МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВАРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Институт дополнительного профессиональногообразования
Кафедра Финансового Менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Денежные реформы»
Выполнил: ТрофимовД.И.
Оренбург 2010
Содержание
Введение
1. Цели и задачи денежных реформ
1.1 Понятие и сущность денежных реформ
1.2 Необходимость денежных реформ
1.3 Роль денежных реформ в денежно-кредитной политикегосударства
2. Стабилизация денежного обращения
2.1. Понятие денежного обращения
2.2. Регулирование обращения денег государством
3. Социально-экономические последствия денежных реформ СССРи России
3.1 Денежная реформа 1922-1924 годов
3.2 Реорганизация системы кредитования в 1927-1928 гг.
3.3 Кредитная реформа 1930-1932 гг.
3.4 Денежная реформа 1947 года
3.5 Деноминация рубля 1961 года
3.6 Денежная реформа 1992-1993 годов
3.7 Деноминация 1997 года
Выводы и предложения
Список литературы
/>Введение
Вусловиях рыночных отношений без укрепления денежной системы добитьсяустойчивого экономического роста экономики невозможно. Стабилизация денежногообращения и снижение инфляционных процессов достигается за счет проведенияцентральными банками денежно-кредитной и антиинфляционной политики. Изменениеэлементов денежной системы связано с денежными реформами.
Денежныереформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы,но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитныхотношений. Они способствуют развитию отношений, характерных для рыночнойэкономики, а также повышают роль денег в развитии народного хозяйства.
Целькурсовой работы – изучить денежные реформы в целом: их сущность, типологию,условия проведения.
Всоответствии с целью можно определить следующие задачи:
— определить, в чем заключается сущность денежных реформ;
— выявить причины, по которым обуславливается необходимость проведения денежныхреформ;
— рассмотреть основные виды денежных реформ, а так же методы стабилизацииденежного обращения;
— рассмотретьсоциально-экономические последствия денежных реформ на примере СССР и России.
/>1. Цели и задачи денежных реформ/> 1.1 Понятие и сущность денежных реформ
Денежная реформа – преобразование денежной системы, проводимоегосударством с целью укрепления национальнойвалюты, упорядочения, повышения стабилизации денежного обращения иэффективности экономикистраны.
В ходе денежных реформ изымаются из обращения обесцененныебумажные деньги, выпускаются новые, изменятся денежная единица страны или еезолотое содержание, происходит переход от одной денежной системы к другой.
Во всех этих случаях речь идет об изменении денежной единицы как вналичном денежном обороте, так и в безналичном. При этом необязательноизменение золотого содержания денежной единицы, но может измениться курснациональной валюты.
Радикальные денежные реформы, связанные с изменением принциповорганизации денежной системы, как правило, ориентированы на долговременнуюстабилизацию денежной единицы. Таким реформам обычно предшествуют мероприятия,связанные с оздоровлением государственных финансов, созданием условий дляукрепления экономики страны.
Частичные преобразования денежной системы устраняют на небольшойсрок отдельные отрицательные явления в денежной сфере.
После отказа от золотого стандарта и повсеместного перехода странна неразменные банкноты и казначейские билеты, которые подвержены хроническомуобесценению, денежные реформы не могли обеспечить длительную стабилизациюденежных систем. С помощью денежной реформы удается добиться лишь временного ичастичного упорядочения некоторых элементов денежной системы.
Денежные реформы осуществляются в соответствии с законодательнымиактами, направленными на укрепление денежной системы страны.1.2 Необходимость денежных реформ
Необходимость проведения денежной реформы в каждой странеобусловливается различными причинами:
— экономическими, связанными с расстройством денежной, финансовойсистем, подрывом доверия к национальной валюте, использованием параллельнойвалюты (чаще всего иностранной), завышенным курсом национальной валюты поотношению к иностранным валютам. Экономические причины обычно порождаютсяэкономическими кризисами,/> направлением политикигосударства и центрального банка;
— политическими, связанными с изменением политического устройстваили созданием нового государства;
— созданием наднациональных денежных единиц или объединениемнациональных денежных единиц.
Для успешного проведения денежной реформы необходимы определенныеполитические и экономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшитьэкономические процессы в стране, функционирование финансовой и банковскойсистем.
