Денежные системы Эволюция развития

–PAGE_BREAK–Номиналистическая теория денег. Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685-1753) и Дж. Стюарт (1712-1780). В основе их теории ле­жали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом. Основной ошибкой пред­ставителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную при­роду денег. Дальнейшее развитие этой теории приходится на конец XIX — начало XX вв. Наибо­лее известным представителем номинализма был немецкий экономист Г. Кнапп (1842-1926). По его мнению, деньги имеют покупательную способность, которую придает им государство. Г. Кнапп основывал свою теорию не на полноценных монетах, а на бу­мажных деньгах. При анализе денежной массы он учитывал лишь государственные ка­значейские билеты (бумажные деньги) и разменные монеты, исключая из нее кредит­ные деньги (векселя, банкноты, чеки). Главная ошибка номиналистов состояла в том, что, оторвав бумажные деньги от зо­лота и от стоимости товара, они наделяли их «стоимостью», «покупательной силой» путем акта государственного законодательства. Положения номиналистической теории были применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы первой мировой войны. Период гиперинфляции в Германии в 20-х годах окончательно опроверг концепцию номинализма в теориях денег.    
Количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530-1596). Дальнейшее развитие эта теория получила в трудах англичан Д. Юма (1711-1776) и Дж. Милля (1773-1836), а также француза Ш. Монтескье (1689-1755). Д. Юм, пытаясь установить причинную и про­порциональную связь между приливом благородных металлов из Америки и ростом цен в XVI-XVII вв., выдвинул тезис: «Стоимость денег определяется их количеством». Сто­ронники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно ут­верждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег. Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом и математиком Ирвингом Фишером (1867-1947). И. Фишер отрицал тру­довую стоимость и исходил из «покупательной силы денег». Он выделял шесть факто­ров, от которых зависит эта «покупательная сила денег»: 1) количество наличных денег в обращении; 2) скорость обращения денег; 3) средневзвешенный уровень цен; 4) ко­личество товаров; 5) сумма банковских депозитов; 6) скорость депозитно-чекового об­ращения. Современная количественная теория денег, изучая макроэкономические модели и общие соотношения между массой товаров и уровнем цен, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы. Она выдвигает соответствующие практические рекомендации по стабилизации эконо­мики с помощью контроля над денежной массой. Разновидностью количественной теории денег является монетаризм. Монетаризм — экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является создатель чикаг­ской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридмен. Монетаризм возник в 50-е годы. Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х — начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной эконо­мике в России. Вершиной теоретических разработок монетаризма стали концепция стабилизации американской экономики и известная «рейганомика», реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар. После кейнсианства концепции чикаг­ской школы стали вторым примером эффективного использования экономической тео­рии в экономической практике США. В соответствии с монетаристской концепцией современные рыночные отношения представляют собой устойчивую, саморегулируемую систему, обеспечивающую эконо­мическую эффективность. Важно также, что вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механиз­мов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а для создания ус­ловий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики. В зависимости от реакции рынка на манипулирование денежной массой Фридмен и его последователи рассматривают две модели — краткосрочную и долго­срочную. В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведет к понижению процент­ных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы. Однако если увеличение предложения денег повторяется неоднократно в течение длительного времени, то про­исходит интенсификация инвестиционного процесса. Это стимулирует рост объемов производства, продаж, доходов и спроса на деньги, что повышает ставку процента. Долгосрочный эффект такой политики — разрыв связи между движением нормы про­цента, изменением спроса на деньги и их предложением. Условием долгосрочного равновесия денежного рынка монетаризм считает соблюде­ние основного денежного закона, устанавливающего связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта:
m = у + i,
где m — долгосрочный темп роста предложения денег;
у — долгосрочный темп роста реального продукта;
i — темп ожидаемой инфляции (контролируемый государством темп роста цен). Цель долгосрочной денежной политики — стабилизация инфляции и превращение ее в полностью прогнозируемую. С позиций монетаризма такая экономическая политика, ориентирующаяся не на краткосрочные изменения хозяйственной конъюнктуры, а на долгосрочные тенденции, наилучшим образом содействует поддержанию оптимальных темпов экономического роста. В настоящее время монетаризм уже не является полным антиподом кейнсианской концепции развития экономики. Сегодня существует некий кеинсианско-неоклассический синтез — самостоятельная теоретическая модель, аккумулирующая элементы обеих экономических теории.
2. Денежные системы Денежная система – исторически сложившееся и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков.
