Денежно-кредитная политика национального банка Республики Казахстан

Введение
По сложившейся практике НациональныйБанк Республики Казахстан ежегодно разрабатывает Основные направления денежно-кредитнойполитики на предстоящие 3 года, в которых определяются целевые ориентиры по инфляции,а также меры денежно-кредитной политики по их достижению. Определение стратегическихнаправлений политики на среднесрочный период повышает предсказуемость политики НациональногоБанка Республики Казахстан и снижает степень неопределенности для участников финансовогорынка в направлении его развития.
В 2007 году выполнение задач,стоящих перед Национальным Банком Республики Казахстан, осложнилось высокой степеньюнеясности перспектив развития мирового финансового рынка и, соответственно, внутреннейэкономики. В условиях высокого риска дальнейшего ухудшения ситуации на мировом финансовомрынке центральные банки крупнейших развитых стран начали оказывать помощь своимбанковским системам для стабилизации ситуации.
В 2007 году годовая инфляция(декабрь по сравнению с декабрем предыдущего года) в Республике Казахстан составила18,8% (максимальный уровень за последние 7 лет). Специфика текущего момента заключаетсяв том, что в условиях усиливающегося инфляционного давления и ухудшения ситуациина финансовом рынке перед Национальным Банком Республики Казахстан, как и переддругими центральными банками, возникла определенная дилемма. С одной стороны, необходимообеспечить достижение стабильности цен, а, с другой – стабильность финансовой системы,сохранить условия для дальнейшего экономического роста.
В этих условиях НациональныйБанк Республики Казахстан принял решение разработать Основные направления денежно-кредитнойполитики на два года вперед, то есть на 2008-2009 годы. При этом помимо реализацииосновной цели особое внимание уделено комплексу мер по обеспечению стабильностибанковской системы. По мере снижения неопределенности Национальный Банк РеспубликиКазахстан намерен вернуться к практике разработки Основных направлений денежно-кредитнойполитики на трехлетний период.
Особенности развития казахстанскойэкономики в последние годы
Финансовые потрясения в мировойэкономике продемонстрировали подверженность экономики Республики Казахстан внешнимрискам. Фундаментальные особенности развития экономики, которые формировались напротяжении последних нескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости.Доходы сырьевых отраслей, внешние заимствования банков, рост государственных расходовпродолжали способствовать «перегреву» экономики и росту совокупного спроса. Ограниченностьинструментов для инвестирования в условиях объективной неспособности экономики быстроудовлетворить спрос на услуги инфраструктуры и недвижимость при активно растущемспросе привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности в секторестроительства и других услуг. Рынок недвижимости стал наиболее привлекательным дляинвестиций.
Рост финансового сектора экономикиРеспублики Казахстан в последние годы сопровождается значительным накоплением рисковв банковской системе. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтингаРеспублики Казахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательностьбанковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешние рынкикапитала. Хотя рост внешнего заимствования и высокие темпы увеличения объемов кредитованияобеспечивались соответствующим качеством ссудного портфеля, тем не менее, потенциальныйриск ухудшения качества активов банками не был адекватно оценен.
Экспансивное кредитованиебанками строительной отрасли и рынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшееповышение цен на рынке недвижимости и усиление подверженности банковского секторакредитным рискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностьюзависеть от банковского финансирования.
В течение ряда лет НациональнымБанком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию инадзору финансового рынка и финансовых организаций принимались меры по минимизациивозникающих рисков в банковской системе. В частности, предпринимались меры по регулированиюкачества ссудного портфеля, совершенствованию механизма минимальных резервных требований,были разработаны новые требования, направленные на более адекватную оценку кредитногориска, формирование провизий и увеличение капитала финансовых организаций, вводилисьограничения на приток иностранных заимствований.
Вместе с тем возникшие намировых финансовых рынках проблемы привели к проявлению накопленных рисков банковскойсистемы и повышению уязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам.Казахстанские банки, для которых внешнее финансирование является важным источникомпополнения ресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности.Снижение банковского финансирования привело в первую очередь к сокращению объемовстроительства, а также снижению активности в других отраслях.
Переоценка риска, трудностис фондированием в финансовой системе привели к снижению международными рейтинговымиагентствами Standard & Poor’s и Fitch суверенного кредитного рейтинга РеспубликиКазахстан, а также рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, значительногозамедления темпов роста экономики до конца 2007 года не произошло.

1 Параметрымакроэкономического развития в 2007 году
 
1.1 Развитиемировых финансовых и товарных рынков
Мировая экономика развиваласьвысокими темпами в первой половине 2007 года. По оценкам МВФ темп ее роста в этотпериод составил около 5% в годовом выражении. Половина этого роста приходилась наразвитие экономик Китая, Индии и России.