Общими предпосылками успешного проведения денежной реформы длявсех стран являются:
— политическая стабилизация в стране; рост доверия населения,предпринимателей к политике, проводимой правительством и центральным банком;
— создание условий для развития национальной экономики, увеличениепредложений на рынке товаров и услуг, которые противостоят деньгам;
— увеличение бюджетных доходов и отказ от эмиссии для покрытиябюджетного дефицита;
— восстановление доверия к банкам и привлекательности накопленийденежных средств в кредитной форме;
— наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживатьстабильность курса валюты, сбалансированность товарной и денежной массы./>1.3 Рольденежных реформ в денежно-кредитной политике государства/>
/>
Негативныесоциально-экономические последствия инфляции принуждают отдельные государствавлезть к денежным реформам, содержание которых сводится к полной или частичнойперестройке денежной системы с целью стабилизации денежного обращения. Такойрадикальный образ используется государством исключительно тогда, когдаконсервативные способы стабилизации денег не срабатывают или не даютсоответствующего эффекта.
Денежныереформы сводятся к внедрению нового образца купюры с одновременным или постепеннымисключением функциональной. Главной целью является замена через обмен денежныхкупюр действующего масштаба цен.
Цельюденежной реформы является также предоставление национальной валюте характерадействительно единственного законного платежного средства и существенногоповышения ее покупательной способности и конвертируемости. Поскольку“твердость” национальной валюты имеет два тесно связанных между собой, впрочем,не тождественных аспекта: стабильность обменного курса национальной валюты;стабильность цен.
Денежныереформы предусматривают не только внедрение в обращение новой денежной единицы,но и структурную перестройку действующей системы денежно-валютных и кредитныхотношений. Такие реформы характерны при осуществлении в отдельных странахперехода от биметаллизма к монометаллизму и дальше к бумажно-денежномуобращению. Проведение структурной денежной реформы в широком пониманиипредусматривает также переход от денег административно командной экономики кденьгам рыночной экономики. Они способствуют развитию отношений, характерныхдля рыночной экономики, а также повышают роль денег в развитии народногохозяйства.
/>2. Стабилизация денежногообращения/> 2.1 Понятие денежного обращения
Деньги в условиях рыночной экономики осуществляют непрерывноедвижение в сфере обращения, и это движение, связанное, прежде всего сисполнением функций средства обращения и платежа называется денежнымобращением. Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньгинаходятся в постоянном движении между тремя субъектами: 1)физическими лицами,2) хозяйствующими субъектами и 3) органами государственной власти. Суглублением общественного разделения труда и формированием общенациональных имировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие.Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обменвсего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов. Спомощью денег в наличной и безналичной формах осуществляется процесс обращениятоваров, а также движение ссудного и фиктивного капиталов.
Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной ибезналичной.
Наличное обращение — движение наличныхденег в сфере обращения при выполнении ими двух функций – средства обращения исредства платежа. Объём обращения наличных денег составляет в странах сразвитой экономикой менее 10%. Налично-денежное обращение используется прикругообороте товаров и услуг, при расчетах, при выплате заработной платы,премий, пособий, страховых вознаграждений по договорам страхования, при оплатеценных бумаг и доходов по ним, при платежах населения за коммунальные услуги.Такая форма денежного обращения обслуживает отношения между населением,отдельными физическими лицами, юридическими и физическими лицами, юридическимилицами и государством, физическими лицами и государством.
В странах с развитыми экономическимиотношениями значительная часть денежного оборота (до 90% всего денежногообращения) осуществляется путём безналичного оборота по текущим банковскимсчетам. Безналичные расчёты, заменяя оборот наличных денег, уменьшаютпотребности в них, ускоряют оборот средств, сокращают издержки производства.Способствуют накоплению и аккумулированию денежных средств, облегчают ихперераспределение через финансово-кредитную систему.
Безналичное обращение обслуживаетотношение между юридическими лицами разных форм собственности, юридическимилицами и кредитными учреждениями, юридическими и физическими лицами игосударством, юридическими лицами и населением.
/>2.2Регулирование обращения денег государством
Объективной необходимостью для экономикиявляется регулирование денежного обращения. Оно предполагает:
1) Определение объёмаденежной массы на данный период;
2) Направление потоковденежной массы с учётом решения задач в области общественного производства;
3) Меры по поддержаниюустойчивости денежного обращения и повышению покупательской способности денег.
Существует 4 варианта целенаправленногодействия государства:
1) Прямое воздействие надинамику производства и выпуска на рынок товара;
2) Снижение илиувеличение скорости обращения денег;
3) Сокращение или увеличениеденежной массы;
4) Прямое (директивное)увеличение денежной массы.
Все преобразования в сфере денежногообращения осуществляются государством путём проведения денежных реформ.
После проведения денежной реформынеобходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранениюдостигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованнаяденежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществленонеобходимое регулирование денежной сферы.
