–PAGE_BREAK–§2.1 Денежная реформа Петра I
В истории денежного обращения России XVIIIвек является важнейшим рубежом. Созданная в процессе реформы монетная система, отличавшаяся простотой счёта и национальными традициями, в последующий период совершенствовалась и сохранилась в основных своих чертах до наших дней.
Преобразования Петра 1 охватили все стороны социально-экономической, политической, культурной жизни и быта России. Они затронули армию и флот, государственное устройство и структуру государственного аппарата, промышленность, внешнюю и внутреннюю торговлю. К числу крупных и значительных преобразований Петра принадлежит и реформа денежной системы. Начатая на рубеже XVII-XVIIIвв., она являлась одним из необходимых условий для осуществления других реформ, создала финансовую базу, позволила государству получить немалые средства.
Общий план денежной реформы начал обдумываться ещё с середины 90-х годов XVIIв. Пётр Iво время пребывания Великого посольства в Европе с большим интересом знакомился с организацией денежного дела за границей и работой монетных дворов. Царь несколько раз посещал расположенный на берегу Темзы замок Тауэр, где помещались государственная тюрьма и монетный двор, смотрителем которого был известный английский учёный Исаак Ньютон. В конце XVIIв. в Англии проводилась денежная реформа, во время которой вся прежняя монета, обращавшаяся в стране, была подвергнута перечеканке машинным способом. Реформа осуществлялась под руководством Ньютона, и царь вместе с Я. В. Брюсом в апреле 1698г. внимательно наблюдал за работой машин монетного двора, слушал объяснения учёного и его рассказы о причинах, ходе и значении проводимой денежной реформы. Опыт работы английского и других монетных дворов в Европе вновь убедил Петра Iв необходимости постепенного отказа от ручной чеканки и использования новой технологии в монетном деле.
Денежная реформа Петра Iрешала несколько комплексов вопросов. Требовалось создать гибкую денежную систему монетного сырья не только серебра, но и других металлов. Надо было определить приемлемую весовую норму и пробу для серебряных, золотых и медных монет, обеспечить перевод всего денежного дела на новый технический уровень — машинное производство. Ставилась также задача установить единство денежного обращения на всей территории России, в том числе и на Украине, в Прибалтике и других регионах, где хождение имела иностранная монета. Реформа преследовала и фискальные цели: она должна была значительно увеличить доходы казны от чеканки монет для покрытия возросших расходов в связи с Северной войной против Швеции за завоевание выхода в Балтийское море.
К реформе готовились основательно. И подготовку к ней начали с создания материальной базы, т.е. постройки новых монетных дворов технического оснащения их разными машинами. С 1695г. начал строиться “денежный двор, что в Китай — городе”. Сначала на нём делались серебряные проволочные копейки. Затем стали чеканить также монеты крупного достоинства правильной круглой формы машинной выделки.
В 1699г. был открыт Набережный медный денежный двор, расположенный на территории Кремля, недалеко от Боровицких ворот. На нём осуществлялась чеканка круглых медных монет — денежек и полушек, а с 1704 г. и копеек. На копейках 1704 и последующих годов появился его знак — буквы НД (Набережный двор) или НДЗ (Набережного двора завод). В последний раз он встречается на пятикопеечниках 1727г. В конце 20-х- начале 30-х годов он прекратил своё существование. До открытия отделения для передела меди в конце 1704г. на Кадашевском монетном дворе Набережный двор был единственным, выпускавшим медные деньги. С этого времени чеканка медной монеты осуществлялась на двух дворах.
Третий монетный двор был основан в 1700г. в здании Земского приказа на Красной площади, на месте здания Государственного исторического музея. В делах Приказа Большой казны есть упоминание о сумме расходов (6732 руб. 50 коп.) на его строительство. Монетный двор начал работать в 1700г. и уже в январе 1701г. в Приказ Большой казны поступило 30 тыс. руб. серебряных копеек, изготовленных на этом дворе с 1700г. Но он функционировал недолго, так как спустя несколько лет, его здание было занято Главной аптекой.
Ещё один денежный двор, который тоже должен был выпускать серебряные копейки, был создан по указу от 14 октября 1701г. в палатах под Набережным садом по соседству с Набережным медным двором. Но он существовал недолго и либо был закрыт, либо слился с медным.
Пятый монетный двор был открыт на Хамовном (ткацком) дворе в Кадашевской слободе Замоскворечья. Средства (“заводные деньги”) на его устройство выделил Адмиралтейский приказ. Этот двор оставался в ведении Морского ведомства до середины 1711г., которое полностью отвечало за его работу. Доход от чеканки шел на нужды военного флота.
В первое время пока, осваивалось машинное производство, Замоскворецкий монетный двор изготовлял серебряные копейки ручным способом, а в монеты переделывалось всего несколько пудов серебра в год. Отсюда и название “монетный денежный двор”, отражавший смешанный характер производства: двор выпускал и серебряные деньги — продукцию ручного производства и монеты — продукцию машинного производства.
На новых монетных дворах были установлены машины разного типа: плащильные (прокатные) станы, обрезные, на которых происходила вырубка монетных кружков, гуртильные, служившие для тиснения насечки или надписей на кромках монет и печатные, где производилась чеканка.
Для приведения в движение механизмов использовались вода, вращавшая мельничные колёса, конная тяга, иногда энергия ветра. На печатных станах работники на блоках подтягивали тяжёлую “бабу” молотового снаряда с укреплённым под неё штемпелем, иначе говоря, эти станы действовали силой падающей тяжести. Спустя некоторое время молотовые снаряды при штамповке были заменены более совершенными винтовыми прессами.
Реформа проводилась постепенно по заранее обдуманному плану. Делали определённый шаг, выжидали, какие будут последствия и только затем переходили к следующему этапу. Так ещё с 1696г. стали чеканить датированные серебряные копейки, ранее даты ставились крайне редко. Эти даты — СД, СЕ, CS, СЗ, СИ (согласно буквенной транскрипции древне — русского летоисчисления – 204 — 208 гг., а точнее 7204 – 7208 — от сотворения мира или 1696-1700 гг.) должны были, как бы подготовить население к грядущим переменам в денежном деле. Спустя несколько лет начали вводить в денежное обращение датированную медную монету (денежки и полушки), а с 1704г. и медную копейку. Параллельный выпуск одинаково датированных серебряных и медных денег приучал население к тому, что та и другая монета равноценна, что способствовало укреплению доверия к медной монете.
Постепенно создавалась серия серебряных монет — 50, 25, 10, 5 и 3 коп; в 1704г. она получила своё завершение в рубле, который по весу был равен талеру (28 г.). Таким образом, все основные номиналы новой денежной системы вошли в обращение в 1700-1704 гг. В основу её был положен десятичный принцип с присущим России денежным счётом, ведущим начало с 15 — 16 вв.: рубль – гривенник — копейка. Производные же путём деления единиц пополам: рубль — полтина, гривенник — пятак, копейка – деньга — полушка. Со старым счётом на деньги и алтыны было покончено, денежные суммы исчислялись в рублях и копейках.
