Внешняя политика в 1992-1993 гг.
Послераспада Советского Союза и провозглашения Содружества Независимых ГосударствРоссийская Федерация, выступив как правопреемница СССР на международной apене,заняла место постоянного члена Совета Безопасности ООН и утвердила за собойстатус великой ядерной державы. Вместе с тем, сложившиеся принципиально новыегеополитические условия заставили Россию заново строить всю концепцию своейвнешней политики.
Определилисьдва важнейших направления российской внешней политики: отношения с бывшимиреспубликами СССР, или так называемым ближним, или новым, зарубежьем, а также сведущими странами Запада, и прежде всего с США.
ОтношенияРоссии с новыми независимыми государствами ближнего зарубежья определялись,прежде всего, проблемами формирования политического и экономическогосотрудничества в рамках СНГ: защитой интересов русскоязычного населения вбывших республиках-Советского Союза, и в первую очередь, в государствахПрибалтики и Казахстане; разделом «наследства» бывшей СоветскойАрмии. Сразу же после распада СССР резко обострились отношения России сУкраиной в связи с проблемой раздела Черноморского флота и вопросом о статусеКрыма и Севастополя.
Вто же время попытка создания Объединенных Вооруженных Сил (ОВС) СНГ неувенчалась успехом. В связи с этим в мае 1992 г. российское руководство принялорешение о создании Российских Вооруженных Сил. Это повлекло за собой резкоесокращение рядов армии. В комлексе военных вопросов важное место занималапроблема сокращения ядерного потенциала, доставшегося России в наследство отСССР. После распада союзной державы ракетно-ядерное вооружение сохранилось натерритории не только Российской Федерации, но и Белоруссии, Украины иКазахстана. Три бывших советских республики декларировали свой безъядерныйстатус и обязались передать России находившееся на их территории ядерноеоружие.
Вместес тем, несмотря на все заявления о полной «независимости исуверенитете», государства ближнего зарубежья не могли обойтись безэффективной военно-политической поддержки России.
Выходомиз создавшейся ситуации после распада ОВС СНГ стал заключенный 15 мая 1992 г. вТашкенте Договор о коллективной безопасности (ДКБ), подписи под которымпоставили шесть лидеров стран СНГ: Армении, Казахстана, России, Узбекистана,Таджикистана и Туркмении. К концу 1993 г. к ДКБ присоединились еще тригосударства Содружества — Азербайджан, Белоруссия и вошедшая в 1993 г. в СНГГрузия.
В1992-1993 гг. Вооруженные Силы России, выступая под эгидой СНГ, взяли на себяважные функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов,вспыхнувших на периферии постсоветского пространства.
Послетого как распад союзного государства приобрел необратимый характер, а егоосновные материальные и военные ресурсы были поделены, экономические связимежду странами-участницами Содружества стали приобретать межгосударственныйхарактер. Наступил некоторый прогресс в развитии структуры СНГ. 22 января 1993г. в Минске семью странами Содружества был подписан Устав СНГ.
Основнойпроблемой в развитии отношений стран-участниц СНГ явилось налаживаниевзаимовыгодного экономического сотрудничества. Но из-за развала к концу 1992 г.рублевой зоны Россия была вынуждена перейти на торговлю энергоносителями состранами СНГ по мировым ценам. В результате внешний долг новых независимыхгосударств стал стремительно расти, а товарооборот в рамках СНГ значительноснизился. Таким образом, первые два года после распада СССР ознаменовалисьсерьезными дезинтеграционными процессами на постсоветском пространстве.
В1992 г. внешняя политика России по отношению к странам дальнего зарубежьянаходилась в состоянии «переходного периода». Доминирующее влияние наформирование внешнеполитической доктрины России оказывало ее тяжелоесоциально-экономическое положение. Платой за поддержку развитыми странамиЗапада радикальных рыночных реформ в России в 1992-1993 гг. стало ее следованиев фарватере глобальной политики США и НАТО. Во время визита Б. Н. Ельцина в СШАв феврале 1992 г. была подписана российско-американская Декларация об окончании«холодной войны» и заявлено, что обе державы более «нерассматривают друг друга в качестве потенциальных противников».
