Церковь Воскресения “в Кадашах”
Дата
создания: 1687 г.
Материал,
техника: кирпич, белый камень
Сооружена
в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова “на Грязи”, которая в
1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую
постройку), на средства жителей Кадашевской слободы, где стоял государев
Полотняный двор. Предполагают, что строителем церкви был С. Турчанинов, сподвижник
патриарха Никона, завершивший после его смерти начатый им Воскресенский собор в
Ново-Иерусалимском монастыре.
Возведенная
церковь имела три широкие лестницы, которые вели на галерею-гульбище к
западному, северному и южному порталам (эти лестницы послужили образцом для
лестниц ряда последующих храмов). Апсиды второго яруса первоначально были
меньшей величины, чем теперь, и гульбище шло поверх апсид нижней церкви
(новшество, которое впервые позволил себе Никон при сооружении Воскресенского
собора), окружая храм со всех сторон. Подклет изначально имел вместо открытых
аркад, принятых в древнерусском зодчестве, глухие стены (в 1860 г. галереи были
расширены, в связи с чем эти стены были снесены и возведены новые).
В
1695 г. к трапезной была пристроена стройная многоярусная колокольня,
поставленная, как на подклет, на нижний подклетный этаж церкви (при этом
лестницы были разобраны, а по бокам колокольни сделаны две трехмаршевые
лестницы, служившие своего рода контрфорсами, которые просуществовали до 1801 г.;
не позднее 1807 г. на месте древних лестниц были построены крытые паперти с
куполами, а несколько ранее, в 1802 г., были увеличены апсиды верхней церкви и
заново выложена северная апсида нижней; все это исказило первоначальный облик
храма).
Несмотря
на неоднократные перестройки церкви, ее основная часть (двусветный четверик,
трапезная и верх колокольни от восьмерика под звоном), будучи
отреставрированной, позволяет увидеть памятник таким, каким он был в момент его
создания. Это один из красивейших храмов Замоскворечья. Традиционный тип
кубовидной, пятикупольной церкви, спланированной “кораблем”, обогащен
здесь новыми формами белокаменного декора, связывающими ее с произведениями
“московского барокко” конца XVII в.: кокошники в завершении храма
заменены тремя рядами гребешковых фронтонов, поставленных уступами на
четверике; такого же типа “фронтоны” на витых колонках служат
украшением окон; витыми колонками отмечены грани барабанов глав; пышная
белокаменная резьба обрамляет порталы.
Новыми
формами в виде двух открытых террас над ярусом звона обогатилась и колокольня.
Зачатки ярусности также сближают этот памятник с произведениями
“нарышкинского стиля”. Резной золоченый иконостас церкви (датируется
концом XVII в.; иконы исполнены мастерами Оружейной палаты П. Беляевым, Н.
Соломоновым, П. Коробовым) в 1934 г. был перенесен в Останкинскую церковь (в
“Кадашах” остался только его нижний ярус).
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/