План
Введение
1. Понятие конфликта
2. Структура и функцияконфликта
3. Особенности конфликтовв семье
4. Роль возрастныхкризисов на конфликтные ситуации в семье
Заключение
Список литературы
Введение
Отношениямежду людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носитьконфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальнойпсихологии, получившая название конфликтологии.
Конфликт – этотакое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением истолкновением противоречий в их отношениях.
Онприсутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействиеучаствующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри- имежличностной напряженности их переживаний. В иных случаях происходит либоразрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта. Он, кроме того, связанс ухудшением взаимоотношений, потерей взаимопонимания и доверия между людьми.Понижением социально-психологического климата в группе (коллективе) и вобществе в целом. Конфликты глубоко затрагивают интересы его участников,вызывают у людей сильное чувство неудовлетворенности (обиды) и эмоциональныйстресс.
Конфликтнаяситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностяхсторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всюсовокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.
Наконфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны),позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждойиз сторон.
Принимая вовнимание предмет исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликтепредставителей разных этносов часто приводит к тому, что их поведение идействия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков,отличиями в специфике взаимоотношений.
Наблагоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение. Оновесьма специфично. Это обусловливает, прежде всего, многоаспективность семейныхотношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные,нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокаяинтимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторонжизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой;характер воздействия на семью окружающей среди; своеобразие восприятия этихвоздействий семьёй. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизньсемьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.
Благоприятныйпсихологический климат семьи ведёт к тому, что наиболее притягательными длякаждого её члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижностьматериальных благ хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план.Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другиминеблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие её психологическогоклимата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обеднённойдуховной жизни присущ психологический дискомфорт.
Неблагоприятныйпсихологический климат семьи ведёт к депрессиям, ссорам, психическойнапряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятсяизменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становитсяпроблематичным.
Семьяявляется главным оплотом для каждого человека, конфликты в семье, к сожалению,встречаются очень часто.
Поэтомупоставим и рассмотрим следующие задачи:
– определимпонятие конфликта;
– рассмотримфункции и структуру конфликтов;
– рассмотримособенности конфликтов в семье;
– рассмотримконфликты «родители-дети» в связи с возрастными кризисами.
1. Понятиеконфликта в психологической науке
Основателямиучения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Платон(в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к нимстали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбепротивоположностей.
Современнаяконфликтология стала более интенсивно развиваться в начале ХХ в. в недрахсоциологии. Ее проблематику разрабатывали Г. Зиммель, Л. Гумилович, Л. Смелли,У. Самнер, а в 50-е годы – Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорнии др. В течение этого времени западными специалистами были созданы как крупныетеории конфликта (в рамках социологии, психоанализа, собственноконфликтологии), разъясняющие природу сущность и содержание этого феномена, таки менее значительные (главным образом «инструментального» характера), уделяющиепреимущественное внимание исследованию особенностей поведения людей в конфликтеи специфике его протекания.
В концепрошлого столетия исследовать последний стали и отечественные социологи ипсихологи А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов,Т.Г. Сулимова, А.И. Шипилов и др.
Причинойконфликтов могут быть, во-первых, неадекватная самооценка и неадекватныепредставления людей.
У каждогочеловека формируется свой «я – образ», и его стабильность служит предпосылкойпоследовательности и устойчивости поведения. В соответствии с «я – образом», т.е.набором представлений о себе, индивид строит свои отношения с окружающими еголюдьми, осуществляет самооценку и определенным образом относится к другимлюдям. Если какая-либо информация не соответствует его «я – образу», то человекможет игнорировать эту информацию, даже если она объективна, и наоборот,соглашаться с ошибочными или ложными данными, если они соответствуют «я – образу».
Приобъективной оценке себя и своих возможностей реакция на справедливую критикуобычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается какоскорбление или замечание, что приводит к конфликту. При заниженной самооценкекритика также чревата конфликтами (отказ от работы или задания, поручения), кчему еще добавляются глубокие внутриличностные переживания самого субъекта.
В подобныхслучаях включаются необходимые механизмы защиты своего «я – образа», которыезатрудняют восприятие критических замечаний. Неадекватное представление о себесоздает психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужогомнения) и порождает конфликтное поведение.
Значительноеколичество конфликтов происходит и из-за неправильно полученной или понятойинформации индивидом о самом себе или из-за неспособности эту информацию получить.К причине, связанной с «я – образом», относится и неумение понять другогочеловека, неспособность оценить чувство его собственного достоинства илииллюзорные представления о его индивидуально- и социально-психологическихособенностях, предвзятость и предубежденность одного человека в отношениидругого.
Во-вторых,причиной конфликтов выступает несоответствие социальных ролей.