Вапреле 1992 г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирныйбанк. Однако из обещанных этими международными финансовыми организациями 24млрд. долл. помощи Россия не получила более двух третей. Апогеемроссийско-американских отношений явилось подписание в Москве 3 января 1993 г.нового Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений(СНВ-2), в соответствии с которым обе стороны согласились на значительныесокращения своих ядерных потенциалов (на две трети) к 2003 г. При этом Россия обязаласьпойти на сокращение трех тысяч ракет СС-20 с кассетными боеголовкамииндивидуального наведения, что фактически ослабляло оборонный потенциал страны.
В1992-1993 гг. значительное место во внешней политике России отводилосьукреплению отношений с ведущими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Вэтот период были установлены дипломатические отношения с Южной Кореей, Китайстал главным торговым партнером нашей страны, восстановились отношения Россиисо странами АСЕАН. Одной из сложных проблем оставались отношения России сЯпонией из-за нерешенной судьбы четырех островов Курильской гряды. Существенноослабли связи с традиционными партнерами нашей страны в Азии — Монголией,Вьетнамом, КНДР, Ираком, Сирией и др.
Вто же время формально международные связи России заметно расширились: былиустановлены дипломатические отношения с ЮАР, происходили регулярные встречи навысшем уровне с лидерами ведущих западных стран, а в июле 1992 г. Б. Ельцин былофициально приглашен на политическую часть проходившего в Мюнхене совещания«большой семерки» развитых стран мира.
Вцелом проблемы и противоречия, обусловленные переходным периодом в становлениивнешней политики России, постепенно устранялись по мере укрепления еегосударственности.
Социально-экономические преобразования 1992-1993 гг.Шокотерапия
Принятаяроссийским руководством в качестве базовой модели радикальная экономическаяреформа по методам западной программы «шоковой терапии» сталасвоеобразной альтернативой неудавшимся попыткам союзного руководства периода«перестройки» осуществить постепенную модернизациюсверхцентрализованной социалистической экономики. Согласно принятой концепциигруппы Е. Т. Гайдара, постсоветская экономика не могла быть усовершенствована,она подлежала только немедленному демонтажу при одновременной ломкекомандно-бюрократической системы управления и распределения. Эта модельрадикально-либеральной модернизации с широким использованием монетаристскихметодов была апробирована в Российской Федерации в 1992-1993 гг.
Первойрадикальной реформой в начале января 1992 г. стал отпуск цен. По прогнозамправительства, эта акция должна была привести к сравнительно небольшому (в 3раза) росту цен. Соответственно был установлен индекс повышения зарплаты вбюджетных сферах, пенсий, стипендий и т. п. (70%). Но цены выросли сразу в10-12 раз. Результатом явилось резкое падение уровня жизни большинстванаселения. Кроме того, реформа нанесла удар по сберегательным вкладам граждан,обесценив их трудовые накопления, не были разработаны механизмы их индексации.
Этинеожиданные и драматические результаты осуществления нового курса породили вшироких слоях населения глубокое недоверие к правительству реформаторов.
Другойпроблемой, с которой столкнулось правительство, явился кризис взаимныхнеплатежей промышленных предприятий. Уже к 1 июня 1992 г. сумма взаимных долговв экономике составила около 2 трлн. руб. В результате, не получая денег запроизводимую и поставляемую продукцию, предприятия страны оказались на граникраха. Хронически задерживалась выплата заработной платы. Выходом изсложившейся ситуации стало предоставление госпредприятиям льготных кредитовЦентробанком, что создало, в свою очередь, условия для раскручиванияинфляционной спирали. Рост денежной массы привел к резкому падению курса рубляи сделал невозможной финансовую и денежную стабилизацию. Это неизбежно вело кпровалу гайдаровской монетаристской модели «шокотерапии» икорректировке курса реформ.
Одновременнос отпуском цен последовал ряд мер по либерализации торговли. В течение 1992 г.это привело к тому, что в широких масштабах осуществлялось «первоначальноенакопление капитала» за счет спекулятивных операций в торгово-закупочнойсфере. Наиболее опасным следствием этого процесса стало накопление огромнойденежной массы, оказавшейся вне сферы налогообложения. В результате значительновырос дефицит федерального бюджета, который правительство старалось покрыть припомощи внешних займов.
Главнымиусловиями предоставления кредитов России являлись либерализация внутренних цендо уровня мировых и ликвидация бюджетного дефицита.
