ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Основные понятия об этикете.
2.Внешняя обстановка офиса и кабинета.
3.Одежда и внешний вид.
4.Цвета в одежде.
5.Визитные карточки.
6.Прием подчиненных.
7.Беседа с посетителями.
8.Заключение.
9.Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Основные понятия об этикете.
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по
времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения
этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо
нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных
ограничений.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К
нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой
древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются
всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то
данного общества, но и представителями самых различных социально-
политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны
вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным
строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными
традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
V придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения,
установленные при дворах монархов;
V дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других
официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических
приемах, визитах, переговорах;
V воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер
поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
V общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей,
соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета
в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что
соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку
отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу
страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во
взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и
культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось
неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не
являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и
обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних
обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других
обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как
бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является
общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и
соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных
правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру
человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно
вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает
установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает
хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в
общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных
мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры,
нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми
народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости,
человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке,
благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры
материальной.
В вопросах общегражданского этикета не малое место занимает этикет
делового общения, а в частности – этика приема посетителей и подчиненных и
беседа с ними. Деловая этика составляет не только репутацию самого
руководителя, но и репутацию фирмы в глазах деловых партнеров и
потенциальных клиентов. К вопросам этики приема посети непосредственное
отношение, имеет вопрос внешнего облика “хозяина” и его кабинета. Поговорим
об этом:
Внешняя обстановка офиса и кабинета.
Первое, что замечают люди приходя на прием, собеседование, собрание,
деловую беседу – это внешняя обстановка помещения, в котором предстоит
решать какие-то вопросы. От того, как выглядит ваш офис и кабинет от части
зависят результаты вашей беседы.
Построение грамотного пространства требует соблюдения единого стиля во
всем: в планировочном решении, в отделке, декоре, мебели.
Согласно древнему китайскому учению руководитель (владелец) фирмы должен
сидеть в офисе фирмы лицом к входной двери и немного наискосок от нее – это
по мысли восточных философов, помогает найти выход даже из безвыходной
ситуации. В основе этой философии – вера в то, что окружающие предметы и
положение человека влияют на его дела. [Венедиктова В.И., Деловая
репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека., М.,1996 г.,
с.27] Но эта философия не только суеверные мысли древних философов, в ней
заложен глубокий смысл, ведь кабинет должен быть удобен не только для
работы в нем, но и для того чтобы можно было принимать различного рода
посетителей, устраивать деловые заседания.
Правильно и со вкусом спланированный кабинет помогает создать
благоприятную обстановку для беседы, что способствует установлению
плодотворного контакта. В соответствии с вышеизложенными требованиями в
современном мире сложилась определенная традиция в правилах планировки
кабинета руководителя.
Как в древнем китайском учении, стол должен стоять так, чтобы хозяин
кабинета сидел лицом к двери и мог видеть приходящих и уходящих гостей. От
стола руководителя должен отходить длинный стол с удобными стульями – он
служит для проведения мелких заседаний, приема делегаций состоящих из
нескольких человек. Стулья, стоящие около стола, должны быть мягкими и
удобными, но не способствующие тому, чтобы люди сидели в них развалившись.
Должен быть шкаф для хранения в нем текущих документов и материалов.
В кабинете руководителя также обычно присутствует мягкий уголок,
состоящий из мягких кресел и журнального столика. Он используется для
доверительных бесед с партнерами и, в некоторых случаях, с подчиненными,
когда необходимо создать неформальную обстановку.
Обстановка и отделка кабинета не должна быть угнетающей и подавляющей,
так как это снижает эффективность и результативность беседы. Для этой цели
в кабинете могут находиться аквариум с рыбками, зеленые насаждения,
зеркало.
Хорошо и со вкусом оформленный кабинет вызывает симпатию к его владельцу,
но требует, чтобы его хозяин выглядел соответствующим образом.
Одежда и внешний вид
Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке – эти же
принципы действуют и когда человек приходит к вам на прием. И одежда одно
из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у человека мнение о
вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги
дорогой костюм и стал членом гольф-клуба.
