Гипероглавление:
Дэн Сяопин — патриарх китайских реформ
Введение
Целью курсовой работы
Задачи курсовой работы:
I. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма
1.1 Формирование революционных взглядов и выход на политическую арену Дэн Сяопина
1.2 Роль Дэн Сяопина в политической жизни КНР
II. Теоретическое обоснование реформирования социализма с китайской спецификой
2.1 Исторические предпосылки проведения китайских реформ
2.2 Начало реформ, направления и результаты
III. Реализация реформ
3.1 Реформа финансовой системы
3.2 Реформа системы управления промышленностью
3.3 Реформа хозяйственной системы в китайской деревне
Заключение
Список использованной литературы
Тема:
Дэн Сяопин — патриарх китайских реформ
План
Введение
Глава I. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма
1.1 Формирование революционных взглядов и выход на политическую арену Дэн Сяопина
1.2 Роль Дэн Сяопина в политической жизни КНР
Глава II. Теоретическое обоснование реформирования социализма с китайской спецификой
2.1 Исторические предпосылки проведения реформ
2.2 Начало реформ, направления и результаты
Глава III. Реализация реформ
3.1 Реформа финансовой системы
3.2 Реформа системы управления промышленностью
3.3 Реформа хозяйственной системы в китайской деревне
Заключение
Литературы
Введение
Реформы, начавшиеся в Китае в конце 70-х годов 20 века по инициативе Дэн Сяопина, вызывают много споров. Непрерывно идут дискуссии по вопросу о том, будет ли их конечным результатом приобщение страны к капиталистическому миру американо-европейского образца или же Китай, как это подчеркивают его руководители, сумеет благодаря реформам доказать торжество социалистических идей и осуществит те идеалы марксизма, которые потерпели крах в СССР и странах Восточной Европы. Очевидным фактором остается одно – социально-экономическое преобразование в Китае не вписывается в рамки ни классического марксизма, ни буржуазных представлений о развитии общества. В Китае в процессе реформ идет интенсивный поиск своего, национального пути развития. Начатые Дэн Сяопином реформы продолжаются немногим более двадцати пяти лет. С точки зрения истории, это небольшой срок, но за это короткое время Китай преобразился, покончив со многими уродливыми чертами прошлого. Благодаря его реформаторской деятельности лицо Китая коренным образом изменилось.
19 февраля 19997 года умер Дэн Сяопин. До последних дней своей жизни он оказывал решающее влияние на дела Китайской народной Республики. Даже когда он был тяжело болен и фактически не мог вмешиваться в процесс принятия решений, руководители КПК, предпринимая те или иные действия, всегда оглядывались на него, размышляли о возможной реакции с его стороны. Официально не занимая никаких постов в партийных, военных и государственных органах руководства, он тем не менее оставался своей жизни идейным и политическим вождем китайской нации. Смерть Дэн Сяопина вызвала волну различных суждений о характере предпринятых им реформ, об их перспективах, оценках его деятельности. Согласно национальной (да и не только китайской) традиции, полная объективная, всесторонняя оценка деятельности того или иного политического деятеля может быть дана лишь после его ухода из жизни. «Суждение выносится лишь после того, как закроется крышка гроба» — так говорят в Китае. И суждения начались.
Разноречивость в оценках Дэн Сяопина (от хвалебных до резко отрицательных) объясняется во многом тем обстоятельством, что одни рассматривают предпринятые им реформы с точки зрения их воздействия на перспективы развития Китая по социалистическому пути (укрепляет ли, улучшает ли они его или ослабляют, ухудшают), другие же судят о реформах потому, насколько они приближают Китай к рынку и демократии, характерны для стран, традиционно именуемых капиталистическими. По мнению одних реформы Дэн Сяопина помогают найти новый тип социализма, отличный от сталинко – маоистского. Другие хвалят (или осуждают) реформы, видя в них способ реставрации капитализма. Есть и такие ученные, для которых вопрос вывески, определение той системы, которая формируется в процессе реформ, рассчитанных на несколько поколений, представляется неважным, ибо главным является не тип общества, а сила и богатство государства, его позиции на мировой арене. Приведенные мною оценки реформ Дэн Сяопина показывают, что какой бы приговор не выносила по его делу та или иная сторона, все сходится в том, что воздействие его на политическую и социально – экономическую жизнь Китая было значительным. И правы те, кто указывают на тот коренной перелом в истории страны, который совершился благодаря его реформаторской деятельности. Ни его сторонники, ни его противники (а многие из них были его поклонниками) не могут отрицать того принципиально нового, что внес Дэн Сяопин в судьбы китайцев, заставив (или дав им возможность) увидеть и окружающий мир в его сложной реальности.
Актуальность темызаключается в том, что Китай обладая последовательностью реформ вышел за последние годы в число ведущих государств по темпам экономического роста. Являясь территориальным соседом Казахстана, он может быть примером преобразования экономики. Изучение истории всегда имеет аналитическое значение, и применение опыта механизмов преобразования соседних стран должно иметь отражение во внутренней и внешней политике Казахстана.
Целью курсовой работы является систематизация и анализ периода конца 70 — нач. 90-х гг. А именно жизнь и деятельность Дэн Сяопина, его роль в истории КНР. Рассмотрение и определение значений реформации «социализма с китайской спецификой».
Задачи курсовой работы:
— проанализировать и охарактеризовать роль Дэн Сяопина в истории КНР
— теоретически обосновать предпосылки проводимых Д. Сяопином реформ
— раскрыть основные направления и начало реформ
— охарактеризовать реализацию реформ в различных сферах экономической жизни КНР
Историография данного периода широко освящена в научной литературе советского периода, важным аспектом является специфика исторической мысли теоретиков советского периода. Она представлена в работах В.Я.Романюка «Красные иероглифы» [2], У. Цзинляня «Экономическая реформа в КНР» [7], М.Л.Титаренко, [4] а так же во всеобщей истории. При идеологической фильтрации в позициях авторов можно заметить положительную личную оценку происходящим событиям. Более объективный характер имеют издания постсоветского периода. Прежде всего, это периодические журналы: «Континент», [14]«Эхо планеты», [11,12] «Вестник Каз.НУ», в истории Китая освящены с новых исторических позиций. Большое значение для историографии имеют труды самого Дэн Сяопина. Большой вклад для истории этого периода можно отнести аналитический труд Делюсина Л.П. «Дэн Сяопин и реформация китайского социализма». [20]
Глава I. Дэн Сяопин – политический деятель и реформатор китайского социализма
1.1 Формирование революционных взглядов и выход на политическую арену Дэн Сяопина
Родился Дэн Сяопин 22 августа 1904 года в селе Пайфан провинции Сычуань в семье местного землевладельца. Мать его рано умерла, а отец женился второй раз на дочке лодочника. В семье деньги водились, и Сяопин (до ухода в 1927 году в подполье его звали Дэн Сисянь) учился, не бедствовал. Его отец Дэн Вэньмин, сознавая значение образования, записал своего старшего сына в одну из лучших школ Цунцина на подготовительные курсы. Их Дэн Сяопин закончил и уехал в Европу.