Мерой, призванной устранить негативныепоследствия снижения устойчивости денежной единицы, является деноминация. Онаимеет несравненно меньшее значение и состоит в изменении наименования денежнойединицы, как правило, при условии замены прежней денежной единицы поопределенному соотношению (например, 10:1) новой денежной единицей. Подобныемеры не приводят к существенному преобразованию денежной системы и сводятсялишь к замене денежной единицы, что имеет в основном техническое значение,поскольку облегчает и упрощает счет, но не ведет к созданию устойчивой денежнойединицы.
Применяемая терминология дляхарактеристики изменений денежной единицы не всегда достаточно правильнооценивает содержание таких мер. Например, проведение деноминации, как правило,означает уменьшение номинального выражения эмитируемых денежных знаков.Подобная оценка практически приемлема для характеристики деноминаций,проведенных в нашей стране. Это относится к деноминации в 1992 г., когда рубльвыпуска 1992 г, заменял 10000 руб. ранее выпущенных денежных знаков, а также в1923г., когда вновь выпушенные знаки соотносились к знакам образца 1922 г. как1:100.
Впоследствии в 1996 г. была проведеназамена выпущенных ранее денежных единиц по соотношению 10;1 к единице 1961 г.Такая мера представляла собой деноминацию, которая сводилась к изменениюноминального выражения денежной единицы, что имело значение главным образом дляденежного оборота внутри страны. Однако одновременно с деноминацией былоуменьшено золотое содержание денежной единицы в 4,5 раза. Оно не моглохарактеризоваться как деноминация, а представляло собой самостоятельную меру,которая имела отношение в основном к операциям с иностранными государствами.
Мерой стабилизации денежной единицыявляется также девальвация. В 1998г. в РФ повышенный интерес привлекала к себедевальвация. Этот процесс был обусловлен сложившимся положением в экономике,финансовым кризисом неплатежами, колебаниями курса рубля, что имело значениедля расчетов по внешнеэкономическим операциям, а также при обмене рубля наиностранную валюту (доллар и др.)
При рассмотрении проблемы девальвациисуществуют различия в определении ее содержания, причин, вызывающих ееосуществление. В процессе анализа проблемы игнорируются различия в характереденежной единицы и условиях ее функционирования.
Действительно, при функционированииполноценной или разменной на золото денежной единицы под девальвациейпонималось снижение стоимостной величины денежной единицы, состоявшее вуменьшении ее золотого содержания. Так, в середине ХХ в. как нечто само собойразумеющееся в литературе отмечалось, что девальвация состоит в уменьшениизолотого содержания денежной единицы. Например, девальвация франка в 1928 г.заключалась в том, что «его золотое содержание уменьшилось почти в 5 раз посравнению довоенным», девальвация итальянской лиры (1936 г.), японской иены(1937 г.) «состояла в уменьшении золотого содержания названных денежныхединиц».
В приведенных характеристикахосуществление девальвации не увязывается с изменениями курсов валют, асвязывается с изменением золотого содержания денежных единиц.
В отличие от ранее существовавшиххарактеристик и девальвации в современных условиях, когда весовое золотоесодержание денежной единицы не фиксируется и размен денежных знаков на золотоне производится, изменилось понимание девальвации.
Сравнительно широко распространенахарактеристика, которая связывает девальвацию со снижением курса национальнойвалюты, с необходимостью накопления достаточных золотовалютных резервов,способных обеспечить стабильность ее курса.
Недостаточность подобной трактовки состоитв том, что в ней в большей или меньшей степени игнорируются такие важныеобстоятельства, влияющие на курс национальной валюты, как соотношение уровнейцен на внутреннем и зарубежных рынках, инфляционные процессы,
Определенное влияние на курс валюты оказываютсостояние торгового и платежного балансов, а также воздействие государства наизменение уровня цен с помощью мер таможенной и налоговой политики. Не следуетигнорировать и такие факторы, как изменение стоимости товаров в связи с колебаниямив размере издержек производства, соотношения спроса и предложения товаров,снижения цен на нефть, газ и другие товары на международных рынках.
Итак, девальвация — такое изменение курсанациональной денежной единицы по отношению к иностранной валюте, котороесопровождается понижением покупательной способности денежной единицы.
Необходимо учитывать, что изменение ипрежде всего снижение курса рубля сопровождается рядом последствий, в томчисле:
• повышением заинтересованности вувеличении экспорта, так как за единицу валютной выручки можно получить большуюсумму рублей;
• ростом цен на внутреннем рынке, особеннопо импортируемым товарам, что может отразиться на ухудшении материальногоположения населения;
• снижением ценности рублевых сбережений(наличными деньгами и деньгами, хранящимися в банках);
• ухудшением условий импорта оборудованияи различных приборов.
