Центральный банк России: функция денежно-кредитного регулирования

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Ковровская государственная технологическаяакадемия им. В.А. Дегтярева»
Кафедра МН
Курсовая работа
по дисциплине Экономическая теория
на тему «Центральный банк России:функция денежно-кредитного регулирования»
Руководитель:                  Бойкова Ю.Н.
                                        Ст.преподаватель
                                         кафедры  МН  
Исполнитель:                   Горшкова М.М.
                                           ст. гр. Э-105
2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
ГЛАВА1. Сущность, функции и операции центральных банков……………………………………………………………………………………………………4
1.1.Сущность центральных банков, их структура. 4
1.2.Денежно-кредитная политика центральных банков. 5
1.3.Операции центральных банков. 10
ГЛАВА2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ. 13
2.1. Понятие современной кредитно-денежной системы… 13
2.2. Состояние и перспективы развития денежной системы вРоссии. 13
2.3. Проблемы формирования кредитной системы в России. 15
ГЛАВА3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦБ РФ… 17
ГЛАВА4. Денежно-кредитная политика,                           проводимая ЦБ. 21
4.1.Задачи и функции Банка России. 21
4.2.Основные направления кредитно-денежной политикиЦентральногобанка  22
4.4.Политика валютного курса ЦБ. 28
ГЛАВА5. СИСТЕМА  КРЕДИТОВ… 30
5.1. Кредиты банка России. 30
5.3. Общие условия предоставления и погашения кредитовБанка России. 31
Список литературы. 35
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации. 35
2.Литература. 35
3. Инфомация в сети Internet……………………………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ1. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ2. 37
 
 
 
 
Введение.
Несомненно актуальной наши дни является тема Центральных банков, т.к. отних во многом зависит благосостояние страны в целом. Для нас как гражданРоссийской Федерации наибольший интерес представляет Центральный БанкаРоссийской Федерации или просто Банка России.
Со времен появления первых банков кредитно-денежное и финансовоехозяйство многих стран находится в постоянном процессе структурных изменений.Перестраивается кредитная система, возникают новые виды кредитно-финансовыхинститутов и операций, модифицируется система взаимоотношений банков ифинансово-кредитных институтов.
Существенные изменения происходят и в функционировании банков: повышаютсясамостоятельность и роль банков в народном хозяйстве; расширяются функциидействующих и создаются новые финансово-кредитные институты; изыскиваются путироста эффективности банковского обслуживания внутрихозяйственных ивнешнеэкономических связей; идет поиск оптимального разграничения сфердеятельности и функций специализированных финансово-кредитных и банковскихучреждений; разрабатывается новое банковское законодательство в соответствии сзадачами современного этапа хозяйственного развития.
Во всем этом немаловажную роль играют Центральные банки.
Эффективное функционирование банковской системы — необходимое условиеразвития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую рольцентрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенныхформ и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучениеи обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой.Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной изсоставляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическоевоздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая имоперативную и гибкую поддержку.
В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельностицентральных банков, являющихся основными проводниками официальнойденежно-кредитной политики. Подробно рассмотрены роль и операции ЦБ, ихфункции  — эмиссионного центра, валютного центра, банка банков, банкираправительства, центра денежно-кредитного регулирования экономики. Изученомеждународное сотрудничество центральных банков. Отдельный раздел посвященфункциям и роли Центрального банка Российской Федерации в настоящее время.
В этой работе мы потараемся как можно всесторонней раскрыть темуцентральных банков в целом, ЦБ РФ и его роли вденежно-кредитном регулирования.
ГЛАВА 1.Сущность, функции и операции центральных банков.
/>1.1.Сущность центральныхбанков, их структура.
Центральными банками являются банки, наделенные правом эмиссии денежныхзнаков в обращение. Главная задача банков, выполняющих функции центральных,торгующих денежным товаром только среди банков и не вступающих непосредственнов отношения с отдельными хозяйственными единицами, состоит в управленииэмиссионной, кредитной и расчетной деятельностью банковской системы. Они неявляются ни коммерческими организациями, ни органами государственногоуправления в традиционном понимании этого слова.
Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не можетрасполагать ни один из других банков. Это обстоятельство дает ему возможностьоказывать поддержку всем остальным банкам и руководить их деятельностью.Эмиссионный банк становится центром по организации банковского дела в стране,вокруг которого группируются все прочие банки и иные кредитные учреждения.
Сущность центрального банка проявляется в следующих понятиях:Эмиссия и контроль денежного обращения.
За Банком России какпредставителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссия наличных  денег,  организация  их  обращения  и изъятия из обращения натерритории  Российской  Федерации.
Совет директоровпринимает решение о выпуске в  обращение новых банкнот и монет и об изъятиистарых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
 В целях  организации наличного  денежного  обращения  на территории Российской Федерации  на  Банк России  возлагаются  следующие функции:прогнозирование и организация  производства,  перевозка  и  хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных  денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и  порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.Расчетный и резервный центр банков; Управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета; Выполнение роли «кредитора последней инстанции», «банка банков»; Установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной ставки центрального банка по кредитам; Определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики и их реализация; Проведение научных исследований; Определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране; Формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики.
Наделение центрального банка указанными полномочиями позволяет обеспечитьэффективное функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализацииперечисленных функций центральному банку необходима обширная сеть региональныхучреждений, а так же центральный аппарат.
Организационная структура центрального банка представлена его основнымиорганами управления, службами и подразделениями, каждое из которых наделяетсясоответствующими полномочиями и выполняет строго определенные функции. Вслучае организации банка в форме акционерного общества создаются характерныедля него органы управления (например, ревизионная комиссия, наблюдательныйсовет и т.д.).
 