Дэн Вэньмин состоял в тайном обществе ГЭЛАОХУЭЙ, имел звание знаменосца. Подобные общества в жизни старого Китая выступали как своеобразные политические партии. Поэтому можно сказать, что в семье Дэн Сяопина имелись традиции политической деятельности.
В декабре 1920 года французское судно «Портос» пришвартовалось к причалу Марселя. Среди прибывших была группа китайских юношей. Из них выделялся своим небольшим ростом и возрастом шестнадцатилетний Дэн Сяопин. Видимо, этот шаг был вполне обдуманным. Бурное для Китая начало 1920-х годов, идеи Октября распространяются среди интеллигенции, учащейся молодежи. Возникают первые марксистские кружки. Время и его пульс не могли не найти свой отзвук в душе Дэн Сяопина. Нужны были знания, и овладеть ими Дэн Сяопин решил на Западе.
В далеком Париже юноша упорно повышает свой образовательный уровень. Денег из дома и правительственной стипендии хватило ненадолго. Приходится в поте лица зарабатывать себе на жизнь. Работал на автозаводе «Рено», был кочегаром, подрабатывал официантом в бистро. В те годы, узнав жизнь с разных сторон, Дэн Сяопин принимает решение, определившее его всю дальнейшую судьбу.
В Париже в 1922 году он вступает в социалистический союз молодежи Китая, затем в 1924 году – в европейской отделение Компартии Китая. Живет вместе с Чжоу Эньлаем. Тогда и родилась, видимо, их прочная дружба. Она не раз потом выручала Сяопина из труднейших перипетий политической борьбы, служила мощным подспорьем в отстаивании своих взглядов.
Начал с распространения листовок среди китайских рабочих во Франции под шутливой кличкой «доктор Мимеограф», Дэн Сяопин быстро проявляет себя отнюдь не «маленьким» организатором и подпольщиком.
20 января 1926 года французские власти решили выслать Дэн Сяопина из страны. Его обвиняют в организации покушения на Хо Лучи, вожака другой китайской молодежной организации во Франции. Полиция устроила обыск на квартире, где Дэн Сяопин жил с двумя другими своими земляками. Как свидетельствует протокол, были найдены мимеограф, газеты и книги, в их числе произведения Н. Бухарина.
Распоряжение о высылке не застало адресата. Через Берлин Дэн Сяопин уже уехал в Москву.
Годы, проведенные во Франции, определили жизненный путь Дэн Сяопина, с этого момента он стал профессиональным революционером.
До сентября 1926 года Дэн Сяопин находился в советской столице, где учился в Университете имени Сунь Ятсена. В нем обучалось много его соотечественников. В это время стихли революционные волны в Европе, а на Дальнем Востоке они, наоборот, набирали силу. Советское правительство и Коммунистический Интернационал обращали большое внимание на развернувшиеся там процессы.
Вернувшись на родину, Дэн Сяопин становится подпольщиком. Находится в гуще событий, приобретает опыт политработника, военного дипломата. В гражданскую войну молодой Дэн участвует в Великом походе Красной армии, в антияпонской освободительной войне разрабатывает вместе с военачальниками НОА победоносные операции.
Государство Китайская Народная Республика было образовано 1 октября 1949 года после революции и многолетней гражданской войны. В те годы Дэн Сяопин всемерно способствует укреплению авторитета Мао Цзэдуна как в партии, так и в стране. В 1951 году в статье, посвященной 30-летию основания КПК, он писал: «Китайские коммунисты полностью сознают, что победа китайской революции и установление тесных связей с партией, с китайским народом неразрывно связаны с именем товарища Мао Цзэдуна… Они рассматривают председателя Мао как своего спасителя». [14, №21 стр. 32-34] В 1949 году Дэн Сяопин входит в Центральный народный правительственный совет и Народно-революционный военный совет, занимая эти посты до реорганизации в сентябре 1954 года. В 1952 году в качестве заместителя премьера Государственного административного совета КНР он приезжает в Пекин, но когда в 1953 году происходит реорганизация военно-административного комитета Юго-Западного Китая (из названия выпадает слово «военный»), он все еще остается заместителем председателя этого комитета вплоть до 1954 года. Между тем в Пекине на Дэна возлагают все больше обязанностей: его избирают заместителем председателя Народного политического консультативного совета, потом назначают министром финансов, хотя этот пост он занимает недолго – до лета следующего года. В 1952-1954 годах Дэн Сяопин входит в состав Государственной плановой комиссии. Воздается впечатление, что его ожидает руководящая роль в высших государственных органах власти. Он – член комиссии по подготовке первой конституции Китайской Народной Республики. Общая организация и подготовка выборов в парламент – Всекитайское собрание народных представителей – связаны прежде всего с именем Дэн Сяопина: он – генеральный секретарь Центральной избирательной комиссии. После реорганизации государственных органов в 1954 году Дэн Становится одним из заместителей премьера Государственного совета – правительства, одновременно он – заместитель председателя Центрального военного совета.
1.2 Роль Дэн Сяопина в политической жизни КНР
В мае 1954 года Дэн как отличный организатор назначается на важный в партийном аппарате пост: впервые он становится Генеральным секретарем ЦК КПК, отвечающим за работу отделом ЦК. Эта должность является новой. Правда, подобный пост существовал в 30-х годах, но вскоре после совещания в Цзуньи был упразднен. После VII съезда КПК в Яньани Мао Цзэдун в качестве Председателя КПК сосредоточил власть в своих руках. Вновь учрежденный пост Генерального секретаря, с одной стороны, укреплял структуру партии, с другой – отражал растущую необходимость координации многообразной деятельности партии, насчитывавшей 10000000 членов, по выполнению чрезвычайно сложных задач, стоящих перед страной. Назначение, очевидно, было связано и с исходом первого этапа фракционной борьбы за власть в период после победы революции – в ней Дэн Сяопин сыграл важную роль, выступая на стороне Мао Цзэдуна.
