Денежно-кредитная система и инструменты политики Центрального банка

РОСЖЕЛДОР
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Ростовскийгосударственный университет путей сообщения»
______________________________(РГУПС)_______________________
 
 
Кафедра «Экономикаи менеджмент»
Дисциплина «Экономическаятеория»
КУРСОВАЯРАБОТА
 
на тему: Денежно-кредитнаясистема и инструменты политики
Центральногобанка.
Студент
группа АВР-132                                                         ОвчароваО.А.                                                                                                   (Фамилия,И.О.)
Руководитель
курсовой работы
Доктор эконом. наук, профессор                              ШагинянС.Г.                            (должность, звание)                                           (Фамилия,И.О.)
Ростов-на-Дону
2006 г.

 
План
Введение
1. Функции и задачиЦентрального банка РФ
         1.1.Двухуровневая банковская система РФ
         1.2. Основныезадачи Центрального банка
         1.3. Функции Центральногобанка
2. Денежно-кредитнаяполитика Центрального банка РФ
         2.1. Цельденежно-кредитной политики
         2.2. Основныеметоды и инструменты денежно-кредитной
                 политики
3. Банковская реформа вобеспечении функций Центрального банка РФ
Заключение
Список используемойлитературы

ВВЕДЕНИЕ
        
Ядро любой кредитнойсистемы составляет банковская система. Единым органом, координирующимдеятельность кредитных организаций, является Центральный банк. Но прямоевоздействие он оказывает лишь на банковские учреждения, а на остальные – толькоопосредованно.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ(ЭМИССИОННЫЙ) БАНК(ЦБ) — центральноезвено денежно-кредитной системы любого государства, головной банк страны,сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения игосударственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссиибанкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотыхи валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработкаобщей кредитной политики. Его стратегическая задача — создание условий длянеифляционного развития экономики. Центральный банк в различных странах могутиметь разные названия: государственные, национальные, резервные, эмиссионные.Во многих странах Центральные банки являются государственными. Но и, ненаходясь в собственности государства, Центральный банк действует в рамкахправительственных инструкций.
Активами Центральногобанка являются:
1) золото, иностраннаявалюта, СДР, резервная позиция в Международном валютном фонде;
2) купленные центральнымбанком государственные ценные бумаги (прежде всего казначейские векселя и облигации),которые являются долговыми обязательствами правительства;
3) ссуды, предоставленныецентральным банком коммерческим банкам;
4) учтенные векселя идругие статьи.
В большинстве случаев егокапитал принадлежит государству: но акционерами могут быть коммерческие банки идругие финансовые учреждения.
Для Центрального банкахарактерен высокий уровень независимости от прочих государственных структур.Большей частью он подотчетен непосредственно парламенту или образованнойпарламентом специальной комиссии. Руководителя Центральным банком назначаетглава государства или парламент. Правительству же, как правило, согласнобанковскому законодательству развитых стран Запада, предоставляется правоподбора кандидатуры на этот высокий пост.
Денежно-кредитнаяполитика — очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, ненарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом ипроисходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообщеневозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевыерешения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеаледенежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полнуюзанятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели. Однако напрактике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущнымпотребностям экономики страны задачи.
Нельзя забывать и о том,что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потому необыкновенноопасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена ипечальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономике негативныхтенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне послесерьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитнойполитики на экономику государства, дадут положительные результаты. В качествепроводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банкгосударства. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой Центральнымбанком, экономика не может эффективно функционировать.
           1. Функции и задачи Центрального банка Российской Федерации
 
