–PAGE_BREAK– 3. Типы банков и их роль в национальной экономике.
Прибыль банков растет при увеличении массы оборачивающегося капитала. Этим определяется стремление банков к увеличению объема проводимых ими финансовых операций. Развитие банков сопровождается относительным уменьшением доли собственного капитала и увеличением привлеченного, общественного. Уже в последней трети XIX столетия отмечается быстро растущий процесс концентрации и централизации банковского капитала, растет акционерная форма банков. В современных условиях этот процесс продолжается в форме слияния уже крупнейших банков. Как следствие этих процессов возникает монополизация рынков кредита. Банки предпочитают давать кредит крупным корпорациям и на льготных условиях. Мелким и средним фирмам приходится обходиться без льгот и испытывать недостаток в заемном капитале.
Во всем мире банковская кредитная система обслуживает промышленность, торговлю и государство в целом (через финансирование правительственных займов). Это обслуживание осуществляется путем сбора банками в государстве свободных денежных средств населения. Сбор сбережений граждан в развитых странах приобрел особое значение, т.к. масса этих сбережений там весьма значительна.
Банки делятся по их организации и по форме собственности на государственные, частные и акционерные.
Крупные банки имеют устав, утвержденный правительством, и Министерство финансов контролирует их операции. Мелкие частные банки называются банкирскими конторами, банкирскими домами и своего устава не имеют. Существует деление банков по кругу клиентов, по продолжительности кредита и по роду основных операций. Но основным для всех банков является их деление на центральные и коммерческие. Главным отличием коммерческих банков от центральных является отсутствие права эмиссии денег. Главная функция коммерческих банков в национальной экономике является кредитование промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства, торговли, обеспечение страхового и ипотечного дела. Все коммерческие банки делятся на универсальные и специальные, круг операций которых ограничен. Универсальные банки могут быть частными, государственными и кредитными товариществами. Всех их объединяет наличие сберкасс. Специальные банки принято делить на инвестиционные, ипотечные и отраслевые.
Центральные банки современных капиталистических государств, как правило, являются юридически самостоятельными и непосредственно не подчинены государству. В настоящее время для центральных банков законом не установлен предел эмиссии банкнот или какие-либо условия их обеспечения золотом.
4. Центральный банк России его роль и функции.
Современная банковская система России – это принципиально новая система, развитие которой обусловлено зарождением и становлением рыночной экономики. В 1992 г. на базе Госбанка СССР был создан Центральный банк Российской Федерации ( Банк России ). Начался стремительный рост коммерческих банков, аналогов которому в истории нет.
Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах эти банки называются по разному: государственные, народные, эмиссионные, резервные; например, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии и др. Центральные банки возникают как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот. В конце 19 века в начале 20 в. в стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном банке, который стал называться центральным эмиссионном, а затем просто центральным. В названии банка отражается его роль в кредитной системе любой страны: центральный банк становится центром кредитной системы. Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено концентрацией и централизацией капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Первичная обязанность центрального банка в рыночной экономике это защищать стоимость и покупательскую способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков. Центральный Банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макро уровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах не того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предприятий, а государства в целом. При этом центральный банк не ставит своей задачи в получении прибыли. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмиссионная монополия в отношении банкнот т.е. общенациональных кредитных денег. Следует заметить, что в промышленно развитых странах банкноты составляют незначительную часть денежной массы, поэтому функция эмиссионной монополии Центрального Банка в таких странах несколько снижена. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем большее значение имеет банкнотная эмиссия. Центральный Банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой является коммерческие банки, выступающие в роли посредников между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Эти резервы исторически помещались коммерческими банками в Центральный Банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов. Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Для коммерческих банков он является кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай. Обычно его кредиты представляются банкам по ставке более высокой, чем рыночная, и поэтому банки обращаются за поддержкой к Центральному Банку только случае отсутствия иной возможности получить кредит. Центральный Банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства Центральный Банк выступает его кассиром и кредитором, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. Центральный Банк как правило, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в Центральный Банк с которого покрываются правительственные расходы. В условиях хронического дефицита государственных бюджетов многих стран усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимается операции Центрального Банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним. Центральный Банк использует следующие методы управления государственным делом: покупает или продает государственные обязательства в целях воздействия на них курсы и доходность, изменяет условия продажи, различными способами повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов. Центральный Банк от имени правительства регулирует резервы иностранной валюты и золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных балансов, участвует в операциях мирового банка ссудных капиталов и золота. Центральный Банк представляет свою страну в международных валютно – кредитных организациях.