Кроме того, мировой финансовыйрынок в первом полугодии 2007 года характеризовался постепенным незначительным ростомставок. Причиной такого роста стало ужесточение денежно-кредитной политики центральнымибанками некоторых развитых стран в результате повышения уровня инфляции. Европейскийцентральный банк дважды за год поднимал базовую процентную ставку – в марте до уровня3,75% и в июне до 4%. Банк Японии поднял ставку до уровня 0,5% в феврале 2007 года.Базовая ставка ФРС оставалась на уровне 5,25% до сентября 2007 года.
На валютных рынках продолжалисьтренды 2006 года, характеризующиеся ослаблением доллара США, укреплением евро, фунтастерлингов и медленным укреплением китайского юаня.
Во второй половине 2007 годатемпы роста развитых экономик снизились. Замедление роста в Европе и Японии былосвязано с укреплением национальных валют и снижением
притока инвестиций.
В США замедление роста обуславливаетсякризисом «sub-prime» ипотеки и, как следствие, падением потребительской уверенности.При этом в августе 2007 года кризис на рынке ипотечных займов в США, который возникв начале 2007 года, перерос из локального в глобальный. В результате повысиласьволатильность на финансовых рынках. Падение рынка «sub-prime» ипотеки в США, а такженеопределенность рисков и величины конечных потерь привели к последующему кризисуликвидности на мировых финансовых рынках.
Рост рисков привел к тому,что портфельные инвесторы вывели капитал с развивающихся рынков. В результате длябольшинства развивающихся рынков доступ к внешним заимствованиям оказался практическизакрыт.
Ряд центральных банков, вчастности Федеральная резервная система США, Европейский центральный банк, отреагировалина возникший кризис проведением кредитных интервенций для поддержания ликвидностибанковских систем своих стран. В этих условиях колебание процентных ставок на мировыхрынках усилилось. Ставка Либор по 3-месячным долларовым депозитам повысилась с 5,36%по состоянию на конец июля 2007 года, достигнув 7 сентября 2007 года своего максимальногозначения в 2007 году – 5,73%. После вливания ликвидности со стороны Европейскогоцентрального банка в декабре 2007 года ставка Либор снизилась до 4,73% (по состояниюна 28 декабря 2007 года).
В целом, мировая экономикавступила в период высокой неопределенности, основным источником которой являетсяволатильность на мировых финансовых рынках. Несмотря на стабилизацию ситуации впоследние месяцы, крупнейшие банки продолжают списывать активы, инвестированныев ценные бумаги, связанные с ипотечными займами низкой надежности. Центральные банкиведущих стран мира (США, Евросоюза, Великобритании, Канады и Швейцарии) в декабре2007 года объявили об объединении усилий для выхода из кризиса ликвидности.
Помимо нестабильности на финансовомрынке, мировая экономика столкнулась с проблемой значительного роста цен на товарныхрынках. В условиях ограниченных резервных мощностей выработки нефти, стабильногороста спроса на нее в основном со стороны динамично развивающихся стран и увеличивающимисягеополитическими рисками с начала 2007 года отмечается устойчивая тенденция ростацен на нефть. Так, в декабре 2007 года по сравнению с началом года средняя ценана нефть сорта Brent, по данным МВФ, выросла на 46,8% и составила 91,45 долл. СШАза баррель.
В 2007 году цены на основныеметаллы и продовольственные продукты также продолжили свой рост. Так, индекс ценнетопливных биржевых товаров по расчетам МВФ, включающий в себя продовольственныеи промышленные товары, за 9 месяцев 2007 года вырос на 6,1%. При этом индекс ценна металлы вырос на 1,5%, а индекс цен продовольственных товаров на 18,2%.
Низкий урожай в странах –основных производителях зерновых культур, рост мирового производства альтернативныхвидов топлива на растительном сырье (биоэтанол) привели к сокращению объемов предложениясоответствующих товаров на мировом рынке, что повлекло рост цен на них.
Так, по данным МВФ мироваяцена на пшеницу (Канада) в 2007 году выросла в 2 раза,
цены на подсолнечное масло,по данным Департамента сельского хозяйства США за январь-ноябрь 2007 года вырослина 91,9%.
Следствием негативных тенденцийна мировом финансовых и товарных рынках стал рост инфляции во многих странах мира.Так, в США годовая инфляция (за последние 12 месяцев) повысилась с 2,5% в декабре2006 года до 4,3% в ноябре 2007 года, в странах Еврозоны – с 1,9% до 3,1%, в томчисле в Германии – с 1,4% до 3,1%.
1.2 Платежныйбаланс Республики Казахстан и обменный курс тенге
Рост цен на мировых товарныхрынков обеспечил дальнейший рост экспортных доходов Республики Казахстан. По даннымтаможенной статистики экспорт товаров за 9 месяцев 2007 года увеличился на 19% посравнению с соответствующим периодом 2006 года и составил 33,8 млрд. долл. США.Сохранение высокого уровня мировых цен на энергоносители способствовало притокуиностранных прямых инвестиций в развитие инфраструктуры нефтяных месторождений.При этом источником высоких темпов роста несырьевого сектора в основном выступаливнешние займы банковского сектора.