/>1.2. Денежно-кредитнаяполитика центральных банков.
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитногорегулирования экономики, являющегося составной частью экономической политикиправительства, главными целями которой служат достижение стабильногоэкономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежногобаланса.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состоянияденежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов иопераций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки идругие кредитные учреждения. Поэтому государственное регулированиеденежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государствочерез центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операцийкоммерческих банков.
Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими иэкономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста.Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а всовокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходови др.
Методы, используемые в денежно-кредитной политике, разнообразны, нонаиболее распространенными из них являются:
1)   процентные ставки по операциям Банка России;
2)   нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России          (резервныетребования);
3)   операции на открытом рынке
4)   рефинансирование кредитных организаций;
5)   валютные интервенции;
6)   установление ориентиров роста денежной массы;
7)   прямые количественные ограничения;
8)   эмиссия облигаций от своего имени.
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими втом смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынокссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы,направленные на регулирование отдельных форм кредита (например,потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства,экспортной торговли).
К выборочным методам относятся:
–    Прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельныхбанков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
–    Регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, вчастности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения иразмером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика.
Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банкоказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получениикредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу,уровень рыночного процента.
Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующееизменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса ивалютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в странуиностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежныйбаланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижаетсякурс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставкиприводит к противоположным результатам.
Изменение процентной ставки центрального банка особенно активноиспользуется в условиях нарушения равновесия платежного баланса и обострениявалютных кризисов.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на ихвозможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательныхрезервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств«заморожена» на счетах центрального банка и не может использоватьсякоммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковскиессуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам.Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов иденежной массы, к снижению рыночного процента.
Изменение норм резервных требований, представляющее собой один изстарейших и наиболее распространенных методов регулирования, относится ккосвенным методам регулирования денежного обращения, основанным на действиирыночных механизмов.
Минимальные резервы – это обязательная норма вкладов коммерческихбанков в центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке иопределяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Нормаминимальных резервов зависит от вида вкладов (срочный, до востребования), ихвеличины, географического расположения банка (в крупном или небольшом городе),институциональных различий (вида кредитного учреждения). В настоящее времягеографические и институциональные различия постепенно стираются.
Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: содной стороны, оно гарантирует минимальный уровень ликвидности коммерческихбанков, с другой – используется как важный инструмент денежно-кредитнойполитики центрального банка.
В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространеннымметодом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке,которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у нихресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, акоммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно ихвозможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращениюденежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумагина рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет имдополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции наоткрытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентныхставок и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяютсяоперации центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) икраткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличностьденежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральныйбанк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказываетподдержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя потекущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставокслужат операции центрального банка с долгосрочными государственнымиобязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызываетповышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них).
 Увеличение цены облигации означает снижение их фактической доходности,которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к еерыночному курсу.
Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижениюдолгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банкомна открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, азначит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумагоказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничениебанковской наличности.
В целом операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
–    Условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок собязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операцииРЕПО);
–    Объектов сделок: операции с государственными или частнымибумагами;
–    Срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1года и более) операции с ценными бумагами;
–    Сферы проведения операций: только на банковском секторе рынкаценных бумаг или на небанковском секторе рынка;
–    Способа установления ставок: определяемых или центральным банкомили рынком.
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узкомсмысле.
·    В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией ибезработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития черезрегулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы,долгосрочных процентных ставок.
·    В узком смысле такая политика направлена на достижениеоптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетнойполитики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.
Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральнымбанком иностранной валюты на национальную на валютном рынке. Одним из основныхпринципов определения стратегии центральных банков служит ориентация нарегулирование темпа роста денежной массы в национальной экономики илирегулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению ккакой-либо стабильной  иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешниепоказатели.
Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен нанациональную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностраннуювалюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например,Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларовувеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. Прискупке долларов их курс растет.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерацииосуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов,учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами,установления экономических нормативов для банков.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк Россиирефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своейучетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различныхактивов.
Банк России устанавливает следующие экономические нормативы длябанков:
–   минимальныйразмер уставного капитала;
–   предельноесоотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов сучетом оценки риска;
–   показателиликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами иобязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможностиреализации активов;
–   минимальныйразмер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентномотношении к обязательствам банков;
–   максимальныйразмер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммыкапитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается всясумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства);
–   ограничениеразмеров валютного и курсового рисков;
–   ограничениеиспользования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностьюбанков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом БанкРоссии не вмешивается в оперативную деятельность банков.
 
