Цифровые образовательные ресурсы на уроках информатики

Министерствообразования и науки Российской Федерации
Орскийгуманитарно-технологический институт (филиал) государственного образовательногоучреждения
высшего профессиональногообразования
«Оренбургскийгосударственный университет»
Цифровыеобразовательные ресурсы на уроках информатики
Курсовая работа Орск2010г.

Реферат
В курсовой работе разработанатипология ЦОР (цифровые образовательные ресурсы), которая поможет учителюсориентироваться в электронных программах для создания электронных средствобучения. ЦОР, созданные в различных электронных программах, помогут выбратьоптимальный вариант для его использования на том или ином этапе урокаинформатики.

Введение
Актуальность темы объясняется тем,что в настоящее время в России идет становление новой системы образования,ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательноепространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями впедагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными свнесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны бытьадекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничномувхождению ребенка в информационное общество.
Компьютерные технологии призваныстать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостногообразовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Особоезначение при этом приобретает подготовка кадров, способных освоить этиизменения и реализовывать их на практике.
В связи с этим возрастает рольучителя информатики в школе. Во-первых, его миссия в школе — организоватьучебно-информационную среду, куда входит совокупность технических и программныхсредств хранения, обработки и передачи информации, а также образовательныеусловия реализации процессов информатизации. Информационная образовательнаясреда включает в себя различные виды и формы информатизации в школе:информационное обеспечение (учебный план, расписание занятий, аттестацияучащихся, загрузка классов); учебно-методическое обеспечение (цифровыеобразовательные ресурсы (ЦОР) по предметам, по темам, разработки лабораторных ипрактических занятий, контрольные вопросы и т.п.); информационная обучающаясреда (тесты, телесеминары (on-line), телеконференция (off- line), доска объявлений, поддержка получения заданий и отчеты ит.п.). Поэтому важно, чтобы он обладал знаниями и умениями использоватьвозможности электронных программ.
Во-вторых, возрастает актуальностьшкольного курса информатики, требующая от учителя информатики вариативности. Учительв роли сценариста определяет материал урока и прогнозирует результат. Как режиссерон стыкует задачи урока с возможностями их выполнения, разрабатывает методы иформы, необходимые для достижения цели урока. Как программист, знающий всевозможности компьютерных технологий, выполняет поставленные задачи и производитнеобходимый программный продукт. При этом учитываются личностные потребности иинтересы учащихся, подбирается необходимое программное обеспечение и строитсяиндивидуальная образовательная траектория. Важную роль в оптимизацииобразовательного процесса играют цифровые образовательные ресурсы. Электронныеиздания учебного назначения, обладая всеми особенностями бумажных изданий,имеют ряд положительных отличий и преимуществ. В частности: компактностьхранения в памяти компьютера или на дискете, гипертекстовые возможности,мобильность, тиражируемость, возможность оперативного внесения изменений и дополнений,удобство пересылки по электронной почте. Это — автоматизированная обучающаясистема, которая включает в себя дидактические, методические иинформационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программноеобеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельногополучения и контроля знаний.
В данной курсовой работе обращаетсявнимание на учебно методическое обеспечение, а именно, формирование иприменение ЦОР на различных этапах и видах уроков. К настоящему временинакоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЦОР попредметам, по темам, по урокам. Существенно более слабым звеном вобразовательном процессе является их внедрение в образовательный процесс, т.к.учебных материалов (в электронном виде)мало, а доступ к тем, которые есть,требует достаточно высокой квалификации. Таким образом, создание или накоплениеэлектронных источников информации наравне с упрощением процедуры доступа к нимявляется наиболее актуальной задачей. При этом учитель должен уметь не тольковыбирать оптимальный набор средств обучения, адекватных изучаемому учебномуматериалу, но и создавать их, используя различные электронные ресурсы.
Объект: икт в образовании.
Предмет: ЦОР на уроке информатики.
Цель курсовой работы – разработатьтипологию ЦОР по различным инструментальным средам.
Задачи:
1. Изучить использованную литературу и источники сети интернет.
2.  Выявить возможности применения программныхсредств инструментальных Microsoft Office и программыMacromedia Flash для создания ЦОР
3.  Рассмотреть требования к созданиюЦОР.
Курсовая работа состоит извведения, 2 глав, заключения

Глава I. Теоретические аспекты примененияЦОР на уроках информатики в соответствии с возможностями электронных программ
/> 
1.1 Цифровые образовательные ресурсы и ихвиды по представлению и содержанию
Цифровой образовательный ресурс – продукт, используемый в образовательных целях, длявоспроизведения которого нужен компьютер.
Динамично развивающиесяинформационные технологии предоставляют новые, эффективно дополняющиетрадиционные средства для образовательного процесса, которые многие педагогивсе с большей готовностью включают в свою методическую систему. Использование ЦОРдает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебногопроцесса. ЦОР — оперативное средствонаглядности в обучении, помощник в отработке практических умений учащихся,в организации и проведении опроса и контроля школьников,а также контроля и оценки домашних заданий, в работесо схемами, таблицами, графиками, условными обозначениямии т. д., в редактировании текстов и исправлении ошибокв творческих работах учащихся.