Все это должно послужить побудительныммотивом для осуществления государством определенных мер по устранениюнегативных последствий снижения курса рубля, как для предприятий, так и длянаселения.
Существуют также такие меры стабилизации,как дефляция (уменьшение денежной массы путём изъятия из обращения излишнихбумажных денег) и нуллификация (ликвидация старых и выпуск новых бумажныхденежных знаков в меньшем количестве).
/>3. Социально-экономическиепоследствия денежных реформ СССР и России/> 3.1 Денежная реформа 1922-1924 годов
После революции и Гражданской войны экономика России находилась вглубоком финансовом кризисе; произошел развал хозяйства и денежной системыстраны. В начале 20-х годов доходы от государственных предприятий покрывалилишь 14,4% расходов бюджета, остальные расходы финансировались за счет эмиссиибумажных денег. В стране раскручивалась гиперинфляция, ежедневный рост ценсоставлял 1,5-2,0%. Положение осложнялось тем, что в России не было единойденежной системы. В денежном обращении находилось более 2000 типов денежных ирасчетных знаков, а также ценные бумаги царского и Временного правительства.Собственные совзнаки официально выпускали среднеазиатские республики.
Отсутствие единой денежной системы, гиперинфляция не позволялиналадить хозрасчетные отношения, развивать торговлю и денежное обращение.
В целях государственного регулирования денежного обращения,оказания кредитной помощи предприятиям и содействия в налаживании торговли 16ноября 1921 года был создан Государственный банк РСФСР, который и проводилденежную реформу.
11 октября 1922 года Государственному банку было предоставленоправо выпуска банковских билетов (червонцев). Не менее 25% всей суммывыпускаемых в обращение билетов должно было обеспечиваться золотом ииностранной валютой, остальная часть- легко реализуемыми товарами,краткосрочными векселями и иными обязательствами, находящимися в распоряжениибанка.
Червонцы выпускались в обращение в порядке краткосрочногокредитования народного хозяйства, что и предопределяло их возврат в кассыГосбанка.
К январю 1924 года червонец стал основной валютой страны,составляя в общей массе денежного обращения 80%.
Сложившаяся в результате эмиссии банковских билетов системадвухвалютного обращения (твердого червонца и падающего совзнака) не во всехслучаях была удобна. Она создавала почву для спекуляции червонцем, золотом ииностранной валютой на «вольном» рынке. Наступил червонный кризис. Сначалавалютные спекулянты брали плату за размен червонцев на совзнаки по официальномукурсу, а затем взималась спекулятивная разница за размен совзнаков на червоннуювалюту. Чтобы ослабить «разменный голод», повсюду стали выпускаться разменныебоны, кредитные талоны и другие денежные суррогаты. В 1923 году хозяйствоиспытывало недостаток в денежных знаках твердой валюты купюрами ниже 10 рублей.Об этом свидетельствует и положительный опыт эмиссии твердых сертификатов.Сертификаты были обязательны к приему для всех касс железных дорог, речного иморского транспорта по курсу золотого рубля. Несмотря на такое ограничение,сертификаты охотно использовались не только государственными учреждениями, но инаселением при различных расчетах. Все это говорило о необходимости завершенияденежной реформы и выпуске в оборот более мелких частей червонца.
В рамках денежной реформы для упрощения денежного учета иулучшения обращения денег в 1922-1923 годах были проведены две деноминации. Припервой деноминации (выпуск «знаков 1922 года») 1 рубль вновь выпускаемыхденежных знаков приравнивали к 10 000 рублей старых денежных знаков; при второйденоминации (выпуск «знаков 1923 года»)- к 100 рублям в «знаках 1922 года» илик 1 млн. рублей прежних (до проведения деноминации) денежных знаков.
В феврале 1923 года государство приступило к завершению денежнойреформы. Были изданы Декреты о выпуске в обращение государственных казначейскихбилетов в 1, 3 и 5 рублей золотом, о прекращении выпуска совзнаков и изъятии ихиз обращения по курсу 1 рубль золотом (казначейскими билетами) за 50 000 рублейдензнаками 1923 года, о чеканке и выпуске в обращение серебряных и медныхмонет.
Завершая реформу, государство стремилось сокращать бюджетныйдефицит, сохранять активность торгового и платежного балансов, проводитьмероприятия по поддержанию ценности новых денег путем регулирования цен итоварной интервенции. Уже с 1 июля 1924 года полностью прекратилосьиспользование казначейской эмиссии для покрытия бюджетного дефицита, посколькубюджетный дефицит был ликвидирован.
Так закончилась денежная реформа 1922-1924 годов, позволившаясоздать единую устойчивую денежную систему нового государства.
