«Детский праздник, как основа гуманитарного воспитания детей». Оглавление: ВВЕДЕНИЕ… … 3 I Праздник – синтез искусств… … 1. Праздник и его основные понятия… 2. Праздник – синтез искусств… 9 1.3. . Деятельность в контексте праздника… …10 ГЛАВА II Праздник, как звено в единой системе воспитания… 1. Праздник, как звено в единой системе воспитания…16 2.2.
Классификация праздников… 18 ГЛАВА III Технология подготовки и проведения детского праздника…… 1. Этапы работы… 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….27 Приложение: сценарий «новогодний кошмарик»….28 ВВЕДЕНИЕ. Детский праздник – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.
И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник.
И главный критерий подбора материала здесь – зрелищность, яркость и веселость. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей. Несмотря на то, что праздник в практике работы детских садов рассматривается как важнейшее средство реализации задач развития, обучения и воспитания детей, подготовка праздника и его организация освещены в литературе недостаточно.
Объект нашего исследования – детский праздник, как основа гуманитарного воспитания детей. Предмет – процесс подготовки и организации детских праздников. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений, незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Дошкольный возраст – время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов. Праздники, как часть учебно-воспитательной работы, как часть детства, играют немаловажную роль в развитии этих процессов. Наибольшее влияние они оказывают на развитие внимания и памяти. А праздник для ребенка – это всегда масса новых, ярких впечатлений. На празднике часто используются сюрпризные моменты, меняются действующие лица и виды деятельности.
Таким образом, можно говорить о постоянном использовании на нем непроизвольного внимания детей. Праздник – одно из средств полноценного и всестороннего развития личности ребенка, синтез практически всех видов искусств. В процессе подготовки и проведения праздника используются разнообразные виды репродуктивной деятельности, что позволяет решать ряд специфических задач: развивать слуховое восприятие, голос и произношение детей, расширять активный словарь, развивать моторику, расширять представления детей об окружающем мире,
способствовать формированию навыков общения. И хотя творческой деятельности у детей в дошкольный период как таковой еще нет, в ходе подготовки и проведения праздника формируются предпосылки для ее развития. Праздники как часть учебно-воспитательного процесса оказывают большое влияние на развитие психических процессов. Каждое деяние человечества уникально и самобытно. Праздник – подтверждение тому. Являясь результатом осмыслением человечеством самого себя в рамках реального
бытия, праздник создает портрет человечества каждой эпохи. Он отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев общества, накопленных в историческом беге времени. Именно поэтому вобранная мною тема будет актуальна всегда. Цель моей курсовой работы в том, чтобы овладеть знаниями методологических основ празднования, закономерностей развития праздничной культуры, а так же овладение историческим и практическим опытом создания «праздничного мира». Объектом данного исследования является детский праздник, как основа гуманитарного воспитания детей. При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Задачи исследования: . 1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "детского праздника"; 2. Сказать об актуальности проблемы "детского праздника" в современных условиях;
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации. Глава первая раскрывает общее понятия праздника. Вторая , его структуру и значение в системе воспитания. Третья рассказывает о технологии подготовки и проведения праздника.
Источниками информации для написания работы стали: базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, прочие актуальные источники информации. ГЛАВА I Праздник – синтез искусств. 1. Праздник и его основные понятия Если заглянуть в толковый словарь и найти ответ на вопрос – "Что такое праздник?", можно найти несколько определений.
Праздник – это выходной день! Праздник -это определенная дата, в честь какого-то события! Праздник- это дата, которая особо отмечается церковью! Праздник – это день радости и торжества! Так что же значит это, столь по-разному воспринимаемое, слово – праздник? Первые два значения этого слова следующие: 1) день или дни торжества, установленные в честь или в память какого-л. события (исторического, гражданского или религиозного); 2) официально установленный общий день или несколько дней отдыха по случаю таких торжеств. Слово праздник несколько шире, чем просто веселье, радостный день, ознаменованный каким-л. важным, приятным событием, испытываемое от чего-л. наслаждение, приятное, радостное чувство. Это ОБЩEE событие, причём ОБЩЕЕ в конкретной социальной и культурной среде. Ведь нам было бы довольно тяжело ощущать те же чувства, которые ощущают бенгальцы во время
Маха Шиваратри, индусы во время Монлам Чхенмо, католики во время Марди Гра. Поэтому наступающий завтра день, это не праздник, а повод, средство, и возможность выражения своих чувств к противоположному полу. Здесь мы опять приходим к вопросу о возможности распространения чужих праздников в другой социокультурной среде, так как совсем по-разному выражают свои чувства разные народы разных культур. Я не буду утверждать, как правильно, а как неправильно это делать.
