Деятельность банка на примере Акционерного почтово-пенсионного банка "Аваль"

Введение
Данный отчет по производственной практике подготовленна основе данных Крымской Республиканской дирекции Акционерногопочтово-пенсионного банка «АВАЛЬ», дирекция которого находится по адресу: г.Симферополь, ул. Набережная, 32.
Основнойцелью практики является закрепление знаний, полученных в процессе обучения,приобретение навыков аналитической работы, а также овладение методами и формамиорганизации труда и производства.
Практические навыки играют определяющую роль впрофессиональной деятельности любого специалиста. Чем больший опыт накопленчеловеком по практическому использованию своих теоретических знаний, тем болееэффективна работа такого сотрудника.
Основнымизадачами практики являются:
– ознакомиться систорией создания банка;
– ознакомление соструктурой банка «Аваль» и перечнем их функций по подготовке информации ипроведению анализа;
– изучениеорганизации аналитической работы;
– формированиекомплексного аналитического подхода к оценке финансово-экономического состояниябанка;
– изучение ипрактическое применение современных технологий сбора, накопление и обработкиинформации в данном отделе;
– изучение ипрактическое овладение опытом финансово-экономического расчета;
– практическоезакрепление методики выполнения экономических и финансовых расчетов с помощьюПЭВМ;
– использованияметодов анализа;
– изучениеорганизации управления маркетингом.
– изучениедокументооборота банка;
– изучение приемови методов, применяемых в экономической деятельности банка.

ГЛАВА 1Характеристика КРД АППБ «АВАЛЬ»
1. Историябанка
1992год
– открыто первоерегиональное подразделение — Николаевская дирекция.
– банк «Аваль»осуществил первую банковскую операцию.
– Национальнымбанком Украины в форме открытого акционерного общества был зарегистрированакционерный банк «Аваль». Уставный капитал — 100 000 000 рублей,регистрационный номер — 94. Открыто 3 филиала Банка.
1993год
– Успешно работают12 региональных подразделений банка.
– Проведена втораяэмиссия акций банка с целью увеличения уставного капитала до 500 000 000рублей.
– Получена лицензияна осуществление операций по валютным ценностями.
1994год
– Национальнымбанком Украины зарегистрирован новый статус банка «Аваль» — акционерныйпочтово-пенсионный банк с возложением на него обязанностей по обслуживаниюПенсионного фонда и почты Украины.
– Проведена третьяэмиссия акций банка, уставной фонд увеличен до 5 200 000 000 рублей.
– Банк получилразрешение Министерства финансов Украины на осуществление деятельности какдепозитария инвестиционных фондов и инвестиционных компаний.
– Проводилосьдальнейшее расширение сети филиалов и дирекций банка, их общее количестводостигло 40.
1995год
– Проведеначетвертая эмиссия акций банка с целью увеличения уставного фонда до 184 516 430000 рублей.
– Банк принят вмеждународное общество межбанковских расчетов S.W.I.F.T.
– Получилофициальную аккредитацию для участия в реализации проектов ЕБРР.
– Успешно работают64 областные дирекции и филиала, а также 82 удаленных рабочих места.
1996год
– Проведена шестаяэмиссия акций банка, в результате которой уставный фонд увеличился до 19 398000 гривен.
– Банк получилразрешение Министерства финансов Украины на осуществление деятельности повыпуску и обороту ценных бумаг.
– Начаты дилинговыеоперации на валютных и финансовых рынках стран СНГ.
– Проведена пятаяэмиссия акций банка. Уставный фонд увеличен до 1 072 318 810 000 рублей.
– Полученаобновленная лицензия Национального банка Украины на право осуществлениябанковских операций, перечень которых расширен до 31, в том числе иобслуживание бюджета Украины.
– Открыто 28дирекций и филиалов, 250 безбалансовых отделений.
– Банк стал членоммеждународных платежных систем Visa и Europay.
– Начал работусобственный процессинговый центр UPC.
– Выпущена перваяплатежная карточка.         
1997год
– Банк «Аваль»признан лучшим партнером компании Western Union в Восточной Европе.
1998год
– В системе банкауже функционирует 411 структурных подразделений.
1999год
– Введена первая вУкраине общая платежная карточка UMC-Visa-Aval.
