Деловой туризм как одна из разновидностей специальных видов туризма

Министерствообразования и науки Российской Федерации Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования «Уральскийгосударственный педагогический университет» Факультет туризма игостиничного сервиса
Кафедратуризма
Курсоваяработа
Деловойтуризм как одна из разновидностей специальных видов туризма
Исполнитель: Букина М.О
Научный руководитель:
А.И. Фишелева
Екатеринбург2010

Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика специальных видов туризма
1.1 Исторические аспекты развития и современное состояниетуризма
1.2 Характеристика специальных видов туризма
Глава 2. Особенности развития делового туризма на современномэтапе в России
2.1 Общая характеристика понятия «деловой туризм»
2.2 Инсентив–туризм и конгрессно–выставочный туризм какразновидности делового туризма
Заключение
Список источников и литературы

Введение
Туризм – этовременные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную отместа постоянного жительства в свободное время в целях получения удовольствия иотдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, физкультурно – спортивных,религиозных или в профессионально – деловых целях, но без занятия в месте временногопребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.Такое определение дает М.Б. Биржаков.
Туризмзародился давно. Он относится тому виду человеческой деятельности, чья историяначинается задолго до возникновения цивилизованного общества. В каждойисторической эпохе есть такие элементы деятельности людей, которые попадают подкатегорию туризма. Исторические аспекты развития и современное состояниетуризма раскрыты в работах М.Б. Биржакова, Л.П. Воронковой, М.В. Соколовой,А.В. Бабкина, В.П. Грицкевича, Н.А. Гулиева, Е.В. Мельниковой, Г. Усыскина,С.Н. Макаренко, А.Э. Саака, и т.д.
Вклассификации туризма можно выделить специальные виды туризма. Например, нимотносятся горнолыжный, экстремальный, круизный виды туризма и др. Все онихарактеризуются рядом особенностей, отличающих их от других видов туризма. Характеристикаспециальных видов туризма представлена в исследованиях А.В. Бабкина, М.Б.Биржакова, М. Гасиева, Е.Л. Драчевой, Ю.А. Грабовского, А. Даниловой, В.А.Алексеенко, Ф.М. Мамаева и др.
Одним изспециальных видов туризма является деловой туризм. Деловой туризм это довольноемкое понятие, структура делового туризма многогранна: деловые поездкипринимают самые разные формы, сочетаются между собой (одна поездка может преследоватьнесколько целей), комбинируются общепринятыми формами классического туризма, рекреацией.Иногда очень трудно отделить один сегмент делового туризма от другого. Общаяхарактеристика понятия «деловой туризм» описана в трудах А.В. Бабкина,Г.И. Зориной, Т.П. Кавериной, М.Б. Биржакова и др.
В структуределового туризма наиболее четко можно выделить инсентив – туризм и конгрессно –выставочный туризм.
Инсентив –туризм и конгрессно – выставочный туризм как разновидности делового туризманашли отражение в работах следующих авторов: А.В. Бабкина, М.Б. Биржакова, В.А.Квартальнова, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, Н.А. Гулиева и др.
Объект: специальные видытуризма.
Предмет: деловой туризмкак разновидность специальных видов туризма.
Цель: теоретическиобосновать деловой туризм как разновидность специальных видов туризма.
Задачи:
1. Раскрыть исторические аспекты развития и современное состояниетуризма;
2. Охарактеризовать специальные виды туризма;
3. Дать общую характеристику понятию «деловой туризм»;
4. Охарактеризовать инсентив – туризм и конгрессный туризм какразновидности делового туризма.
5. Проанализировать полученные результаты.
Структураработы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.

Глава1. Общаяхарактеристика специальных видов туризма
1.1 Исторические аспектыразвития и современное состояние туризма
Люди путешествоваливсегда, начиная глубокой древности. Традиции массового туризма и путешествийначали зарождаться еще в ЧVIII веке. Поездкина морские побережья, в знаменитые столицы мира – это есть корни современноготуризма. В те времена туристы путешествовали самостоятельно, без помощи каких –либо организаций и фирм. Тогда туризм был привилегией только обеспеченных людейиз высших слоев общества, они совершали дорогостоящие поездки «на воды»целью развлечения, отдыха и лечения.
Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина,Е.В. Мошняга отмечают, что основателемсовременного туристского движения принято считать Томаса Кука. В 1841 году имбыла организована первая массовая поездка по железной дороге, в которой принялоучастие около 600 человек. Томас Кук купил 580 билетов и реализовал их людям,желающим путешествовать. Это было началом его туристской деятельности, а такженачалом современного туризма, туристской индустрии.
С 1847 года общество Кукастало распространять специальные билеты на путешествия и экскурсии и за рубеж.Освоив торговлю билетами, Томас Кук организовал собственное дело. Первой акциейдля него стала организация круиза группы богатых англичан по Средиземному морю.В 1848 году Агентство Кука стало государственной британской компанией.
В 1852 году Кук переехална жительство в Лондон и основал первое в истории туристское бюро. Он заключилдоговор несколькими транспортными фирмами, которым отчислял комиссионные.
Вскоре Кук организовалпервую группу, которая поехала в Швейцарию, положив тем самым началоорганизованному международному туризму. К концу XIX века, после объединения международнымобществом спальных вагонов, фирма Кука стала мощным концерном 324 филиалами в53 странах, двенадцатью тысячами сотрудников.
Американцы не желалиотставать от англичан. Компания «Американ Экспресс» («Амэксо»)появилась в то же время, когда у Кука родилась идея международного туризма. Всущности, «Амэксо» возникла от слияния трех компаний, перевозившихпассажиров на дилижансах по всем Соединенным Штатам. Вначале «Амэксо»была смешанным агенством, а 1918 года стала туристской фирмой филиалами на всехконтинентах .
