Федеральное агентство по образованию РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра административного и финансового права Реферат по дисциплине: «БАНКОВСКОЕ ПРАВО» На тему: «Центральный банк РФ» Выполнил: студент 4-го курса дневной формы обучения 41 группы (юриспруденция) Янеев С.Н. Проверил: доц. Жучков С.
В. М о с к в а, 200 Содержание Введение. 2 Основные функции Центрального Банка РФ 3 Правовая природа Банка России 6 Организационно-правовая форма Центрального Банка РФ 10 Заключение. 13 Список литературы. 14 Введение. Вопрос о правовом статусе Банка России имеет важное практическое значение, и поэтому его решение может существенно повлиять на
организацию и эффективность функционирования не только банковской системы, но также на ход экономических и административных преобразований в целом. Скоротечность проводимых в последние десятилетия социально-экономических реформ и отсутствие до недавнего времени их четкой концепции, переходный характер российской экономики, направленность административной реформы на усиление вертикали власти – все это послужило причинами создания и развития той правовой конструкции
Банка России, которая закреплена в законодательстве и вызывает в настоящее время ряд острых вопросов. Как справедливо отмечает Я.А. Гейвандов: "Централизованное управление денежно-кредитной системой Российской Федерации является одним из основополагающих элементов ее государственности. Вместе с тем правовое регулирование банковской системы и системы Банка России нельзя признать совершенным, в связи с чем их организация и функционирование порождают
больше вопросов, чем ответов". Это и есть основная причина неослабевающего интереса ученых и практиков к этому вопросу. Проблемы правового статуса Банка России вызывают многочисленные споры. Это в первую очередь касается места Центрального банка Российской Федерации в системе органов государственной власти и его организационно-правовой формы. Основные функции Центрального Банка РФ Центральный банк РФ осуществляет такую важнейшую экономическую функцию, как защита и обеспечение устойчивости рубля. Согласно ч. 2 ст. 75 Конституции РФ эту функцию Банк России осуществляет независимо от других органов. Более широкую задачу Банка России устанавливает Федеральный закон от 27 июня 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации" (далее –
Закон, Закон о Центральном банке) – это разработка и проведение единой государственной денежно – кредитной политики (п. 1 ст. 4). Реализацию мер, направленных на регулирование вопросов финансовой сферы, главный банк страны осуществляет двумя путями: самостоятельно и совместно с Правительством РФ и его органами. К вопросам исключительной компетенции Банка России относятся: – производство денежной эмиссии; – организация обращения денег и изъятие их
из обращения; – издание нормативных актов по вопросам ведения кассовых операций, хранения, перевозки и инкассации наличных средств, другим вопросам, отнесенным к его компетенции. Банк России выдает разрешения на осуществление коммерческими банками, иными кредитными организациями банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, определяет ряд обязательных экономических нормативов <*>. Деятельность Банка
России, связанная с повышением эффективности регулирующего воздействия на финансовое состояние банков, ведется по двум направлениям: непосредственно, путем осуществления банковского надзора, и опосредованно – с помощью мер финансовой стабилизации, регулирования макроэкономики. Следует отметить, что в ряде европейских государств контроль за деятельностью банков осуществляют центральные банки совместно с иными государственными органами. Например, в Испании контроль над банками помимо Банка Испании осуществляют министерства финансов и экономики. Банк России осуществляет важную функцию влияния на денежный рынок страны путем купли – продажи ценных бумаг. Статья 39 Закона предоставляет Банку России право покупать и продавать государственные ценные бумаги (казначейские векселя, государственные облигации и др.).
Вместе с тем в соответствии с Концепцией развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. N 1008, Банк России совместно с Правительством РФ активно осуществляет практику оперативного выпуска краткосрочных ценных бумаг с целью регулирования ликвидности коммерческих банков. Ранее вопрос о наличных расчетах между организациями
и предприятиями регулировался Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1258 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами". Однако п. 4 ст. 4 Закона о Центральном банке предусматривает прерогативу Банка России по установлению правил осуществления расчетов в
Российской Федерации. Поэтому Постановлением Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 810 "О признании утратившим силу Постановления Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1258" норма о предельном размере расчетов между юридическими лицами была упразднена. Вместе с тем в соответствии с указанием Банка России от 7 октября 1998 г.
