СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Деловые игры: история развития , направление применения
1.1. История происхождения и распространения деловых обучающих игр
1.2. Основные направления развития деловых игр
2. Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению
3. Опыт проведения деловых игр «У озера», «Всемирное рыболовство» и «Стратиджем»
3.1Деловая игра «У озера»
3.1.1 Содержание игры
3.1.2 Результаты проведения игры
3.2Деловая игра «Всемирное рыболовство»
3.2.1 Содержание игры
3.2.2 Результаты проведения игры
3.3Деловая игра «Стратиджем
3.3.1 Содержание игры
3.3.2 Результаты проведения игры
3.4. Выводы
4. Оценка результатов игр участниками
5. Заключение
Список литературы
Приложения
Отчеты по игре «У озера»
1. Отчеты по игре «Всемирное рыболовство»
2. Отчеты по игре «Стратиджем»
Введение
Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.
Сложившаяся традиционная система образования строились на дисциплинарной основе и в соответствии с принципом самостоятельной работы обучаемого над заданием была ориентирована на подготовку к индивидуальной деятельности. Проблемы окружающей среды носят комплексный характер и для своего решения требует объединения усилий.
Экологическое образование, будучи междисциплинарным в своей основе, также требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения, ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной познавательной и практической деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды.
В настоящее время все большее распространение в экологическом образовании получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием компьютерных моделей. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и функционированием моделируемых природных и природно-технических систем, но и обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений в тех случаях, когда их практика в реальных условиях затруднена (например, когда вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных и т.д.)
В последние годы компьютерные деловые игры как одна из эффективных форм активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью, находят все более широкое применение в экологическом образовании .
Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использовании в учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования экологической подготовки студентов (Ролле, 1992).
Цель курсовой работы:
Изучить возможность внедрения деловых игр в учебный процесс на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ.
Задачи курсовой работы:
* Провести деловую игру «У озера» со студентами-экологами 1 и 3 курсов и учащимися естественного отделения колледжа ДВГУ.
* Провести деловую игру «Всемирное рыболовство» со студентами-экологами 3 курса, со студентами-биологами 5 и 6 курсов специализирующихся по экологии, а также с учащимися естественного отделения колледжа.
* Провести деловую игру «Стратиджем» со студентами-экологами 3 курса и учащимися естественного отделения колледжа.
* Дать рекомендации по внедрению деловых игр в учебный процесс.
Проведенные игры:
1. «У озера»
28 ноября 1996 г. – студенты первого курса отделения экологии ФОБЭП
* 28 февраля 1997 г. – учащиеся колледжа, группы 2Е
* 20 февраля 1997 г. – студенты 3-го курса отделения экологии ФОБЭП
2. «Всемирное рыболовство»
* 6 января 1997г.- 6-й курс заочного отделения, ФОБЭП специализация «экология»
5 марта 1997 г. -5-й курс ФОБЭП специализация экология
* 14 марта 1997 г.-учащиеся колледжа, группа 2Е
* 20 марта 1997 г. – 3-й курс отделения экологии ФОБЭП
3. «Стратиджем»
* 28 марта 1997 г. – учащиеся колледжа группы 2Е
* 17 апреля 1997 г. – 3-й курс отделения экологии ФОБЭП
Состав участников:
Учащиеся колледжа группы 2Е :
Белкина Н., Савина Н., Котрехова Н., Табакова , Нечаева Н., Болоболкина Е., Коренных Л.
Студенты 3-го курса отделения экологии: Воробьев П., Шкарпеткин А., Судаков Ю., Ястребкова И., Василенко Е., Судакова А., Лебедько Е., Ламыкина А., Титяева Е., Зограф С., Вишнякова Ю., Драгун О., Бондарцова Т., Петросян А., Ильяшенко Э.
Студенты 5-го курса отделения экологии: Тювелева Е., Величко Е., Иваненко Н., Киселева А., Морон Е., Василенко Н., Бабич А., Бабий Н., Смирнова Н., Полякова Е.