Как и в предыдущие годы, доходыот текущих операций (в основном, поступления от экспорта товаров), не покрывалирасходы на импорт и выплаты нерезидентам доходов за привлеченные финансовые и трудовыересурсы. В 2007 году эти тенденции усилились, в результате чего произошло дальнейшееувеличение дефицита по счету текущих операций. Дефицит текущего счета платежногобаланса за 9 месяцев 2007 года составил 5,3 млрд. долл. США, а по результатам 2007года ожидается на уровне 7 млрд. долл. США (в 2006 году – 1,8 млрд. долл. США).
Вследствие значительного нетто-притокапрямых иностранных инвестиций (около 6 млрд. долл. США за 9 месяцев 2007 года) произошелрост расходов совместных предприятий на импорт, прежде всего, международных услуг.По итогам 9 месяцев 2007 года дефицит баланса международных услуг составил 5,7 млрд.долл. США, что на 28,5% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года.
Суммы, репатриируемые прямымииностранными инвесторами, составляют основную часть расходов по текущему счету.За 9 месяцев 2007 года они составили 6,9 млрд. долл. США, что на 23,6% больше, чемв соответствующем периоде 2006 года.
Увеличение дефицита по счетутекущих операций также происходит за счет роста выплат вознаграждения по внешнемудолгу банковского сектора. За 9 месяцев 2007 года эта сумма составила 2,3 млрд.долл. США (рост в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2006 года).
Выплата дивидендов прямыминостранным инвесторам и расходы на международные услуги в достаточной степени финансируютсяза счет получаемых совместными предприятиями экспортных доходов и прямых инвестиций.В то время как возможности финансирования остальных операций платежного баланса,определяющих отток капитала из страны (обслуживание и погашение внешнего долга),напрямую зависят от доступа казахстанских резидентов к международным рынкам капиталаи от объемов накопленных резидентами иностранных активов.
Так, в первом полугодии 2007года нетто-приток финансирования, обеспеченный внешним заимствованием банковскогосектора, составил 12,1 млрд. долл. США в сравнении с нетто-притоком в 5,2 млрд.долл. США в первом полугодии 2006 года. Приток внешних ресурсов в страну значительнопревышал потребности финансирования текущих выплат и не компенсировался ростом иностранныхактивов частного сектора. Избыточное предложение иностранной валюты, сформированноеоперациями финансового счета платежного баланса, оказывало существенное давлениена обменный курс тенге в сторону укрепления, которое было ослаблено за счет операцийНационального Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке.
За первое полугодие золотовалютныерезервы Национального Банка Республики Казахстан выросли на 3,2 млрд. долл. США,в том числе на 1,1 млрд. долл. США за счет операций, проведенных на Казахстанскойфондовой бирже (KФБ) и межбанковском рынке. Номинальный курс тенге, составлявшийна конец 2006 года 127 тенге за доллар США, в апреле 2007 года укрепился до 120,1тенге за доллар США, а на конец июня 2007 года составлял 122,31 тенге за долларСША.
Проявление глобального кризисана рынках капитала привело к существенному ухудшению условий привлечения внешнихресурсов для казахстанских банков с августа 2007 года и, как следствие, изменениюусловий функционирования экономики Республики Казахстан.
В третьем квартале 2007 годабанки привлекли долгосрочные внешние займы (срок более 1 года) на сумму 4,2 млрд.долл. США, в то время как объем привлечения в первом и втором кварталах составлял6,9 и 6,2 млрд. долл. США, соответственно. С учетом выплат основного долга по ранеепривлеченным долгосрочным займам и чистого погашения краткосрочных займов нетто-притокресурсов по внешним займам банковского сектора в третьем квартале 2007 года составилтолько 0,2 млрд. долл. США.
В условиях сокращения предложенияиностранной валюты рост спроса был профинансирован за счет золотовалютных резервовНационального Банка Республики Казахстан.
Появление дефицита ликвидностив иностранной валюте у банков, последовавшее за событиями на мировых рынках капитала,спровоцировало панические настроения у населения в отношении дальнейшей динамикивалютного курса. В августе произошло ослабление обменного курса до 126,25 тенгеза доллар США на конец месяца. Интервенции Национального Банка Республики Казахстан,предпринятые в целях стабилизации ситуации на валютном рынке, и меры по восстановлениюдоверия к банковской системе обеспечили стабилизацию обменного курса тенге. На конецсентября 2007 года обменный курс составлял 120,96 тенге за доллар США, а на конецдекабря 2007 года – 120,30 тенге за доллар США. Золотовалютные резервы НациональногоБанка Республики Казахстан за период с августа по декабрь 2007 года снизились на6,0 млрд. долл. США и на конец декабря составили 17,4 млрд. долл. США.
