Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы детского травматизма
1.1 Понятие и классификация детского травматизма
1.2 Классификация детского травматизма по типовым ситуациям
1.3 Мероприятия, направленные на снижение детскоготравматизма
Глава 2. Экспериментальное исследованиедетского травматизма
2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организацияисследования детского травматизма
2.2 Экспериментальная программа
2.2.1 Организация работы школы по профилактике детскогодорожно-транспортного травматизма
2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Травматизм является серьезной проблемой общественногоздравоохранения в Европе, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей,лиц пожилого возраста и малоимущие слои населения. В то же время значимостьданной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизмаможно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причинытравматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требуетширокомасштабных стратегических решений.
Социальная значимость проблемы детского травматизма очевиднаи решение этой проблемы находится в пограничной зоне между традиционноймедициной, знающей что нужно предпринять, и педагогическими науками, знающимикого и как следует обучать или предостеречь. травматизм — это совокупноепонятие, объединяющее в себе не только традиционное медицинское толкованиеданного феномена, но и включающее также нарушение нравственно-этическогостатуса личности, приводящие к расстройству психического и соматическогоздоровья. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитанииответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, какличного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережногоотношения к здоровью других людей.
В связи с этим, наряду с преподаванием комплекса знаний поохране жизнедеятельности в традиционном профилактическом аспекте, необходимообосновать средства и методы педагогического воздействия, направленного наперманентную переориентацию возрастно-индивидуальных и личностных особенностейдетей.
Среди комплекса профилактических мероприятий, направленныхна снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играетпредупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главныхфакторов, угрожающих жизни и здоровью детей [6, 69-70].
Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. Приэтом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем отвсех заболеваний вместе взятых [2, 4-9]. Среди детей разных возрастов,травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшегошкольного возраста.
Школа с начальных классов должна заложить ученикам основызнаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности своспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах ещевозможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда воснове их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представленияо реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.
Предлагаемые же в настоящее время принципы организациипрофилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, таккак основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственнопервичной профилактике.
Любая система профилактики должна включать в себя несколькоподсистем, объектом воздействия которых является:
1. Социум (окружающая среда в целях снижения еетравмобезопасности).
2. Коллектив (школа, детское учреждение).
3. Семья. Непосредственно личность.
Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапеявляется вторая подсистема. Именно школа, как наиболее целостная система, можетрешать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этомзаключается актуальность данной темы «Детский травматизм и егопрофилактика».
Цель исследования: изучить особенности травматизмадетей школьного возраста.
Объект исследования: детский травматизм.
Предмет исследования: влияние специальноразработанной профилактической программы на динамику травматизма у детеймладшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: снижение травматизма у младшихшкольников будет протекать наиболее успешно при целенаправленной организации профилактическойпрограммы.
В соответствии с целью эксперимента и выдвинутой гипотезойопределились следующие задачи:
1. Изучить специальнуюлитературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризоватьособенности детского травматизма.
3. Провести диагностикутравматизма у младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективностьпрограммы направленной на профилактику травматизма у младших школьников.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования,сформировать рекомендации.
Для решения задач использовались методы: теоретические(анализ и синтез исследований по проблеме); эмпирические (наблюдение, беседы,эксперимент); методы количественнойобработки данных.
Теоретической основой исследования являются работы,посвященные профилактике детского травматизма: В.Л. Андриановой, B. C. Анисимова,Е.К. Вишневецкой, О.В. Выголовой, А.А. Горлова, В.П. Немсадзе, Л.П. Соколова, М.А.Ступницкой и др.
Глава 1. Теоретические основы детского травматизма1.1 Понятие и классификация детского травматизма
Травма (от греч. trauma) — это повреждение организма,вызванное воздействием внешней среды.
Детская травма — это повреждение развивающегося организмачеловека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.
Травмами занимается самостоятельная научно-практическаядисциплина — травматология.
Травматизм занимает в нашей области 2-3-е места (вместе сопухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после сердечнососудистыхзаболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.
Цифры детского травматизма настолько велики, что подобная информацияспособна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, вцелом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000детей (45% всех смертельных случаев); по данным РООПСВОДа, по-прежнему тонет всреднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый — в ваннах, корытах, тазах,а 7% — в уличных лужах) [11, 117-126].
Детский травматизм является одной из актуальных проблемздравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общейзаболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты г. Мурмансказа амбулаторной помощью обращается свыше 10000 детей с различными травмами. Причемреальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травмбольшинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут бытьучтены [1, 63-65].
В нашей стране до сих пор не существует единой классификациидетского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основеисследования причин травматизма у детей, называя 7 основных [9, 15]:
1. Беспечность взрослых — поведение человека, которыйпредвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет(до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло вприсутствии родственников.23,4% всех случаев асфиксий бывает у детей в возрастедо года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатиегрудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытиедыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых — невыполнение илиненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).
2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
3. Несчастные случаи — происшествия, вызванные факторами,находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто невиноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2%случаев.
4. Убийства (примерно 4,5%) — чаще страдают дети до года.
5. Убийства (примерно 4,5%) — чаще страдают у дети до года.
7. Прочие причины (10% случаев).
Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них73,3% — мальчики, 20,5% — дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня,когда дети предоставлены сами себе; 34,5% — весной и 14% — в мае. Такимобразом, от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всехвместе взятых инфекционных заболеваний.
Проведенные социально-психологические исследования детейпоказали, что смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются у детей с низкойуспеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе, 70% детейимели слабый тип нервной системы, 15% детей — двигательную заторможенность.
Вторая классификация разделяет все случаи в зависимостиот места получения травмы [19, 123-124]:
1. Бытовой, или домашний травматизм (до 60% случаев). Вструктуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства,различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон,падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов), отравления, асфиксия, укусыживотных и утопления.
В структуре причин первичной инвалидности в детстве бытовойтравматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детствеявляются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потерязрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.
2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частойпричиной уличных травм у детей являются падения с высоты (до 28%, включая паденияс деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном месте — 20%, следяной горки — 11%, с качелей — 9,5% и в открытые люки — до 1,5%.
