Даосизм, Синтоизм, Конфуцианство. Религия Китая

Министерство Образования Украины
ОдесскийГосударственный Политехнический Университет
Контрольная работа по теме

Выполнил:
Ст. гр.РТ-971
ЧечельницкийЕ. В.
Одесса 1998
 
 
 
 
 

Конфуцианство
Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.)родился и жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннегокризиса. Власть чжоуского правителя – вана давно ослабла, Разрушались патриархально-родовыенормы, в междоусобицах гибла родовая аристократия. Крушение древних устоевсемейно-планового быта, междоусобные распри, продажность и  алчность чиновников, бедствия и страданияпростого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Выступивс критикой своего века и высока ставя века минувшие, Конфуций на основе этогопротивопоставления создал свой идеал совершенного человека изюнь-цзы.Высоко моральный цзюнь-цзы должен был обладать двумяважнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга.Гуманность (жень) включало в себя скромность,сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т. п. Жень – это почтинедосягаемый идеал, совокупность совершенств, которыми обладали лишь древние.Из современников он считал гуманным лишь себя и своего любимого ученика Янь Хуэя. Однако для настоящего цзюнь-цзы одной гуманности было недостаточно. Он должен былобладать еще одним важным качеством – чувством долга. Долг – это моральноеобязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает насебя сам.
Чувство долга, как правило,обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородныйчеловек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов(ли).
Следование всем этимпринципам было обязанностью благородного цзюнь-цзы,и, таким образом, “благородный человек”
Конфуция– это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей.Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему былоделом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшегосословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов,которые с эпохи Хань (III в. До н. э.)стали управлять китайской конфуциальной интерией.
Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося завысокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением егоучения в официальную догму на  передний планвыступила не суть, а внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданностистарине уважения к старым, напускной скромности и добродетели. В средневековомКитае постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы истереотипы поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места всоциально-чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, прирождении и смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и вовсем существовали строго факсированые и обязательныедля всех правила поведения. В эпоху Хань былсоставлен свод правил – трактат Лицзы, компендиумконфуцианских норм. Все записанные в этом обрядникеправила следовало знать и применять на практике, причем тем старательнее, чемболее высокое положение в обществе человек занимал.
Конфуций, отталкиваясь отсконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социальногопорядка который хотел бы видеть в поднебесной:
“Пустьотец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником,” т.е. все станет на свои места, всебудут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено.Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основныхкатегорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется.Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатностьпроисхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь-цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх длялюбого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа “стенойиероглифов” – грамотность. Уже в Лицзы былоспециально оговорено, что церимониалы и обряды не имеютотношения к простотонародью и что грубые телесные наказанине применяются к грамотным.
Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересынарода. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересынепонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев– управителей он обойтись никак не может: “Народ следует заставлятьидти должным путем, но ненужно объяснять, почему.”
Одной из важных основсоциального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепоеповиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего,подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана,семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малоегосударство.
Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец.Порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуцийразработал учение о сяо, сыновейпочтительности. Смысл сяо – служить родителям поправилам ли, похоронить их по правилам ли и приносить им в жертву по правиламли.
Конфуцианский культ предкови нормы сяо способствовал расцвету культа семьи иклана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намногопревосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к ростусемьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместномупроживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскиминаклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся другза друга и населявших порой целую деревню.
И в семье и в обществе вцелом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора,представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамкиконфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означалобы “потерять лицо”, а потерялица длякитайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, иникакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайскиеконфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующеговоспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал ктому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим,принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.
Конфуцианство сумело занятьведущие позиции в китайском обществе, приобрести структурную прочность иобосновать свой крайний консерватизм, нашедший наивысшее выражение в культенеизменной формы. Соблюсти форму, во чтобы то ни стало сократить вид, непотерять лицо – всё это стало теперь играть особо важную роль, иборассматривалось как гарантия стабильности. Наконец, Конфуцианство выступало икак регулятор во взаимоотношениях страны с небом и – от имени неба – сразличными племенами и народами, населявшими мир. Конфуцианство поддержало ивознесло созданный в иньско-чжоуское время культправителя, императора “сына неба” управляющего  поднебесной от степи великого неба. Отсюдабыл только шаг до разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурныхварваров, прозябавших в теплоте и невежестве и черпавших знания и культуру изодного источника – из центра Мира, Китая.
Не будучи религией в полном смысле слова,конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так жеи политика, и административная система, и верховный регулятор экономических исоциальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни,квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч летконфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения,психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.
Cписоклитературы:
Васильев Л.С. «История религии востока»
БаканурскийГ.Л. «История и теорияатеизма»

