Церковь Покрова на Нерли
Дата
создания: 1165 г.
Материал,
техника: белый камень
Построена
из тесаного белого камня князем Андреем Боголюбским “за одно лето” в
1165 г. в 1 км от Боголюбова, в пойменных лугах, на специально насыпанном и
укрепленном холме. Является памятником победы над волжскими болгарами.
Относится к типу четырехстолпного одноглавого придворно-княжеского храма.
Первоначально
была обнесена галереей на аркадах, с которой был вход (через дверь в южной
стене) на хоры. Древняя глава имела полусферическую форму (луковичная глава
устроена в XVII в.). По стройности пропорций, изяществу силуэта, поэтичности
архитектурного образа, оригинальности скульптуры представляет один из шедевров
мирового зодчества. По реконструкции Н. Н. Воронина, вход на галерею был внутри
башни у юго-западного угла (галерея и башня разобраны в XVIII в.).
Реконструкции других авторов менее убедительны. Лопатки с полуколонками делят
каждый фасад на три части и переходят в закомары. Многоступенчатая профилировка
лопаток, перспективных порталов и оконных проемов создает впечатление
пластичности здания.
Аркатурный
фриз расчленяет здание на два яруса и проходит по верху трех апсид, где часть
колонок доходит до цоколя. В фигурных консолях фриза обильно применены женские
маски и зооморфные мотивы. Идейным и композиционным центром пластического убора
трех (кроме восточного) фасадов является царь Давид. Он изображен молодым (но в
короне!) псалмопевцем, восседающим на “троне”, у основания которого
расположены львы, а по сторонам птицы. На левом колене Давид держит псалтырь.
Символически связывается с посвящением храма Богоматери, а также прообразует
князя Андрея как мудрый правитель. Иконографически представляет соединение
образа Давида-музыканта (довольно частого в средневековых миниатюрах) с образом
Христа во славе. Является, скорее всего, плодом местного творчества, поскольку
аналоги такому изводу неизвестны. Первыми исследователями владимиро-суздальской
скульптуры принимался за изображение Христа.
В
боковых закомарах представлены грифоны. Они держат в когтистых лапах лань, но
не терзают ее, чем отличаются от восточных и романских прообразов.
Символизируют горний мир, внимающий псалмопевцу Давиду. Частично могут
рассматриваться и по ассоциации с великокняжеской эмблематикой. Над окнами
проходит пояс из 21 женской маски. Они символизируют посвящение храма Деве
Марии, но уже без трилистника в прическе, что свидетельствует о фольклоризации
замысла. По сравнению с боголюбовской женской маской черты романского стиля
заметно ослаблены. В консолях аркатурного фриза наряду с зооморфными мотивами
выступают женские головы, что вместе, вероятно, символизирует
противопоставление доброго и злого начал. Женские головы в функции консолей
выполнены в более трехмерной манере, чем женские маски, и представляют почти
круглую скульптуру. Четыре крестчатых в сечении столпа несут подкупольные арки
и световой барабан, образуя крестовокупольную систему.
Столпы
увенчаны фигурными капителями в виде сдвоенных лежащих львов символ злых сил,
которым нет доступа на небо (своды). Всего в интерьере храма около 20 таких
капителей целая “львиная сюита”. Их можно было бы рассматривать как
великокняжеские эмблемы, но “эпическая” трактовка львиных голов
говорит, скорее, об отражении животного эпоса, то есть о символизации злых сил
(показательно, что на тех сторонах восточных столпов, которые обращены к
алтарю, рельефов львов нет). Для полноты впечатления следует представить себе
скульптуру, которой были украшены несохранившиеся части храма Покрова. На
лестничной башне были крупные рельефы барсов (княжеская эмблема) и грифонов
(ныне внутри церкви). Круглые скульптуры лежащих львов, по-видимому, находились
у входа в храм или у начала белокаменной лестницы, спускающейся к реке.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/