Демократия и государство

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ТЕМА:«Демократия и государство».
Выполнил
студент 1курса з/о
группа 11-15
Красных А. А.
Проверил:
Вехорев Ю. А.
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2007

План:
1.        Понятиедемократии………………………………………….…… 3
2.        Сущностьдемократии. Два типа и две концепции демократии… 6
3.        Формадемократии………………………………………………… 11
4.        Демократия иобщественное самоуправление………………..… 16
5.        Демократия,дисциплина и общественный порядок……….…… 22
6.        Литература……………………………………………………..……26

Понятиедемократии
Понятие«демократия» происходит от греческого слова «demos»,означающего «народ» + «kratos», означающего «власть». В демократических странах именнонарод обладает суверенной властью над законодателем и правительством.
Несмотря на то, что вэтом отношении в демократических государствах имеются различные нюансы,определенные принципы и практические подходы отличают демократическое правлениеот других форм государственной власти.
·    Демократияявляется формой правления, при которой все граждане участвуют в управлениигосударством и принимают на себя ответственность перед обществом либонепосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.
·    Демократия представляетсобой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека.Демократия — это институционализация (введение в законные рамки) свободы.
·    Демократияоснована на принципах волеизъявления большинства в сочетании с правами личностии меньшинств. Все государства с демократической формой правления, уважая волюбольшинства, ревностно защищают основные права отдельных людей и групп,составляющих меньшинство.
·    Демократическиегосударства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств иосуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя частьполномочий на региональный и местный уровень. При этом государства сдемократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органывласти должны в максимально возможной степени быть доступными народу иоткликаться на его нужды и чаяния.
·    Демократическиегосударства понимают, что одной из их основных функций является защита такихосновных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равнуюзащиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабногоучастия в политической, экономической и культурной жизни общества.
·    Государства сдемократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливыевыборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы вдемократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываютсядиктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинныесоперничества за завоевание поддержки народа.
·    Демократиятребует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такоеположение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках законаи все их права защищаются правовой системой.
·    Демократическиегосударства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую,общественную и культурную жизнь каждой страны.
·    Государства сдемократической формой правления основываются на основополагающих принципах, ане на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права,но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в своюочередь защищает права и свободы этих граждан.
·    Демократическиеобщества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживаниесотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают,что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда можетбыть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, «нетерпимость сама по себеявляется одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинногодемократического духа».
Сущностьдемократии. Два типа и две концепции демократии.
В чем сущностьдемократии?
Формированиедемократического государства является целью и идеалом развития любогоцивилизованного общества.
В реальной политическойборьбе прошлого, демократия конкретизировалась как совокупность гражданских,социальных и политических прав и свобод. Развитие представительной демократиипо двум направлениям:
1.        расширениеизбирательных прав от сословных до всеобщего права и увеличение числапредставительных органов;
2.        создание системыгарантий демократии — процесс формирования гражданского общества и правовогогосударства.
Важнейшей составнойчастью развития демократического процесса стала разработка универсальныхдемократических процедур, которые характеризуют и современную демократию:избрание народом высшего законодательного органа; равенство избирательных прав;всеобщность избирательного права; ограничение прав меньшинства решениембольшинства; непрерывный общественный контроль и др.
Демократия — это непросто многообразие взглядов и мнений, это — система правления. Современноедемократическое государство — это государство правовое, в котором на практикеосуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прави свобод граждан. Важнейшее значение в демократических государствах имеет идеянародного суверенитета, которая воплощается в основных принципах демократии.Важнейшими принципами демократии являются: парламентаризм; выборность,сменяемость органов власти, их ответственность перед обществом; власть закона;равенство всех перед законом; разделение властей; широкий спектр прав и свободграждан, их гарантии; политический плюрализм и др.
Важно отметить, что вдемократических государствах действует принцип конституционализма, по которомуконституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем инымправовым нормам.