Особенностью программированногообучения является пошаговость самостоятельной деятельности учащихся,способствующая активизации учебного процесса, а также наличие оперативнойобратной связи, на основе которой возможна индивидуализацияи дифференциация обучения.
Использование ЦОР в сфереобразования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационныеформы обучения. Совершенствуются инструменты педагогической деятельности,повышаются качество и эффективность обучения. ЦОР имеют массу достоинств посравнению с традиционными средствами обучения:
Целью цифровыхобразовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностейучащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всехступенях образовательной системы.
Можно выделить следующиеосновные педагогические цели использования ЦОР:
— интенсификация всехуровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современныхинформационных технологий (повышение эффективности и качества процессаобучения; углубление межпредметных связей; увеличение объема и оптимизацияпоиска нужной информации; повышение активности познавательно деятельности);
— развитие личностиобучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационногообщества (развитие различных видов мышления; развитие коммуникативныхспособностей; эстетическое воспитание за счет использования компьютернойграфики, технологии мультимедиа; формирование информационной культуры, уменийосуществлять обработку информации).
На этапах урока, когдаосновное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учительполучает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств уучащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученныхзнаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников,самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельностьпо управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания иликомпьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяютпостепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательнойдеятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.
Перечисленные возможности ЦОР могутспособствовать выявлению, развитию у него способностей, формированию умений ижелания учиться.
В соответствии с целями примененияЦОР в образовательном процессе и их возможностями различают следующие виды ЦОР:
— Электронная библиотека – распределенная информационнаясистема, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородныеколлекции электронных документов (электронные издания, содержащие произведениялитературы, справочники и т.д.)
— Библиотека электронныхнаглядных пособий –пособие, в котором содержание передается при помощи набора мультимедиакомпонентов, отображающих объекты, процессы, явления в данной предметнойобласти.
— Электроннаяэнциклопедия – пособие,содержащее огромное количество информации по различным направлениям,охватывающим определенные области знаний. Издания снабжены обилием иллюстраций,видео- и аудио- фрагментами, анимациями и трехмерными моделями.
— Репетиторы, тренажеры,практикумы – этоучебно-методические комплексы, позволяющие самостоятельно подготовиться кзанятиям, экзаменам, объективно оценить свои знания.
— Мультимедийные учебники – это программно-методическийкомплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного или при участиипреподавателя усвоения учебного курса или его большого раздела с помощьюкомпьютера.
— Виртуальные лаборатории – представляет собой обучающийкомплекс, позволяет осуществлять предметные эксперименты, в том числе те,проведение которых в условиях школы затруднено, требует дополнительногооборудования либо является слишком дорогостоящим.
Конвекционный ЦОР включает в себя:
¾ рисунки
¾ фоторепродукциикартин, памятников архитектуры и скульптуры;
¾ фотопортреты;
¾ фотоизображенияокружающего мира;
¾ таблицы(разъяснительные, сравнительные, обобщающие);
¾ схемы; диаграммы;графики; карты;
¾ интерактивныетаблицы, рисунки, карты, схемы;
¾ текстыопределения понятий, процессов, явлений;
¾ математические,химические формулы;
¾ математические,химические уравнения;
¾ текстовыекомментарии к описываемому процессу, явлению;
¾ текст,дублирующий содержание учебника;
¾ текст,дополняющий содержание учебника;
¾ фрагменты излитературных произведений;
¾ критическиестатьи; исторические документы
¾ анимациипроцессов, анимации природных явлений, событий, социальных явлений,
¾ аудиолекция;речевые фрагменты персоналий;
¾ видеофрагменты,
¾ аудиовидеофрагментыявлений, процессов, событий.
Инструмент учебной деятельностипредставляет собой:
¾ геоинформационнуюсистему
¾ лабораторию
¾ среду Вики-Вики
¾ рутьюб.
Программированный ЦОР состоит из:
¾ модели процессов;
¾ модели природныхявлений;
¾ моделилабораторных работ;
¾ моделиэкспериментов;
¾ интерактивныепрактические задания.
Проблемный ЦОР:
¾ интерактивнаямоделируемая среда
Комбинированный ЦОР.
 

1.3 Педагогическиеинструменты цифровых образовательных ресурсов
Использование ЦОР на урокахвозможно в различных формах:
— интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачиинформации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждоевысказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так ивысказываний другой стороны;
— мультимедиа — представление ресурсов и процессов не традиционном текстовымописанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука;
— моделинг — моделирование реальных ресурсов и процессов с целью ихисследования;
— коммуникативность — возможность непосредственного общения, оперативностьпредоставления информации, контроль за состоянием процесса;
— производительность — автоматизация нетворческих, рутинных операций, отнимающиху человека много сил и времени. Быстрый поиск информации по ключевым словам вбазе данных, доступ к уникальным изданиям справочно-информационного характера [3].
