Южно-УральскийГосударственный УниверситетТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
по Психологии детско –родительских отношений
на тему: «ДЕТСКИЕСТРАХИ И ДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ»Выполнил: студент 5 курсагруппа ПЗ-502Козлов Е.С.
Проверила:Марковская И.М.
г. Челябинск
2002 год
Содержание:
1 часть
1. Введение
2. Страх и тревожность:
определение;
сходство и отличие
3. Классификация страхов
4. Проявления страхов
5. Страхи характерные длястаршего дошкольного возраста
6. Поведение родителей или какпомочь ребенку в преодолении страхов?
2 часть
7. Эксперементальное исследование
8. Список литературыВведение
Детскиестрахи – весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка.Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственныночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобывзрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате,боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникаютстрахи за родителей, дети тревожаться, что с их мамойили папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки,преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки,не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Во всехэтих случаях речь идет о страхах.Страх и тревожность
«Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особаячувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегдаконкретной и близкой, уже наступившей опасностью» (СпиваковскаяА., Т.2, 1999).
«Страх – аффективное (эмоциональнозаостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучиячеловека. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер исопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервнойдеятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателяхартериального давления, выделении желудочного сока» (Захаров А.И., СПб., 2000).
В самом общем виде эмоциистраха возникают в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют двеугрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер.Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, какжизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Помимокрайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальнойили воображаемой опасности.
Понимание опасности, ееосознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений,когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретаютхарактер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлениитравмирующего опыта (испуг, боль, болезнь, конфликты).
Гораздо большераспространены внушенные страхи. Ихисточник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно заражают ребенкастрахом, подчеркнуто, эмоционально указывая на наличие опасности. В результатеребенок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи –упадешь», «Не гладь – укусит» и т.д. У ребенка возникает реакция страха, какрегулятор его поведения. Если запугивать ребенка «на всякий случай», то онтеряет спонтанность поведения и уверенность в себе. К числу внушенных страховможно отнести страхи, которые возникают у очень беспокойных родителей.Разговоры при ребенке о смерти, болезнях, пожарах и убийствах помимо волизапечатляются в его психике.
От переживания страхаследует отличать состояние тревоги. В отличие от страха тревога – это переживание отдаленной и неясной опасности. Именнонеопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этогопереживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник,характеризует ощущение тревожности (Спиваковская А.).
И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональныйкомпонент в виде чувства волнения и беспокойства. Наиболее часто тревогапроявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать икоторое может угрожать неприятными последствиями.
Таким образом, если страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознанииконкретной угрозы для жизни и для благополучия человека, то тревога – это эмоционально заостренноеощущение предстоящей угрозы. Человек, находящийся в состоянии безотчетного,неопределенного беспокойства ощущает тревогу, а человек, боящийся определенныхобъектов или мыслей, испытывает страх.
«Страх можно также рассматривать как выражениетревоги в конкретной, объективизированной форме, еслипредчувствия непропорциональны опасности и тревога принимает затяжное течение.В некоторых случаях представляет собой своеобразный клапан для выхода лежащейпод ним тревоги.» (А.И. Захаров, СПб. 2000).
Тревожность различают как эмоциональное состояние икак устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюсяв склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги (ПрихожанА.М., Москва-Воронеж, 2000).
Классификация страхов
Страх условно делится на ситуативный и личностный.
Ситуативныйстрах возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей взрослого илиребенка обстановке, например, при нападении собаки. Часто он появляется врезультате психического заражения паникой в группе людей, тревожныхпредчувствий со стороны членов семьи, конфликтов и жизненных неудач.
Личностнообусловленный страх предопределен характером человека, например, егоповышенной мнительностью, и способен проявляться в новой обстановке или приконтактах с незнакомыми людьми.
Ситуатиный и личностнообусловленный стахи часто смешиваются и дополняютдруг друга.
Страх реальныйи воображаемый, острый и хронический.Реальный и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический– особенностямиличности.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выраженная эмоция, следует различать егообычный, естественный, или возрастной, и патологический уровни. Обычно страхкратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубокоценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер,поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеютзащитное значение, поскольку позволяют избежать соприкосновения с объетом страха.
На патологическийстрах указывают его крайние,драматические стороны выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) илизатяжное, навязчивое, труднообратимое течение,непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, какнеблагоприятное воздействие на характер, межличностные отношения иприспособление человека к социальной действительности.
Проявления страха
Иногда выражения страха так очевидны, что непередаются в комментариях, например ужас, оцепинение,растерянность, плач и т.д. О других же страхах можно судить лишь по рядукосвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров и книгна определенную тему, смущение и застенчивость на определенную тему.