Я думаю, не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной,
вычищенной и выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в
каких случаях нужно одеваться.
Мужчинам можно надевать любые костюмы не ярких цветов.
В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом
пиджаке входят в кабинет, к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра,
сидят в президиуме или выступают с докладом, но при этом следует знать, что
нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы
пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.
Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что
создает переход от цвета костюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна
надеваться только к смокингу.
Журнал «Models of the season» рекомендует придерживаться следующих
правил:
V пиджак предпочтительнее классический «английский» (с двумя шлицами
сзади). В отличие от «европейского» (без шлиц) и «американского» (с одной
плицей) он позволяет своему обладателю не только элегантно стоять, но и
элегантно сидеть;
V брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускаться на обувь, а
сзади доходить до начала каблука.
V рубашка под пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует
надевать нейлоновых и трикотажных рубашек.
V воротник должен быть на сантиметр, полтора выше воротника пиджака
V жилет должен быть не слишком короткий, ни рубашка, ни ремень не должны
быть видны
V ремень естественно исключает подтяжки и наоборот
V носки к деловому и праздничному костюму подбираются в тон,
ни в коем случае не белые и достаточно длинные. [Венедиктова В.И.,
Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж делового человека.
Женщина пользуется значительно большей свободой в выборе фасона одежды и
ткани, чем мужчина. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе
одежды, — это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято
приходить на работу в офис в роскошных платьях. Для таких случаев подойдет
элегантное платье, костюм или платье-костюм.
Цвета в одежде
Если человек хочет подчеркнуть белизну своего лица, то ему следует
надевать красную одежду, в любых других сочетаниях красный цвет одежды
подавляет естественный цвет лица. Желтый цвет белизне лица придает
фиолетовый оттенок.
Обычно цвет одежды подбирают с таким расчетом:
V блондинкам больше всего подходит синий цвет
V брюнеткам — желтый цвет
V белый цвет идет людям с розовым оттенком кожи на лице
V черный цвет поглощает блеск у других цветов.
Но при выборе цвета следует учитывать время и место пребывания, род ваших
занятий.
Не следует надевать слишком яркие вещи, если вам предстоит проводить
официальный прием или заседание.
Визитные карточки
Обязательный атрибут первой встречи с деловым партнером – обмен визитными
карточками. Наличие визитной карточки свидетельствует о серьезности и
солидности предпринимателя.
Основное назначение визитных карточек – представление деловых и
официальных лиц друг другу при первом знакомстве. Обычно она печатается на
языке страны, в которой живет владелец карточки, по-английски или на языке
страны пребывания.
На визитной карточке печатаются имя и фамилия, должность и адрес фирмы,
где человек работает, а также номер телефона (факса, телекса).
Визитные карточки вручаются человеку так, что бы он смог сразу прочитать
ее, а дающий должен тем временем в слух произнести свое имя и фамилию.
На визитных карточках, написанных не на русском языке, отчество не
указывается, так как в большинстве стран не существует даже такого понятия.
Визитные карточки бывают разных видов и назначений.
Карточка специальных и представительных целей – если вам вручают такую
карточку, это значит, что вручивший ее не настроен на установление более
тесного контакта.
Карточка фирмы – предназначена для поздравления от фирмы.
На полученные визитные карточки полагается ответить в течение 24 часов.
Визитные карточки не должны быть вычурными, экстравагантными, не должны
иметь золотых обрезов. Шрифт может использоваться только черный.
Прием подчиненных.
Успешное руководство неразрывно связано с эффективной коммуникацией. Если
вы не умеете извлечь максимум возможного из общения с людьми, то вам не
удастся и заставить их выкладываться на работе в полную силу.
На первый взгляд все очень даже просто – всего-то нужно объяснить
человеку, что именно вы от него хотите, добавить несколько слов похвалы,
или, если нужно, наоборот, слегка пожурив – но если бы все было так просто!