Первым международнымобъединением туристских организаций была Международная ассоциация гостиничныхработников, основанная в Европе в 1869 году.
В то время туризм был восновном доступен высокообеспеченному классу и предоставлял услуги только потранспорту и размещению. Это еще не была индустрия гостеприимства, однакопостепенно туризм развивался.
Международным туризм смогстать лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базевысокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурногообщения между народами. Это совпадает периодом формирования международного рынка,роста международной торговли и появления новых средств транспорта.
«Колыбелью»туризма считается Европа, которая до сих пор остается наиболее посещаемымтуристами регионом, главным районом международных туристских связей.Инициаторами строительства туристских гостиниц в Европе явились железнодорожныеуправления. В целях увеличения пассажиропотоков по линиям железных дорогследовало их мотивировать. Каждому туристскому району, т.е. местности благоприятнымиприродными условиями, необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров– туристов. Так появилась потребность в строительстве туристских объектов.Железные дороги также взяли на себя финансирование рекламы и всех мероприятий,связанных дальнейшим развитием международного туризма.
Туризм давал большуюприбыль, и в его развитии вскоре стали проявлять заинтересованность все местныесферы хозяйственной деятельности. Но сложность и своеобразие туристского спросапоставили перед ними новые, более трудные задачи. В период туристского сезона объемработ всех хозяйственных, комммунально – бытовых служб данного туристскогорайона зачастую уже не соответствовал возросшим потребностям. Необходимо былоего расширить учетом привычек и наклонностей туристов, что в свою очередьповлекло развитие рекламных и информационных служб, культурно — развлекательныхобъектов. С развитием туризма эти проблемы становились все многочисленнее.
В сложном туристскомобороте обычные хозяйственные организации не могли выполнять новые функции, немогли этим справиться и местные органы власти. Все это обусловило созданиесамостоятельных специализированных организаций в области туризма. Их функции идеятельность соответствовали современным туристским агентствам и туроператорам.
Первоначально этиорганизации назывались по-разному: «общество благоустройства», «обществоприема иностранцев» и т.д. Эти организации были прообразами современныхтуроператоров, занимающихся формированием комплексного туристского обслуживания(продукта). Постепенно развивался процесс специализации деятельности туристскихфирм: одни концентрировали свои усилия на производстве пакетов услуг, осваивалиновые регионы, разрабатывали новые виды туризма, формируя направлениетуроперейтинга, другие больше внимания уделяли сбыту и развивались кактурагентства.
Долгое время несуществовало каких-либо организационных форм в туризме, т.е. государственных,общественных и др. В туристских районах происходил общий процесс зарождения иразвития туризма. Однако, этот процесс характерен не для всех стран. В каждомрегионе он имел специфические пути развития. Именно этим объясняетсясуществующая в настоящее время разница в туристском развитии стран и регионов,а также в организационных формах туристских предприятий и структуры управления.
На более позднем уровнеразвития туризма появилась необходимость в координации деятельности различныхтуристских организаций, что вызвало потребность основания государственныхорганов управления туризмом на разных уровнях, а также создания международныхобществ и союзов.
В 1931 году появилосьпервое, действующее в настоящее время, Американское общество туристскихагентств (АСТА), выведшее туристскую деятельность в Америке на государственныйуровень.
В первой половине XX веканациональный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в своюсферу все новые страны и направления. Однако еще и тогда туризм и экскурсиибыли доступны в основном представителям богатых слоев населения. В то же времяформируются национальные центры туризма, такие как международные курорты воФранции, Италии, Чехии и Словакии, в горных районах Швейцарии.
В период между Первой иВторой мировыми войнами туристские поездки как по стране, так и за границуприобретают качественно новый характер. Они предпринимаются уже не только дляразвлечения и оздоровления, но и познавательными целями, и характеризуютсястремлением желающих посетить памятные места, осмотреть историко –архитектурные достопримечательности.
В 1958 году произошлособытие, повлекшее за собой кардинальные перемены в возможностях, традициях ирасстояниях путешествий, – был совершен первый трансатлантический авиационныйпассажирский рейс. Это имело огромное влияние на развитие путешествий надальние расстояния, краткосрочных поездок, а также на развитие круизногобизнеса.
Начиная 50-х годовтуристские связи, путешествия и обмены все более крепли и расширялись. Ростутуризма способствовало также заключение специальных соглашений междуевропейскими западными странами. Они предусматривали обмен большими группамитуристов.
На смену туризму богатых «одиночек»приходит туризм, в который все больше вовлекаются средние слои населения:служащие, учащаяся молодежь, техническая и научная интеллигенция.
Немаловажное значение всовершенствовании международных туристских связей имеет формированиенормативной базы обменов и путешествий. Эта работа была начата в 50-е годы. В1963 году на Римской конференции ООН по туризму и экскурсиям было принято иутверждено определение международного понятия «турист», которое доэтого в разных странах трактовалось по – разному. Единое понятие «турист»служит основой при проведении международного статистического учета, определениитуристского таможенного права, а также при предоставлении транспортных скидокразличным группам туристов и т.д. В работе А.В. Бабкина дается такоеопределение туристу: туристы – это лица, путешествующие любой целью, кромепоиска заработка и перемены постоянного места жительства не менее 24 часов(менее 24 часов – экскурсант).
Самая влиятельная внастоящее время международная туристская организация всемирного характера быласоздана в 1975 году. Она называется Всемирная туристская организация (ВТО) идействует под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). В состав ВТО входят134 страны и территории, представленные национальными министерствами потуризму, а также государственными и частными туристскими структурами. В 1980году, 10 октября, на Всемирной конференции по туризму была принята Манильскаядекларация по мировому туризму. Она провозгласила понимание туризма какдеятельности, имеющей важное значение в жизни народов в силу непосредственноговоздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую областижизни государств и на их международные отношения.