1.1. Двухуровневаябанковская система Российской Федерации
 
Корни российских банковуводят нас вглубь отечественной истории, в эпоху Великого Новгорода (XII – XV вв.). Уже в то время осуществлялись банковские операции,принимались денежные вклады, выдавались кредиты под залог.
Первый в Россииакционерный коммерческий банк начал свои операции в 1864 г. вг.Санкт-Петербурге. Второй коммерческий банк – Московский Купеческий банк –открылся в 1866 г.
До 1861 г. банковскаясистема России была представлена в основном дворянскими банками и банкирскимифирмами. Первые кредитовали помещиков под залог их имений, вторые –промышленность и торговлю. Функционировали фондовые биржи.
После отмены крепостногоправа банковская система получила бурное развитие: был создан Государственныйбанк, возникли общества взаимного кредита. В 1914 – 1917 гг. кредитная системаРоссии включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимногокредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитнуюкооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
Ведущая роль принадлежалаГосударственному банку и акционерным коммерческим банкам.
В 1917 г. в результатенационализации были конфискованы акционерные капиталы частных банков, которыестали государственной собственностью. Была также установлена государственнаямонополия на банковское дело, произошло слияние бывших частных банков иГосбанка России в единый общегосударственный банк РСФСР, были ликвидированыипотечные банки и кредитные учреждения, обслуживающие среднюю и мелкуюгородскую буржуазию, и запрещены операции с ценными бумагами. В целом кредитнаякооперация не была национализирована, однако, обслуживающий ее Московскийнародный (кооперативный) банк был национализирован, а его правление переизбранов кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.
До Октябрьской революциикредитная система России включала в себя центральный банк, систему коммерческихи земельных банков, страховые компании и ряд специализированных финансовыхинститутов. В 1930-е гг. кредитная система была реорганизована, следствием чегостали ее чрезмерное укрупнение и централизация. По существу, остался лишь одинуровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли.Результатом подобной реорганизации банковской системы стало выхолащиваниесамого понятия кредитной системы и сущности кредита. Банковская система былаорганически встроена в командно-административную модель управления, находиласьв полном политическом и административном подчинении у правительства и, преждевсего, у министра финансов. Вместо разветвленной кредитной системы остались трибанка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена системастрахования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений вшироком смысле слова и переход на административную систему управления.
Основными недостаткамибанковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
– отсутствиевексельного обращения;
– выполнениебанками, по существу, роли второго госбюджета;
– списание долговпредприятий, особенно в сельском хозяйстве;
– операцииперекредитования всех сфер хозяйства;
– потеря банковскойспециализации;
– монополизм,обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
– низкий уровеньпроцентных ставок;
– слабый контрольбанков (на базе кредита) за деятельностью в различных сферах экономики;
– неконтролируемаяэмиссия кредитных денег.
Реорганизациябанковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер.Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новуюбанковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк,Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк иЖилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованнымипрежними банками.
Реорганизация1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:
– банки продолжалибазироваться на прежней единой форме собственности – государственной;
– сохранился ихмонополизм, увеличилось лишь число монополистов;
– реформапроводилась в отсутствие новых экономических механизмов;
– не существоваловыбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий забанками;
– продолжалосьраспределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;
–  банкипо-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая их низкую ликвидность;
– не были созданыденежный рынок и торговля кредитными ресурсами;
– увеличилисьиздержки на содержание банковского аппарата;
– разгорелась«банковская война» за разделение текущих и ссудных счетов;
– реорганизация незатронула деятельность страховых учреждений – важных источников кредитныхресурсов.
Проведеннаятаким образом реорганизация 1987 г., сохранив неэффективную одноуровневуюкредитную систему, не приблизила ее структуру к потребностям нарождающихся вРоссии рыночных отношений. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитнойсистемы и приближения ее к структуре аналогичных систем в странах с развитойрыночной экономикой.
Второйэтап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системыэкономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первыхкоммерческих банков. Создание такого рынка означало заменуадминистративно-командных отношений гибкими (экономическими) методамиперемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения.
Вцелях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватнойскладывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банкаи его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчиненияправительству и получил, таким образом, необходимую экономическуюнезависимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был созданЦентральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитойрыночной экономикой.
Врезультате в нашей стране практически сформировалась двухуровневая банковскаясистема: I уровень – Центральный банк России, II уровень – коммерческие банки идругие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковскиеоперации.
Центральныйбанк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Онотражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства,формирует главные принципы всей банковской деятельности.
Коммерческиебанки концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и обслуживают юридическихи физических лиц. По уровню специализации коммерческие банки делятся:
– на универсальные,т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций;
– специализированные,т.е. специализирующиеся на определенных видах банковских операций.
Коммерческиебанки большинства стран выполняют до 300 видов операций и услуг, важнейшие изкоторых:
– ведениедепозитных счетов;
– выдача кредитов;
– хранениеценностей и т. д.
Заметнуюроль в банковской сфере России играет примерно треть коммерческих банков –бывшие специализированные и отраслевые банки со значительным участиемгосударства в их капиталах. Эти банки располагают достаточно большимсобственным капиталом, активами, необходимым количеством филиалов, чтопозволяет им постоянно пополнять собственную кредитную базу и увеличиватьобороты.
Стремительнопрогрессируют многие новые банки, возникшие без опоры на бывшие госбанки. Новыебанки создаются и работают в тесном контакте с какой-либо финансовой группой. Вбольшинстве случаев это дочерние структуры таких групп – торговых домов,коммерческих компаний, бирж и т.п. В качестве примера можно назвать «МДМ»,«Альфа-банк», «Росбанк» и другие. Вышеназванные банки быстро вышли наобщероссийский уровень, превратились в крупные универсальные банки.
Крупныекомпании и крупные банки объединяют свои усилия в целях развития инвестиций.Так, например, Внешторгбанк (собственный капитал 54,768 млрд. руб.) и егопостоянный клиент крупнейшая нефтяная компания России «ЛУКойл» подписалисоглашение о стратегическом партнерстве. По условиям этого договора «ЛУКойл»переводит часть своих финансовых потоков на обслуживание во Внешторгбанк, абанк со своей стороны должен предоставлять средне- и долгосрочные кредиты«ЛУКойлу» на инвестиционные нужды под эффективность проектов. Такое соглашениес одним из самых крупных банков России позволяет компании перейти в категориюстратегических партнеров банка.[1]
Втаблице 1.1 представлена группировка кредитных организаций по величинеуставного капитала. Анализ этой таблицы показывает, что растет количествобанков с уставным капиталом от 30 млн. руб. и выше.
Таблица1.1
Группировкадействующих кредитных организаций
повеличине зарегистрированного уставного капитала
 
Зарегистрированный
уставной капитал Количество кредитных организаций Изменения (+/-) на 01.01.2002 г. на 01.04.2002 г. Количество Удельный вес в % к итогу Количество Удельный вес в % к итогу До 3 млн. руб. 128 9,7 122 9,2 -6 От 3 до 10 млн. руб. 218 16,5 204 15,4 -14 От 10 до 30 млн. руб. 317 24,0 309 23,3 -8 От 30 до 60 млн. руб. 255 19,3 259 19,5 4 От 60 до 150 млн. руб. 171 13,0 182 13,7 11 От 150 до 300 млн. руб. 97 7,4 110 8,3 13 От 300 млн. руб. и выше 133 10,1 141 10,6 8 Всего 1319 100 1327 100 8
 
Достаточнобыстрыми темпами растет совокупный капитал действующих банков. Позитивнымфактором наращивания банками своей капитальной базы можно считать то, что источникамироста капитала стали не только увеличение размера уставного капитала исубординированные кредиты, но также прибыль и сформированные из нее фонды.
Продолжаетнаращиваться ресурсная база банков. Все большую роль в ней играют средствапредприятий и организаций. Остатки средств на расчетных, текущих и прочихсчетах предприятий и организаций выросли за 2000 – 2001 гг. в рублях более чемна 60%, а в иностранной валюте – более чем на четверть.
Росткапитала и ресурсной базы коммерческих банков, определенное повышение качестваих кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателейфинансовой устойчивости банковской системы. По состоянию на 01.01.2001 г. вфинансово-устойчивых кредитных организациях было сосредоточено более 86%совокупных активов действующих банков. Этими банками привлечено более 84%средств от предприятий и организаций, около 75% бюджетных средств, 96% вкладовнаселения и 69% межбанковских кредитов.
Количествоприбыльных банков на 01.01.2001 г. составило более 92% числа работающих банков.
Вконце 2001 г. сняты определенные законодательные ограничения на иностранныйкапитал в банковской системе в России. В сентябре 2001 г. был отменен запрет наоткрытие в России филиалов иностранных банков. Сегодня каждый десятыйроссийский банк имеет в собственном капитале долю иностранного капитала, приэтом 26 банков были организованы только на основе иностранного капитала, в 10банках доля иностранного капитала выше 50% и у 93 банков имеется неконтрольныйпакет нерезидентов. На эти банки приходится 9,8% активов, 7,8% капитала и 6,1%кредитов российской банковской системы. Таким образом, следует констатировать,что присутствие иностранного капитала в отечественном банковском сектореневелико и оно гораздо ниже, чем в других странах с переходной экономикой, гдезачастую контрольные пакеты всех крупнейших банков (включая национальныйсберегательный банк) принадлежат иностранцам. С 1 октября 2001 г. ЦБ РФ отменилразрешительный порядок получения кредитов от иностранных банков на срок более180 дней в сумме до 100 млн. долларов. С четвертого квартала 2001 г. ЦБР снизилвеличину минимального уставного капитала для вновь открываемых иностранныхбанков с 10 млн. до 5 млн. евро, тем самым, уровняв требования к иностранцам стребованиями, которые предъявляются к российским банкам. Все это заметноупрощает зарубежным банкам доступ на российский рынок.
Передотечественными банками стоит задача наращивания их капитализации. Длядостижения уровня капитализации хотя бы банков стран Центральной и ВосточнойЕвропы потребуется порядка 10 млрд. долл. (данное обстоятельство и сталопричиной смягчения политики ЦБ по привлечению в банки иностранного капитала).При этом следует понимать: с одной стороны, непрозрачность структурысобственности и бизнес-операций российских банков служит барьером дляинтенсивного притока иностранного капитала, с другой – более высокий уровеньпроцентных ставок в России удерживает в нашей стране средства, привлеченныеиностранными банками.[2]
1.2. Основные задачиЦентрального банка
 