Уникальность реформы заключалась в том, что Россия возвращалась кзолотому стандарту без размена бумажных денег на золото. Ни один червонец назолотые монеты никогда не обменивался. Россия первой продемонстрироваланеобязательность золотого стандарта для организации стабильной денежнойсистемы./>3.2Реорганизация системы кредитования в 1927-1928 гг.
Во второй половине 20-х гг. XX в кредитно-денежной системе страныотмечалось 2 относительно самостоятельных, но в конечном счете взаимосвязанныхпроцесса: нарастание трудностей и противоречий с одной стороны, и тенденции кцентрализации управления кредитом, с другой.
Наметившаяся тенденция к централизации управлением кредитомнеизбежно приводила к подрыву его коммерческих основ, превращению вразновидность централизованного финансирования.
Централизацияуправления кредитом была непосредственно обусловлена ростом централизацииуправления промышленностью со стороны синдикатов (промышленных объединений):Всероссийский текстильный синдикат, Продасиликат, Масложирсиндикат получали100% банковских кредитов, выделенных соответствующим отраслям; в других сферахэкономики синдикаты также аккумулировали 60-80% объема кредитов.
Сосредоточениеу синдикатов контроля над связями промышленности с банками обусловило характерреорганизации кредитной системы в 1927-1929 гг., которая проводилась последующим направлениям:
1. жесткое закрепление клиентов забанками; каждая хозяйственная организация была прикреплена к определенномубанку, в котором она должна была держать счет и получать кредиты;
2. лишение банков оперативнойсамостоятельности (оперативное право управления всей банковской системой былопередано Госбанку);
3. разграничение краткосрочного идолгосрочного кредитов. До февраля 1925 г. Промбанк и Электробанк наряду с Госбанком предоставляли как долгосрочные, так и краткосрочные кредитыпромышленности. Затем все краткосрочные кредитные операции были переданыГосбанку, а долгосрочные — Банку долгосрочного кредитования промышленности иэлектрохозяйства, объединившему Промбанк и Электробанк;
Всеэто означало ликвидацию специфических кредитных функций банков и превращениебанковского кредитования в разновидность государственного финансирования.
Помере дальнейшего развития индустриализации и коллективизации сельскогохозяйства выявилась необходимость перестройки системы кредитования. Взаимноекоммерческое кредитование тормозило плановую организацию оборотных средствпредприятий, давало возможность прибегать к внеплановым источникамфинансирования. Политика коммерческого кредитования затрудняло использованиекредита в качестве инструмента внедрения хозрасчета и контроля за работойпредприятий, развитие кредитного планирования, тормозила переход к прямомупланированию денежного обращения.
В тоже время существовали объективные предпосылки для проведения кредитной реформы:
1. почти полное вытеснение частногокапитала из промышленности и торговли;
2. быстрый рост социалистического секторав сельском хозяйстве;
3. усиление роли финансово-кредитнойсистемы в плановом распределении денежных накоплений;
4. повышение роли Госбанка какцентрального звена кредитной системы;
5. расширение прямого целевогокредитования;3.3 Кредитная реформа 1930-1932 гг.
Кредитная реформа 1930 г. преследовала 2 главные цели:установление принципа демократического централизма в работе банков иконцентрация кредитного, расчетного и кассового обслуживания народного хозяйствав одном общенациональном банке. В связи с этим реформа проводилась по следующимнаправлениям:
1. ликвидация взаимного товарногокредитования и замена коммерческого кредита банковским;
2. сосредоточение в одном государственном банке-Госбанке- ресурсов для краткосрочного кредитования;
3. превращение безналичных расчетов,осуществлявшихся с помощью банков в основной вид денежных расчетов междупредприятиями и организациями при минимальном использовании наличных денег врасчетах;
4. перестройка банковского аппарата пофункциональному признаку, с четким разграничением функций по краткосрочномукредитованию производства и долгосрочному кредитованию капитальных вложений.
В 1930 г. Госбанку были переданы краткосрочные операции кооперативныхбанков, преобразованных в банки долгосрочных вложений. На базе Центральногосельскохозяйственного банка СССР был организован Всесоюзныйсельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк. Все операции пократкосрочному кредитованию сельского хозяйства перешли к Госбанку. На основесельскохозяйственных кредитных товариществ были созданы отделения Госбанкапрактически во всех районах страны.
Таким образом, Госбанк превратился в институт краткосрочногокредитования, расчетный и кассовый центр.
Кредитная реформа проводилась параллельно с реорганизациейуправления промышленностью и переводом предприятий на хозяйственный расчет,перестройкой системы товарооборота, налоговой реформой.