продолжение
–PAGE_BREAK–Функции Центрального Банка Российской Федерации
1). во взаимодействии с правительством разрабатывать и проводить единую государственную денежно – кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2). монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
3). быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
4). устанавливать правила осуществления расчетов в стране, проведение банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
5). проводить государственную регистрацию кредитных организаций и осуществлять надзор за их деятельностью;
6). регулировать прохождение валюты, определять порядок расчетов с иностранными государствами.
Что касается коммерческих банков, то они находятся ближе к интересам клиента, полнее координируют с ними свою деятельность. Они могут оперативней решать конкретные задачи, которые возникли перед ними. Для рыночной экономики очень большое значение имеет функционирование финансовых организаций, поэтому кредитно – банковская сфера должна находиться под строгим контролем Центрального Банка. В России в процессе становления находится система регламентации, различных аспектов банковской деятельности, функционирования небанковских кредитно – финансовых учреждений, фондовых бирж и т.д.
В любой стране, в том числе в России, Центральный Банк обладает монопольным правом на выкуп денежных знаков (банкнот) в обращение. Банкноты выступают единственным законным платежным средством. В России, как и во многих странах мира в современной статистике денежного обращения используются следующие показатели:
М — наличные деньги в обращении
М 1 — М плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, граждан и местных бюджетов; депозиты населения и предприятий в коммерческих банках; депозиты населения в Сбербанке до востребования; средства Госстраха;
М2– денежная масса равная сумме М 1и срочных депозитов населения в Сбербанках;
М 3– совокупность денежная масса, равная сумме М 2 и сертификатов и облигаций Госзайма.
L– агрегат М 3 плюс портфель государственных ценных бумаг у небанковских держателей.
Необходимо иметь в виду, что, хотя наличные деньги составляют небольшую часть общей денежной массы в стране, они выступают исключительно важной частью запаса денег в экономике. Осуществляя выпуск банкнот, а, также регулируя обязательные резервы коммерческих банков, Центральный Банк контролирует динамику и стоимость кредитов в экономике страны. Кроме того, политика Центрального Банка является одной из важных частей макроэкономического регулирования, направленного на достижение экономического роста, а также низкого уровня безработицы и инфляции.
Основной задачей, которую осуществляет Центральный Банк в области денежного – кредитной покупательской способности денежной единицы и обеспечение эффективности системы денежных платежей и расчетов.
5. Денежно – кредитная политика.
Денежно – кредитная политика – это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области денежно – кредитной системы. Денежно — кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Она проводится центральным банком, который регулирует денежную эмиссию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческим банкам кредитов.
5.1.
Инструменты денежно – кредитной политики.
Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых Центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. Большинство из них имеет косвенный характер воздействия. Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом.
Изменение учетной ставки
(
рефинансирование )
Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим.
Данный вид операций относится к давно используемымметодам регулирования. Центральный банк выступает в роли кредитора по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие полученные в центральном кредитном звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. Центральный банк имеет право манипулировать ставкой процента, под который он выдает банкам кредиты. Возможность установлений «цены» кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.
Определяемый Центральным банком уровень «цены» кредита получил в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки» (которую также называют дисконтной или ломбардной).
Взятые в Центральном банке кредиты предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых баков отражает те изменения, которые осуществляет Центральный банк в ходе своей политики. С помощью ставки процента Центральный банк тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов. Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки «удешевляет» кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни воздействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.
Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер Центрального банка, а именно операций на открытом рынке и установление норм обязательных резервов.
Применительно к России следует отметить, что в рамках учетной политики Центральный банк стал практиковать в 1995 году также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных казначейских облигаций).