N 375-У предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в размере 10 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. для предприятий потребкооперации. Основываясь на своей компетенции, Банк России разработал новое Положение от 8 сентября 2000 г. N 120-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Совместная компетенция Банка России с Правительством РФ хорошо видна на примере осуществления ЦБ РФ денежно – кредитной политики. Закон предусматривает, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля (п. 1 ст. 4). В этом направлении основной задачей является сохранение стабильности покупательной способности
денежной единицы рубля и обеспечение гибкой системы денежных расчетов. Банк России не регулирует масштабы кредитных операций. Он лишь воздействует на размеры резервов, которые банки обязаны хранить на его счете. Следует указать три главных инструмента денежно – кредитной политики: 1) изменение учетного процента; 2) изменение норм обязательных резервов банков;
3) операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств). Банк России выполняет функции главного финансового консультанта Правительства РФ. Взаимодействие Банка России и Правительства РФ легко прослеживается на примере деноминации рубля. Этот вопрос государственной важности подготавливается
Банком России совместно с Министерством финансов РФ. Решения, касающиеся задач деноминации, ее форм и сроков, принимаются высшими государственными органами. Так, деноминация рубля 1998 г. была введена Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен". Следует констатировать, что важнейшие вопросы в сфере денежно – кредитной
политики российского государства Банк России разрабатывает и проводит в жизнь в тесном взаимодействии с Правительством РФ, что не умаляет его независимости. Правовая природа Банка России Правовой статус Банка России, как правило, рассматривается с гражданско – или финансово-правовой точки зрения, при этом в первом случае акцент делается на Банке России как юридическом лице, во втором – на аспектах деятельности Банка России как органа власти специальной компетенции. Как известно, в гражданском праве юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие, при этом правовая конструкция Банка России не вписывается ни в одну из разновидностей некоммерческих юридических лиц. Основной акцент при анализе правового статуса Банка России специалисты гражданского права делают на факте данного несоответствия, после чего следует
вывод либо о целесообразности внесения изменений в законодательство о Банке России с целью приведения его в соответствие с нормами ГК РФ, либо о возможности использования п. 3 ст. 50 ГК РФ (на ее основе Банк России вправе иметь любую организационно-правовую форму). Некоторые специалисты финансового права считают, что конкретные организационно-правовые формы юридического
лица по гражданскому законодательству не отражают всего комплекса государственных задач, влияющих на правосубъектность Банка России. Так, Е.Н. Пастушенко, соглашаясь с объективным наличием в банковском праве публичных и частных начал, подвергает сомнению тезис о двойственной природе Банка России . По мнению исследователя, категориями частного права правовое положение ЦБ РФ выразить не удается в связи с тем, что правовой статус
Банка России включает в себя публично-правовые компоненты. В данной связи более перспективными представляются исследования правового статуса ЦБ РФ с позиций публичного права. Е.Н. Пастушенко полагает, что Банк России является особым независимым органом государственной власти специальной компетенции, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную), и вся его деятельность,
включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер. Последнее обстоятельство обусловлено тем фактом, что "деятельность ЦБ РФ по совершению конкретных сделок обусловлена необходимостью достижения целей государственного масштаба в сфере бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики, сформулированных в федеральном законе о федеральном бюджете на текущий год, послании Президента Федеральному Собранию РФ, заявлении Правительства и ЦБ РФ об экономической политике на определенный период, Основных направлениях денежно-кредитной политики на очередной год, согласуемых Банком России с Президентом РФ, Правительством РФ, Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Признавая справедливость данных высказываний, следует все же отметить, что положение, согласно которому вся деятельность
Банка России, включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер, выглядит слишком категорично. Банк России осуществляет значительное число операций в рамках заключенных между ним и кредитными организациями договоров в соответствии с нормами гражданского права. Тот факт, что Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных расходов, означает для него необходимость учета в своей деятельности и рыночных факторов.