В 1932-1932 гг. кредитная реформа стала осуществляться несколькоиным путем: предприятия стали наделяться собственными оборотными средствами засчет предоставляемых Госбанком кредитов, которые погашались выплатами изгосбюджета в течение 1932-1938 гг..; собственные и заемные средства сталиразграничиваться на расчетноми и ссудном счетах, открываемых банком каждомухозрасчетному предприятию; вместо автоматической оплаты продукции поставщиковосновной формой расчетов стал акцепт-перечисление средств на счет поставщикапосле получения согласия покупателя оплатить отгруженный товар; было отмененокредитование «под план», дававшее практически неограниченнуювозможность притока кредитов в экономику.
С мая 1932 г. финансирование и кредитование капитальных затратстали осуществляться четырьмя всесоюзными банками долгосрочных вложений:Всекобанком, Промбанком, Сельхозбанком, Цекомбанком.
Образованная в 30-е гг. кредитная система, претерпев некоторыеизменения, просуществовала вплоть до 1988 г.
/>3.4 Денежнаяреформа 1947 года
Денежная реформа 1947 года была проведена в СССР с цельюликвидации в сфере денежного обращения последствий войны. Целью этой реформыстали укрепление денежной системы на основе отказа от карточной системыраспределения товаров среди населения, ликвидация множественности цен, изъятиеизбыточной массы денег из обращения.
Успешному проведению денежной реформы способствовало быстроевосстановление народного хозяйства после войны, укрепление государственного бюджета(в послевоенные годы он сводился без дефицита), накопление достаточных товарныхмасс как условие отмены карточной системы снабжения, сближение уровня розничныхцен на основе снижения коммерческих и повышения пайковых цен, проведенных вконце 1946 года.
В ходе реформы в обращение были выпущены денежные билеты новогообразца, которые обменивались на старые из расчета 10:1, вклады населения всберегательных кассах до 3000 рублей не подвергались переоценке, от 3000 рублейдо 10 000 рублей — 2:1.
Облигации ранее выпущенных займов обменивались по соотношению 3:1,за исключением облигаций, свободно реализуемого займа 1938 года, для которыхбыло установлено соотношение 5:1.
Денежная реформа, сопровождавшаяся переходом к единымгосударственным ценам, создала предпосылки для систематического снижениярозничных цен. В 1956 году уровень розничных цен снизился по сравнению сдореволюционным уровнем в 2-3 раза.
Снижение цен после денежной реформы позволило повыситьпокупательную способность рубля и его курс в отношении иностранной валюты. С 1марта 1950 года курс рубля был переведен на золотую основу, тогда как ранее онустанавливался косвенно на базе иностранной валюты: до 1937 года — на базефранцузского франка, с 1937 года- на базе доллара США. Золотое содержание рубляв 1950 году было установлено в 0,222168 г чистого золота, курс рубля к доллару США составлял 4 рубля (вместо прежнего курса 5 рублей 30 копеек).Соответственно был изменен курс рубля по отношению к другим иностраннымвалютам.
Денежная реформа 1947 года носила конфискационный характер, но подконфискацию попадали денежные средства, хранящиеся вне банковской системы (восновном спекулятивного характера). Сама денежная система в стране неизменилась, сменились только наименования банковских билетов, которые сталивыпускаться не в червонцах, а в рублях./>3.5Деноминация рубля 1961 года
В течение десятилетия после реформы 1947 г. в связи с быстрыми темпами развития народного хозяйства значительно увеличились денежныеобороты страны, размеры государственных расходов, а также объемы национальногодохода, которые исчислялись в десятках триллионов рублей.
Учитывая перспективу дальнейшего развития экономики, было приняторешение об изменении с 1 января 1961 г. масштаба цен, т.е. о фактическойденоминации советской валюты. Одновременно также были уменьшены в 10 раз ценына товары, все виды доходов, платежные обязательства, договоры и т.д.
С изменением масштаба цен изменилось и золотое содержание рубля: сучетом реального соотношения цен в СССР в новой валюте и цен в ведущихпромышленно развитых странах в их валютах золотое содержание рубля былоповышено в 4,4 раза и установлено в размере 0,987412 г чистого золота.
Проведение реформы никакой экономической необходимостьюобусловлено не было и явилось одним из эпизодов «волюнтаризма». Новые монетыстали чеканить в 1958 году, бумажные деньги – в конце 1959 года. В мае 1960года было опубликовано постановление «Об установлении масштаба цен и замененыне обращающихся денег новыми деньгами». После чего резко увеличились закупкитоваров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. Встоличных ювелирных магазинах выручка 5-6 мая подскочила в 3 раза. В октябре1960 начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах по единой методике –10:1. старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялись в обороте.