Даосизм
Даосизм возник в чжоуском Китаепрактически почти одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельнойфилософской док­трины. Основателемфилософии даосовсчитается философ Лао-Цзы, который современными исследователями считается фигуройлегендарной, т.к. о нем нетдостоверных исторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушелиз Китая, но согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-цзин(IV-III век до н.э.). В этом трактате излагаютсяосновы даосизма, философия Лао-Цзы. В центре доктрины-учениео великом Дао, всеобщем законе и абсолюте. Дао господствует везде и во всем,всегда и безгранично. Его никто не создавал, но все происходит от него.Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое,безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Дажевеликое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним-в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Даочерез свою эманацию-через Дэ,и если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.           
Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цельраскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти истановится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианствамистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивныхпредрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный дискомфорт,некую пустоту, которую требуется заполнить и поэтому все верования и обрядыбыли объединены в рамках религии даосов,сформировавшейся параллельно с конфуцианством.
Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао как дляпростого народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия длялюдей, познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры дажеснаряжали экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов  по ихизготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в условияхгосподства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея оДао и Дэ была отодвинута на задний план, а напередний выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие кдаосизму, которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскимисуевериями, и таким образом получившие над ними(крестьянами) очень большуювласть. Подтверждением этому стало крестьянское даосскоевосстание, произошедшее во время кризиса власти после конца династии Хань, которым руководил даосскиймаг Чжан Цзюнэ. Он ставилсвоей задачей свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства(Тайпин). Он объявил год восстания началом эпохи нового ‘’Желтого неба’’, поэтому егоприверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавлено сам Чжан Цзюнэ убит, а остатки его приверженцевскрылись на западе, в горных приграничных районах, где действовала другая даосская секта Чжан Лу. Эта,теперь объединенная, секта после падения династии Ханьпревратилась в самостоялельтное теократическоеобразование, которое так же называют государством даосскихпап-патриархов. Впоследствии с ними считались даже официальные власти. Власть вэтом «государстве в государстве» передавалась по наследству, само оно состоялоиз 24 общин, возглавляемых епископами. Жизнь в этих общинах была организованнатаким образом, чтобы каждый мог очиститься, покаяться и, пройдя через сериюпостов и обрядов, подготовить себя к бессмертию. Согласно Дао, тело человекапредставляет собой микрокосм-это скопление духов и божественных сил, результатвзаимодействия мужского и женского начал. Стремящийся к достижению бессмертиядолжен прежде всего постараться создать для всех этих духов-монад(их около 36000) такие условия, чтобы они не стремились покинуть тело. Даосыпредполагали достичь этого за счет ограничения в еде, специальных физических идыхательных упражнений. Так же чтобы достичь бессмертия, кандидат должен былсовершить не менее 1200 хороших поступков, и при этом один плохой поступоксводил все на нет.
Сам акт перевоплощения почитался настолько священным итаинственным, что его никто не мог зафиксировать. Просто был человек-и нет его. Он не умер, но исчез, покинул своютелесную оболочку, дематериализовался, вознесся на небо, стал бессмертным. Напротяжении веков даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения,иногда становился официальной идеологией какой-либо династии. Но тем  не менее он был нужен как образованнымверхам, так и необразованным низам китайского общества. Образованные верхи обращались чаще всего к философскимтеориям даосизма, к его древнему культу простоты и естетественности,слияния с природой и свободы самовыражения. Часто отмечалось, что китайскийинтеллигент(любой), будучи в социальном плане конфуцианцем,в душе всегда был немного даосом. Необразованные низыискали в даосизме другое. Их привлекали социальные утопии с уравнительнымраспределением имуществ при жесточайшей регламентации жизненного распорядка.Эти теории играли свою роль в качестве знамени в ходе средневековыхкрестьянских восстаний. Кроме того, с народными массами даосизм был связанобрядами, практикой гадания и врачевания и т.п. Именно на этом, низшем уровнедаосизма складывается тот гигантский пантеон, которым всегда отличалась религиядаосов. В этот пантеон наряду с главами религиозныхдоктрин мог попасть любой незаурядный исторический деятель, даже простой чиновник,оставивший после себя хорошую память. Даосизм в Китае, как и буддизм, занималскромное место в системе официальных религиозно-идеологических ценностей,однако в периоды кризисов, когда централизованная власть приходила в упадок,даосизм выходил на передний план, проявляясь в народных восстаниях, которыедвигали утопические идеи даосизма.