Объединяющим началом для страха и тревоги являетсячувство беспокойства.
Состояние беспокойства с преобладанием тревожностиотмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередкочрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной,деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкойи нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потокаслов. Типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывныезвуки, что создает видимость занятости, ощущение нужности,устраняющие в ряде случаев страх одиночества.
Для состояния беспокойства с преобладанием боязнитипичны: медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речьневыразительна, мышлениние инертно, настроениевременами мрачное и подавленное.
При состоянии хронического беспокойства и боязничеловек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается,всегда серьезен и озабочен. Излишне услтает, емусвойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Сонбеспокойный, часто бывают сноговорения, шумноедыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения. Общение избирательно,затруднительны контакты с незнакомыми людьми.
Хронический страх отражается почти на всех сферахжизнедеятельности человека, заметно ухудшается его самочувствие и осложняются отшения с окружающими людьми.
При длительном действующем страхе, искажающемэмоционально-волевую сферу и мышление, отношение окружающих воспринимается всеболее неадекватным образом. Психические изменения под влиянием страха приводятк развитию труднопереносимой социально-психологической изоляции.
Страхи характеныедля старшего дошкольного возраста
Одной из характерных особенностей старшегодошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления,способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени ипространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачеи люди живут?». В этом возрасте формируется опытмежличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли,предвидеть планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними,целенаправленными. Формируется система ценностей «Ценные ориентации», чувствадома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для детейстаршего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе (А.И.Захаров, СПб 2000).
Ведущим страхом старшего дошкольного возрастаявляется страх смерти. Боязнь умереть это возрастное отражение формирующейсяконцепции жизни. Ее точкой отсчета является рождение, тайна которогопостигается в общих чертах к началу старшего дошкольного возраста, а концом –смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляетсясоответствующим страхом. Подобная динамика развития мышления является откликомна формирование категории времени и пространства. Это выражается умениемопределять в общих чертах время далекое и близкое, воспринимать себя в состояниипостоянных возрастных изменений, допуская, что они ограничены временем, то естьимеют свои пределы. В ответ на это и проявляется страх смерти как аффективно –заостренное выражение истины самосохранения.
О том, что ребенок боится смерти, можно догадатьсяпо наличию, связанных со смертью страхов, прежде всего испытываемых во сне«страшных снов», боязнь нападения, огней, пожаров, боязнь заболеть (у девочек)и боязни стихии (у мальчиков). Испытываемый страх перед Змеем Горынычем, который «дыхнет и все горит», есть не что иное,как замаскированный ужас, вызываемый огнем и пожаром. В это же время детизаметно бояться змей, укус которой смертелен, крайне болезненно переносятоперации, а также болезнь и сметь даже не очень знакомых людей.
Появление страха смерти означает появлениепостепенное завершение «наивного» периода в жизни детей, когда они верили всуществование сказочных персонажей, бессметие.Исчезновение страха перед кощеем бессмертным в старшем дошкольном возрастесвидетельствует о том, что стал «простым смертным» в представлении детей ипотому перестал их пугать. Категория смерти в 6 и 7 лет – это реальность,которую ребенок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в егожизни. Именно нежелание признать это сразу и порождает страх, означающийэмоциональное неприятие «рациональной» необходимости умереть.
Начало посещения школы подводит своеобразную чертупод концепцией жизни и смерти, превращая последнюю как уже пережитое чувство вединую концепцию жизни. Новая социальная позиция школьника способствуетпереключению внимания на более конструктивные цели. Уже с первого класса страхсмерти перестает звучать как аффект или мысли, вызывающие беспокойство.Однако, у эмоционально чувствительныхдетей подобный стах может давать о себе знать в виденеобъяснимой для окружающих боязни покойников, Черной Руки, скилетови Пиковой Дамы.
Обычно уже в 8 лет дети боятся уже не столько своейсмерти, сколько смерти своих родителей. Меньше всего подвержены страхам мальчики в 4, а девочки в 3 года, то есть вмладшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте количество страхов умальчиков, а особенно у девочек достаточно больше.
Выделим факторыучаствующие в возникновении страхов:
–
–
–
–
– возхможности дляролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков,создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
–
–
–
Итак, мы рассмотрели возрастные страхи, то есть страхи возникающие у эмоциональночувствительных детей, как отражение особенности их психического и личностногоразвития.
Кроме возрастных существуют невротические страхи, которые имеют существенные отличия: большаяэмоциональная интенсивность и напряженность; длительное или постоянное течение;неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненноезаострение; взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями(то есть невротические страхи – это один из симптомов невроза как психогенногозаболевания формирующейся личности); избеганиеобъекта страха, а также всего нового и неизвестного, то есть развитиереактивно-защитного типа поведения; более прочная связь с родительскимистрахами; относительная трудность устранения страхов.