С 1701г. на Кадашевском монетном дворе стали чеканиться и золотые червонные, равные по пробе и весу дукату — золотой международной монете. Выпуск червонных означал создание русской ходячей золотой монеты, которой ранее не было в денежном обращении страны.
Пётр Iотказался от общепринятых в Европе надписей на монетах на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке. Когда царю заметили, что монета с русской легендой не будет приниматься за границей, и поэтому надо хотя бы с одной стороны сделать латинской, он ответил, что скорее скажет спасибо тому, кто предложит ему способ как сохранить монету в государстве, а не тому, кто предложит ему способ как скорее выпустить её из страны. В этом ответе не всё сказано до конца — Пётр считал, что русская монета должна сохранять свои особенности, а надписи быть доступными для русских людей.
Трудным и сложным был вопрос о весовой норме и пробе серебра и золота, а также монетной стопе для меди. В серебре и золоте на первых порах решили придерживаться стандартов международной валюты – талера и дуката (затем от них отказались). Исходя из этого, ещё в 1698г. произошло снижение веса серебряной проволочной копейки до 0,28 г. Следовательно, 100 новых копеек по весу соответствовали талеру и рублю 1704г. С 1698 до середины 1711г. серебряная монета чеканилась согласно официальной терминологии по “неустановочной пробе”, чаще всего талерной, а иногда более низкой.
Указом 16 октября 1711г. для мелких серебряных денег была определена 70-я проба, а в феврале 1718г. подтвердили чеканку по такой же пробе и монет крупного номинала. Это означало, что в фунте новой монеты содержалось на 12 золотников чистого серебра меньше, чем в чеканившейся до этого монете. Понижение пробы, увеличивая доходы казны от чеканки, вместе с тем вело к порче монеты со всеми вытекавшими отрицательными последствиями (падение стоимости денег, рост цен на иностранные и отечественные товары, сокращение доходной части бюджета от поступления налогов менее добротной монеты и т.д.). В том же 1718г. отказались от стандартных норм дуката, проба понижена, а стопа изменена.
Особенно тщательно пробовали, испытывали весовую норму чеканки меди, с тем, чтобы она была достаточно прибыльной для казны и не столь “вредительной” для денежного обращения и народа. Однако и в отношении предела меди наблюдается та же тенденция, что в отношении серебра и золота. Фискальные соображения взяли верх и в чеканке медной монеты: начавшись весовой нормой 12 руб. 80 коп. из пуда, она была завершена 40- рублёвой монетной стопой, пришедшей к обесцениванию медных денег.
Снабжение сырьём монетных дворов, особенно серебром, потому что серебряная монета была основной в денежном обращении, оставалось самой острой проблемой не только во время денежной реформы Петра I, но и спустя несколько десятилетий. Добыча серебра на Нерчинском руднике в первой половине XVIIIв. была ничтожна. Выход был в развитии внешней торговли, увеличении экспорта товаров из России, участии самой экономии, использованию внутренних резервов – увеличению доли медной монеты в обращении, постепенному уменьшению его содержания в серебряных деньгах.
§ 2.2 Денежная финансовая система России XVII– XIXвв.
В период царствования Екатерины IIв финансовую систему входят бумажные деньги, которые приобрели важное влияние на государственное хозяйство. Выпуски бумажных денег постепенно обесценивают денежные знаки, вносят новые затруднения и колебания в государственные доходы, и вызывают необходимость повышать налоги и прибегать к увеличению государственных долгов. В конце царствования Екатерины II курс ассигнационного рубля равнялся уже только 68 1/2 копейки металлической.
При императоре Павле I количество ассигнаций увеличилось еще на 50 миллионов рублей; курс колебался между 62 1/2 и 73 копейки. Непрестанные дефициты в царствование Александра I, достигнувшие значительных размеров под влиянием войн с Швецией, Турцией и Францией, требовали ежегодного повышения государственных доходов, источником которого с самого начала были избраны бумажные деньги. До 1805 выпуски их совершались в небольших размерах, и курс рубля, повысившийся в 1802г. до 80 копеек, понижался очень медленно. Затем начались громадные выпуски ассигнаций: в 1805г. на 31,5 миллиона рублей, в 1806г. на 27 миллионов рублей, в 1807г. на 63 миллиона рублей, в 1808г. на 95 миллионов рублей, в 1809г. на 55,8 миллиона рублей, в 1810г. на 46,1 миллиона рублей, в 1812г. на 64,5 миллиона рублей, в 1813г. на 103,4 миллиона рублей, в 1814г. на 48,8 миллиона рублей. Этому соответствовало страшное падение курса: в 1806г. он равнялся 67 1/2 копейки, 1807г. — 53 3/4, в 1808г. — 44 2/3, в 1809г. — 43 1/3, в 1810г. — 25 2/5, в 1814г. — 20 копеек серебром.
В годы наиболее интенсивной борьбы с Наполеоном и вслед за ее окончанием (1812 — 1815) бумажных денег было выпущено на 244,5 миллионов рублей, а между тем их действительная ценность (на серебро) едва достигала 57,6 миллионов рублей. Общее повышение налогов и введение новых в 1810 и 1812 годы, а также переложение всех сборов на ассигнации, не могли покрыть убыли в действительной покупной силе поступлений, происходившей от падения курса, вследствие чего неминуемо приходилось искусственно подавлять всякое развитие государственных потребностей.
Несмотря на свой быстрый рост государственные расходы, в переводе на серебро или вовсе не увеличивались, или даже сокращались. Бюджеты ведомств постоянно подвергались урезкам и находились в подавленном состоянии.
С 1817г. правительство приступило к уничтожению части ассигнаций, общее количество которых сократилось с 836 миллионов рублей в 1817г. до 595 776 310 рублей к 1823г. и оставалось на этой сумме до превращения их, путем девальвации, в кредитные билеты, в 1843г. Невозможность покрывать все дефициты одними выпусками бумажных денег и затем консолидация части ассигнаций, вызвали заключение новых займов; к концу 1823г. консолидированный государственный долг составлял уже 672 миллиона рублей, займы у банков — 78 миллионов рублей, так что вместе с ассигнациями, признанными в 1810г. государственным долгом, общая сумма последнего к концу царствования Александра I равнялась 1345 миллионов рублей.
В царствование Александра I учреждены: Министерство финансов, государственное казначейство, государственный контроль, комиссия погашения долгов, повышены все налоги, сделан опыт установления временного подоходного налога с помещичьих имений, учреждено казенное управление винной торговлей, издано систематическое положение о гербовом сборе.
Значение подушных сборов в податной системе понизилось; в конце царствования (1823) они составляли только 28,3% всех государственных доходов. Заботы финансового управления в царствование Николая I были направлены на внесение порядка в расстроенное Отечественной войной государственное хозяйство — установление равновесия в бюджет, улучшение отчетности, восстановление государственного кредита, упорядочение денежной системы.
