ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ
1.1.Территориальный принцип
1.2.Принцип гражданства
1.3.Покровительственный принцип, принцип специального режима
1.4.Универсальный принцип
1.5.Реальный принцип
ГЛАВА 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГОЗАКОНА ПО КРУГУ ЛИЦ
2.1.Экстрадиция
2.2.Политическое убежище
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьвыбранной темы обусловлена тем, что еще в1992-1996 гг. при разработке проектов нового Уголовного кодекса Россиипредлагалось ввести главу о толковании терминов. Однако достичь единогласия,сколько терминов следует толковать и каким образом, не удалось.
Поэтому разработчики отказалисьот этой цели. Но идея о включении в УК РФ самостоятельногоструктурно-композиционного элемента (статьи, главы или раздела), содержащегоразъяснения (или толкования, или определения) отдельных терминов, используемыхв Кодексе, сохранила свою актуальность.
Она продолжает последовательноотстаиваться учеными, понимающими важность разъяснения именно назаконодательном уровне значения тех терминов, неясность, неопределенностькоторых выявлена практикой и наукой за годы действия УК РФ 1996 г.
Преступность и наказуемостьдеяния определяются законом, действовавшим во время совершения преступления (ч.1 ст. 9 УК); таковым и является уголовный закон, уже вступивший в определенномпорядке в силу и еще не утративший ее.
Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» определяетсяпорядок опубликования и вступления в силу федеральных законов, к которымотносится и УК РФ. В соответствии с данным Законом в РФ могут действоватьтолько законы, официально опубликованные. Датой принятия федерального законасчитается день принятия его Государственной Думой Федерального Собрания РФ вокончательной редакции. Уголовный кодекс РФ был принят 24 мая 1996 г. Вопреки данному положению Закона в литературе датой принятия закона называют день подписанияего Президентом РФ.
Официальным опубликованиемфедерального закона считается первая публикация его полного текста в«Парламентской газете», «Российской газете» или«Собрании законодательства Российской Федерации».
Федеральные законы вступают всилу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня ихофициального опубликования, если самими законами не установлен другой порядоквступления их в силу.
Уголовный закон прекращает своедействие путем отмены, замены другим законом, истечения срока, предусмотренногосамим законом. Отмена, замена или иная форма прекращения действия законаозначает невозможность его дальнейшего применения. Если при замене старогоуголовного закона в новой норме устанавливаются более строгие правовыепоследствия, то к отношениям, возникшим до вступления в силу нового закона,применяются положения старого (замененного) закона.
Временем совершения преступленияявляется время совершения общественно опасного действия (бездействия)независимо от времени наступления последствия (ч. 2 ст. 9 УК). Это правилоявляется универсальным независимо от конструкции состава преступления(усеченного, формального или материального).
Правило о времени совершенияпреступления применяется к длящимся и продолжаемым преступлениям. Имеетсямнение, что к длящемуся и продолжаемому преступлениям следует применятьуголовный закон, в период действия которого наступило их фактическое окончание.[1]
Многочисленные трудности вприменении (либо полное неприменение) уголовно-правовых норм, сформулированныхс использованием таких терминов, многообразие вариантов их толкования вдоктрине уголовного права свидетельствуют о назревшей необходимостисовершенствования языка уголовного закона, в том числе — посредством увеличенияколичества дефинитивных предписаний в УК РФ, внедрения нетрадиционных дляроссийского уголовного права технологий их конструирования. Как отрасль законодательства уголовное право —это государственная воля, возведенная высшим органом законодательной власти всистему юридических норм, предусматривающих основание, принципы и другие общиеположения уголовной ответственности, виды преступлений, а также наказания ииные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.
Цель курсовой работысостоит в том, чтобы раскрыть теоретические положения действия уголовногозакона в пространстве и по кругу лиц.
Задачи курсовойработы:
Рассмотреть действиеуголовного закона в пространстве и его принципы;
Рассмотреть действиеуголовного закона по кругу лиц.
Курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В процессе выполненияработы были использованы нормативно – правовые акты, учебная литература ипериодические издания.
ГЛАВА 1. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВПРОСТРАНСТВЕ
1.1 Территориальный принцип
Действиеуголовного закона в пространстве основывается на пяти принципах:территориальном, гражданства, покровительственном (специального режима),универсальном и реальном.