С однойстороны, перераспределение ролей в обществе, группе не всегда происходитспокойно и иногда становится источником конфликтов. С другой стороны, причинойконфликта может оказаться несовместимость ролей, которые необходимо выполнятьчеловеку в данный момент. Например, даже при хороших отношениях с родителями,подростки не терпят их присутствия в компании своих сверстников. Наконец,различные представления двух или более индивидов о содержании одной и той жероли, выполняемой одним из них, также приводят к конфликту.
В-третьих,причиной конфликта может стать так называемая групповая дискриминация. В рамкахтеории социальной идентичности американские психологи Г. Тэджфел и Дж. Тернердоказали универсальность и неизбежность групповой дискриминации, представляющейсобой деление на «своих» и «чужих», которое приводит к пренебрежительномуотношению к «чужим» и к оправданным поэтому нападкам на них.
В-четвертых,важной причиной конфликта обозначена ограниченность ресурсов, подлежащихраспределению. Под ресурсами можно понимать любой объект конфликта.[1]
Такимобразом, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленныхцелей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектоввзаимодействия.
2.Функции, структура и содержание конфликтов
Конфликтымогут выполнять позитивные и негативные функции.
К позитивнымфункциям конфликтов относятся:
– разрядканапряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствуетустановлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только присоциальном контроле за ходом конфликта);
– информационнаяи связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);
– сплочениеи структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодолениеобщих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей вгруппе);
– стимулированиек изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути иаргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов вовзаимодействии);
– снятиесиндрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которыеранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать вариантырешения проблем);
– диагностическаяфункция (при активизации каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов,выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).
К негативнымфункциям конфликта относятся:
– большиеэмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;
– исключениеиз коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительноститруда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе,группе;
– уменьшениестепени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращениетакового;
– неадекватное(завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам,представление о других группах как о враге;
– утверждениедуха конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большегозначения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.
Структуруконфликта можно выразить формулой:
Конфликт =Конфликтная ситуация + Инцидент.
Объектомконфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причинойконфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Крометого, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия одинобъект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно иусложняет разрешение конфликта.
Субъекты(стороны) конфликта – это непосредственные его участники. Некоторые ученыепредлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что приразвитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьиинтересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которыеоказались в зоне действий последнего.
Цели, мотивыи задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов – внутренние ивнешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования коппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняяпозиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемойи самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимоправильно осмыслить свою внутреннюю позицию.
Наконфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, еговидение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямопротивоположными, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблемуглазами оппонента. Что при участии представителей разных этносов частопрактически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии другдруга.
В структуруконфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга это индивид,который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересыи цели. Оппонент второго ранга – индивид (или группа), который выступает отимени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид(или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит извзаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяюттакже оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самимсобой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтническойгруппе, как показало проведенное исследование, ценности группы(общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют насодержание и развитие конфликта.[2]
Итак,конфликты имеют свою структуру и содержание, на основе которых составляетсяклассификация конфликтов. Конфликты могут выполнять положительные и негативныефункции.
3. Особенностиконфликтов в семье
Роль семьи вжизни ребенка очень велика. Поэтому нужно обозначить некоторые семейныепроблемы.
Мать семьипостоянно занята хлопотами по домашним делам и весь ее мир – небольшой кругзнакомых, подобных ей, матерей – хлопотуней. Сослуживцы мужа и родня жены – вотто общество, с которым встречается семья. Всё в такой семье расценивается сточки зрения интересов семьи: если от какого-либо изменения в общественной илигосударственной жизни семья выиграет, то такой переменой интересуются, еёодобряют; если перемена для семьи безразлична, то на неё не обращают никакоговнимания; если же она невыгодна для семьи, то её проклинают, какое бы широкоеобщественное значение она ни имела. Над семьей не веет общественного духа, иона опускается так низко, что является, наконец, уже не семьёй, а гнездом, вкотором сидят разинутые рты, желающие кушать и больше ничего не хотящие знать.Возникают твердые, но очень узкие семейные интересы, определенное, но крайнеограниченное семейное мировоззрение, семейная нравственность, семейныедоблести, но все это своеобразного качества, все имеет единственным предметомблагосостояние семьи и лишено всякого интереса к общественному благу. Работайна семью, наживай для семьи, тащи в семью – вот высшая и главнейшая заповедь.Семья – бог, кумир, для её блага всё позволительно сделать, в семьесосредоточены самые дорогие интересы. Из таких семей выходят крепкие,решительные люди, по-видимому, превосходные семьяне, всем для неё жертвующие,но опасные общественные деятели, потому что общество само по себе для них неимеет никакой цены, оно только материал для благополучия семьи, им всегда можнопожертвовать, принести его интересы на алтарь интересов семьи.[3]