3. Транспортный травматизм составляет до 24,5% от всехпричин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев являетсявнезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированностьдетей), в 10% случаев — недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% — играна проезжей части дороги, в 5,5% — выпадение из движущегося транспорта и вменее 1% случаев — езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% — повине водителей транспорта.
4. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельныхслучаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка внеположенном месте, в 9% — нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% — игра нажелезнодорожном полотне, в 4,5% — катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд водворе на коляску и в 2,6% — наезд на своих детей.
5. Дети от ДТП чаще погибали не из-за тяжести повреждений, аиз-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67% случаевдети погибали на месте происшествия, 31% — в стационаре и 2% — во времятранспортировки. Лишь в 55% была отмечена правильная диагностика состояния ребенкав стационаре. Ошибки в диагностике вели к ошибкам в лечении, что, в своюочередь, обусловило неблагоприятный исход травмы.
Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные вспортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и науроках труда, химии, физики (2%). При рассмотрении школьных травм по характеруповреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов,ссадин, гематом и др.) — 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма крайнередки. И вообще в 77% случаев дети школьного возраста получают травмы запределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этомбольшинство травм было получено на улице (в 93% случаев).
6. Травматизм в дошкольных учреждениях (до 1%).
7. Спортивный травматизм (до 10%).
8. Травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях (в томчисле родовой).
Родовая травма в последние годы приобрела угрожающийхарактер. Ежегодно из 10000 новорожденных в Томской области более 700 погибаютпо различным причинам, из них около 480 — мертворожденные, выкидыши, 80 — погибаютнепосредственно при родах и 170 — в возрасте до года.96% детей при рожденииимеют оценку ниже 10 баллов (норма) по Международной шкале Апгара-Аршанскогофункциональной зрелости ребенка и имеют отклонения в физическом развитии. Многиеиз тех, кто сумел адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидностьс детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией,врожденными формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).
9. Прочие причины (около 2% всех случаев) или несчастныеслучаи (утопления, отравления и др.).
Существует и третья классификация — по характеруповреждения, в которой выделяют следующие виды травм [15, 63]:
1. Утопления и другие виды асфиксий (в 47% случаев страдаютдети около 11 лет из-за неумения плавать).
2. ДТП (дают 25% всех смертельных случаев).
3. Кататравмы (падение с высоты) (в 16,5% случаев страдаютдети до 5 лет).
4. Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги,обморожения, солнечный и тепловой удар и т.п.).
5. Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаще всего детитравятся лекарствами из домашней аптечки (57% всех случаев отравлений), причемв 70% случаев — это дети до 5 лет. Отравление угарным газом по статистикесчитается самым опасным, так как при этом в 85% наблюдается смертельный исход.
6. Повреждение электрическим током (на Западе эта причинабытового травматизма стоит на 1-м месте, у нас пока слишком мало электробытовыхприборов).
7. Огнестрельные ранения.
8. Прочие.1.2 Классификация детского травматизма по типовымситуациям
Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детскийтравматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуацийпримерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами — 3 и т.д.
I группа ситуаций, или травмы грудничков,включает следующие группы ситуаций [14, 28]:
• Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).
• Падение с медицинских весов (неудачная конструкция).
• «Три раза подбросили — два раза поймали», т.е. взросломучеловеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша.
• При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силуили высоту потолка, в результате — ребенок ударяется головой о потолок илилюстру.
• Травма под колыбельную (обычно о косяк, мебель).
• Скандал в семье (размахивание руками, разбрасываниепредметов).
• Ребенок в автомашине (при торможении).
• Ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе влифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевойводой ямы на дорогах, падающим с балкона окурком, без присмотра питание вколяске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков — винародителей.
II группа ситуаций обозначается как зимний травматизми включает 7 стандартных ситуаций:
• Травма глаза. Задача взрослых убедить малыша не бросатьснежок в упор и не целить в голову.
• Катание со снежных горок. Задача взрослых — не допускатьодно временного катания младших и старших детей (съезжание на ногах, с разгона,подсекание и толчки младших).
• Несовершенство рукотворных горок (падение с верхнейстартовой площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения — удар ногами).
• Катание с гор на санках, с природных холмов, страмплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.
• Катание на лыжах с гор, зацеп за сук, удар о дерево. Необходимоучить детей технике катания, безопасного падения.
• Катание на коньках. Безопаснее то, что технично!
• Обморожения (открытые части тела, температура до +5°С при 100%относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда иобувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебныедействия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующейповязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускатьконечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе иобращение к врачу.
III группа включает разнообразные ожоги, которыемогут иметь любую этиологию — открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая водаиз-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечныхлучей.
Вклад этой группы в общую картину детского травматизма можнопроиллюстрировать следующей статистикой: ежегодно в Москве получают ожоги около6000 детей, 25 из них — погибают (Москва по населению составляют приблизительно1/17 часть России).
Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях [16, 12]:
1. «Елочный» огонь возникает быстро из-завозгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды,некачественных бенгальских свечей.
2. Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.
3. Эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники — бензинв костер, курение возле канистры с бензином).
4. Огнестрельные раны (характерны для энергичных «экспериментаторов»).
5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча,самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или техникебезопасности).
6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье; взрывныеустройства (терроризм).
IV группа включает ушибы, переломы, сотрясенияголовного мозга — самая распространенная [13, 41]:
1. Падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычноиз-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).
2. Катание на лифте (держась за перекладину под кабинойлифта).
3. Качели «тарзанка».
4. Безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар обатарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!
5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстоедверное стекленение.
6. Неисправная ступенька (приводит к скольжению, врезультате возможен даже перелом позвоночника).
7. Травмы «неосознанного садизма»:
а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести ксерьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падениеостроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);
б)«выдергивание стула» (может привести ккомпрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);
в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом (можетпоранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);
г) половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах (можетпривести к повреждению сухожилия сгибателей кисти — необходима сложнаяпластическая операция).
Неосознанный садизм или желание причинять другим вред иболь, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.
8. Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюдаже входят все случаи избиения старшими младших детей.