Студенты 6-го курса заочного отделения специализации «экология»: Калинин А., Мининкова В., Паменова Л., Соколова Т., Большакова Г., Палкина С.
Студенты 1-го курса отделения экологии: Агафурова Е., Галько В., Галузин Д., Дмитриенко Р., Золоткхина О., Криворучко Т., Купчий А., Михалюк М., Мордухович В., Подгурская О., Протасова А., Сорокина А., Трусова Т., Ушакова А., Шевкун Д., Гладышев Е., Шевейко Д.
Студенты проживающие в общежитии № 4: Шкарпеткин А., Кузьменко Д, Мараховска С, Юрченко О, Бухарков В., Скорик Н
1. Деловые игры : история развития, направление применения
1.1 История происхождения и распространения деловых обучающих игр.
Первые примеры применения деловых игр могут быть найдены в военном деле. Военные игры, изобретенные Герцогом Вертурини в 1796 г., были примером детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при составлении планов военных операций (Вульф,1992).
В 1997г. деловым играм в нашей стране исполняется 65 лет. Несмотря на то, что деловые игры зародились в нашей стране, и нашими специалистами создано много высокоэффективных оригинальных работ, мы сильно отстали от зарубежной практики использования их. Первый семинар разработчиков деловых игр был проведен в 1976 году под Москвой по инициативе ЦЕМИ и московского государственного университета, и в дальнейшем семинары для разработчиков деловых игр проходили каждые 3 года (Бирштейн,1992).
Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что изменялась роль преподавателя.
Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции, Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах, особенно интенсивно они используются в США.. Они проникли во все сферы народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Использование персональныхкомпьютеров делает технологииобучения легко
приспособляемыми в любых странах (Вульф,1992). Однако у нас в России и странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения и используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игры начинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин. Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.
1.2. Основные направления развития деловых игр
Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей поддаются наблюдению.
Применяются деловые игры разной тематики:
* Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации при чтении лекций или при проведении различных исследований.
* Игры при проведении которых используются компьютеры, называются играми с компьютерной поддержкой .
* Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором стратегии , называются предпринимательскими..
Деловые игры – это метод
– экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием множества вариантов проекта и выявлением оптимального.
– разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в промышленности, образовании, культуре и др. областях.
– обучения, используемый в учебном процессе.
– аттестации и выбора специалистов и руководителей.
– обучения общению, коммуникабельности , сотрудничеству.
– перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других качеств человека.
– пробуждения и развитию творчества.
– решения многих экологических проблем (Бирштейн,1992).
Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально приближает руководителей и специалистов к реальной практической деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и исследовательской практики.
В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде всего, управление временем и перенос операционного пространства.
В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего периода (Бирштейн, 1992).
Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и использованию их в практической деятельности, но и получению умений и навыков.
Деловые игры способствуют:
* адаптации «новичка» к работе в данном учебном заведении;
* формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи ;
* приобретению навыка работы на компьютере с использованием «обучающих программ»
Распад СССР на отдельные государства, полный развал промышленности и других сфер жизни, эксперимент в области демократических форм управления, переход на рыночную экономику – вызвал поток новых распоряжений, приказов и проектов – множество организационно-экономических новшеств, требующих нестандартного подхода внедрения их в жизнь. Деловые игры способны помочь в этом процессе.
Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать, что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин, а на производстве – при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить, используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование будет способствовать обучению демократизации.
Выделяют несколько областей использования деловых игр :
* в научных исследованиях
* при отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных областях
* при обучении студентов и учащихся.
За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами, изменением структур управления , техническим прогрессом, развитием науки и экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране и странах СНГ тематика деловые игры круто повернулась в сторону перехода на рыночную экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие другие.
Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления, новые формы хозяйствования и пр., и наряду с этим, отсутствие подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость многочисленных новых деловые игры по широкой тематике.
Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр – большая творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков, конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов, психологов, социологов, математиков и др.
Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного или обучающего, производственного , научно-исследовательского, логического, психологического, социального, интегрального (Бирштейн,1992).
Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего времени она еще не реализована (Бирштейн,1192)
На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто (подумаешь игра!). На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения игры. Нередко неумелые игротехники «проваливают» игру, не получают ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод.
Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении организационно-экономических новшеств в жизнь.
Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных преподавателей-игротехников.
В настоящее время появилась потребность в специалистах новых специальностей (маркетологах, менеджерах, брокерах, предпринимателях и др.), с одной стороны, и наличие большого числа безработных (из числа военных руководителей, оканчивающих школы и др.) – с другой, вызвала отклик в развертывании краткосрочных школ и семинаров, обучающих соответствующим знаниям и умениям. Важным методом обучения в них являются деловые игры в сочетании с другими формами – МАО (метод активного обучения). Такого рода школы и семинары уже имеются в ряде городов: в Москве, С-Петербурге, Новосибирске, Пензе и др. Тем не менее их пока недостаточно , потребность в преподавателях-игротехниках настолько велика, что число имеющихся преподавателей-игротехников – «капля в море». Для обеспечения движения применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого числа специалистов.
2. Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению
Деловые игры проявили себя как уникальный метод обучения, который способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересованность в изучении предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы, предназначены для выработки и принятия управленческих решений.
Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с природопользованием, когда предстоит найти правильное решение, соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей, стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.
В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов формируется важные социальные установки, приобретаются практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Будучи чрезвычайно динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений, анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную перспективу. Еще в большей степени этому способствуют игры, созданные на основе математических моделей, которые в последнее время стали одним из основных методов экспериментальной экологии. Обладая наглядностью, относительно простые имитационные модели, воспроизводящие различного рода ситуации из природоохранительной практики, открывают новые возможности для обучения анализу и решению таких проблем (Ролле,1992).
Имитационное моделирование позволяет охватить в одной игре процессы, занимающие в природе многие десятилетия и даже столетия, и сжать их в масштабе игрового времени. Применение же ЭВМ позволяет существенно расширить возможности модели, давая возможность, например, смоделировать совокупный ответ природной среды на то или иное антропогенное воздействие, далеко выходя за пределы оценок изменения отдельных ее параметров, таких как степень чистоты воды, воздуха и почвы, лесистость территории, динамика численности животных и т.д..
Студенты охотно учатся когда им интересно, когда они находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность.
если они свободно решают свои собственные проблемные ситуации и участвуют в составлении и развитии своих учебных планов.
3. Опыт проведения деловых игр «У озера», «Всемирное рыболовство» и «Стратиджем»
Мы опробовали в учебном процессе три довольно известных деловых игры: «У озера», «Всемирное рыболовство», «Стратиджем».
Цели, которые мы ставили при обучении студентов:
* Знакомство с моделированием как методом изучения актуальных проблем современности.
* Знакомство с эколого-экономическими проблемами.
* Формирование экологического мировоззрения учащихся.
3.1. Деловая игра «У озера»
3.1.1. Содержание игры
Имитационная игра “У озера” (Комаров, 1994) предназначена для активного изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов для размещения отходов и принцип коллективной ответственности за качество природной среды.
Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из 8 промышленных предприятий, расположенных на берегу одного озера. Участники игры исполняют роли директоров предприятий. Предприятия производят продукцию, для изготовление которой требуется вода. Эту воду предприятия берут из озера. Отработанная в процессе производства грязная вода сбрасывается в озеро, которое обладает некоторой ограниченной способностью к самоочищению.
Главная цель игры с точки зрения ее участников – получить максимальную прибыль. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли и принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние озера. Чем хуже качество воды в озере, тем меньше прибыль отдельного предприятия. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно матрице, в которой каждому уровню качества воды соответствует та или иная прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды.
Оптимальное количество участников игры – 16 человек.