Согласно статистическимданным ВТО, на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный ростобъемов международного туризма. В среднем, мировой туристский бизнес возрастаетна 3-4 % в год, несмотря на происходящие время от времени мировые ирегиональные кризисы. В 1999 году число туристов, путешествовавших за границу,составило 657 млн человек.
Анализируя развитиетуризма конца XX века и в начале XXI века, специалисты отмечают две тенденции,существующие в туризме и сказывающиеся на его развитии: влияние внешнихэкономических и политических факторов и быстрое восстановление объемов туризмав неблагоприятной обстановке.
В последнее времянаблюдаются опережающие темпы роста туризма в таких регионах, как Африка,Ближний Восток, Восточная Азия и Тихоокеанский регион при довольно низкихтемпах прироста в Европе. При это в абсолютной величине Европа сохраняет засобой первенство по количеству посетителей.
Такая тенденция создаетусловия для ярко проявляющейся в последнее время межрегиональной конкуренции,когда появление новых курортов завышенными стандартами обслуживания заставляетстарые туристские регионы подтягивать свои стандарты, искать новые качественныепути конкурентной борьбы за приезд туриста в регион. Таким образом, стандартыобслуживания постоянно повышаются.
В целях привлечениядополнительных потоков туристов в каждый регион, курорт старается создатьнаилучшие условия для отдыха и путешествий, чтобы туристы чувствовали себя какдома. Немаловажную роль здесь играет понятная и доступная информация длятуристов как в каталогах, так и в местах отдыха и путешествий.
Всемирная туристскаяорганизация неоднократно подходила проблеме унификации туристской информации. В1986 году была принята Система стандартизированной информации для гостиниц (Standardized Information System). Она состоит из большого количества пиктограмм,используемых в европейских странах (в холлах гостиниц, в фойе ресторанов, наулицах) и в некоторых странах других регионов. Система также нашла своеприменение в каталогах стран Европейского союза и некоторых других. Однакоданная система не единственная. ВТО предпринимались попытки создания единоймировой унифицированной графической информационной системы для туризма, но донастоящего времени такая система еще не создана, так как оказалось, что вразных странах мира одни и те же объекты обозначаются разными условнымизнаками. Но все же в большинстве случаев пиктограммы многих информационныхсистем понятны всем, тем более что ним даются краткие пояснения на двух – трехязыках. ВТО только подошла вопросам унификации некоторых основных вопросов вмеждународном туризме. Также нет и пока не может быть всемирной универсальнойклассификации гостиниц по звездам или другим категориям.
Таким образом, опираясьна исследования Г.И. Зориной, Е.Н. Ильиной, Е.В. Мошняги, в истории туризма можновыделить следующие этапы: основателем современного туристского движения можноназвать Т. Кука, именно он организовал первый массовый тур на отдых. Он жеосновал первое в истории туристское бюро и положил начало организованномумеждународному туризму.
С развитием и появлениемновых средств транспорта туризм развивался все больше. В 1958 году был совершенпервый трансатлантический авиационный пассажирский рейс, что повлияло наразвитие путешествий на дальние расстояния. В 50-х годах XX века путешествоватьмогут уже не только «богатые одиночки», но и средние слои населения,молодежь.
В настоящее время длясовременного туризма характерен постоянный рост и развитие. Туризм развиваетсяв таких регионах, как Африка, Ближний Восток, Восточная Азия и Тихоокеанскийрегион при довольно низких темпах прироста в Европе. Такая тенденция повышает межрегиональнуюконкуренцию, что в свою очередь заставляет курорты повышать стандартыобслуживания туристов. Нами были раскрыты аспекты развития туризма древнихвремен и по сей день и было показано современное состояние туризма.
1.2 Характеристикаспециальных видов туризма
Одной из разновидностейтуризма являются специальные виды туризма. Анализ работ А.В. Бабкина, Г.И.Зориной, Т.П. Кавериной, М.Б. Биржакова и др., посвященных специальным видамтуризма, позволяет выделить их признаки. К специальным видам туризма можноотнести туры, которые полностью или частично характеризуются следующимиотличительными чертами:
– не массовые, достаточноредкие виды туризма;
– трудоемкие по созданиюконечного турпродукта виды туризма;
– капиталоемкие видытуризма;
– туры, сочетающиепризнаки различных видов туризма;
– новые виды туризма,обусловленные вторичными потребностями человека;
– виды туризма использованиемнетрадиционных источников финансирования.
Как отмечает А.В. Бабкин,специальным, наиболее распространенным видам туризма, которые отвечаютвышеперечисленным требованиям, можно отнести следующие:
– религиозный туризм;
– деловой туризм:конгрессно – выставочный и инсентив – туризм; – лечебно-оздоровительный туризм;
– экологический туризм;
– событийный туризм;
– горнолыжный туризм;
– экстремальный туризм;
– круизный туризм.
Остановимся подробнее нанекоторых наиболее распространенных видах туризма. Религиозный туризмподразделяется на две основные разновидности: паломнический и религиозный туризмэкскурсионно-познавательной направленности. В паломническом туризме выделяетсядуховно-паломнический туризм.
Паломничествопредполагает определенное отношение человека действительности. Идеяпаломничества подразумевает действия в условиях особых трудностей, добровольновзятые на себя обязательства быть в этих условиях. Термин «паломничество»,как полагают филологи, происходит от слова «пальма», ветви именноэтого дерева привозили первые паломники-христиане, побывавшие в Святой земле вовремя праздника Вход Господень в Иерусалим.