Таким образом, анализ травм этой группы показал, чтоспецифических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и втех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников.На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39%летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости — непорок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили,вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физическихвозможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация «взрослый- ребенок» дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплотьдо уголовной).
9. Группа травм, связанных с бесконтрольным использованием школьногооборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрическиехлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.
10. Уроки физической культуры в спортзале (в школе испортивных секциях). Основной источник опасности — изрядные физические возможностидетского организма, не соответствующие интеллектуальным.
Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаютсяколоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резкорастет вероятность травмы).
Наиболее распространены следующие типовые ситуации [17]:
а) прыжок через «козла». «Козел» — самыйтравмоопасный снаряд школьного спортивного зала. Подразумевает бдительную страховкупрыжка учителем физкультуры; спортивные матрацы здесь не помогут;
б) лазание по канату (падение сверху);
в) спортивная борьба, броски наземь. Профилактика такихтравм со стоит в отработке приемов надежной страховки и безопасного падения;
г) спортивная гимнастика (кувырк, кульбит и «березка»);
д) большая нагрузка после длительного перерыва. Например,весной пробежали 1 км без тренировки (возможна очень тяжелая травма, вплоть доотрыва сухожилий от места их прикрепления к кости). Профилактика: нельзяотменять принцип постепенности.
11. Травма моды (роликовые коньки и другие «экстремальные»виды спорта). Профилактика — защитные атрибуты, отдельные от городского транспортатрассы, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.
V группа — дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Ежегоднов стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных)человек, каждый десятый из них — ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не насветофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо. При ДТПхирурги-травматологи различают сочетанную, множественную и комбинированнуютравмы. Сочетана травма — повреждение костей с полостными повреждениями (черепная,брюшная или грудная полости). При множественной — наблюдаются одноименные по характеруповреждения. Например, при ударе бампером автомобиля может быть перелом сразудвух бедренных костей.
При комбинированном поражении:
/>
63% детей попадают в ДТП в результате своего неожиданногопоявления на проезжей части из-за стоящей машины (например, ребенок обошелавтобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей по встречной полосе).
Самые опасные из ДТП — рельсовые травмы, дают до 1000ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами поопорно-двигательному аппарату (по общему заболеванию).
VI группа включает укусы животных [5, 36].
Только в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до10000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. «Кошачья царапина» опаснариккетсиозами (группа инфекционных заболеваний). Петух, как известно, бьетсильно и метко, может выбить глаз. Если петух или гусь ущипнул в руку или попку- это обычно неучтенная травма. Ребенок может испытать нападение крыс, ударыкозьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных ив зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак,змей, лисиц — очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства,например, вылечить невозможно).
Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м- бультерьеры и на 3-м — овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причинанападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всякихпредосторожностей — таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут кней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.
В последнее время в нашей стране увеличилось число собак сбольной психикой, часто привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают ипродают очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаинеобъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.
Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что отукусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты итраву палкой.
VII группа — инородные тела, включает следующиеситуации [10]:
а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки); б) бытовыепредметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);
в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон вжелудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального ипсихического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальноедерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу имягкие ткани (например, заноза), при этом можжет происходить инфицированиеребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка. Встречаются случаивнесения инородных тел в половые органы (бывает сложно извлечь их дажехирургическим путем).
VIII группа — водяной травматизм.
В среднем из года в год в нашей стране погибают на водеоколо 14000 человек, каждый четвертый из них — ребенок! Из них 10% гибнут вдомашних ваннах, 7% — в уличных лужах. Когда купаешь ребенка — не отходи, вот ився профилактика. По данным РООПСВОДа, 63% утонувших детей умели плавать,однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением,брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус иливинт идущего судна, провалиться в полынью, унесен на льдинке, испытатьпереохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.
IX группа включает отравления ядами (например,марганцовкой — смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормознойжидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине(халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. Приотравлении многие медики советуют ничего не делать — довериться врачам, чтобыизбежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравлениядети получают дома.
В последнее время участились случаи отравлений средиподростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другимихимическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм,наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.
И последняя, X группа — жестокость, или синдромизбитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму отсвоих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры,социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты правребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением правребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишитьправа отцовства или материнства).1.3 Мероприятия, направленные на снижение детскоготравматизма
Для того, чтобы показать, каким образом первичные ивторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации,применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данныепредставлены по следующим разделам [20, 38]:
обучение и выработка соответствующих навыков;
пропаганда использования средств безопасности;
оказание поддержки путем домашних посещений;
коррекция условий окружающей среды;
повышение безопасности предметов потребления;
законодательные и административные меры, а также контроль заих исполнением;
экспериментальные программы на уровне местных сообществ.
Обучение и выработка соответствующих навыков. Ценность образовательныхпрограмм в качестве средства профилактики травматизма является предметомактивных дебатов, поскольку в этом случае речь идет о необходимостииндивидуумов изменять свое поведение. Приведенные ниже примеры иллюстрируют применениепрограмм обучения и формирования навыков с целью профилактики травматизма. Эффективностьданного подхода значительно повышается при его использовании в комбинации сдругими мерами, такими как правовая регуляция или коррекция условий окружающейсреды.
Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейскогорегионального бюро ВОЗ в своем обзоре приводит пять исследований, посвященныхдеятельности детских клубов дорожного движения. В этих клубах родителям и детямпредоставлялись образовательные материалы, составленные с учетом возрастааудитории, а также проводилось обучение необходимым навыкам по дорожнойбезопасности. Клубы на базе школ не оказались эффективными, те же, которыевовлекали непосредственно детей и их родителей, четко продемонстрировали эффектповеденческих изменений, а также некоторые свидетельства в пользу снижениятравматизма.