Строго говоря, деятельность, осуществляемая Банком России, при совершении им гражданско-правовых сделок, не может быть признана предпринимательской (коммерческой), ведь такая деятельность по определению направлена (т.е. имеет целью) на получение прибыли, Банк России совершает указанные сделки совсем с другими целями. Назвать такое направление деятельности коммерческим вряд ли возможно, однако то обстоятельство, что
Банку России необходимо извлекать доходы из своей деятельности, непреложен. Безусловно, такая деятельность носит обеспечительный и подчинительный характер по отношению к деятельности Банка России как органа власти специальной компетенции. На практике значительному числу операций Банка России органично присуще извлечение прибыли. С другой стороны, возникает вопрос о необходимости контроля соответствия конкретных сделок Банка России его целям, задачам. Представляется, что поиск для Банка России конкретной организационно-правовой формы юридического лица в рамках гражданского законодательства лишен смысла, так как Банк России – прежде всего орган государственной власти специальной компетенции, а его статус как юридического лица имеет подчинительный характер и связан, как будет показано позднее, со стремлением законодателя обеспечить его независимость и наделить всем спектром возможностей для
заключения гражданско-правовых сделок. Представляется верным при анализе правового положения Банка России учитывать причины, по которым отдельные элементы его правового статуса были сконструированы именно таким образом. Конкретные элементы конструкции правового статуса Банка России обусловлены поставленной перед законодателем целью – обеспечить независимость Центрального банка страны, одновременно предоставив весь комплекс функциональных средств для решения
поставленных перед ним задач при условии прозрачности деятельности Банка России для целей контроля его деятельности. Две ипостаси Банка России – совмещение юридического лица и федерального органа государственной власти – обусловлены, в первую очередь, необходимостью ограниченного и вместе с тем непосредственного перманентного участия в гражданском обороте, одновременно оказывая регулирующее воздействие на участников этого оборота –
кредитные организации. Статус юридического лица, так же как и отсутствие принадлежности к органам исполнительной власти, служит надежной гарантией иммунитета имущества Банка России от притязаний кредиторов Российской Федерации. При этом многие особенности правового положения и статуса Банка России были обусловлены исторически социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в России в последние годы. С учетом уникальности указанных процессов проводить прямые аналогии и бездумно копировать правовой режим центральных банков других развитых и развивающихся стран не представляется целесообразным. Организационно-правовая форма Центрального Банка РФ По разным мнениям о статусе Центрального Банка РФ, нашедшим отражение в юридической литературе, по своей организационно – правовой форме
Центральный Банк РФ представляет собой: а) государственное учреждение; б) унитарное предприятие; в) государственную корпорацию. Закон содержит положения, которые в равной мере дают основания принять и опровергнуть каждое из указанных мнений. Банк России, как отмечают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются учреждениями. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются
статусом госучреждения. Но наличие управленческих функций не определяет организационно – правовой статус юридического лица. Одним из основополагающих признаков учреждения является его обязательное финансирование собственником (п. 2 ст. 48 ГК РФ). Согласно ст. 2 Закона собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных
средств (п. 2 ст. 2 Закона), а также не имеет уставного капитала. В то же время ст. 9 Закона предусматривает уставной капитал в размере 3 млрд. руб. Учреждение согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами (ч. 5 ст. 2 Закона). Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям. Однако нет оснований полагать, что Закон предусматривает для Банка России организационно – правовую форму, присущую государственным унитарным предприятиям. В пользу этой точки зрения говорит ряд моментов.