Но вот «большой скачок» 1958 года. Огромный революционный энтузиазм народа, пробудившегося от многовековой спячки, братская помощь СССР, высокие темпы первой китайской пятилетки – эти успехи и достижения кружили голову, создавая иллюзию возможности «прыжка в коммунизм». Мыслилось в срочном порядке многократно увеличить общественное производство, чтобы «догнать и перегнать Англию». «Большой скачок» и его порождение – «народные коммуны» означали широкое насаждение военно-бюрократических методов организации труда и жизни населения, скоропалительную ломку социально-психологической обстановки в обществе. В «народный коммунах» не было оплаты труда в соответствии с его качеством и количеством. В распределении господствовала уравниловка, были обобществлены мелкий домашний скот, птица, домашняя утварь, ликвидированы приусадебные участки.
Чем обернулся на практике лозунг «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья», известно. Промышленное производство к 1962 году сократилось почти вдвое по сравнению с 1960 годом. Сбор зерна стал ниже уровня 1952 года. Голод, олицетворявший старый Китай, стал распространенным явлением в КНР.
Сегодня волюнтаристский эксперимент конца 50-х годов критически осмыслен в КНР. Но тогда было весьма непросто выступить против курса, предложенного Мао Цзэдуном, под ультралевыми лозунгами в действительности проводить прямо противоположную линию в народном хозяйстве. Именно в тот период, судя по всему, у Дэн Сяопина идет критическое осмысление «руководящих указаний» вождя, растет понимание необходимости реалистического подхода к решению назревших проблем страны.
Во время «культурной революции» многие политические деятели, в том числе и Дэн Сяопин попадают в немилость. Им предъявляются самые нелепые обвинения. [15, №8 стр. 22-25]
Список обвинений, предъявленных Дэн Сяопину, по сравнению со списком, предъявленным другому китайскому деятелю Лю Шаоци, носит умеренный характер. Политические обвинения в адрес Дэна, перечисленные в публикациях хунвэйбинов, следующие: акции, проведенные в качестве Генерального секретаря партии без соответствующих полномочий; осуждения культа личности, что нанесло ущерб положению Председателя Мао; оскорбление идей Мао Цзэдуна на конференции в 1961 году, провозглашение в сельскохозяйственной политике лозунга «Неважно, какого цвета кошка – белая или черная, лишь бы она хорошо ловила мышей»; введение системы ученых степеней и званий в 1963 году (впоследствии Дэн, будучи человеком настойчивым, введет ее вновь); «ослабление руководящей роли партии» введением устава высшего образования из 60 пунктов в 1961 году; отклонение от политики Мао в области просвещения, основанной на сочетании умственного и физического труда; несогласие с критикой со стороны Мао в области культуры; подавление выступлений «революционных студентов» в Пекинском университете; подавление массового движения в начале «культурной революции» с помощью рабочих групп. Это политические обвинения, и они становятся преступлениями в условиях борьбы за власть в период «культурной революции». Все это дополняется сплетнями вроде того, что Дэн еще со времени пребывания во Франции большой любитель игры в бридж, привозил своих любимых партнеров в Пекин на «специальном самолете». Разумеется, во время «культурной революции» бридж тоже преступная буржуазная страсть.
Когда самокритика стала неизбежной, Дэн прибегал только к таким формулировкам, из которых следовало, что он, согласно критериям тех, кто его обвинял, не соответствует занимаемой должности. В декабре 1966 года, когда хунвэйбины организовали собрание по «борьбе против буржуазного штаба во главе с Лю Шаоци и Дэн Сяопином», последний, по их заявлениям признал лишь, что его мировоззрение и дела не соответствуют идеям Мао Цзэдуна. «Мой отрыв от масс ясно показал, что я не соответствую тем функциям, которые возложил на меня Центральный Комитет. Ошибки, совершенные мною во время «культурной революции», показывают, что моя мелкобуржуазная и интеллигентская идеология не перестроилась соответствующим образом». Дэн заявил также, что он искренне желает перестроиться – такова была в то время цена жизни. Но это заявление не спасло его от ареста, а его семью – от произвола хунвэйбинов.
Руководители, потерпевшие поражение в «культурной революции», были подвергнуты домашнему аресту, они не могли больше показываться перед общественностью. Хунвэйбины врывались в их дома, чтобы расправиться с ними. Последовало секретное указание, до сих пор не известно чье, об аресте Дэн Сяопина. Два года он провел один, изолированный от мира. Об этом написала позднее его дочь, но из ее лаконичных слов даже неясно, идет ли речь о домашнем аресте или о тюрьме.
В таком положении находился Дэн даже во время IX съезда КПК, который проходил 1 – 24 апреля 1969 года. Его подготовка началась еще в ноябре 1967 года с секретного циркуляра, в котором прежде всего было сказано, что Лю, Дэн и другие не могут быть делегатами съезда. В условиях внутренней борьбы и неразберихи для организации съезда понадобилось еще 2 года
В 1973 году при содействии Премьера Госсовета КНР Чжоу Эньлая Дэн Сяопин возвращается из ссылки. В Пекине он вновь на руководящей работе. В 1975 году его назначают заместителем председателя ЦК КПК, заместителем Премьера, начальником Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая. Дэн Сяопин фактически участвует в руководстве повседневной работой Центрального Комитета, активно и последовательно начинает исправлять ошибки «культурной революции», которая как впоследствии не раз отмечалось в китайской печати, явилась тяжелым «стихийным бедствием для партии и народа».