Взаимоотношения полов в различных культурах формировались очень долгое время. Можно только сказать, что нам ближе, как бы это забавно не звучало, своё понимание Любви. Именно своё, а не индусское, английское или ангольское 🙂 Все дети любят праздники. Ребенок с радостью в душе ждет его. С праздниками у детей связаны самые большие надежды и ожидания.
Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают потом взрослые. Для многих это самые светлые и радостные воспоминания в жизни. Тщательно подготовленный и продуманный праздник запомнится ребенку, будет его радовать и еще раз покажет, как родители его любят и ценят. Праздники – неизменные спутники народной жизни. Праздники для нас – это возможность доставить радость близким! Праздник – не календарное понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут. Праздник как феномен культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма человеческого бытия. Исторические корни праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны
с магией, ритуалом, трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках, выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую, нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения, коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза будничных забот и тревог. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов
России (да и не только России), нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей, Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов, поклонялись идолам, стремились умилостивить их
жертвоприношениям, песнями, танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации. Праздники обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации. Праздник всегда имеет оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая преемственность духовных ценностей. С развитием цивилизации праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными. Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за официально установленные рамки.
Эта система жива и сегодня. Особое значение в праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением. Типология праздников многообразна: народные (национальные), религиозные, государственные, профессиональные,
семейные и др. Народным праздникам свойственна естественность, органичность, самостийность; государственные праздники отличает высокая степень протокольной регламентированности, выраженная идеологическая направленность; религиозные праздники являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации.
Но народные праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные. 1.2. Праздник – синтез искусств. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. И праздник должен иметь не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Главная задача педагогов, используя интерес детей, их увлеченность, синтезировать в данном виде деятельности и эстетическое, и нравственное воспитание, умение видеть и понимать прекрасное, а также все те умения и навыки, которыми дети овладели за весь период обучения. Праздник – это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции.
Праздник – это речевая среда, которая так необходима детям. Праздник раскрывает богатейшие возможности всестороннего развития ребенка. В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств. А широкое использование их средств в работе с детьми позволяет расширить кругозор, сформировать взгляды
и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. В разнообразных видах деятельности проявляются наклонности, формируются определенные умения и навыки. На празднике дети не только говорят, но танцуют, поют, рисуют. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. 1.3. . Деятельность в контексте праздника.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью. Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью. Для нашего исследования является важным определение деятельности таких психологов, как Белов М. Я Выготский Л. С Гальперин
П.Я Леонтьев А. Н которые понимают под деятельностью систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация: • Репродуктивная деятельность, направленная на получение уже известного результата известными средствами;
• Продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку новых целей и соответствующих им средств или достижение известных целей с помощью новых средств. Анализ данной классификации позволяет говорить, что деятельность- это активная форма отношения к объекту. Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства.
В педагогике творческая деятельность определяется как объективный фактор развития личности ребенка. Профессиональное назначение педагога состоит в том, чтобы организовать процесс формирования личности, т.е. организовать жизнь ребенка как постоянное восхождение к культуре, взаимодействие с миром на уровне современных достижений культуры, чтобы в ходе такого взаимодействия протекало максимальное развитие личности и на уровне данного развития он входил в социальную жизнь. Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют “по шаблону”, их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.
Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом детском саду она состоит из песен и танцев. Разучивание и исполнение песен в детском саду для детей – очень сложная и кропотливая работа. На праздниках в детском саду, в музыкальной деятельности преобладают, как правило, песни. И главенствующими в данном виде деятельности здесь становятся танцы.
