченко О. В. Центральный банк в процессе экономического регулирования М. Изд-во АО Консалтингбанкир, 1994. 18. Экономика и финансы httpwww.finansy.ru