Духовно-паломническийтуризм имеет узкую социально-психологическую базу и географическуюнаправленность. Под духовно-паломническим туризмом понимаются поездки туристовиз Северной и Южной Америки, Европы и России в различные центры духовнойпрактики в странах Востока, в первую очередь, Индию, Тибет, Китай, Непал,Японию. Духовно-паломнический туризм тесно связан лечебно-оздоровительнымтуризмом. Например, многие духовные центры в Индии являются центрами аюрведическоголечения.
В индустрии религиозноготуризма можно выделить следующие 4 сегмента:
– размещение – этосовокупность специализированных средств размещения (гостиниц, кемпингов,общежитий, монашеских келий);
– питание – этосовокупность специализированных предприятий общественного питания;
– транспорт;
– религиозные объектыпоказа. В этот сектор входят: культовые сооружения (монастыри, святилища,храмы, храмовые комплексы, капеллы, часовни и т.д.), природные объекты культа(святые источники, рощи, реки, озера, пруды и т.д.), объекты культа малых форм(придорожные кресты, алтари, капища и т.д.).
Следующим наиболеераспространенным специальным видом туризма является деловой туризм. Деловойтуризм играет важную роль на рынке туристических услуг. А.В. Бабкин даетследующее определение: деловой туризм – это путешествия со служебными илипрофессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания.
К этому виду туризма ВТОотносит поездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях,производственных совещаниях и семинарах, ярмарках, выставках, салонах, а такжедля проведения переговоров и заключения контрактов.
Следующий специальный видтуризма – лечебно-оздоровительный туризм. Лечебно – оздоровительный туризмобусловлен потребностью людей в лечении различного рода заболеваний иоздоровлении организма после перенесенных заболеваний. Здесь можно говорить отурах исключительно лечебной целью и турах лечебно – оздоровительных, цельюподдержания молодости, красоты и здоровья, снятия стресса и усталости. Лечебно– оздоровительный туризм основан на курортологии, науке о природных лечебныхфакторах, их воздействии на организм и методах использования в лечебно –профилактических целях.
К специальным видамтуризма относится экологический туризм. Экологический туризм – это путешествия относительнонезагрязненным областям уникальными природными объектами. Экотуризм – этоприродный туризм, который включает изучение природной и окружающей среды ислужит для улучшения обстановки в этой среде. Среди основных причин зарожденияэкологического туризма ведущую роль занимает усиливающаяся из-за массовоституризма нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы. Выделяетсяцелый спектр признаков экологического туризма:
– любое путешествие, втечение которого турист изучает окружающую среду;
– путешествие, в которомприрода является главной ценностью;
– доходы от экотуризманаправляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды;
– экотуристы личноучаствуют в действиях, которые сохраняют или восстанавливают ресурсы дикойприроды.
Одним из специальныхвидов туризма является событийный туризм. Это перспективный и динамичноразвивающийся вид туризма. Событийный туризм – сравнительно молодоенаправление. Основная цель поездки приурочена какому — либо событию. Событийныйтуризм классифицируется по масштабу и тематике события. В качестве примерасобытийного тура можно назвать олимпиаду – летние и зимние олимпийские игры. Внастоящее время крупным и стабильным сегментом событийного туризма являются «карнавальныетуры».
Следующий специальный видтуризма – горнолыжный туризм. Стремительное развитие туризма, организациямассового отдыха горнолыжников, обеспечение необходимого при этом комфортапривели созданию в ряде развитых стран целой индустрии зимнего отдыха, занявшийведущие позиции в национальной экономике.
Горнолыжный туризмявляется ярко выраженным сезонным видом туризма. По созданию турпродуктагорнолыжный туризм относится капиталоемким и трудоемким видам туризма. Данныйвид туризма отличает от других видов то, что размещение предусмотрено вспециализированных гостиницах типа горных шале, архитектурно вписанных вокружающий пейзаж. Гостиницы расположены вблизи горнолыжных трасс.
Несмотря на то, чтогорнолыжный туризм относится достаточно дорогим видам туризма, каждым годом растетчисло туристов, увлекающихся данным видом туризма.
В последнее время активноразвивается приключенческий туризм, т.е. вид туризма, который объединяет всепутешествия, связанные активными способами передвижения и отдыха на природе,имеющие целью получение новых впечатлений, улучшение туристом физической формыи достижение спортивных результатов. К специальным видам относитсяразновидность приключенческого туризма, а именно экстремальный туризм,набирающий силу во всем мире, и особенно в России.
Следующим видом туризма,относящимся специальным, является круизный туризм. Перевозки людей воднымтранспортом уходят корнями в глубокую древность. Наибольшего расцвета морские иречные путешествия достигли в средние века.
Изобретение пароходаФултоном в 1807 году дало небывалый толчок развитию морского и речного водноготранспорта. Современный водный транспорт в зависимости от сферы обслуживанияподразделяется на морской и речной. Водные суда, относящиеся морскомутранспорту, осуществляют международные, дальние и каботажные перевозки. В концеXX века круизная индустрия стала наиболее быстро развивающимся секторомтуристской индустрии.
Круизный туризм относитсяспециальным видам туризма, так как является достаточно трудоемким,капиталоемким видом туризма, сочетающим в себе несколько видов туризма, такихкак рекреационный, спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный. Подкруизом следует понимать путешествие на водных видах транспорта, включающеебереговые экскурсии, осмотр достопримечательностей портовых городов, а такжеразнообразные развлечения на борту морских и речных лайнеров.
Важной особенностьюкруизных туров является организация развлечений на борту. Как правило, круизныйтур организован по системе «все включено», это распространяется напитание, пользование спортивными залами и инвентарем, развлекательнуюпрограмму.
Одним из достоинствкруизных туров является их безвизовость. Пассажиры могут находиться в портах исовершать экскурсии в течении 48-72 часов без визы.