Не последнюю роль в детском празднике играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Основное различие данного вида деятельности в детских садах для детей с нарушенным слухом от массового заключается в более тщательном отборе речевого материала в соответствии с состоянием речи и возможностями каждого конкретного ребенка, а также в подготовительной работе, предусматривающей полное и всестороннее изучение текста, позволяющее не только заучить и воспроизвести слова в определенной
последовательности, но и понять внутреннее содержание стихотворения, его смысл, а также овладеть всеми словами произведения и максимально использовать их в активном словаре. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи. Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность. Изобразительная деятельность обладает огромной познавательной силой, позволяя детям использовать зрительный
анализатор. В помощь зрительному анализатору на занятиях изобразительной деятельностью есть возможность привлечь и другие сохранные анализаторы – осязание, двигательную чувствительность. Зрительный ряд, воспринимаемый ребенком в процессе изобразительной деятельности, сочетается со словом. На основе сочетания зрительного образа со словом у детей формируются представления об окружающем мире. Навыки и умения, составляющие технику рисования, аппликации, оригами, имеют двигательный характер.
А движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д. Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно-мышечного аппарата и усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важным для развития ребенка является овладение движениями рук.
Развитие движений руки во многом зависит от овладения орудиями и инструментами. Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк. Основную часть костюмов, необходимых для выступления на празднике, готовят родители детей и педагогический коллектив детского сада, а небольшие дополнения к костюмам и необходимые аксессуары дети могут сделать сами на занятиях изобразительной деятельностью. Общение, как особый вид деятельности, активно используется
как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и педагогом, родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как к одному из важнейших средств общения.
И сурдопедагогу, воспитателю необходимо уловить начало этого общения, что б как бы невзначай, незаметно подвести детей к использованию именно устной речи, как средства межличностного общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия,
умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется. И очень важная задача для педагогов и воспитателей – создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение “на равных”, так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида. Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.
ГЛАВА II Праздник, как звено в единой системе воспитания. 2.1. Праздник, как звено в единой системе воспитания. Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим особую важность приобретает одна из существенных функций образования – социализация
ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих ролей – гражданина, работника, родителя. Организация процесса социализации предполагает полноценное использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности. Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного
института, где он наиболее полно обогатится и реализует себя как личность. Среди общественных институтов воспитания особое место занимают учреждения дополнительного образования детей (УДО), тек как они представляют собой гармоничное единое познание, творчества и общение детей и взрослых. Можно выделить следующие цели социального становления детей в УДО: освоение ребенком системы социальных ролей; формирование социальной грамотности (политической, социально-экономической, общекультурной); формирование социальной активности; формирование социальной устойчивости; развитие индивидуальных качеств личности. Исходя из этих целей, УДО строят свою деятельность в соответствии со следующими задачами:  Обеспечение для необходимых условий для личностного развития.  Укрепление здоровья и профессионального самоопределения. 
Творческий труд детей  Адаптация их жизни в обществе.  Формирование общей культуры, организация содержательного досуга. Анализировать природу детского праздника – это значит давать ему оценку с позиции социологии, истории и социальной психологии, педагогики, искусствоведения. Все педагоги в своей практике успешно используют различного рода мероприятия, помогающие им в организации
воспитательной деятельности. Но на первое место всегда выдвигается праздник. Все детские праздники можно считать своеобразными кирпичиками, из которых в итоге складывается задания воспитательной работы. Каждый педагог не раз задумывался о существе и секретах массового детского праздника. Но вряд ли он пытался соединить два понятия – «педагогика» и «праздник». Эти понятия кажутся не сочетаемыми, но это лишь на первый взгляд.
Праздник воспитывает сознательное отношение к учению, способствует развитию познавательной и культуры умственного труда, стимулирует стремление к самостоятельному приобретению знаний. Праздник имеет все необходимые социальные условия для развития творческих задатков, эвристических возможностей. Придавая в воспитательной работе с детьми большое значения праздникам, надо бережно относится к этой форме работы, творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей ребят. Все детские праздники строятся на творчестве детей. Ведь детское творчество – не забава и не пустяк, и в нашей стране оно достигло таких результатов, которые позволяют говорить о детском творчестве как о самостоятельном явлении искусства. 2.2. Классификация праздников. В детских садах для детей традиционно проводятся следующие праздники: • Праздник осени. Проводится обычно в октябре месяце.