Первые 20 лет финансы находились под руководством Канкрина. Важнейшим его делом было водворение в стране металлического обращения, посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитными билетами, разменными на звонкую монету (в 1843г.). Он настаивал на крайней бережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836г. образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальных расходов, которыми и была составлена нормальная роспись. Остановить увеличение государственных расходов в период, переполненный военными действиями, было невозможно; чрезвычайные потребности постоянно порождали дефициты и новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них, прибегали к обычным приемам — повышению старых налогов, учреждению новых и, наконец, к государственному кредиту. Обращение к внешнему кредиту совершалось с большой осторожностью, выпуск ассигнаций совсем не практиковался; зато усиленно пользовались внутренним кредитом в виде выпуска краткосрочных билетов государственного казначейства и позаимствований у казенных кредитных учреждений и комиссии погашения долгов.
С уходом Канкрина дефициты снова начали расти, затруднения в средствах увеличивались, пока Крымская война не вызвала финансового кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпуску бумажных денег.
Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая I: восстановление питейного откупа, установление табачного налога в бандерольной форме и налога на свекловичный сахар, издание покровительственного таможенного тарифа, устройство денежной системы установлением серебряного рубля как основной денежной единицы (1839), переложение государственных доходов и платежей на серебро (1840).
продолжение
–PAGE_BREAK–§ 2.3 Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским
Призванный в мае 1881г. к должности министра финансов бывший киевский профессор Н.Х. Бунге старался осуществить следующую программу: приведение в равновесие доходов с расходами, путем соблюдения самой строгой и разумной экономии; улучшение податной системы, посредством более справедливого распределения налогов, соответственно действительной налогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народного производства, в нем нуждающимся; развитие прочного и легко доступного всем классам общества кредита; улучшение денежной системы, без стеснения торговли и промышленности. Осенью 1881г. последовало Высочайшее повеление о соблюдении всеми ведомствами строгой бережливости и о неуклонном исполнении сметных правил. Все ежегодно повторяющиеся сверхсметные назначения. Высочайше повелено с 1883г. вносить в смету. Этой мерой сокращены были сверхсметные ассигнования вдвое (с 60 миллионов рублей до 30 миллионов рублей), но не устранена недостаточность финансовых средств; все росписи Н.Х. Бунге (за исключением 1883г.) заключали в себе дефицит, а исполнение их сопровождалось еще большим дефицитом (по росписям 1881 — 1886 годов общая сумма дефицитов предполагалась в 104,2 миллиона рублей, в действительности же она превысила 224 миллиона рублей).
Необходимость покрытия дефицитов, а также чрезвычайные расходы по погашению временных выпусков кредитных билетов и по возобновившейся с 1881г. постройке железных дорог, вынуждали приобретать средства путем новых займов, которых было заключено, с 1881 по 1886г., на сумму более 600 миллионов рублей. Таким образом, Бунге не удалось привести в равновесие государственный бюджет. Для улучшения податной системы были понижены выкупные платежи на 12 миллионов рублей (с 1882г.) и постепенно отменена, по указу 14 мая 1883г., подушная подать. Понижение налогов с крестьян сопровождалось большим привлечением к обложению других, более имущих классов населения. Вводя необходимую уравнительность в податную систему, эти мероприятия, по мысли Бунге, должны были подготовлять почву для введения со временем подоходного обложения. К той же цели должно было клониться и учреждение особых местных органов финансового управления — податных инспекторов, на которых возложено было наблюдение за правильностью распределения прямых налогов и всестороннее изучение податных сил населения.
Заслуга реформирования податной системы является тем более высокой, что нужна была особая смелость, чтобы решиться на отмену налогов в такое время, когда бюджет страдал ежегодными крупными дефицитами. Финансовые мероприятия заключались в повышении ставок таможенного тарифа. При современном финансовом и экономическом положении России Н.Х. Бунге видел в таможенных пошлинах не только источник доходов и охрану промышленности, но и средство упрочения денежной единицы, путем возможного улучшения в нашу пользу платежного баланса. Почти ежегодно повышались пошлины по различным предметам ввоза и вывоза; наш таможенный тариф по многим статьям сделался запретительным.
В области развития доступного населению кредита министерство Бунге осуществило два важных мероприятия — устройство Крестьянского Поземельного банка (в 1882г.), целью которого было постановлено содействие крестьянам в покупке земель, и учреждение (в 1885г.) Дворянского банка, для выдачи ссуд дворянам на льготных условиях. В области улучшения денежной системы Н.Х. Бунге сделал относительно немного. Важнейшей мерой было осуществление указа 1 января 1881г. об уплате государственному банку долга за временно выпущенные кредитные билеты, с целью изъятия их из обращения, причем только часть этого долга была уплачена деньгами, а на остальную сумму сдана банку нереализованная рента. В 1883г., в видах привлечения монеты в обращение, Бунге внес в Государственный совет представление о разрешении сделок на золото и обращения звонкой монеты по курсу в платежах между казной и частными лицами.
С осени 1884г. Бунге стал стремиться к увеличению сосредоточенного в государственном банке запаса золота, посредством передачи ему поступающей в таможенные платежи звонкой монеты (к 1 января 1895г. было таким путем собрано 30 миллионов рублей, к 1886г. — 74,7 миллионов рублей, к 1887г. — 88,4 миллиона рублей).
В 1887г. был огромный, небывалый урожай в России и плохой в Европе. Вывоз хлеба достиг пределов, до тех пор неслыханных. Последствием огромного вывоза было усиление доверия к России и повышение ее кредита на иностранных рынках. Бунге был произведен ряд реформ, в корне изменивших всю финансовую систему, а урожай произвел такие результаты, достижение которых требует напряженных усилий многих лет”. Главнейшей задачей Вышнеградского было восстановление металлического обращения. Согласно его представлению, комитет финансов, в заседании 28 июня 1887г., признал желательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена его на золото по курсу, близкому к современному (1 рубль 50 копеек кредит за 1 рубль металлический), в том убеждении, что «предметом всяких мероприятий в отношении денежного обращения, может быть не восстановление полной номинальной ценности кредитного рубля, а лишь установление этой ценности настолько прочно, чтобы был положен предел дальнейшим сколько-нибудь значительным колебаниям». Журнал этого заседания был Высочайше одобрен и таким образом является моментом окончательного решения совершить реформу денежной системы путем девальвации. Составленный на этом основании проект разрешения сделок на звонкую монету остался без последствий, и Вышнеградский должен был ограничиться продолжением скопления золотых запасов, необходимых для покрытия размена. Решив приобретать золото не займами, а покупкой, правительство должно было всеми мерами стремиться к тому, чтобы в казне имелись для того широкие свободные ресурсы и чтобы установился более благоприятный расчетный баланс, как средство привлечения и удержания золота в стране.