2.1 Понятие денежной системы
Денежные системы прошли длительных путь развития, видоизменяясь вместе с эволюционными процессами, происходившими в экономике стран и регионов.
Классификацию денежных систем отдельных государств принято производить по разным ключевым признакам: по виду денег как формы платежного средства, по роли государства в регулировании денежного оборота и т.д.
В зависимости от вида денег различают денежные системы двух типов:
·                             системы металлического обращения;
·                             системы бумажно-кредитного обращения.
Денежные системы металлического обращения базируются на металлических деньгах (золотых, серебряных), которые выполняют все функции, присущие деньгам как всеобщему эквиваленту (мера стоимости, средства обращения и платежа, средства накопления), а обращающиеся одновременно с металлическими деньгами банкноты могут быть в любой момент времени обменены на металлические деньги.
Денежные системы бумажно-кредитного обращения базируются на господстве бумажных или кредитных денег.
Рассмотрим сначала денежные системы, основывающиеся на металлических деньгах
Биметаллизм и монометаллизм. Биметаллизм – денежная система, при которой государство законодательно закрепляет роль всеобщего эквивалента за двумя металлами, обычно золотом и серебром. Монеты из золота и серебра функционируют на равных основаниях, предусматривается их свободная чеканка. На рынке устанавливались две цены (в золоте и в серебре) на один и тот же товар. Биметаллизм существовал с XIV – XVII вв., а в некоторых странах Западной Европы и в XIX в. Наличие двух металлов в роли всеобщего эквивалента, однако, вступало в противоречие с экономической сущностью денег как единого товара, призванного осуществлять измерение стоимости всех других товаров. Развитие экономических отношений требовало стабильности денежной системы, не подверженной колебаниям стоимости одного из денежных металлов.
Монометаллизм – денежная система, при которой один денежный металл является всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения.
Истории известны серебряный и золотой монометаллизм. Золотой монометаллизм, или золотой стандарт, существовал в виде золотомонетного, золотослиткового, и золотодевизного стандартов.
При золотомонетном стандарте в обращении находились золотые монеты (определенного веса и содержания) и различные виды денежных знаков (банкноты, бумажные деньги), которые свободно обменивались на золотые монеты.
При золотослитковом стандарте банкноты обменивались только на золото в слитках, причем с определенными ограничениями. Золотослитковый стандарт был введен в период частичной стабилизации экономики (1924 – 1928 гг.) в некоторых из западноевропейских стран (в частности, в Англии в 1925 г., во Франции – в 1928 г.). При золотослитковом стандарте можно было приобрести золото лишь сравнительно богатым держателям средств.
В эти же годы западные страны, имевшие ограниченные золотые запасы, ввели золотодевизный стандарт, предполагавший обмен национальных валют на другие валюты, в том числе и на валюту стран с золотослитковым стандартом.
Международный золотой стандарт обеспечивал стабильность денежного обращения как внутри отдельных стран, так и стабильность мировой валютной системы в течение нескольких десятилетий, предшествовавших Первой мировой войне. Механизм реализации международного золотого стандарта требовал выполнения двух условий; во-первых, каждая страна должна было выбрать золото в качестве основного стандарта стоимости валюты, поддерживая соответствие денежной единицы определенному количеству золота; и, во-вторых, каждая страна должна было разрешить свободный экспорт и импорт золота. Для того чтобы все деньги, включая монеты, банкноты и средства на банковских депозитах, имели равную стоимость, страна может: 1) чеканить золотые монеты, содержащие установленные законом в качестве стандартной единицы стоимости количество золота; 2) отдавать казначейству распоряжения о покупке или продаже золота в слитках по фиксированной цене; 3) поддерживать паритет своей валюты путем покупки или продажи валюты страны.
При золотомонетном и золотослитковом стандартах курсы валют складывались стихийно в зависимости от соотношения спроса-предложения на свободном валютном рынке национальных и иностранных валют, причем пределы отклонения валютного курса от золотого паритета были незначительны. Это определялось тем, что в условиях свободного ввоза и вывоза из страны золота, при больших отклонениях валютного курса от паритета, становилось более выгодным не обменивать национальную валюту на иностранную, а ввозить (или вывозить) из-за границы непосредственно золото, если расходы по пересылке незначительны (0,5 – 0,8% стоимости пересылаемого золота). Эти расходы (стоимость транспортировки, упаковки, страхования) определяли пределы отклонения валютного курса от паритета, или так называемые “золотые точки”.