Таким образом, следуетотметить, что в динамично развивающейся отрасли международного туризматуристский продукт становится более изощренным, возрастают его трудоемкость икапиталоемкость. Это вызвано появлением новых видов туризма и развитиемспециальных видов. Нами была дана характеристика специальных видов туризма.

Глава 2. Особенностиразвития делового туризма на современном этапе
2.1 Общая характеристикапонятия «деловой туризм»
Деловой туризм или «индустриявстреч» — это довольно емкое понятие. Всего в его структуре выделяются двасегмента: классические деловые поездки и сегмент, название которого образуетанглоязычная аббревиатура MICE.Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Meetings –M (встречи), insentives – I (инсентив – мероприятия), Conventions – C (конференции), Exhibitions – E(выставки).
Два сегмента индустрииделового туризма различаются как по существу, так и по формальным признакам. Поцелевым установкам классические деловые поездки – командировки конкретнымислужебными целями – реализацией бизнес-функций компаниями и фирмами, либопоездки для заключения новых контактов в сфере бизнеса. MICE – мероприятия – это, как правило, «обслуживание»собственно бизнес–деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг,подготовка будущих договоров и т.п.). Различия отражаются в спецификеорганизации классических деловых поездок и MICE — поездок. Концепция поездки в сфере MICE значительно сложнее, чем концепция классическихделовых поездок. Для ее разработки приглашаются специальныекомпании-организаторы. В отличие от классических деловых поездок, рассчитанныхна небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE – мероприятие собирает, как правило,широкий круг лиц.
В целом, структураделового туризма многогранна: деловые поездки принимают самые разные формы,сочетаются между собой ( одна поездка может преследовать несколько целей),комбинируются общепринятыми формами классического туризма, рекреацией. Иногдаочень трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.
MICE – сегмент индустрии туризма включаеттри вида поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов исимпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив — мероприятиях.
Поездки на конгрессы,конференции, саммиты, симпозиумы выделяются особым составом участников:
– корпоративные участники– крупные, средние или мелкие компании, чьи основные мотивы встреч носяткоммерческий характер. Это могут быть встречи по вопросам маркетинга и продаж,по внедрению нового продукта, кадровым вопросам, тренинги менеджеров и т.д. Корпоративныйсегмент –самый емкий (по числу мероприятий) сектор деловых поездок наконгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы (73 – 75%);
– ассоциации и их члены.Член ассоциации имеет право выбора и, в отличие от корпоративных мероприятий,может отказаться от участия в мероприятии. Все расходы, связанные поездкой, онберет на себя. На некорпоративный сектор деловых поездок на конгрессы,конференции, саммиты, съезды, симпозиумы приходится около 14 – 15% всехмероприятий. Эти встречи объединяют широкий круг участников – в среднем, 200 –250 делегатов. Около 8% встреч собирают аудиторию в 2000 и более делегатов. Длясравнения: на корпоративных мероприятиях число участников колеблется в среднемот 20 до 250 человек. Место проведения некорпоративного делового мероприятиявыбирается на конкурсной основе (тендер), инициатива его организации исходит отместного члена ассоциации. Решение о проведении мероприятия принимается неменее чем за 2 – 3 года до начала мероприятия. Для проведения мероприятияассоциация создает оргкомитет, который определяет время и место его проведения,бюджет, заключает договор поставщиками услуг либо организаторами встреч;
– правительственныеструктуры, образовательные организации, органы здравоохранения, а также экипажимеждународных рейсов. На этот сектор приходится около 12% общего числапроводимых мероприятий. Иногда эту группу участников объединяют ассоциациями.Поездки на выставки и торговые ярмарки проводятся для презентации продуктов иуслуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж. Участниковвыставок и торговых ярмарок можно разделить на две категории: экспоненты,рекламирующие и продающие свою продукцию, и посетители, которые приезжают цельюознакомления последними достижениями в разных областях экономики, науки, искусства,для заключения сделок и подписания договоров. Эти участники, по сути, являютсяпредставителями корпораций. Выставки и торговые ярмарки проходят на площадяхэкспозиционных центров, их организации привлекается большое числопрофессионалов.
Существует многоклассификаций выставок и ярмарок по составу участников (международные,национальные, межрегиональные и местные), предмету экспозиции (универсальные,тематические, отраслевые и межотраслевые), частоте проведения (периодические,сезонные, единовременные), способу проведения (постоянные, передвижные), целям(для осуществления оптовых и розничных продаж, для предоставления информации одостижениях, коммуникационные) и др.
Участники конференций иярмарок являются активными потребителями широкого набора услуг какнепосредственно связанных мероприятием, так и выходящих за его рамки. Доходы отпроведения выставок складываются не только из поступлений от продажиэкспозиционной площади, но и от предоставления сервисных услуг участникам ипосетителям (туристские услуги, входные билеты, клубные мероприятия ипрезентации, общественное питание и т.п.). Дополнительные услуги обеспечиваютболее половины всей суммы поступлений от данного вида делового туризма.Экономика некоторых крупных городов в значительной мере ориентирована навыставочную деятельность, например, таким центром Европы являетсяФранкфурт-на-Майне( Германия).
Появление инсентив –туризма относится 1960 – м гг., а его расцвет пришелся на 1970 – 1980 – гг.Компании (корпораторы) участвуют в инсентив – мероприятиях по двум причинам. Во– первых, для поддержания внешнего имиджа фирмы: 50% компаний во всем мирепроводят их, чтобы внедрить новый продукт, 35% – для увеличения объемов продаж,и этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Во – вторых, дляукрепления внутрикорпоративного климата путем поощрения сотрудников (15%компаний). Инсентив – мероприятия проводятся в разных формах: организациясовещаний и конференций «без галстуков», презентаций и продвиженияпродукции, поездок на отдых, поощрения, обучения сотрудников, тренингов,выявления творческих личностей. В них принимают участие сотрудники, дилеры ипартнеры компании.