Недостаточно ответственное отношение к тем формам коммуникации, с которыми
имеет дело руководитель –
V устной;
V письменной;
V невербальной,
может серьезно осложнить его работу. [Давид Робинсон, Добейся от людей
наилучшего., М., 1994 г., с.89]
В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют
устная и невербальная коммуникации.
Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми
распространенными формами коммуникаций; их отличает непосредственный
контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда
сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого
сообщения.
Эффективность устной коммуникации зависит от ряда факторов, в число
которых входят, в частности:
V подбор слов;
V стиль общения;
V «сигналы поддержки».
Вступая в контакт с подчиненными необходимо следить за своей речью, так
как от того, как говорит руководитель зависит, то насколько точно его будут
понимать подчиненные. Правильный и литературный стиль речи вызывает
уважение и привлекает внимание к говорящему и к теме беседы.
Вне зависимости от того, с кем предстоит встречаться, руководитель всегда
должен:
V уметь объяснить, что он имеет ввиду, если он по каким-то причинам
чувствует, что его не понимают;
V контролировать свое общение с подчиненными, тщательно подбирая слова;
V стараться сделать свою речь по возможности ясной и определенной;
Часто мы не обращаем внимание на то, как мы говорим. На вопросы,
связанные с выбором стиля речи, в какой-то мере даст ответ изучение стиля
разговора. Исследования в этой области показали, что существует три
основных стиля ведения разговора.
Первый стиль — человек может разговаривать, как «родитель» с ребенком.
Второй стиль — «ребенок» обращается к «родителю» за поддержкой. Конечно,
это не значит, что человек говорит по-детски, но отношения, которые
связывают его с тем, о чем и кому он говорит, напоминают отношения
«родителя» и «ребенка».
И, наконец, третий стиль – стиль «взрослого», когда говорящий не выражает
свое отношение к тому, что он говорит, и ожидает от собеседника того же
эмоционально нейтрального ответа. [Давид Робинсон, Добейся от людей
наилучшего.
Эти три стиля ведения разговора условно можно обозначить тремя
пересекающимися окружностями. В течение нескольких минут один и тот же
человек может использовать в общении все три стиля. Если собеседник
чувствует стиль и отвечает сообразно этому, такая коммуникация называется
параллельной. Параллельное использование стилей позволяет добиться
наибольшей эффективности во время беседы и мобилизовать силы подчиненных.
Люди не только слушают, что им говорят, но и внимательно следят за
жестами, которыми сопровождается речь. Конечно, о многом расскажет
выражение лица, но положение нашего тела все-таки важнее.
Руководитель должен следить, чтобы его слова «не расходились» с жестами.
Конечно, иногда сложно справиться с собой, но лучше объяснить это своим
подчиненным, чем сбивать их с толку странным поведением и путанной речью.
Большинство людей знакомы с теорией языка телодвижений, связанных с
подсознанием. Есть ситуации, в которых и руководитель, и подчиненный
чувствуют себя неловко, и часто единственным средством, способным снять
напряжение, является именно уместный жест. Хорошим примером такой ситуации
является собеседование при приеме на работу. Если менеджер сидит за столом,
это лишний раз подчеркивает его положение и власть в организации, но его
собеседник будет чувствовать себя напряженно и неестественно. Поэтому
менеджеру лучше сесть рядом с ним и на протяжении всего разговора избегать
положений, которые могут поставить визитера «в тупик».
Структурные методы.
Разъяснение требований к работе. Это один из лучших методов управления,
предотвращающий дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие
результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны
быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен
быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию,
система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика,
процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя,
а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в
той или иной ситуации.
Координационные и интеграционные механизмы. Это ещё один метод управления
конфликтной ситуацией. Один из самых распространённых механизмов- цепь
команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие
людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если
два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу,
конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему
принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для
управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он
должен исполнять.
Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы,
целевые группы, межотдельские совещания. Например, когда в одной из
компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом
сбыта и производственным отделом- то была организована промежуточная
служба, координирующая объемы заказов и продаж.
Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих
целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или
групп. Идея, лежащая в основе этой методики- направить усилия всех
участников на достижение общей цели. Компьютерная компания «Apple» всегда
раскрывает содержание комплексных общеорганизационных целей, чтобы добиться
большей слаженности в деятельности всего персонала. Не менее яркий пример-
компания «McDonalds», имеющая сеть недорогих ресторанов быстрого
обслуживания по всему миру. С самого начала строительства этой империи
руководство уделяло внимание не только ценам, качеству и доле рынка. Оно
считало (и, надо полагать, считает и сейчас), что действительно оказывает
услугу людям с ограниченными средствами, и эта «социальная миссия» придала
больший вес оперативным целям. Поварам и официантам, работающим под
вывеской «McDonalds» легче соблюдать жесткие стандарты в контексте помощи
обществу.
Структура системы вознаграждений. Вознаграждения можно использовать как
метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания
дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение
общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации
и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться
благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее
важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение
отдельных лиц или групп.
Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений
для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных
целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной
ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой
стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко
ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму
недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт
к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней
стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время
поиска альтернатив.
Решение проблемы. Данный стиль- признание различия во мнениях и
готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины
конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто
использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а
скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее
эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые
предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
Применимость различных стилей разрешения конфликта.
Ниже приводится рисунок, иллюстрирующий применимость разных стилей
разрешения конфликта.
Итак, если вы умеете управлять процессом общения, правильно поставить
свою речь, управлять конфликтными ситуациями, то авторитет среди
подчиненных вам обеспечен. Но эти знания и умения помогают не только в
общении с подчиненными, но и в случаях, когда вам нужно вести беседу с
партнерами по бизнесу, а также с потребителями.
Беседа с посетителями.
Всем без исключения предпринимателям приходится вступать с партнерами по
бизнесу – поставщиками сырья, комплектующих или готовых изделий, а также с
потребителями. От того, насколько хорошо умеет предприниматель организовать
и вести переговоры, зависит успех его дела, его репутация. Искусству
ведения переговоров специально обучаются во всем мире.
Правильно подготовленный к переговорам человек сможет добиться своей
цели, не обидев при этом партнера и оставив о себе благоприятные
впечатления. Подготовка к переговорам включает два основных направления
работы: решение организационных вопросов и проработка основного процесса
переговоров.
Хорошая подготовка к переговорам предполагает предварительное
рассмотрение максимально возможного числа вариантов решения. Все варианты
ранжируются в зависимости от степени их приемлемости.
Важным элементом подготовки к основному процессу переговоров является
организация делового приема. Деловой прием проводится на ранней стадии
партнерства с другой фирмой, после установления с ней контактов, выявляющих
взаимную заинтересованность.
Готовясь к встрече с партнером необходимо наметить свою тактическую
линию. Для этого полезно усвоить тактические приемы, которые можно
применить в ходе переговоров, добиваясь своей цели.
Прием «ухода» или «уклонения от борьбы» — применяется, когда
затрагиваются вопросы нежелательные для обсуждения, или чтобы не давать
партнеру точной точную информацию, однозначный ответ.
Прием заключается в том, что партнера просят отложить рассмотрение того
или иного вопроса, перенести его на другое заседание и т.п. При этом
просьба сопровождается убедительными аргументами.
Близки по смыслу к «уходу» другие тактические приемы – «затягивание»,
«выжидание», «салями» (по принципу нарезания колбасы тонкими кусочками).
Эти приемы используют, когда хотят затянуть процесс переговоров, чтобы
прояснить ситуацию, получить больше информации от партнера и т.п.
«Пакетирование» – к обсуждению предлагается не один вопрос, а несколько.
При этом решаются задачи двоякого рода (привлекательные и непривлекательные
предложения или предлагается пакет уступок).
«Завышение требования» – он состоит в том, чтобы включить в состав
обсуждаемых проблем пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав
вид, что это является уступкой, и потребовать в замен аналогичных шагов со
стороны партнера.
«Расстановка ложных акцентов собственной позиции» — он заключается в том,
продемонстрировать партнеру крайнюю заинтересованность в решении какого-то
вопроса, который в действительности является второстепенным. Иногда это
делается для того, чтобы, сняв этот вопрос с повестки дня, получить
необходимые решения по другому, более важному вопросу.