В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или иных высоко ликвидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным ( приращению ) показателям пассивных (депозитов ) либо активных (кредитных вложений ) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции:
Ø Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.
Ø Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.
Изменение нормы обязательных резервов.
В настоящее время минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основных функции:
Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Банк России в 2002 году не прибегал к изменению норм обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов составляют: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте Российской Федерации,- 7%.
Норма обязательных ресурсов – соотношение обязательных и избыточных ресурсов. Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке. Величина нормы обязательных резервов зависит от вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные): чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма.
Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и к мультипликативному уменьшению предложения денег. Даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. Поэтому изменения норм обязательных резервов используются в целях контроля за денежной массой.
Операции на открытом рынке
.
Прибегая к данному виду регулирования, Центральный банк осуществляет куплю и продажу ценных бумаг на открытом рынке ( например на бирже). За счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. покупка Центральным банком ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.
Данные меры делают Центральный банк активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики позиция Центрального банка остается в известном смысле пассивной. К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг Центральный банк реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать идеальным кредитным инструментом.
Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.
5.2. Основные типы денежно-кредитной политики
(политика дешевых и дорогих денег).
К основным типам денежно-кредитной политики можно отнести политику дорогих денег (рестрикционная) и политику дешевых денег (экспансионная).
Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах:
Ø Во-первых, Центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков.
Ø Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки.
Ø В-третьих, нужно провести понижение по резервным отчислениям.
В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет.
Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, Центральный банк должен пытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у Центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, т.е. снижение доступности кредита и увеличении его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Иначе дело обстоит с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше, поэтому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует ряд негативных моментов. Политика дорогих цен, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых цен может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы т.е. возможность представления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, т.е. когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
5.3. Цели и задачи денежно-кредитной
системы.
В условиях рыночного хозяйства целью экономической политики служит определение прежде всего стоимостных параметров функционирования экономики посредством бюджетного и монетарного регулирования (регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита).
Исходным при определении целей денежной и кредитной политики является вопрос о субординационных связях (соподчиненности) различных компонентов экономической политики. Будем исходить из того, что должна существовать определенная стратегическая цель этой политики, по которой, как по камертону, настраиваются все инструменты.
Рассматривая денежно-кредитную политику следует говорить о денежной и кредитной политиках как об относительно самостоятельных компонентах экономической политики.
Что служит целью денежной политики? Суть проблемы определения цели денежной политики сводится к выявлению того конкретного способа, посредством которого именно денежная политика обеспечивает (должна обеспечивать) продвижение к заданному результату – стабильности цен. Следовательно, задачей (целью) денежной политики является обеспечение экономики необходимой и достаточной денежной массой.
Необходимо рассмотреть и следующий вопрос. Цена денег, как, впрочем, и одинарного товара, имеет три аспекта: внутренний (для денег – товарный), внешний (для денег – валютный) и кредитный.
Внутренняя цена – это цена денег «в товарах», или «товарная» цена денег, иначе именуемая покупательной способностью.
Внешняя (валютная) цена денег – это курс данной валюты по отношению к иностранным валютам. Вопросами валютной цены денег занимается валютная политика, цель которой – поддержание обменного курса национальной валюты на уровне, соответствующем интересам экономического развития страны и разумным параметрам ценовой стабильности.
Наконец, существует кредитная цена денег, или цена заемных средств (процент). Цена заимствования денег является вторичной по отношению к цене денежного кредита. Вопросами цены денежного кредита ведает кредитная политика.
Какова цель кредитной политики? Может быть предложено следующее определение: целью кредитной политики является регулирование доступности кредита исходя из задач стабильного экономического роста.
Данное обстоятельство подтверждает существование различий в целях и задачах двух составляющих политики, а значит и существование самих этих составляющих. В денежной политике процентная ставка по кредитам должна обеспечивать искомый результат в виде достижения определенного объема (прироста, снижения объема) денежной массы. Для кредитной политики основное – доступность кредита; объем денежной массы непосредственно не является задачей этой политики.
продолжение
–PAGE_BREAK–