Это праздник прощания с летом. Зал украшен желтыми листьями, изображениями овощей и фруктов. Поскольку этот праздник является первым в учебном году и дети на занятиях, в основном, занимались повторением материала, пройденного в прошлом году, основу праздника составляют зрелища и игры. • Новый Год. Детей традиционно посещает Дед Мороз со Снегурочкой. Дети водят хоровод вокруг нарядной елки.
Зал украшен разноцветными гирляндами, сверкающими фонариками, игрушками и снежинками. Дети показывают Деду Морозу свои танцы, песни, читают стихи. Новый Год – самый веселый праздник для всех. Поэтому он обычно бывает самым ярким, самым запоминающимся. Педагоги придумывают множество игр, сюрпризных моментов. Детей приходят поздравить с Новым Годом самые разнообразные сказочные герои.
В завершении праздника Дед Мороз дарит детям подарки. • Восьмое Марта. Дети поздравляют своих мам, бабушек, учителей и воспитателей с праздником. На занятиях изобразительной деятельностью дети готовят подарки для мам. мальчикам объясняется, что это праздник всех женщин и девочек тоже надо поздравлять в этот день. Нужно быть вежливыми и внимательными к ним. • “До свиданья, детский сад”.
Этот праздник проводится для детей подготовительной группы в конце учебного года. Дети прощаются со своим детским садом, благодарят учителей и воспитателей. Как правило, в этом празднике широко представлена тема школы. В ходе подготовки этого праздника формируется положительная мотивация к обучению в школе. ПРАЗДНИКИ Календарные Тематические Восьмое Марта Праздник осени Новый Год До свиданья, детский сад Основные цели праздников Тип Название праздника Цели КАЛЕНДАРНЫЕ Восьмое Марта воспитание чувства уважения и благодарности к маме Новый Год формирование у детей отношения к празднику как к чудесному, радостному событию; развитие эмоциональности детей ТЕМАТИЧЕСКИЕ Праздник осени воспитание умения видеть прекрасное в природе До свиданья, детский сад формирование положительной мотивации к будущему обучению в школе; воспитание
чувства благодарности к учителям и воспитателям детского сада; развитие эмоциональности Следует отметить, что глубокие изменения, постигшие нашу страну и общество в последние десятилетия, коренным образом изменили социальную направленность обучения. К сожалению, из детского сада ушли такие понятия как патриотизм, любовь к Родине. И вместе с этим перестали отмечаться все советские праздники.
Среди них оказались День Победы и 23 февраля – День… армии и флота. Но в то же время в детских садах появляются и новые праздники. Существует опыт проведения народного праздника “Масленица”, краеведческого праздника “Я – тисульчанин”. Так же праздники делятся на: Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям. Это прежде всего великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирное историческое значение, эпохальные
события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующие такое событие, по существу безгранично – это весь российский народ , все человечество. Локальным, вызываемые события, имеющим значения для определенной празднующей общности. Сюда относятся праздники отдельных наций, народностей, живущих в России , и праздники различных категорий трудящихся и т.д. Личные, вызываемые события, имеющие значения для отдельной личности, семьи, группы людей. Личный праздник очень часто выступает в форме обряда, требующего обязательного персонификации. Праздничный календарь в стадии формирования, и каким он будет – зависит от системы ценностей, которая утвердится в нашей стране. ГЛАВА III Технология подготовки и проведения детского праздника. 3.1. Этапы работы. Изучая опыт работы детских садов и школ по организации праздников, мы выделили следующие
этапы работы над праздником. Рассмотрим их: I этап – предварительное планирование. II этап – работа над сценарием. III этап – предварительное знакомство детей с праздником. IV этап – репетиции. V этап – проведение праздника. VI этап – подведение итогов. VII этап – последействие праздника. I. В начале учебного года проводится собрание педагогического или творческого коллектива, на котором
обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников и устанавливаются сроки их проведения. II. На втором этапе начинается непосредственная подготовка к празднику. Необходимо подобрать литературный материал. Музыкальный руководитель подбирает танцы, причем подбор осуществляется с учетом возможностей каждого конкретного ребенка и группы детей в целом. Если степень владения устной речью позволяет детям петь, то музыкальный руководитель вместе с учителем
выбирают песню, которую дети смогут исполнить. На данном этапе подготовки создается сценарий праздника, включающий в себя отобранный уже речевой и музыкальный материал. Причем первый в учебном году праздник (обычно это праздник осени) строится на очень простом материале. В праздник включается как можно больше зрелищ и игр, ведущую роль в которых играют педагогический коллектив, а музыкальная речевая деятельность детей строится на приобретенных уже в этом году умениях и навыках. На последующих праздниках зрелища и игры постепенно вытесняются выступлениями детей и педагогам уже остается только роль ведущего. III. Когда сценарий готов, учителя и воспитатели проводят в своих группах занятия, на которых детям рассказывается о предстоящем празднике, объясняется что это за праздник и чему он посвящен. Если этот праздник уже отмечался в прошлом году, то все вспоминают, что на нем было. Педагог выясняет, что дети запомнили и при необходимости восполняет пробелы в памяти детей.