Работая над осуществлением этих необходимых условий, Вышнеградский держался крайней бережливости в ассигновании государственных средств и добился совершенного устранения сверхсметных кредитов. Усиленно взыскивались недоимки по отмененному подушному налогу, установлены новые акцизы на керосин и спички, повышены питейный, табачный, сахарный акцизы, гербовый сбор, поземельный и промысловый налоги. Той же цели — установлению равновесия в бюджете — соответствовали и совершенные Вышнеградским важные улучшения в кредитной системе и железнодорожном хозяйстве. Воспользовавшись общим понижением ссудного процента на денежных рынках, он провел конверсию большей части наших металлических займов, превратив их в 4-процентные и отсрочив уплату погашения по ним на более долгие сроки. Конверсии Вышнеградского уменьшили размер наших золотых платежей, перенесли значительную часть русских фондов на богатый французский денежный рынок, приучили владельцев наших государственных бумаг довольствоваться 4 процентами дохода и проложили путь последующим, более крупным конверсиям. В области отношений государства к железнодорожному хозяйству Вышнеградский произвел решительную реформу, подчинив железнодорожное тарифное дело правительственному руководству и создав для этого особые тарифные органы в составе министерства финансов.
Вместе с тем точнее были определены финансовые отношения между казной и частными железнодорожными обществами и произведен выкуп в казну огромной сети железных дорог, по преимуществу убыточных, так как нахождение таких линий в руках частных обществ, мало заинтересованных, в виду государственной гарантии дохода, в улучшении условий эксплуатации и содержавших дорогие центральные управления, причиняло большие расходы казне и служило одним из главных источников бюджетных дефицитов.
Благодаря указанным мероприятиям, направленным на увеличение государственных доходов и на возможное сокращение расходов по двум важным статьям расходного бюджета, при крайней бережливости по всем прочим, равновесие между доходами и расходами было, наконец, установлено, и впервые, после долгого дефицитного периода, наступило прочное превышение первых над последними: в 1888г. — на 53,3 миллиона рублей, в 1889г. — на 65,5 миллионов рублей, в 1890г. — на 60,6 миллионов рублей, в 1891г. — на 13,8 миллионов рублей.
Вторая цель — установление выгодного торгового баланса — достигалось двумя путями: во-первых, всевозможным поощрением к усилению хлебного вывоза; во-вторых, постановлением препятствий к увеличению ввоза. В таможенной политике идеалом Вышнеградского был минимальный ввоз при возможно крупных размерах таможенного дохода, ради чего происходили ежегодные повышения тех или иных тарифных ставок, установлен с 1888г. общий дополнительный таможенный сбор в размере 20% и произведен общий пересмотр таможенных пошлин, закончившийся изданием нового таможенного тарифа (по европейской торговле) 14 июня 1891г.
Желаемая цель была внешним образом удачно достигнута. Торговый баланс в пятилетие управления Вышнеградского, составлял: в 1887г. — 224,1 миллиона рублей, в 1888г. — 393,3 миллиона рублей, в 1889г. — 313,7 миллионов рублей, в 1890г. — 277,3 миллионов рублей, в 1891г. — 327,4 миллионов рублей. Достижение такого высокого перевеса вывоза над ввозом дало возможность не только вполне покрывать заграничные платежи по металлическим займам, но и приобретать покупкой золото для увеличения металлического фонда.
Блестящая внешняя финансовая сторона действительности И.А. Вышнеградского не находилась в соответствии с экономическим состоянием населения; первый сильный неурожай привел всю систему к несостоятельности. Быстрое усиление податного бремени и энергичные приемы взыскания как текущих платежей, так и недоимок по уже отмененным сборам, привели к крайнему напряжению податных сил крестьянского населения. Бедственный 1891г. обнаружил глубокое оскудение крестьянства на значительном пространстве России и потребовал экстренных мер со стороны финансового управления, в виде затраты 161 миллиона рублей на продовольствие голодающих. Превратив, в предшествовавшие годы, свободные ресурсы казначейства и государственного банка в запасы золота, не имевшего обращения на внутреннем рынке, правительство оказалось вынужденным прибегнуть к временному выпуску кредитных билетов на 150 миллионов рублей.
Истощение запасов хлеба в стране повело к запрещению вывоза хлеба, а соединявшееся с этой мерой опасение за выгодность торгового баланса и целость накопленного золота, заставила прибегнуть к внешнему золотому займу (3%), окончившемуся неудачей. Расход на продовольствие населения поглотил почти все свободные средства казначейства, а расстройство хозяйственного положения разоренных неурожаем местностей увеличило до громадных размеров недоимки и отразилось значительным недобором по всем главнейшим статьям государственных доходов.
§2.4 Денежная реформа 1895—1897 годов
Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три предшествующих министра финансов — М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский. С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем «действовать новому министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве; торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной реформы увеличился до 645,7 млн. руб.» (при И. Вышнеградском — на 309 млн. руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в том, чтобы укрепить денежную систему России — несущую конструкцию быстро формирующегося единого национального рынка.
Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки. Была введена «статистическая» (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.
К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с Россией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россию облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на уступки. В 1894г. был заключен новый торговый договор. Самолюбию Витте льстило то, что с этого момента его персоной заинтересовался весьма уважаемый им рейхсканцлер германской империи князь Отто Бисмарк.
В феврале 1895г. Витте вышел со своими предложениями по реформе денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом — 1 золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в финансовый комитет, а в апреле — в Государственный совет. Новая денежная система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала следующие элементы.
1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки по закону 1885г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой чеканки.
2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.
3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 2/3 копейки золотом за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.
4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. — полностью.
5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.
Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и обратился непосредственно к царю. «Его Величество исполнил мое ходатайство, — писал он в воспоминаниях, — и собрал 2 января 1897г. финансовый комитет в усиленном составе под своим председательством. На этом заседании и была в сущности решена участь финансовой реформы, то есть решено было ввести в Российской империи металлическое обращение, основанное на золоте».
Первый закон «О чеканке и выпуске в обращение золотых монет» был подписан Николаем II на следующий день после совещания — 3 января 1897г. Были выпущены 10-рублевые золотые монеты — империалы, равнявшиеся 15 рублям кредитными билетами, и 5-рублевые — полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897г. об основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1 млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898г. был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам биметаллизма.
Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях С. Ю. Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. «Одной из самых крупнейших реформ, — писал он, — которую мне пришлось сделать…, была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами».
В результате подготовительных мер, денежная реформа проводилась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: «Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось». Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом.
Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895г. «для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты», включала преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в «Вестнике финансов» официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым (профессор В. Лебедев и профессор В. Лексис), так и банкирам, представителям торговли и промышленности.
Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой — колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами:
Отечественная война 1812г., крымская кампания, война с Турцией.
Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшила стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до 6679 млн. руб. (на 1 января 1904г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903г. 292 млн. руб. против 261 млн. руб., то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892г. до 3,96 в 1902г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 млн. руб. ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 млн. руб. и на платеже капитала — более 18 млн. руб.
Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, поднялся над примитивной и вульгарной трактовкой экономии бюджетных расходов как панацеи от всех бед. «Сдержанность имеет свои пределы, за которыми отклонение предъявляемых требований о расширении расходов может оказать серьезными затруднениями нормальному развитию гражданской и экономической жизни страны». Бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное «содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов».
Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми, кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами, которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем, что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот совпадали с завершением формирования российского национального рынка и зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.
Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее осуществление «лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей чистым европейским золотом». Этим и объясняется в конечном счете сопротивление реформе со стороны Государственного совета.
Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897 гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д. Лутохиным: «Охранение золотого обращения связано с возложением значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения с лихвой покрывают эти затраты».
продолжение
–PAGE_BREAK–§2.5 Денежные реформы XXвека
При капитализме денежные реформы осуществлялись главным образом в интересах господствующих эксплуататорских классов. Они обычно сопровождались ростом налогов, сокращением социальных расходов государства и т.п. Капиталистические государства путём денежных реформ и с помощью различных государственно-монополистических мероприятий пытались уменьшить остроту проявлений общего кризиса капитализма в денежной системе, добиться упорядочения её некоторых элементов (валютного курса, объёма денежной массы и т.д.). Особенно часто Д. р. проводятся в условиях общего кризиса капитализма. Крах золотомонетного обращения, повсеместное распространение бумажных денег, почти хроническое их обесценение наряду с усилением неустойчивости капитализма, обострением его противоречий, ростом агрессивности империалистических стран приводят к тому, что денежные реформы не могут обеспечить длительной стабильности денежного обращения.
После 2-й мировой войны 1939—45 гг. в капиталистических странах были проведены многочисленные денежные реформы. Одна из крупнейших денежных реформ — девальвация валют 37 капиталистических стран в 1949г. (в размере от 12 до 30% и более). На современном этапе общего кризиса, в условиях обращения бумажных денег и неразменных на золото банкнот, девальвации и ревальвации в значительной степени утратили своё значение как методы стабилизации денежных систем. В ходе обострения мирового валютного кризиса в конце 60-х — начале 70-х гг. девальвация (американского доллара, английского фунта стерлингов, французского франка) и ревальвация (марки ФРГ, австрийского шиллинга, швейцарского франка) применялись отдельными странами лишь как методы частичного выхода из валютных затруднений.
В результате краха колониальной системы возник новый тип денежных реформ, антиимпериалистических по своему содержанию. Они направлены на создание национальных денежных систем или на обновление и укрепление доставшихся им в наследие от колониализма денежных систем. Денежные реформы во многих развивающихся государствах отвечали задачам обеспечения их экономической независимости.
В СССР и др. странах социализма революционные социалистические преобразования потребовали проведения кардинальных денежных реформ. В наследие от старого строя СССР и др. социалистические страны получили денежное обращение, глубоко расстроенное в результате бумажноденежной инфляции. В СССР задача проведения денежной реформы была поставлена В. И. Лениным вскоре же после Октябрьской революции. Она имела целью оздоровить денежную систему за счёт буржуазии (нажившейся на войне и разорении страны) и тем самым подорвать её денежную власть. В этом заключалась новая направленность денежной реформы, в отличие от денежной реформы буржуазных государств. Летом 1918г. Советская власть приостановила обесценение денег, но готовившаяся денежная реформа была сорвана Гражданской войной и военной интервенцией 1918—1920 гг. С переходом к нэпу денежная реформа была выдвинута в качестве неотложной и одной из важнейших задач экономической политики. Подготовительной мерой ее денежной реформе являлось проведение двух деноминаций. Первым этапом денежной реформы был выпуск в обращение (в конце 1922г.) червонцев — банковских билетов Государственного банка. Они на 25% обеспечивались золотом, а в остальной части — краткосрочными векселями и легко реализуемыми товарами и выпускались в обращение в порядке краткосрочного кредитования промышленности и торговли под обеспечение векселями и товарами и по мере погашения кредитов возвращались в банк. Золотое содержание червонца было определено в 7,74234 г чистого золота и соответственно был установлен его курс в иностранной валюте. Эмиссия банкнот удовлетворяла потребности оборота в устойчивых средствах обращения. Вместе с тем в обращении оставались совзнаки, выпускавшиеся для покрытия бюджетного дефицита, т. е. установилась система параллельного обращения двух валют — устойчивой (червонца) и падающей (совзнака). Денежная реформа была завершена в 1924г.: вместо совзнаков были выпущены медные и серебряные монеты и казначейские билеты. К моменту прекращения эмиссии совзнаков (т. е. на 1 апреля 1924г.) их масса в обращении достигла 762,3 квадрильона рублей, а реальная ценность её составляла (в червонцах) всего 15,2 млн. рублей. Совзнаки выкупались по курсу: 1 рубль золотом (казначейскими билетами) = 50 тыс. рублей денежными знаками 1923, или 50 млрд. рублей денежными знаками прежних выпусков (до деноминации). Между казначейским рублём и банковским червонцем было установлено соотношение: 1 червонец = 10 рублей. При таком соотношении советский рубль обладал таким же золотым содержанием, как и дореволюционный русский рубль, — 0,774234 г чистого золота и соответствующим курсом в иностранной валюте. В ходе реформы был ликвидирован бюджетный дефицит, а с октября 1924г. выпуск денежных знаков для покрытия дефицита по закону был запрещён.
Экономическое и финансовое напряжение при осуществлении социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства сказалось на сфере денежного обращения, в связи с чем в 1935—36гг. была ликвидирована карточная система распределения продуктов по твёрдым ценам, а новые единые цены были установлены на уровне, превышавшем прежний (1924/25), и соответственно был пересмотрен валютный курс. Новое золотое содержание рубля было установлено в 0,176850. В условиях Великой Отечественной войны 1941—45 гг. масса товаров в каналах организованного рынка резко уменьшилась, что сократило доходы государственного бюджета, в то время как связанные с войной расходы резко возросли. Советское правительство для покрытия образовавшегося бюджетного дефицита вынуждено было прибегать к эмиссии денег. За три года войны денежная масса в обращении возросла в 2,4, а к концу войны — в 3,8 раза. Значительно снизилось товарное покрытие рубля. При сохранении твёрдых цен на продукты нормированного снабжения давление избыточной денежной массы проявилось в росте цен на колхозном рынке (в 10—15 раз по сравнению с довоенным уровнем) и во введении повышенных, близких к рыночным, цен в государственной коммерческой торговле, где товары продавались без карточек. Для ликвидации отрицательных последствий войны в денежном обращении в декабре 1947г. была проведена денежная реформа, отменена карточная система распределения продуктов и установлен новый единый уровень цен государственно-кооперативной розничной торговли. Все денежные знаки, находившиеся в обращении, были обменены на вновь выпущенные по соотношению 10:1, вклады трудящихся в сберегательные кассы до 3000 рублей не подвергались переоценке, а свыше 3000 рублей переоценивались: до 10 тыс. рублей — по соотношению 3:2 и сверх этой суммы — по соотношению 2:1. Денежная реформа 1947г. восстановила полноценный рубль и укрепила денежное хозяйство страны. Она, как и денежная реформа 1922/24, а также санирование обращения в середине 30-х гг., активно воздействовала на развитие общественного производства и способствовала повышению материального благосостояния трудящихся.