Состояние дел в стране тревожило его «Сегодня хуже, чем вчера», так он оценивает обстановку. Для этого у него были все основания. Дэн Сяопин лично выезжал знакомиться на местах с положением в сельском хозяйстве и промышленности. В порядке выправления положения предлагает программу «трех расширений и одного закрепления»: расширение приусадебных участков, расширение свободного рынка в городе и деревне, увеличение числа самоокупаемых мелких предприятий и закрепление производственных заданий за крестьянскими дворами. Он критически оценил положение дел на Дацинских нефтепромыслах, которые Мао Цзэдун выставлял примером для подражания всем работникам промышленности. После многих лет хаоса Дэн Сяопин призывал к восстановлению порядка. В то время для этого нужно было обладать немалым мужеством: ведь аппарат пропаганды и информации полностью находился в руках «банды четырех». Она по-прежнему ставила «политику» на первое место, провозглашала лозунг «плыть против течения»; руководство на местах большей частью находилось в руках людей, отличившихся во время «культурной революции», которые были гораздо опытнее в «политике», чем в вопросах производства. Славить Мао и кричать о продолжении революции намного проще, чем брать на себя ответственность за решение экономических вопросов и бороться за укрепление дисциплины. Таким образом общий мотив выступлений Дэна – это постоянное подчеркивание значения дисциплины, производства, организованности, призывы к смелым выступлениям, осуждение анархии и фракционности. А базой для всего этого служит критический анализ положения, сложившегося в предшествующие годы, в том числе и в то время, когда официально трубили лишь об успехах. Дэн думает по- другому: «Мы не можем себе позволить всегда рассказывать одни хорошие новости». Военнослужащим Дэн говорит, что во времена Линь и Бяо, особенно на последнем этапе его руководства (то есть в период культурной революции), в армии была большая неразбериха, штаты раздуты невероятно, а это деньги, выброшенные на ветер, ведь такая армия небоеспособна, она не сможет воевать.
Хозяйственным руководителям Дэн разъясняет, что хотя в сельском хозяйстве положение в данный момент лучше, но на человека приходится всего 304,5 кг зерновых. Запасы зерна не такие уж большие, крестьяне не сводят концы с концами. В промышленности не используются производственные мощности, и если производство не выправится, то выполнение пятилетнего плана окажется под угрозой срыва.
Дэн Сяопин прежде всего хотел вселить уверенность в кадры, потерявшие ее в результате многочисленных и часто противоречивых кампаний прошлых лет.
Другая проблема – реабилитация несправедливо скомпрометированных людей. «Где в дело впутано и не реабилитировано такое количество людей, можно ли мобилизовать массы на активные действия?» – ставит он вопрос.
В это время страну захлестывает вакханалия демонстраций, собраний и митингов, призывающих покончить с «автором буржуазной теории о белых и черных кошках». По своему накалу и буйству кампания напоминает «культурную революцию», тем паче, что, согласно тогдашнему Уставу КПК, ее следовало проводить каждые шесть – восемь лет. Опальный лидер бежит и скрывается от гнева сторонников казарменного коммунизма где-то в южных районах Китая.
В октябре 1976 года, после смерти Мао Цзэдуна, с политической арены Китая устраняется «четверка» деятелей, известных совей приверженностью ультралевому курсу. В Китае «бандой четверых» называют Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, которые составляли ближайшее окружение Мао Цзэдуна в годы «культурной революции». Осенью 1976 года, после смерти Мао, они были арестованы, позднее преданы суду и получили суровые приговоры. А через год при поддержке старой партийной гвардии к активной политической жизни вновь возвращается Дэн Сяопин. Он – на руководящих партийных и государственных постах – на XI съезде КПК в 1977 году его избирают заместителем председателя ЦК КПК, в 1982 году на первом пленуме ЦК КПК двенадцатого созыва он выдвигается в состав Постоянного комитета Политбюро ЦК и становится председателем Центральной комиссии советников.
В декабре 1978 года на третьем пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва по инициативе Дэн Сяопина принимается важное стратегическое решение. Вместо прошлой линии «браться за классовую борьбу как за решающее звено» центр тяжести работы всей партии и всей страны переносится на социалистическую модернизацию. Страна начинает трудный путь поворота от волюнтаристских установок к постепенному строительству социализма в отсталой полуфеодальной стране.
Поворот непростой, проходивший и идущий болезненно. Даже авторитета Дэн Сяопина не всегда хватало, чтобы убедить своих оппонентов, причем немало было среди них и тех, кто лишь несколько лет назад скрывал его от «четверки» и приложил немало усилий к его возвращению в руководство КПК и КНР. Одни обвиняли его в «реставрации капитализма», другие, напротив, требовали более существенных сдвигов в либерализации как во внутренней, так и во внешней политике страны. [11, №4 стр. 20-21]
Жизнь доказала правоту и правомерность предложений Дэн Сяопина в его многолетнем политическом споре со сторонниками уравниловки и «казарменного коммунизма». При его непосредственном участии в 1981 году на пленуме ЦК КПК было принято «решение по некоторым вопросам истории КПК со времени образования КНР». Этот документ в корне отрицает «культурную революцию», лихорадившую страну на протяжении десяти лет, исправляет ошибки, допущенные Мао Цзэдуном в последние годы жизни, и в то же время дает правильную и исчерпывающую оценку тому вкладу, который он внес в дело китайской революции.
–PAGE_BREAK–Глава II. Теоретическое обоснование реформирования социализма с китайской спецификой
2.1 Исторические предпосылки проведения китайских реформ
В самом начале при формулировании форм и методов проведения китайских реформ сильно давала знать о себе привычная фразеология вроде о необходимости «опоры на собственные силы», «искать внутренние резервы» и т. п. Идея открытости миру высказывалась как бы исподволь. Задачу «как в процессе революции, так и в процессе строительства серьезно изучать и заимствовать опыт других стран» выдвинул в своем выступлении на XII съезде КПК Дэн Сяопин. При этом он предостерег от слепого копирования чужого опыта и чужих моделей.
Здесь самым внимательным образом «изучались и изучаются методы преобразований в странах Запада, Японии, „драконов“ и „тигров“ Азии, а также бывших социалистических стран. Интерес к методам хозяйствования Японии и Южной Кореи, послужившим мощным раздражителем и своего рода образцом для Китая, возник еще в конце 70-ых гг., в то время, когда руководители бывшего Советского Союза продолжали упорно „не замечать“ происходящие в этих странах процессы, сводя все к „империалистической экспансии транснациональных монополий“ и усилению „процесса“ эксплуатации народов.
Одним из ведущих политических мотивов инициированного Дэн Сяопином ускорения стало соперничество с Тайванем. [6, c.146]
Но самые главные уроки были извлечены из отечественной практики и истории: Первые попытки модернизации Китая с помощью применения передовой европейской науки, техники и вооружений были предприняты во второй половине XIX века. Интерес к проблеме модернизации в дальнейшем возрастал в связи с формированием новых общественных слоёв, связанных с современными формами общественной жизни, расширением и развитием национально-революционных сил, и по мере ознакомления китайской интеллигенции с достижениями западной цивилизации.
