Цыгане, рома, ед. ч. ром (самоназв.), народ, живущий во многих странах мира. Ц. называют по-разному: англичане – Gupsies ("египтяне"), испанцы – Gitanos, венгры – Cigany-Pharao nepek ("фараоново племя"), французы – Bohemiens ("богемцы") или Tsiganes, итальянцы – Zingari, голландцы – Heidens ("язычники"), финны – Мustalainen ("чeрные") и др.
Общая численность, по разным оценкам, от 6 до 10 млн. чел. (в связи с неполным учeтом их действительная числ. значительно больше), в т.ч. в Венгрии – 400 тыс. чел., Словакии – 300 тыс. чел., Чехии – 120 тыс. чел., Румынии -260 тыс. чел., Болгарии – 220 тыс. чел., Югославии – 120 тыс. чел., Росийской Федерации – 153 тыс. чел.
Говорят па цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык имеет диалекты. В процессе расселения сложились многочисл. субэтнич. группы Цыган: кэлдэрари, довари, сэрвы и мн. др. Верующие Цыгане в России – в основном православные, в балканских странах – мусульмане-сунниты, в странах Европы – католики. Распространены также традиц. верования.
Во время 2-й мировой войны в Европе было уничтожено около 500 тыс. цыган. После войны многие перешли к оседлости. Сложилась цыган, интеллигенция. Развивается цыган, движение, в 1971 создан Всемирный союз цыган при ООН, объединяющий представителей цыганских организаций Европы. Наиболее распространенными занятиями были у мужчин торговля лошадьми, у женщин – гадание.
У разных групп цыган преобладают различные ремeсла – кузнечное, изготовление и лужение котлов, резьба по дереву, ювелирное дело и др. Работа мужчин была, как правило, сезонной, ежедневный доход в семью приносила женщина. Цыгане славятся как музыканты, танцоры, певцы. Заимствовав элементы национального фольклора у народов, среди которых они живут, цыгане внесли существенный вклад в культуру этих народов.
Цыгане объединяются в кочевые таборы, члены которых не обязательно связаны кровным родством. Таборы насчитывали от 5-10 до 20-25 палаток, в любой момент каждая семья могла отделиться от табора. Труд был коллективным, заработанные деньги делились на всех членов табора, включая нетрудоспособных. Табор возглавлял вожак, обычно представитель старшего поколения, хорошо владевший языком окружающего населения.
Для совместного выполнения какой-либо работы Ц. объединялись (отдельно мужчины, отдельно женщины) в группы (вортэчия, амал). Доходы делились поровну между членами группы. Решением конфликтов и спорных вопросов занимался суд (сэндо, крис). В него входили преимущественно пожилые Ц., выбиравшие из своей среды главного. Решение сэндо выполнялось беспрекословно.
У кочующих Ц. 19 – нач. 20 вв. была простая (малая) семья, обычно многодетная, но сохранялась и сложная (большая) семья. Уклад семьи был патриархальным. Мужчина пользовался непререкаемым авторитетом. Отношения между старшими и младшими членами семьи были подчeркнуто почтительны. Замужняя молодая женщина считалась нечистой и должна была соблюдать множество запретов в общении с окружающими. В пределах семьи и табора девушки были относительно свободны; от них требовалось соблюдение девичьей чести. Старые женщины были глубоко почитаемы.
Стойко сохраняются обычаи взаимопомощи, гостеприимства. Обычной формой заключения брака было сватовство. Детей могли сосватать в грудном возрасте. Существовал обычай обмена дочерьми: отдавая дочь замуж, брали сестру жениха в жены своему сыну. У некоторых групп Ц. за невесту платили выкуп. Был распространeн брак через похищение.
С весны до глубокой осени Ц. кочевали, в это время они жили в шатрах или палатках.
Одежда всегда шилась из покупных тканей, так как ткацким делом Ц. не занимались. Традиционная цыганская юбка – несшитая, с оборкой внизу. Разрез на юбке закрывался сильно присборенным фартуком (кыт-рынцы). Кофта, как правило, имела широкие рукава и глубокий вырез (для удобства кормления ребeнка грудью). Обязательный атрибут наряда замужней женщины – платок, который повязывался особым образом (концы закручивались вверх и завязывались сзади). Украшения, как правило, из золота, реже из серебра. Замужние женщины вплетали в косы золотые и серебряные монеты, ленточки (плетеря), на шее носили монисто, на голове – платок, обшитый мелкими золотыми монетами (межедия). Мужской костюм – шаровары, сапоги, пиджак, жилетки с серебряными пуговицами, яркие шeлковые рубашки.
Совместная еда у Ц.- знак взаимного уважения и веры в чистоту другого, знак дружбы и равенства. Отказаться от угощения означало нанести оскорбление, проявить недоверие к чистоте хозяев. На больших праздниках женщины и мужчины сидели отдельно. Национальные традициционные праздничные блюда: солянка из капусты, риса и мяса, заправленная мукой (шах ттулярдо); густой суп с мясом, перцем, томатами, картошкой (паприкаш); голубцы (сарми); сладкое блюдо – рулет из пресного теста с творогом, изюмом, сахаром (савияко).