Такихсемейств много, у членових нет настоящей, общественной нравственности,а есть только семейная. Всё, до чего могут возвыситься такие семьи, этоклассовая нравственность, сознание классовых интересов, а что касаетсяинтересов всего общества и тем более всего человечества, то такие интересы дляподобных людей не существуют. Они слишком отдаленны, их рукой не достанешь,карман ихнеощущает, а, следовательно, нечего о них ибеспокоиться. Понятно, какое воспитание получают в таких семьях молодые поколения,какой жестокий и грубый эгоизм, какая ограниченность и узость кругозора импрививаются. Вот какие факты дал в этом отношении опрос московскогостуденчества: на вопрос: было воспитание замкнутым или нет? получено 2905ответов, из которых в 686 (32,8%) было сказано да, а в 1409 (67,2%) – нет, нонезамкнутость воспитания понималась как выезды в гости, гости к детям;посещение детских балов, театров, игры на улице с товарищами и т.п. На вопрос:имела семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов,товарищества и т.д. или нет? получено 1706 ответов, из которых положительныхбыло 748 (43,8%), а отрицательных 958 (56,2%); на вопрос: имела влияниесемья на выработку определенного миросозерцания или нет, получено 1794 ответа,из которых утвердительных 757 (42,2%), а отрицательных 1037 (57,8%); на вопрос:имела семья влияние на сознательный выбор факультета или нет? получен 2061ответ, из которых положительных было 333 (16,2%), а отрицательных 1728 (83,8%);на вопрос: имела семья влияние на выработку уважения к женщине на всех ступеняхеё общественного положения или нет? получено 1835 ответов, из которыхположительных было 667 (36,3%), а отрицательных 1168 (63,7%).[4]
Узкаяэгоистичность семейного воспитания свидетельствует о весьма скудномобщественном развитии тех семейств, в которых она царит, об их весьма низменныхидеалах. Здесь открывается самая живая и тесная связь между общественнойкультурой и её идеалами, с одной стороны, и семейным воспитанием и его задачами– с другой. В широко культурном обществе, в котором составляющие его семьиживут настоящей полной жизнью, не скрываясь от общественных интересов всемейных раковинах, для которых общественные интересы суть свои, родные,кровные, там очерченная узкая эгоистичность семейного воспитания невозможна.Конечно, это не значит, чтобы там не было эгоизма, а это значит, что там неттакого узкого эгоизма, что последнийшире, захватывает больше людей,человечнее, что там больше эгоизм общественный и национальный, чемсемейный и классовый,
Семейноевоспитание есть показатель культурности общества. Его нельзя, как школу,поднять сравнительно в короткое время усилиями нескольких десятков энергическихлиц, нельзя нарядить по посланцу в каждую семью для преобразования воспитания вней. Для преобразования и поднятия семейного воспитания нужно сплотить семьи,пропитать их известными идеями и стремлениями, образовать из них однообъединенное культурное целое. В культурном обществе будут культурные семьи, ав культурных семьях – хорошее культурное семейное воспитание. Поэтому обществодолжно плакаться на себя, если в среде его плохое семейное воспитание. Дайтеобществу крупные серьезные интересы, одушевите его высокими благородными идеалами,и вы увидите, как будет исчезать эгоистичность семейного воспитания, егоузость, а на место их появятся широта и глубокая культурность. Но тьма убежиттолько перед светом.
Семейноевоспитание может избежать узкой эгоистичности, но оставаться в весьмазначительной мере субъективным, т.е. зависящим во всей своей постановке отруководящих воспитанием лиц, их личных свойств, пристрастий, вкусов,склонностей, степени общего развития и педагогической подготовки. Дело в том,что руководят семейным воспитанием обыкновенно мать и отец, дети находятся вполном их распоряжении и никуда скрыться от них не могут и противиться им немогут. А родители не только могут быть сами односторонними и дать своим детямодностороннее воспитание, но, избегая односторонности, они никогда не всостоянии перемениться по существу, стать другими лицами, с другими свойствами.Поэтому они поймут своих детей и будут их воспитывать сообразно со своимиличными понятиями и взглядами, будут прививать им те свойства, которые имнравятся, которые ими высоко ценятся, а так как в семье других воспитателейнет, то и восполнить недостаточность родительского воспитания, исправить егонекому. Между тем семейное воспитание будет длиться многие годы. Прибавьте ещек этому обычные недостатки общего образования родителей и их слабуюпедагогическую подготовку к делу воспитания и сообразите, что же это будет завоспитание, которое они дадут своим детям. Родители будут воспитыватьсвоихдетей илипо своему образу и подобию, или по какому-либо другому, но у подобноговоспитания очень часто будет недоставать научной обоснованности, твердойразумности, систематичности и последовательности; будут в таком воспитанииполный субъективизм и произвол. В последующем поколении просто-напросто будетили воспроизводиться предшествующее поколение со всеми его слабостями инедостатками, или же все воспитание будет направлено в духе излюбленногородителями, но непроверенного научно, начала. «Мне так хочется», «я признаю этоочень важным», «никогда я не пущу своего сына или дочь по такой дороге» – вотчто постоянно слышится в таких воспитательных системах. А все это оченьсубъективно и не научно.