1.3. Операции центральных банков.
Перечисленные выше функции центрального банка проявляются в егооперациях, которые делятся на пассивные – операции по созданию ресурсов банка иактивные – операции по их размещению. Банк России имеет право осуществлятьследующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитнымиорганизациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей,предусмотренных настоящим Федеральным законом:
   1)предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценнымибумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом офедеральном бюджете;
  2)покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  3)покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитныесертификаты;
  4)покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы иобязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими ииностранными кредитными организациями;
  5)покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютныхценностей;
  6)проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и вуправление ценные бумаги и другие активы;
  7)выдавать поручительства и банковские гарантии;
  8)осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управленияфинансовыми рисками;
  9)открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территорииРоссийской Федерации и территориях иностранных государств;
  10)выставлять чеки и векселя в любой валюте;
  11)осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствиис обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
            БанкРоссии вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе,за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
            Главнымисточником ресурсов центрального банка в большинстве стран является эмиссиябанкнот (от 54 до 85% всех пассивов). На современном этапе выпуск банкнотполностью фидуциарный, т.е. не обеспечен золотом. Золотое обеспечение банкнототменено, хотя в некоторых странах формально продолжают действовать законы,ограничивающие пределы фидуциарной эмиссии.
            Современныймеханизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков,государства и увеличении золотовалютных резервов.
            Механизмэмиссии предопределяет характер кредитного обеспечения банкнот. Эмиссия банкнотпри кредитовании банков обеспечена векселями и другими банковскимиобязательствами; при кредитовании государства – государственнымидолговременными обязательствами, а при покупке золота и иностранной валюты –соответственно золотом и иностранной валютой.
Иначе говоря, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центральногобанка. В этом, в частности, проявляется взаимосвязь пассивных и активныхопераций банка. Размеры пассивной операции центрального банка «эмиссия банкнот»зависят от его активных операций: ссуд банкам, казначейству (министерствуфинансов), покупки иностранной валюты и золота. В этом смысле можно сказать,что перечисленные активные операции центрального банка первичны по отношению кпассивным.
Сказанное не означает, что любая ссуда центрального банка кредитнойсистеме или государству связана с новым выпуском банкнот.
Такие кредиты могут зачисляться на счета коммерческих банков иказначейства, открытые в центральном банке, в этом случае происходит небанкнотная, а депозитная эмиссия центрального банка. Источником ресурсовцентрального банка служат вклады коммерческих банков и их обязательные резервы,зачисляемые на специальные счета, а также вклады казначейства (средствагосбюджета).
К основным активным операциям центральных банков относятся:учетно-ссудные операции; банковские инвестиции; операции с золотом ииностранной валютой.
Учетно-ссудные операции представлены двумя видами:
–    ссуды коммерческим банкам и государству под залог коммерческихвекселей (акцептованных солидными банками), казначейских векселей,государственных облигаций и других ценных бумаг;
–    учетные операции – покупка центральным банком векселей угосударства и банков.
Покупка векселей у коммерческих банков называется переучетом, так как приэтом происходит вторичный учет, вторичная покупка векселей, которыекоммерческие банки купили у своих клиентов. Разница между суммой, которуюцентральный банк платит коммерческому банку при покупке векселя, и суммой,которая будет получена с должника по векселю при наступлении срока егопогашения, образует доход банка.
Ставка, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческимбанкам и переучитывает их векселя, называется официальной учетной ставкой, илиучетной ставкой центрального банка.
Банковские инвестиции – это покупка банком ценных бумаг.Инвестиции центрального банка состоят из вложений в государственные ценныебумаги. Покупка центральным банком государственных обязательств в большинствепромышленно развитых стран служит главной и даже единственной формойкредитования правительства.
Прямое кредитование государства, т.е. предоставление банковской ссуды, вэтих странах практически отсутствует (например, в США, Канаде, Японии,Великобритании, Швейцарии, Швеции) или ограничено законом (в ФРГ, Франции,Нидерландах).
 Следует обратить внимание на то, что в портфеле центрального банканаходится лишь незначительная часть государственных ценных бумаг, основная ихмасса перепродается банком на рынке ценных бумаг.
Соответственно основными кредиторами государства выступают нецентральные, а коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения,компании, население.
Важной, а нередко главной целью покупки центральным банкомгосударственных ценных бумаг является регулирование ликвидности банковскойсистемы и управление государственным долгом в ходе проведения денежно-кредитнойполитики.

ГЛАВА 2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ.
2.1. Понятие современной кредитно-денежной системы
Современная кредитно-денежная система представляет собой результатдлительного исторического развития и приспособления кредитных институтов кпотребностям развития рыночной экономики. С институциональной точки зрения кредитно-денежнаясистема представляет собой комплекс валютно-финансовых учреждений, активноиспользуемых государством в целях регулирования экономики.
Когда говорят  о кредитной системе, то обычно подразумевают две еестороны. Одна ее сторона – совокупность кредитных отношений, форм и методовкредитования. Вторая ее сторона – совокупность банков, иных кредитно-финансовыхинститутов, аккумулирующих временно свободные денежные средства  ипредоставляющие их в ссуду. Безусловно, кредитная система – понятие более широкоепо сравнению с банковской системой, поскольку включает в себя помимо банков,являющихся ее ведущим звеном, банковский, потребительский, коммерческий,государственный, международный кредиты со своими формами отношений и методамикредитования.
 
2.2. Состояние и перспективы развития денежной системыв России
Правовые основы функционирования денежной системы в России определеныФедеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:
— официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;
— соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубляк иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;
— исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращенияи изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояниеденежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности встране;
— видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты иметаллическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в томчисле золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитныхучреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;
— образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;
— на территории России функционируют наличные деньги и безналичныеденьги.
В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ наБанк России возложены следующие обязательства:
— прогнозирование и организация производства, перевозка и хранениебанкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
— установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег длякредитных организаций;
— установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядказамены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
— определение порядка ведения кассовых  операций.
С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведениякассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»от 25 марта 1997 г.
Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России,осуществляется путем использования общепринятых  в рыночной экономикеинструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам,резервных требований и проведения операций на открытом рынке.
Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассовогообслуживания кредитных организаций и предприятий  в главных территориальныхуправлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах  имеются оборотныекассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов имонет.
            Резервные  фонды денежных билетов и монет – это запасыне выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центральногобанка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, которыйустанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объеманалично-денежного оборота, условий хранения.
В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено,  т.к. у нихимеются операционные кассы. С июня 1997 г.  коммерческим банкам установленлимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе наконец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц,а также со счетов по вкладам граждан.
Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на1 июля 2002 г. При этом доля 1000-рублевых  купюр равна 22%, 500-рублевых –54%, достоинством 100 рублей  — 18,5%,  50 рублей – 4,5%,  5 и 10 рублей -1% .
ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России запервые шесть месяцев  текущего года  до 1,75 трлн. руб. При этом приростбезналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64трлн. руб.).
 