Принимая во внимание наличиефундаментальных факторов, определяющих укрепление тенге относительно доллара СШАв среднесрочной перспективе, недопущение резких колебаний курса тенге является существеннымфактором для обеспечения стабильности финансовой системы.

1.3 Макроэкономическиеи финансовые показатели
Экономическое развитие РеспубликиКазахстан в 2007 году характеризовалось сохранением высоких темпов роста, которыепродолжаются на протяжении последних 7 лет. По итогам 9 месяцев 2007 года реальныйрост ВВП составил 9,7%, незначительно замедлившись по сравнению с показателем 2006года (10,7%). Основной рост был связан с высокими темпами развития таких отраслей,как обрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, строительство,торговля. Инвестиции в основной капитал за январь-ноябрь 2007 года увеличились на10,5% (в 2006 году – 11,1%).
Продолжает расти занятостьв экономике. По итогам 11 месяцев 2007 года рост занятости в экономике составил2,4% (в 2006 году – 2,0%). Как следствие, уровень безработицы сократился с 7,8%в декабре 2006 года до 7,4% в ноябре 2007 года.
Тем не менее, в третьем квартале2007 года наблюдалось замедление темпов роста в таких отраслях экономики, как горнодобывающаяпромышленность, строительство и финансовая деятельность. При этом сокращение объемовпроизводства наблюдается практически во всех отраслях горнодобывающей промышленности.
Развитие ситуации в финансовомсекторе, прежде всего в банковском сегменте, в течение 2007 года характеризовалосьразнонаправленными тенденциями. В течение января-июля 2007 года наблюдалось дальнейшеерасширение банковской деятельности, значительными темпами росли активы, обязательствабанков. Несмотря на постепенное повышение в этот период ставок на мировом финансовомрынке, их уровень позволял отечественным банкам продолжать политику по привлечениювнешних заимствований. Обязательства банков перед нерезидентами за январь-июль 2007года увеличились на 32,9% (соответствующий период 2006 года – 19,5%).
Значительная часть привлекаемыхресурсов направлялась на расширение кредитования отечественной экономики. В течение7 месяцев 2007 года рост кредитов экономике составил 46,6% (за соответствующий период2006 года – 27,7%).
На фоне происходящих событийдепозиты населения, как показатель, наиболее чутко реагирующий на изменение обстановкив финансовом секторе, в период с августа по октябрь 2007 года снизились на 4,7%.Тем не менее их объем в эти месяцы превышал уровень июня 2007 года, а за ноябрь-декабрь2007 года депозиты населения, по предварительным данным, увеличились на 3,5%.
За 2007 год депозиты резидентовв банковской системе, по предварительным данным, возросли на 25,9%, причем приростдепозитов населения составил 40,5%.
Несмотря на ограничения доступак внешним заимствованиям, роста ставок на мировых финансовых рынках, а также некоторогооттока депозитов отечественные банки не приостановили кредитование экономики. Заавгуст-декабрь 2007 года кредиты экономике, по предварительным данным, выросли на5,5%.

2 Денежно-кредитнаяполитика Национального Банка Республики Казахстан в 2007 году
 
2.1 Оценкадостижения целей по инфляции
По официальным данным АгентстваРеспублики Казахстан по статистике инфляция по итогам 2007 года составила 18,8%(декабрь 2007 года к декабрю 2006 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению с показателями2006 года. Продовольственные товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные –на 10,5%, платные услуги – на 15,4%.
Базовая инфляция (инфляциябез учета роста цен на фрукты и овощи, бензин и уголь), которая отражает общую тенденциюв динамике инфляционных процессов, в годовом выражении выросла до 17,3% по итогамноября 2007 года (в 2006 году – 7,3%).
В 2007 году инфляционные процессыносили разнонаправленный характер.
В начале года отмечалось некотороеснижение темпов роста инфляции: годовая инфляция снизилась с 8,4% по итогам декабря2006 года до 7,6% по итогам мая 2007 года.
Во втором полугодии 2007 годаинфляционные процессы в экономике Республики Казахстан усилились. Только в сентябре-ноябре2007 года рост цен достиг 9,7%, что составляет более 50% общего роста цен за 2007год.
В результате годовой уровеньинфляции по итогам 2007 года достиг своего максимального значения за последние 7лет (18,8%), а среднегодовая инфляция составила 10,8%.
Усиление инфляционного давленияв 2007 году было вызвано не столько влиянием фундаментальных факторов, действиекоторых продолжается на протяжении ряда лет, сколько воздействием внешних факторов,имевших шоковый характер.
Фундаментальными факторамиинфляции в 2007 году оставались приток иностранной валюты, высокие темпы роста совокупногоспроса, увеличение денежного предложения в 2006 году, низкая производительностьтруда, недостаточный уровень конкуренции на отдельных рынках товаров и услуг.