После того, как дети уяснили, что это за праздник, им объясняют кто будет присутствовать на нем (родители, воспитатели, учителя, дети из других групп и т.д.) и что будут делать сами дети. На данном этапе дети должны понять свои задачи, осознать свою роль в процессе подготовки и проведения праздника, чтобы в ходе разучивания стихов, постановки танцев, подготовки зала они видели, понимали, для чего они это делают. Необходимо поставить перед ребенком цель, к которой он при помощи педагогов
будет двигаться. IV. После определения целей и задач начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, изготовлению аксессуаров к костюмам. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. Таким образом, окончательный вариант сценария появляется уже непосредственно перед началом праздника. V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенный и украшенный зал
полон зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником. VI этап – это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача педагогов на этом этапе состоит в том, чтобы “привязать” к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи педагога выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты. VII этап – последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках и лепке. На музыкальных занятиях дети повторяют полюбившиеся им танцы и действия отдельных персонажей.
Некоторые выступления повторяются несколько раз, меняя исполнителей. Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей с нарушенным слухом, максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития. Разнообразна деятельность педагогов на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться
с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Праздник в детском саду – важная часть жизни ребенка.
Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник в д/с для детей – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения детей. Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности – общение. Все виды деятельности ребенка с нарушенным слухом отличаются некоторым своеобразием. Это обуславливает возникающие в процессе подготовки праздника сложности: необходимость тщательного отбора речевого материала; длительное разучивание стихов, песен, танцев; формирование необходимых навыков общения. Мы отметили, что хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания; создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления
знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию. Изучение опыта работы детских садов позволяет нам сделать вывод о том, что на всех этапах подготовки и проведения праздников необходимо тесное взаимодействие педагога, воспитателей, музыкального руководителя, которые в сотрудничестве с детьми и их родителями должны терпеливо преодолевать трудности. Праздники должны быть яркими, интересными, насыщенными разнообразной деятельностью, ориентированными
как на развлечение, так и на развитие детей. Кроме того, на празднике и во время подготовки к нему важно создать условия для полноценного эмоционального и речевого общения детей. Методические рекомендации. • Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник, для чего он разучивает песни и танцы и т.д. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших
результатов. • Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями по развитию речи детей, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи. • При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание. • При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца. • При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни. • Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе
подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей. • Праздник не должен быть растянут во времени. Его продолжительность не должна превышать 35-45 минут в старшей и подготовительной группах и 25-30 в младших, т.к. дольше детям трудно удерживать внимание на происходящем. • В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры.
Для того, чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка. • В ходе праздника воспитатели и учителя должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей. • После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания.
Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память. • В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа музыкального руководителя, воспитателей, учителя, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. М.: Просвещение, 1991. 2. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 1998. 3. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СПб, 1998. 4.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. 5. Методика музыкального воспитания в детском саду. / Под ред. Ветлугиной Н.А. М.: Просвещение, 1982. 6. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. М 1991. Приложение «Новогодний кошмарик» Действующие лица:
Дед Мороз Снегурочка. Черепашки Нинзя: Леонардо, Рафаель, Микельанжело, Донатело. Приведения: Фреди Крюгер. Страшилка. Ужастик. Звучит увертюра, в которой преобладают весёлые праздничные мелодии. Музыка Стихает. Звучат шумовые эффекты. В луче прожектора появляются привидения. Страшилка : И-и-и-и-и-и……. Ужастик.: У-у-у-у-у…….