На рубеже XIX — XX веков учения китайских реформаторов уже не ограничивались простым заимствованием научно-технических достижений Запада, а включали в себя и проекты широких преобразований в экономике, политической системе, в сфере народного просвещения, в создании новой культуры, то есть преобразование всех основных сторон жизни китайского общества, направленное в конечном счете на формирование современной промышленной цивилизации. В конце XIX века с широкой программой обновления Китая выступили лидеры реформаторского движения Кан Ювэй и Лян Цичао. В начале XX века развернутую программу построения современного высокоразвитого государства на основе достижения национальной независимости и осуществления радикальных политических и экономических преобразований разработал Сунь Ятсен. Прежде всего он поставил задачу достижения полной национальной независимости китайской нации из-под господства маньчжурской династии, а впоследствии – и из-под полуколониальной зависимости от ведущих империалистических держав (принцип “национализма”) как главного условия нормального развития страны.
В 30-е годы Чан Кайши пытался внедрить в Китае “тоталитарную модель модернизации” по образцу фашистской Германии, которая привлекала его тем, что в основе ее лежало отношение к государству как наивысшей субстанции, стоящей над всеми гражданами и имеющей над ними абсолютную власть, олицетворяющую интересы нации. [10, №9 стр33-51]. По образцу нацистской партии формировались политические институты, призванные стать опорой и защитой правящего авторитарного режима гоминьдана, активно пропагандировалась фашистская идеология, были установлены тесные военные связи с “третьим рейхом”. Как и в Германии, в гоминьдановском Китае происходило усиление роли государства в экономической жизни страны.ь
В конечном счете, в Китае был выбран социалистический путь модернизации организованным на основе марксистского течения общественной мысли коммунистическим движением, которому суждено было определить направление исторического развития китайского общества во второй половине XX века. В отличие от российских большевиков, пришедших в революционное движение ради борьбы за социальную справедливость и мировую пролетарскую революцию, в которой России отводилась роль военно-экономического плацдарма, Мао Цзэдуном двигала идея национального освобождения Китая и его последующего „самоусиления“ путем воплощения в жизнь традиционной идеи „сильного государства и богатого народа“.
Разработка Мао Цзэдуном теории „новой демократии“ проводилась в непосредственной связи с политической борьбой внутри антияпонского единого национального фронта. Это обусловило тесное переплетение основной стратегической линии, нацеленной на осуществление „самоусиления“ Китая путем построения „богатого и могучего“ государства „новой демократии“, с конъюнктурными тактическими моментами — борьбой КПК с гоминьданом за овладение руководством единым фронтом. Рассматривая крестьянство в качестве ведущей силы „демократического блока“, Мао Цзэдун определял „политический строй новой демократии“ как „предоставление власти крестьянству“. На практике это означало предоставление власти КПК, поскольку, как подчеркивал Мао Цзэдун, она являлась единственной партией в стране, выражавшей интересы крестьян. Эта программа фактически была адресована не какому-либо отдельному классу, а всей китайской нации. Ей противопоставлялись „враги“ нации — помещики, компрадорская и бюрократическая буржуазия.
Главной политической функцией государства „новой демократии“ объективно должно было стать „регулирование“ классовых противоречий внутри „демократического“ блока. Они неизбежно должны были обостряться по мере выполнения задач „новодемократической“ революции ( в том числе и противоречий внутри крестьянства по мере его имущественного расслоения). Но Мао Цзэдун упоминал о социализме как конечной цели революции, в своих работах он не ставил каких-либо задач по переходу от „новой демократии“ к социализму и не указывал тех качественных параметров развития государства „новой демократии“, которые открывали бы возможность начать переход к социализму (подчеркивая, что программа „новой демократии“ не будет подвергаться изменениям на протяжении десятков лет). По существу теория новой демократии стала первой развёрнутой программой модернизации Китая, разработанной КПК.
В первой половине XX столетия страна была разорена гражданской войной, голодом, наводнениями и иностранной интервенцией.
Колоссальный урон нанесли стране „великие скачки“, которыми открылась китайская история второй половины нынешнего столетия и которые вызвали серьезное расстройство всей экономики. Страшный голод, вызванный „великими скачками“ вкупе с природными катаклизмами, свел в могилу около 30 млн. человек. И нельзя не согласиться с оценками, что, за исключением второй мировой войны, ни одно событие в истории не имело столь разрушительных последствий, как это: Затем последовал хаос „культурной революции“, намного задержавший прогресс страны и также дезорганизовавший ее жизнь.
Именно всесторонний учет конкретно-исторических особенностей страны во многом предопределил главные черты китайских реформ, последовательность и порядок осуществления их. В первый период реформ акцент делался на использование интеллектуальных ресурсов зарубежных стран, приглашение иностранцев для участия в строительстве важнейших объектов, работы в области просвещения, технической реконструкции и т. д. И лишь позднее была открыта и провозглашена линия на привлечение иностранных капиталов.
Так же постепенно формировалась идея овладения рыночным механизмом. Она, как и многие другие подходы, родилась под воздействием практики.
Сами китайские лидеры при определении факторов, на которых зиждутся успехи страны, обычно говорят о „правильном сочетании иероглифов, выражающих три понятия: социальная стабильность, развитие и реформа“. Как справедливо замечает профессор Н. Симомия, в этой формуле важным представляется сам порядок их перечисления: сначала стабильность — как важнейшая предпосылка успеха, затем развитие — как основа его и, наконец, реформа, плодотворные результаты которой и предопределены двумя предыдущими факторами.
Вместе употребляются также и термины „реформа“ (»гай-ге”) и «открытость» («кайфан»). Так лишний раз подчеркивается мысль о том, что в современных условиях переход к рынку без использования внешнего фактора (в широком понимании) невозможен.
Само же понятие «внешний фактор» в последнее десятилетие качественно обогатилось и расширилось. На первый план выдвинулась целенаправленная, долговременная политика привлечения зарубежных инвестиций и технологий, обеспечения взаимодействия с другими государствами и финансово-промышленными группами в качестве первостепенных условий осуществления программы модернизации. Это, однако, не только не умаляет роли внешней торговли, но и значительно поднимает эту роль, что хорошо сознают в китайском руководстве, прилагающем максимум усилий для укрепления внешнеэкономических позиций страны.
2.2 Начало реформ, направления и результаты
Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно — III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Именно с него ведут начало реформы, коренным образом изменившие лицо страны. III
Пленум является водоразделом между двумя эпохами – эпохой Мао Цзэдуна и эпохой Дэн Сяопина. Начиная с III Пленума, именно Дэн Сяопин становится общепризнанным руководителем партии и государства.