В банковской системеЦентральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависитустойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора.Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банксоздает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителяк потребителю.
Центральный банк –экономический институт, функционирующий в сфере товарно-денежных отношений. Егоденежно-кредитная политика основана на использовании денег, кредита, процента,валютного курса.
Центральный банк –общественный институт, работающий на макроуровне экономических отношений.Эмитирование им наличных денег и платежных средств важно для отдельныхэкономических субъектов и для экономики в целом. Обеспечивая рациональнуюорганизацию денежного обращения, безинфляционное развитие, он создает условиядля сохранения ценности денег и тем самым для социального развития общества.
Центральные банкиявляются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельностьсвязана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивостинациональной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам;развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного ибесперебойного осуществления расчетов.  
Центральный банк Россиивыполняет следующие задачи:
– во взаимодействиис Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственнуюденежно-кредитную политику;
– монопольноосуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
– являетсякредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему ихрефинансирования;
– устанавливаетправила осуществления расчетов в России;
– устанавливаетправила проведения банковских операций;
– осуществляетобслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредствомпроведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти игосударственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организацияисполнения и исполнение бюджетов;
– осуществляетэффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
– принимает решениео госрегистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензиина осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзываетих;
– осуществляетнадзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
– регистрируетэмиссию ценных бумаг кредитными организациями;
– осуществляет всевиды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функцийБанка России;
– организует иосуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательствомРФ;
– определяетпорядок осуществления расчетов с международными организациями, иностраннымигосударствами, а также с юридическими и физическими лицами;
– устанавливаетправила бухучета и отчетности для банковской системы РФ;
– устанавливает ипубликует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
– принимает участиев разработке прогноза платежного баланса России и организует составлениеплатежного баланса РФ;
– устанавливаетпорядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организациипроведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
– проводит анализ ипрогнозирование состояния экономики РФ, публикует материалы и статистическиеданные;
– осуществляетвыплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, неучаствующих в системе обязательного страхования вкладов; также выполняет иныезадачи.
 Правовой статусЦентрального банка Российской Федерации и цели его деятельности, функции иполномочия определяют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)», другие федеральныезаконы.
Центральный банк РФ вотличие от коммерческих банков – федеральный орган государственной власти. Егогосударственно-властные полномочия распространяются на денежно-кредитную сферуи регулирование деятельности банков, входящих в банковскую систему страны.Такое управление не предполагает право собственности на имущество управляемыхсубъектов, их подчинение банку. Банк России осуществляет государственное управлениев форме денежно-кредитного регулирования с помощью введения норм и правилдеятельности неподчиненных ему банков, надзора и контроля за их работой.         Главнойже задачей центрального банка является сохранение стабильной покупательнойспособности национальной денежной единицы и обеспечение бесперебойностиденежных платежей и расчетов в стране. Так, Немецкий федеральный банк обязан всоответствии с законом «обеспечивать стабильность национальной валюты»; главнаяцель Банка Франции – сохранять «стабильность цен». В соответствии со статьей 3Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивостирубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации иобеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.Для этого ЦБ РФ наделяется функциями и полномочиями высшего органа государствапо разработке и осуществлению денежно – кредитной политики.
1.3. ФункцииЦентрального банка
 