Необходимо показать, чтоосновой политической практики в демократических обществах являются мирнаяпередача власти в соответствии с результатами выборов; невмешательство армии вполитический процесс; отказ от крайних, насильственных методов; использованиеустановленных законом способов разрешения социальных конфликтов.
Центральным инструментомдемократии считают свободные выборы, в которых принимают участие все граждане,обладающие избирательными правами, без этнических, расовых, религиозных,национальных, имущественных и других ограничений. Гарантом демократии служитобщественный контроль за ее конкретными проявлениями или срывами.
Следует остановиться натаких основных характеристиках современной демократии, как общественноесогласие, традиции законности, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия,отказ от конфронтационного мышления. Важным условием демократий являетсядостижение общественного консенсуса (согласия). Под консенсусом понимаетсянепротиворечивое согласие, единство, но ведущим значимым вопросам, согласиезначительного большинства людей относительно наиболее важных моментоворганизации и функционирования сообщества. Общественный консенсус предполагаетдостижение согласия между государством и гражданами, между различными ветвямивласти, между центром и местными органами власти, между политическими партиямии движениями. Выработка политического соглашения проходит ряд этапов, включающихопределение общих задач; поиски условий сотрудничества; выявление противоречий,разногласий, возможных взаимных уступок; согласование степени и формсотрудничества, а также определение условий его прекращения.
Два типа и две концепциидемократии.
Демократия – весьмасложное, многогранное явление. Её можно рассматривать и как способ социально –политического движения масс, и как форму государства, форму организации иосуществления власти в обществе, и как политический режим, и как систему прав,свобод и обязанностей граждан.
Социализму и капитализмусоответствуют два противоположных типа и две принципиально различных концепциидемократии.
Демократия буржуазноготипа. Определяется капиталистическими производственными отношениями, которыеобъективно нуждаются в лично свободной рабочей силе.
Формы и институты:
1.        наличиеконституций, формально закрепляющих личные, политические права и свободыграждан, провозглашающих принцип равенства перед законом;
2.        разделениевластей, верховенство парламента над правительством, независимость судебныхорганов;
3.        провозглашениесвободы деятельности политических партий и других объединений;
4.        формальноепризнание участия народа в делах государства, его влияния на решение основныхвопросов жизни общества.
Буржуазную концепциюдемократии отличает внеисторизм, отрыв ее от экономических основ общества,изображение ее как «чистой» демократии. Другая особенность заключается вабсолютизации «свободы личности», крайнего индивидуализма, питательной почвойкоторого являются частнособственническая психология и мораль.
Плюрализм и политическаяоппозиция (в буржуазном варианте) – это не критерии демократии, а выражениеантагонистических противоречий капиталистического общества. Когда этипорождения капитализма объявляются основными критериями любой демократии, тотем самым преследуется несколько целей:
· во – первых, приобретаются аргументыдля восхваления буржуазного строя, его экономической и политической систем;
· во – вторых, народным массамнавязывается буржуазное понимание демократии;
·  в – третьих, очерняется социализм(нет политической оппозиции – нет демократии).
Буржуазная демократияпротиворечива, она открывает возможность для проникновения трудящихся, ихобщественных организаций в представительные учреждения, создает условия длярабочего класса, других слоев трудящихся в общественно – политическиеорганизации, для легальной борьбы против власти капитала, поэтому развитиедемократии неизбежно подтачивает основы этой власти.
Демократиясоциалистического типа. С возникновением государственной власти трудящихсяпоявляется новый, социалистический тип демократии, в условиях которого впервыев мировой истории человек труда, его потребности и интересы поставлены в центрполитики государства.
Признаки и свойства:
1.        Экономическимфундаментом служат общественные формы собственности и социалистическая системахозяйства.
2.        Субъектом,носителем является единая социальная и интернациональная общность – советскийнарод.
3.        Характеризуетсяширокой системой прав и свобод граждан, равными возможностями для всехучаствовать в управлении и самоуправлении. Истинным мерилом прав и свободслужит система гарантий: экономических, политических, организационных,юридических.