Cписоклитературы:
1.Васильев Л.С.  «История религий Востока»
2.БаканурскийГ.Л. «История и теория атеизма»
Синтоизм
      Синтоизм.В переводе с японского  синто  обозначает путь богов-религия,возникшаяв раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы ,а измножества родоплеменных культов ,на базе анимистических,тотемистическихпредставлений магии,шаманизма ,культа предков.
     Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов.Центральное место занимает концепция божественного происхождения императоров .Ками ,якобы населяющие иодухотворяющие всю природу ,способны воплотиться в любойпредмет ,ставший в последствии объектом поклонения ,которыйназывали синтай ,что с японского означает тело бога .             
Согласно синтоизму,человек ведёт своёпроисхождение от одного из бесчисленных духов.Душа умершего при определённых  обстоятельствах способна стать  ками.
     В ходе становления классового общества игосударства  складывается идея верховногобожества и творческого акта ,в результате которого ,согласнопредставлениям синтоистов, появилась богиня солнца Аматерасу — главное божество и прародительница всехяпонских императоров.
     Синто не имеетцерковных канонических книг.В каждом храме есть своимифы и обрядовые предписания которые могут быть неизвестны в других храмах.Мифы,общиедля синто, собраны в книге «Кодзики» («Записки о древних делах»),котораявозникла на основе устных преданий  вначале  VIIIвеке.В нейсодержаться основные идеи национализма,которые  были возведены в ранг  государственной религии:опревосходстве  японской нации ,о  божественном происхождении императорской династии,отоснования японского государства.И вторая священная  книга «Нихонсеки» (что впереводе «Анналы Японии»).
Синтоизм глубоконационалистичен. Боги породили только японцев .Людидругой национальности не могут исповедовать эту религию.Своеобразен и сам культсинтоизма.Целью жизни в синтоизме провозглашаетсяосуществление идеалов предков: «спасение»достигаетсяв этом,а не потустороннем мире,путём духовного слияния сбожеством с помощью молитв и  обрядов,совершаемых в храме или у домашнего очага.Для синтоизма характерныпышные праздники со священными  танцами ипроцессиями. Синтоистская  служба состоит  из четырёх элементов: очищение (хараи),жертвоприношение (синсей),краткой молитвы (норито)  и возлияния(наораи).
Помимо обычных служб вхрамах,всевозможных обрядовых церемоний широко отмечаются местные синтоистские праздники и буддийские праздники.Наиболее  важные обряды стал совершать император,в VIIвеке верховным жрецомсинтоизма.Только наиболее значительных  местных праздниковнасчитывается около 170-и (новый год,поминовение усопших,деньмальчиков,день девочек и т.д.). Всеэти праздники сопровождаются религиозными обрядами в храмах.Правящие круги всячески поощряют их поведение,стремясь сделать эти праздникисредством пропаганды исключительности японской нации.
В ХVII- ХVIIIвеках  развернула свою деятельность такназываемая «историческая школа »во главе с  еёоснователями  М.Камои Н.Матоори,которые поставили своейцелью укрепить Синтоизм,возродить культ и полнотувласти императора .
В 1868 году синтоизм былпровозглашен государственной религией Японии.  Для упрочнения влияния официальной религии нанаселение создается бюрократический орган-Департамент по делам синто (позже преобразованный в министерство).Постепенно изменяется содержание религии.Вместо культа несколькихдухов-хранителей на первый план выдвигается культ императора.Изменяетсяи структура религиозной системы. Синтостал подразделяться нахрамовый,домашний и простонародный.Священнослужители начинаютпроповедовать не только в храмах,но и через внецерковные каналы-школу и прессу.            
1 января 1946 года японскийимператор публично отказался от своего божественного происхождения,поэтомуконституцией 1947 года синтоизм был приравнен ко всем другим культам Японии и,такимобразом,перестал быть государственной религией.В декабре 1966 года решениемправительства был восстановлен в качестве национального праздника «деньоснования империи-кигэнсэцу(11 февраля)-день,когдапо синтоистским мифам Дзимисув 660г.до н.э.вступил на престол.
В последние годы реакционныесилы ведут борьбу за восстановление синтоизма в качестве государственной религииЯпонии,но пока эти попытки не увенчались успехом.
Cписоклитературы:
Светлов Г.Е.«Религияи политика»
БогутИ.И.     «История философии(перевод счешского)»
БаканурскийГ.Л.«Историяи теория атеизма»