Универсальной технологиисоздания ЦОР не существует. Каждый автор применяет собственную технологию. Вданном разделе приведены некоторые принципиальные положения, которые можноадаптировать к созданию электронного учебного пособия любого типа. Создание ЦОРзависит от таких факторов, как дидактическая цель, знание предмета, типтематики (технические очень сильно отличаются от гуманитарных), существующиесредства и т.д. При создании ЦОР приходится сталкиваться с двумя полярнымимнениями по методологии их создания. Первое из них заключается в том, чтоавтору достаточно правильно подготовить необходимые материалы, а перевести их вкомпьютерную форму не составит особой проблемы. Согласно второму мнению,квалифицированный программист может взять любой традиционный учебник и безпомощи его автора сделать из него эффективное учебное средство. В первом случаеабсолютизируется содержательная часть, во втором ее программная реализация.
Этапы производства ЦОР Таблица1Этап Содержание этапа Предварительная работа
Формулировка исходной идеи
Оценка существующих элементов Сбор необходимой информации
Анализ потребностей
Выделение главной дидактической цели
Обоснование необходимости и того нового, что внесет продукт по сравнению с обычным печатным учебным пособием Подготовка содержания
Выделение дидактических подцелей
Составление плана
Представление содержания в форме модулей Дизайн
Разработка общей концепции
Выбор медиа (звук, изображения, видео и т.п.)
Написание сценария
Детальный дизайн + подключение интерактивности Производство
Программирование и оцифровка содержания
Создание изображений, звука и т.п.
Компоновка готовых материалов в модули Тестирование Тестирование и оценка продукта
Рассмотрим подробнеепредставленную схему.
Предварительнаяподготовка включает следующие основные этапы:
— разработкадидактических требований к ЦОР;
— для этого проводитсяанализ потребностей, который включает специфику данного направления, даннойгруппы потенциальных учащихся и цели курса; — по результатам данного анализапринимается решение о форме ЦОР
— разработка техническихтребований к ЦОР;
— необходимо убедиться втом, что выбранную технологию можно реализовать, что для этого есть средства;
— разработка структурыЦОР;
— разработка методикииспользования ЦОР в учебном процессе (для преподавателей);
На стадии подготовкисодержания в первую очередь создается сценарий. Иногда он снабжаетсяиллюстрациями, разъясняющими инструкции. Сценарий подразумевает продумываниеорганизации интерактивности, то есть взаимодействия между учеником икомпьютером, учеником и учителем, другими учащимися.
Возможный функциональныйсостав программной подсистемы ЦОР может выглядеть следующим образом:
— модули учебногоматериала (куда входят задания для самоконтроля и зачетные задания разныхвидов);
— дополнительныематериалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы иэлектронной библиотеки);
— сервисные средства(справка по работе с учебником, словарь, глоссарий, электронный ежедневник,система поиска и т.п.);
— коммуникационнаясистема (обеспечение взаимодействия ученика и учителя);
— защитная система.
Фазы подготовкисодержания и программирования, как правило, чередуются.
ЦОР как программноесредство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей издвух подсистем:
информационной(содержательная часть);
программной (программнаячасть).
В информационную частьэлектронного учебного пособия входят:
¾ четкоструктурированные учебные материалы;
¾ иллюстрации,представленные всем спектром мультимедиа (графика, анимация, звук, видео);
¾ практикум длявыработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерамивыполнения задания и анализом наиболее часто встречающихся ошибок;
¾ системадиагностики и контроля (тестовые задания, задания для работы в группе и т.п.).
¾ дополнительныематериалы (от контекстной расшифровки терминов до нормативной базы иэлектронной библиотеки);
¾ сервисныесредства (справка по работе с учебником, словарь, глоссарий и т.п.).
При дизайне ЦОРуточняется общая структура ЦОР и создается детальный сценарий. Данный процесссостоит из двух этапов: создание общей концепции и дизайна каждой отдельнойчасти.
Общая концепция определяетобщий стиль, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учениками,выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид иструктура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки. Изменения,вносимые на более поздних этапах, являются источниками ошибок программы, чтопорождает дополнительные часы работы.
Детальный дизайн определяет детальную проработкусодержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вноситьизменения на данном этапе, чем в общей концепции. В любом случае, каждоеизменение должно быть зафиксировано в письменном виде.
Дизайн можно сравнить спостройкой дома. Возведение стен и крыши может быть аналогом общей концепции, авнутренняя отделка аналогом детального дизайна.
На этапе «производство» идет непосредственная разработкапродукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки,организуется взаимодействие различных частей ЭУП. Оцифровываются графика извук, оформляются все окна.
Тестирование ЦОР идет накаждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченнымидидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы,направленное на выявление программных ошибок.
Итоговое тестирование ЦОРдолжно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдениемразработчиков. Ее цели:
— проверить работу всехфункциональных модулей обучающей программы в реальном режиме (не наблюдается лизависаний программы, насколько быстро она работает и.т.п.);
— выявить не замеченныеранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации;
— оценить эффективностьорганизации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения уучащихся при работе с ней;
— накопить базурезультатов выполнения тестовых заданий для осуществления проверки ихвалидности.