Невротическими страхи становятся в результатедлительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений нередкона фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозахзначительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными.Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточнойуверенности в себе, отсутствия адекватной психологической защиты, что вместевзятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большиетрудности в общении со сверстниками.
Страх смерти ввиду его распространенности в старшемдошкольном возрасте не имеют существенных количественных различий у детей сневрозами и у здоровых сверстников. Различия носят качественный характер исводятся в основном к аффективному заострению тесно связанному с боязнью смертистрахов нападения, огня, пожара, страшных снов, болезни (у девочек); стихии (умальчиков). Все эти страхи имеют выраженный и устойчивый, а не простовозрастной характер и представляют собой отражение лежащего в их основе стахе смерти. В своем невротическом звучании этот страхозначает боязнь быть ничем, то есть не существовать, не быть вообще, посколькуможно бесследно исчезнуть и сгореть в огне, погибнуть во время стихийныхбедствий, получить невосполнимое увечье и т.д.
Чаще боятся подобным образом чувствительные,испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьепредставление о себе искаженоэмоциональным неприятиемв семье или конфликтами и которые не могут полагаться на взрослых как источникбезопасности, авторитета и любви. Поэтому лежащая в основе невроза страхабоязнь смерти всегда свидетельствует о наличии серьезных эмоциональных проблем,которые не могут быть разрешены самими детьми. И прежде чем оказывать помощьтаким детям, нужно разобраться в их переживаниях.
Ближе к 7 и особенно к 8 годам при большом колличестве неразрешимых и идущих из более раннего возрастастрахов можно уже говорить о развитии тревожности как определенномэмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделатьчто-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятиымтребованиям и нормам. Все это указывает на возрастающую социальную детерминациюстрахов, выражаемых опасением быть не тем, кого любят и уважают, то есть на ихсоциально-психологическую обусловленность. Поэтому страх быть не тем чаще всеговстречается не только у эмоционально чувствительных детей с развитым чувствомсобственного достоинства, но именно у тех из них кто внутренне ориентирован насоциальные нормы и стремится соблюдатьих.
Максимального возратсногоразвития страх быть не тем достигается в младшем школьном возрасте – от 8 до 11лет, когда дети втягиваются в учебу, с интересом овладевают новыми знаниями,серьезно относятся к своим обязанностям школьника и переживают по поводу отметок.Если социально опосредованный страх быть не темвозникает уже в старшем дошкольном возрасте, то он, как большое число страхов,будет больше выражен при тревожно-мнительных характерах родителей и соответствуещем стиле их отношений с детьми.
У детей старшего дошкольного возраста и младшегодошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера иотносительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогическихмероприятий (А.И.Захаров, М., 1993).
Выявление страхов
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов,необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весьспектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта сребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следуетрасспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместнойигре или дружеской беседе. В последующем самим родителям уточнить, чего именнои на сколько боится ребенок.
Беседапредставляется как условие для избавления от страхов посредством ихпроигрывания и рисования. Начать спрашивать о страхах по предлагаемому спискуимеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными дляпонимания в этом возрасте. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно,перечисляя страхи и ожидая ответа «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь».Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время отвремени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. Пристереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «небоюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, ане напротив ребенка, не забывая его переодическиподбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобывзрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а незачитывая его.
«Скажи,пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. Бабы Яги, КащеяБессмертного, Бармалея, Змея Горыныча,чудовищ;
10. опоздать в сад (школу);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхиживотных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, землятресения,наводнения (страхи стихии);
17. когда очень высока (страх высоты);
18. когда очень глубока (страх глубины);
19. в тесной, маленькой комнате, помещении,туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-нибудьвнезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом).»
Есть еще два страха – сделать что-либо не так,неправильно (плохо у дошкольников) и не успеть – можно определитьдополнительно. Вместе со страхом опоздать (№10) подобная триада страховуказывает на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства.Это может быть и нормой, но не раньше 8 – 9 лет и при отсутствии навязчивыхопасений и сомнений на данный счет.
Всего в основном списке 29различных страхов. В качестве единицы отсчета используется среднее числострахов, которое сопоставляется саналогичным числом, полученным от деления суммы всех страхов в соответствующейвозрасту вашего ребенка контрольной группе на число опрошенных детей иподростков.
Среднееколичество страхов
Возраст(лет)
3
4
5
6
7(дошкольник)
7 (школьник)
8
9
10
11
12
13
14
15
Мальчики
9
7
8
9
9
6
6
7
7
8
7
8
6
6
Девочки
7
9
11
11
12
9
9
10
10
11
8
9
9
7
Изтаблицы видно, что существенно увеличивается количество страхов в старшемдошкольном возрасте. По сравнению с мальчиками суммарное число страхов удевочек больше как в дошкольном, так и в школьном возрасте (Захаров А.И., СПб. 2000).Поведение родителей или как помочь ребенку в преодолении страхов?
