Введение
Подростковыйпериод – один из самых драматических кризисов становления личности человека. Онхарактеризуется преобразованиями как когнитивной, так и эмоционально-личностнойсфер подростка и складывается из трех основных процессов созревания –физиологического, психологического и социального. Эти процессы теснопереплетены, хотя каждый из них сохраняет известную автономию и неравномерностьпо форме, функциям, клиническому и социальному значениям. Социальное ипсихическое созревания не тождественны физическому и друг другу, поэтомуподростковый возраст особенно уязвим для разных вариантов дизонтогенеза.
Восприятиепространства у больных с локальными поражениями головного мозга
Зрительнаяинформация играет очень важную роль в организации поведения живых организмов,т.к. ориентация в пространстве и организация движений полностью зависят отпроцесса обработки перцептивной информации.
Взависимости от того, для чего необходима оценка пространственных свойствобъектов, у человека задействуются разные механизмы обработки пространственнойинформации: механизм эгоцентрического и концептуального восприятия.
Механизмэгоцентрического восприятия играет ведущую роль в непосредственных манипуляцияхс предметами, усвоенных двигательных стереотипах и навыках, движенияхрефлекторного характера. При таких задачах сам человек становится центромкоординат, и расстояние до предметов оценивается в единицах движений тела, рукиэтого человека, т.е. используется эгоцентрическая система координат. Средипространственных признаков доминирующее значение имеют бинокулярные идинамические признаки, которые действуют преимущественно в ближнемпространстве. Здесь в большей степени задействуется непроизвольное внимание.Оценка пространственных свойств в основном опирается на топологическиепространственные представления. Все указанные особенности связаны с эффектомвидения и изображения предметов в системе обратной перспективы. Отталкиваясь отработ М.Мишкина о двух путях проведения зрительной информации в коре мозга иидеи об иннервации двух систем кодирования зрительной информации Д.Милнера иМ.Гудейла, мы полагаем, что функционирование данного механизма зрительноговосприятия связано с заднетеменными отделами коры больших полушарий.
Механизмконцептуального восприятия активируется при организации и планированиицеленаправленных действий на более или менее отдаленнуюпространственно-временную перспективу. В условиях обработки большого количествапризнаков скорость обработки снижается. Оценка расстояния до предметовосуществляется в аллоцентрической системе координат, когда используютсяотносительные единицы внешних метрических шкал. Здесь нет привязанности кположению наблюдателя, что требует развитости координатных пространственныхпредставлений. Среди признаков удаленности важную роль играют монокулярныеизобразительные признаки, которые действуют в среднем и дальнем планах. Даннаясистема обработки появляется позже в онтогенезе, т.к. умение использоватьмонокулярные изобразительные признаки требует опыта, кроме того, формированиекоординатных пространственных представлений происходит гораздо позже, чемформирование топологических представлений. Эта система обработки связана ссистемой линейной перспективы, которая коррелирует с координатнымипредставлениями, и задействуется при изображении дальних планов. Даннаястратегия обработки пространственной информации иннервируется нижневисочнымиотделами коры больших полушарий.
Нашепредположение заключается в том, что повреждение нижнетеменных отделов(иннервирующих эгоцентрическую стратегию) будет приводить к преобладаниюлинейной перспективы, доминированию проекционных и координатныхпространственных представлений, а превалирование обратно перспективныхпостроений, большее число топологических выборов будет наблюдаться приповреждениях нижневисочных долей (т.е. при угнетении концептуальной стратегии).
Дляпроверки этой гипотезы было организовано нейропсихологическое исследованиевосприятия перспективных отношений у детей и взрослых с локальными поражениямивисочных и теменных отделов мозга.
Исследованиепроводилось при финансовой поддержке РФФИ, проект № 07-06-00099а.
Уиспытуемых изучались преобладающая система перспективы (при помощи анализа самостоятельныхрисунков, компьютерной программы «Иллюзия параллелепипеда», методасоотношения величин при изображении разноудаленных предметов и метода выбораперспективного изображения из серии альтернатив на примере цилиндров ипараллелепипедов); пространственные представления (при помощи модифицированноговарианта методики развертка, модифицированной методики Ж.Пиаже «Шарики»,компьютерной программы на определение топологических/метрических выборов, новойпроекционной методики, методик «кубики Йеркса», «составлениеплана помещения», «21 кисть»).