Систематический обзор работ по оценке программ, направленныхна формирование у детей навыков поведения в условиях дорожного движенияприводит примеры шести экспериментальных и четырех внедренных в широкуюпрактику программ для детей в возрасте 4 — 10 лет. Большинствоэкспериментальных проектов включали обучение школьников с использованиемразнообразных образовательных приемов: симулированную дорожную обстановку,настольные макеты и тренировки в реальных уличных условиях. Результатыоценивались путем наблюдения за поведением детей, а также на основанииправильности их решений по выбору безопасного момента и соблюдения других мерпредосторожности при пересечении проезжей части. Эти программы способствоваливыработке у детей навыков рационального поведения в условиях дорожного движения.Практические занятия на улице составляли важный элемент обучения. Поскольку нив одном из исследований не проводилось оценки эффекта проводимых программ вотношении показателей здоровья, необходима дальнейшая работа по изучению ихвозможного влияния на уровень травматизма.
В систематическом обзоре Сети фактических данных по вопросамздоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ [18] приведены три работы (двеиз которых — рандомизированные контрольные исследования), посвященные оценкеэффективности обучения детей в возрасте 8 — 10 лет навыкам велосипедной езды. Вкаждом из этих исследований результаты обучения оценивались путем наблюдения заповедением детей во время езды на велосипеде, а также путем тестирования уровнязнаний. Хотя полученные данные характеризовались значительной вариабельностью,они в целом свидетельствовали о том, что такие программы обучения могут способствоватьформированию у детей навыков более безопасной езды на велосипеде.
Вопросы эффективности кампаний по профилактике домашнеготравматизма исследованы недостаточно. Имеющиеся данные свидетельствуют о том,что такие программы ведут к снижению частоты травм, требующих медицинскойпомощи среди детей младшего возраста, а также к поведенческим сдвигам и ккоррекции условий окружающей среды.
Пропаганда использования средств безопасности. Систематическийобзор выявил четыре исследования по оценке эффективности бесплатной раздачидетекторов наличия дыма (три из них — в районах высокого риска). Одно из данныхисследований, включавшее оценку влияния на показатели здоровья, продемонстрировало80% -ное снижение годового уровня травматизма в течение четырех лет. Европейскоебюро ВОЗ в обзоре программ, проводимых на базе медицинских учреждений, выявилисемь рандомизированных контрольных исследований, направленных на повышениестепени использования домашних детекторов дыма. Все эти программы включалипросветительные мероприятия и три из них — также предлагали скидки наприобретение детекторов дыма. Авторы обзора делают вывод, что в тех программах,где проводимая медицинским работником консультация по безопасности жилищасопровождалась выдачей купона на приобретение детектора дыма по сниженной цене,вероятность наличия этого устройства в доме была выше, чем когда проводилась тольколишь консультация.
В другом обзоре рассмотрены 19 экспериментальных программпопуляризации использования велосипедных шлемов детьми и подростками (девять — на базе школ). Было выявлено, что предоставление скидок на приобретение шлемовявлялось важным фактором, способствующим их более активному применению. Фактическиеданные указывают на то, что пропагандистские кампании могут быть эффективным средствомповышения степени использования шлемов, особенно среди детей более младшего возрастаи девочек. Европейское бюро ВОЗ [18] приводит 11 программ по профилактикетравматизма, проведенных среди населения, и отмечают их положительный эффект вплане использования шлемов. В этих программах важное значение придавалоськомплексному применению разнообразных мероприятий. Были отмечены также эффектывлияния со стороны сверстников и ролевых моделей взрослых.
Систематический обзор выявил 16 исследований, посвященныхоценке эффективности образовательных программ, направленных на повышениечастоты применения детских автомобильных кресел и ремней безопасности вавтомобилях. Для популяризации средств безопасности были использованыразнообразные подходы, при этом все программы включали элементыпрофессионального консультирования через различные каналы коммуникации. Некоторыепрограммы включали меры поощрения или принуждения, например, штрафы. Былопоказано, что в результате осуществления данных программ степень использованиясредств безопасности повысился, хотя этот эффект возможно и не обладаетустойчивостью в долгосрочном плане. Последний вывод Европейского бюро ВОЗподтвердил, что выраженность благоприятных эффектов от таких программзначительно уменьшается через один и более месяцев после завершения мероприятий.Более интенсивные программы, по-видимому, приводят к более выраженному эффекту.Имеются некоторые данные, свидетельствующие о меньшей эффективности программ вотношении детей более старшего возраста. Два других обзора заключают, чтопросветительные меры в изолированном виде оказывают весьма скромный эффект вотношения использования автомобильных средств безопасности для детей. Он можетбыть значительно усилен в отношении детей младшего возраста путем предоставлениясоответствующих средств безопасности вместе с инструкциями по их применению. Данныхо влиянии на уровень травматизма не имеется.
Имеются данные, свидетельствующие о том, что наличие оконныхограждений способствует снижению частоты падений из окон, в том числе сосмертельным исходом. В 1995 г. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ)Европейского регионального бюро ВОЗ [18] осуществили в США экспериментальнуюпрограмму для населения, направленную на снижение частоты падений из оконмногоэтажных зданий. Программа охватывала детей, проживающих в районах высокогориска, оценка эффекта проводилась по принципу сравнения ситуации «до ипосле», без контрольной группы. Мероприятия включали индивидуальноеконсультирование, кампании через средства массовой информации, а такжебесплатную установку оконных ограждений. Эта программа оказалась весьмаэффективной, однако возможность использования данной методики в другихусловиях, главным образом, зависит от количества многоэтажных жилых домов врайоне охвата.
Выявлены два исследования, специально касающиеся применениязащитных приспособлений во время занятий спортом. В первом из них производиласьраздача и пропаганда использования внутриротовых шин для защиты зубов (капп) средиучастников школьных команд по регби в Новой Зеландии. В результате проведенныхмероприятий по отчетам игроков 61% из них стали регулярно использовать каппы,что привело к снижению частоты зубных переломов. Вторая экспериментальнаяпрограмма популяризировала использование спасательных жилетов среди детей в США:в результате доля детей, имеющих свой собственный спасательный жилет,повысилась с 20% до 29%, а степень использования жилетов — с 69% до 75%. Влияниена показатели здоровья не оценивалось, однако, хорошо известно из других исследований,что применение спасательных жилетов является целесообразным.