Денежная реформа 1947г. получила дальнейшее развитие в переводе курса рубля на золотую базу (1950). Курс рубля к иностранным валютам стал определяться непосредственно на золотой основе. Повысился его уровень, в последующем изменился масштаб цен. В 1961г. находившиеся в обращении денежные знаки были обменены без ограничений на вновь выпущенные по соотношению 10:1 и в том же соотношении были изменены цены всех товаров, тарифные ставки заработной платы, пенсии, стипендии и пособия, платёжные обязательства, договоры и т.д. С учётом реального соотношения цен в СССР и в главных капиталистических странах было установлено новое (современное) золотое содержание рубля (0,987412 г золота) и курс рубля к доллару США — 90 копеек за 1 доллар; соответственно были фиксированы и курсы других иностранных валют. В связи с девальвацией доллара в декабре 1971г. курс рубля к доллару был изменён и на 1 января 1972г. составил 82 рубля 90 копеек за 100 долларов.
§2.6 Реформа 1961 года
В 1958 году в обстановке строгой секретности обсуждались вопросы общего оздоровления денежной системы СССР, деноминации рубля и выпуска денег нового образца. О предстоящей реформе население было проинформировано заранее. 4 мая 1960г в Кремле было подписано постановление № 470 Совета министров СССР «Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами». На следующий день оно было опубликовано, после чего резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберкассы. В столичных ювелирных магазинах выручка 5–6 мая подскочила в три раза. В универмагах стремительно распродавались шерстяные ткани, шубы, меховые манто. 24 февраля 1958г Совет министров СССР принял постановление о чеканке монет нового образца. В октябре-декабре 1960г деньги нового образца заполнили хранилища Госбанка на местах. В октябре 1960г начался перерасчет вкладов в сберегательных кассах. При перерасчете вкладчику не надо было являться в сберкассу, все вклады пересчитывались по единой методике — 10:1. С 1 января 1961г начали выпускаться банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 коп. и 1 рубль. Денежные билеты образца 1947г и серебряная, никелевая, медная и бронзовая монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921г, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Хождение старых денег по одной десятой их нарицательной стоимости продолжалось без ограничений до 1 апреля 1961г. Тем не менее, в некоторых областных центрах уже спустя две недели после начала обмена продавцы отказывались принимать от покупателей деньги старого образца. Старая разменная монета достоинством 1, 2 и 3 коп. сохранялась в обороте. Со 2 января были открыты 28,5 тыс. обменных пунктов. В районах с небольшой плотностью населения работали передвижные обменные пункты. В наиболее напряженные периоды обмена кассиры переводились на полутора- и двухсменную работу. Интенсивный обмен денег осуществлялся в основном до середины января 1961г, после чего пятая часть обменных пунктов была досрочно закрыта. Через обменные пункты прошло чуть больше трети общей суммы старых денег. К февралю свыше 90% старых денег было изъято из оборота. Население меняло деньги спокойно и в удобное время. Около 4,5% старых денег населением к обмену не предъявлялось. Дробная часть копейки, полкопейки и больше, увеличивалась при пересчете цен и тарифов до целой копейки, и только в виде исключения (по хлебу, молочнокислым продуктам и товарам детского ассортимента) округление цен, оканчивавшихся на 0,5 коп. проводилось в сторону снижения. Новые советские деньги обладали золотым обеспечением. На балансе Госбанка СССР числилось 497,1 т золота. Курс рубля с 1961г определялся 90 коп./$. Покупная цена на золото устанавливалась 1 руб./г. Содержание золота в рубле повышалось не в 10 раз, а в 4,4 раза (до 0,987412 г). Изменение масштаба цен и замена денег старого образца новыми затруднялись рядом обстоятельств — в частности, нехваткой товарных фондов. Их дефицит составлял в 1961г примерно 1,2 млрд рублей. Особенно остро в торговле ощущался недостаток мяса, рыбы, животного и растительного масел, круп и муки, трикотажных изделий, мебели, стройматериалов, товаров культурного и хозяйственного обихода. Наблюдался рост цен на колхозных рынках. Перерасчеты заработной платы и платежей нередко проводились с ошибками — оклады в новом масштабе цен завышались, государственные пенсии и пособия занижались, в магазинах чаще встречалось завышение цен, чем занижение. В феврале 1961г в стране было отмечено хождение фальшивых денег, выполненных по новым образцам. Самыми распространенными способами подделки бумажных денег являлись печать денежных билетов с фотонегативов и клише, изготовленных граверным или фотомеханическим способом, а также однократное копирование с помощью размягчения химическим способом красок на подлинных купюрах, рисование карандашами и красками. Монеты изготовлялись путем литья в гипсовых, алебастровых или металлических формах, штамповки (чеканки) и гальванопластики. Из монет чаще всего подделывались полтинники и рубли, но встречались и пятаки, сделанные из мягких металлов. Учитывая размах и значение осуществленного преобразования денежной системы, 8 мая 1961г Минфин и Госбанк СССР просили ЦК КПСС и Совет министров СССР «разрешить именовать впредь проведенные мероприятия денежной реформой 1961г». При этом подчеркивалось, что «денежная реформа 1961г, проведенная в нашей стране, является самой гуманной в истории». В ЦК КПСС были согласны с высокой оценкой реформы, но по политическим мотивам замаскировали ее под деноминацию.
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОЙ СФЕРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНО — КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ
2010 ГОДА
§3.1 Состояние денежной сферы
В первом полугодии 2010г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов и снижением процентных ставок.
Денежный агрегат М2 за первое полугодие 2010г. увеличился на 9,5%, в том числе за I квартал — на 1,9%, за II квартал — на 7,5% (за первое полугодие 2009 г. он сократился на 2,5%). Темп прироста денежной массы в национальном определении на 1.07.2010 по сравнению с 1.07.2009 составил 30,6%, в то время как на 1.07.2009 по сравнению с 1.07.2008 он был отрицательным (–7,6%). В реальном выражении, то есть с учетом инфляции на потребительском рынке, денежная масса М2 за первое полугодие 2010 г. возросла на 4,9%.
Денежный агрегат М0 за первое полугодие 2010г. возрос на 8,2% (за аналогичный период 2009 г. — сократился на 7,2%). При этом в январе—марте отмечалось сезонное снижение наличных денег в обращении (–1,3% за квартал), тогда как в апреле—июне они росли сравнительно высокими темпами (9,6% за квартал). В годовом выражении темп прироста денежного агрегата М0 на 1.07.2010 составил 24,0%, в то время как на 1.07.2009 он был равен –5,4%.