2000год
– Компания WesternUnion признала банк «Аваль» наиболее творчески ориентированным агентом системы.
2001год
– Начата оплатабанковской платежной карточкой товаров, приобретенных через интернет.
– Введена услуга«Мобильный банкинг» для пользователей мобильной связи.
– Банк началсрочный перевод денег в национальной валюте в Украине на базе собственногопрограммного обеспечения по системе «Аваль-Экспресс».
– Кредитныйпортфель банка достиг 2 млрд гривен.
– Банк «Аваль»первым в Украине начал выплату пенсий по пластиковой карточке «Оникс-пенсионный».
– По результатамаудиторской проверки, собственный капитал банка составил 44 210 000 долларовСША.
– Количествокорпоративных клиентов достигло 100 тыс.
– Начал работукруглосуточный центр информационной поддержки клиентов.
2002год
– Уставной капиталбанка достиг рекордной для украинской банковской системы отметки — 500 млн.грн.
– Общее числобанкоматов Банка достигло 300 шт. Общий объем эмиссии платежных карточекпревысил 700 тыс. карт.
– Банк началреализовывать проект по продаже предоплаченных услуг мобильной связи, а такжеIP-телефонии и доступа в интернет через сеть своих региональных отделений.
– Банк успешнопровел выплаты задолженности 42 тыс. вкладчиков банка «Украина» в размере 182млн. грн. по каналам собственной уникальной системы срочных денежных переводов«Аваль-Экспресс».
– Банк приступил креализации крупнейшего в Украине проекта по внедрению интегрированнойбанковской системы для розничного бизнеса на основании программного обеспеченияBankmaster RS.
– Банк началосуществлять переводы в иностранной валюте по каналам собственной системысрочных денежных переводов «Аваль-Экспресс».
– Банк вышел нарынок с новым банковским продуктом — процентным опционом, который представляетсобой обязательство продавца предоставить межбанковский кредит, сумма,процентная ставка и срок которого оговариваются при продаже опциона.
– 27 марта —акционерный почтово-пенсионный банк «Аваль» отметил 10-летие своейдеятельности.
– Банк игосударственное предприятие почтовой связи «Укрпочта» подписали соглашение опредоставлении услуг населению по выплате денежных переводов Western Union.
2003год
– Общий объемчистых активов Банка достиг 10 млрд. грн.
– Уставный капиталБанка достиг рекордной для украинской банковской системы отметки — 800 млн.грн.
– Банк «Аваль»прошел сертификацию по обслуживанию чиповых платежных карт EMV стандартаMasterCard и Visa Int.
– 17 отделенийБанка вошли в 500 лучших пунктов Western Union в Европе, на Ближнем Востоке и вАфрике.
– Банк в полномобъеме разместил собственный облигационный заем на общую сумму 80 млн. грн.
2004год
– Банк сталуполномоченным банком по размещению на депозитных счетах временно свободныхсредств бюджета г. Киева в иностранной и национальной валютах.
– Банк и ЕБРРподписали соглашение о реализации проекта по развитию ипотечного кредитования иоткрытия соответствующей кредитной линии в сумме 10 млн. долл. США.
– Общий объемчистый активов Банка достиг 12 млрд. грн.
– Банк сталэксклюзивным поставщиком в Украину 45 видов золотых и 70 видов серебряных монетвысочайшего качества производства монетных дворов Австралии, Греции и Британии.
– Уставный капиталБанка достиг 1 млрд. грн., увеличившись на 200 млн. грн. в результате подпискина простые акции банка 20-й эмиссии и привилегированные акции первой эмиссии.
– Банк приступил кпромышленной эксплуатации крупнейшего, единственного в Украине проекта повнедрению интегрированной банковской системы для розничного бизнеса на основеBankmaster RS.
– Финансовыйрезультат Банка после налогообложения за 2003 год составил 12 млн. грн. (поитогам 2002 года — 4,4 млн. грн.).

2. Общаяхарактеристика банка
Основныепоказатели банка «Аваль» по состоянию на 1 января 2006 г.:
ü Уставный капитал— 1,5 млрд. грн.,
ü Чистые активы —19,253 млрд. грн.,
ü Количествоподразделений во всех регионах Украины — 1400,
ü Ассортимент услуг— более 300.