Всоответствии с территориальным принципом, основанным на незыблемостисуверенитета Российской федерации, все лица, совершившие преступление натерритории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ(ч. 1 ст. 11 УК).[2]
Действие УК РФ 1996 г. распространяется на всю территорию Российской Федерации. Эта территория, согласно Закону РФ«О Государственной границе Российской федерации» от 1 апреля 1993 г., определяется как сухопутное, водное и воздушное пространство в пределах Государственнойграницы РФ. Следовательно, территорией Российской Федерации являютсянаходящиеся в пределах их государственных границ суша, воды, недра, воздушноепространство над сушей и водами. Государственной границей Российской Федерации,согласно этому закону, является граница РСФСР, закрепленная действующимимеждународными договорами и законодательными актами бывшего СССР (границаРоссийской Федерации).
Сухопутнаягосударственная территория включает в себя материковую часть государства иостровов в пределах Государственной границы.
Воднуютерриторию Российской Федерации составляют территориальные и внутренние морскиеводы, а также части пограничных рек и озер.
Ктерриториальному морю Российской Федерации относятся прибрежные морские водышириной 12 морских миль, отмеряемых по постоянному уровню воды, а в случаепериодического изменения уровня воды — по линии максимального отлива как наматерике, так и на островах, принадлежащих России (см. ст. 15 и 16 Водногокодекса Российской федерации 1995 г.). Международными договорами РоссийскойФедерации, а при их отсутствии — согласно общим принципам и нормаммеждународного права — ширина территориальных вод может быть установлена иной.
Квнутренним морским водам относятся воды: портов РФ, ограниченные линией,проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических идругих постоянных сооружений портов; заливов бухт, губ и лиманов, берегакоторых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии,проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны морявпервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них непревышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов сшириной входа и них не более чем 24 морские мили, которые историческипринадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливаетсяПравительством РФ.[3]
Территориальноеморе РФ — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водамморской пояс шириной 12 морских миль, определяемых от исходных линий — согласноЗакону «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зонеРоссийской Федерации» от 31 июля 1998 г. В этом Законе устанавливаются правила захода в морские порты иностранных судов, порядок захода иностранныхвоенных кораблей и других некоммерческих государственных судов, эксплуатируемыхв некоммерческих целях, в морские порты и т.д.
Уголовноезаконодательство действует и в случаях совершения преступления наконтинентальном шельфе Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК). В соответствии смеждународной Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и Федеральным законом РФ «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г. континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся заграницей территориального моря Российской Федерации на всем протяженииестественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводнойокраины материка. Подводной окраиной материка является продолжениеконтинентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность инедра континентального шельфа, склоны и подъемы. Приведенное определение шельфаотносится и к островам Российской Федерации. Закон «О континентальномшельфе Российской Федерации» определяет пространственные пределывнутренней и внешней границ континентального шельфа.
Инымисловами, континентальный шельф Российской Федерации — это примыкающие ктерриториальному морю до определенной глубины поверхности и недра морского дна.Сооружения и установки, возведенные в целях разведки или разработкиестественных богатств континентального шельфа Российской федерации, находятсяпод юрисдикцией России. Иностранные физические и юридические лица не имеютправа проводить исследования, разведку и разработку естественных богатств ииные работы на континентальном шельфе, за исключением тех случаев, когда этопредусмотрено соглашениями Российской Федерации с иностранным государством илиспециально разрешено компетентным органом власти России. За нарушение Закона оконтинентальном шельфе предусмотрена уголовная ответственность (см. ст. 253УК).
Вч. 2 ст. 11 УК РФ определено, что его действие распространяется и наисключительную экономическую зону Российской Федерации. Ее правовой режиманалогичен континентальному шельфу. И ответственность за преступные нарушениятакого режима также предусмотрена ст. 253 УК РФ.