Центральный банк – преждевсего посредник между государством и остальной экономикой через банки. Вкачестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потокис помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке.Инструментарий денежно-кредитной политики развитых капиталистических государствнеобычайно широк.
Деятельность Центральногобанка любой страны, в том числе и Банка России,  направлена на решениетриединой задачи: обеспечение стабильности покупательной способности ивалютного курса национальной денежной единицы, стабильности и ликвидностибанковской системы, эффективности и надёжности платёжной системы.
Функции центральногобанка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требуетдостижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.
В современных условиях ЦБвыполняет следующие основные функции:
– монопольнаяэмиссия банкнот;
– «банк банков»;
– банкправительства;
– регулированиеденежно-кредитной системы;
–     реализация валютнойполитики;
–     организацияплатежно-расчетных отношений.
– главный расчетныйцентр страны.
Рассмотримперечисленные функции более подробно.
Эмиссия банкнот – эта функция является старейшей и одной из наиболее важныхфункций любого Центрального банка. С развитием капитализма она претерпеласущественные изменения: если на ранних этапах становления кредитных системкоммерческие банки наряду с Центральными банками проводили эмиссию банкнот, тов процессе сосредоточения эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков итрансформации этих кредитных учреждений в Центральные банки монополия на выпускбумаг закрепилась за одним банком – Центральным. Правда, право чеканки монетбыло частично предоставлено Центральному банку, а частично соответствующемуправительству. Однако и в этом случае монеты запускаются в оборот черезЦентральный банк.
Банкноты только Центрального банка являются неограниченно“законным платежным средством” и тем самым средством погашения долгов. ТакжеЦентральный банк устанавливает правила обращения с денежной массой и создаетсистему резервных фондов наличности. В условиях усиливающейся инфляции этоозначает сохранение централизованной системы лимитирования и оперативногорегулирования наличной эмиссии. Средствами, находящимися в резервных фондах,могут распоряжаться только Правление Центрального банка и его областныеуправления. Только с их разрешения денежные знаки могут быть перемещены изрезервных фондов в оборотную кассу (или операционную кассу филиалов банков, прикоторых не открыты резервные фонды). Собственно эта операция и означает эмиссию– выпуск наличных денег в обращение. Перемещение денежных знаков из оборотнойкассы в резервные фонды обусловливает изъятие денег из обращения. Эта операция,в соответствии с правилами кассового регулирования, осуществляетсяавтоматически – при превышении лимитов оборотных (операционных) касс.
В настоящее время Центральный банк обладает исключительнымправом на выпуск в обращение наличных денег, который реализуется в процессекредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценныхбумаг в иностранной валюте.
В условиях золотого монометаллизма банкноты Центральногобанка имели двойное обеспечение: золотом и коммерческими векселями. Послеотказа от системы золотого стандарта эмиссия банкнот осуществляетсяпреимущественно под правительственные облигации. В связи с этимнепосредственная связь банкнот с товарным обращением значительно ослабла.
«Банк банков». Особая роль Центрального банка в кредитной системе состоиттакже в том, что главной его клиентурой являются не торгово-промышленныепредприятия и население, а кредитные учреждения, в основном коммерческие банки.Для обеспечения своей ликвидности коммерческие банки хранят в Центральном банкечасть своих денежных средств в виде кассовых резервов на текущем счете. Причемэти резервы после Великой депрессии 30-х гг. стали обязательными, т.е. Центральныйбанк в административном порядке устанавливает минимальное соотношение резервовс обязательствами банков по депозитам.
В периоды напряженного положения на денежном рынке Центральныйбанк осуществляет кредитование коммерческих банков в виде переучета векселей, атакже перезалога их ценных бумаг.
В последнее время взаимоотношения Центрального банка скредитной системой в промышленно развитых странах претерпели значительныеизменения, что связано, прежде всего, с проведением мероприятий полиберализации рынка капиталов. Взаимоотношения Центрального банка с кредитнымиучреждениями определяются следующим: во-первых, Центральный банк является дляних кредитором в последней инстанции; во-вторых, он осуществляет контроль илинадзор над банками и, в-третьих, следует отметить его особую роль какрегулирующего, контролирующего, исследовательского и информационного центракредитной системы страны.
Банк правительства. Центральный банк осуществляетоперации по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнениюбюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору за хранением, выпуском иизъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютныхсредств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль Центральногобанка в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытиегосударственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует егофункции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований,используемых на цели финансирования государственных расходов и государственногобюджета — государственные займы.
Государственные займыиспользуются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредствомаккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц,предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляютсяудостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Кассовое исполнениебюджета означает прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств,ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положенпринцип единства кассы, т.е. все мобилизованные государственные доходынаправляются на единый счет министерства финансов в Центральный банк, скоторого черпаются средства для осуществления государственных расходов, такимобразом, Центральный банк выступает кассиром правительства.
Денежно-кредитноерегулирование. БанкРоссии является органом банковского регулирования и надзора за деятельностьюкредитных организаций.
Регулирование кредитныхорганизаций — это система мер, посредством которых государство через Центральныйбанк обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков,предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.
Контроль за деятельностьюбанков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков ипредусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своейдеятельности в соответствии с действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков икредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.Защита и обеспечение устойчивости рубля и снижение темпов инфляции являетсяважной задачей деятельности Банка России. Главной особенностью основныхнаправлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темповинфляции. В предстоящие три года Правительством РФ и Банком Россиипредполагается реализовать задачу снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005году,6,0-7,5% — в 2006году и 5,0-6,5% — в 2007г., что соответствует основнымпараметрам сценарных условий социально-экономического развития РФ на 2005год ина период до 2007 года.[3] Банк России невмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральными законами.
Реализация валютнойполитики.Исторически сложилось, что для обеспечения банковской эмиссии в центральныхбанках были сосредоточены золотовалютные резервы. Они сберегаются какгарантийно-страховые фонды для международных платежей и для поддержки курсовнациональных валют. От имени правительства Центральный банк регулирует резервыиностранной валюты и золота, является традиционным хранителем золотовалютныхрезервов. Он осуществляет валютное регулирование путем учетной политики ибалансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов. Как правило,Центральный банк представляет свою страну в международных и региональныхвалютно-финансовых учреждениях.
В целях поддержанияобъема валютных резервов на приемлемом уровне Центральные банки управляют ими,т. е. формируют их оптимальную структуру и осуществляют их рациональноеразмещение.
Центральные банкипериодически пересматривают структуру валютных резервов, увеличивая удельныйвес валют, которые в данный момент являются наиболее устойчивыми.
Центральный банкпрактикует следующие формы размещения валютных резервов: государственные ценныебумаги, выраженные в иностранной валюте, и депозиты, размещаемые в банках заграницей.
Организацияплатежно-расчетных отношений. Центральные Банки  начали участвовать в организации платежеймежду коммерческими банками в период фундаментальных изменений в технологииплатежей – перехода к бумажно-денежному обращению. Внедрение в повседневнуюжизнь не имеющих стоимости бумажных денег потребовало создания расчетныхсистем, пользующихся доверием. Ответственность за осуществление платежей взялна себя Центральный банк, имеющий безупречное финансовое положение и большойавторитет.
Задачами Центральногобанка в организации платежной системы страны являются:
— поддержание стабильности финансовой структуры;
— обеспечение эффективного функционирования платежнойсистемы;
— проведение денежно-кредитной политики.
Стабильность финансовойсистемы непосредственно связана со стабильностью внутренней платежной системы,т. е. обусловлена наличием надежного механизма платежей, который позволяет бесперебойноосуществлять межбанковские операции по взаимозачетам и платежам и даетвозможность устранять возникшие проблемы (например, неплатежеспособность одногоиз ее участников, вызывающую цепную реакцию неплатежей и создавшую угрозу дляустойчивости всей финансовой системы в целом).
В случае неустойчивости иненадежности платежей системы Центральный банк испытывает серьезные трудностипри осуществлении эффективной денежно-кредитной политики, а кризис платежнойсистемы целиком лишает его возможности проведения регулирующих мероприятия вэтой сфере.
Главный расчетный центр страны. Центральный банк стремится создатьтакие условия проведения платежей и расчетов, которые минимизировали бысистемный риск и его последствия. Через банки проходят платежи предприятий,организаций и населения. Совершая по их поручению платежи, этим самым банквыполняет посредническую миссию. В руках банков эта функция становитсязначительно шире, чем элементарная посредническая деятельность. Банк можетаккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многихклиентов и суммировав их, направить огромные денежные ресурсы только одномусубъекту. Также банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдаватьих на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном сектореэкономики какого-либо региона, или перераспределить их в другие отрасли исовершенно другие регионы. Так как банки находятся в центре экономическойжизни, они получают возможность изменять размер, сроки и направления капиталовв соответствии с возникающими потребностями хозяйства.