Оказание поддержки путем домашних посещений. Обзор раннихпубликаций, посвященных исследованию эффективности домашних посещений семей сдетьми младшего возраста, включавших оценку безопасности домашней среды ипрофилактическое консультирование, продемонстрировал в целом положительныерезультаты проведенных программ, хотя лишь немногие из них были адекватнооценены. Более поздний систематический обзор выявил шесть работ по изучениюэффективности домашних посещений с профессиональной оценкой и консультированиемпо вопросам безопасности условий жилой среды. Некоторые из этих программвключали также бесплатное предоставление защитных приспособлений, две программыосуществлялись параллельно с проведением кампаний в средствах массовойинформации на национальном уровне. Результаты не позволили прийти к каким-либоокончательным выводам, однако имеются некоторые свидетельства в пользу наличияблагоприятного эффекта от проведения подобных программ. В частности, отмечалисьопределенные поведенческие сдвиги и изменения условий жилой среды в сторонубольшей безопасности. В двух исследованиях, оценивавших влияние на здоровье сиспользованием показателя частоты обращений в отделения экстренной медицинской помощи,позитивных изменений обнаружено не было.
Коррекция условий окружающей среды. Изменение условийокружающей среды в сторону большего удобства и безопасности стало одним изобщепризнанных подходов к профилактике травматизма не только среди детей, но и длявсего населения. Благодаря разнообразным мероприятиям (например, устройствоотдельных велосипедных дорожек или улучшение уличного освещения) коррекцияокружающей среды обеспечивает реальные возможности для удовлетворения потребностейнаселения средствами государственной политики на местном и национальном уровне.При таком подходе предотвращение травм и повышение безопасности становятсяделом всего сообщества.
Имеющиеся научные данные убедительно доказывают, чтопрограммы повышения безопасности, полностью охватывающие определеннуютерриторию, эффективно снижают частоту несчастных случаев и обладают особенноблагоприятным действием в отношении более уязвимых участников дорожногодвижения, таких как дети — пешеходы и велосипедисты. Регулирование дорожного движенияв пределах определенной территории направлено на более безопасное распределениетранспортных потоков и снижение скорости движения транспорта, особенно напроездах внутри жилых массивов. Влияние на дорожно-транспортный травматизммероприятий, полностью охватывающих определенную территорию, было исследовано вшести работах; в двух из них были получены данные, касающиеся детей — пешеходови велосипедистов. Большинство программ использовали различные меры организациидорожного движения: круговые транспортные развязки, запрещение автомобильногодвижения на определенных участках, создание островков безопасности в серединепроезжей части. Три программы представляли собой рандомизированные контрольныеисследования, другие три сравнивали ситуацию «до и после». Эффективностьпрограмм во всех случаях оценивалась по статистике дорожно-транспортныхнесчастных случаев, в некоторых исследованиях — за продолжительный периодвремени. Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейскогорегионального бюро ВОЗ приводит 16 контрольных исследований со сравнениемситуации «до и после», посвященных оценке влияния мер по ограничениюскорости и интенсивности автомобильного движения на смертность и травматизм вовсех возрастных группах в результате дорожно-транспортных несчастных случаев. Делаетсявывод, что полноохватные меры по ограничению автомобильного движения внаселенных пунктах обладают определенным потенциалом в отношении сниженияуровня дорожно-транспортного травматизма.
Имеются убедительные научные данные, доказывающиеэффективность установления зон ограничения скорости до 30 км/ч в целях снижениякак фактической скорости движения, так и частоты несчастных случаев. Выявленасвязь между скоростью движения транспортного средства и тяжестью травмыпешехода при несчастном случае. В Соединенном Королевстве введение зонограничения скорости до 30 км/ч привело к местному снижению частоты несчастныхслучаев среди детей — пешеходов и велосипедистов соответственно на 70% и 48%.«Миграции» несчастных случаев на соседние территории не наблюдалось.
Снижению детского травматизма на игровых площадкахспособствуют покрытия из резины или измельченной древесной коры, а такжеуменьшение высоты установки горизонтальных перекладин для лазания перехватом наруках («обезьяньи перекладины»). Европейское бюро ВОЗ [18] приводитдевять исследований, из которых два были посвящены инженерным вопросамиспользования различных видов покрытий, а семь — просветительным методам. Лишьв трех работах тщательно соблюдались принципы контрольного исследования, и ниодно не имело широкого выхода в практику.
Повышение безопасности предметов потребления. Имеютсяубедительные научные доказательства того, что использование емкостей с безопаснымикрышками, недоступными для открывания детьми, весьма эффективным образомспособствует снижению смертности детей от отравлений. В Соединенном Королевствеи США внедрение этой меры безопасности привело к уменьшению числа смертельныхотравлений на 85%. Систематический обзор, составленный по заказу правительстваштата Виктория в Австралии (9), по результатам оценки пяти программ сообщает оснижении смертности на 45% — 60%, а частоты обращений в отделения экстренноймедицинской помощи — на 60% — 90%. Уровень эффекта зависит от перечня веществ ипрепаратов, выпускаемых в емкостях с безопасными крышками. Имеются некоторыеданные, свидетельствующие о том, что введение нормативов по конструктивнойбезопасности ряда изделий, таких как холодильники, морозильные камеры,пластиковые пакеты и детские кроватки, также в определенной мере способствует снижениюуровня травматизма.
Законодательные и административные меры, а также контроль заих исполнением. Законодательные меры зарекомендовали себя как наиболееэффективный механизм профилактики травматизма. Так, в обзоре по вопросам эффективностиприменения велосипедных шлемов Европейское бюро ВОЗ приводят 13 работ,посвященных соответствующим законодательным мерам; 12 из них касалосьдеятельности федеральных структур и одна (из Новой Зеландии) относилась кнациональному законодательству. Во многих работах описан период агитации ипопуляризации, предшествующий принятию законодательных мер. Например, в НовойЗеландии к моменту принятия соответствующего закона степень использованияшлемов в возрастной группе от 5 до 12 лет составляла 84%. В 10 из 13 работкритерием оценки эффективности служила степень использования шлемов, в четырехработах — показатели здоровья. Была продемонстрирована эффективностьзаконодательных мер в повышении степени использования шлемов и в снижениичастоты травм головы. В четырех исследованиях была проведена оценка влияниязаконодательных мер на интенсивность пользования велосипедом (т.е. уровеньвоздействия фактора риска). В одной из работ из Австралии было выявленоснижение степени пользования велосипедами на 44% — значительное уменьшениеактивности. Это свидетельствует о том, что принудительное ношение шлемов можетв какой-то мере удерживать детей от езды на велосипеде. Данный факт имеетнемаловажное значение в свете проявляемой в настоящее время озабоченности по поводунизкого уровня физической активности среди детей и молодежи [7, 46-49, 62-67,91].