Исключительнаяэкономическая зона устанавливается в морских регионах, находящихся за пределамитерриториальных вод (территориального моря) Российской Федерации и прилегающихк ним, включая районы вокруг принадлежащих Российской Федерации островов.Российская граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальныеводы (территориальные моря) Российской Федерации. Разграничение особойэкономической зоны между Россией и другими иностранными государствами,побережья которых противолежат с побережьем Российской Федерации,осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации путем соглашенияна основе международного права с целью достижения справедливого решения.Создание исключительных экономических зон осуществляется в соответствии сКонвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Российская Федерация в таких зонахимеет исключительное право на разведку, разработку и сохранение природныхресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, морском дне и вего недрах, на управление такими ресурсами, а также на любые виды деятельностипо экономической разработке зоны. В такой зоне могут создаваться искусственныеострова, установки и сооружения, осуществляться научные исследования мер позащите и сохранению морской среды.[4]
Необходимоподчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФявляются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности,исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. Поэтому, например,если вне территориальных вод в исключительной экономической зоне на иностранномсудне будет совершено убийство, то реакция на него не входит в юрисдикциюРоссийской Федерации. При совершении преступления на приписанных к портувоздушном, морском, речном судне, находящихся вне пределов России в нейтральномвоздушном или водном пространстве, ответственность наступает по УК РФ. Имеютсяв виду гражданские самолеты, вертолеты, пароходы, яхты и т.д. В случаесовершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах иливоздушном пространстве другой страны ответственность наступает позаконодательству последней.[5]
Ктерритории Российской Федерации приравниваются военные воздушные, морские иречные суда РФ вне зависимости от той территории, на которой они находятся (ч.3 ст. 11 УК).
Территорияпосольств Российской Федерации в иностранных государствах и машины послов подфлагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем зданияпосольств, автомашины послов пользуются дипломатическим иммунитетом.
ЗакономРоссийской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 г. определено, что они являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и днаводоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения иосвоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и воднойтерриторией, определенной Государственной границей Российской Федерации.
Подвоздушным пространством согласно ч. 2 ст. 1 Воздушного кодекса РФ 1997 г. «понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числевоздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем».Боковой границей воздушного пространства России является вертикальнаяповерхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны.Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, неустановлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическоепространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.
Договоромо принципах деятельности государств по исследованию космического пространства 1967 г. установлено, что юрисдикция государств распространяется на объекты и их экипажи, находящиесяв космическом пространстве.
Преступлениесчитается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, аоканчивается в РФ.
Такжерешается рассматриваемый вопрос и в том случае, если за границей осуществляласьорганизаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнительдействовал на территории РФ.
Втех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления заграницей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории,имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственностьтакже следует по УК РФ.
Всоответствии с территориальным принципом действия уголовного закона все лица,совершившие преступление на территории Российской Федерации, в том числеиностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, подлежат уголовнойответственности по УК РФ. Из этого общего правила в ч. 4 ст. 11 УК РФпредусмотрено исключение, касающееся лиц, пользующихся дипломатическимиммунитетом.
Вопрособ уголовной ответственности дипломатических представителей, согласнодействующим законам и международным договорам, в случае совершения этими лицамипреступления на территории Российской Федерации решается дипломатическим путем(ч. 4 ст. 11 УК).
Личнойнеприкосновенностью и иммунитетом от уголовной ответственности пользуются:глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный вделах), советник, торговые представители и их заместители; военные,военно-полевые и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй итретий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, неявляющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие с ними совместно.
Наначалах взаимности ограниченным иммунитетом от уголовной ответственностипользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персоналадипломатических представительств, а также представители и должностные лицамеждународных организаций, члены парламентских и правительственных делегаций.Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые помещения, насредства передвижения дипломатических представителей. Однако это не дает праваиспользовать дипломатическую неприкосновенность в целях, несовместимых с функциямидипломатического представительства. Лица, преступно злоупотребляющие правомдипломатической неприкосновенности, объявляются персонами non grata и должныпокинуть территорию Российской Федерации.
Вч. 1 ст. 98 Конституции РФ установлено, что члены Совета Федерации и депутатыГосударственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока ихполномочий. Следовательно, они не могут быть подвергнуты уголовнойответственности без от мены их неприкосновенности. Вопрос о лишении ихнеприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФсоответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органовсубъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают.Несмотря на это на территории ряда субъектов Федерации в нарушение КонституцииРФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатовзаконодательных органов субъектов Федерации.
КонституционныйСуд РФ неоднократно признавал такие местные акты неконституционными. Такое,например, решение Конституционного Суда РФ было принято в 1995 г. по закону Калининградской областной Думы, в 1996 г. — по закону Законодательного СобранияТамбовской области. В январе 1998 г. Генеральный прокурор РФ издал приказ,предписывающий работникам прокуратуры и органам предварительного дознанияпривлекать депутатов законодательных органов власти субъектов Федерации кответственности на общих основаниях.