Фреди Крюгер.: А-а-а-а-а-а…. Вместе. Здравствуйте, детишки! Ха-ха-ха-ха… Страшилка. Что? Испугались? Ужастик. Дрожите от ужаса? Фреди Крюгер. Это я – Фреди Крюгер со своими помощниками. Страшилка. Страшилкой. Ужастик.И Ужастиком. Вместе. Хи-хи-хи-хи…… Фреди Крюгер. Как хорошо, что вы сами пришли к нам!
Страшилка. Мы страшно! Ужастик. Мы ужасно! Фреди Крюгер Рады вас видеть! Вместе. Хе-хе-хе-хе-хе…. Фреди Крюгер. А вы, детишки? Страшилка. Тоже? Ужастик. Рады? Фреди Крюгер. Нас видеть? Вместе. Ох-хо-хо-хо-хо…. Фреди Крюгер. Объявляется конкурс: «Кошмарные игры»! Страшилка.
За самый жуткий костюм – самый страшный сюрприз! Ужастик. За самую страшную гримасу – самый ужасный приз! Фреди Крюгер. Проверим: способен ли ты испугать кого– нибудь кроме себя? ( Для конкурса используются заранее заготовленные костюмы и маски) Победители нашего конкурса зачисляются в отряд страшилок и ужастиков. Страшилка Сюда кто-то идёт! Ужастик. Нужно замаскироваться! Фреди Крюгер. Верно, ребята! Для настоящего кошмара нужна абсолютная Внезапность! ( Привидения прячутся. Появляется кукла Барби) Барби. Хеппи нью йиа! С новым годом! Объявляю конкурс красоты! «Мисс Барби»! Я буду ваше жюри! Призы вручаются за лучший костюм, за лучшую модель, за умение пользоваться
украшениями. ( Конкурс предполагает заранее приготовленный реквизит и бутафорию. Это элементы материи для костюмов, которые закалываются булавками, искусственные украшения.) Барби. Куда же подевалась прислуга? Мне пора менять туалеты. Я не могу так долго красоваться в одном и том же платье. ходить в сапожках, как какая-нибудь Снегурочка? Эй, слуги! Страшилка. Мы здесь! Барби.
Ну и рожи Нет ли там кого поприличней? Фреди Крюгер. О, принцесса! Как Вы прекрасны! Сколько в вас изящества и грации! Вы самая обаятельная и привлекательная. Вы само совершенство! Барби. Наконец-то нашёлся один настоящий джентльмен! Фреди Крюгер. Благодарю Вас, моя госпожа. Готов служить
Вам всегда и везде не щадя своей жизни! Барби Благодарю. Вы настоящий рыцарь! А кто эти двое? Фреди Крюгер. Это мои преданные слуги. Страшилка. Страшно преданные! Ужастик. Ужасно преданные! Барби. А что это на них за балахоны? Кто же так одевается? Фреди Крюгер. О, это стиль супер-пупер-хиппи-денс!
Последний писк моды! Барби. Очень любопытно! Фреди Крюгер. Я знал, что они Вам понравятся. Страшилка. Хи-хи-хи-хи… Барби. Чем же вы будете меня развлекать? Фреди Крюгер. Уж об этом мы позаботились. Программа развлечений у нас просто захватывающая. Страшилка Страшно захватывающая! Ужастик. Ужасно захватывающая!
Барби. Я вся дрожу от нетерпения! Я жду больших приключений! Фреди Крюгер. Всё будет, как в лучших домах Лондона и Парижа! Прошу Вас, принцесса! Барби. Сенк ю вери мач! ( Все уходят. В след звучит припев песни «Ночных кашмариков») Музыка сменяется Марш черепашек Нинзя. Леонардо. Объявляется конкурс на лучшего спасателя! Рафаэль. Состязания в силе и ловкости! Микельанжело. Бег в мешках, прыжки и эстафеты. Донателло. Отжимания, подтягивания, перетягивание каната. ( Для конкурса готовится спортивный инвентарь и призы ) Леонардо. Пусть победят достойные. Рафаэль. Самые сильные! Микельанжело. Самые ловкие! Донателло. Они станут членами нашего отряда спасателей! (
После проведения конкурса идёт награждение победителей) Внезапно появляется Барби. Барби. Помогите! Спасите! Леонардо Что случилось? Барби. Меня преследуют! Рафаэль. Кто? Барби. Не знаю! Но только он совсем не джентльмен! Микельанжело. Не джентльмен? Барби. И ни в коем случае не рыцарь!