Предельно высокий курс иностранной валюты, при превышении которого выгоднее вывозить золото из своей страны и продавать его за границей, называется экспортной золотой точкой. Если же предлагаемый курс будет ниже предельного курса, при котором выгоднее ввозить золото из-за границы и продавать его своему национальному банку, то это будет импортная золотая точка.
Система бумажно-денежного обращения. В результате мирового экономического кризиса 1929 –1933 гг. денежные системы, базирующиеся на золотом монометаллизме, уступили место системам бумажных и кредитных денег, не разменных на золото.
В процессе эволюции денежных систем постоянно происходит снижение издержек денежного оборота, обеспечиваемся экономия затрат. Поясним это положение. Дорогие, тяжелые, неудобные в хранении и длительной перевозке золотые и серебряные деньги были вытеснены легкими, портативными знаками стоимости – бумажными деньгами. Печатание бумажных денег и выпуск их в оборот, безусловно, требуют меньше затрат, чем добыча драгоценных металлов и обработка их для денежного обращения.
Появление следующего вида денег – кредитных, способствовало еще большей экономии затрат. Вексель, чек и другие формы кредитных денег позволяли сэкономить денежные купюры, так как могли выписываться на значительные денежные суммы, исчезла необходимость носить с собой наличные деньги. Появление кредитных карточек, системы электронных безналичных расчетов позволило оперативно и независимо от территориального удаления клиентов обслуживать денежные расчеты, существенно снижать затраты на обеспечение денежного оборота.
Все бумажно-кредитные системы объединяются следующими общими свойствами:
1.                               Происходит вытеснение золота из внутреннего и внешнего денежных оборотов. Золото, выполняя по-прежнему функцию сокровища, аккумулируется в денежных резервах банков.
2.                               Государство берет на себя регулирование денежного оборота.
3.                               Кредитные операции банков служат основой для выпуска наличных и безналичных денег.
4.                               Соотношение пропорций наличного и безналичного оборотов меняется в сторону уменьшения доли наличных денег.
Денежные системы, основанные на бумажных и кредитных деньгах, существенно отличаются в административно-командной и рыночной экономиках.
Основными, наиболее характерными чертами административно-командной денежной системы являются следующие: денежные средства предприятий хранятся на счетах единого государственного банка; директивное управление денежной системой жестко централизовано; валютный курс национальной денежной единицы устанавливается директивно; государственный банк является монополистом в привлечении сбережений населения.
Основными же чертами денежной системы, характерной для рыночной экономики, являются: децентрализация денежного оборота между различными кредитными организациями, которая проявляется в разделении функций выпуска безналичных и наличных денег между звеньями банковской системы (выпуск наличных денег осуществляется центральными банками, безналичных – коммерческими банками); отсутствие законодательного разграничения между безналичными и наличными платежными оборотами, они находятся в тесной связи, при этом безналичный оборот имеет приоритетный характер; механизм государственного денежно-кредитного регулирования носит не административный, а экономический характер; управление денежной системой централизовано и осуществляется через центральных банк, который независим от правительства в принятии решений, кроме того, активный финансовый контроль за денежными средствами осуществляется со стороны налоговых органов; денежные знаки обеспечиваются активами банковской системы: золотом и драгоценными металлами, валютой, ценными бумагами; сбережения населения привлекаются системой коммерческих банков, отсутствует монополия государственного банка.
Элементы денежной системы. Денежная система включает следующие основные элементы: денежную единицу, виды денег, имеющие законную платежную силу, эмиссионную систему, кредитный аппарат.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.
Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. Наибольшее распространение получила десятичная система деления: 1: 100 (например, рубль равен 100 копейкам; 1 долл. США равен 100 центам; 1 ф.ст. – 100 пенсам и т.д.).
    продолжение
–PAGE_BREAK–Виды наличных денег, являющиеся законным средством платежа, включают банкноты, казначейские билеты, разменные монеты.
Эмиссионная система представляет собой установленный законом страны порядок эмиссии и обращения денег. В развитых капиталистических странах выпуск банкнот осуществляется центральными банками, а казначейских билетов и монет – казначействами – в соответствии с законодательно установленным в государстве эмиссионным правом.
2.2 Характеристика развития современного типа денежной массы
Любая денежная система основывается на нескольких основных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осуществляется функционирование и регулирование денежной системы. Рассмотрим основополагающие принципы современной денежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.
Принципы организации денежной системы. Одним из основных принципов является наличие централизованного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-командной системы. Но при рыночной экономике помимо административных рычагов система подвергается воздействиям экономических реалий, что заставляет все финансовые механизмы оптимизировать свою работу.