Законодательные меры, касающиеся использования детьмиавтомобильных средств безопасности (ремни безопасности и др.), поначалу быливведены с целью защиты от травмы наиболее уязвимых — грудных детей и детеймладшего возраста. Европейское бюро ВОЗ в обзоре фактических данных дляобоснования пяти программ, направленных на повышение степени использованиядетских автомобильных кресел, на основании анализа 72 работ делают вывод обезусловной эффективности законодательных мер в повышении степени использованиясредств безопасности и снижении уровня травматизма. Они также сообщают о том,что эффект более выражен при принятии так. наз. «первичных законов» (когдаводителя могут остановить и оштрафовать за несоблюдение предписанных правилиспользования средств безопасности) по сравнению с «вторичными законами»(когда водитель вначале должен совершить какое-либо другое нарушение, чтобы егомогли остановить).
Экспериментальные программы на уровне местных сообществ. Профилактиканепреднамеренных травм, характеризующаяся значительной вариабельностью каксамих возможных повреждений, так и применяемых методов их предотвращения,является подходящей сферой для применения программ на уровне сообщества.
Один из систематических обзоров выявил 10 таких программ по профилактикедетского травматизма, оцененных с применением тех или иных количественныхкритериев.
Накапливается все больше данных в пользу эффективностипрограмм профилактики травматизма, проводимых на уровне местного сообщества. Дляпредотвращения травм среди детей применимы законодательные меры, коррекцияусловий окружающей среды и образовательные мероприятия, при чем большоезначение имеет их совместный эффект.
Проведение разнообразных мероприятий, повторяемых в разныхформах и контекстах, постепенно формирует в обществе своего рода культурубезопасности. Важным видом травмы, профилактике которой было посвящено лишьограниченное число экспериментальных программ, является утопление.
Существует много перспективных профилактических направлений:обучение правилам безопасности на воде, надзор за детьми со стороны взрослых,установка ограждений вокруг открытых плавательных бассейнов и принятие законов,регулирующих эту меру безопасности.
Рекомендации ВОЗ по безопасным условиям окружающей среды вместах отдыха на воде содержат полезную сводку данных по этому вопросу иперечень возможных мероприятий.
Глава 2. Экспериментальное исследование детскоготравматизма2.1 Цель, задачи и программа исследования. Организацияисследования детского травматизма
В эксперименте принимали участие учащиеся начальной школы.
Цель исследования: изучить динамику травматизма детеймладшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезынеобходимо было решить следующие задачи:
1. Подобрать анкеты для диагностики знаний о травматизме.
2. Подобрать стимульный материал для проведения эксперимента.
3. Провести диагностикуобследования уровня знаний о травматизме.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективностьпрограммы профилактики травматизма.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования,сформировать рекомендации.
В целях исследования травматизма был проведён анализ динамикитравматизма в школе № 1 и гимназии № 2 за 2006-2007 учебный год.
Таблица 1.
Показателитравматизма за 2006-2007 учебный год в начальной школе№ п/п Признаки травматизма
Школа № 1
(дети)
Гимназия № 2
(дети) 1 В ДТП 4 3 2 В быту 36 32 3 В школе 18 19
Проанализировав показания таблицы 1, можно сказать, чтоуровень травматизма в начальной школе, в обеих школах, достаточно высок. Особенновысокие показатели травматизма в быту. Это говорит о том, что дети плохо знаютправила обращения с электробытовыми приборами, поведение на улице и т.д.
Поэтому было проведено анкетирование детей, которое показалоуровень знаний о травматизме (приложение 1).
На основании анкетирования была составлена программапрофилактики травматизма учащихся. Программа апробирована на базе гимназии № 2.(приложение 2)2.2 Экспериментальная программа
Программа рассчитана на безопасное поведение детей надороге, в быту и школе. Имеет обучающую направленность. Программа включаеттематическое планирование, конспекты и методические рекомендации по проведениюзанятий, основные требования к знаниям, умениям и навыкам и списокрекомендуемой литературы. В данной работе представлена часть комплекснойпрограммы, на примере профилактики дорожно-транспортного травматизма.2.2.1 Организация работы школы по профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма
В работе школы выделяются следующие виды деятельности попрофилактике детского дорожно-транспортного травматизма:
организационная работа;
инструктивно-методическая работа;
массовая работа.
Организационная работа предполагает широкий комплекс деятельности.Это и обновление положений конкурсов, соревнований, и разработка положенийновых конкурсов (таких, например, как конкурс частушек по пропаганде ПДД,конкурс агитбригад, выставка наглядных пособий и дидактических материалов пообучению детей Правилам дорожного движения). Данный вид деятельности включаеттакже обновление Уголка безопасности, транспортной площадки и составлениеграфика проведения занятий на данной площадке с последующим принятием зачёта; организациюи проведение открытых уроков по Правилам дорожного движения; игровых и обучающихпрограмм по ПДД; внеклассных мероприятий по ПДД.
В работе школы одной из приоритетных задач являетсяформирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах идорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработкив урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения вданном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятийобластного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области пообеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортноготравматизма, в соответствии с программой областного семинара-совещания «Осовместной деятельности органов управления образованием, органов внутренних дел,отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде среди населенияправил безопасного поведения на дорогах», а также в соответствии с планоммероприятий районного отдела образования, районного ГИБДД.
I. Нормативно-правовоеобеспечение:
1. Конвенция «О правах ребёнка».
Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995года №196 — ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Правила дорожного движения.
Программа совместных мероприятий областного отделения ВОА, УГИБДДи Комитета по образованию по обеспечению безопасности дорожного движения среди владельцевиндивидуального транспорта и предупреждению детского дорожно-транспортноготравматизма.