Определенное влияние на динамику наличных денег оказывал спрос населения на наличную иностранную валюту. По итогам полугодия объемы покупок наличной иностранной валюты банками у физических лиц превысили объемы ее продажи на 2,4 млрд. долл. США (в аналогичный период 2009г., напротив, продажа превышала покупки на 8,4 млрд. долл. США).
Безналичная составляющая денежного агрегата М2 за первое полугодие 2010 г. увеличилась на 10,0% (за аналогичный период 2009 г. — снизилась на 0,6%). При этом за I квартал безналичные рублевые средства возросли на 3,0%, за II квартал — на 6,8%. Их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 33,0%, тогда как на 1.07.2009 они были отрицательными (–8,4%).
Если средства юридических лиц на рублевых счетах за первое полугодие 2010г. увеличились незначительно — на 0,6%, то средства физических лиц выросли на 20,1% (за первое полугодие 2009г. отмечались снижение средств юридических лиц на 5,8% и рост средств физических лиц на 5,6%).
В то же время депозиты организаций «до востребования» возросли на 8,8% на фоне снижения их срочных депозитов на 8,6%, что косвенно подтверждает формирование тенденции к восстановлению экономического роста. Вместе с тем как депозиты «до востребования», так и срочные депозиты населения росли сравнительно высокими темпами (по итогам полугодия — 11,7 и 22,2% соответственно). Это было обусловлено как ростом доходов домашних хозяйств, так и ростом склонности населения к сбережениям, в частности в рублевых вкладах, на фоне привлекательных ставок по ним, укрепления рубля и замедления инфляции.
Общий объем рублевых депозитов «до востребования» за первое полугодие 2010г. увеличился на 9,5% (за аналогичный период 2009г. он уменьшился на 3,9%), а их скользящие годовые темпы прироста на 1.07.2010 составили 27,0% (на 1.07.2009 они были отрицательными: –15,3%). Общий объем срочных рублевых депозитов за рассматриваемый период увеличился на 10,2% (за первое полугодие 2009г. — на 1,6%), их годовые скользящие темпы прироста на 1.07.2010 составили 36,8% против отрицательного значения на 1.07.2009 (–3,4%).
В структуре рублевой денежной массы доля наличных денег в обращении на 1.07.2010 уменьшилась относительно 1.01.2010 на 0,3 процентного пункта (до 25,4%), удельный вес депозитов «до востребования» не изменился (27,7%), а срочных депозитов — соответственно увеличился на 0,3 процентного пункта (до 46,9%).
Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2 в среднегодовом выражении, снизилась за первое полугодие 2010г. на 4,5% (за первое полугодие 2009г. — на 0,7%). Уровень монетизации экономики (по денежному агрегату М2) за рассматриваемый период возрос с 33,8 до 35,4%.
За январь—июнь 2010г. объем депозитов организаций и населения в иностранной валюте уменьшился в долларовом эквиваленте на 7,5%, тогда как он возрос на 11,8% за тот же период 2009года. При этом депозиты организаций снизились на 3,6%, населения — на 11,3% (в первом полугодии предыдущего года — выросли на 10,0 и 13,8% соответственно).
Широкая денежная масса (включающая депозиты в иностранной валюте) за первое полугодие 2010г. возросла на 6,8% (за аналогичный период 2009г. ее рост составил 1,7%). Скользящие годовые темпы ее прироста на 1.07.2010 составили 22,2%, тогда как на 1.07.2009 они были равны 7,1%.
За первое полугодие 2010г. рост широкой денежной массы составил 1321,2 млрд. руб., при этом чистые иностранные активы банковской системы увеличились на 811,4 млрд. руб., а внутренние требования — на 960,3 млрд. руб. (За первое полугодие 2009г. широкая денежная масса возросла на 280,8 млрд. руб. при увеличении чистых иностранных активов на 851,7 млрд. руб., внутренних требований на 431,3 млрд. руб.) Рост внутренних требований в большей степени был обусловлен ростом требований к организациям и населению, тогда как чистый кредит органам государственного управления остался практически без изменений.
Во II квартале 2010г. происходил рост задолженности по всем категориям кредитов. Прирост задолженности нефинансовых организаций составил 4,1% по рублевым кредитам и 7,2% по валютным, а физических лиц — 4,0 и 2,3% соответственно. В результате прирост общей задолженности по кредитам составил 4,7%, что является наибольшим квартальным приростом начиная с III квартала 2008года. Годовые темпы прироста общей задолженности пока еще остаются невысокими и на 1.07.2010 составили 1,1%.
Начавшееся восстановление происходит в соответствии с целым рядом предпосылок, сформировавшихся в последнее время. Низкие процентные ставки и высокий уровень избыточной ликвидности на денежном рынке, возникшие в том числе и за счет действий Банка России, являются основными. В то же время низкий спрос на денежные средства ограничивал кредитную активность. Однако по мере восстановления совокупного спроса происходит и постепенное восстановление кредитной активности.
Денежная база в широком определении за январь—июнь 2010г. увеличилась на 12,0%. В структуре денежной базы в широком определении доля наличных денег снизилась с 71,5% на 1.01.2010 до 66,6% на 1.07.2010, средств кредитных организаций на корреспондентских счетах — с 13,9 до 8,3% соответственно. Удельный вес средств кредитных организаций на счетах обязательных резервов увеличился с 2,3 до 2,4%, на депозитных счетах — с 7,9 до 8,8%, в облигациях Банка России — с 4,4 до 13,8% на соответствующие даты.
Совокупные банковские резервы (без учета наличных денег в кассах кредитных организаций) за первое полугодие 2010г. увеличились на 31,0%, а их средний дневной объем возрос с 1708,5 млрд. руб. в I квартале до 2261,2 млрд. руб. во II квартале 2010 года. При этом требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования сократились за рассматриваемый период в 4,5 раза, их средний дневной объем — с 480 млрд. руб. в I квартале до 160 млрд. руб. во II квартале 2010 года.
Средства кредитных организаций на корреспондентских счетах в Банке России за январь—июнь 2010г. сократились на 33,0%, однако их средний дневной объем во II квартале 2010г. (512,1 млрд. руб.) практически остался на том же уровне, что и в I квартале (519,0 млрд. руб.).
Во II квартале 2010г. среднемесячный уровень ставок по межбанковским кредитам (МБК) на российском денежном рынке продолжал снижаться. Этому способствовали неоднократное понижение процентных ставок по операциям Банка России и сохранение значительного объема ликвидных рублевых средств кредитных организаций. Средняя ставка по размещенным российскими банками однодневным МБК в рублях во II квартале составила 3,1% годовых, снизившись по сравнению с аналогичным показателем предшествующего квартала (4,2% годовых).