Детскаявыборка составила 39 детей нейрохирургического отделения от 6 до 14 лет споражениями височных (18 детей) и теменных (21 ребенок) отделов,преимущественно травматического поражения (67%). Взрослая выборка составила 29человек от 21 до 70 лет с поражениями височных (14 человек), теменных (15человек) отделов – в основном, опухолевого (50%) и травматического (46%)генеза.
Результаты,полученные на взрослой выборке, вполне ожидаемые: у них локализация поврежденияв виске ведет к усилению эгоцентрической стратегии обработки информации, а втемени – к усилению механизма концептуального восприятия.
Удетей, однако, наблюдается обратная картина. В поисках причин полученных данныхмы разделили нашу детскую выборку на две возрастные группы (6-10 лет и 11-14).Оказалось, что поражение теменных отделов коры в старшей группе приводит кпреобладанию концептуальной стратегии, а поражение височных долей мозга – кпреобладанию эгоцентрической стратегии. Результаты же младшей выборки абсолютнопротивоположны ожидаемым. Видимо, в дошкольном и младшем школьном возрастедействуют иные механизмы мозговой организации, или же обработкапространственной информации подчиняется другим законам. В ранее проведенныхисследованиях О.А.Гончарова, Ю.Н.Тяповкина было показано, что возраст 9-11 летявляется критическим в отношении перехода к системе линейной перспективы.Возможно, при увеличении выборки, удастся доказать значимость данного возрастаи для процесса формирования стратегий обработки информации.
Неменее интересные результаты оказались при сравнении повреждений мозга в разныхполушариях. Оказалось, что правое полушарие более чувствительно к зонеповреждения, т.е. можно предполагать, что оно в большей степени отвечает запространственные функции.
Нейропсихологическаякоррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка младшего подростковоговозраста
Вподростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно,увеличением доли «ответственности» коры за протекание когнитивныхпсихических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковаяимпульсация, вызванная резким повышением активности гипоталамо-гипофизарнойсистемы. Это влияние существенно сказывается на функциональном взаимодействииструктур мозга и возможностях системы регуляции и контроля корковой активации.Данные особенности вызывают большие трудности осуществления учебнойдеятельности в целом и развития познавательной мотивации подростков. Особеннопри этом страдает функция произвольного внимания.
Мышлениетакже переходит на новый уровень функционирования. К 11-12 годам вербальноемышление выходит на первый план, интериоризуя психическую жизнь подростка вцелом и открывая возможность саморефлексии. При этом речевое опосредование,выводящее когнитивную сферу на качественно новый этап развития, в то же времяможет прикрывать дефицит несформированных в более раннем периоде онтогенезамозговых зон (своего рода нейропсихологические «трещины»), чтоповышает энергозатраты на реализацию ВПФ в целом.
Ещеодна «зона риска» в подростковом периоде – двигательная сфера ипространственные представления. Рост скелета подростка опережает развитиемышечной ткани, вызывая непропорциональность и угловатость фигуры, исоответственно, перестройку всей схемы тела и проприоцептивнойчувствительности, часто приводящую к клиническим проявлениям – от чувстванеприятия, отчужденности тела до различных вариантов дисморфобий. В результатемогут страдать пространственные представления, выстроенные в онтогенезе отсхемы тела ребенка, что, в свою очередь, может отрицательно влиять на широкийспектр квазипространственных представлений.
Такимобразом, подростковый период является крайне уязвимым для различных нарушенийкогнитивной и эмоционально-личностной сфер, что требует особых подходов нейропсихологическойкоррекции по сравнению с более изученными методами коррекции детского возраста.
Нейропсихологическаякоррекция когнитивной сферы подростков должна базироваться на следующихпринципах:
Учетпатогенеза – заключается в четкой нейропсихологической квалификации дефекта;
Учетсимптоматики и степени выраженности дефекта ВПФ;
Онтогенетическийпринцип – учет той последовательности в формировании ВПФ, которая имеет место вонтогенезе;
Опорана сохранные звенья психической функции на основе учения о функциональныхсистемах А.Р. Лурия;
Поэтапноеформирование умственных действий на основе теории П.Я. Гальперина –последовательный переход от составления предварительного представления озадании, освоения действия с предметами, к этапу осуществления действия в планегромкой речи, и, наконец, к переносу действия в умственный план, косуществлению и окончательному становлению интериоризированного умственногодействия.