Средняя продолжительностьинсентив – тура составляет 6 – 7 дней. В составе инсентив – групп доминируютруководящий персонал (31%) и менеджеры по продажам (26%). На партнеровприходится около 29% и дистрибьюторов-14%.
В современной структуремеждународного делового туризма превалируют классические деловые поездки (70%всех деловых поездок). Доля поездок на конгрессы и ярмарки – более 11%.Примерно 3 – 4% всех поездок приходится на инсентив – туры.
Таким образом, вструктуре делового туризма можно выделить два сегмента: классические деловыепоездки и сегмент MICE. Два сегментаразличаются как по существу, так и по формальным признакам. Также различияотражаются в специфике организации классических деловых поездок и MICE – поездок и по количествуучастников. В отличие от классических деловых поездок, рассчитанных нанебольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE – мероприятие собирает, как правило,широкий круг лиц. MICE – сегментиндустрии туризма включает три вида поездок: для участия в работе конгрессов,конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив — мероприятиях.
Поездки на конгрессы,конференции, саммиты, симпозиумы выделяются особым составом участников:
– корпоративныеучастники;
– ассоциации и их члены;
– правительственныеструктуры, образовательные организации, органы здравоохранения, а также экипажимеждународных рейсов.
Иногда эту группуучастников объединяют ассоциациями. Поездки на выставки и торговые ярмаркипроводятся для презентации продуктов и услуг в целях информирования гостей истимулирования продаж. Таким образом, нами была дана общая характеристикапонятия «деловой туризм».
2.2 Инсентив — туризм иконгрессно — выставочный туризм как разновидности делового туризма
Наряду поездками наконгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив – туры. Понятие ” incentive” (англ.) трактуется как побудительный,поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которымикоммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работеили мотивируют их более производительному труду в будущем, а также проведениевыездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив – туров:индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, дилерские школы.
Первыйинсентив – тур был проведен в 1910 г. в США компанией National Cash Register Company of Danton. Агенты и дилеры компании были награждены бесплатнойпоездкой в Нью — Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярногоиспользования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX в. благодаряначалу полетов гражданских реактивных самолетов:
Инсентив –туризм преследует несколько целей:
– презентацияи продвижение нового продукта или услуги;
– повышениепроизводительности и качества;
– созданиедилерской и агентской сети;
–формирование лояльной и сплоченной команды.
В зависимостиот цели выделяют три вида инсентив – программ: поощрительные программы,мотивационные программы, построение команды (team building).
Инсентив –программа – лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителейвысшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгоевремя. Отличительной особенностью инсентив – программ является то, что ониразрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Эти турыпредполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.
Доминирующимсегментом на рынке инсентив – туризма остаются групповые поездки, несмотря наснижение их доли начала 1980х гг. Число туристов в инсентив – группе можетколебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп численныйсостав не превышает 10 человек. Инсентив — группы комплектуются из работниковисполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящихуровней, а также рядовых потребителей, например постоянных покупателей. Составинсентив – групп включает руководящий персона, менеджеров по продажам, потребителей,агентов и дистрибьюторов.
С расширениемрынка инсентив – туризма появились фирмы, специализирующиеся на организациипоощрительных поездок. Они оаказывают квалифицированную помощь в разработкеспециальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору администрациейкомпании туристская фирма планирует и организует инсентив – туры. Действенностьэтой системы поощрения не в последнюю очередь зависит от того, насколько удачновыбран маршрут путешествия. Поездка должна быть привлекательной для работникови соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям иличным интересам. Поэтому турфирма часто предваряет свою работу наблюдением запотенциальными клиентами. Наиболее известными туристскими фирмами,организующими поощрительные поездки, в США являются «Е.Ф. МакДоналж ТревелКомпании», «Мариц Тревел Компании» и «Топ ВэльюИнтерпрайзис».
Рост числаинсентив – туров послужил толчком расширению тематики конгрессно – выставочнойдеятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму.Этот рост повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадровдля данного сегмента туристского бизнеса, способствовал образованиюмногочисленных ассоциаций, обществ и т.д. Одним из них является Общество должностныхлиц в сфере поощрительного туризма. (SITE), которое находится в Нью – Йорке. В нем состоит 650 членов. В настоящеевремя SITE насчитывает 18 комитетов, управляетуниверситетом инсентив –туризма, проводит региональные встречи, семинары,торговые выставки.-Программы инсентив – туров зависят от специализации организаторовпоездки и региона. Наиболее популярными регионами для проведения поощрительныхпоездок становятся рекреационные и деловые центры.
Экспертыотмечают, что инсентив – туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станетглавной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.
Еще однойразновидностью делового туризма является конгрессный туризм, который, в своюочередь, является разновидностью выставочного. Различия между конгрессным ивыставочным туризмом проявляются на уровне небольшой специфики, касающейся, восновном, состава групп и требований, предъявляемых инфраструктуре принимающейстороны. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому,что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего организациейвыставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования инфраструктуреи организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные,но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. Подоходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны наменьшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенномеждународные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самымобеспечивая загрузку лучших гостиниц города.
Конгрессный туризм имеетодну отличительную особенность – у него должен быть крупный корпоративныйзаказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги.Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержкеправительственных кругов, способны во много раз увеличить своюпривлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтомумногие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственныхкругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию.
Время активизацииконгресс туризма приходится на осень. Страны, ориентирующиеся на рекреационныйтуризм, такие как Турция, Греция, Испания, Италия, имеют развитую гостиничнуюсеть, рассчитанную на многомиллионные потоки туристов. В период спадаактивности рекреационного туризма возникают большие проблемы загрузкойгостиничной базы. Поэтому данные страны ориентируются на организациюкрупномасштабных конгрессов и конференций в осенний период.