 
1.3 Требования к ЦОР припреподавании уроков информатике в школе
Цифровые образовательныересурсы должны удовлетворять следующим содержательным требованиям[2]:
¾ соответствоватьдокументам Правительства Российской Федерации, Министерства образования и наукиРоссийской Федерации, регламентирующим содержание образования (как определяющимзадачи модернизации образования, так и действующим в настоящее время), ипримерным программам;
¾ соответствоватьсодержанию и структуре конкретного учебника;
¾ обеспечиватьновое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения,высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;
¾ обеспечиватьвозможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (это относитсякак к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных иобщих умений);
¾ учитыватьвозрастные психолого-педагогические особенности учащихся и существующиеразличия в культурном опыте учащихся;
¾ содержатьматериалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различныхформах (графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров,видеоряды и т.д.);
¾ содержать наборзаданий (как обучающего, так и диагностического характера) ориентированныхпреимущественно на нестандартные способы решения;
¾ предлагать видыучебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решенияжизненных (в том числе бытовых) проблем на основе знаний и умений, освоенных врамках данного предмета;
¾ обеспечиватьорганизацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование формсамостоятельной групповой и индивидуальной исследовательской деятельности,формы и методы проектной организации образовательного процесса;
¾ содержатьварианты планирования учебного процесса, которые должны предполагать модульнуюструктуру, позволяющую реализовать согласованное преподавание при делении напредметы, классы и темы.[2]
Для полноценной работы скомплектами ЦОР необходимо иметь один или несколько компьютерных классов на10–15 человек (подключенный к школьной сети и Интернет), проектор. Желательнотакже наличие сканера и принтера, цифровой фотокамеры и видеокамеры. Приотсутствии этой техники можно обойтись связкой компьютер + проектор, а фото- ивидеокамеру с успехом заменит мобильный телефон. Назначение основныхтехнических устройств:
— сервер и локальная сеть– организация единого школьного пространства;
— компьютер – основнойинструмент учителя или учащегося, средство демонстрации образовательныхобъектов и интерактивной работы с ними;
— проектор и экран –средство демонстрации образовательных объектов различной природы в аудитории;
— сканер (в комплекте спрограммой распознавания символов) – средство ввода учителем или учащимсябумажных документов, отсутствующих в базе данных;
— цифровые фото- ивидеокамера – средства записи и ввода учителем или учащимся результатов своейработы (например, отснятых опытов).
Комплект ЦОР дает учителювозможность использовать это электронное издание различными способами взависимости от оснащения школьного кабинета:
один компьютер + проекторна класс:
— демонстрация учителемотдельных мультимедиа–объектов по теме;
— демонстрация учителеммультимедийных презентаций по теме урока (15 – 20 минут от урока);
— «живая» демонстрацияучителем различных способов решения задач;
— использованиекомпьютера школьником (школьниками) при ответе у доски (в частности,демонстрируя подготовленную из мультимедиа – объектов ЦОР презентацию);
два ученика — одинкомпьютер:
— фронтальныелабораторные работы;
— групповоеисследовательское задание;
— групповое творческоезадание;
— интерактивное обучениеспособам решения задач;
один ученик — одинкомпьютер:
— виртуальныйлабораторный практикум;
— индивидуальноеисследовательское задание;
— индивидуальноетворческое задание;
— интерактивное обучениеспособам решения задач;
— компьютерноетестирование.
Предлагается такжевозможным использование комплекта ЦОР учащимися дома, в школьной библиотеке(для подготовки рефератов, презентаций, самообучения, подготовки домашнегозадания и т.п.), учителем (для подготовки учебного занятия, контрольнойработы).
Для аттестации учащихсяможно использовать как традиционную форму (с использованием подготовленных припомощи комплекта ЦОР контрольных работ и тестов), так и интерактивнуюкомпьютерную форму (при наличии достаточного количества компьютеров в классе).
Учитель может такжечередовать традиционную и компьютерную форму (например, часть учащихся решаютсложные задания, оцениваемые вручную на бумаге, а остальные в это времяпроходят компьютерный тест, затем учащиеся меняются местами). Большой объемвопросов и задач позволит частично автоматизировать аттестацию учащихся.
Комплект ЦОР полезен нетолько для тестирования учащихся. Результаты выполнения творческих задачучащимися – те же самые образовательные объекты, выполненные на основе простыхпо структуре объектов набора. Они могут быть сохранены в «портфеле» учащихся вшкольном образовательном пространстве, пересланы учителю для проверки на еголичный компьютер.
Методика использованияпрограммных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяетсятеми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решитьв рамках различных типов уроков учебного предмета «Информатика». Следуетотметить, что решение совокупности педагогических задач возможно лишь прикомплексном использовании различных видов программных средств. Различные типыуроков информатики предполагают и различные модели использования компьютернойтехники в образовательном процессе (демонстрационный компьютер, компьютерныйкласс, медиацентр (медиатека) общеобразовательного учреждения).