Какранее отмечалось, существуют большие сомнения в обоснованности установлениянеприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Правомнеприкосновенности пользуются также судьи (ч. 1 ст. 122 Конституции РФ). Судьяможет быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенномфедеральным законом. Этот порядок сложен и требует больших затрат времени.[6]
1.2 Принцип гражданства
Принципгражданства установлен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он предусматривает, что гражданеРоссийской Федерации и постоянно живущие в России лица без гражданства,совершившие преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УКРФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, натерритории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены виностранном государстве. Невозможность повторного осуждения предопределена ч. 2ст. 6 УК РФ, в которой воспроизведена ст. 50 Конституции РФ. При осуждениитаких лиц наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотреннойзаконом иностранного государства, на территории которого было совершенопреступление.
Всоответствии со ст. 2 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»от 28 ноября 1991 г. (в редакции ФЗ от 6 февраля 1995 г.) гражданами России являются лица, приобретшие ее гражданство в соответствии с закономнезависимо от оснований его приобретения: по рождению, в порядке регистрации, врезультате приема в гражданство, восстановления в гражданстве, принятиягражданства, а также выбора гражданства и по другим основаниям. В Законеопределено, что лицами без гражданства (апатридами) являются лица, непринадлежащие к гражданству России и не имеющие доказательств принадлежности кгражданству другого государства. Лица без гражданства могут постоянно проживатьна территории России не менее 185 дней в календарном году или же — находиться внашей стране временно. Первая категория апатридов при решении вопросовпривлечения к уголовной ответственности приравнена к гражданам РФ, а вторая — киностранцам.
Иностраннымигражданами являются лица, обладающие гражданством (подданством) иностранногогосударства и не имеющие гражданства РФ.
Согласност. 62 Конституции РФ гражданин нашей страны может иметь гражданствоиностранного государства — двойное гражданство. При совершении такимгражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос отом, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он небыл привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходитьиз международного принципа «эффективного гражданства», установленногов международном праве, согласно которому применяется закон того государства, натерритории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу,жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.[7]
1.3 Покровительственный принцип, или принципспециального режима
Воинскиечасти Российской Федерации могут находиться и вне пределов нашего государства.Так, например, миротворческие функции выполняют наши воинские формирования награнице между Грузией и Абхазией. Российские военные базы существуют в Грузии иАрмении, а пограничные части — в Таджикистане. Военнослужащие РоссийскойФедерации, находящиеся за границей и совершившие там преступление, несутответственность по УК РФ, если международными соглашениями России непредусмотрен иной порядок решения этого вопроса (ч. 2 ст. 12 УК).
Врассматриваемой норме установлен покровительственный принцип, или принципспециального режима.
1.4 Универсальный принцип
РоссийскаяФедерация участвует в борьбе с международными преступлениями и преступлениямимеждународного характера (с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, спреступлениями, связанными с незаконным изготовлением, сбытом или распространениемнаркотиков и т.д.). Вследствие этого в ч. 3 ст. 12 УК РФ установлено, чтоиностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно вРоссийской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежатуголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных между народнымидоговорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве ипривлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Вданной норме имеет место универсальный принцип действия уголовного закона впространстве, вытекающий из международно-правовых обязательств России.
1.5 Реальный принцип
Вч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве- реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане(подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России,совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ запреступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они небыли осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовнойответственности на территории Российской Федерации.
Часть1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершившихпреступления вне территории России. Под выдачей понимается передача однимгосударством находящихся на его территории лиц другому государству, в которомони совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности илидля отбывания наказания.
В 1995 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 1400 ходатайств иностранныхгосударств о выдаче преступников, а в I квартале 1996 г. — более 500.
Вч. 1 ст. 13 установлено, что граждане Российской Федерации, совершившиепреступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этомугосударству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода отом, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающихна территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц безгражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусуграждан Российской Федерации.
Так,если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этогогосударства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел еегражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, натерритории которого он совершил преступление. Поскольку такие лица обвиняются всовершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на них нераспространяется запрет, установленный ч. 1 ст. 13 УК РФ.
Всоответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица безгражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территорииРоссии, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности илиотбывания наказания в соответствии с международными договорами РоссийскойФедерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер (см., например, Минскуюконвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам 1993 г., принятую государствами-членами Содружества НезависимыхГосударств). Но такие договоры могут быть и двусторонними.[8]
ГЛАВА2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ПО КРУГУ ЛИЦ
2.1 Экстрадиция
РоссийскаяФедерация 25 октября 1999 г. ратифицировала Европейскую Конвенцию о выдаче лиц,совершивших преступления, от 13 декабря 1957 г. с протоколами к ней. В 62 статьях подробно регламентируются материальные и процессуальные аспекты экстрадиции.Установлен приоритет Конвенции над двусторонними договорами о выдаче. Так,согласно Конвенции выдача осуществляется в отношении лиц, совершившихпреступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающей изапрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. Если преступлениенаказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны, то ввыдаче может быть отказано при не предоставлении гарантий того, что смертнаяказнь не будет исполнена. Достаточно многочисленны и оговорки к Конвенции ипротоколам к ней, сделанные Российской Федерацией при их под писании.
Согласно ст.13 УК РФ выдачалица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения куголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношениилица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, натерритории которого находится преступник, другому государству, где былосовершено преступление, или государству, гражданином которого являетсяпреступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: «Гражданин РоссийскойФедерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдандругому государству». Это положение зафиксировано и в ч. 1 ст.13 УК РФ.
Граждане РоссийскойФедерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, всоответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по российскомузаконодательству.
В соответствии смеждународным договором РФ (многосторонним или двусторонним) выдача возможна вотношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства,совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 УК РФ).
Так, например,государства-участники СНГ приняли 22 января 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц,находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности илидля приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказанииправовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у РоссийскойФедерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом,Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем,КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей,Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральнымзаконом от 25.10.99 N 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13декабря 1957 г.
Как правило, вдоговорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовнойответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми позаконам РФ и запрашивающего о выдаче лица государства и за совершение которыхпредусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного годаили более тяжкое наказание.
Выдача для приведенияприговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии сзаконодательством России и запрашивающего о выдаче государства являютсянаказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, былоприговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) илик более тяжкому наказанию.
В большинствемеждународных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторонаотказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершившихпреступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:
а) на моментполучения требования уголовное преследование согласно российскомузаконодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен висполнение вследствие истечения срока давности или по другому законномуоснованию;
б) в отношении лица,выдача которого требуется, в Российской Федерации за то же преступление былвынесен приговор или постановление о прекращении производства по делу,вступившее в законную силу;
в) преступление всоответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства илироссийским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (позаявлению потерпевшего).
Не допускается выдачадругим государствам иностранных граждан и лиц без гражданства, преследуемых заполитические убеждения, которым Российская Федерация предоставляет политическоеубежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ст. 63Конституции). Как сказано в Положении «О порядке предоставления РоссийскойФедерацией политического убежища» (утверждено Указом Президента РФ от21.07.97 N 746 (в ред. от 01.12.03)*(36)), Российская Федерация предоставляетполитическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования илиреальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданскойпринадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическуюдеятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам,признанным мировым сообществом, нормам международного права.
При этом принимаетсяво внимание, что преследование направлено непосредственно против лица,обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища (ст. 2).Политическое убежище не предоставляется, если лицо преследуется за действия(бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно всовершении действий, противоречащих целям и принципам ООН (ст. 5).
2.2 Политическое убежище
УказомПрезидента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставленияРоссийской Федерацией политического убежища. Оно предоставляется лицам, ищущимубежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвойпреследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своегообычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения,которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировымсообществом, нормам международного права. Право на политическое убежищеутрачивается в ряде предусмотренных законом случаев, например, при осуждениилица за преступление. Предоставление политического убежища и лишение егопроизводятся указом Президента РФ. Лица, получившие политическое убежище,выдаче в другое государство не подлежат.[9]
Еслииностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в еговыдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа надпринципом гражданства.
Недопустимавыдача лица, если истекли согласно УК РФ сроки давности привлечения его куголовной ответственности.
Выдачаосужденных другому государству для отбывания наказания также определяетсямеждународными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных запреступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем выдачу осужденного. Ктому же она возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы насрок не менее шести месяцев.
В 1997 г. из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 2% (15тысяч) осужденных не являлись гражданами России. Из них 1,1% — лица безгражданства, 0,6% — граждане Украины, остальные — в основном граждане бывшихреспублик СССР. Не все прилегающие к Российской Федерации республики проявляютжелание истребовать выдачу своих граждан для отбывания наказания. Особенночасто это относится к женщинам. В основе такого негативного отношения к своимгражданам лежат экономические трудности, осложняющие надлежащую организацию иматериальное обеспечение мест лишения свободы в этих республиках.