Ставка MIACR по однодневным рублевым МБК в течение II квартала 2010 г. колебалась в диапазоне от 2,3 до 3,9% годовых (в I квартале 2010 г. — от 2,9 до 5,4% годовых) и на протяжении всего анализируемого периода превышала ставку по депозитам «том-некст» Банка России не более чем на 0,9 процентного пункта. Динамика ставки MIACR по однодневным рублевым МБК во II квартале характеризовалась внутримесячной цикличностью: в апреле и июне в период проведения обязательных платежей банками и их клиентами отмечались локальные пики ставок, однако внутримесячные максимумы были выражены слабее, чем в предыдущем квартале. Максимальное за II квартал значение ставки MIACR по однодневным МБК в рублях было зафиксировано 29 апреля. Среднемесячное значение ставки MIACR по однодневным рублевым МБК в апреле составило 3,3% годовых, в мае — 2,8% годовых, в июне — 2,6% годовых.
§3.2 Инструменты денежно-кредитной политики2
В первом полугодии 2010 г. ситуация на денежном рынке была стабильной и характеризовалась достаточно высоким уровнем ликвидности банковского сектора. В условиях низких темпов роста потребительских цен и умеренных инфляционных ожиданий процентная политика Банка России была направлена главным образом на стимулирование кредитной активности банков и повышение доступности кредитных ресурсов нефинансовым организациям и населению. Вместе с тем учитывалась необходимость сокращения дифференциала процентных ставок внутреннего и зарубежных финансовых рынков в целях дестимулирования притока краткосрочного спекулятивного капитала. В этот период Банк России четырежды снижал уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по своим операциям (по большинству операций в совокупности с начала года снижение составило 1 процентный пункт).
На фоне стимулирующей процентной политики Банка России и сформировавшихся значительных объемов свободной ликвидности уровень краткосрочных ставок межбанковского рынка также снижался. Одновременно происходило снижение процентных ставок по кредитам конечным заемщикам.
В условиях роста валютных поступлений по счету текущих операций платежного баланса, а также возобновившегося с марта 2010 года притока капитала в первом полугодии 2010 г. Банк России являлся нетто-покупателем иностранной валюты и осуществлял операции как в рамках плановых, так и в рамках граничных интервенций. Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе—июне 2010 г. составил 44,1 млрд. долл. США (в том числе за II квартал — 19,7 млрд. долл. США). Общий объем предоставления рублевой ликвидности в результате данных операций за первое полугодие 2010 г. составил 1,3 трлн. руб. (из них за II квартал — 583,7 млрд. рублей).
Значительный приток ликвидности в банковский сектор по каналу проведения Банком России интервенций на внутреннем валютном рынке сократил в 2010 г. спрос кредитных организаций на инструменты Банка России по рефинансированию по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Сумма предоставленных кредитным организациям внутридневных кредитов в первом полугодии 2010 г. составила 12,5 трлн. руб. (в том числе за II квартал — 7,1 трлн. руб.) и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 1,2 трлн. руб., или на 11,0%.
Банк России также предоставлял кредитным организациям кредиты овернайт для завершения операционного дня. Объем предоставленных Банком России кредитов овернайт в первом полугодии 2010 г. составил 101,7 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 49,4 млрд. рублей).
Кредитные организации также активно использовали механизм получения кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами кредитных организаций. Объем предоставления Банком России указанных кредитов в первом полугодии 2010 г. составил 313,0 млрд. руб. (в том числе за II квартал — 154,6 млрд. руб.).
В первом полугодии 2010 г. Банк России продолжил работу по проведению эксперимента по предоставлению кредитов, обеспеченных залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам, имеющим целевой характер, связанный с кредитованием субъектов малого и среднего предпринимательства. Сумма задолженности по кредитам, предоставленным в рамках эксперимента, по состоянию на 1.07.2010 составила 100 млн. рублей.
В условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора Банк России в первом полугодии 2010 г. активизировал проведение операций по абсорбированию свободной ликвидности кредитных организаций, а именно депозитных операций и операций с облигациями Банка России.
Общий объем депозитных операций Банка России с кредитными организациями в первом полугодии 2010 г. составил 15,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с первым полугодием 2009 г. в 1,8 раза. Одновременно со снижением с 29.03.2010 процентных ставок по своим операциям Банк России принял решение о возобновлении проведения депозитных операций с кредитными организациями на фиксированных условиях овернайт, ставка по которым стала определять нижнюю границу процентных ставок по операциям Банка России (с 29.03.2010 она была установлена на уровне 2,75% годовых, а с 30.04.2010 была снижена до 2,5% годовых).
В первом полугодии 2010 г. активность на рынке облигаций Банка России (ОБР) существенно увеличилась по сравнению с предыдущим периодом. За первое полугодие 2010 г. Банк России разместил на первичном рынке ОБР в объеме 1,24 трлн. руб. по номинальной стоимости. Совокупный объем ОБР в обращении к 1.07.2010 достиг рекордного уровня, составив 1,01 трлн. руб. по номинальной стоимости. При этом объем средств, привлеченных на аукционах по размещению ОБР на первичном рынке, составил в апреле 104,9 млрд. руб., в мае — 3,8 млрд. руб., в июне — 572,8 млрд. рублей. Объем продажи ОБР Банком России на вторичном рынке (без учета аукционов) по рыночной стоимости за первое полугодие 2010 г. составил 12,8 млрд. руб., объем операций Банка России по покупке собственных облигаций на вторичном рынке по рыночной стоимости за тот же период — 10,1 млрд. рублей. При этом в марте и июне операции по покупке ОБР на вторичном рынке не проводились.
Дополнительным инструментом абсорбирования свободной ликвидности были операции Банка России по продаже государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа. Однако в январе—июне 2010 г. они активно не использовались — объем продажи Банком России ОФЗ из собственного портфеля за период составил 3,0 млрд. рублей.
В январе—июне 2010 г. нормативы обязательных резервов, установленные Банком России, составляли 2,5% по каждой категории резервируемых обязательств (по обязательствам перед юридическими лицами — нерезидентами — в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по обязательствам перед физическими лицами — в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, по иным обязательствам кредитных организаций — в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте).
В соответствии со вступившим в силу с 1.01.2010 нормативным актом Банка России был уточнен состав резервируемых обязательств кредитных организаций, в частности, исключены из их состава долгосрочные обязательства (свыше трех лет) по выпущенным кредитными организациями облигациям. Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.07.2010 составила 175,5 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 1.01.2010 на 24,1 млрд. рублей. Из общей суммы обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации составили 116,6 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте — 58,9 млрд. рублей.
Кредитные организации в первом полугодии 2010 г. продолжали активно использовать усреднение обязательных резервов, т.е. выполняли часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России. В течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2010 г. правом на усреднение обязательных резервов воспользовались 705 кредитных организаций (или 67,4% от общего числа действующих кредитных организаций).
Усредненная величина обязательных резервов в течение периода усреднения с 10 июня по 10 июля 2010 г. составила 206,8 млрд. руб. (в течение периода с 10 декабря 2009 г. по 10 января 2010 г. — 195,0 млрд. руб.).
продолжение
–PAGE_BREAK–