4.        Отличаетсяглубоким единством и нерасторжимостью прав и обязанностей, свободы иответственности личности.
5.        Распространяетсяна все сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную идуховную.
6.        Неотделима отсоциальной справедливости и законности.
Вообщем, социалистическаядемократия – это полновластие народа, выражающееся в повседневном активном идейственном участии трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросовгосударственной и общественной жизни, наличие у граждан широких,гарантированных прав и свобод, сочетающихся с обязанностями, заинтересованном отношениик общественным преобразованиям, практической деятельности по их осуществлению вцелях совершенствования социализма и строительства коммунизма.
Формадемократии.
В зависимости от формучастия народа в осуществлении власти выделяют прямую, плебисцитарную ипредставительную демократию. В прямой демократии между волей народа и еювоплощением в решения нет опосредующих звеньев – народ сам участвует вобсуждении и принятии решений.
Прямая демократия сегодняиспользуется в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) каксамоуправление. Распространенность прямой демократии ограничиваетсятерриториальным фактором и зависит от того, насколько децентрализован процесспринятия решений. Другой формой прямой демократии являются сам процесс голосования,в ходе которых осуществляется прямое волеизъявление народа в отношении своихпредставителей в органы государственной власти.
Плебисцитарная демократияявляется другим способом выражения воли народа. Ряд исследователейрассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяют ее вотдельную группу.
Практика плебисцитарнойдемократии берет в античных полисах, где важнейшие решения по вопросамгосударственной и общественной жизни принимались на народных собранияхголосованием всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты неоднократноиспользовались для решения вопросов территориального размежевания (например,отделение Норвегии от Швеции).
В настоящее времяклассической страной плебисцитарной демократии считается Швейцария, гдереферендумы проводятся регулярно и подразделяются на три основных вида:
1.        обязательные –если вновь принятый Закон затрагивает Конституцию страны;
2.        условные, которыемогут проводиться по любому Закону в течение 3 месяцев со дня его принятия,если в поддержку референдума удается собрать определенное количество подписей;
3.        совещательные,которые проводит Правительство или парламент, когда нет уверенности в поддержкебольшинством населения того или иного законопроекта, либо когда хотятзаручиться поддержкой этого большинства.
Оценивая теорию ипрактику плебисцитарной демократии, современная политическая наука отмечает,что эта система может более или менее успешно функционировать лишь приопределенных условиях.
Первое из них –общественная стабильность. В обстановке высокой социальной напряженности, а темболее глубоких политических и экономических кризисов, немногие гражданеспособны сохранить здравый смысл и делать свой выбор осознанно.
Второе условие – развитиедемократической традиции. Только лидер, который, что называется, «с молокомматери» впитал уважение к Закону и правам граждан, получив на выборах большуювласть, будет воздерживаться от того, чтобы узурпировать ее целиком. Толькограждане, воспитанные в тех же традициях, не позволят избранному ими лидеру этосделать. Поэтому такая система успешно функционирует в США, но весьмарискованна в Латинской Америке и государствах бывшего СССР.
Третье условие – сильнаяполитическая оппозиция, имеющая доступ к средствам массовой информации. Впротивном случае общественное мнение зачастую удается обработать в направлении,выгодном для власти.
Статистика показывает,что даже при наличии перечисленных условий референдум, как правило, выигрываеттот, кто его проводит. Если же эти условия отсутствуют, плебисцитарнаядемократия, которая, на первый взгляд, представляется высшим воплощениемнародовластия, на самом деле дает политической элите широкие возможностиманипулирования общественным сознанием. Причем этот вид манипулирования,пожалуй, самый худший, ибо это манипулирование народом посредством самогонарода.
В представительной(репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институтпосредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты,политические лидеры, получив «мандат доверия» от народа, должны воплотить этуволю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми,кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях идоверии.