К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Банка России соответствует признакам унитарного предприятия. Данная организационно – правовая форма отвечает нормам Закона, согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам
Банка России. Имеется уставный фонд, который является обязательным условием унитарного предприятия. Расходы Банк России осуществляет за счет доходов, полученных от банковской деятельности. Вместе с тем Банк России не имеет устава, он не вправе осуществлять операции с недвижимостью (п. 3 ст. 48 Закона), тогда как ГК РФ (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью и реализовывать ее с разрешения собственника.
В отдельных случаях (для собственника нужд) Банк России может распоряжаться своей недвижимостью без получения согласия собственника (ст. 16 Закона). Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК РФ). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 7 Закона. Следует отметить, что трудно совместить реальную – и весьма ощутимую – коммерческую деятельность Банка России с тем, что получение прибыли не является целью деятельности банка (ст. 3 Закона). Как видно, вывод о том, что Банк России является унитарным предприятием, небесспорен. Недавно в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным корпорациям. Ряд положений
Закона о Центральном банке корреспондирует с нормами Закона "О некоммерческих организациях". Так, Банк России учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло к Банку России); Банк России создан на основе Закона о Центральном банке; Банк России не имеет членства; банк в настоящее время не имеет уставных
документов все это соответствует требованиям ст. 7.1 Закона "О некоммерческих организациях". Ряд правовых предписаний исключает возможность отнесения Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество Центрального банка РФ не является его собственностью. Вместе с тем следует учитывать, что п. 2 ст. 50 ГК
РФ предусматривает закрытый перечень организационно – правовых форм только для коммерческих организаций. Банк России, как отмечалось, в первую очередь решает ряд экономико – финансовых вопросов, коммерческая же его деятельность носит вспомогательный характер. Следовательно, в соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ Банк России вправе иметь любую организационно – правовую форму.
Необходимо только, чтобы правомочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом соответствовали положениям ГК РФ. В противном случае необходимо внести в ГК РФ соответствующие новеллы. На примере Банка России хорошо видна необходимость регулирования вопросов создания и функционирования публичных юридических лиц, как это имеет место во многих зарубежных странах, пример – п. 298 – 300 гражданского кодекса Квебека (ст. 89 Германского Гражданского уложения). Заключение. Статус Центрального банка Российской Федерации характеризуется ярко выраженной спецификой, обусловленной его местом в системе органов государственной власти. Неопределенность правового регулирования пределов компетенции Центрального банка РФ, его взаимоотношений с высшими органами государственной власти, при этом практически
монопольное положение Центрального банка РФ в регулировании деятельности кредитных организаций – все это порождает массу дискуссий в научной среде и определенный ряд практических проблем в повседневной деятельности кредитных организаций. Банковская система – это "кровеносные сосуды" всей экономики, чрезвычайно чувствительные к любым непродуманным (в первую очередь политическим) действиям со стороны власти. Поэтому крайне важны правильное понимание и учет в нормотворческой и правоприменительной деятельности
конституционно-правовых основ статуса Центрального банка РФ, Представляется, что все же конституционно закреплен статус Банка России именно как органа государственной власти. Правовой статус Банка России был подтвержден рядом решений Конституционного Суда РФ, постановлениями Президиума
ВАС, в частности Постановлением Президиума ВАС от 19 апреля 2002 г. N 5697/01, согласно которому: "Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет
независимо от других органов государственной власти. Полномочия Банка России также предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России". Список литературы. Нормативный акт 1. ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» от 27 июня 2002 г. // Инфра – М, 2007. – 43 с. Основная литратура 1. Бадтиев А. Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения. // Финансовое право, 2004, № 5. 2. Дружинин Д. Н Тоцкий М. Н. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка РФ. // Финансовое право, 2006, № 6. 3.
Кобзарь Д. А. Компетенция Банка России как элемент его конституционно правового статуса: скрытый конфликт. // Банковское право, 2005, № 5. 4. Павлодский Е. А. Центральный Банк: особенности правового статуса. // Право и экономика, 2001, № 6