Наконец,третьей важнейшей задачей экономической модернизации являлосьразгосударствление собственности в стране путем широкого акционирования иприватизации. Летом 1992 г. была утверждена чековая (ваучерная) приватизация наоснове бесплатной раздачи приватизационных чеков всему населению по номинальнойстоимости 10 тыс. руб. Именно ваучерная приватизация, согласно концепциипреобразований, должна была нейтрализовать негативные стороны радикальныхреформ и создать «средний класс» — класс собственников-акционеров.Раздача чеков на общую сумму 1 трлн. 400 млрд. руб. (так было оценено всеимущество приватизируемых предприятий страны) населению началась 7 октября 1992г.
Спустяполтора года, с 1 июля 1994 г. правительство приняло решение о переходе ковторому этапу приватизации — денежному. Одновременно было признано, чтоваучерная приватизация не дала ожидаемого эффекта и не привела к оживлениюпромышленного производства и появлению класса собственников.
Итогипроведения экономических реформ в 1992-1993 гг. продемонстрировали ихвнутреннюю противоречивость. Так, с одной стороны, было введено свободноеценообразование и начался процесс массовой приватизации, приведший кформированию рыночных отношений в обществе, с другой — «шокотерапия»вызвала рост социального напряжения в обществе, развал целых отраслейпромышленности, нанесла сокрушительный удар по бюджетным сферам. Обществоподверглось резкой поляризации — разделению на богатых, сверхбогатых, с однойстороны, и обедневших, нищих — с другой. 4% россиян в 1993 г. имели доходыпримерно в 300 раз превышающие доходы самых бедных граждан страны.
Трагическойценой преобразований стало резкое увеличение смертности россиян (на 20% в 1993г. по сравнению с 1992 г.) и снижение рождаемости (на 14% за тот же период).
Негативныепроявления последствий рыночных преобразований в 1993 г. протекали на фонеусилившейся конфронтации между федеральными органами исполнительной изаконодательной власти. Сложившаяся ситуация грозила разрушить основные механизмыуправления обществом. После октябрьских событий и принятия Конституции РФ былипредприняты шаги по укреплению федеральной исполнительной власти и одновременноосуществлялась корректировка курса социально-экономических преобразований внаправлении поэтапного развития рыночной экономики и гражданского общества.
Государственно-политическое развитие
Развитиеоснов государственности в РСФСР послужило толчком процессу суверенизации другихсоюзных республик и дезинтеграции СССР. I съезд народных депутатов РСФСР избрална пост Председателя Верховного Совета Республики Б. Н. Ельцина, ставшегопризнанным лидером обновляющейся России.
Ровночерез год, 12 июня 1991 г., в рамках укрепления высшей исполнительной власти ив соответствии с утвержденным IV съездом народных депутатов РСФСР Законом оПрезиденте, Б. Н. Ельцин был избран всенародным голосованием на этот пост. Впервом же туре выборов его кандидатура получила поддержку около 60%избирателей, принявших участие в голосовании.
Послесобытий августа 1991 г., вся полнота государственно-политической власти перешлаот союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный СоветРоссии получили возможность для реализации радикальныхгосударственно-политических и социально-экономических преобразований в стране.Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом.
28октября 1991 г. в ходе второго этапа V съезда народных депутатов России Б. Н.Ельцин выступил с изложением основных положений программы радикальныхэкономических преобразований. В ее основе лежали методы «шоковойтерапии». Программа реформ предусматривала скорейшее введение свободныхцен на товары и услуги, либерализацию внутренней и внешней торговли, широкуюприватизацию государственной собственности. Одновременно сокращалисьнеобоснованные бюджетные расходы, была создана адресная система социальнойпомощи наименее обеспеченным слоям населения.
ПредседателемВерховного Совета России был избран Р. И. Хасбулатов. А через несколько днейпоследовал указ Б. Н. Ельцина о возложении им на себя полномочий ПредседателяПравительства России и назначении на пост его первого заместителя госсекретаряГ. Э. Бурбулиса. Заместителями Председателя Правительства этим же указом былиназначены два ученых-экономиста — Е. Т. Гайдар и А. Н. Шохин, на которых ивозлагалась практическая реализация рыночных реформ. ПредседателемГоскомимущества, ответственным за проведение приватизации в стране, былназначен А. Б. Чубайс.
Послераспада СССР в декабре 1991 г. перед руководством России в сфере государственногостроительства важнейшим являлось решение вопроса о сохранении территориальнойцелостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСРповысили свой статус до уровня союзных, что значительно расширило их суверенныеполномочия.