Донателло. Не рыцарь? Барби. Ах,я так ошиблась. Он совсем не тот, за кого выдаёт себя! Леонардо. Как его зовут? Барби. Фреди Крюгер. Рафаэль. Старый знакомый! Микельанжело. Опять он взялся за своё. Донателло. На этот раз он получит по заслугам. Барби. Они уже здесь. Ах! Леонардо. Не волнуйтесь! Рафаэль .
Не пугайтесь! Микельанжело. Улыбнитесь. Донателло. Не скучайте. Сейчас мы с ними разберёмся! Фреди Крюгер. Это моя добыча! Верните её! Страшилка. А то будет очень страшно! Ужастик. Просто ужас, что будет! Леонардо. Убирайтесь отсюда! Рафаэль. Пока целы. Микельанжело. Пока мы не взялись за вас!
Донателло. Мы с вами разберёмся без шуток! Фреди Крюгер. Я предупреждаю: у вас будут большие неприятности! Страшилка. Страшные неприятности! Ужастик. Ужасные неприятности! Леонардо. Сейчас посмотрим Рафаэль. У кого будет их больше Микельанжело. Значительно больше! Донателло. Неизмеримо больше! (
Идёт перегруппировка сил и подготовка к сражению. Приведения начинают скакать, принимая угрожающие позы. Леонардо. Отряд спасения, в боевой порядок становись! Рафаэль. Новобранцы могут принять участие в сражении! Микельанжело. Всем получить форму и оружие. Донателло Приготовиться к бою! Фреди Крюгер. Ах, так Мы тоже объявляем всеобщую мобилизацию. Все, кто принят в отряд страшилок, становятся в наши железные ряды! Страшилка. Страшные ряды! Ужастик. Ужасные ряды! (Все вооружаются надувными и Парамоновыми мечами и начинают потасовку. Спасатели побеждают. Фреди Крюгер На этот раз вам повезло в виду численного преимущества. Но мы ещё встретимся, и наша месть будет беспощадной!
Страшилка. Она будет страшной! Ужастик. Она будет ужасной! ( Приведения исчезают) Леонардо. Они больше не посмеют к нам сунуться! Рафаэль. Они нас надолго запомнят! Микельанжело. А я не успел как следует размяться! Донателло. Нам здорово помогли ребята новобранцы. Барби. Я благодарю всех отважных спасателей, настоящих рыцарей и джентльменов!
А где же Дед Мороз и Снегурочка? Давайте позовём их! Дети. Дед Мороз! Снегурочка! Снегурочка Вот и кончился кошмарик: Лопнул, как воздушный шарик. Можно праздник начинать – Нас ничем не испугать! Дед Мороз. Все ребята, без сомнений, Не бояться приведений! И когда дошло до дела, Оказались очень смелы!
Леонардо. Ты всегда к защите чести, Рафаэль. Даже в незнакомом месте… Микельанжело Будь готов и не пугайся, Донателло. Тренируйся, закаляйся! ЭПИЛОГ С музыкальным сопровождением. Барби. Хеппи нью йиа! С Новым годом! Дед Мороз. Не грустите никогда. Снегурочка. А с весёлым хороводом Поспешите все туда, Дед Мороз.
Где огни горят на ёлке И мелькают конфетти! Снегурочка. Заяц пляшет вместе с Волком, Как в кино: «Ну, погоди!» Дед Мороз. Есть для вас видеотека, А для тех, кто не устал, Продолжает дискотека Наш весёлый карнавал. Снегурочка. Вам подарки всем сегодня Получать пришёл черёд. Дед
Мороз. Пусть наш праздник Новогодний Много счастья принесёт! Идёт раздача Новогодних подарков. Фото на память с Дедом Морозом и Снегурочкой, Черепашками Нинзя и привидениями.