А.Спиваковская: «Главное, что нужно сделать родителям втаких случаях, — это устранять основные причины повышения общей тревожностиребенка. Для этого заставьте себя внимательно присмотреться к ребенку, к самимсебе, ко всей ситуации в семье в целом. Необходимо критично пересмотреть своитребования к ребенку, обратив внимание на то, не слишком ли родительскиезапросы превышают реальные возможности ребенка, не слишком ли часто оноказывается в ситуации «Тотального неуспеха». Родителям надо помнить, что ничтотак не окрыляет ребенка, как удача,радость от хорошо выполненного, даже самого маленького дела, и ничто так не всостоянии заглушить в ребенке чувство самоуважения, усилить чувство тревожностикак часто повторяющиеся неудачи. Тогда станет ясно, по какому пути должнынаправлять свое воспитание родители, дети которых испытывают страхи. Родителидолжны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, дать ему переживаниеуспеха, показать, как он силен, как он может, приложив усилия, справиться слюбой трудностью. Очень полезно пересмотреть применяемые методы поощрения инаказания, оценить: не слишком ли много наказаний? Если это так, то следуетусилить поощрения, направить их на повышение самоуважения, на подкреплениесамооценки ребенка, на воспитание уверенности и усиление чувства безопасности.
Именнотогда, когда ребенку трудно, когда он охвачен тягостным переживанием, родителимогут с наибольшей полнотой проявить свою любовь, свою родительскую нежность.Помочь ребенку справиться со страхами – это значит пережить совместную радостьот обретенной победы над самим собой. Это будет вашей общей победой, потому чтоизмениться нужно не только ребенку, но и его родителям. Не стоит жалеть трудадля достижения такой победы, ведь наградой будет ваш собственный ребенок –освобожденный от страха, а значит, приготовленный для обретения новогожизненного опыта, открытый для радости, для счатья (А.Спиваковская, СПб Т.2, 1999).
А.Фромм, Т.Гордон считают, чтодля того чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять,что кроется за страхом ребенка. Полезно сделать любое усилие, чтобы улучшитьотношения с детьми. А для этого мы должны умерить свои требования к детям, реженаказывать их и меньше обращать внимания на враждебность, которую они время отвремени проявляют к нам. Мы должны дать им понять, что гнев, который они иногдаиспытывают к родителям, а мы к ним, — это совершенно естественное и нормальноеявление и оно может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точказрения взрослого человека, а ребенку мы можем доказать свою любовь толькоровным и неизменным отношением к нему.
Снятиестраха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, на сколько намудается успокоить ребенка, вернуть ему душевное равновесие: на сколько мыпонимаем его и как относимся к его страхам. Необходимо создать такую обстановкув семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать нам обо всем, чтоих напугало. И они сделают это только в том случае, если не будут бояться нас ипочувствуют, что мы не осуждает их, а понимаем.
Мы должны с уважением отнестиськ стаху ребенка, даже если он совершенно беспочвен,или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь егоиспугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх безвсяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.
Расскажите ребенку, как вы самиили кто-то из общих знакомых пережил точно такой же страх и сумел егопреодолеть. Надо показать малышу, что мы понимаем его страх и готовы бытьрядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его.
Важно предложить ребенкупомощь, когда он просит о ней, и поставить перед ним цель, когда онпсихологически готов принять ее и следовать ей». (А.Фромм,Екатеринбург, 1997)
Эксперементальная часть
Стремление рисовать присущедетям старшего дошкольного возраста. Оно свидетельствует о развитии мышления ипотребности выразить себя. Рисование, как игра, — это не только отражение всознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражениеотношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, ихглубокий, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранениистрахов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям имечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненносоприкасаются с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.
Повторное перживаниестраха при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующегозвучания.
Для определения эмоциональныхотношений в семье и выявления отношения ребенка к членам семьи используетсяметодика Рисунок «Семья».
Беседа
Рисунок«Чего ты боишься больше всего?»
Списоклитературы:
1.
2. Захаров А.И. «Дневные иночные страхи у детей» — Изд-во «Союз», СПб., 2000;
3. Аллан Фромм«Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности».– Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;
4. Алла Спиваковская«Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО– Пресс, 2000;
5. Прихожан А.М. «Тревожность удетей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» — Москва-Воронеж, 2000;
6. И.М.Марковская «Тренинг взаимодействияродителей с детьми» — СПб: Изд-во «Речь», 2000.