Кроме серьезных идеологических сдвигов, как то мощная критика левацкой идеологии, в буквальном смысле взаимное переименование многих принципов социализма и «отступлений от принципов социализма», реабилитация некоторых опальных и репрессированных политических, научных деятелей, его результатом стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой.
Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:
1. Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой продукции промышленности и сельского хозяйства плюс решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой.
2. Устроение на втором этапе (1991-2000) валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество «среднего достатка».
3. Достижение на третьем этапе (до 2050 года) национальным валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых стран и, в основном, завершение комплексной модернизации народного хозяйства.
Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный период, как средства взаиморасчетов между отдельными товаропроизводителями при сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на основные средства производства и приоритетном значении централизованного макро планирования.
Большое практическое значение получили работы Сунь Ефана, У Цзинляня и других китайских ученых-экономистов, ставивших одними из основных условий реализации идеи «создания регулируемого рыночного хозяйства»: [8, cтр. 120]
1) Хозяйственную самостоятельность предприятий (за исключением оборонных и стратегических) на микро уровне, то есть в отношениях со смежниками и потребителями. Здесь решающую и самоконтролирующую роль должны играть почти исключительно товарно-денежные отношения;
2) Постепенное возведение отношений «государство-предприятие» в ранг отношений между, хотя и не полностью равноправными, но, по крайней мере, экономически самостоятельными единицами. То есть, другими словами, это можно назвать созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной продукции.
3) Избегание характерной для свободных, рыночных экономических систем анархии производства в масштабах общества за счет создания трехуровневого механизма принятия хозяйственных решений, обеспечивающего не ущемление интересов государства, всех товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся: а) государственный уровень — вопросы темпов экономического роста, соотношения фондов накопления и потребления, распределения капитальных вложений, регулирования максимального и минимального уровня банковских процентов за кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложения потребителей, соблюдения социальных гарантий и т.д.; б) уровень предприятий — вопросы объема и структуры производимой продукции, затрат на производство продукции, нахождение источников снабжения, рынка сбыта и т.д. в) уровень индивидуальной хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального потребления, определения желаемого количества детей и т.д.
Заметим, что при этой структуре, уже в значительной степени внедренной в Китае, государство оставляет у себя в руках только первый уровень принятия хозяйственных решений (стратегические вопросы, общегосударственные проблемы и ряд инструментов ориентирования производителей на их решение).
Несмотря на такой более чем смелый подход к определению роли государства в отношениях с товаропроизводителями, китайские экономисты уделили огромное внимание разработке методов государственного контроля за деятельностью предприятий.
Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. [13, №3 стр. 4] Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.
Но, с другой стороны, хотя пока что, в целом, эта система себя экономически оправдывает, но будущее сельского хозяйства китайские ученые связывают с еще одним этапом аграрной реформой, необходимость которой обусловлена прежде всего постепенно возрастающей разницей между ростом потребностей стремительно растущего китайского общества и темпами развития сельскохозяйственного производства, сдерживаемого сложностью применения аграрных научно-технических достижений, которые просто не по карману отдельным, частным мелким и средним производителям. Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро, но китайские экономисты уже сейчас ведут активные поиски новых форм сельскохозяйственной кооперации. Весьма вероятно, что в новых формах сельхозобъединений будут присутствовать и такие моменты, как концентрация земли в руках наиболее производительных крестьянских дворов или бригад, наём рабочей силы.
Примеры этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно с уверенностью сказать, что у прежних коммун шансов на возрождение в китайской деревне почти не осталось.
В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно позднее — фактически по завершению реформ в деревне. В другом разделе о ней будет рассказано подробнее, сейчас же несколько слов о причинах такой ее «запоздалости» и направлениях.
Сразу надо сказать, что реформа в городах непосредственно связана с реформой китайской промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах. Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР, важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы. Для ее успешного продолжения город должен был обеспечить создание, во-первых, условий для свободной реализации сельскими производителями излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного сектора по производству продукции для товарного обмена с сельским населением на базе конверсии определенной доли городского промышленного комплекса. Центром всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых связей между городом и деревней. Но при этом варианте при влиянии региональных, социальных и других факторов создалось такое многообразие связей деревни с центральными местами, что проведение центром какой-то общей конкретной политики на местах в этом вопросе стало попросту нереальным. Поэтому и последовало резкое расширение полномочий местных органов власти и самоуправления.
продолжение
–PAGE_BREAK–Глава III. Реализация реформ
3.1 Реформа финансовой системы
Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем – ныне существующую. Общее – главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий (в последние годы постепенно повышается роль внешней торговли). Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм – хозяйственную деятельность предприятий.
Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.[21, №31, c.80]
Первые три года были экспериментально — подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были:
а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы». То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.
б) При второй форме – «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» – внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.
в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы – «увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет». Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.
Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов». Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность.
Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.
Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова стал переходным. На нем изобретательными китайцами было применено сочетание деления прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась налогообложению по зафиксированному в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием. Очевидно, само китайское руководство не было уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых, решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а, во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу – полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.
В качестве заключения могу добавить даже с некоторой точки зрения курьезный факт. Упорно «сопротивлявшаяся» своей отмене в нижних уровнях китайской экономики, система деления прибылей закончила свое существование в высших ее эшелонах. В ушедших на «подчистку шероховатостей» налогового законодательства 1985 и 1986 годах она активно использовалась для систематизации принятых в разное время отдельных законов о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с помощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормативов.
3.2 Реформа системы управления промышленностью
В любом государстве, имеющем свою промышленность, существуют два уровня управления ею: управление производством на уровне предприятий и на уровне руководства всем национальным промышленным производством. Изменение степени влияния второго уровня управления на первый – это и есть реформа системы управления промышленностью. Степень этого влияния определяется многими факторами – специализацией национальной промышленности, формой ее участия в международном разделении труда, господствующей идеологией (приближенность к демократической концепции развития обуславливает вместе с более широким использованием рыночных механизмов и большую свободу управления хозяйственной деятельности предприятий), чисто временными условиями, в которых может находиться государство, и которые могут временами также серьезно влиять на степень централизованности системы управления промышленностью. Эти, а также некоторые другие факторы могут быть равноправными в формировании системы управления промышленностью, но какой-то или какие-то факторы могут иметь и приоритетное значение.
В Китае система управления промышленностью, необходимость реформации которой возникла на рубеже 70х-80х годов, в основном сложилась в начале 50х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую систему.