цифровойобразовательный ресурс информатика школа

1.4Возможности инструментальных средств Microsoft Office и программы Macromedia Flashдля создания ЦОР
Общее названиепрограммных средств, предназначенных для создания, редактирования иформатирования простых и текстовых документов, — текстовые процессоры. Внастоящее время в России наибольшее распространение имеет текстовый процессор MicrosoftWord.
Microsoft Word (часто — MS Word, WinWord или просто Word) — этотекстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактированиятекстовых документов, с локальным применением простейших формтаблично-матричных алгоритмов. Текстовый процессор, выпускается корпорациейMicrosoft в составе пакета Microsoft Office. Первая версия была написана РичардомБроди (Richard Brodie) для IBM PC, использующих DOS, в 1983 году. ХотяMS-DOS и являлась текстовой операционной системой, лишённой графическойоболочки, Word для DOS был первым текстовым процессором для IBM PC, который былспособен отображать разметку текста, например, полужирный или курсивный текст впроцессе редактирования. Однако он всё же не являлся в полном смыслеWYSIWYG-редактором. Другие же текстовые процессоры, такие как WordStar и WordPerfect,использовали простой текстовый экран с кодами разметки, иногда текст былцветным. Последовавшие версии добавляли возможности, выходящие за рамкипростого текстового процессора. Инструменты рисования позволяли выполнять примитивныеоперации вёрстки, такие как добавление графики в документ, хотя, естественно,специализированные программы для вёрстки лучше справляются с этими задачами.Внедрение объектов, сравнение версий документа, мультиязычная поддержка имногие другие возможности были добавлены за последовавшие несколько лет.Текстовый процессор Microsoft Word можно рассматривать как средствоавтоматизации авторской деятельности. При использовании этой программы следуетчетко определять целевой объект- документ электронный или печатный. Для разныхтипов документов используют разные средства, приемы и методы. В последнейверсии текстового процессора заметно улучшена система управления и введенымощные средства поддержки сетевых режимов работы. Достоинства данной программыв том, что она довольно проста в использовании. Кроме того, имеется многовозможностей сделать документ более привлекательным, используя ввод специальныхсимволов, формул, диаграмм, таблиц, композиции рисунков, различных шрифтов.
ПрограммаMicrosoft Excel предназначена для работы с таблицами данных, преимущественночисловых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование иформатирование текстовых и числовых данных, а также формул. Наличие средствавтоматизации облегчает эти операции. Вычисления в таблицах программы Excelосуществляются при помощи формул. Формула может содержать числовые константы,ссылки на ячейки и функции Excel, соединенныхзнаками математических операций. Правило использования формул в этой программесостоит в том, что, если значение ячейки действительно зависит от других ячеектаблицы, всегда следует использовать формулу, даже если операцию легко можновыполнить в «уме». Это гарантирует, что последующее редактирование таблицы ненарушит ее целостности и правильности производимых в ней вычислений. Так кактаблицы часто содержат повторяющиеся или однотипные данные, данная программасодержит средства автоматизации ввода. К числу предоставляемых средствотносятся: автозавершение, автозаполнение числами, и автозаполнение формулами.Программу Excel удобно применять в тех случаях, когда требуется быстраяобработка данных Она полезна для выполнения таких операций, как статистическаяобработка и анализ данных, решение задач оптимизации, построение диаграмм играфиков. Для такого рода задач применяют как основные средства программы, таки дополнительные (надстройки).
ПрограммаMicrosoft Power Point служит для составления эффективных и наглядныхпрезентаций. Использование программы «Power Point» в процессе созданияпрезентации является самым лучшим способом при работе с большой публикой. Спомощью всевозможных функций программы вы с лёгкостью можете делать своюпрезентацию, а самое главное с помощью возможностей этой программы вы сможетепривлечь внимание каждого члена вашей публики. Система демонстрационныхвозможностей программы позволяет быстро и качественно подготовитьпрезентационный материал любой степени сложности.
Документ MicrosoftPower Point – это презентация. Он состоит из отдельных слайдов. На экран ихможно выводить в разных режимах, которые имеют различное назначение. У вас естьвся необходимая информация, но нет соответствующего дизайна? Самый лучшийспособ начать презентацию — это правильно выбрать фон слайдов вашейпрезентации. Получив Интернет доступ к сайту microsoft.com, где размещеноогромное количество фонов для слайдов, можно сделать свою презентациюуникальной. Поиск и скачивание каких-либо определенных видов фонов для слайдовпридаст необходимую креативность в усовершенствовании содержания презентации.Наличие всевозможных указателей и диаграмм в разных электронных источниках придастновые идеи в создании профессионального вида презентации. При рассмотрениипримеров фонов, слайдов, графиков, диаграмм, следует принять во внимание, чтоэти фоны, которые привлекли ваше внимание, могут также привлечь внимание вашейпублики. Живые цвета, яркая графика, стильные фотографии – всё это можетположительно отразиться на уникальности презентации.