Оппоненты прямойдемократии указывают на сложность принятия согласованных решений; нанедостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа; навысокую степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатовсо стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах немудрым лидерам, а демагогам; на большой разброс мнений, что мешает выработкерешений. Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшейпроблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся вуклонении избирателей от голосования, что получило название абсентеизма (лат.absentia – отсутствие). Сторонники прямой демократии указывают на ееистинность, на то, что она способствует расширению политического кругозораграждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряданегативных моментов:
·         отрыв депутатовот народа и их обюрокрачивание;
·          возможностькоррупции;
·         приоритетноевлияние на принятие решений мощных групп давления;
·         отстраненностьрядовых депутатов от принятия решений;
·         возрастаниевлияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаютсяв центры принятия решений;
·         на ослаблениедемократического контроля снизу.
Однако у представительнойдемократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность обывателя заменяетсяпрофессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работыс решениями, могут использовать экспертов для оценок этих решений. Наконец,если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, то приобсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь балансаинтересов.
Развитие современныхкомпьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современнойдемократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы низкойгражданской активности населения с развитием «компьютерной демократии» (терминвведен западными политологами Г. Краухом, Б. Барбером, Н. Боббио) или«телематической демократией». Под телематикой понимают соединение в единую сетькомпьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина, невыходя из дома, кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам,включая выборы депутатов. Но и здесь есть свои минусы. Наряду с общиминедостатками прямой демократии (например, «тиранией некомпетентности»обывателя), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна дляголосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронныетехнологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.
Современные потребностидемократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой ипредставительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянныйпроцесс совершенствования, т. к. современные ее формы не являются идеальными.Крылатой стала фраза У. Черчилля, о том, что демократия является наихудшейформой правления, за исключением всех других форм, которые время от временииспытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяетсохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего местоили потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти иреакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могутвыражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодарянезависимой прессы.
Демократияи общественное самоуправление.
Современный опытгосударственного строительства, как в странах западной демократии, так и вРоссии, показывает, что демократическое развитие общества практическиневозможно без децентрализации власти и управления. Это тем более справедливопо отношению к странам, имеющим федеративное устройство. В этой связи местноесамоуправление следует рассматривать как один из основополагающих принциповорганизации власти на местах, который наряду с принципом разделения властейопределяет систему управления обществом.
Проблема формированияместного самоуправления является одним из важнейших вопросов демократическогоустройства общества. Западная демократия, например, одним из условий ееуспешного функционирования считает местное самоуправление, что нашло отражениев ряде положений Европейской хартии о местном самоуправлении. С местнымсамоуправлением связана реализация демократического принципа в управленииобществом — принципа разделения властей. Наряду с законодательной,исполнительной и судебной властями разделение происходит на местном уровне, гденаряду с государственными управленческими структурами образуются органыместного самоуправления, которые, как известно, не входят в систему органовгосударственной власти и управления. Организационное обособление местногосамоуправления призвано обеспечить конституционное право населения на решениевопросов местного значения с учетом местных особенностей и традиций.
Вместе с тем органыместного самоуправления, составляя единую систему управления обществом, взаимодействуютс органами государственной власти и управления. Последним, по законодательству,категорически запрещено вмешиваться в деятельность местного самоуправления, каких органов, так и должностных лиц. Однако государственные структуры наделеныправом контроля за их деятельностью через финансовые и правовые рычаги.
Демократизм местногосамоуправления заключается в том, что оно должно обеспечить самостоятельностьнаселения в решении вопросов местного значения. Следовательно, одной изсущественных сторон местного самоуправления является создание условий для неформального участия жителей муниципальных образований в осуществлениисамоуправления. Обычно выделяют два основных способа реализации права гражданна местное самоуправление: форма прямого волеизъявления (референдум, выборы,собрания и сходки, самоорганизация граждан и т.п.) и форма косвенного,опосредованного участия граждан в управлении местными делами (через выборные ииные органы местного самоуправления).