После III Пленума ЦК КПК 11-го созыва начался большой эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью. Для этого эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица обязаны были выделить определенное число «подопытных» предприятий. Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями, к августу 1980 года число участвующих в эксперименте предприятий возросло до более чем 6000, что составило около 16 процентов общего количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60 и 70 процентов в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли. Отношения между последними двумя показателями и первым уже позволяют, заметить степень эффективности новых форм хозяйственного управления.
Для стимулирования реформы на этих предприятиях и для вовлечения в нее новых промышленных единиц госсектора в одобренном в сентябре 1980 года Госсоветом КНР докладе Государственного экономического комитета «О положении и перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности предприятий» указывалось на допустимость использования различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий.
С 1981 года эти права были значительно расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в национальную промышленность тех из них, которые доказали свою дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 года экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки.
Большинство этих отдельных проверок и весь эксперимент в целом заняли период с 1979 по 1983 годы и дали положительный результат.
В результате проведения этих экспериментов и закрепления их результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической ответственности. Вернее, к середине 80-х годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 года 80 процентов крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы. Широкое распространение получила система производственной ответственности, впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате «Шоуду», получившая название «гарантия, обязательство, проверка». Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией и между предприятиями. Пункт «проверка» предусматривал систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций.
Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек. На каком-то этапе оправдывавшая свое существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. Если честно, то позавидовать участи китайских директоров заводов и фабрик я бы не осмелился, особенно с учетом кампании на повышение роли собраний рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых коллективов в деле управления хозяйственной деятельностью своих предприятий.
Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее составляющими стали в том числе:
1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им Госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам;
2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5, 10 и 15 процентов. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат;
3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по делению прибыли:
а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет;
б) Деление сверхплановой прибыли;
в) Деление всей прибыли;
г) Фиксированный объем отчисления прибылей;
д) Прогрессивный объем отчислений прибыли;
е) Твердые пропорции деления прибылей и другое.
Однако, можно казать, что несмотря на то, что все эти эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и использование налогов на предприятия.
Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд.
Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами.
Создание производственных компаний дало сильный толчок расширению кооперации между предприятиями.
За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению национального промышленного потенциала, состоящего из производственных мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных связей. Как и из сельского хозяйства, к середине 80-х годов, так и из национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом отзываться о долговечности этой модели.
3.3 Реформа хозяйственной системы в китайской деревне
Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах социально-экономической структуры КНР. Она же, возможно, определила и хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ.
На практике система китайской деревни имеет два типа подряда и большое, постоянно увеличивающееся число организационных производственных единиц, действующих согласно государственному договору на тот или другой тип подряда.[1, cтр. 200]
1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья – низший «разряд» производителя) заключает с производственной бригадой (основной хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во взаиморасчетах между государством и единоличным сельхоз производителем) договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица – производственная бригада – выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п.; в скотоводстве, соответственно – корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору на объем производства, или же, наоборот, предоставляться производственной бригадой в ходе производственного процесса в счет будущего вознаграждения за выполнение договора.
2) Полный подворный подряд. При этой форме системы производственной ответственности в китайской деревне двор-участник также выступает в качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных подрядов, никаким образом, кроме статистического, не учитывает произведенную сверх договорного объема продукцию, которая полностью остается в распоряжении семьи.
В целом же, об этой системе можно сказать, что тот факт, что она была встречена с крестьянами с еще большей заинтересованностью, можно, по-моему, объяснить еще более четкой ответственностью, еще более очевидной выгодой, а также значительной перспективностью в свете все большей либерализации китайского социалистического товарного производства.
Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР постепенно все больше переходит от практики закупок у сельских производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида продукции в разных местах различны.
Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном производстве от подряда на объем производства к полному подворному подряду шло параллельно с расширением первоначально довольно узких границ применения системы семейной производственной ответственности в деревне. Начиналось все с заключения договоров на объем производства на уровне крупных сельских производственных объединений. Уже потом практика на местах подсказала, что для повышения эффективности производства следует не ограничиваться мерами по повышению коллективной заинтересованности, а доводить подряд на объем производства на уровень отдельных дворов-производителей.
С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов начали появляться и продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые товарным производством, а также целые специализированные деревни и небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в китайском сельском хозяйстве. Специализированные дворы и объединения создавались на базе наиболее эффективных хозяйств, отчасти как с экономической целью – проверки новых форм производственных отношений на селе в условиях, приближенных к так называемым в экономической науке «идеальным»,– так, с другой стороны, и здесь не обошлось без привычной практики создания «маяков» в аграрном национальном комплексе, пример которых должен был стать и стал катализатором развертывания системы производственной ответственности в китайской деревне. А после середины 80-х годов дальнейший процесс их создания обуславливается, в основном, только высокой хозяйственной эффективностью.
Факторами высокой экономической эффективности этих специализированных объединений являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств, средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение степени разделения труда с целью повышения его производительности. Именно значительная свобода хозяйственной деятельности, предоставленная этим специализированным сельхоз производителям создала предпосылки для создания широчайшего спектра форм хозяйственных объединений в китайской деревне, о котором мы уже говорили. Создавались эти объединения в рамках, под эгидой и по инициативе специализированных производственных структур. Именно им обязаны своим появлением, как объединения крестьян между собой, так и объединения крестьян, коллективных хозяйств и государственных предприятий.
Поскольку перечисление даже наиболее распространенных форм сельскохозяйственных объединений заняло бы слишком много времени, более рациональным будет назвать принципы по которым они создавались:
1) Объединения по территориальному признаку и объединения межрайонного типа.
2) Объединения на основе сложения
а) труда;
б) денежных средств;
в) материальных ресурсов;
г) смешанное сложение перечисленного в подпунктах а, б, в.
3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка, хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация и т.д.)
4) Специализированные и комплексные объединения.
5) Объединения с распределением доходов членов на основе
а) трудового вклада;
б) по паевому принципу;
в) по смешанному принципу.
Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану, выполнять договора на объем производства с государством и местными органами власти, сохранять (сейчас – хотя бы формально) основополагающим принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение доходов с местными руководящими хозяйственными структурами.
Вообще, говоря, об этой аграрной реформе и о китайской экономической реформе в целом, у меня упорно вертится в голове мысль, что они ведутся на лезвии между капиталистическим и социалистическим способом производства. И фактический крен реформ в капиталистическую сторону пока что компенсируется официальным курсом на строительство социализма «с китайской спецификой».