Следуетостерегаться использования больших количеств картинок. Несмотря на то, чтоналичие картинок придаёт презентации более интересный вид, нужно учитывать, чтоих переизбыток может сделать презентацию непрофессиональной. Это в тоже времяне говорит о том, что следует избегать использования картинок. Другой важнойчастью является текст на слайде, Не стоит пытаться использовать большоеколичество слов, нужно ограничиться использованием только основных моментовсодержания,
Раздатки(раздаточный материал) также являются очень важной частью презентации, так какс помощью них можно обеспечить публику дополнительной информацией. Кромепредоставления дополнительной информации.
Macromedia Flash — это программа, с помощью которой создают анимационные ролики, баннеры,интерактив сайта, вставляют звуковые эффекты, публикуют всевозможную информациюв интернете. Также с помощью flash разрабатываются flash презентации отличногокачества, ведётся работа с векторными и растровыми изображениями.

Глава II. Использование типологии ЦОР на урокахинформатики
2.1 Применение программы Microsoft Word для создания ЦОР
Программа Microsoft Word очень проста в использовании. Составлять тесты,кроссворды, контрольные работы, лабораторные работы, викторины и другие ЦОРочень просто, достаточно знать эту программу на начальном уровне. Например,чтобы составить кроссворд, надо уметь рисовать таблицу, и набирать текст. Поэтомуучитель может дать ученикам в качестве самостоятельного задания создатькроссворд или тест, и впоследствии использовать их на других уроках. Такимобразом, учитель развивает творческое мышление, интеллектуальнуюсообразительность и логику, формирует навыки самостоятельной работы, имеетвозможность индивидуальной работы. В своей таблице я привела пример кроссворда,выполненный ученицей 10 класса. Тесты, приведенные в моей таблице, тоже оченьпросты в составлении, но минус тестов, сделанных в программе Microsoft Word в том, что компьютер не может сам проверить их ивыдать результат, и учителю надо самому проверять и оценивать. Также в моейтаблице представлена контрольная работа, которая включает в себя 17 вопросов.Задания представлены в различных формах: с выбором одного ответа из четырех, сдописанием определения, и т.п. Викторина, сделанная в Microsoft Word, тоже представляет собой набор заданий различногохарактера.
В этой программе такжеможно создавать модули. Цель модуля: формирование системы знаний и уменийинформационного поиска — действия, методы и процедуры, позволяющие осуществитьотбор определенной информации из массива данных. Обучение в рамках модуляосуществляется в сотрудничестве с учителем. Учитель – не единственный источники «транслятор» знаний, он — консультант, организатор, эксперт.
Модули являются компонентамиэлектронного учебного пособия. В качестве примера хотелось бы привестиразработку Лебедевой Э.В. «Практикум по решению задач в курсе информатики.Модуль 1. Информация и информационные процессы» (N 137670). Вид ЦОР — текст силлюстрациями.
Данный ЦОР позволяет преподатьдоступно трудный материал. Текст, произнесенный учителем и написанный намониторе компьютера, воспринимается несколькими органами чувств, что помогаетучащимся с разными видами памяти усваивать материал. Символы, определения,выделенные в рамках, подчеркнутые слова позволяют акцентировать внимание наважном. Данный модуль в электронном виде имеет преимущества перед бумажнымносителем в том, что нужный раздел не надо искать по страницам, достаточнонажать клавишу, чтобы найти необходимое. Особенно это удобно присамостоятельном решении задач: после каждого раздела даны примерные решениязадач, в случае необходимости можно быстро найти нужную информацию. Все примерыЦОР, сделанных в программе Microsoft Word, находятся на диске в приложении 2.
/>
Рисунок 1. Кроссворд впрограмме Microsoft Word
/>
Рисунок 2. Модуль, впрограмме Microsoft Word
2.2 Применение программы Microsoft Excel для создания ЦОР
В Microsoft Excel можно создавать много различных ЦОР. Эта программаудобна для учителя тем, что может считать результат и выдавать оценку позаданным учителем критериям. В своей классификации я привела примеры теста поинформатике по теме Microsoft Excel. Нужно выбрать один вариант ответаиз четырех. После выполнения теста нужно нажать на кнопку «результат». Компьютерпокажет процент выполненных заданий и оценку, исходя из процента. Ни ученикампри выполнении теста, ни учителю при проверке не требуется много сил, носоставлять эти тесты сложнее, чем в Microsoft Word,так как базовых знаний этой программы не хватит для составления тестов.
Для своего урока ясоставила и использовала при закреплении изложенного учебного материала ивыяснения пробелов в знаниях учащихся терминологический диктант по теме«Алгоритмы». Диктант представляет собой короткое задание, реализованное вформе, позволяющей обучаемому дать короткий однозначный ответ. После того какответ дан, учащийся должен нажать «Enter», и напротив ответа будет написано «верно» или «ошибка».
Для закрепленияизложенного учебного материала, для выяснения пробелов в знаниях учащихся также можно использовать викторины, сделанные в Microsoft Excel. В пример я привела викторину, в которой нужноотгадать все термины по ИКТ правильно, тогда из букв в выделенных клетках можнобудет составить фамилии избранных персоналий в области компьютеростроения. Можноиспользовать ребусы. Я привела в пример числовые ребусы, сделанные в программе Microsoft Excel. В этих задачах вместо букв следует подставить цифрытак, чтобы указанные равенства выполнялись. Одним и тем же буквам всегда должнысоответствовать одинаковые цифры, разным буквам — разные цифры (отличные отиспользующихся в задаче).