БанкАваль входит в банковскую холдинговую группу Райффайзен Интернешнл Бенк-ХолдингАГ (на сегодня группа владеет 93,5 проц. акций банка). Аваль является одним изкрупнейших банков в нашей стране. Он занимает первое место среди всех банковУкраины по размеру уставного капитала, а также занимает ведущие позиции нарынке финансовых услуг.
УслугамиБанка пользуются свыше 3,2 млн. частных клиентов. Среди них такие известные вУкраине и за рубежом предприятия как ОАО «Алчевский металлургический комбинат»,ОАО «Днепровский металлургический комбинат», СП «UMC», ОАО«Укртелеком», ОАО «Галактон», НАЭК «Энергоатом», ДП «Судостроительный завод им.61 коммунара», ЗАО «Росинка» и т.п.
Общенациональнаясеть Банка Аваль включает 1400 структурных подразделений, расположенных вбольших городах, областных и районных центрах, городах областного подчинения иотдельных селах во всех регионах Украины. Подавляющее большинство из нихявляются полнофункциональными отделениями, предоставляющими частным икорпоративным клиентам полный перечень стандартных и новейших банковских услугна высочайшем уровне.
Высококачественноеоперативное обслуживание клиентов по всей Украине обеспечивается собственнымисетями наземной цифровой и спутниковой связи, системой электронного оборота,использованием передовых банковских и информационных технологий вбизнес-процессах Банка. На стадии внедрения находится интегрированная системарозничного бизнеса на основе программного комплекса Bankmaster RS.Полномасштабное внедрение этой системы позволит значительно ускоритьобслуживание клиентов и обеспечить им возможность пользования банковскимипродуктами в любом подразделении Банка, независимо от того, в каком из них былоткрыт счет.
2002года Банк вошел в «Топ-100 банков Центральной и Восточной Европы» рейтинговогоагентства Standard&Рооr’s. По итогам 2001-2003 гг. ведущие украинскиеиздания неоднократно признавали Банк Аваль лучшим банком Украины по важнейшимпоказателям. В прошлом году звания «Лучший банк Украины-2003» Банку Авальприсвоил в своем ежегодном рейтинге лучших банков мира «Awards forExcellence-2003» международный журнал финансовых рынков Euromoney.
3. Операции,предоставляемые банком
 
3.1. Пресс-центр
 
Пресс-центрбанка «Аваль» предоставляет самые свежие и оперативные новости банка и егоподразделений, а также выборку топ-новостей Украины и мира от ведущихинформационных агентств «Аваль-дайджест». Все эти новости можно систематическиузнавать на сайте банка или подписаться на них и регулярно получать науказанный вами адрес электронной почты.
Крометого, здесь можно знакомиться с информационными материалами — статьями о банке«Аваль», его деятельности и услугах, интервью с руководителями банка,комментариями специалистов в региональных и всеукраинских средствах массовойинформации.3.2. Мониторинг рынков
Сцелью информационной поддержки и развития бизнеса своих клиентов банк «Аваль»предлагает уникальный аналитико-информационный продукт — «Мониторинг рынков».
«Мониторингрынков» — это регулярные аналитические обзоры состояния товарных и финансовыхрынков, а также отраслей экономики Украины, подготовленные ведущими экспертамибанка.
Мониторингтоварных рынков включает обзоры рынков и ценовой мониторинг по отдельнымкатегориям товаров, которые содержат новейшие статистические данные в видеграфиков и таблиц.
Дляудобства пользования «Мониторингом рынков» можно оформить через сайт банкабесплатную подписку на получение по e-mail анонсов последних обзоров — по любойиз предлагаемых разделов: «Товарные рынки» и «Финансовые рынки».