Демократизм восуществлении местного самоуправления проявляется также в том, что конкретныеформы осуществления местного самоуправления, структура органов местногосамоуправления определяются населением самостоятельно. Будучи сформированы«снизу», органы власти местных сообществ не находятся в отношенияхподчиненности с органами государственной власти и не обязаны выполнять ихдирективные указания, если те выходят за пределы предоставленных им полномочий.
Федеральное иреспубликанское законодательство, обеспечивая защиту местного самоуправления отнезаконного вмешательства государственных органов в деятельность органовместного самоуправления, устанавливает также основы их тесного взаимодействия.Широко распространенным мнением является возможность наделения в определенныхслучаях органов местного самоуправления некоторыми государственнымиполномочиями. Эта процедура прописана как в федеральном, так и вреспубликанском законах о местном самоуправлении. Однако существует серьезноевозражение против делегирования местным органам государственных полномочий,поскольку это ставит регионы под контроль Центра, так как органы местногосамоуправления в этом случае действуют в качестве государственного органа иподчиняются управлению и контролю со стороны государства, становясь тем самымкак бы низовым государственным органом. Следовательно, существует проблемаразграничений полномочий между органами государственной власти и управления иорганами местного самоуправления, которая требует теоретического осмысления ипрактического воплощения.
Таким образом, в демократическомобществе, взаимосвязь самоуправленческих структур и органов государственнойвласти имеет двусторонний характер. Со стороны самоуправления имеют местоделегирование власти региональным и федеральным органам, политическоесамоограничение, заключающееся в юрисдикции местной власти над вопросамиместного значения, а также контроль за властью, осуществляемой от имени Центра.Государственная власть, со своей стороны, призвана создать необходимыеполитические и правовые условия для создания самоуправленческих структур, длярасширения «поля» гражданского общества.
Говоря о демократическомпотенциале местного самоуправления, особый акцент следует сделать на том, чтоместное самоуправление представляет собой скорее не административную, аполитическую форму управления, поскольку в систему органов местногосамоуправления входят представительные органы, избранные народом. Местноесамоуправление является тем местом, где граждане учатся действовать политически
Широкое участие жителейместных сообществ в политической деятельности посредством выборов, референдумови других процедур способствует формированию у них политической культуры,выработки базовых демократических ценностей, а также принятию правилполитической игры, характерных для менталитета демократического общества, аименно: изменение существующей политической реальности возможно толькопосредством демократических процедур, причем свобода личности и право индивидана частную собственность являются естественными правами человека.
Привлекательность институтаместного самоуправления как неотъемлемой части демократической политическойсистемы общества обусловливается также тем, что на уровне местной властиосуществляется непосредственное взаимодействие населения с органами власти,удовлетворяются жизненно необходимые потребности, ставятся и решаются задачи,от которых зависит нормальное существование местных коллективов. Местноесамоуправление способствует развитию таких качеств у его членов, какинициативность, энергичность, самоуважение и самодостаточность. В общинах, гдедостаточно развиты вышеперечисленные качества, легче преодолеть извечнуюотчужденность гражданина и власти, гражданского общества и государства.Развитие институтов демократии в местном самоуправлении обеспечивает теснуюсвязь его выборных органов и должностных лиц с населением, их подконтрольностьнаселению.
Формированиеисполнительных и представительных структур местных органов власти позволяетместному сообществу в условиях демократического общества получить полнуюсвободу в решении всех социальных, экономических и других вопросов местногозначения. Так, в Федеральном законе «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» фиксируется 30 вопросов местногозначения, которые вправе самостоятельно решать местное самоуправление. К томуже данный перечень вопросов не является исчерпывающим. Муниципальныеобразования имеют право рассматривать иные вопросы, которые отнесены ккатегории местных вопросов законами субъектов Российской Федерации. Следуетотметить, что предметы ведения местного самоуправления не ограничиваются сферойих внутригосударственной деятельности. Органы местного самоуправления обладаютправом внешнеэкономической деятельности, т.е. допустимы договоры и соглашения оприграничном сотрудничестве между органами местного самоуправления России иприграничных государств. Местное самоуправление занимает особое место вструктуре властных отношений. Хотя полномочия и структура местногосамоуправления определяются государственными органами власти и управления, темне менее, местное самоуправление следует рассматривать как основополагающийфактор конституирования общества как субъекта власти и управления. Можновстретить и другую точку зрения, согласно которой «в современных условияхнарод, как таковой, может самоорганизоваться и править собой лишь при помощигосударственной власти.