Известно, что эту игру нередко используют для выявления лидера в коллективе, например потенциальных старост групп.
3.1.2. Результаты проведения игры
Эта игра мной была проведена 4 раза. В ней принимали участие студенты-экологи 1 и 3 курсов, учащиеся колледжа и сборная команда студентов в общежитии № 4.
Для студентов третьего курса игра «У озера» была проведена в рамках дисциплины “Экологическое моделирование”. Для учащихся колледжа – в рамках курса «Экология(практические занятия)». Для первого курса и для студентов проживающих в общежитии – вне учебного процесса.
В начале игры студентам была поставлена цель – получить максимум прибыли , и они старались выполнить эту установку. К середине игры стало очевидно, что загрязняя озеро, участники процесса сами уменьшают себе прибыль, но попытки тех кто предлагал перестать загрязнять озеро, оказались тщетными, только третьему курсу удалось на некоторое время остановить загрязнение озера, договорившись не делать сбросы. Игры проводились в течении двух-трех часов без перерыва. Играющие быстро входили в свою роль и, по их словам, вся игра держала их в напряжении и интерес не ослабевал.
Изменение качества воды в озере во времени для разных игр (рис.1) показывает, что ни в одном из случаев командам, принимавшим участие в игре, не удалось избежать существенного загрязнения вод. По-видимому экологическое образование помогло студентам 3 курса немного лучше других позаботится осостоянииозера.Максимальнаячастнаяприбыльодногоучастника достигла
величины 1006 у учащихся колледжа, 999 – у студентов 3 курса, 968 – у студентов первого курса и 599 – у студентов, проживающих в общежитии. Потенциальная возможная величина прибыли каждого участника при оптимальном коллективном управлении составила бы не менее 2400.
На послеигровом обсуждении всем командам предоставлялась возможность оценить свою деятельность и проанализировать ход игры. Все пришли к выводу, что можно было избежать таких плачевных для озера и для предпринимателей последствий
3.2. Деловая игра «Всемирное рыболовство»
Деловые игры “Всемирное рыболовство” и “Стратиджем” требуют обращения к компьютерным моделям (Медоуз,1992)
3.2.1 Содержание игры
Цели игры «Всемирного рыболовства»:
* продемонстрировать некоторые законы , лежащие в основе восстановление возобновимых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации,
* дать участникам возможность попрактиковаться в
искусстве ведения переговоров и руководства группой,
* помочь участникам освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в условиях коллективного природопользования.
В деловой игре «Всемирное рыболовство» расширяется представление об ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб. Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад. Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится дорого, второе – ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре “У озера”, участники хозяйственного процесса используют общедоступный потенциально истощимый, но возобновимый ресурс. Если он используется со скоростью, большей, чем скорость его возобновления, то неизбежно и быстро истощается. Динамика рыбных стад и природные условия, на фоне которых приходится действовать участникам, моделируются компьютерной моделью, разработанной Д.Медоузом.
В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек) . Каждая команда представляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды – попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответствующем 1 году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному моменту в районах промысла.
3.2.2. Результаты проведения игры
Игра «Всемирное рыболовство» была проведена мною со студентами-экологами третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и учащимися колледжа.
Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам студентов, более интересна чем игра «У озера». В процессе игры для послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени. Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить, как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс “улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения. Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было приобретено командой пятого курса, а наименьшее – командой третьего курса, тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.
3.3. Деловая игра «Стратиджем»
3.3.1 Содержание игры
“Стратиджем” – наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов, нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на высоком уровне.
Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетической отраслью производства и окружающей средой. Предназначена для формирования у обучаемых представлений о взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты “птичьего полета”, откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда – это кабинет министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое, образное восприятиедействительности, умение строить стратегию. Игра дает возможность ееучастникам приобрести личный опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей, эффективность функционирования экономики, качество природной среды и использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные теоретические модели управления экономикой страны.