2. Денежно-кредитнаяполитика Центрального банка РФ
 
Подденежно-кредитной политикой (монетарной) понимается совокупность мероприятий,предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулированияэкономики. Политика через изменение денежного предложения может стимулироватьрост совокупного объема производства, обеспечивать занятость и стабильныйуровень цен. Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерацииосуществляется Центральным банком РФ[4] путем определениянорм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций сценными бумагами, установление экономических нормативов для банков.
Центральныйбанк РФ осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банковдля поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России невмешивается в оперативную деятельность банков.
В зависимостиот экономической ситуации в стране денежно-кредитная политика может бытьнаправлена на удешевление кредитов от Центрального Банка для коммерческихбанков, а соответственно, и для заемщиков. В связи с этим можно выделитьследующие основные направления денежно-кредитной политики:
1.Экспансионистская или расширительная (мягкая) политика. Она направлена наувеличение объёмов кредитования и способствует росту количества денег вэкономике. Центральный Банк проводит политику «дешевых денег», если в экономикенаблюдается спад производства, растет безработица, следствием которой являетсяснижение стоимости кредитов. Параллельно это способствует увеличениюпредложения денег в экономике, что ведет к снижению процентной ставки и,соответственно, выступает стимулом роста объёма инвестиций, а также реальногоВНП. Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денегопережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег)с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко прослеживается в условияхдепрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятиявкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства – покупатьпотребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, исоздаются предпосылки для экономического роста.
2.Рестриктивная или ограничительная (жесткая) политика. Она направлена наувеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводитполитику дорогих денег, что ведет к удорожанию и труднодоступности кредита. Вэтом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг наоткрытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокиепроцентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег большесберегать, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в долг.Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу междудоходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечениясредств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже отинфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказаласьнеизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги.Данное направление регулирования используется при наличии инфляции.
В развитыхстранах денежно-кредитная политика рассматривается как оперативное дополнение кбюджетной политике, как инструмент настройки бюджетной конъюнктуры. Такимобразом, денежно-кредитная политика и бюджетное регулирование должныдействовать согласованно в достижении макроэкономических целей.Денежно-кредитная политика проводится Центральным Банком страны, который почтив любом государстве не зависит от правительства, а, следовательно, и отполитического лоббизма, являющимся главной проблемой бюджетной политики. Такжеденежно-кредитная политика является более оперативной и гибкой, чембюджетно-налоговая (например, решение об изменении объёмов покупки или продажиценных бумаг Центральным Банком может быть принято в течение одного дня).
Денежно-кредитнаясистема играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение еефункционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики.Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства.Наиболее распространенными методами воздействия государства на деньги и кредит,составляющие суть кредитно-денежной политики, являются следующие: операции наоткрытом рынке, изменение нормы обязательного резервирования, изменение учетнойставки, валютное регулирование.
2.1.Цель денежно-кредитной политики
Денежно-кредитноерегулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементовэкономической политики государства и представляет собой совокупностьмероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объемакредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения ирынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономическогороста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о центральных банкахособо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения икурса национальной валюты.
Борьбас инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты,как конечная цель экономической политики государства и ее составной части –денежно-кредитной политики – достигается в основном путем развития рыночныхмеханизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно наувеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов,то есть развития целесообразного взаимодействия финансового и реальногосекторов экономики.
Основополагающейцелью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общегоуровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствиеминфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложенияс целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.
Осуществляяденежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитнуюдеятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение илисокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутреннейэкономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутреннихэкономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичьболее глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом
Спомощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчитьэкономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктурыгосударство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различныеотрасли экономики страны.
Нужноотметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими),так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между нимисостоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие черезликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношенииколичественных и качественных параметров деятельности банков.