Последлительных переговоров и дискуссий 31 марта 1992 г. большинство субъектовРоссийской Федерации подписали в Кремле Федеративный Договор. К числу субъектовФедерации были отнесены республики в составе РФ, края, области, автономныеобразования и города Москва и Санкт-Петербург. От подписания ФедеративногоДоговора воздержались лидеры Татарстана и Чеченской республики, заявившие освоем полном суверенитете и независимости от федеральных властей.
Радикальныеэкономические реформы, начатые в 1992 г., и прежде всего введение свободныхцен, обусловили резкое падение уровня жизни значительной части населениястраны.
Втечение 1993 г. важнейшим фактором государственно-политического развития страныстало все более обостряющееся противостояние двух высших институтовгосударственной власти — исполнительной в лице Президента и его аппарата изаконодательной — в лице руководства Верховного Совета России.
Вкачестве оптимального пути выхода из сложившейся ситуации Президент России Б.Н. Ельцин в январе 1993 г. предложил заключить конституционное соглашение сруководством Верховного Совета РФ. Он выдвинул идею о вынесении вопроса оконституционном кризисе на всенародное обсуждение (референдум). Парламентскиелидеры выступили против инициативы Президента, их поддержал Конституционный СудРоссии. Состоявшийся 10-13 марта VIII (внеочередной) съезд народных депутатовРФ своим постановлением отклонил вопрос о проведении референдума.
ТогдаБ. Н. Ельцин пошел на решительные меры: 20 марта он обратился по телевидению ковсем гражданам России, заявив, что решения VIII съезда — это «реваншпартноменклатуры» и что он вводит в действие Указ N 379 «об особомпорядке управления» страной вплоть до преодоления кризиса власти. Этот шагвызвал бурную реакцию ббльшей части депутатского корпуса, а ПредседательКонституционного Суда уже 23 марта опротестовал законность данногопрезидентского Указа. В этой обстановке в конце марта вновь собрался съезднародных депутатов — IX (внеочередной). Выраженная на референдуме поддержкареформаторского курса, проводимого Президентом, стала той основой, котораяпозволила Б. Н. Ельцину продолжить обсуждение проекта Конституции России.
21сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин вновь выступил по телевидению с обращением кнароду. Он объявил об упразднении Верховного Совета и съезда народныхдепутатов, а также о формировании двухпалатного Федерального Собрания на основепроведения выборов в Государственную Думу и о наделении функциями верхнейпалаты парламента Совета Федерации. В тот же день был подписан Указ N1400 «Опоэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ Президентао роспуске ВС РФ и съезда народных депутатов России, фактически означавшийликвидацию системы советских органов власти, вызвал бурную ответную реакцию.
Насрочно созванном 23 сентября Х съезде народных депутатов было принятопостановление о прекращении президентских полномочий Б. Н. Ельцина и овозложении его обязанностей на А. В. Руцкого. Собравшиеся в «Беломдоме» депутаты решили не покидать здание и организовать его оборону. Апогеемпротивостояния между депутатами Верховного Совета и силами, поддерживающимивласть Президента, стали трагические события, развернувшиеся в Москве 3-4октября 1993 г., когда митингующие сторонники Верховного Совета прорвалисьчерез оцепление к «Белому дому», а затем, возглавляемые В. Анпиловым,А. Макашовым, А. Баркашовым и др., встали на путь открытого вооруженногопротивоборства исполнительной власти. Ими было захвачено здание московскоймэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино.
Однакок утру 4 октября 1993 г. в соответствии с распоряжениями Правительства и указомПрезидента об обеспечении в Москве режима чрезвычайного положения к«Белому дому» были стянуты танковые части Кантемировской дивизии,которые произвели обстрел здания Верховного Совета и уже во второй половине дняс помощью спецподразделений «Белый дом» был взят штурмом, а главныеполитические оппоненты Президента (Хасбулатов, Руцкой, Макашов, Баранников идр.) арестованы. На следующий же день, 5 октября Конституционный Суд РФ заявило сложении функций проверки нормативных актов России. Б. Н. Ельцин взял на себяполномочия по обеспечению президентского правления в стране вплоть допроведения выборов в Государственную Думу.
Такимобразом, в ходе октябрьских событий 1993 г. противостояние законодательнойвласти Президенту было силовым путем ликвидировано. В соответствии с УказомПрезидента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание.Одновременно был проведен референдум по проекту новой Конституции России.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://russia.rin.ru/