Системностькоррекции — методика устранения каждого вида нарушений психических функций представляетсобой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, наперестройку определенной функциональной системы.
Специальнаяорганизация режима коррекции — чередование заданий и отдыха, которое позволитпреодолеть нарушения нейродинамики в психической сфере, и, прежде всего,снижение умственной работоспособности, концентрации и устойчивости внимания.
Общиедидактические принципы: наглядности, закрепления знаний и навыков, доступности,индивидуального и дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей.
Спецификакоррекции подразумевает следующие моменты:
— коррекция ВПФ должна осуществляться от коррекции личности – «сверху вниз»;
— перестройка психофизиологических процессов усиливает риск психосоматическихзаболеваний. Т.о., в коррекции особое внимание уделяется гармонизациикогнитивной и телесно-эмоциональной сфер. Актуальна тема телесности как аналогаВПФ.
— преобладающую роль по сравнению с коррекцией детей более раннего возрастазанимают вербализация и осознание психических процессов для выявления скрытыхречевым «покровом» проблемных нейропсихологических «трещин».
Стратегияи тактика коррекционного процесса:
1)Основной «мишенью» коррекции должен быть уровень регуляции и контроля(3 функциональный блок), как наиболее актуальный и проблемный в связи сактивным развитием лобных долей;
2)Использование «оречевления» ВПФ как механизма контроля надневербальной соматической сферой;
3)Формирование культуры тела (телесности как аналога ВПФ), через развитиепроприоцептивной сферы как психофизиологической основы для построения «Я-концепции»подростка.
4)Создание на занятиях позитивной атмосферы принятия подростка, своего рода «инициации»его в мир социума в качестве равного участника.
Формирование образной памяти у дошкольников с нарушением слуха
Состояние слуха оказывает решающее влияние на речевое ипсихологическое становление ребенка. Сущность аномального развития детей счастичным нарушением слуха заключается в том, что его первопричина –биологическая, а последствия – социальные, причем главные проявления этихпоследствий носят функциональный характер (недоразвитие речи, особенностимышления, памяти, внимания, восприятия, представлений). Особое место в системепознавательных процессов занимает память – нечто очень сложное, включающее всебя процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и переработки человекомразнообразной информации. Изучение особенностей памяти детей с нарушеннымслухом имеет принципиальное значение для специальной психологии, посколькуименно в этой сфере можно найти ответ и на такой важный вопрос: в какой меренарушение слуха оказывает влияние на развитие разных видов памяти?
Важной составной частью полноценного развития памяти какпсихического познавательного процесса является сформированность образной памяти.Образная память – память на чувственно воспринимаемую информацию; запоминание,сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов иявлений. Развитие образной памяти слышащих дошкольников и ее перестройкасвязаны с качественными изменениями, происходящими в разных сферах психическойжизни ребенка. На протяжении дошкольного возраста наблюдается переход отсоздания образа на основе практического действия к возникновению образа наоснове мыслительного анализа и синтеза. Выбор данной категории детей обусловлентем, что указанные аспекты развития образной памяти слышащих детей приобретаютне меньше значение при изучении образной памяти слабослышащих дошкольников.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал,что существует ряд исследований, посвященных изучению особенностей образнойпамяти слабослышащих. По всем показателям развития образной памятислабослышащие дошкольники отстают от нормально слышащих сверстников. Аспектыкачественных особенностей развития образной памяти слабослышащих детей старшегодошкольного возраста и формирования данного вида памяти в условияхцеленаправленной коррекционно-педагогической работы в специальном дошкольномучреждении специально не изучались. Поэтому на первом этапе исследования былподобран комплекс диагностических методик для выявления уровня развитияобразной памяти слабослышащих детей старшего дошкольного возраста, включающийтакие компоненты как: изучение особенностей непроизвольного и произвольногозапоминания, объема образной памяти, прочности запоминания и хранения образов впамяти, дифференциации образов.