Разногласия в пониманииприроды и сути местного самоуправления вызваны тем, что местное самоуправлениепредставляет собой внутреннепротиворечивый феномен. С одной стороны, этоинститут гражданского общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сдругой — это институт власти, обладающий публично-правовыми полномочиями.
Одним из структурныхэлементов местного самоуправления, согласно федеральным и региональнымнормативным актам, является территориальное общественное самоуправление. Подвышеупомянутым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства начасти территории местного сообщества. Этот общественный институтпредусматривается для осуществления непосредственно населением или черезсоздаваемые им органы территориального общественного самоуправления собственныхинициатив в вопросах местного значения. По своей сути территориальноеобщественное самоуправление есть общественная организация, занимающаясяхарактерной для общественных объединений деятельностью.
Демократический характерпреобразований, проводимых в нашем обществе, во многом зависит от того,насколько успешно этот процесс происходит на региональном и местном уровнях.Принятие населением основных принципов демократического общественногоустройства будет означать победу реформаторов и невозможность социальногореванша. Система местного самоуправления, выстраиваемая в российском обществе,во многом предопределит успех реформ, осуществляемых в стране в целом.
Демократия,дисциплина и общественный порядок.
Степень организованностии дисциплины общества — один из важнейших критериев для определения уровня егоразвития. Экономический динамизм и политическая стабильность зрелого социализманепосредственно связаны с состоянием общегосударственной дисциплины и порядка.Именно на этом акцентировалось внимание в решениях XXV съезда КПСС, где сособой силой прозвучала мысль о том, что успешное осуществление намеченныхпланов во многом будет определяться «умелой организаторской работой,ответственным отношением к делу на всех без исключения участках пашейхозяйственной деятельности, строгим соблюдением государственной и трудовойдисциплины… ».
Социалистическуюобщегосударственную дисциплину можно представить как обусловленную социалистическимспособом производства и политической организацией общества системугосударственно-властных отношений, направленных на обеспечение высокогоединства, синхронности и согласованности в работе больших и малых коллективов,складывающихся в результате инициативного и правомерного поведения граждан,деятельности государственных и общественных организаций на основе реализацииправовых предписаний в процессе практического осуществления задач и функцийгосударства.
Общегосударственнаядисциплина едина. Она строится на едином понимании и применениигосударственно-властных велений; требует не просто правомерного поведения,соответствующего предписаниям норм, но и разумной инициативы, чувства личнойответственности, осознания общественного долга каждого исполнителя в целяхдостижения оптимального результата. Единство социалистической дисциплиныпредполагает ее общеобязательность, т. е. строгое соблюдение всеми, независимоот места в системе органов, занимаемой должности и выполняемых функций.Неукоснительная реализация этого требования ведет к выработке высокого режимадисциплины, порядку и организованности в обществе.
Социалистическаяобщегосударственная дисциплина демократична. Ее демократизм заключается в том,что трудящиеся сами создают свою дисциплину и активно участвуют в ееукреплении. Даже принуждение в области дисциплины осуществляется демократическимспособом. Только демократизм ведет к подлинно сознательной дисциплине,основанной на внутреннем убеждении, предполагающей осознание целей и задач государства,добровольное подчинение своих действий властным велениям, государственныхорганов.
Необходимое свойствообщегосударственной дисциплины — ее принудительность, что способствует нетолько точному и безусловному исполнению ее требований, но и выступает каксредство воспитания; подлинной основой же является самодисциплина всех еесубъектов.