3.3. Услугичастным лицам
 
Сегоднябанк «Аваль» является ведущим в Украине розничным банком, предлагающим частнымклиентам максимально полный перечень банковских услуг, в частности —потребительское кредитование (в том числе по специальным программам — товары врассрочку, автомобили в кредит), денежные переводы в национальной и иностраннойвалюте с открытием и без открытия счета, размещение средств на депозитных счетах,полный набор современных платежных инструментов — пластиковые картымеждународных систем MasterCard International и Visa International, а такжемногое другое.3.4. Услуги корпоративным клиентам
Сегоднябанк «Аваль» обслуживает 214 тыс. корпоративных клиентов, треть которых перешлана обслуживание в 2001 году. Среди организаций, отдавших предпочтение нашемубанку — «Укрпочта», Государственная Таможенная Служба Украины, «Укртелеком»,«Украинская мобильная связь», «Кока-Кола Бевериджиз», «Макдональдз Юкрейн ЛТД»,«Черноморский судостроительный завод», Львовская кондитерская фабрика «Свиточ»,«Оболонь», Киевский коллективный завод безалкогольных напитков «Росинка»,«Цептер Интернешенл Юкрейн», «Жилет Юкрейн», «Эйвон Косметикс».
Длякорпоративных клиентов банк «Аваль» предлагает максимально полный переченьбанковских услуг, в частности — расчетно-кассовое обслуживание, кредитование извнутренних ресурсов банка и в рамках кредитных линий международных организаций,все виды документарных операций, депозиты, корпоративные и зарплатные платежныекарты, услуги по электронным каналам связи.
VIP-клиентамбанк обеспечивает закрепление за ними персональных менеджеров.3.5. Услуги банкам
Банк«Аваль» активно работает на межбанковском рынке. Корреспондентская сеть охватывает210 банков. Банк имеет корреспондентские счета ностро в 23 крупнейших банкахЕвропы и Америки и в 29 банках стран СНГ и Балтии. 158 банка Украины, а такжестран Балтии и СНГ открыли у нас мультивалютные лоро-счета. По состоянию на 1февраля 2006 года с банками-корреспондентами заключено 238 генеральныхсоглашения.
Банкам-партнерамАППБ «Аваль» предлагает свыше 300 видов услуг, среди которых ведение счетов вСКВ и ОКВ, осуществление платежей, документарные операции, торговоефинансирование, операции с платежными картами, юридические, консультационные ипрочие услуги.3.6. Услуги по корреспондентским отношениям
Внастоящее время АППБ «Аваль» проводит активную политику в областикорреспондентских отношений как с украинскими банками, так и с банками странближнего и дальнего зарубежья. Эта политика основывается на принципевзаимовыгодного сотрудничества с банками резидентами и нерезидентами.
Однойиз основных услуг банкам-корреспондентам является открытие и ведениемультивалютных корреспондентских счетов. Сотрудничество в этой области даетвозможность банкам использовать преимущества уникальной многофилиальнойрасчетной системы АППБ «Аваль» для ускоренного осуществления расчетов, а такжедля реализации различных проектов, предполагающих большой объем платежей соструктурными подразделениями АППБ «Аваль». В настоящее время нашимикорреспондентами являются многие банки Украины, а также стран СНГ и Балтии.
Открытиеи ведение корреспондентских счетов в АППБ «Аваль» осуществляется на уровнецентрального офиса.
Этоновый вид услуг для банков, клиентами которых являются предприятия сразветвленной дилерской сетью на территории Украины, с целью ускорениярасчетов. Став нашим корреспондентом, можно получить возможностьвоспользоваться услугами наших филиалов и отделений. В течение одногобанковского дня средства со счетов подразделений клиента будут зачислены накорреспондентский счет банка, т. о. многофилиальный клиент сможетконтролировать свой консолидированный счет по всей системе, получая ежедневноконсолидированную выписку и имея возможность консолидации остатков путемавтоматического перечисления. Дополнительные удобства в работе предоставитспутниковая система связи, объединяющая в режиме реального времени все регионыУкраины.3.7. Услуги по электронным каналам
АППБ«Аваль» — высокотехнологичный банк. Ценится время клиентов. Предлагаетсяширокий спектр услуг, сокращающих временные затраты клиентов в управлении своимсчетом с использованием современных информационных каналов.
Будучивладельцем мобильного телефона, пейджера, электронного почтового ящика, а такжеобычного телефона, в любое время можно получить информацию о состоянии своегосчета, о проведении операции по счету, о заблокированных средствах, доступных киспользованию суммах, а также оперативно получить сведения о курсах валют. А спомощью wap-сервера всегда можно узнать адрес ближайшего отделения банка илибанкомата, а также новости нашего банка.