5. Программа проведения областного семинара-совещания «Осовместной деятельности органов управления образованием, органов внутреннихдел, отделений Всероссийского общества автомобилистов по пропаганде срединаселения правил безопасного поведения на дорогах».
6. План мероприятий районного управления образования, ГИБДД.
7. Устав образовательного учреждения.
8. Учебные программы.
9. Учебный план.
10. План воспитательной работы школы.
11. План воспитательной работы класса.
II. Материально-техническоеобеспечение:
1. Кабинет по безопасности дорожного движения.
2. Транспортная площадка, её оснащение.
III. Информационноеобеспечение:
1. Оформление информационного стенда.
2. Банк данных:
разработки уроков;
беседы для учащихся;
лекции и беседы для родителей;
разработки внеклассных мероприятий.3. Контрольные срезы,тесты.
IV. Структура внутренних ивнешних взаимодействий по организации профилактики ДЦТТ в школе.
Таблица 2.
Внешнее взаимодействие.Школа: «Родители — ученики — учителя» РУО ГИБДД Д/САД Газета «Добрая дорога детства» Центр детского творчества
Таблица 3.
Внутреннее взаимодействие. Школа: «Родители — ученики — учителя» Совет школы Кабинет ОБЖ и БДД Спортзал Библиотека Педагогический совет
Организация обучения Правилам дорожного движения и основамбезопасности в школе должна проводиться так, чтобы у каждого педагога,учащегося и родителей учеников сформировалась жизненно важная потребность нетолько в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.
Инструктивно-методическая работа состоит в проведениисовещаний для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортноготравматизма в школе, консультаций для педагогов по организации профилактическойработы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций поработе на транспортной площадке, проектов информационных уголков, уголковбезопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками обезопасности дорожного движения. Создаётся видеотека по ПДД. Разрабатываютсяразличные настольно-дидактические игры (например, «Узнай дорожный знак»).
Массовая работа. Данная деятельность является одной из самыхважных, т.к только творческая и активная работа педагогов с обучающимися дастнаибольшие положительные результаты. Именно во время проведения массовыхмероприятий у детей и подростков формируются навыки безопасного поведения наулицах и дорогах города. Дети получают необходимый для их жизни опыт.
Воспитательная работа должна носить не только красочныйхарактер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала. Массоваяработа может включать: проведение конкурсов на лучшую организациюпрофилактической работы в классах, конкурсы частушек, рисунков, смотры отрядовЮИД, соревнования юных велосипедистов; проведение классных часов по профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма, конкурсы методических разработок попрофилактике ДЦТТ и т.д.2.3 Анализ и обобщение экспериментальной программы
В целях анализа проведённых мероприятий по профилактике травматизмав начальной школе, был проведён анализ динамики травматизма с сентября 2007 помарт 2008 учебного года.
Таблица 4.
Показателитравматизма за 2007-2008 учебный год в начальной школе№ п/п Признаки травматизма
Школа № 1
(дети)
Гимназия № 2
(дети) 1 В ДТП 3 2 В быту 21 3 3 В школе 10 1
Проанализировав показания таблицы 4, можно сказать, чтопоказатели травматизма в гимназии № 2 значительно ниже показателей школы № 1 (занимающейсяпо обычной программе), что говорит об эффективности проведённых мероприятий. Гипотезаподтверждена.
Таким образом, по результатам эксперимента можно сделатьследующие выводы. Целенаправленная, регулярная профилактика травматизма вначальной школе, с применением различных методов обучения, способствуетснижению травматизма у детей.
1. Предложения по уровню обучения. Травматизм, особенно ПДДпреподавать отдельным предметом на всех уровнях обучения.
2. Предложения по формам обучения. Использовать в основномигровую форму, с помощью современных средств обучения.
3. Предложения по организации безопасности образовательныхучреждений. В образовательных учреждениях, находящихся возле транспортноймагистрали, оборудовать проезжую часть «лежачими полицейскими». Вобразовательных учреждениях, находящихся внутри микрорайона, поставитьограждение. Обязательно оборудовать знаками дороги возле школы.
4. Предложения по материально-техническому инормативно-правовому обеспечению. В основном, предложения сводятся к требованиюужесточения наказаний водителей за нарушения правил дорожного движения иоснащению школ тренажерами.
Заключение
Травматизм детский во всех странах становится предметомособой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. Внастоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз большедетей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении поврежденийсущественное значение имеют анатомо-физиологические и психологическиеособенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейскихнавыков, повышенная любознательность и т.п.
При анализе детского и школьного травматизма учитывают, чтокаждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детейправильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятияхспортом.
Выделяют следующие виды детского травматизма:
1) бытовой;
2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);
3) школьный;
4) спортивный;
5) прочий.
К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающиев домашней обстановке, во дворе, в школе. Из многообразия причин детскогобытового травматизма можно выделить следующие:
неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытыевыходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люкиподвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствиеограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах,игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыковправильного поведения в местах общего пользования и др.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихсядневных общеобразовательных школ всех типов (в т. ч. музыкальных, спортивных,СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урокфизкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).
Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из классав класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок,выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятаятравма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них — на перемене.
В работе школы одной из приоритетных задач являетсяформирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах идорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработкив урочной и внеурочной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения вданном направлении строится в соответствии с программой совместных мероприятийобластного отделения ВОА, УГИБДД ГУВД и Комитета по образованию области пообеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детскогодорожно-транспортного травматизма, в соответствии с программой областногосеминара-совещания «О совместной деятельности органов управленияобразованием, органов внутренних дел, отделений Всероссийского обществаавтомобилистов по пропаганде среди населения правил безопасного поведения надорогах», а также в соответствии с планом мероприятий районного отделаобразования, районного ГИБДД.
Таким образом, по результатам эксперимента можно сказать,что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, сприменением различных методов обучения, способствует снижению травматизма удетей.
Список литературы
1. Анисимов B. C. Классификациядетского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология ипротезирование. — М., 2006. №1. — С.63-65.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеологияяк наука. // Валеология. — Тернополъ: 1996, №6. — С.4-9.
3. Байер К., Шейнберг Л. Здоровыйобраз жизни / Пер. с англ. — М., 1997. — 140 с.