Конференции, семинары ивыставки – уже далеко не новые явления в современном бизнесе. В связи тенденциямиглобализации, распространения деловых контактов, расширения рынков сбыта идеятельности международных корпораций сегодня резко выросло число и значениеконференций, собраний и других подобных мероприятий, которые теперь проводятсяв разных городах и странах по всему миру.
Обязательным условиемотнесения конференции или иного мероприятия рынку конгрессного туризма являетсяпроведение вне помещения организации, выступающей инициатором конференции.Использование услуг туристских компаний при организации, подготовке ипроведении мероприятия является существенным, но не обязательным условием.Однако, ни один инициатор серьезной конференции не сможет самостоятельноосуществить его полную организацию. В качестве специалистов – посредниковобычно выступают компании – организаторы совещаний, конференций.
Принципиальными отличиямиодного вида конференции от другого являются их социальное и экономическоезначение, сложность организации и порядок проведения, численность участников(делегатов).
Сегментациярынка конгрессного туризма может быть проведена по целям созыва, характеруработы, количеству участников и их качественному составу, уровню компетенциисозываемых совещаний, периодичности созыва. Тем не менее, основным критерием,по которому возможно провести сегментацию рынка конгрессного туризма, являетсяприрода инициатора созыва того или иного совещания. Именно природа инициатораопределяет вид организуемой конференции, а также перечень необходимых услуг.
Может бытьвыделено два сегмента: корпоративный рынок конференций и некорпоративный рынокконференций – сфера деятельности правительственных структур и отраслевыхассоциаций (см. схему 1 с. 26).
Некорпоративныйрынок конференций может быть подразделен на три категории:
– конференции научногохарактера;
– конференцииторгово-экономического характера;
– конференции членов ассоциаций,объединяющих людей по различным интересам, например, спортивным, клубным и т.п;
Корпоративный рынокконференций может быть подразделен на три категории совещаний: -внутренниесовещания предназначены исключительно для сотрудников компании. Внешниесовещания предназначены для компаний, действующих на данном рынке.Соответственно, участниками подобных мероприятий выступают внешние партнерыкорпорации. Наиболее часто компаниями проводятся презентации продуктов,конференции дилеров/дистрибьютеров, симпозиумы/семинары по обсуждениюспециального вопроса. Также категории внешних совещаний могут быть отнесенывыставки, собрания акционеров и пресс – конференции.
К совещаниям,предназначенным как для внутренних, так и для внешних партнеров могут бытьотнесены две большие группы: рабочие семинары (Workshops) и мероприятия, имеющие своей цельюобучение (Training).
Конгрессный туризм вноситзначительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитыхстран. О его социальном значении свидетельствует и тот факт, что числонепосредственно занятых в данном виде делового туризма в США оценивается в 1,7млн. человек, – т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфереконгрессного туризма.
/>
Схема 1. Структура рынкаконгрессного туризма
Российский рынокконгрессного туризма сегодня является развивающимся, ненасыщенным рынком, гдеконкуренция пока еще недостаточно велика в связи малым количеством его участников.В настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 – 20фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфереконгрессного туризма.
Для компаний конгрессныйтуризм является перспективным направлением бизнеса. Еще одним факторомрастущего спроса на данные услуги является то, что экономика Россииразвивается, что в свою очередь инициирует деловую активность различныхотраслей бизнеса и общественных организаций внутри страны, а также привлекаетвнимание иностранных корпораций и компаний российским рынкам и его участникам вчасти партнерства и инвестирования.
Необходимо такжеотметить, что конгрессный туризм – достаточно непростой вид бизнеса, ироссийским компаниям необходимо накапливать опыт прогрессивных технологийорганизации мероприятий высокого уровня и расширять диапазон высококачественныхуслуг, соответствующих международным стандартам, чтобы обеспечить весь циклобслуживания мероприятия – от предварительной подготовки конференции допостсобытийного обслуживании, полностью отвечать запросам требовательной иопытной клиентской аудитории, каковой, безусловно, являются инициаторыконференций, в том числе и иностранные. Только при выполнении этих условийкомпании смогут эффективно функционировать и конкурировать на данном рынке.

Заключение
туристическийвыставочный путешествие обмен
История туризма началасьзадолго до возникновения цивилизованного общества. В истории туризма можновыделить следующие этапы: основателем современного туристического движенияможно назвать Томаса Кука, именно он организовал первый массовый тур на отдых.Он основал первое в истории туристское бюро и положил начало организованномумеждународному туризму.
С развитием и появлениемновых средств транспорта туризм развивался все больше. В 1958 году произошлособытие, повлекшее за собой кардинальные перемены в возможностях, традициях ирасстояниях путешествий, – был совершен первый трансатлантический авиационныйпассажирский рейс. Это имело огромное влияние на развитие путешествий надальние расстояния, краткосрочных поездок, а также на развитие круизногобизнеса.
В 50-х годах XX века насмену «туризму богатых одиночек» пришел туризм, в который все большевовлекаются средние слои населения, молодежь.
Для современного туризмахарактерен постоянный рост и развитие. Туризм развивается в таких регионах, какАфрика, Ближний восток, Восточная Азия и тихоокеанский регион при довольнонизких темпах прироста в Европе. Такая тенденция повышает межрегиональнуюконкуренцию, что в свою очередь, заставляет курорты повышать стандартыобслуживания туристов.
В динамично развивающейсяотрасли международного туризма туристический продукт становится все болееизощренным, возрастают его трудоемкость и капиталоемкость. Это было вызванопоявлением новых видов туризма и развитием специальных видов туризма. Устойчиворазвиваются такие виды как лечебно-оздоровительный туризм, экологический,религиозный, событийный, деловой виды туризма.
