–PAGE_BREAK–1 Исследование дефектов правосознания
1.1 Понятие правосознания
Человеку как существу духовному невозможно жить на земле вне права, ибо оно определяет и поддерживает социальные грани индивидуального духа. Именно для этого право необходимо живому духу, оно свойственно ему и только ему. В качестве материальной вещи человек совсем не нуждается в праве: груда камней или трупов индифферентна ко всякому правовому определению; она просто не подлежит правовому измерению. Но в качестве живого организма, хотя бы одушевленного и сознательного, человек может обойтись без права в его истинном и глубоком значении; он будет заменять его суррогатами: произвольными велениями, выработанными душевными механизмами, привычками, закрепленными страхом, обманом и настойчивостью, а в критические моменты прямым насилием-поединком, убийством. Именно духовный и только духовный состав человека может решать столкновения человеческих притязаний на основе идеи права, исходя из подлинной воли к объективному благу[2].
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание-явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. На формирование и развитие правосознания оказывают воздействие социально–политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, искусством, религией, философией, наукой. Специфика правосознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем и воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и не правового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания правовому в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Но в первую очередь правосознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.
Правосознание — это совокупность идей, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Правосознание предполагает, с одной стороны, знание права, с другой — определенное к нему отношение. Это представление о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. В правосознании выражается одобрение или несогласие с существующим правом, представление о том, каким должно быть хорошее, нужное, необходимое право, на каких принципах, идеях оно должно строиться. Теория государства и права рассматривает такие характеристики, как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения. Правосознание существует «до», «после» права и «параллельно» с ним. Оно является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права. Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества[3].
Подведя итог, выявим наиболее полное определение правосознания. Являясь компонентом системы общественного сознания, правосознание представляет собой специфическое структурное образование. С одной стороны, оно подчиняется общим закономерностям, характерным для всех форм общественного сознания. С другой стороны, обладает характерной чертой, позволяющей рассматривать его как относительно самостоятельное образование в структуре всего общественного сознания.
1.2 Структура и функции правосознания
Правосознание – сложное структурное образование, в котором представители юридической науки выделяют, как минимум, два компонента: рациональный (называемый правовой психологией)[4].
Правовая идеология должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласия различных общественных интересов через достижение социального компромисса. В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода командно — бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок[5].
В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологии, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы, как большинства, так и меньшинства, другие факторы. Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.
Правовая психология-это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, системе правовых явлений, существующих в обществе. Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются:
— органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, быт, в культуру личности;
— ее самооценка, то есть умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
От уровня подготовки личности зависит возможность контроля ее над эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это — свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания. Как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение. Сознание возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
Согласно теоретической концепции, разделяемой многими авторами. Основные функции правосознания — познавательная, оценочная и регулятивная и идейно-воспитательная[6].
Познавательная функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее, с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству; к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности; к правоохранительным органам; к своему правовому поведению. В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально – эмоционально – волевое, именуемое правовой установкой. Существует предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно – правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции — поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения[7].
Подытожив вышесказанное, хотелось бы сказать о том, что разграничение на функций облегчает понимание и помогает выявить слабые места в правосознании юристов.
2 Особенности видов правосознания
продолжение
–PAGE_BREAK–2.1 Дефекты правосознания и их особенности
Дефекты правосознания — не только противопоставление духа и буквы закона, целесообразности и законности, но и более глубокие деформации: отрицание правовой системы и даже необходимости таковой; неподчинение конкретному закону; неуважение к правоохранительным органам; утверждение, что цель оправдывает средства.
Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка — «менты»; когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен; когда появляются герои — «воры в законе», авторитеты преступного мира.
Правосознание может формироваться еще в детстве, когда расшалившегося ребенка пугают тюрьмой или милиционером вместо того, чтобы внушить ему мысль, что милиционер — это его защитник, помощник. Поэтому так важно формировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка, а не опускаться до массовой дискредитации фигуры полицейского.
Виды деформации правосознания:
Правовой инфантилизм — несформированность, недостаточность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
«Перерождение» правосознания — крайняя степень искажения правосознания, включающая преступный умысел. Это антипод законности.
Правовой дилетантизм — вольное обращение с законами либо с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям.
Правовой нигилизм — отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, та часть правосознания, которая резко критически относится к требованиям необходимости уважения и соблюдения права[8].
Нигилизм вообще (от лат. nihil — ничто, ничего) выражает отрицательное отношение субъекта к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам. Он рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. Критическому восприятию можно подвергнуть все стороны общественного бытия. Нигилизм может быть политическим, идеологическим, экономическим, нравственным, военным, правовым и т.д. Общей чертой, характерной для всех видов нигилизма, является не просто отрицание существующих или общепринятых взглядов, ценностей, а осуществление этого в крайне активной (нередко и не в правовой) форме.
Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.
В завершении нужно заметить, что правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты, приведенные выше.
2.2 Деформации правосознания, возникающие под воздействием профессиональной деятельности
Термин «деформация» (от лат. deformatio — искажение), не являясь юридическим термином, означает в естественных науках «изменение взаимного расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними, в результате внешнего воздействия». В настоящее время данный термин широко используется всеми юристами-теоретиками, что показывает его удачность и точность отражения процессов, протекающих в правосознании индивида. Термин «деформация» применяется в юриспруденции для характеристики тех устойчивых изменений психики субъектов, которые определяют его негативное отношение к праву и причины неправомерного поведения. Проблема деформации правосознания затрагивалась как дореволюционными, так и современными отечественными философами и правоведами в рамках теории правосознания. Можно выделить три периода в изучении проблем деформации. На первом этапе, проходившем с конца XIX в. по 1917 г., термина «деформация» как такового не существовало, однако использовался термин «кризис правосознания», который трактовался в основном с философских позиций.[9]
Так, П.И. Новгородцев, говоря о кризисе правосознания, связывал его с изменениями политических и правовых убеждений и установок, с преувеличением роли и значения идеи правового государства, с отставанием положительных законов от движения истории. Ученые, характеризуя правосознание русской интеллигенции, отмечали, что его характерной чертой является безграничный нигилизм, а причиной тому является отход от религиозного миросозерцания. На втором этапе, проходившем с 1917 г. до конца 80-х годов, термин «деформация» также не использовался. В первые годы становления Советского государства допустимо было говорить только о наличии либо отсутствии революционного правосознания. Так, П.И. Стучка, изучавший проблемы правосознания, отмечал, что в молодом Советском государстве в связи с отсутствием развитой системы права работники юридического аппарата правосознанием практически не обладают. В дальнейшем научная литература представляла социалистическое правосознание как некий идеал в противовес буржуазному. Существовало представление, что в процессе становления советской личности у нее неизбежно формировалось социалистическое правосознание. Однако наличие преступности заставило обратить внимание ученых на проблемы правосознания советского человека, поэтому начиная с 70-х годов появляются исследования А.Р. Ратинова, А.И. Долговой и других авторов, посвященные проблемам дефектного правосознания. Третий этап, проходивший с конца 80-х годов, ознаменован массовым проявлением деформированного правосознания самых широких слоев населения страны. В юридической литературе этого периода наблюдается активное использование термина «деформация»[10].
Анализ научных исследований, посвященных феномену деформации правосознания, позволяет прийти к выводу, что в юридической науке до сих пор не сложилось единой теории этого явления, но выработано несколько определений. Вот некоторые из них.
Правовой инфантилизм заключается в недостаточности или пробельности правовых знаний, которых оказывается недостаточно для успешной профессиональной юридической деятельности. Его проявлением является юридическая неграмотность и непрофессионализм.
Негативно-правовой радикализм, или перерожденческое правосознание, основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, алчности. Наиболее распространенными формами перерождения являются: совершение должностных преступлений и превращение места работы исключительно в средство нелегального заработка. Это крайняя степень искажения правосознания, при которой поведение человека становится полностью анормальным.
Спекулятивно-правовой популизм выражается в ярко выраженном настрое индивида на подчеркивание исключительной значимости своего отношения к работе и ее результатов, стремясь тем самым укрепить свой социальный и служебный статус. Его проявлением является работа должностного лица исключительно «на публику», выражающаяся в заигрывании с народом, спекулировании на его потребностях с целью приобретения авторитета и, в конечном счете, личных благ.
Нравственно-правовой конформизм характеризуется формальностью выполнения должностных обязанностей, их пассивностью и безынициативностью. Он выражается в пассивном восприятии правовой действительности, характеризуется стремлением всячески угодить коллегам и начальству, некритическим отношением к результатам своей работы и работе коллег.
Правовой фетишизм, или правовой идеализм, представляет собой гипертрофированное понимание роли права, правовых институтов и юридических средств в осуществлении социально-экономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей. Это безоглядная вера в силу правовых норм, которая находит воплощение в идее, что достаточно те или иные отношения урегулировать с помощью закона, как непременно соответствующие проблемы будут решены.
Анализ научных исследований, посвященных феномену деформации правосознания, позволяет прийти к выводу, что в юридической науке до сих пор не сложилось единой теории появления деформаций, но выработано несколько определений, перечисленных выше.