 

2.3. Проблемыформирования кредитной системы в России.
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующимобразом:
1. Центральный банк России.
2. Банковская система:
     — коммерческие банки;
     — Сберегательный банк России;
     — иные специализированные банки.
3. Специализированные кредитно-финансовые институты:
     — страховые компании;
     — негосударственные пенсионные фонды;
     — инвестиционные компании;
     — финансово-строительные компании.
Одной из крупнейших кредитно-финансовых систем в России являетсяСберегательный банк. Его собственный капитал к началу 2002 г. составил 95,7млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%.Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистыхактивов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовойсферы России – 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.).
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенныепроблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнестиследующие:
— продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабойфинансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
— монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке,продолжает занимать Сберегательный Банк;
— главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитостирынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;
— отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных  ценныхбумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
— отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынкаспециализированных небанковских институтов.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системыРоссии в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных систем промышленноразвитых стран.
На XI банковском конгрессе в Санкт-Петербургепервый заместитель  председателя  ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентнуюсистему развития денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение ролигосударственных банков, сочетание продолжающейся концентрации  банковскогокапитала с расширением конкурентного поля. Диверсификация операций «сырьевых»банков и банков ФПГ.  К 2005 г. активы банковской системы увеличатся до 40-42%ВВП, а кредиты  — до 19-20% ВВП.

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦБ РФ
            Центральныйбанк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. набазе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный ВерховномуСовету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
            2декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральномбанке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическимлицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законебыли определены функции банка в области организации денежного обращения,денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности ирегулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.
           Виюне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России),подотчетного Верховному Совету РСФСР.
           В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государстви упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСРединственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного ивалютного регулирования экономики республики. На него возлагались функцииГосбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управлениематериально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений,предприятий и организаций.
           20декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы ипассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банкуРСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральнымбанком Российской Федерации (Банком России).
           В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основекоммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческихбанков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, созданасеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась ихкомпьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты наорганизованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальныекотировки иностранных валют по отношению к рублю.
            С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассовогоисполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
           Своифункции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»(ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местногосамоуправления.
           В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы БанкРоссии создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а такжесистему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агентаМинистерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценныхбумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.
            С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов дляфинансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевыецентрализованные кредиты отраслям экономики.
           С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк Россиипроводил политику реструктуризации банковской системы, направленную наулучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. Вустановленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведенынесостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельностив послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризациикредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитетасодействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективныхдействий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.
Денежно-кредитнаяполитика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильностии формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического ростастраны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги,способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентныхставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплениюреального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
            В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса,проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы РоссийскойФедерации, нет резких колебаний обменного курса.
           ДеятельностьБанка России в области развития платежной системы была направлена на повышениеее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектораи экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности вфункционировании платежной системы Банком России была введена отчетностькредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, котораяучитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежнымисистемами.
           В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованиюбанковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системымеждународных стандартов (МСФО).
           Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверногоучета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию,объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетностиподходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будетраскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за ихфинансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицамкредитной организации и их деловой репутации.
           Повышенноевнимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что впоследнее время все более важную роль начинают играть специфические риски,связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынканедвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практикакредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком Россииметодов банковского регулирования и надзора идет в направлении развитиясодержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.
           Ещеодна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивнаякапитализация банков.
           Сцелью противодействия использованию банками разного рода схем дляискусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение «Опорядке формирования кредитными организациями резервов на возможныепотери» и Инструкцию «Об обязательных нормативах банков».
           Всвязи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населениюипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание «О проведенииединовременного обследования по ипотечному кредитованию», в котором былопределен порядок составления и предоставления сведений о предоставленныхкредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.
            С принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах»кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересовинвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансироватьсвои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.
           В 2004 г. на основании Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» и Федерального закона «Обипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Обобязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацийс ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчета и значенийобязательных нормативов, величину и методику определения дополнительныхобязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигацийс ипотечным покрытием.
            В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладовфизических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определеныправовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательногострахования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а такжекомпетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющейфункции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения повкладам.
           В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющеебольшинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладовфизических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
           В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банкомРоссийской Федерации была принята «Стратегия развития банковского сектораРоссийской Федерации на период до 2008 года».
           В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора насреднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение егоустойчивости и эффективности функционирования.
           Реформированиебанковского сектора будет способствовать реализации программысоциально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочнуюперспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевойнаправленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации иреализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.)Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетнойзадачу эффективного позиционирования российского банковского сектора намеждународных финансовых рынках.

 
 