«Выдвижение требований в последнюю минуту» — в конце переговоров, когда
остается только подписать контракт, один из партнеров выдвигает новые
требования. Если другая сторона очень заинтересована в контракте, она
примет эти требования. культура, этика, имидж делового человека.
Все деловые люди должны овладеть техникой живого контакта. Ваша речь
должна быть красивой и правильной, старайтесь, как можно меньше
использовать слов “паразитов” – это рассеивает внимание и отвлекает от темы
разговора. Итак, чтобы ваша речь была красивой, используйте следующие
рекомендации:
Во всяком случае, один из законов общения гласит: при прочих равных
охотнее всего принимается точка зрения человека, который лично симпатичнее,
приятнее, производит впечатление «своего».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, чтобы ваша беседа была результативной независимо от того, с кем вы
разговариваете необходимо: во-первых понравиться собеседнику, для этого
установлены основные правила которые способствуют достижению данной цели:
V Искренне интересуйтесь другими людьми.
V Улыбнитесь.
V Помните, что имя человека – это самый сладостный для него звук на любом
языке.
V Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
V Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
V Внушайте собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
[Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г.,
с.21]
Во-вторых – уметь управлять процессом общения, воздействуя на людей не
оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды. Для этого существуют свои
правила, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя
их и не вызывая у них чувства обиды:
V Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
V Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
V Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уже критикуйте своего
собеседника.
V Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказывать.
V Давайте людям возможность спасти свой престиж.
V Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте их
успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу.
V Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться
оправдать.
V Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы
хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на
что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
V Добивайтесь, чтобы люди были рады сделать, то что вы предлагаете.
А.Д. Карнеги
[Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г., с.21]
В-третьих, выбрав цель вашей беседы, старайтесь склонить людей к вашей
точке зрения мягко без давления и не навязывая вою идеологию. Если человек
считает вашу точку зрения – своей, он стремиться к достижению вашей цели –
как к своей. Для этого надо знать, что:
V единственный способ одержать верх в споре – это уклониться от него;
V проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите
человеку, что он не прав;
V если вы не правы, признайте это быстро и решительно;
V с самого начала придерживайтесь дружелюбного тона;
V заставьте собеседника сразу же ответить вам «да»;
V пусть большую часть времени говорит ваш собеседник;
V пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему;
V искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника;
V относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других;
V взывайте к более благородным мотивам;
V драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно;
V бросайте вызов, задевайте за живое;
Можно ко всему добавить еще следующее:
Кто хочет успешно дискутировать, должен попытаться как можно больше
узнать о своем собеседнике.
А.Д. Карнеги
[Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г., с.21]
Великие умы древности знали цену этики общения и придерживались ее дабы
достичь наиболее эффективных результатов, так Ф. Честерфильд (1694-1733)
говорил: «Никогда не доказывайте своего мнения громко и с жаром, даже если
в душе ты убежден в своей правоте, — выскажи его скромно и спокойно, ибо
это единственный способ убедить.» [Назаров В.Н., Мелешко Е.Д., Этика:
словарь афоризмов и изречений., М., 1995 г., с.302]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Венедиктова В.И., Деловая репутация: личность, культура, этика, имидж
делового человека., М.,1996 г.
2. Давид Робинсон, Добейся от людей наилучшего., М., 1994 г.
3. Шмидт Р., Искусство общения., М., 1992 г.
4. Курбатов В.И., Искусство управлять общением., Ростов-на-Дону, 1997 г.
5. Мускон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Основы менеджмента., М., 1992 г.
6. Шейнов В.П., Конфликты в нашей жизни и их разрешение., Минск, 1996 г.
7. Иванова Е.Н., Эффективное общение и конфликты., С-П., 1997 г.
8. Митителло В.Л., Этика и этикет делового человека., Самара, 1992 г.
9. Назаров В.Н., Мелешко Е.Д., Этика: словарь афоризмов и изречений., М.,
1995 г.