Как было отмечено выше, вавгусте 2007 года на мировых рынках произошло резкое повышение цен на ряд продовольственныхтоваров (пшеница, растительные масла). С некоторым запаздыванием это отразилосьна ценах на соответствующие товары и товары их переработки внутри Республики Казахстан.В частности, значительными темпами в сентябре-ноябре 2007 года росли цены на такиепродукты, как хлеб, мука и масло подсолнечное.
Учитывая, что рост цен наданные продукты оказал мультипликативное влияние и на другие продовольственные товары,то, по оценке Национального Банка, годовая инфляция в 2007 году без учета ростацен на продовольственные товары в период с сентября по ноябрь сложилась бы на уровне14,8% вместо фактических 18,8%.
Таким образом, в результатедействия указанных факторов прогноз Национального Банка Республики Казахстан поинфляции на 2007 год не был выдержан.
В соответствии с Основныминаправлениями денежно-кредитной политики на 2007-2009 годы прогноз по инфляции на2007 год был определен по 3 сценариям развития экономики («умеренные цены на нефтьпри умеренном притоке капитала», «умеренные
цены на нефть при высокомпритоке капитала» и «высокие цены на нефть»).
Итоги 2007 года демонстрируют,что реализовался сценарий «высокие цены на нефть», при котором прогноз среднегодовойинфляции был определен в пределах 8,2%-9,2%. Средняя цена на нефть сорта Brent в2007 году составила 72,7 долл. США за баррель.
2.2 Меры НациональногоБанка Республики Казахстан по поддержанию стабильности цен
В первом полугодии 2007 годаденежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан была направленана проведение политики по повышению ставок по операциям денежно-кредитной политики,а также принятие мер по абсорбированию избыточной ликвидности банков.
Регулированию избыточной ликвидностив иностранной валюте способствовала либерализация валютного режима. С 1 января 2007года Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле»были полностью отменены ограничения по капитальным операциям между резидентами инерезидентами.
Основным инструментом денежно-кредитнойполитики первой половине 2007 года был выпуск краткосрочных нот. В январе-июле объемвыпущенных краткосрочных нот составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем всоответствующем периоде 2006 года). Средневзвешенная доходность по нотам возрослас 4,69% в декабре 2006 года до 5,64% в декабре 2007 года.
Начиная с 1 марта 2007 года,Национальный Банк Республики Казахстан приступил к выпуску нот со сроками обращениядо 1 года (до 1 марта выпускались ноты со сроком только 28 дней). Выпуск нот осуществлялсясо сроками обращения 28 дней (1 месяц), 3 месяца, 6 месяцев и 1 год.
В январе-июле 2007 года отбанков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что на34,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2006 года. Остатки по депозитам банковв Национальном Банке Республики Казахстан снизились на 86,2% до 18,2 млрд. тенгена конец июля 2007 года. Снижение объемов депозитов банков в Национальном БанкеРеспублики Казахстан было обусловлено снижением их привлекательности по сравнениюс краткосрочными нотами.
На внутреннем валютном рынкев январе-июле 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественнов качестве покупателя иностранной валюты. Тем не менее, объемы нетто-покупок иностраннойвалюты были несущественными – 291 млн. долл. США.
При помощи выпуска краткосрочныхнот Национальный Банк Республики Казахстан не только полностью абсорбировал тенговуюликвидность, полученную банками в результате операций Национального Банка РеспубликиКазахстан на внутреннем валютном рынке (40,8 млрд. тенге) и в результате сниженияостатков на депозитах банков в Национальном Банке Республики Казахстан (113,4 млрд.тенге), но и часть избыточной ликвидности банков (на 163,4 млрд. тенге).
На протяжении 11 месяцев 2007года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а ставка попривлекаемым Национальным Банком Республики Казахстан депозитам от банков второгоуровня, которая устанавливается на уровне? от официальной ставки рефинансирования,– 4,5%. С 1 декабря 2007 года обе ставки были повышены до 11,0% и 5,5%, соответственно.
2.3 Меры НациональногоБанка Республики Казахстан по обеспечению финансовой стабильности
Во второй половине 2007 годаНациональный Банк Республики Казахстан, реагируя на изменение ситуации и проявлениедефицита ликвидности у банков, обусловленного глобальным кризисом, предпринималшаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидностибанкам. Выбор в пользу обеспечения финансовой стабильности был правильным, и поданному пути пошли многие центральные банки, в том числе развитых стран.
В целях обеспечения банковкраткосрочной тенговой ликвидностью Национальный Банк Республики Казахстан с августа2007 года увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операциивалютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корреспондентскихсчетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в свободно-конвертируемойвалюте. Также Национальный Банк Республики Казахстан возобновил практику досрочногопогашения собственных краткосрочных нот.
Кроме того, Национальным БанкомРеспублики Казахстан была введена новая форма займов рефинансирования, а именнократкосрочные займы под залог остатков на корреспондентских счетах банков в НациональномБанке Республики Казахстан в национальной валюте. Данные операции рефинансированияпроводились со сроком 7 дней.