продолжение
–PAGE_BREAK–3 Понятие правового нигилизма, как самого опасного из всех видов дефектов правосознания3.1 Причины, порождающие правовой нигилизм
Причины правового нигилизма самые разные — от вполне обоснованных протестов против тех или иных законов до искусственно созданного неприятия права вообще, как ненужного социального института. В России одной из идеологических причин возникновения правового нигилизма явилось утверждение об «отмирании» права. В 1962 г. в стране с представлением о построении коммунизма пышно расцвели и идеи о решающей роли общественности в борьбе с правонарушениями. Отдавались «на поруки» преступники, вовсю работали товарищеские суды с их некомпетентностью. В итоге произошло умаление права, сформировалось нигилистическое отношение к нему[11].
Правовой фетишизм (или идеализм) — гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Это прямо противоположное правовому нигилизму явление. В то же время у этих явлений имеются общие корни, к которым следует отнести юридическое невежество, дефицит политико-правовой культуры.
Безграничная вера в закон существует на протяжении всей истории человечества. Специалисты отмечают следующие основные формы проявления правового идеализма:
1. Необоснованное забегание законодательства вперед, выражающееся в том, что ни само государство, ни население не готовы выполнять предлагаемые правовые предписания.
2. Отсутствие реального механизма, предназначенного реализовывать правовые предписания.
3. Отсутствие в государстве надлежащих политических, идеологических, экономических, социально-психологических и иных условий, в которых должна действовать норма права.
Формы выражения правового нигилизма:
— прямые умышленные нарушения действующих законов и иных нормативных правовых актов;
— массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
— издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, которые как бы нейтрализуют друг друга;
— подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью;
— несогласованные действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях;
— нарушения прав человека, особенно таких, как право на жизнь, честь, достоинство, жилище, имущество;
— подмена идеи суверенитета и целостности государства идеями сепаратизма и разобщенности[12].
Правовая демагогия — особый вид социальной демагогии, состоящий в общественно опасном, внешне эффектном воздействии отдельного лица либо различных объединений граждан на чувства, представления, действия доверяющих им людей посредством различных форм ложного одностороннего либо грубо извращенного представления правовой действительности для достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом пользы народа и благосостояния государства.
Правовой нигилизм — глубинная основа правовой демагогии. Таким образом провокаторы могут добиваться социальных беспорядков с достижением в последующем определенных политических целей, вплоть до изменения государственного строя. В то же время руководители при помощи грамотных действий специальных служб и применения психологических приемов могут переориентировать ее действия, превратить толпу одного вида в другой.
Итак, позже социологи стали различать такие понятия, как: «толпа», «массы» и «народ». И это, несомненно позволило вырваться вперед как социологии, так и юридическим наукам. И впоследствии выявить причины порождения правового нигилизма.
3.2 Пути преодоления правового нигилизма
Нигилизм (в переводе с латинского — ничто) выражает отрицательное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, отдельным, а подчас и всем, сторонам человеческого бытия. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России.
Правовой нигилизм — разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его — в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку, а с точки зрения корней, причин — в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения. Указанная крайность — следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима. Речь идет о невостребованности права обществом. Правовой нигилизм имеет в нашей стране благодатнейшую почву, которая всегда давала и продолжает давать обильные всходы. Причем эта почва постоянно удобряется, так что «неурожайных» лет практически не было.
Ученые отмечают, что как только страна отказалась от тоталитарных методов правления и попыталась встать на путь правового государства, как только люди получили реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дал о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметным, чем при праве невостребованном. Преодоление правового нигилизма — процесс длительный и сложный, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды[13]. Преодоление правового нигилизма также связано с созданием качественной системы правового обслуживания, в том числе правового информирования населения, которое повышает правовую компетентность граждан. Перспективным путем устранения правового нигилизма может стать всеобщее юридическое образование. Преимущества всеобщего юридического образования заключаются в равномерном распределении периодов обучения в течение жизненного цикла человека и предоставлении ему возможности приобретать необходимые юридические знания, умения, навыки в тот момент, когда у него возникает в них необходимость. Следующим важнейшим путем преодоления правового нигилизма может стать улучшение механизма правового регулирования и правовой защиты. Прежде всего, это создание при помощи благоприятной государственной политики, юридических и информационных средств таких условий, когда для гражданина соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Повсеместное внедрение в систему общественной жизни качественного правового закона могло бы укрепить веру общества в то, что не гражданин существует для закона, а закон для него[14].
Итак, абсолютно ясно, что преодоление правового нигилизма — процесс длительный и сложный, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание обновленной социально-правовой среды.
продолжение
–PAGE_BREAK–