Для денежных систем характерно прогнозирование и планирование денежного оборота. Она должна быть гибкой и соответствовать потребностям экономике: при росте объемов товаров и услуг денежная масса должна увеличиваться и наоборот.
Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, то есть наличные и безналичные деньги появляются в обороте только в результате проведения банками кредитных операций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается следующими механизмами: центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под определенный процент, обеспечивающий прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Гарантом возврата предоставленного кредита служат активы коммерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия подкреплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены материальными активами.
Центральный банк подотчетен парламенту страны и не подчиняется правительству. Борьба с инфляцией является одной из основных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными денежными средствами, которые не будут иметь материального подкрепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной системы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.
Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денежных знаков государственными товарно-материальными ценностями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.
  Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами наличного и безналичного оборота.
На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обменивать национальную валюту на валюту других стран, но использовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.
Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товарно-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспечением денежной эмиссии.
Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой – через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.
Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предприятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки. По мере развития и совершенствования денежной системы все большее место в ней занимают различные  формы безналичных расчетов, что делает ее более прозрачной для контроля, гибкой, экономит временные и материальные затраты.
Государством определяется и порядок установления курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам.
2.3 Эмиссия денег
Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Так, безналичные деньги выпускаются в оборот, когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс. Одновременно с этим клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте не увеличивается.
Подобных выпуск денег следует отличать от эмиссии денег. Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к увеличению денежной массы, находящейся в обороте.
Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки. Эмиссия безналичных денег, или кредитная эмиссия, производится коммерческими банками и регулируется центральным банком страны.
Эмиссия безналичных денег. Контроль за объемом денежной массы в стране осуществляет центробанк. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты, коммерческие банки увеличивают объем денежной массы. Задачей центробанка является ограничивать или расширять с помощью проводимой кредитно-денежной политики возможности коммерческих банков эмитировать кредитные деньги в зависимости от того, какой объем денежного предложения в данный момент считается необходимым.
Под резервами коммерческого банка понимается сумма денег, доступная для немедленного удовлетворения требований вкладчиков. Отношение суммы резервов к сумме депозитов называют нормой резервов (резервной нормой). Способность банков влиять на размер денежной массы, обращающейся в экономике, регулируется центральными банками через систему обязательных резервов, предусматривающую депонирование кредитными организациями в центробанке определенной части привлеченных ими денежных средств. Обязательные резервы – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики центральными банками. Обязывая банки депонировать часть привлеченных ими средств, центробанк тем самым ограничивает кредитные возможности банков, регулирует общую ликвидность банковской системы. Изменяя норматив резервирования, центробанк имеет возможность поддерживать на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране.
Под свободными резервами (избыточными резервами) коммерческого банка понимается совокупность ресурсов, которые в данный момент времени могут быть использованы для активных банковских операций.
Величина свободного резерва отдельного коммерческого банка складывается из его капитала; привлеченных ресурсов; централизованного кредита, предоставленного ему центробанком; межбанковского кредита за вычетом отчислений в централизованный резерв, находящийся в распоряжении центробанка, и ресурсов самого коммерческого банка.
Способность системы коммерческих банков “создавать деньги” зависит от того, каков размер установленных законом страны обязательных резервов. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.
Каким образом коммерческие банки могут увеличивать денежную массу? Один коммерческий банк не может это сделать, увеличивать количество денег может лишь система коммерческих банков, использующих механизм банковских депозитов. Для оценки возможностей банков увеличивать в определенных пределах денежную массу используется понятие денежного (банковского) мультипликатора.
Денежный мультипликатор. Денежный (банковский) мультипликатор – это коэффициент увеличения (мультипликации) денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.
Рассмотрим механизм работы банковского мультипликатора на конкретном примере (рис. 1)[1].

Рис. 1. Принцип работы денежного мультипликатора
 

Центральный                    Обязательный
банк                                    резерв
 

     
          Кредит                                                 Отчисления                         Отчисления
      100 млн.руб.                                             20 млн.руб.                           16 млн.руб.   
 
            Коммерческий                                         Коммерческий                       Коммерческий
          банк 1                                                       банк 2                                    банк 3 
Свободный резерв                                  Свободный резерв                Свободный резерв
     100 млн.руб.                                               80 млн.руб.                            64 млн.руб.
        
    Кредит                   Формирование              Кредит                Формирование            Кредит
100 млн.руб                  свободного               80 млн.руб.             свободного              64 млн.руб.
                                          резерва                                                      резерва
 

Предприятие 1             Предприятие 2               Предприятие 3          Предприятие 4          Предприятие 5
 100 млн.руб.                 100 млн.руб.                    80 млн.руб.                80 млн.руб.                 64 млн.руб.