Деловой туризм или «индустриявстреч» — это довольно емкое понятие. Всего в его структуре выделяются двасегмента: классические деловые поездки и сегмент, название которого образуетанглоязычная аббревиатура MICE. Такимобразом, в структуре делового туризма можно выделить два сегмента: классическиеделовые поездки и сегмент MICE.Два сегмента различаются как по существу, так и по формальным признакам. Такжеразличия отражаются в специфике организации классических деловых поездок и MICE – поездок и по количествуучастников. В отличие от классических деловых поездок, рассчитанных нанебольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MICE – мероприятие собирает, как правило,широкий круг лиц. MICE – сегментиндустрии туризма включает три вида поездок: для участия в работе конгрессов,конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив — мероприятиях.
Поездки на конгрессы,конференции, саммиты, симпозиумы выделяются особым составом участников:
– корпоративныеучастники;
– ассоциации и их члены;
– правительственныеструктуры, образовательные организации, органы здравоохранения, а также экипажимеждународных рейсов. Иногда эту группу участников объединяют ассоциациями.Поездки на выставки и торговые ярмарки проводятся для презентации продуктов иуслуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж.
В современной структуремеждународного делового туризма превалируют классические деловые поездки (70%всех деловых поездок). Доля поездок на конгрессы и ярмарки – более 11%.Примерно 3 – 4% всех поездок приходится на инсентив – туры.
Наряду поездкамина конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив – туры. Понятие “incentive” (англ.) трактуется какпобудительный, поощряющий. Инсентив – туризм преследует несколько целей:
– презентацияи продвижение нового продукта или услуги;
– повышениепроизводительности и качества;
– созданиедилерской и агентской сети;
– формирование лояльной исплоченной команды.
Экспертыотмечают, что инсентив – туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станетглавной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.
Еще одной разновидностьюделового туризма является конгрессный туризм, который, в свою очередь, являетсяразновидностью выставочного.
Сегментациярынка конгрессного туризма может быть проведена по целям созыва, характеруработы, количеству участников и их качественному составу, уровню компетенциисозываемых совещаний, периодичности созыва. Тем не менее, основным критерием,по которому возможно провести сегментацию рынка конгрессного туризма, являетсяприрода инициатора созыва того или иного совещания. Именно природа инициатораопределяет вид организуемой конференции, а также перечень необходимых услуг.
Необходимоотметить, что конгрессный туризм – достаточно непростой вид бизнеса, ироссийским компаниям необходимо накапливать опыт прогрессивных технологийорганизации мероприятий высокого уровня и расширять диапазон высококачественныхуслуг, соответствующих международным стандартам.

Список источников илитературы
1. Егоренков, Л.И.Введение в технологию туризма: вопросы и ответы / Л.И. Егоренков. – М.: Финансыи статистика, ИНФРА-М, 2009. – 304 с.
2. Бабкин, А.В.Специальные виды туризма: учеб. пособие / А.В. Бабкин. – М.: ИНФРА-М., 2003. –316 с.
3. Бабушкин, Н.И.Менеджмент туризма: учеб. пособие / Н.И. Бабушкин. – Минск: Новое знание,2002. – 408 с.
4. Балабанов, И.Т.Экономика туризма /: учеб. пособие / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы истатистика, 2002. – 174 с.
5. Виханский, О.С.Стратегическое управление /: учеб. пособие / О.С. Виханский. – М.: гардарика,1998. – 296 с.
6. Драчева, Е.Л.,Забаев Ю.В. Международный туризм / Е.Л. Драчева, Ю.В. Забаев. – М.: КНОРУС,2005. – 289 с.
7. Дурович, А.П.Маркетинг в туризме. Учебное пособие для студентов вузов / А.П. Дурович –Минск: Новое знание, 2003 – 495 с.
8. Дехтярь, Г.М.Туристическая деятельность / Г. М. Дехтярь – М.: финансы и статистика, 2005. –286 с.
9. Зайцева, Н.А.Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Н.А.Зайцева – М.: Академия, 2003.
10. Кабушкин, Н.И.Менеджмент туризма: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое издание, 2005.– 409 с.
11. Карчевская, Е.Н.Организация международного туризма: практическое пособие / Е.Н. Карчевская –Гомель: ГГТУ, 2003. – 25 с.
12. Квартальнов, В.А.Туризм: теория и практика / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика,2003. – 232 с.
13. Зорина, Г.И., Ильина Е.Н.,Мошняга Е.В. Основы туристской деятельности: учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга. –М.: Советский спорт, 2002. – 200 с.
14. Азар, В. Туризм– еще один феномен XX века // журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы»/ В. Азар – Ноябрь 1999. – № 11.
15. Александрова, А.Ю.Международный туризм / А.Ю. Александрова – М., 2001.
16. Волков, Ю.Ф. Экономикагостиничного бизнеса /Ю.Ф. Волков – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
17. Гуляев, В.Г. Организациятуристской деятельности / В.Г. Гуляев – М.: НОЛИДЖ, 2005.
18. Кусков, А.С., Макарцева Л.В.Основы курортологии: учебное пособие / А.С. Кусков, Л.В. Макарцева. – Саратов, 2002.
19. Храбовченко, В.В. Экологическийтуризм / В.В.Храбовченко – М.: Финансы и статистика,2004.
20. Чудновский, А.Д., Жукова, М.А.Менеджмент туризма /А.Д. Чудновский, М.А. Жукова – М., 2002.
21. Биржаков, М.Б.Введение в туризм: учебное пособие / М.Б. Биржаков – М.: Герда, 2004. – 37. с.