ГЛАВА 4.Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ./>/>/>/>/>/>/>
4.1. Задачи и функции Банка России.
Определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Основнаяцель деятельности Банка России — защита и обеспечение стабильности рубля. Приэтом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также какорган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций БанкаРоссии закреплен в ст. 4 Федерального закона «О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)», в соответствии с которой БанкРоссии:
            — вовзаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводитединую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту иобеспечение устойчивости рубля;
            — монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
            — является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организуетсистему рефинансирования;
            — устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
            — устанавливает правила проведения банковских операций. бухгалтерского учета иотчетности для банковской системы;
            — осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает иотзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом:
            — осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
            — регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии сфедеральными законами:
            — осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерациивсе виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
            — осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продажеиностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностраннымигосударствами;
            — организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и черезуполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации:
            — принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерациии организует составление платежного баланса Российской Федерации:
            — проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации вцелом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых иценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные,а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
            Такимобразом, Банк России  по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкамдругих стран. В качестве своей  основной  функции, Банк России формирует ипретворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства.  Спектрдеятельности   Банка  России весьма широк: от действия в качестве  агентагосударства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечениянеобходимого количества денег.
            Оннезависим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным  законо­дательнымактом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет своирасходы за счет собственных доходов. Однако, Банк России  в  проведениикредитно-денежной политики не руко­водствуется стремлением к прибыли, апроводит политику улучше­ния состояния экономики в целом.
            БанкРоссии является «банком банков», он предоставляет кредиты и принимаетвклады только  от депозитных учреждений.  Он  имеет  право выпускать вобращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумаж­ныхденег. Такую функцию другие банки в РФ не имеет.
            БанкРоссии  возглавляется  Председателем  Банка  и имеет свой Устав. Председательназначается сроком на 5 лет.
            УправлениеБанком России осуществляется на коллективной основе Советом  Директо­ров Банка.Банк России  имеет большое количество своих отделе­ний по всей стране.
 
4.2. Основные направления кредитно-денежной политикиЦентрального              банка
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке даютнаучную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежнойполитики, направленной на стабилизацию экономического развития.
Кредитно-денежная политика представляет собой комплексвзаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целяхрегулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояниекредита и денежного обращения.
Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежнойполитики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темповэкономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции,достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.
В  большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банкараспространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки  иосуществляется в следующих формах.
1. Учетная политика заключается в учете и переучете коммерческихвекселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получаютих от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетнуюставку, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства уЦентрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкойрефинансирования коммерческих банков.
В соответствии с указанием Центрального банка РФ от 6 августа 2002 г.№1185-У с 7 августа 2002 года устанавливается ставка рефинансирования (учетнаяставка) в размере 21% годовых.
 Основной формой кредитования коммерческих банков Центральным банкомРоссийской Федерации на сегодня  является ломбардный кредит под залоггосударственных ценных бумаг.
2. Второй формой является определение Центральным банком нормыобязательных резервов.
Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки  обязаныхранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральномбанке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет илиограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.
3. Операции на открытом рынке являются  важнейшим направлениемкредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночнойэкономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, — покупкаили продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом всекредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать уЦентрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируятаким образом дефицит государственного бюджета.
Центральные банки могут с наибольшей эффективностью проводить операции наоткрытом рынке в тех странах, где существует емкий рынок  государственныхценных бумаг (США, Великобритания, Канада). В России до финансового кризиса1998г. существовал достаточно масштабный рынок государственных краткосрочныхобязательств (ГКО).
4. Четвертой формой является прямое воздействие Центрального банка накредитную систему  путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем,а также применение санкций за их нарушение.
Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:
1) процентные ставки  по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Под валютными интервенциями понимается купля-продажа Банком Россиииностранной  валюты против  российской на межбанковском или биржевом рынках длявоздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег в экономике.Регулируя валютный курс, ЦБ РФ воздействует на экспорт, импорт, внешнеторговыеи внутренние цены.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимаетсяустановление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведениекредитными организациями  отдельных банковских операций.
В стремлении добиться стабилизации экономики центральные банкисталкиваются с дилеммой: что выбрать в качестве инструмента монетарной политики– контроль над денежным предложением денежной массы или контроль над динамикойпроцентной ставки. Так в стремлении стабилизировать процентную ставку,государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров приростаденежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставкипроцента до желаемого уровня. Напротив, Центральному банку придетсяограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевогоуровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание прироста денежногопредложения, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможностьодновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставкиназывается дилеммой целей кредитно-денежной политики./>/>/>/>/>/>
 
 
 