В местах лишения свободыРоссийской Федерации 99% лиц, отбывающих лишение свободы, осуждены судомРоссии. Около 7,5 тыс. осужденных были выданы Российской Федерации другимигосударствами для отбывания наказания.[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы проведенныхисследований в курсовой работе указывают на то, что уголовный законпредставляет собой принятый федеральным органом государственной власти НПА,содержащий нормы, которые устанавливают принципы и основание уголовнойответственности, определяют, какие деяния являются преступлениями и какиенаказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления, а такжеусловия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Характеризуетсянеоднократным применением.
Таким образом, уголовныйзакон может выступать в виде отдельной нормы или нескольких норм, содержащихсяв отдельном НПА, либо в виде систематизированного свода законов (кодекса).Характерной особенностью российского уголовного закона является егокодифицированность (Соборное Уложение 1649, Артикул воинский Петра 1 (1715),Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845, Уголовное уложение 1903,УК РСФСР 1922, 1926 и 1960). Действующее российское законодательство полностьюкодифицировано. Единственный уголовный закон – УК РФ, принятый ГД РФ 24.05.1996г., одобренный СФ 05.06.1996 г., подписанный Президентом 13.06.1996 г., ивступивший в действие с 01.01.1997 г. Нормы, определяющие преступность деяния иего наказуемость, могут содержаться в других НПА, однако в соответствии с ч.1ст.1 УК такие новые законы подлежат включению в УК и не могут применятьсясамостоятельно. Как НПА, уголовный закон является формой выражения УП и его единственнымисточником.
Признаки уголовногозакона: уголовный закон принимается Государственной Думой РФ (3 чтения), затемодобряется СФ и подписывается Президентом. Дата принятия: принятие в 3 чтенииГосударственной Думы РФ. Президент либо подписывает, либо возвращает софициальными замечаниями. После подписания президентом УЗ присваивается номер.Должен быть опубликован в течении 7 дней после подписания Президентом. Вступаетв силу в ординарном, либо экстраординарном порядке:
Значение: уголовныйзакон является юридической базой для осуществления правосудия по уголовнымделам, реализации уголовной политики государства в сфере борьбы спреступностью. Деятельность органов предварительного расследования, а такжесуда по осуществлению правосудия, основана на строгом соблюдении уголовногозакона.
Уголовный закон имеетбольшое предупредительное и воспитательное значение. Самим фактом своегосуществования уголовный закон сдерживает неустойчивых лиц склонных к совершениюпреступлений и формирует у граждан отрицательное отношение кобщественно-опасным действиям (преступлениям).
Действие впространстве: Четыре принципа: территориальный, гражданства, универсальный,реальный.
В соответствии со ст.11 УК, лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации,подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
В заключениинеобходимо сделать вывод о том, что тщательныйанализ и правильное применение на практике норм УК РФ « О действии уголовногозакона во времени» работниками органов дознания, следствия, прокуратуры и вособенности судов имеет принципиальное значение для обеспечения законности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 24 мая1996 года. -М.: Юристъ, 1999. — 192 с.
2. Комментарий к Уголовному Кодексу РоссийскойФедерации /Под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. — Изд. 3-е, изм. и доп. — М.:Норма-Инфра-М, 1999. — 896 с.
3. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1.Учение о преступлении: Учебник /Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжловой И.М. — М.:Зерцало, 1999. — 592 с.
4. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общаячасть. Курс лекций. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 560 с.
5. Словарь по уголовному праву /Под ред. НаумоваА.В. — М.: БЕК, 1997. — 702 с.
6. Уголовное право. Общая часть. /Под ред. ВетроваВ.И. — М.: Новый Юрист, 1997.-592 с.
7. Уголовное право Российской Федерации. Общаячасть: Учебник / Под ред. проф. Б.В. Здравомыслова. – Изд. 2-е, перераб. и доп.– М.: Юрист, 1999.- 480 с.
8. Уголовное право. Общая часть. Лекция 1. Игнатов А.Н.Введение в изучение уголовного права. Уголовный закон. — М.: ИздательствоНорма, 1996.-64 с.
9. Бойцов А.И. Действие уголовного закона во времени ипространстве. СПб., 2005. С. 71-73.
10. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодексаРоссийской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование.- Волтерс Клувер, 2005 г.