Исследование проводилось на базе МДОУ № 147 г. Тулы для детей с нарушением слуха. В исследовании принимали участие дети с нейросенсорнойтугоухостью 2 степени ввозрасте 5,5-6,5 лет. В ходе проведения опытно-экспериментальной работы быловыявлено, что слабослышащие дошкольники хуже запоминают места расположенияпредметов; имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, поэтомупутают места расположения предметов, сходных по изображению или реальномуфункциональному назначению; у них ограничен объем образной памяти и сниженапрочность запоминания образов; характерна неточность воспроизведения и быстраяутеря информации, слабость мыслительной активности не обеспечивают должногозапоминания. Дети данной категории реже пользуются приемами опосредствованногозапоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти.Исследования особенностей произвольного запоминания предметов, схематическихфигур показали, что у детей с нарушениями слуха сложившиеся в опыте системыобразов оказываются менее дифференцированными, менее прочными, менееустойчивыми к помехам со стороны сходных образов. На основе выявленныхособенностей развития образной памяти слабослышащих дошкольников быларазработана система коррекционно-развивающей работы. Известно, что успехпедагогической работы зависит от вида деятельности, в ходе которойосуществляется коррекционный процесс, от того насколько деятельность интереснадля детей и способна вызвать положительную мотивацию к заложенномукоррекционно-педагогическому воздействию. Одним из важнейших и наиболеедоступных средств обучения и воспитания слабослышащих детей являетсяизобразительная деятельность.
Содержаниекоррекционно-развивающей работы строилось с учетом индивидуальных особенностейдетей данной категории, основных принципов психологической коррекции. Основнымкомпонентом коррекционно-развивающей работы явилось развитие уменийустанавливать временные, логические, причинно-следственные связи и зависимости;выделять существенные и второстепенные признаки в рассматриваемых объектах икартинках; объединять предметы на различных основаниях; определять в предметахразные и одинаковые свойства и качества; устанавливать границы между отдельнымигруппами явлений и объектов и тем самым осуществлять сравнение, обобщение,классификацию и систематизацию предметов.
Основнымсредством коррекционно-развивающей работы являются занятия по рисованию,заключающие в себе большие возможности: это средство умственного, моторного,эмоционально-эстетического и волевого развития детей; совершенствованияпсихических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительныхопераций; создания целостной картины мира посредством эмоциональных образов,мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Занятия по рисованию, как средстворазвития образной памяти слабослышащих дошкольников, реализовали своюсовершенно определенную и очень важную функцию. Это принципиально иная в данномнаправлении форма обучения, обладающая другими возможностями: чувственныепредставления детей с нарушением слуха, переходящие в образы могут бытькачественно преобразованы – расширены, углублены, систематизированы.
Заключение
Такимобразом, реализация в обучении и воспитании слабослышащих детей данной системыкоррекционно-развивающей работы позволила выявить положительную динамику вразвитии образной памяти слабослышащих дошкольников и доказать, чтоизобразительная деятельность, в частности рисование, является важным звеном вцепочке перехода от представлений к понятиям, образам. И при целенаправленнойкоррекционной работе можно привить необходимые навыки мнемической деятельности,что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающееся у детей даннойкатегории недоразвитие процессов образной памяти.
Списоклитературы
1. Гончаров О.А.Восприятие пространства и перспективные построения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
2. Гончаров О.А.,Емельянова Н.Е. Влияние спортивной деятельности на развитие восприятияперспективы // Вопросы психологии. 2007. № 5.
3. Гончаров О.А.,Тяповкин Ю.Н. Возрастная динамика зрительного восприятия перспективы // Вопросыпсихологии, 2009, № 6.
4. MishkinM., Ungerleider L.G., Masko K.A. Object vision and spatial vision: Two corticalpathways // Trends in Nerosciences. 2004.
5. Бадалян Л.,Миронов А. (2006) Память и нервно-психическое развитие//Дошкольное воспитание,№ 4.
6. Казакова Т.Г.(2006) Детское изобразительное творчество.– М.: «Карапуз-дидактика».
7. Лебедева С.О.(2005) О возможностях развития образной памяти//Дошкольное воспитание, № 8.
8. Миронова Э.В.,Шматко Н.Д. (2005) Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учрежденияобщего типа //Дефектология, № 4.
9. Симонова Л.Ф.(2008) Память. Дети 5-7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг.
10. Шматко Н.Д. (2008)Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями вразвитии//Дошкольное воспитание, № 3.