2.2.Основные методы и инструменты денежно-кредитной   политики
 
Основнымиметодами денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются:
– административныеметоды – к ним относятся прямые ограничения и лимиты, такие, как;
¨ квотированиеотдельных видов активных и пассивных операций;
¨ введениелимитов на выдачу ссуд разных категорий;
¨ ограниченияна открытие различных филиалов и отделений;
¨ лимитированиепроцентных ставок, тарифов и т.д.;
– экономическиеметоды – к ним относят использование мероприятий, не предполагающихустановления прямых запретов, например таких, как;
¨ налоговыемеры;
¨ нормативныемеры (отчисления в фонд регулирования кредитных ресурсов, коэффициентыликвидности и достаточности банковского капитала, а также другие видыотчислений).
Кинструментам денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменениеставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции наоткрытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрениекредитных ограничений.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Рефинансированиекоммерческих банковТермин«рефинансирование» означает получение денежных средств кредитнымиучреждениями от центрального банка. Центральный Банк может выдавать кредитыкоммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в ихпортфелях (как правило, векселя).
Переучетвекселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политикицентральных банков Западной Европы. Центральные Банки предъявляли определенныетребования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежностьдолгового обязательства.
Векселяпереучитываются по ставке редисконтирования. Эту ставку называют такжеофициальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам(рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. ЦентральныйБанк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческийбанк.
Вслучае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банкибудут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожаниемкредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Тоесть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменениеставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной цельюданного метода денежно-кредитной политики Центрального Банка. Например,повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентнойставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к ихсокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мывидим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние накредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческихбанков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитныхучреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание илиудешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходитизменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Такжеизменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новойденежно-кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вноситьнеобходимые коррективы в свою деятельность.
Недостаткомиспользования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политикиявляется то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Еслирефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке,то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность[5].
Помимоустановления официальных ставок рефинансирования и редисконтированияЦентральный Банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, тоесть кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступаютобычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только теценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежныхбанков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственныеценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (ихстоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения — неболее трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств,определяемые Центральными Банками[6] 
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Политикаобязательных резервов. Минимальныерезервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитныеучреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо ввиде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах,определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляетсобой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммыминимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению)показателям пассивных (депозитов), либо активных (кредитных вложений) операций.Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей суммеобязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальныерезервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервыслужат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов.Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банкподдерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимомуровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервыявляются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объемаденежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средствЦентральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (восновном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможностиосуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширятьссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышаютустановленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных)превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политикукредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процентарезервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банкисократить объем активных операций[7].
Изменениенормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так,в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучениеприбыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служитнаиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостатокэтого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основномспециализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются впреимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающимибольшими ресурсами.
Впоследние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного методакредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (встранах Запада) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отменапо некоторым видам депозитов.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Операции наоткрытом рынке. Этот методзаключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажиценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческихбанков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитныевозможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения вуказанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своихопераций, их частоту.
Поформе проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могутбыть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупкуили продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг собязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу.Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придаютпопулярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можноувидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залогценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать емуценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных)торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причемпроцентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период ихнахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческимбанкам.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Ограничениекредитования. Этот методкредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммывыданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования,контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельностьбанков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщикипопадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первуюочередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкиеи средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужноотметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковскойдеятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствуетснижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений сталиспользоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообщеотменён.
ТакжеЦентральный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты),которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К нимотносятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативыликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика инекоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны длявыполнения коммерческими банками. Также Центральный Банк может устанавливатьнеобязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкамрекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческимибанками банковского законодательства, правил совершения банковских операций,других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав ихакционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самыежесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.
Очевидно,что использование административного воздействия со стороны центрального банкапо отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера,а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Валютнаяполитика. Направление и формы валютной политики, проводимойцентральным банком, зависят от внутриэкономического положения данной страны иее места в мировом хозяйстве.
Центральныйбанк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную идевизную.
Дисконтная(учетная) политика проводится не только с целью изменения условийрефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена нарегулирование валютного курса и платежного баланса. Учетную ставку на Западе вчастности применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты. Например,Европейский центробанк повышал учетную ставку, чтобы сдержать падение евро.Предполагалось, что подорожание кредита в Европе заставит инвесторов скупатьевропейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенный процент. Правда, евро всеравно продолжал падать. А вот Алан Гринспен, повышая ставку, не скрывал, чтоэто может привести к подорожанию доллара. Прямо такая задача, конечно, непровозглашалась. Но доллар действительно дорожал, прежде всего, по отношению кевро.
Центральныйбанк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужномнаправлении на изменение курса национальной денежной единицы – девизнаяполитика. Подобные операции получили название «валютных интервенций».Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения«своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно и ее курс.Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валютыприводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияниевалютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочномвалютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала.Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политикицентрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо встимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержаниикурса национальной валюты по отношению к иностранной.
Нарядус экономическими методами, посредством которых центральный банк регулируетдеятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области иадминистративные методы воздействия. К ним относится, например, использованиеколичественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляетсобой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие отрассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита являетсяпрямым методом воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограниченияприводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение.Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам,как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главнымижертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указаннойполитики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы,государство способствует снижению деловой активности. Поэтому методколичественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а внекоторых странах вообще отменён.
Такжецентральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты),которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К нимотносятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидностибаланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторыедополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнениякоммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные,так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуетсяподдерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административноговоздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам недолжно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительновынужденных мер.