Достоинства ЦОР,созданных в данной программе в том, что они позволяют ускорить темп урока,высвобождают время учителя при проверке знаний, формируют навыки самоконтроля,исключают субъективность оценки, повышают мотивацию и интерес к обучению. Все примеры ЦОР, сделанных впрограмме Microsoft Excel, находятся на диске в приложении 3.

/>
Рисунок 3. Тест впрограмме Microsoft Excel
/>
Рисунок 4.Терминологический диктант в программе Microsoft Excel

2.3 Применение программыMicrosoft Office Power Point для создания ЦОР
Программа MicrosoftOffice Power Point традиционно используется как инструментальная среда дляподготовки презентаций. Мультимедийная презентация — один из эффективныхметодов организации обучения на уроках, мощное педагогическое средство,выходящее за рамки традиционной классно — урочной системы. Для учеников 9класса мною был разработан урок по теме «Алгоритмы». Для изложения новогоматериала была использована презентация, которая включала демонстрационныесредства по теме, компьютерные модели, компьютерные компоненты, текстовыеобъекты. Использован проектор и компьютер.
Текстовый материал сиспользованием анимации позволил компактно распределить учебный материал,сократить время изложения нового материала на уроке, применить высвободившеесявремя для закрепления и тренировки. На уроке было дано такое количествоинформации и видов работ, которые были бы невозможны на уроке без ЦОР.Например, в объяснении и закреплении нового материала были предложены исследовательские,практические задачи, задачи для самостоятельного решения, была представленаинформация исторического характера. Анимация позволила доступно и интересноизложить трудный для восприятия материал. Например, учащиеся, посмотрев слайды 3-7,довольно быстро поняли различия в управлении с прямой и обратной связью,зрительный лаконичный текст (слайды 12-17) помог запомнить свойства алгоритма ивиды алгоритма (слайды 18-22). Демонстрационная графика, представленнаясхемами, графиками, рисунками, таблицами (слайды 25-29) показала нагляднопреимущества записи команд в виде алгоритма. Исследовательские задачи ванимациях позволяют не запутаться в словесном изложении и логически мыслитьдаже слабым учащимся (слайды6-8), а практические задачи (слайды 10, 11, 24)ориентируют ученика на приобретение опыта решения жизненных (в том числебытовых) проблем.
Таким образом, данный ЦОРпомог решить мне следующие образовательные задачи:
-обеспечить
А) организацию учебнойдеятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельнойгрупповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
Б) качественное усвоениепрограммного материала;
В) содержание материалов,ориентированных на работу с информацией, представленной в различных формах(графики, таблицы, составные и оригинальные тексты различных жанров;
Г) компактность визложении учебного материала, что высвободило время для закрепления итренировки ;
Д) доступность инаглядность изучаемого материала;
-учитывать индивидуальныеособенности учащихся и существующие различия в культурном опыте учащихся;
-воспитать интерес кпредмету;
В своей практике яохотнее всего использую эту программу. С помощью Power point я делала также тесты, ребусы(см рис.5), которые вданной программе гораздо привлекательней и интересней.
Также в этой программеможно создавать образовательные игры. Цель игры — формирование и развитиенавыков и умений учащихся. В моей таблице приведена в пример образовательнаяигра «своя игра»(см рис.6). Ее можно использовать на внеклассных мероприятиях.Суть игры заключается в следующем: представлена таблица, на которой написанычетыре темы по информатике, и игрок может выбрать любую. Напротив каждой темыстоят баллы, чем выше балл, тем сложнее вопрос. Выбрав тему и балл на мониторе,появляется вопрос, участник на него отвечает. После ответа на мониторепоявляется правильный ответ. Если он совпадает с ответом игрока, то участник зарабатываетвыбранное количество баллов и выбирает следующий балл или тему, а если нет, тоход переходит к другому. Выигрывает тот, кто набрал большее количество баллов.Эта игра может применяться также для закрепления изученного материала, ведьувидев правильный ответ, участник его запомнит. Все примеры ЦОР, сделанных впрограмме Microsoft Power Point, находятся на диске вприложении 4.
/>
Рисунок 5. Ребусы впрограмме Power Point

/>
Рисунок 6. Игра «Свояигра» в программе Power Point
Использование данных ЦОРво внеклассной работе повысит интерес к предмету, стремление к самостоятельнойработе. Все примеры ЦОР, сделанных в программе Microsoft Power Point, находятся на диске вприложении 4.
2.4 Применение программы Flash для создания ЦОР
В программе Macromedia Flash можно делать очень интересные ЦОР. Помимо тестов (смрис.8), ребусов, кроссвордов можно делать видеоуроки и демонстрировать звуки.Видеоуроки (см рис.7) дают наглядное представление о дидактических возможностяхпроведения уроков на основе новых информационных технологий. В пример я привелавидеоурок по теме «Алгоритмы». Также в моей таблице приведен пример демонстрациизвука. Но делать ЦОР в программе Flashтрудно, так как надо владеть языком программирования и затрачивается большевремени. Но если применять ЦОР в этой инструментальной среде, то урок будетинтереснее и ярче.