За период с августа по декабрь2007 года Национальным Банком Республики Казахстан были проведены операции обратногоРЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП – 4043,1 млрд. тенге. Посостоянию на конец декабря 2007 года объем непогашенной банками задолженности передНациональным Банком Республики Казахстан по операциям обратного РЕПО составлял 4,0млрд. тенге, по операциям валютного СВОП – 123,8 млрд. тенге.
Начиная с августа 2007 года,значительно сократился спрос со стороны банков на краткосрочные ноты, в результатечего в обращение выпускались ноты со сроками обращения только 28 дней. Объемы операцийНационального Банка Республики Казахстан по привлечению депозитов проводились внезначительных объемах. Это было связано с отсутствием «свободной» ликвидности банков.
В результате объемы нот вобращении сократились до 228,9 млрд. тенге (в целом за 2007 год – снижение на 57,1%),объемы депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан – до 9,9 млрд.тенге (в целом за 2007 год – снижение на 92,4%).
На внутреннем валютном рынкев августе-декабре 2007 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественнов качестве продавца иностранной валюты. Объем нетто-продаж иностранной валюты достиг6,5 млрд. долл. США.
Итогом операций НациональногоБанка Республики Казахстан на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности банковвторого уровня на 58,2 млрд. тенге за август-декабрь 2007 года.
В августе Национальным БанкомРеспублики Казахстан был пересмотрен механизм минимальных резервных требований.Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширениеструктуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, пооценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2007 года.
Кроме того, в июле 2007 годабыли приняты изменения в нормативы минимальных резервных требований. В соответствиис ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив поиным (включая внешние) обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуреобязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутреннихобязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно «связать» часть избыточнойликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2007 года.
Однако с учетом возникновенияпроблем банков с ликвидностью сроки вступления в силу новых нормативов минимальныхрезервных требований были перенесены на 1 июля 2008 года.
Результатом мер НациональногоБанка Республики Казахстан в 2007 году стало существенное замедление темпов ростаденежного предложения. За 2007 год произошло сжатие денежной базы на 2,5% (в 2006году – расширение на 126,4%) до 1464,3 млрд. тенге. По предварительным данным за2007 год денежная масса увеличилась на 25,5% (за 2006 год – на 78,1%) до 4613,7млрд. тенге, наличные деньги в обращении – на 23,1% (на 45,9%) до 739,7 млрд. тенге.

3 Меры денежно-кредитнойполитики на 2008 год
 
3.1 Денежно-кредитнаяполитика на 2008 год
Действия Национального БанкаРеспублики Казахстан будут определяться в зависимости от реализации базового илипессимистичного сценария развития экономики. При реализации базового сценария приоритетомбудет оставаться обеспечение стабильности цен. Реализация пессимистичного сценарияпотребует изменения приоритетов политики в пользу обеспечения стабильности финансовогосектора с целью недопущения дальнейшего ухудшения экономической ситуации в стране.
Реагируя на изменение ситуации,сложившейся в мировой и отечественной экономиках, Национальный Банк Республики Казахстанотойдет от проведения «жесткой» денежно-кредитной политики. Как уже отмечалось выше,центральные банки многих стран, включая крупнейшие страны, пересматривают подходык проведению денежно-кредитной политики, делая основной упор на поддержание развитиясобственных банковских систем. Считаем, что в условиях замедления экономическогороста в Республике Казахстан такая политика Национального Банка Республики Казахстанявляется наиболее предпочтительной.
— Меры денежно-кредитной политикипри реализации обоих сценариев
В 2008 году Национальный БанкРеспублики Казахстан продолжит работу по совершенствованию инструментов денежно-кредитнойполитики, главным образом в отношении повышения роли процентных ставок по операциямНационального Банка Республики Казахстан.
Установление официальной ставкирефинансирования будет производиться в зависимости от ситуации на денежном рынкеи уровня инфляции таким образом, чтобы она являлась верхним уровнем ставок на денежномрынке краткосрочных инструментов. Ставка по депозитам, привлекаемым НациональнымБанком Республики Казахстан от банков второго уровня, будет устанавливаться на уровне? от официальной ставки рефинансирования и представлять собой нижнюю границу коридораставок Национального Банка Республики Казахстан.
Национальный Банк РеспубликиКазахстан продолжит предоставление банкам второго уровня займов рефинансированияв виде проведения операций обратного РЕПО под залог государственных и агентскихценных бумаг. Проведение операций валютного СВОП, а также предоставление краткосрочныхзаймов под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном БанкеРеспублики Казахстан будет осуществляться только при заключении банками Соглашенияо сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов НациональнымБанком Республики Казахстан.
Будет полностью прекращенапрактика проведения переучетных операций с коммерческими векселями, в этой связибудет прекращено присвоение предприятиям статуса первоклассных эмитентов векселей.