3.3.2. Результаты проведения игры
На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на третьем курсе. На рис. 3.1 – 8.1 показаны графики изменения численности населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10 шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы – в промышленности и сельском хозяйстве – вложение капитала увеличило нагрузку на природную среду.
Графики на рис 3.2 – 8.2, показывают изменение количества продовольствия и товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения, согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это увеличивает смертность).
Рис 3.3 – 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и энергии в «странах» увеличивалось. Студенты во всех командах довольно эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4 – 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.
Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 – 8.5), однако этот процесс шел довольно медленно.
Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры поднималось довольно высоко (рис. 3.6 – 8.6). Это говорит о неплохой экологической подготовке участников игры.
3.4. Выводы
Кажется очевидным, что в игре «У озера» всем игрокам выгодно не загрязнять озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального блага для всех вместе и для каждого в отдельности.
Как и в игре «У озера», во «Всемирном рыболовстве» наилучшего результата можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию, которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно. В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.
В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, «Стратиджем» обучает мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-экономическое мышление.
4. Оценка результатов игр участниками
После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и оценить игры. Было задано 7 вопросов:
1. Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера” ? Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное рыболовство”?Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Стратиджем”?
2. Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?
3. Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других дисциплин специализации?
4. Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?
5. Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы могли бы их провести?
6. В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести аналогичные занятия ?
7. Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?
Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.
Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:
* Просто интересно.
* На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека .
* Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.
* Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.
* Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и постоянно контролировать его состояние.
* Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.
* Групповое решение влияет на состояние природного объекта.
* Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.
* Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и действий всех игроков, это коллективная игра.
* Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса ( Да сгинет воровское истребление продуктов ).
* Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.
* Оптимальный вариант – договориться, посчитать, а затем действовать.
* Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.
* Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических параметров.
* Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение энергией.
* Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и рассудительность.
При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели, полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре определялся тем, что:
* Нужно было просчитывать различные варианты.
* Новое всегда интересно.
* Игра заставляет думать , анализировать состояние и прогнозировать будущее озера.
* Игрок чувствует себя человеком, реально влияющим на состояние среды в роли директора.
* Ситуации связаны с жизнью.
* Совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности участников игры.
* Можно почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все происходит именно так и как найти оптимальный выход.
Отвечая на третий вопрос, студенты показали, что введение деловых игр в учебный процесс действительно может существенно дополнить образование будущих экологов. По их мнению, игры:
* Наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем, задействованы компьютеры это не оставляет участника игры безучастным к теме, к экологическим проблемам.
* Позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее решение.
* Дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в долговременном плане, побывать в роли руководителя.
* Дают надежду на практике применить свои знания.
* Помогают приобрести навыки в учебе ( в том, что мы изучаем теоретически).
* Во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят нас со столкновению нас с реальностью.
* Дают возможность делать все своими руками , очень хорошо заметна индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих.
* Стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать.
Студенты готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:
* раз в 2-3 недели
* раз в месяц или даже чаще
* 2 раза в семестр
* не реже чем 1 раз в месяц
* раз в 3 месяца
* хотя бы раз в семестр
Студенты принимавшие участие в деловых играх, готовы стать игротехниками и самим проводить деловые игры в следующих аудиториях:
* со школьниками
* с руководителями предприятий, воздействующих на окружающую среду
* просто со всеми
* со студентами других курсов и отделений ФОБЭП
* в кругу своих однокурсников
* со студентами 1-2 курсов
* со школьниками старших классов
* с ребятами других курсов, факультетов и старшеклассниками
* с родственниками
По мнению студентов, ввести проведение деловых игр можно в следующих учебных курсах:
* география
* биология
* литература
* история
* высшая математика
* культурология
* общая экология
* популяционная экология
* региональные проблемы экологии,
* экомониторинг
* природные ресурсы
* экоэкспертиза
* другие, учитывая особенности каждого курса
Средние оценки за проведение игры:
* У озера – 3- одна оценка, 4- одна оценка, 5- десять оценок
* Всемирное рыболовство – 4- четыре оценки,5- восемь оценок
* Стратиджем – 5 – девять оценок
Заключение
Согласно поставленным передо мной задачам, при выполнении курсовой работы были проведены:
* три игры «У озера» – со студентами 1 и 3 курса отделения экологии ФОБЭП и с учащимися колледжа
* четыре игры «Всемирное рыболовство» – с 6 курсом ОЗО (3 команды), 3 курсом отделения экологии (4 команды), 5 курсом ФОБЭП специализация экология (3 команды), учащимися колледжа группы 2Е (3 команды)
* 2 игры «Стратиджем» – со студентами 3 курса (3 команды), с учащимися колледжа (2 команды).