3. Банковская реформав обеспечении функций Центрального банка РФ
 
Создание 2-х уровневойбанковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственныхспециализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство;перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование,совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой системеотводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Онтакже является координатором деятельности специализированных банков ипроведения единой кредитно-денежной политики.
В 1987 году, на базеранее существовавших институтов были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк,Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к определенному оживлениюбанковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло — экономические отношения остались прежними. Стали внедряться договорныеотношения с клиентурой, улучшилась структура кредитных вложений. Отсутствиеэффективной системы экономического регулирования денежного оборота усугубилотоварно-денежную несбалансированность экономики. Директивное закрепление клиентурыв зависимости от ее отраслевой принадлежности вызвало неравномерноераспределение пассивов между банками. Кроме того, следует отметить, чтомонополия на проведение банковских операций осталась за государством.
Создание нового механизмаденежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействоватьна макроэкономические пропорции общественного воспроизводства. Создание условийдля перелива ресурсов из одной отрасли в другую, например, в сельскоехозяйство. Для этих целей Госбанк был выведен из подчинения правительству. Быласоздана двухуровневая банковская система.
Но, не было учтено, чтоновая банковская система должна отражать реальности сложившиеся в банковскомделе за последние 60 лет (распределение денежных накоплений, роль отдельныхкредитных институтов, основные денежные потоки и т.п.). Не учитывалось, чтобудущая банковская система не может быть полностью адекватна классическимдвухуровневым системам, созданным в индустриальных странах со стабильноразвивающейся рыночной экономикой. В отличие от них это — банковская системапереходного и развивающегося хозяйства, отличающегося нестабильностью и резкимиструктурными сдвигами.
В результате рядакоренных реформ, предпринимаемых в последнее время в нашей стране, была созданакачественно новая система экономических отношений. Одной из основных ееособенностей является высокая степень монополизации экономики, возникшая как врезультате необдуманных экономических шагов руководства страны, так ивследствие высокой централизации советской экономической системы. Это создаетсущественные трудности при формировании цивилизованного рынка кредитныхресурсов.
Существует даже мнение,что на сегодняшний день на банковском рынке нет реальной конкуренции, так какспрос на кредитные ресурсы очень велик. На данный момент участие кредитныхресурсов в реальном инвестиционном процессе в экономику страны сильноограничено, поскольку последний сопряжен со значительными рисками и падениемоборачиваемости капитала. В этом смысле современная двухуровневая структура невполне отвечает потребностям преобразования макроструктуры экономики, то есть,не отражает объективных требований к достаточной оптимизации макроэкономическихкорпораций и к формированию воспроизводственной структуры, соответствующегорыночного типа.
Способ преобразованияэкономики и банков носил революционный характер. А если учитывать, чтосоветская экономика к моменту начала реформ находилась в состоянии вялотекущегокризиса, то становится ясными причины сегодняшнего состояния российскойэкономики. Наилучшим способом перестройки банковской системы и экономики вцелом, являются эволюционные изменения, постепенный переход от одной схемыэкономических отношений — командной к другой — плановой, так как экономика вцелом, в макро — и микроструктуре изменяется эволюционно. Банковская системадолжна была структурно организоваться на эволюционный процесс и сочетать в себеодно- и  двухуровневые компоненты.
При реформе банковскойсистемы следовало бы наряду с государственными специализированными банкамисоздать банки с капиталом, сформированным на рыночных принципах. Они должныобслуживать текущую инвестиционную деятельность, выходящую за рамки  государственныхпрограмм.
Отличие полутароуровневойсистемы от нынешней двухуровневой состоит в существовании сильныхнегосударственных банков. Ведь кредитный портфель всех Российских банков в 1995году составил 5 млрд.[8] долларов США, чтосопоставимо с аналогичным показателем одного среднего зарубежного банка. Втакой ситуации государство располагало бы лучшей ресурсной базой для финансированияинвестиционных программ, более простой и дешевой системой обслуживаниягосударственного долга и валютного контроля. В итоге темпы роста цен иэкономического спада могли бы быть меньше, темпы реструктуризации экономики-выше, а все общество несколько ближе к социально ориентированному рынку, чемпри функционировании существующей банковской системы. Но, эти возможности могутбыть практически реализованы лишь при адекватной экономической политике вцелом.
На протяжении семидесятидореформенных лет укоренилось представление о банковской системе как о чем-товторостепенном, выполняющем функции обслуживания производства. Это произошло вследствие сверхцентрализации управления. В этих условиях использованиедвухуровневой системы как модели для реорганизации банковской структурыпривлекало очевидностью и доступностью.
Не стоит забывать, чтосоздание двухуровневой системы являлось вторым шагом реформы, начатой в 1987 г.Первый, был направлен против централизованного Госбанка, и способствовалсозданию “четырехглавой” банковской системы, управление которой было несколькозатруднено. Изменить ее можно было только силовыми методами. Эти обстоятельстваи послужили толчком к радикальным реформам банковского сектора. Наконец,государство не имело реальных программ структурной перестройки экономики поэволюционному типу. В силу этого не было и до сих пор нет схемы обеспеченияфинансовой поддержки таких преобразований. В наших условиях Госбанк не нуженкак банк, обслуживающий государственные нужды в широком смысле этого слова.Только в последнее время, в связи с принятием указа “О мерах по усилениюконтроля за использованием средств федерального бюджета” на Центробанквозлагается обязанность по ведению счетов по учету доходов и средствфедерального бюджета.
Общим итогом реформированиябанковской системы СССР и России явилась банковская система более структурноупорядоченная и прогрессивная, чем то, что было до и особенно после первогошага реформ. Но нельзя назвать существующую банковскую систему полноценной.Каким же образом можно сделать ее таковой? Скорее всего, надо осуществлятьвзвешенные реформаторские усилия для приближения банковской системы ксостоянию, адекватному требованиям становления рыночной экономики. Это можетбыть введение более жесткого режима деятельности Сбербанка, включая лимиты наего активные операции на межбанковском и коммерческом рынках, использованиесредств, Сбербанка для финансирования программ реконструкции экономики, использованиеуслуг Центробанка для осуществления крупных инвестиционных проектов, наделениеБанка России на рынке государственных ценных бумаг брокерскими полномочиями вотношении нефинансовой клиентуры. Это должно способствовать финансовойцентрализации, укреплению финансовой базы структурной перестройки экономики,развитию конкуренции на рынке банковских услуг.
Банковский сектор,существующий в развитых странах, не является адекватной моделью для переходнойэкономики России. Следует использовать модели становления банковского секторарыночного типа, то есть модели, отражающие переходное состояние современнойотечественной экономики. С этих позиций в наибольшей степени отвечающихзаданной реструктуризации экономики явилась бы банковская система, сочетающая всебе черты одноуровневой и двухуровневой систем с сильным государственным началоми переходной формой Центробанка, выполняющего к тому же функции коммерческогобанка. По мере развития материальной структуры, удовлетворяющей требованиям капиталистическойэкономики, коммерческие функции Центробанка угасали бы и шел процесс формированиятрадиционной двухуровневой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными задачами,стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательнойспособности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковскойсистемы страны. Все центральные банки имеют сходные функции, применяютсопоставимые инструменты регулирования. Это обусловливает постепенное сближениеих организованных структур, координацию их деятельности, а в Западной Европе –формирование единой денежно-кредитной и валютной политики стран- участниц ЕС.
Основные функциицентральных банков – эмиссия банкнот, проведение денежно-кредитной политики,рефинансирование банков, контроль за деятельностью кредитно-банковскихучреждений, организация и контроль за функционированием системы платежей,проведение валютной политики, выполнение функций агента правительства. Реализуяуказанные функции, центральные банки добиваются осуществления поставленныхперед ними задач.
Анализ изменений,происшедших в последние десятилетия в целях, формах и методах деятельностицентральных банков зарубежных стран, позволяет выявить ряд общих тенденций.
Денежно-кредитнаяполитика, первоначально предназначенная на конъюнктурное регулирование, имеющаямножество целей и разнообразие инструментов, все больше стала ориентироватьсяна улучшение финансовой среды: стабильность валютных курсов и цен финансовыхактивов; контроль за рисками финансовых посредников; создание условий, необходимыхдля повышения эффективности кредитно-финансовой системы. Добиваясь этих целей,центральные банки изменили методы денежно-кредитной политики: на смену регулирующемувоздействию с использованием многообразия инструментов пришло использованиенескольких косвенных инструментов «точной настройки» денежного рынка, позволяющихбыстро реагировать на конъюнктурные колебания.
Во многих странах былограничен доступ коммерческих банков к кредитам центрального банка – путемповышения его учетной ставки. Было ослаблено давление резервных требований набанки; в настоящее время изменение норм резервирования как инструменткорректировки ликвидности банков используется довольно редко.
Резко возросланеобходимость международного согласования кредитно-денежной и валютной политики, усилилось межгосударственное регулирование банковской деятельности.
В целом главнойтенденцией денежно-кредитной политики центральных банков стало приобретение еюбольшей гибкости.
Банк России имеетдвойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственногоуправления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющеехозяйственную деятельность.
Главной особенностьюправового положения Банка России в настоящее время является то, чтоосуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчиненырешению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Административные функцииможно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежнымобращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков идругих кредиторов коммерческих банков.
В рамках этих двухполномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческаяфункция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защитыгражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основудеятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк Россиирешает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность ицелесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса орегистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществлениябанковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых,устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативныеакты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственныйконтроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить кбанку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.
Таким образом, выполнениеабсолютно всех административных полномочий по управлению кредитной системойроссийское законодательство возложило только на Центральный банк РоссийскойФедерации, в то время как в международной практике зачастую данные функцииразделены между различными институтами. Это объясняется тем, что централизациявсей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности егодействий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данногопостроения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказалиськак бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ковсей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используютсядемократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом неизменяется, сохраняя монопольный характер.
Поэтому представляютсяследующие пути совершенствования и дальнейшего повышения эффективностибанковской системы России:
1. Сохранениедвухуровневой структуры банковской системы Российской Федерации, но осуществитьреформирование ее верхнего уровня.
2. Ликвидированиемонополизма Центрального банка Российской Федерации по управлению банковскойсистемой России, реорганизовав его путем разделения на три связанных, носамостоятельных органа управления, распределив функции центрального банка междуними так, чтобы их согласованная деятельность исключала вариант диктата одногоиз органов. То есть при формировании этих органов должен обеспечиваться принципразделения властей, что позволит исключить субъективизм при принятии решений.
3. Обеспечениебольшей согласованности действий органов управления банковской системой иПравительства Российской Федерации (Министерства финансов РоссийскойФедерации).
4. Создатьсамоуправляющуюся, саморегулирующуюся банковскую систему: органы управлениябанковской системой должны сами. Обеспечивать принятие компетентных решений исами проводить их в жизнь, однако, оставаясь в рамках, установленныхзаконодательством.
5. Контроль высшегозаконодательного органа государства за деятельностью банковской системы .
ЗаконодательствоРоссийской Федерации в настоящее время достаточно полно отражает те правомочияи функции, которые должен иметь Банк России, однако в свете анализа структурыпостроения и правомочий ЦБ развитых иностранных государств можно выделитьдополнительные мероприятия для продолжения усовершенствования банковскойсистемы.
Банковская система какодин из необходимых и важных секторов развития любой рыночной экономики вРоссии показала спою жизнеспособность. Следует отметить, что банковский секторРоссии развивался в соответствии с требованиями реформирования экономическойсистемы, и только жестокий кризис объявленной неплатежеспособности государствавыбил его в значительной степени из колеи
большинство сохранившихсябанков по своим возможностям недостаточно велики. И, видимо, в ближайшее времяЦентральный банк будет «подталкивать» их к увеличению капитальной базы, потомучто их возможности кредитовать клиентуру довольно ограничены. И хотя они могутбыть достаточно активны в предоставлении кредитных услуг малому и среднемубизнесу, работать с большими и крупными клиентами, которые всегда в странебыли, есть и будут, они не смогут.
Некоторые аналитикисчитают, что российская банковская система не соответствовала принципамдобросовестной конкуренции Надо признать, это имело место Но это, главным образом,зависело не от Центрального банка, а от экономической политики и, если прямоговорить, от той политической и экономической системы, которая развивалась встране со всеми ее социальными последствиями
К сожалению, банки,которые были в числе добросовестных или недобросовестных конкурентов, первымиоказались в кризисной ситуации в августе 1998 г. У части из них – у так называемых«восемнадцати банков» – есть проблемы, в первую очередь связанные с тем, чтопротив привлеченных вкладов населения, которые составляют почти миллиарддолларов, есть непогашенные и невыполненные обязательства государства более чемна 750 млн. долларов. Это, может быть, не полностью адекватная сумма, но сумма,близкая к накоплениям среднего слоя (не среднего класса, а среднего слоя нашейстраны), который мы хотим выпестовать для того, чтобы ход реформ был необратим
Поэтому задачагосударства (и понимание этой задачи разделяют и представители между – народныхфинансовых институтов) в том, чтобы найти способ для хотя бы удовлетворениянадежд наречения. Видимо, наилучшим решением будет принятие такогозаконодательного акта о компенсациях, который в какой-то степени мог быспособствовать восстановлению доверия у значительной части населения к политикереформ.