Такимобразом, характер конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми зависитот стиля семейного общения, от педагогической культуры родителей.
4. Рольвозрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье
Посколькупервый опыт приобщения ребенка к социальной жизни приобретается в семье,эффективность процесса социализации зависит, прежде всего, от типа семьи и еёсоциального статуса.
Подросток,как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через своерождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступаетпора оценок близких.
Набирая опытжизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которыеотличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытыватьпотребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лонесемьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкойидентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности,в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свойкритичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам.
Сама семьязанимает прежние позиции по отношению к подростку. Обычно семья относится кподростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями.Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направленына ребенка ещё в детстве.[5]
В отчуждённойсемье к подростку относятся так же, как и в детстве, – им мало интересуются,избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчуждённые родителиуже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже сталносителем отчуждённых форм поведения и обладателем отчуждённой души, или у негосложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития егохарактера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчётливо проявляют себя:превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватнаялояльность, пассивный стиль поведения.
Подросток втакой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу ксвоим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения сосверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье.Отчуждённая семья может ограничить возможности ребенка в развитии.
Семьяавторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те жежёсткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесьпродолжают применять и физические наказания (в детстве – шлепали, теперь могут«врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверенв себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчётливовырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия слюдьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность,пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себеподростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка вразвитии.
В семье спопустительским отношением господствует принцип вседозволенности: подросток ужедавно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими.Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность – основные характеристики характераподростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себевозраст уже кризис личностного развития плюс ещё недостатки, сформированные вего личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда непредложит действительная жизнь.
Подросток изсемьи с попустительским стилем отношения обычно не усваивает позитивных формобщения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способывоздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни всемье, – агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимойтребовательности – «Я так хочу!», «Я сказал!») и нигилизм. Попустительскаясемья лишает подростка возможности осознать закономерности общественныхотношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.
Подросток вгиперопекающей семье вырастает под пристальным вниманием и заботой родителей, укоторых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основеличных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются,опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевнымипереживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимостион не может дать отпор, и не может сам построить позитивные отношения. Онпассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и наэту его особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские прозвища типа«Малыш», «Маменькин сынок», «Детский сад» и др.
Такимобразом, подростковый возраст ребенка, его кризисные характеристики ужепредполагают назревание и создание конфликтов типа «родители-дети» в семье.
Заключение
Семья естьсамое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живымделом, а не словами. Естественного воспитания в семье нельзя заменитьискусственным, школьным. Естественное семейное воспитание есть ядро, а школьноеобучение только оболочка ядра в деле развития личности. Вообще домашняя жизнь вобразовании человека то же, что ствол для дерева. На нём должны быть, как быпривиты все ветви человеческих знаний, научные дисциплины и жизненные цели. Нотам, где самый ствол болен и слаб, привитые ростки вянут и побеги засыхают.
В семейнойжизни и семейном воспитании главное любовь, а в любви выражается истиннаячеловечность.
В своейчистоте семейная жизнь есть самое высокое, самое возвышенное, что только можнопридумать для воспитания нашего рода и о чём можно только мечтать. Любящий небоится никаких усилий и трудов для любимого, для него он старается быть лучше,любовь вызывает доверие, благодарность, бодрую деятельность.
У семейноговоспитания есть основы для выработки своей педагогической системы, естьнезаменимые преимущества, потерю которых не может вознаградить никакое, самоеусовершенствованное, общественное воспитание. Что же касается недостатковсемейного воспитания, то они могут быть значительно смягчены серьёзнойразработкой вопросов семейного воспитания. Нет сомнения, что педагогиканесравненно больше занималась школьным образованием, чем семейным воспитанием:одних учебников, методик и трактатов по изучению только латинского языканаберётся гораздо больше, чем сочинений по всему семейному воспитанию.Неудивительно поэтому, что оно и в его теоретическом обосновании, и в егопрактической постановке значительно запущено. Семейное воспитание можно, доизвестной степени, назвать новооткрытою областью научной педагогики.
Списоклитературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.М., 1999.
2. Гришина Н.В. Психологияконфликта. СПб., 2000.
3. Журавлёв В.И. Основыпедагогической конфликтологии. М., 1995.
4. Иващенко Ф.И. Психологиявоспитания школьников. М., 1994.
5. Членов М.А. Половаяперепись московского студенчества. М., 1999.