Был проведен анкетный опрос мнения участников игр о целесообразности включения деловых игр в учебный процесс, при обучении экологическим дисциплинам и формирования экологического мышления. Студенты весьма высоко оценили потенциальную полезность этого нововведения на отделении экологии ФОБЭП, поскольку игры дают им возможность почувствовать себя ответственными за принятие решений влияющих на состояние природной среды и общества, приучают их работать коллективно, дают представление о целостности и взаимосвязанных экологических процессов.
По их мнению игры содержат в себе полезную информацию, которую они пока не могут получить при других формах обучения. Студенты проявили готовность не только играть в деловые игры (с периодичностью от 2-3 недель до 3 месяцев), но и участвовать в проведении подобных деловых игр практически со всеми аудиториями в качестве игротехников. Они полагают желательным ввести деловые игры в такие учебные курсы, как: общая экология, популяционная экология, региональные проблемы экологии, экоэкспертиза, природные ресурсы и возможно в другие.
Исходя из опыта проведения деловых игр «У озера», «Всемирное рыболовство», «Стратиджем» на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ, я полагаю возможным ввести эту перспективную методику обучения в учебный план по специальностиэкология. Начиная с первого курса и последовательно расширяя тематику, проводить деловые игры вплоть до пятого курса. Некоторые игры можно повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре приносит студенту не меньше пользы чем первая игра.
В дальнейшем целесообразно было бы поддержать студентов намеривающихся создать клуб игротехников и стимулировать студенческое движение в этом направлении. Умение проводить деловые игры будет полезно им после окончания университета, и будет полезным делу экологического образования в целом.
Результаты работы по данной теме были доложены на краевой конференции по экологическому образованию в Приморье (Ащепкова,Служенко,1997)
Список литературы
1. Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр \\ Деловые игры в мире: Материалы Международной научн.- практ. конф. “Белые ночи”, посвящ. 60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992 г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992 г. 3-14.
2. Вульф Д. США. Тулса История происхождения и распространение деловых обучающих игр \\ Деловые игры в мире: Материалы Международной научн.- практ. конф. “Белые ночи”, посвящ. 60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992 г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992 г. 22-26.
3. Комаров В.Ф., У озера. Ручная имитационная игра по проблеме рационального использования возобновимых природных ресурсов. М. “Аргус”,1994г. 25с.
4. Медоуз Д.Л., Фиддаман Т., Шеннон Д, Всемирное рыболовство. Имитационная игра с компьютерной поддержкой по обучению принципам сбалансированного использования возобновимых природных ресурсов University of Latvia Ecological Centre Riga .1993, 45с.
5. Медоуз Д.Л, Тот Ф., Стратиджем, Микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях между энергетикой и окружающей средой, University of Latvia Ecological Centre Riga .1993, 120с.
6. Ролле Н.Н. Игровое имитационное моделирование в экологическом образовании \\ Деловые игры в мире: Материалы Международной научн.- практ. конф. “Белые ночи”, посвящ. 60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992 г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992 г. 81-88с.
7. Ащепкова Л.Я., Служенко Э.П. Эколого-экономические деловые игры в экологическом образовании \\ Становление экологического образования в Приморском крае. Тенденции и перспективы. Материалы к конференции, ДВИСАР г. Владивосток 1997 31-32с.