Национальный Банк РеспубликиКазахстан будет осуществлять операции по конвертации и реконвертации активов Национальногофонда Республики Казахстан, как путем покупки или продажи иностранной валюты навнутреннем рынке, так и за счет золотовалютных активов. При этом снижению дополнительногоспроса на иностранную валюту на внутреннем рынке будет способствовать увеличениесроков, в течение которых Национальный Банк Республики Казахстан может осуществлятьконвертационные операции, до 6 месяцев (до ноября 2007 года – 1 месяц).
Меры денежно-кредитной политикипри реализации базового сценария:
Национальный Банк РеспубликиКазахстан будет проводить умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Это будетподразумевать, с одной стороны, принятие мер по поддержанию ставок по операциямНационального Банка Республики Казахстан на уровне, адекватном складывающейся ситуации,а с другой стороны, проведение операций по обеспечению банков краткосрочной ликвидностью.
Основными операциями регулированияНациональным Банком Республики Казахстан ставок вознаграждения на финансовом рынке,а также регулирования ликвидности банков останутся выпуск краткосрочных нот, привлечениедепозитов банков второго уровня, предоставление займов рефинансирования.
При необходимости и в случаевозникновения спроса Национальный Банк Республики Казахстан рассмотрит вопрос возобновлениявыпуска краткосрочных нот сроком обращения до 1 года для формирования краткосрочнойкривой доходности. Национальный Банк Республики Казахстан будет осуществлять мониторингкраткосрочной кривой доходности и принимать соответствующие решения в зависимостиот ситуации на финансовом рынке.
Национальный Банк РеспубликиКазахстан в условиях давления на обменный курс тенге в сторону его ослабления небудет допускать резких краткосрочных колебаний обменного курса тенге, при этом ориентирыили коридоры колебания курса тенге устанавливаться не будут.
Относительное снижение внутреннегоинвестиционного и потребительского спроса обеспечит корректировку ситуации в платежномбалансе за счет сокращения, прежде всего, расходов на импорт. В то же время, учитываявременной лаг с которым это может произойти, в целях устранения дисбаланса спросаи предложения на внутреннем валютном рынке в краткосрочном периоде НациональнымБанком Республики Казахстан могут быть предприняты меры по ограничению спроса наиностранную валюту, в том числе путем изменения порядка покупки и продажи валютына внутреннем валютном рынке.
Меры денежно-кредитной политикипри реализации пессимистичного сценария Национальный Банк Республики Казахстан будетпроводить поддерживающую денежно-кредитную политику.
Это подразумевает возможностьзначительного снижения существующих нормативов минимальных резервных требований.
Национальный Банк РеспубликиКазахстан будет воздерживаться от предоставления банкам прямой долговременной помощив значительным объемах. Тем не менее, Национальный Банк Республики Казахстан совместнос Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка ифинансовых организаций и Правительством Республики Казахстан планирует выработатьи активно использовать механизмы поддержания банковского сектора с использованиемразличных косвенных инструментов (секьюритизация активов, операции с облигациямии акциями банков, предоставление ликвидности через институты развития и др.).
Национальный Банк РеспубликиКазахстан в условиях более высокого давления обменного курса тенге допустит болеезначительное его ослабление по сравнению с базовым сценарием в целях поддержаниязолотовалютных резервов на уровне, необходимом для выполнения страной своих международныхобязательств.
Сжатие внутреннего инвестиционногои потребительского спроса обеспечит корректировку ситуации в платежном балансе засчет сокращения не только расходов на импорт, но и сокращения выплат в обслуживаниевнешнего долга. В то же время, учитывая существенный дефицит ликвидности в иностраннойвалюте и угрозу внезапного оттока капитала из страны, при необходимости будут принятыжесткие меры по стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. В этих целяхНациональным Банком Республики Казахстан могут быть предприняты меры по ограничениюоттока капитала и повышению объемов предложения иностранной валюты, в том числепосредством временного введения валютных ограничений (режим специального разрешения).

3.2 Основныепрогнозы показателей денежно-кредитной политики
Прогноз основных показателейденежно-кредитной политики на 2008-2009 годы (базовый сценарий) на конец периодаПоказатели 2007 факт 2008 прогноз 2009 прогноз Инфляция, % — на конец года, % 18,8 7,9-9,9 7,5-9,5 — в среднем за год, % 10,8 16,0-18,0 8,5-10,5 Официальная ставка рефинансирования, % 11,0 10,0 9,0 Денежная база, млрд. тенге 1464 1681 1878 Изменение в % -2,5 14,8 11,7 Денежная масса, млрд. тенге 4614 4998 6173 Изменение в % 25,5 8,3 23,5 Депозиты резидентов, млрд. тенге 3874* 4167 5124 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 7256* 8220 9848 Уровень монетизации экономики, % 38,6* 31,6 33,1
Прогноз основныхденежно-кредитных показателей на 2008 — 2010 годы (пессимистичный сценарий) на конец периодаПоказатели
2007
(факт) 2008 (прогноз) 2009 (прогноз) Инфляция, % — на конец года, % 18,8 7,9-9,9 7,5-9,5 — в среднем за год, % 10,8 16,0-18,0 8,5-10,5 Официальная ставка рефинансирования, % 11,0 8,0 6,0 Денежная база, млрд. тенге 1464 1410 1402 изменение в % -2,5 -3,7 -0,6 Денежная масса, млрд. тенге 4614* 4088 4088 изменение в % 25,5* -11,4 0,0 Депозиты резидентов, млрд. тенге 3874* 3384 3438 Кредиты банков экономике, млрд. тенге 7256* 6570 6656 Уровень монетизации экономики, % 38,6 * 28,0 25,6
· по предварительнымданным за 2007 год

Заключение
Денежно-кредитная политика,основным проводником которой, как правило, является Центральный Банк (ЦБ), направленаглавным образом на воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объемликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Достижение этих задачпреследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.ЦБ обычно по уставу отвечает за стабильность денежного обращения и курса национальнойвалюты и в этих целях координирует свою политику с другими государственными органами.Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из элементов всейэкономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.