В стране работали 28,5 тыс. обменных пунктов. Хождение старыхденег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось до 1 апреля 1961года.
Укрупнение масштаба цен намного сократило издержки, связанные сорганизацией денежного обращения. Значительная экономия была получена от заменыбумажных денежных знаков монетой, способной функционировать в обращении гораздодольше, чем бумажный рубль.
В результате реформы 1961 г. удалось поддерживать достаточно высокий динамический потенциал советской экономики. При этом улучшилисьпоказатели эффективности производства, быстро возрастал производственныйпотенциал. Еще одним важным позитивным результатом экономического развитиярассматриваемого периода стало обеспечение длительного устойчивого ростажизненного уровня населения.
Вместе с тем экономическое реформирование социалистической системыхозяйствования в направлении расширения товарно-денежных отношений столкнулосьс непредвиденными противоречиями и трудностями, ограничениями и издержками. />3.6 Денежнаяреформа 1992-1993 годов
В 1992 году после распада СССР России не удалось сохранить единоерублевое пространство, так как бывшие союзные республики как независимыегосударства стали проводить денежные реформы для создания собственныхнациональных денежных систем. Это заставило Россию осуществить собственнуюденежную реформу с целью «отсечения» наличной денежной массы странближнего зарубежья, где еще обращались советские денежные знаки. Сначала изобращения изымались банкноты Государственного банка СССР, государственныеказначейские билеты СССР и на территории России функционировали толькобанковские билеты (банкноты) Банка России и металлические монеты. Официальноесоотношение между рублем и золотом и другими драгоценными металламигосударством не устанавливалось.
С 24 июня 1993 года в обращении остались только банкноты БанкаРоссии образца 1993 года номиналом в 100, 200, 1000, 5000 и 50000 рублей.Монеты Банка России и монеты СССР образца 1961 года из обращения изъяты небыли, но они настолько обесценились, что реально купить на них ничего былонельзя.
Граждане Российской Федерации и лица, имевшие прописку или вид нажительство на территории России, имели право один раз лично обменять до 100 000рублей старые купюры на купюры образца 1993 года. Остальные суммы зачислялисьна срочный депозит в Сбербанке России сроком на шесть месяцев с начислениемпроцентов по счету. Для граждан других государств, временно находившихся натерритории России, при обмене был установлен лимит в 15 000 рублей.
Денежная реформа 1992-1993 годов сформировала российскую денежнуюсистему, но она не ставила задачи оздоровления денежного обращения и укрепленияпозиций национальной валюты. В стране раскручивалась гиперинфляция, нарасталбюджетный дефицит, сокращался реальный сектор экономики и объем ВВП.
В ходе денежной реформы в России менялись виды денежных знаков, ихобеспечение, была отменена фиксация золотого содержания банкнот, сталиприменяться другие методы регулирования денежной массы, инфляции, курса рубляпо отношению к иностранной валюте.
С целью усиления средств защиты денежных знаков в 1995 году вобращение была выпущена новая серия купюр достоинством в 1000, 5000, 10 000, 50000, 100 000 и 500 000 рублей. На лицевой стороне новых денежных знаковиспользовались специальные маркировки, изменилось их оформление. Такой выпускденег не был связан с какими-либо изменениями в денежной системе страны./>3.7Деноминация 1997 года
В конце 1997 года Правительство Российской Федерации и Центральныйбанк Российской Федерации объявили о деноминации. Целью деноминации являлисьупорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране.
Деноминация должна была способствовать стабилизации экономики,сохранению контроля над инфляцией. К этому времени инфляционные процессы встране находились под жестким контролем Банка России, нормализовались расчеты вбюджетной сфере, что привело к росту доходов бюджета.
Обмен на новые денежные знаки достоинством в 5, 10, 50, 100 и 500рублей происходил в течение 1998 года по курсу 1:1000. По этому же курсу на 1января 1998 года были пересчитаны все остатки счетов в банках, данные балансовюридических лиц, включая балансы частных предпринимателей, а также всеобязательства, выраженные в денежной форме, включая заработную плату.
Деноминация рубля должна была стать завершающим этапомстабилизации денежного обращения в стране после перехода к рыночной экономике,свободным ценам, гиперинфляции 90-х годов. Однако, августовский кризис 1998года сорвал временную стабилизацию денежного обращения.
Уже в конце весны 1998г. правительство было вынуждено резкоподнять ставку рефинансирования, чтобы помешать бегству капитала. Это решениеозначало конец достигнутой финансовой стабилизации, а последующий дефолт привелк всплеску инфляции на 30 % в сентябре 1998 г. и разрушению всей денежно-финансовой системы.