Список используемойлитературы
 
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. Федеральныйзакон     «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 27 июля 2002 г
3. Банки и ихроль в экономике./ Куликов Л. — М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Банковскоедело: учебник/Е.П.Жарковская – М.: Омега-Л, 2006
5. Банковскоедело. Экспресс-курс: учебное пособие / кол. Авт.; под ред. О.И. Лаврушина. –М.: КНОРУС, 2006.
6. Банковскоедело: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук., проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ,2002.
7. Борисов С.М.,Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги икредит 1996.-№8.-с.5.
8. Буасье К.,Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода//Деньги и кредит 1996.-№4.-с.31.
9. Бубнов Л.Н.Одна из возможностей стабилизации Российского денежного рынка//Бухгалтерия ибанки 1996.-№1.-с.4-9.
10. Банки и банковские операции.под ред. Е.Ф. Жукова М.: «Юнити» 1997.
11. Вестник БанкаРоссии. №7 (805). 9 февраля 2005г.
12. Денежно-кредитноерегулирование: опыт развивающихся стран./ Анулова Г.Н. – М.: Финансы истатистика,1992.
13. Деньги.Кредит. Банки: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2006
14. Деньги.Кредит. Банки: — СПб.: Питер, 2007 – (Серия «Учебник для вузов»).
15. Деньги икредит  1996 №4, 2004 №11
16. Исаева Е. Б.Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты// Деньги и кредит1993 № 9
17. Обухов Н. П.Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2
18. Профиль.2002. №28 (июль). С.70.
19. Чекмаева Е.Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994.№ 5-6.
20. Финансы,денежное обращение и кредит: Пособие для сдачи экзамена./ под ред. ШелопаевФ.М. – М.: Юрайт-Издат, 2006.
21. Эксперт.2002. 3 июня. №21. С. 67.