/>
Рисунок 7. Видеоурок потеме «Простые и составные условия» в программе Macromedia Flash
/>
Рисунок 8. Тесты впрограмме Macromedia Flash

В основу технологиисоздания видеоуроков положен нелинейный монтаж, что позволяет показать вдинамике все этапы урока, акцентировать внимание на методических приемахрешения дидактических задач. При этом отдельные фрагменты видеоуроков могутиспользоваться и в качестве демонстраций на реальных занятиях./>

Заключение
На сегодняшний моментодним из перспективных направлений в преподавании информатики может статькомплексный подход к использованию ЦОР на уроках. Типология ЦОР позволяет содной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формированияключевых понятий, с другой стороны, самому активно участвовать в этом процессе.
Использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицироватьучебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес школьников к изучению предмета,реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельнойработы. ЦОР способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда,формированию навыков самостоятельной работы учащихся, а также оказывает существенноевлияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру.
На уроке с использованием ЦОР учитель является организатором всего урока и консультантом. ЦОРне заменяют учителя или учебник, но коренным образом изменяют характер педагогическойдеятельности. Введение ЦОР в учебный процесс расширяет возможности преподавателя,обеспечивает его такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранеепроблемы, например:
/> -совершенствованиеорганизации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы скаждым учащимся);
/> -ЦОР могут помочьтам, где у учителя не хватает времени для ликвидации пробелов, возникших из-за пропускауроков;
/> -повышение продуктивностисамоподготовки после уроков;
/> -средство индивидуализацииработы самого учителя (ЦОР — хранилище результатов творческой деятельности педагога:придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартныхучебниках и что представляет ценность для других педагогов);
/> -ускоряет тиражированиеи доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике.
Внедрение новых информационно-коммуникационныхтехнологий в современный образовательный процесс поможет осуществить более качественнуюподготовку учащихся. Именно поэтому важно уметь создавать ЦОР самому учителю. Таблицас типологией ЦОР показывает, что активная роль ЦОР      в образовании состоит втом, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решенияопределенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики,способствуют созданию новых форм обучения и образования, что позволяет значительноповысить качество обучения учащихся.
В курсовой работе рассмотрены достоинстваи недостатки электронных программ при создании тех или иных ЦОР. Например, кроссвордможно создавать в программе word и excel. Но созданные в разныхпрограммах, кроссворды используются для достижения различных образовательных целей:в excel-длязакрепления и проверки знаний; в word-как модель для самостоятельного создания учениками аналогичногокроссворда, в целях развития творческого мышления учащихся.

Использованная литература
1. Авдеева С. Цифровые ресурсы в учебном процессе: [о проекте «Информатизациясистемы образования» и о создании Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов]Народное образование. — 2008. — № 1. — С. 176-182.
2. Башмаков А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем/ А.И. Башмаков, И.А. Башмаков – М.: Филинь, 2003. – 616 с.
3. Буханцева Н.В.Электронные ресурсы: технологии разработки и взаимодействияН.В. Буханцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос.образоват. учреждениевысш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т». — Волгоград: Изд-во Волгоградскогогос. ун-та, 2008. — 402 с. — Библиогр.: с. 369-371 (64 назв.).
4. Деревнина А.Ю. Принципы создания электронных учебников / А.Ю.Деревнина, М.Б. Кошелев Открытое образование. — 2001. — № 2. – C. 14-17.
5. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников(на примере общетехнических дисциплин) Л.Х. Зайнутдинова. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП»,1999. – 364 с.
6. Информатика. Базовый курс/СимоновичС.В. и др.- СПб: Издательство«Питер»,2000.-640с.
7. Куклев В.А. Опыт разработки и применения цифровых образовательныхресурсов: от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильномуобразованию // Компьютерные учеб. программы и инновации. — 2006. — № 3. — С. 70-74;
8. Методическая копилка учителя информатики [Электронный ресурс]-:(http://www.metod-kopilka.ru/)
9. Опыт разработки и применения цифровых образовательных ресурсов:от компьютеризированных учебников через сетевые технологии к мобильному образованию// Компьютерные учеб. программы и инновации [Электронный ресурс].–: www.naukapro.ru/ot2006/1_067.htm
10. Российский общеобразовательный портал по разработке цифровых образовательныхресурсов нового поколения [электронный ресурс]- :http edu.of.ru/zaoch/default.asp?ob_no=8845
11. Сайт «Сеть творческих учителей»[электронный ресурс]-: http: school collection.edu.ru/
12. Цифровые образовательные ресурсы в школе: вопросы педагогическогопроектирования: сб. учеб.-метод. материалов для педагогических вузов М-во образованияи науки Рос. Федерации, Нац. фонд подгот. кадров, Проект Информатизация системыобразования; [отв. за подгот.: Д.Ш. Матрос и др.]. М.: Университетская книга,2008. — 557 с.