4. Богоявленский М.Ф., БогоявленскийИ.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. — Л., 1985. — 180 с.
5. Выголова О.В. Травматизм детейшкольного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспектыздоровья детского населения. — Вологда: Межвузовский сборник научных трудов,1995. — 76 с.
6. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Системапрофилактики травм у детей: психологические аспекты // «Педиатрия»-1991.№1. — С.69-70.
7. Методические рекомендации № 2 (обучениедетей безопасности движения в школах и дошкольных учреждения). Из опыта работышкольных, дошкольных учреждений и ГИБДД г. Ставрополя, 2000. — С.46-49, 62-67,91
8. Методологические иорганизационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания /Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1997. — 130 с.
9. Немсадзе В., Амбернади Г. Детскийтравматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. — М.: Аист,2005. — 120 с.
10. Немсадзе В.П., Шастин. Ометодических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. — 1997, № 2.
11. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., ЛегостинС.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В.Низкодубовой. — Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. — 196 с.
12. Низкодубова СВ., Куликова Н.В., БайковА.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. — Томск, 1999. — 210 с.
13. Профилактика детскоготравматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Подред.В.Л. Андрианова. — Л.: Просвещение, 1981. — 120 с.
14. Рупленение Ф.В. Детскийтравматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбес ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. — 420 с.
15. Соколов Л.П. Курс травматологиии ортопедии: Учебное пособие. — М.: Медицина, 2005. — 285 с.
16. Соколов Л.П. Предупреждение илечение травм у детей: Учебное пособие. — М.: Дело, 2007. — 96 с.
17. Ступницкая М.А. Травматизм удетей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. — 2001, № 4.
18. Что может быть сделано дляпредотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактическихданных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь2004 г.
19. Шумада И.В., Векслер М.М. Детскийтравматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. — 1987.№5. — С.123-124.
20. Яцек Е. Палкевич. Выживание вгороде. — М.: Карвик, 2002. — 160 с.
Приложения
Приложение 1
Какой дорожный знак называется «Пешеходная дорожка»?
Какой дорожный знак обозначает место, где можно переходитьпроезжую часть?
Как правильно и безопасно перейти дорогу, если на проезжейчасти не видно транспортных средств?
Водитель грузовика, остановился у пешеходного перехода ипоказывает вам жестом руки, что можно переходить проезжую часть. Как правильноперейти дорогу в данной ситуации?
Могут ли пассажиры начать высадку и посадку в трамвай вданной ситуации?
Кто обязан пристегиваться ремнями безопасности при движениив легковом автомобиле?
Какая государственная служба относится к службе обеспечениябезопасности дорожного движения?
По дороге с одинаковой скоростью движутся легковой игрузовой автомобили. У какого автомобиля будет меньше тормозной путь, есливодители одновременно нажали на педали тормоза?
Где можно переходить проезжую часть дороги вне населенногопункта, если нет пешеходного перехода?
В каком случае пешеходам разрешается переходить дорогу не попешеходному переходу?
Ты движешься на роликах. Какие требования ПДД ты долженсоблюдать как участник дорожного движения?
Каким пешеходам разрешено пересекать проезжую часть?
Как должен поступить водитель, приближаясь к переходу, вэтой ситуации?
Какие знаки запрещают движение пешеходов и где именно:
«Автомагистраль», «Велосипедная дорожка»,«Дорога для автомобилей», «Движение без остановки запрещено»?
Приложение 2.
Профилактические занятия в начальных классах в рамкахпрограммы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, работа с родителями,сотрудничество со СМИМероприятия Срок Ответственный 1. Создание банка данных: В теч. года Зам. директора по В.Р., Кл. руководители, – разработки уроков; Учителя-предметники – лекции, беседы для родителей, Кл. руководители, – лекции, беседы для детей, Кл. руководители, – внеклассные мероприятия. Кл. руководители, 2. Информирование участников образовательного процесса о федеральных, региональных документах. В теч. года
Зам. директора по В.Р.
Кл. руководители, 3. Сбор текущей информации: В теч. года результаты тестов, срезов знаний; Кл. руководители посещение уроков, внеклассных мероприятий.
Зам. директора по М.Р.
Зам. директора по В.Р. 4. Сбор аналитической информации: В теч. года Зам. директора по В.Р. ход работы по программе
результаты выполнения программы,
освещение на совещании при директоре 5. Функционирование проблемных семинаров, практикумов. В теч. года Зам. директора по В.Р. 6. Работа школьных методических объединений. В теч. года
Зам. директора по М.Р.
Учителя-предметники 7. Консультационные совещания. В теч. года Зам. директора по В.Р. 8. Проведение контрольных срезов. В теч. года Зам. директора по У.В.Р. 9. Контроль за проведением уроков ОБЖ, внеклассных мероприятий. В теч. года
Зам. директора по М.Р.
Зам. директора по В.Р. 10. Проверка документации учителей — предметников, классных руководителей. В теч. года
Зам. директора по У.В.Р.
Зам. директора по В.Р. 11. Организация встреч с родителями. В теч. года Кл. руководители, 12. Взаимодействие с ГИБДД и другими общественными организациями. В теч. года
Зам. директора по В.Р.
Педагог — организатор 13. Систематическое оформление информационного стенда. В теч. года Старшая вожатая 14. Обобщение результатов о выполнении программы на педагогическом совете май Зам. Директора по В.Р. 15. Информирование участников образовательного процесса о выполнении программы В теч. года Школьная газета «Перекресток» 16. Деятельность юных инспекторов движения В теч. года Педагог-организатор
Содержание мероприятий: Срок Ответственный Начальная школа Кл. руководители, преподаватель ОБЖ Улица полна неожиданностей. Сентябрь Наши верные друзья на улицах и дорогах. Октябрь Это должны знать все! Ноябрь Мы — пассажиры. Декабрь Основные правила поведения на улице и дороге. Январь Детский дорожный травматизм. Февраль Знакомство с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения Март Будь практичным и осторожным. Декабрь Элементы улиц и дорог. Октябрь Железнодорожный транспорт. Апрель Государственная автомобильная инспекция. Май