–PAGE_BREAK– человека, охраны и защиты прав и свобод
личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение
правонарушений.
Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.
Принципы демократии – непререкаемые исходные требования, которые
предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к
субъектам демократии.
Признание международным сообществом основных принципов демократии
объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.
Основными принципами демократии являются:
1) политическая свобода — свобода выбора общественного строя и формы
правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5
Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет
первичное назначение – на ее основе может возникнуть равенство и
неравенство, но она предполагает равноправие;
2) равноправие граждан — означает равенство всех перед законом, равную
ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед
судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или
ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных
убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного
положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект
равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют
одинаковые возможности для их реализации;
3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними
населения – предполагает формирование органов власти и местного
самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость,
подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать
свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди
не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти:
это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих
органов;
4) разделение властей – означает взаимозависимость и взаимное
ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной,
судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство
подавления свободы и равенства;
5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении
прав меньшинства — означает сочетание воли большинства с гарантиями прав
личности, находящейся в меньшинстве – этническом, религиозном,
политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не
состоящей в большинстве при принятии решений;
6) плюрализм — означает многообразие общественных явлений, расширяет
круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и
политический плюрализм — множественность партий, общественных объединений и
т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках
конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится
принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно
демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм
приобретает универсальное значение для современной демократии.
3. Формы и институты демократии
Функции демократии реализуются через ее формы и институты.
Форма демократии — это ее внешнее выражение.
Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:
1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами
(народовластие), осуществляется в двух формах — прямой и непрямой:
Прямая – представительная демократия – форма народовластия, при
которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в
выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления).
Непрямая — непосредственная демократия – форма народовластия, при
которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа
или определенных социальных групп (референдум, выборы).
2. Формирование и функционирование системы органов государства на
основе демократических принципов законности, гласности, выборности,
сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление
служебным положением и общественным авторитетом;
3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в
соответствии с международными стандартами.
Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:
экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др.
Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум,
общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).
Институты демократии – это легитимные и легальные элементы
политической системы общества, непосредственно создающие демократический
режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.
Предпосылкой легитимности института демократии является его
организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой
легальности — его юридическое оформление, узаконение.
По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления
различают институты демократии:
1) Структурные – сессии парламентов, депутатские комиссии,
народные контролеры и т.п.
2) Функциональные – депутатские запросы, наказы избирателей,
общественное мнение и т.п.
По юридической значимости принимаемых решений различают институты
демократии:
1) Императивные — имеют окончательное общеобязательное значение для
государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум
конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.
2) Консультативные — имеют совещательное, консульта -тивное значение
для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум
консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги;
анкетирование и др.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место
принадлежит выборам.
Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении
государством путем формирования высших представительных органов, органов
местного самоуправления, их персонального состава.
Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и
быть избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении
равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и
требует установления гарантий против давления на него.
На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем
тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная
Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного
самоуправления, и т. д.
Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и
смешанной (мажоритарно-пропорциональной).
Мажоритарная система — система определения результатов выборов,
согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают
только кандидаты, получившие установленное большинство голосов.
Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты
распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных
за партию в границах избирательного округа.
Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г.
проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в
одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства
(мажоритарная система), а 225 — по спискам кандидатов в депутаты от
политических партий, избирательных блоков, во многомандатном
общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального
представительства (пропорциональная система).
Особым институтом демократии является референдум как один из способов
демократического управления государственными делами.
Референдум (лат, — то, что должно быть сообщено) – способ решения
путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного
значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них
изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум
является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится
с целью обеспечения народовластия – непосредственного участия граждан в
управлении государством и местными делами.
Референдумы по предмету проведения делятся на:
. Конституционный — на всенародное голосование выносится проект
конституции или конституционные поправки;
. Законодательный — на всенародное голосование выносится проект
закона или действующий закон;
. Консультативный — проводится с целью выявления общественного
мнения по принципиальному вопросу государствен-ной жизни.
Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на
референдум, может быть проведён через 5 лет, а местный референдум — через 1
год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.
В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины
достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление.
Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль
над волеизъявлением граждан не допускается.
В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной
демократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. В
США референдум применяется наравне с законодательной инициативой. Во
Франции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. стали
практиковаться плебисциты — всенародные опросы, которые рассматриваются как
синонимы референдумов.
4. Демократия и самоуправление
Самоуправление народа — вид социального управления, который основан на
самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников
общественных отношений.
Самоорганизация – самостоятельное осуществление организаци-онных
действий.
Саморегулирование – самостоятельное установление норм, правил
поведения.
Самодеятельность — самостоятельная деятельность по принятию решений и
их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то
есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и
совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях
самоуправления его участники признают над собой власть только собственного
объединения.
Итак, признаки самоуправления:
1) это разновидность социального управления;
2) власть принадлежит всему коллективу;
3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через
выборные органы;
4) субъект и объект управления едины, совпадают;
5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных
норм;
6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;
7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе
самодеятельности.
Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития
основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия
(прямого волеизъявления) в управлении.
Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким
уровням объединения людей:
. ко всему обществу: общественное самоуправление;
. к отдельным территориям: региональное и местное само-управление;
. к управлению производством: производственное самоуправ-ление
(например, самоуправление учреждений образования);
. к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение
демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять?
Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением,
поскольку самоуправление — более объемное понятие и более долговременное
явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.
Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного
рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание
членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление,
поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.
С возникновением государства на смену самоуправлению пришло управление:
государственный аппарат сосредоточил в своих руках власть, используя ее в
целях управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрело
локальный характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни
(далекие от центра) — крестьянские общины, рабочие артели. В средние века
оно проявилось в самоуправлении городов (магдебургское право), в казацких
объединениях (например, в Украине), в новое время – в земском
самоуправлении, автономии университетов (например, в дореволюционной
России).
Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку
продолжение
–PAGE_BREAK–