4.3.Платежная система.
Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов ипроцедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большое значение дляосуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок,формы и правила расчетов в Российской Федерации являются обязательными для всехсубъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения. Формыбезналичных расчетов определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основными формами безналичных расчетов являются расчеты платежнымипоручениями, в меньшей степени применяются расчеты платежными требованиями (поинкассо), расчеты аккредитивами и чеками применяются незначительно.
Часть расчетов юридических и физических лиц осуществляется посредствомплатежных карт, их применение получает все большее развитие. Коммерческие банкивыпускают собственные платежные карты, карты российских систем (STB Card, UnionCard, Золотая Корона), а также международные платежные карты, в частности VISA,Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и American Express.
Банк России проводит политику обеспечения бесперебойностифункционирования системы расчетов, ее быстродействия и надежности.
Большая часть платежей осуществляется через расчетную сеть Банка России.
Банком России издан «Справочник банковских идентификационных кодовучастников расчетов на территории Российской Федерации» («СправочникБИК РФ»), который содержит информацию о наименовании кредитнойорганизации-участнике расчетов, ее банковском идентификационном коде,корреспондентском счете в Банке России, местонахождении и др. «СправочникБИК РФ» периодически корректируется.
Кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации(резиденты), имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации насовершение банковских операций, открывают только один корреспондентский счет водном из учреждений Банка России (расчетно-кассовом центре или операционномуправлении), которое осуществляет их обслуживание. Филиалы кредитныхорганизаций имеют корреспондентские субсчета, но некоторые филиалы осуществляютрасчеты только через корреспондентский счет головного банка.
Для осуществления безналичных расчетов юридическим и физическим лицамоткрываются счета в коммерческих банках, в особых случаях счета юридическимлицам также могут быть открыты в учреждениях Банка России. Расчеты клиентовучреждений банков с клиентами других учреждений банков, их расчеты с бюджетом ивнебюджетными фондами производятся через корреспондентские счета. Что касаетсярасчетов между клиентами одного банка, то они проводятся списанием илизачислением средств на соответствующие счета клиентов, минуя корреспондентскийсчет банка.
Расчеты между одногородними банками, или банками, обслуживаемыми однимвычислительным центром, часто организуются через счет взаимных расчетов. Всяинформация по расчетно-денежным документам, обработанная в установленномпорядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На корреспондентском счете банкав расчетно-кассовом центре отражается только сальдо проведенных операций. Такиерасчеты представляют собой вид локального клиринга.
Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по операциям кредитныхорганизаций, а также по их собственным операциям осуществляются через счетамежфилиальных оборотов (МФО). Средством межфилиальных расчетов являются авизопо МФО.
Правильность совершения расчетов со стороны расчетно-кассовых центровподтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе квитовки,т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным.
Платежи осуществляются при наличии и в пределах средств накорреспондентских счетах. Не исключена ситуация, когда у банка не достаетсредств, в этом случае очередность списания средств с корреспондентских счетовбанков по платежам клиентов, располагающих необходимыми ресурсами, а также пособственным платежам банков производится в очередности, установленнойГражданским кодексом Российской Федерации. Неоплаченные расчетные документы приэтом помещаются в картотеку к корреспондентскому счету кредитной организации.
Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажная технология)и электронным способом (безбумажная технология). Доля электронных платежейувеличивается по количеству и сумме проведенных документов за счет снижениядоли почтовых и телеграфных платежей.
Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным Законом «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» и не долженпревышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации ипяти операционных дней в пределах Российской Федерации.
Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов многофилиальных банков, втом числе по перераспределению кредитных ресурсов, осуществляется междуголовным банком и его филиалами и между филиалами банков с отражением на ихбалансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично развиваются.
Межбанковские расчеты осуществляются также через корреспондентские счета,открываемые в других банках. Порядок открытия и режим функционированиякорреспондентского счета одного банка в другом определяется по соглашению междуними.
Операции, проводимые по корреспондентским счетам банков-корреспондентов,делятся, главным образом, на два вида: операции, основывающиеся на обслуживанииклиентов, и собственные межбанковские операции. К первым относятся операции покоммерческим сделкам клиентов; вторые включают кредитные операции, операции попокупке и продаже валют, по торговле ресурсами на денежном рынке и др. Банки,имеющие развитую корреспондентскую сеть, способны осуществлять расчеты смаксимальной скоростью и образуют собственные расчетные системы.
Развитие корреспондентских отношений зависит от различных факторов:взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов,возможности участия в торгах на региональных валютных биржах и других.
Расчеты между банками — корреспондентами составляют значительную частьвсего платежного оборота России. Таким способом совершается большая частьрасчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками.
Еще одним способом межбанковских расчетов являются расчеты черезклиринговые палаты.
В основу принципов проведения клиринговых операций положены две возможныемодели. Первая — без предварительного депонирования средств на счетахбанков-участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный расчет вэтом случае осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Вторая модель — с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников вклиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме является самоклиринговое учреждение.
По первой модели в 1997 году в Москве начинает работать Клиринговаяпалата Межбанковского финансового дома. По данным на октябрь 1997 года, повторой модели действовало 7 клиринговых учреждений, расчеты через нихосуществляли около 200 кредитных организаций, филиалов и юридических лиц.
Удельный вес расчетов, осуществляемых через них, в настоящее времяневелик. Банк России играет определяющую роль в разработке принциповорганизации клиринговых операций и контролирует их соблюдение.
В 1996 году была разработана Стратегия развития платежной системы России,которая содержит основные долгосрочные и среднесрочные мероприятия. Онивключают создание системы расчетов в режиме реального времени, т.е. переход накачественно новый уровень передачи банковской информации, развитиенегосударственных расчетных и клиринговых систем с соответствующимрегламентированием и надзором за их деятельностью, разработку системстандартизации и сертификации банковских технологий, создание в России условийдля внедрения расчетов платежными (пластиковыми) картами.
Основной задачей Департамента методологии и организации расчетов являетсяобеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов наоснове проведения единой политики в области безналичных расчетов.
Деятельность Департамента касается безналичных расчетов, совершаемых врублях на территории Российской Федерации. Департамент разрабатывает правила,формы, сроки и стандарты безналичных расчетов и осуществляет контроль заправильностью прохождения операций через расчетную сеть Банка России. Для этогоДепартамент разрабатывает методологию идентификации участников расчетов,проводит обследования платежного оборота, анализирует состояние различныхрасчетных и платежных систем./>/>/>/>/>/>/>/>4.4. Политика валютногокурса ЦБ.
Политика валютного курса Центрального банка Российской Федерацииосуществляется в общем контексте денежно-кредитной политики, проводимойПравительством Российской Федерации и Банком России, и являлась дополнительнымфактором финансовой стабилизации.
Основные усилия были направлены на обеспечение стабильности национальнойвалюты и создание условий для динамичного развития финансового рынка.
Проводимая с июля 1995 года политика стабилизации курса рубля далаощутимые результаты. Введение валютного коридора не только ограничило валютныйкурс рубля снизу, создав ориентир для импортеров продукции, но и предотвратилорезкое повышение курса национальной валюты, поддержав тем самым российскихэкспортеров. Установление предельного нижнего уровня текущего валютного курсаявилось сильным антиинфляционным фактором и позволило эффективно сдерживатьтемпы внутреннего обесценения рубля.
С мая 1996 года Банк России изменил систему установления официальногокурса иностранных валют к рублю Российской Федерации, отказавшись от привязкиофициального курса рубля к фиксингу Московской межбанковской валютной биржи. В10 часов московского времени каждого рабочего дня Банк России объявляет курсыпокупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском валютномрынке. Эти курсы устанавливаются с учетом соотношения текущего спроса ипредложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынках,динамики инфляционных показателей, положения на международных рынкахиностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов,динамики показателей платежного баланса страны. Арифметическое среднее курсовпокупки и продажи доллара дает величину официального курса доллара США кроссийскому рублю на следующий календарный день. В 1998 году разница междуофициальным курсом и курсами покупки и продажи доллара не будет превышать 1,5%.
            Важнымэтапом в развитии валютной политики стало принятие Правительством РоссийскойФедерации и Банком России в июне 1996 года международных обязательств по снятиюограничений на конвертируемость рубля по текущим операциям в рамкахприсоединения к VIII статье устава МВФ, что создало принципиально новые условиядля процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранныхинвесторов.
            Достигнутыйпрогресс в области финансовой стабилизации позволил установить в 1997 годуграницы «валютного коридора» на весь год. С учетом возможных незначительныхотклонений от вероятного сценария экономического развития в 1997 году значенияверхней и нижней границ допустимого изменения валютного курса, установленныесовместным Заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России,составили на начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец года — соответственно 5750 и 6350 рублей за доллар США.
            Стабилизацияосновных макроэкономических показателей, возросшая устойчивость российскогофинансового рынка поставили перед Банком России новые задачи в областиреализации государственной курсовой политики. Правительство РоссийскойФедерации и Банк России 10 ноября 1997 года в совместном заявлении объявили опереходе от практики установления ежегодных ограничений изменения курса рубля копределению среднесрочных ориентиров динамики курса национальной валюты.Правительство Российской Федерации и Банк России средствами бюджетной,денежно-кредитной и валютной политики будут поддерживать такие условия навалютном рынке, что в ближайшие несколько лет, как минимум в 1998-2000 годах,центральный обменный курс российского рубля будет находиться на уровне 6,2рубля (с учетом деноминации) за 1 доллар США, а его возможные отклонения непревысят 15% от этого значения. При этом будет обеспечен плавный, исключающий скачкивалютного курса переход к новому этапу валютной политики. Вместе с тем БанкРоссии считает, что в отдельные промежутки времени обменный курс рубля можетиспытывать существенное воздействие внутренних и внешних факторов, что будетпроявляться в большей его гибкости в рамках указанных выше параметров.