Самый неблагоприятный ход реформ – в сфере реального производства.Но при этом необходимо было отметить быстрый рост сектора услуг, в том числефинансовых, как одного из немногих позитивных сдвигов в российской экономике.
Кризис 1998 г. подвел черту под начальным периодомпостсоциалистического реформирования в России и требовал реализации болеепродуманной и взвешенной стратегии преобразований.
К особенностям развития российской экономики в 1999-2000 гг. можноотнести следующее:
— девальвация российского рубля почти в 3 раза после кризиса 1998 г. привела к эффекту импортозамещения;
— важнейшим фактором экономического роста в указанные годы сталрост совокупного спроса;
— благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура позволилиувеличить доходную часть госбюджета.
Сложившаяся социально-экономическая система Россиихарактеризовалась высокими административными барьерами, засильем и произволомчиновничества. Не случайно для правительства РФ стала насущной разработкасистемы мероприятий по дебюрократизации экономики.
Особо важную роль в обеспечении сбалансированного роста игралапромышленная политика. Ее целью являлась структурная перестройка экономики,создание системы высокотехнологичных и конкурентоспособных производств ипереход к устойчивому росту.
Выводы и предложения
Денежныереформы — это упорядочение денежной системы изменения стоимости или заменыобращающейся денежной единицы, проводимое государством для восстановленияравновесия между денежной и товарной массой. Денежные реформы позволяют быстростабилизировать денежное обращение стран после войн, революций и другихкатаклизм.
Необходимостьпроведения денежной реформы в каждой стране обуславливается различнымипричинами, в частности:
1. экономическими, связанными срасстройством денежной, финансовой систем, подрывом доверия к национальнойвалюте, использованием параллельной валюты (чаще иностранной), завышеннымкурсом национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Экономическиепричины обычно порождаются экономическими кризисами, направлением политикигосударства и центрального банка;
2. политическими, связанными с изменениемполитического устройства или созданием нового государства;
3. созданием наднациональных денежныхединиц или объединением национальных денежных единиц.
Дляуспешного проведения денежной реформы необходимы определенные политические иэкономические предпосылки, позволяющие кардинально улучшить экономическиепроцессы в стране, функционирование финансовой и банковской систем.
Общимипредпосылками успешного проведения денежной реформы для всех стран являются:
1. политическая стабилизация в стране;рост доверия населения, предпринимателей к политике, проводимой правительствоми центральным банком;
2. создание условий для развитиянациональной экономики, увеличение предложений на рынке товаров и услуг,которые противостоят деньгам;
3. увеличение бюджетных доходов и отказ отэмиссии для покрытия бюджетного дефицита;
4. восстановление доверия к банкам ипривлекательности накоплений денежных средств в кредитной форме;
5. наличие достаточных золотовалютныхрезервов, позволяющих поддерживать стабильность курса валюты,сбалансированность товарной и денежной массы.
Список литературы
1. Родионов С.С, БабичеваЮ.А. “денежно- кредитное регулирование”, М., 1999 г. Стр. 54
2. Родионов С.С. БабичеваЮ.А. “денежно-кредитное регулирование”, М., 1999 г. Стр. 52
3. Лившиц А. Я., Москва,1991 г.
4. Большая Советскаяэнциклопедия.
5. Жуков Е.Ф., ДеньгиКредит Банки. М.,«Юнити»,2004г.
6. БулатовА.С. Экономика. М.: Бек. 2003. Гл. 14
7. МаконнеллК., Брю С., Экономикс., М.: Республика, 1999 г.
8. Камаев В.Д. Учебник поосновам экономической теории. М.: Владос, 1999.
9. Экономика. С.Фишер,Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. – М.: Дело, 2002. 211 стр.
10. Самуэльсон П. Экономика.- М: МГП «Алгон» ВНИИСИ. – 2000г.
11. Данные взятые софициального сайта Федеральной Службы Статистики Российской Федерации
12. Гребенников П.И., Леусский А.И.Макроэкономика: Учебник для вузов, изд. 6-е, Высшее образование, 2008- 654 с.
13. Современная экономика:лекционный курс: многоуровневое учебное пособие (под ред. О.Ю. Мамедова) – Изд.10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007- 410 с.
14. Малахова Н.Г. Деньги.Кредит. Банки. – Ростов н/Д: Феникс, 2008- 247 с.
15. Байдукова Н.В.,Белоглазова Г.Н. Деньги. Кредит. Банки: Учебник, Юрайт-Издат, 2008- 620 с.