 
Клиенты коммерческих банков
Представленная модель с целью упрощения имеет следующие допущения:
·                             каждый банк имеет только двух клиентов;
·                             банки используют свои ресурсы только для кредитных операций;
·                             норма обязательных резервов, установленная центральным банком, составляет 20%.
Предположим, что предприятие 1 нуждается в кредите для оплаты поставок предприятия 2. Коммерческий банк 1, который обслуживает предприятие 1, обращается к центральному банку и получает от него централизованный кредит в размере 100 млн. руб. В результате у банка 1 образуется резерв, за счет которого выдается кредит предприятию 1.
Предприятие 1 со своего счета оплачивает поставку товаров предприятию 2, которое имеет расчетный счет в коммерческом банке 2. Привлеченные ресурсы банка 2 возрастают и в соответствии с условиями нашего примера становятся равными 100 млн. руб.
Часть оказавшейся в коммерческом банке 2 суммы в 100 млн. руб., а именно 20 млн. руб., в соответствии с нормой обязательных резервов в 20% перечисляется им в централизованный резерв, оставшаяся часть (80 млн. руб.) представляет собой свободный резерв и используется банком для предоставления кредита, например, предприятию 3 в размере 80 млн. руб…
Предприятие 3 расплачивается за предоставленные ему товары и услуги с предприятием 4, которое обслуживается коммерческим банком 3. Теперь у этого банка возникает резерв, а у коммерческого банка 2 он исчезает.
Коммерческий банк 3 часть полученного резерва в размере 16 млн. руб. (20% от 80 млн. руб.) отчисляет в централизованный резерв, а оставшуюся часть – 64 млн. руб. банк 3 использует для выдачи кредита следующему предприятию.
Этот процесс может продолжаться до полного исчерпания свободных резервов коммерческих банков и предприятий. Обязательные резервы аккумулируются в центробанке и достигают размера первоначального свободного резерва в 100 млн. руб., то есть размера кредита коммерческому банку 1.
Однако деньги на расчетных счетах предприятий 2, 4 и т.д. (всех четных предприятий) остаются нетронутыми, поэтому сумма денег на расчетных (депозитных) счетах составит величину многократно большую, чем первоначальный кредит, выданный предприятию 1. В нашем примере деньги на депозитных счетах могут увеличиваться максимально в 5 раз. Это связано с тем, что коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме отчислений в централизованный резерв. В приведенном примере норма обязательных резервов – 20%, следовательно, коэффициент мультипликации равен 5: Км = (1/20)*100 = 5.
Коэффициент мультипликации можно также выразить в виде отношения образовавшийся денежной массы на депозитных счетах к величине первоначального депозита.
Поскольку коэффициент мультипликации обратно пропорционален норме обязательных резервов, то при норме при норме обязательных резервов в 10% коэффициент мультипликации составит 10. Уменьшение резервных норм увеличивает величину мультипликатора. Кроме того, решение ЦБ об уменьшении нормы обязательных резервов увеличивает свободные резервы коммерческих банков, что может усилить эффект мультипликации.
Однако коэффициент мультипликации никогда не достигает максимальной величины, так как всегда часть свободного резерва используется для других, не кредитных операций (например, в соответствии с установленным лимитом в кассе любого предприятия и банке должны быть наличные деньги для кассовых операций).
Процесс мультипликации непрерывен, поэтому коэффициент мультипликации рассчитывается за определенный период времени, например за год. Коэффициент мультипликации показывает, насколько за год или еще расчетный период времени увеличилась денежная масса в обороте.
Будет ли функционировать денежный мультипликатор, если кредиты предоставлены центробанком не коммерческим банкам, а правительству? Безусловно, так как в этом случае деньги также поступят на счета в коммерческих банках как привлеченные ресурсы. Свободные резервы коммерческих банков, в которых находятся эти счета, увеличатся, и включится механизм денежного мультипликатора.
Только центробанк имеет законодательно закрепленное право управлять денежным мультипликатором, то есть инициировать эмиссию безналичных денег. Таким образом, центробанк выполняет функцию денежно-кредитного регулирования, управляя механизмом мультипликатора и тем самым, расширяя или сужая эмиссионные возможности банков.
Эмиссия наличных денег.Эмиссия наличных денегпредставляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России – ЦБ РФ, в США – Федеральной резервной системе.
На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности центробанк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.
Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.
Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.
В резервных фондахРКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассупостоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.
    продолжение
–PAGE_BREAK–