Как особая разновидностьобщественных отношений общегосударственная дисциплина выполняет необходимые иполезные для общества функции — управленческую, охранительную и воспитательную.
Управленческая функцияобеспечивает единство, целостность и наиболее эффективное взаимодействиекомпонентов той или иной системы.
Охранительная функциянаправлена на закрепление и поддержание состояния порядка и организованности вобществе посредством адаптации или противодействия факторам дезорганизации.
Воспитательная функцияобобщает эффект действия всех функций. Только организованность, планомерность ипорядок воспитывают в человеке твердый, трезвый и вдумчивый взгляд на мир,спокойствие, собранность и дисциплину, высокое чувство ответственности.
В различных общественныхотношениях (трудовых, воинских, служебных и т. д.) функции общегосударственнойдисциплины наполняются конкретным содержанием в зависимости от потребностей тойсферы, где они проявляются.
Сообщая большим и малымобъединениям некоторую однородность и органическую связь, общегосударственнаядисциплина сплачивает людей, обеспечивает согласованную, целеустремленнуюработу и строгий порядок. Это умножает силу трудовых коллективов, становитсянеобходимым условием высокопроизводительного труда.
Дисциплина имеетполитическую ценность. Это выражается в том, что она служит мощным инструментомповышения действенности государственной власти. При этом диалектикавзаимодействия власти и дисциплины такова, что, с одной стороны, властьнаправлена на установление дисциплины, она — форма реализации власти, а сдругой, дисциплина, будучи установлена и обеспечена, сама выступает одним изсредств обеспечения нормального функционирования и эффективного действия властии управления.
Кроме того, дисциплинаслужит предпосылкой и условием подлинной демократии и свободы, хотя,разумеется, нельзя забывать, что уровень свободы и демократии зависит, вконечном счете, от степени развития всего общества. Однако чем выше дисциплинаи организованность, тем больше вклад каждого в дело строительства коммунизма,тем значительнее возможности, шире права и свободы граждан, что означаетдальнейшее углубление социалистической демократии и «выход» на более высокую ступеньсоциальной свободы. Нет демократии вне дисциплины, нет свободы внеответственности. Это — непреложный закон, аксиома жизни. Без дисциплины ипрочного общественного порядка демократия неосуществима.
В известном смыслесоциалистическая дисциплина — культурное богатство общества. Ее уровень,характерные черты — демократизм, сознательность, добровольность сложилисьпостепенно под влиянием социалистического образа жизни, в результатецелеустремленной воспитательной работы Коммунистической партии и Советскогогосударства.
Дисциплину можновоспринимать как явление нравственности и справедливости. Честное,добросовестное выполнение правовых предписаний, определяющих ее содержание, —нравственное требование, нарушение которого осуждается общественным мнением какпроявление недисциплинированности, неуважения к общественному долгу.
Общегосударственнаядисциплина — это важнейший фактор ускорения социального прогресса, необходимоеусловие успешного решения актуальных задач строительства коммунизма. Свойства ифункции дисциплины превращают ее в социально полезный инструмент по обеспечениюнадлежащей организованности и порядка общественных отношений. В таком качествезначение дисциплины, по мере дальнейшей интенсификации и повышенияэффективности общественного производства, расширения, демократии, воспитанииморальной стойкости и надежности нового человека, будет все более возрастать.

Литература
1.        В. П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию М. 1995 г. стр. 146-153, 159-170.
2.        Проблемы теориигосударства и права. М. 1987 г. стр. 120-126, 138.
3.        Синюкова Г. В.Законность. Правопорядок. Дисциплина (курс лекций по теории государства иправа) ч. 2. Саратов 1993 г.
4.        К. С. Гаджиев.Политическая наука. М. 1995 г. стр. 176-183.
5.        Словари(юридический, политологический).
6.        В. Н. Протасов.Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М. 1999. стр.145-155.
7.        А. В. Малько.Теория государства и права в вопросах и ответах. М. Юрист. 2002 г. стр. 157,243-248.