ГЛАВА 5. СИСТЕМА  КРЕДИТОВ
5.1. Кредиты банка России
            Центральныйбанк РФ выступает активным участником рынка межбанковских кредитов как кредитов«последней инстанции». Кредиты ЦБ РФ – одна из форм рефинансирования банков впроцессе осуществления денежно-кредитного регулирования.
            До1995 г. Основными видами кредитов ЦБ РФ выступали кредиты Минфину РФ дляфинансирования дефицита федерального бюджета и централизованные кредитыкоммерческим банкам.
            Централизованныекредиты предоставлялись ЦБ РФ коммерческим банкам для кредитования импредприятий и организаций по государственным программам. Эта сделка оформляласьмежбанковским кредитным договором на основе заявки коммерческого банка опредоставлении ему кредитных ресурсов в территориальное Главное управление ЦБРФ. В ней содержалось экономическое обоснование суммы кредита. Его цели исроки, обеспечение, графики погашения кредита хозорганом-заемщиком коммерческомубанку, а банком – Центральному банку РФ. Обязательным условием предоставлениякредитов являлось соблюдение коммерческим банком установленных экономическихнормативов  с учетом получения кредита  ЦБ РФ.
            Договорыо предоставлении кредитов ЦБ РФ коммерческому банку заключались послетщательного рассмотрения его заявки. ЦБ РФ изучал причины потребности вкредите, проводимую банком политику, объемы кредитования посредническойдеятельности и других банков.
            Начинаяс 1995 г. ЦБ РФ развивает рефинансирование коммерческих банков на рыночнойоснове в форме проведения кредитных аукционов, предоставления  ломбардногокредита и др.
            Вотличии от обычных централизованных кредитов кредитные ресурсы, покупаемые нааукционе, направляются не в конкретные секторы экономики или регионы, аобеспечивают ликвидность банковской системы, т.к. предназначаются длястабильного работающих банков.
 
5.2.Предоставление ЦБ РФ кредитов коммерческим банкам
            БанкРоссии предоставляет кредиты коммерческим банкам в пределах общего объемавыдаваемых кредитов, определяющимися в соответствии с ориентирами единойгосударственной денежно-кредитной политики. К таким кредитам относятсявнутридневные кредиты, однодневные расчетные кредиты (овернайт) и  ломбардныекредиты(кредиты в твердо фиксированной сумме, предоставляемые кредитором заемщикуна определенный срок под залог имущества или имущественных прав) на сроки,установленные Центробанком России.
            Смарта 1998 г.  они выдаются только под залог государственных ценных бумаг,включенных в ломбардный список.
            Послеавгуста 1998 г.  обеспечителем данных кредитов являются ГКО и ОФЗ со срокомпогашения после 1 января 1999 г., облигации федерального займа с постояннымкупонным доходом и облигации ЦБ, выпускаемые в обращение в соответствии с ПоложениемБанка России «О порядке эмиссии облигаций РФ» от 28 августа 1998 гю №52- 6.
            Советдиректоров ЦБ по представлению кредитного комитета данного банка утверждает,изменяет и  дополняет ломбардный список и официально публикует его в «ВестникеБанка России». Он же утверждает сроки кредитов, процентные ставки, а такжеплату за право пользования внутридневными кредитами.
            Приналичии достаточного обеспечения коммерческий банк может получить нескольковидов кредитов в один день, в том числе ломбардные кредиты на различные либоодинаковые роки, или несколько внутридневных кредитов.
            Кредитыот имени Банка России предоставляются коммерческим банкам уполномоченнымиучреждениями (ГРКЦ, РКЦ) на основании генерального кредитного договора.
 