продолжение
–PAGE_BREAK–Заключение
За свои долгие годы Дэн Сяопин прожил три жизни. Можно выделить три значительных периода в его политической деятельности. [20, cтр. 146] Первый- это годы революции. С начала 20 –х годов до образования КНР. Второй период – когда по воле Мао Цзэдуна он был свергнут со своих важных постов и отправлен в ссылку. Третья жизнь Дэн Сяопина началась вскоре после смерти Мао Цзэдуна, когда во всей полноте развернулся его творческий талант организатора, когда он впервые получил возможность играть самостоятельно политическую роль, обладая полнотой власти в партии и государстве. Все то, что у него накопилось в душе и на сердце за годы возвышения и падения он смог претворить в практические дела, став в ряду великих реформаторов в истории не только своей страны, но и всего мира.
Реализация и воплощение в жизнь реформ в Китае отнюдь не означает, что используются какие-то особые хозяйственные методы, неведомые остальному миру. Китай медленно и последовательно, без шараханья из стороны в сторону, продвигается по пути, уже ранее пройденному более развитыми в промышленном отношении азиатскими странами (Япония, Южная Корея), где на традиционные восточные институты самоорганизации были наложены универсальные для всего мира механизмы рыночного распределения ресурсов и современных технологий.
Многое сближает и с реформами, проводимыми в постсоциалистических странах: это касается обеспечения самостоятельности предприятий, постепенного освобождения цен, децентрализации банковской системы, коренных преобразований налоговой политики.
В высшей степени характерно и то, что обязательным элементом реформ с самого начала была тщательная экспериментальная обкатка возникающих идей и замыслов в рамках отдельных провинций, городов и уездов.
Стоит особо сказать об особенностях современного китайского менталитета, касающегося взаимоотношения граждан и хозяйственных единиц, с одной стороны, и властей, с другой. Свое воплощение их характер получил в афоризме: «Государство дает хорошую политику, а не деньги». Главная заслуга правительства заключается в создании благоприятного, выгодного для предпринимательской деятельности климата.
Гос регулирование направлено на решение взаимосвязанных задач, среди которых следует выделить следующие:
1) поддержание межотраслевых и межрегиональных пропорций. В этих целях, наряду с методами макроэкономического регулирования, применяются также методы централизованного (директивного) планирования;
2) системное использование кредитной и налоговой политики;
3) активное участие государства в формировании других
звеньев рыночной инфраструктуры, рынков технологий, информации, труда, ценных бумаг и т. д.;
4) опережающее создание достаточно эффективной нормативно-правовой базы;
5) создание контрольного механизма.
Одним из наиболее действенных инструментов в руках государства остается планирование.
Большое значение придается разработке и выполнению пятилетних планов социально-экономического развития страны, идет формирование перспективного плана на 2000-2010 гг.
Сегодня в Китае первостепенное значение придается и финансовому обеспечению планов. Учитывая большую роль иностранных инвестиций в экономике, при разработке планов проводятся консультации с зарубежными и совместными компаниями, с которыми согласуются финансовые и иные вопросы. Налицо стремление китайского руководства вписать плановый механизм в рыночные отношения.
Важнейшая особенность китайских реформ состоит в том, что они были начаты «сверху» и роль центра, государственного управления сохраняется на всех этапах, хотя масштабы государственного регулирования рыночных отношений видоизменяются как в количественных, так и в качественных параметрах. Эксперимент строительства социализма с китайской спецификой теоретически обоснован в начале 80-х годов ХХ века воплотился в сегодняшнем настоящем Китая и в его будущем, в которое эта страна входит одним из лидеров мирового сообщества.
Дэн Сяопин начал свои реформы прежде всего в экономической области, именно этим объясняется успех его политики. Так, известный деятель Тельман Гдлян, выражая не только собственное мнение о правильности и преимуществах китайских реформ, пути Дэн Сяопина по сравнению с политикой М.С.Горбачева, писал: «Надо было, видимо, стране идти по китайскому варианту. То есть постепенно изменять экономическую ситуацию и уже потом, через стабильную экономику, постепенно переходить к идеологическим изменениям. То есть тот самый китайский вариант, который был предложен и реализован мудрым государственным деятелем Дэн Сяопином»
В Китае говорят: «Нельзя остановить течение реки ударом меча, как невозможно упрятать ветер в мешке». Так и реформация китайского социализма, начатая по инициативе Дэн Сяопина, будет продолжаться и в наше время…
Список использованной литературы
«Реформа хозяйственной системы в КНР» (перевод статей с китайского языка) Москва, издательство «ЭКОНОМИКА», 1989г;
«Красные иероглифы» В.Я.Романюк (Очерки о перестройке в экономике Китая) Москва, издательство политической литературы,1989г;
«Экономическая реформа в КНР» У Цзинлянь Москва, издательство «НАУКА», 1989г;
«40 лет КНР»(Справочник) под редакцией М.Л.Титаренко; Москва, издательство «НАУКА», главная редакция восточной литературы, 1989г.;
«Перестройка хозяйственного механизма в КНР» статья М.Титоренко;
Энциклопедия нового Китая М: Прогресс 1989 г.;
Экономическая реформа в КНР М: Наука 1989 г.;
Реформа в хозяйственной системе КНР. М: Экономика 1989 г.;
История Китая с древнейших времен до наших дней. М: Наука 1974 г.;
Симония Н.А. Уроки китайских и южнокорейских реформ// Свободная мысль 1996г.;
Китайцы гибнут за металл. //Эхо планеты 1996 г.;
Арсланов. Г. Китайская головоломка. // Эхо планеты 2002 г.;
Китай: цифры и факты. // Саясат -Policy 2004;
Другой Китай. // Континент.2005 г.;
Охотников. С. Дэн Сяопин: Маленький человек, изменивший лицо миллиардного Китая. // Новое время 1997 г.
Некоторые аспекты развития советско-китайских отношений в 50-80 гг. ХХ века. Жайлауова А. // Саясат № 1, 2004г.;
С.С. Разов. КНР справочник М.1989г.
С.А. Манежев, Ю. А. Ершов. Китай: наши деловые партнеры. М. 1992г.
Э.П. Пивоварова. Строительство социализма со спецификой Китая. Поиск пути. М. «Наука» 1992г.
Л.П.Делюсин. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М. «Муравей» 2003г.
Портянов М. Экономика Китая: факторы роста // Экономика ЭЖ. — 1993.;
WWW.KAZREF.KZ
WWW.BANKREFERATOV.RU
WWW.REFERAT.RU
WWW.KAZREF.KZ