Взаимоотношения ЦБ и правительствав проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограниченов своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовываялишь общую макроэкономическую политику.
Различают “узкую” и “широкую”денежно-кредитную политику. Под узкой политикой имеют в виду достижение оптимальноговалютного курса с помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и другихинструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая политика направленана борьбу с инфляцией через воздействие на денежную массу в обращении. С помощьюпрямых и косвенных методов кредитного контроля регулируется ликвидность банковскойсистемы и долгосрочные процентные ставки.
Денежно-кредитная политикадолжна быть четко увязана с бюджетом и налоговой политикой и, соответственно, финансированиемгосбюджета.
Центральный банк — преждевсего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестветакого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощьюинструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традиции.Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государствнеобычайно широк. Инструменты имеют следующую классификацию: кратко- и долгосрочные,прямые и косвенные, общие и селективные, рыночные и нерыночные.
Краткая характеристика основныхинструментов денежно-кредитной политики:
Официальная учетная ставка- относительно редко изменяемая ставка ЦБ, по которой он готов учитывать векселяили предоставлять кредиты другим банкам в качестве кредитора последней инстанции.
Обязательные резервы — частьресурсов банков, внесенных по требованию властей на беспроцентный счет в ЦБ.
Операции на открытом рынке- операции ЦБ по купле-продаже коммерческих и казначейских векселей, государственныхоблигаций и прочих ценных бумаг, а также краткосрочные операции с ценными бумагамис совершением позднее обратной сделки.
Моральное воздействие — рекомендации,заявления, собеседования традиционно играют важную роль в денежно-кредитной политикемногих развитых стран.
Разумный банковский надзор- различные методы контроля за функционированием банков с точки зрения обеспеченияих безопасности на основе сбора информации, требования соблюдения определенных балансовыхкоэффициентов.
Контроль за рынком капиталов- порядок выпуска акций и облигаций, включая стандартные правила-требования, очередностьэмиссии, официальный предел внешних заимствований относительно самофинансирования,квоты выпуска облигаций и др.
Допуск к рынкам — регулированиеоткрытия новых банков, разрешение операций иностранным банковским учреждениям.
Специальные депозиты — частьприроста депозитов или кредитов коммерческих банков, изъятая на беспроцентные счетав ЦБ.
Количественные ограничения- потолки ставок, прямое ограничение кредитования, периодическое “замораживание”процентных ставок.
Валютные интервенции — купля-продажавалюты для воздействия на курс и, следовательно, на спрос и предложение денежнойединицы.
Управление госдолгом. Эмиссиягособлигаций нейтрализует ликвидность банков, связывает их средства, и поэтому масштабыгосдолга, техника его эмиссии, форма размещения имеют большое значение для контроляза денежным обращением.
Таргетирование — установлениецелевых ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы.
Регулирование фондовых и фьючерскихопераций путем установления обязательной маржи.
Нормы обязательного инвестированияв государственные ценные бумаги для банков и инвестиционных институтов. Эти инструментыденежно-кредитной политики могут быть эффективными только в условиях тесной увязкис фискальной политикой и законодательством.

Список использованныхисточников
1 О Национальном БанкеРеспублики Казахстан: Закон РК от 30 марта 1995 года №2185/ Правовая система «Зан»/Медиатека ПГУ
2 БаймуратовУ. Финансы Казахстана//Том2. Избран. научн. труды. – Алматы: БИС, 2005. – 320 с.
3 СахариевС.С., Сахариева А.С., Сахариева А.С. Финансы: Учебник. – Алматы: Юридическая литература,2004. – 450 с.
4 МельниковВ.Д. Основы финансов: Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM», 2005. – 560 с.
5 О банках и банковскойдеятельности в Республики Казахстан: Закон РК от 31 августа 1995 года №2444/ Правоваясистема «Зан»/Медиатека ПГУ
6 www.nationalbank.kz/
7 www.afn.kz/