5.3. Общие условия предоставления и погашения кредитовБанка России
            Общимиусловиями предоставления и погашения кредитов Банка России являются:
1.   Заключение с Банком России генерального кредитного договора, в которомопределяются виды кредитов, необходимых коммерческому банку.
                        Для получения кредита овернайт должно бытьзаключено дополнительное соглашение к договору о возможности такого кредита ипредоставления Банку России права на описание денежных средств в объеме напогашенных в срок  его требования по предоставленным кредитам, а также платы заправо пользования внутридневными кредитами без распоряжения банка-владельцакорреспондентского счета
                        Данное описание будет производится на основеинкассового поручения уполномоченного учреждения Банка России в порядкеочередности, установленной законодательством.
2.   Банк-заемщик должен иметь счет депо в уполномоченном депозитарии изаключить дополнительное соглашение к депозитарному договору, в том числе:
·    об открытии раздела «Блокировано Банком России» на своем счетедепо и о праве Банка России присвоить полный номер этому разделу, о праве БанкаРоссии открывать и присваивать номера определенного определенным разделам насчете депо банка и др.
3.   Кредиты ЦБ РФ предоставляются при условии предварительного блокированиябанком государственных ценных бумаг в разделе «Блокировано Банком России» счетадепо банка в депозитарии.
           Банки самостоятельно определяют количество и выпускгосударственных ценных бумаг и бумаг ЦБ РФ, подлежащих предварительномублокированию.
           Ценные бумаги, принимаемые в залог, должны отвечать следующимтребованиям:
·  должны бытьвключены в ломбардный список;
·  учитываться насчете депо банка, открытом в депозитарии;
·  принадлежатьбанку на праве собственности и не быть
обремененными другими обязательствами банка;
·  иметь срокпогашения не ранее, чем 10 дней после наступления срока погашенияпредоставления кредита.
4.   Банк-заемщик на момент предоставления кредита должен отвечать следующимтребованиям:
·  иметьдостаточное обеспечение по кредиту;
·  в полном объемевыполнять обязательные резервные требования;
·  не иметьпросроченной задолженности по кредитам, ранее
предоставленных Банком России, и процентов по ним, а также другихпросроченных денежных обязательств перед последним.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными задачами, стоящими перед всемицентральными банками, является поддержание покупательной способностинациональной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системыстраны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемоецентральными банками, являясь одной из составляющих экономической политикигосударства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие свозможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральныхбанков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельностицентрального банка — рефинансирование кредитно-банковских институтов,направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарийрефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд подучет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- исреднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтовцентральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степеньюинтенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансированиямогут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.
Одной из важнейших функций центрального банкаявляется участие в управлении государственным долгом, который формируется изобязательств центрального правительства, местных органов власти,. предприятийгосударственного сектора. Управление государственным долгом используетсяодновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов ирегулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.
Центральный банк является проводникомгосударственной валютной политики, направленной главным образом нарегулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемыхцентральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, «ползучий»,двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимостиот их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическимусловиям данной страны.
Стратегические направления валютной политикиобусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характеромпроводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состояниемгосударственной задолженности.
Центральный банк играет ключевую роль в проведениикредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели:регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний,сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

Список  литературы.
1. Нормативно-правовые акты Российской Федерации.
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть первая.
2. КонституцияРоссийской Федерации.
3. Федеральныйзакон «О Центральном банке РФ (Банке России)».
4. Федеральныйзакон «О банках и банковской деятельности».
5. Федеральныйзакон о бухгалтерском учете.
2.Литература
1.   Анташев В.А. Основы предпринимательского дела/А.В. Анташев, М.В.Кузнецов и др.-М., 1992
2.   Балабанов.Банки и банковская деятельность. — М., 2001
3.   Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин, А.А. Тарабцева. –С-Пб.: СпецЛит, 2000
4.   Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции: Учебник для вузов/ Е. Ф. Жуков,Л. М. Максимова и др. — М.: Банки и биржи,  ЮНИТИ, 1998
5.   Журнал «Экономика России: XXI век» от 30.11.2005
6.   Камаев В.Д. Экономика и бизнесс.- М.: Изд-во МГТУ, 1993 — гл.20
7.   Колесников В.И. Банковское дело: Учебник для вузов. — М.: Финансы истатистика, 1998
8.   Лаврушин О.И. Деньги Кредит Банки. – М.: Финансы и статистика, 2001
9.   Львов А.В. Основы экономики и оргинизации бизнеса.- С-Пб.: ГМПФормика,1992
10.  МакконнеллК.Р., Брю Л.С. Экономикс: в 2 т.- М.: Республика, 1992. – Т.1, гл.16, 17.-с.282-313
11.  МедведковС. Экономическая политика и банковская система// Вопросы экономики. – 1995. –п.11
12.  ОрловА. Необходимо реформирование банковской системы // Экономист.- 1996. -№3
13.  РЭОВестник  №183.25.11.2005
14.  СеменютаО.Г.Основы банковской деятельности в Российской Федерации. — Ростов-на-Дону:Феникс, 2001
15.  ТагирбековК.Р. Основы банковской деятельности: учебник для вузов.
— М., 2001
3. Информацияв сети Internet.
1. www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка РФ.
2. www.gov.ru – сервер органов государственной власти РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Динамика поступлений доходов в федеральный бюджет РФ в январе-сентябре2004-2005 гг. представлена на диаграмме ниже[1].
/>

ПРИЛОЖЕНИЕ 2[2]
Примернаяструктура Центрального банка
/>