3.8. Кредиты для микробизнеса
Банк«Аваль» активно осуществляет кредитование малых и микропредприятий по программеIPC (International Consultants), в том числе по программам микрокредитованияЕвропейского банка реконструкции и развития и Немецко-украинского фонда.
Заянварь месяц 2006 года банк выдал 833 кредита на сумму более 10,863 млн. долл.США.
Преимуществапрограммы микрокредитования АППБ «Аваль»:
Максимальноупрощенная процедура оформления кредита, не требующая бизнес-плана итехнико-экономического обоснования.
Минимальныйсрок оформления и выдачи кредита (до 5 дней).
Отсутствиекомиссионных со стороны банка за оформление и выдачу кредита.
Минимальнаяпроцентная ставка по кредиту, которая на протяжении всего срока остаетсянеизменной (11-12,5% — по валютным кредитам, 16-17% — по гривневым).
Суммакредита может колебаться от 100 долларов США до 200 тыс. долларов США, от 100евро до 200 тыс. евро., от 1 тыс. до 600 тыс. гривен.
Получитькредит можно как в безналичной, так и в наличной форме.
Программамикрокредитования банка «Аваль» предназначена если:
– занимаетсясобственным бизнесом;
– если на предприятииработает не более 500 рабочих;
– если естьнеобходимость в заемных ресурсах.3.9. Документарные операции
Реальностьюукраинской экономики из-за ограниченных запасов сырья являются, с однойстороны, промышленная специализация и постоянно развивающийся сектор услуг, а сдругой — относительно узкий внутренний рынок, что обуславливает большуюзависимость от внешней торговли. Из-за возрастающих трудностей с платежами, скоторыми сталкиваются страны, увеличивается значение обеспечения платежей иновых форм сотрудничества.
АППБ«Аваль» с 1995 года проводятся операции по предоставлению банковских гарантий,поручительств, аккредитивов и инкассо. Особенность работы банка заключается виндивидуальном подходе к каждому клиенту при разрешении возможных вопросов ипроблем при проведении как внутренних, так и внешнеэкономических операций.
Есликлиент:
– Импортер, и нехочет производить авансовую оплату, потому что не уверены в репутацииэкспортера.
– Экспортер, и несогласен отгружать товар без дополнительных гарантий его оплаты.
– Заказчикоборудования, производство которого требует значительных временных затрат(более 90 дней), а производитель требует авансовую оплату.
– Официальный дилерили дистрибьютор, которому необходима отсрочка платежа.
– Посредник, которомунеобходимо закупить товар у поставщика и продать его покупателю, но не хватаетоборотных средств для проведения такой операции.
АППБ «Аваль» предлагает решениевышеуказанных проблем при помощи различных схем расчетов с применениемдокументарных аккредитивов, гарантий и инкассо.
Предпосылкамиуспеха при проведении документарных операций через АППБ «Аваль» являютсяследующие факторы:
1. Высокий уровеньтеоретической подготовки специалистов — стажировка и семинары в Deutsche Bank(Frankfurt am Main), Dresdner Bank (Frankfurt am Main), Commerzbank (Frankfurtam Main), Hypovereins Bank (Vienna), Citibank (New York).
2. Практический опытслужащих банка в проведении документарных операций разного уровня сложности (впериод с 1995 года по 2002 год проведено более 1500 документарных операций).
3. Максимальнаяскорость проведения операций через широкую сеть филиалов, расположенных по всейтерритории Украины.
4. Широкая сетькорреспондентских отношений.
5. Широкиевозможности современных банковских коммуникаций: SWIFT, TELEX, SPRINT, E-mail.
Оперативностьпроведения операций служащими банка (рассмотрение и анализ предложенногопроекта, открытие авизования, обслуживание, проверка документов).
ГЛАВА 2
Дирекция банка. Отдел корпоративного банкинга
 1.  Дирекция и отделения банка
Акционерный почтово-пенсионный банк«Аваль» входит к единой банковской системе Украины.
Банкв своей работе руководствуется законами Украины «О банках и банковскойдеятельности», «О хозяйственные товарищества», другими законодательными актамиУкраины, нормативными актами Национального банка Украины, едиными правиламибухгалтерского отчета в банках на основе комплексной автоматизации икомпьютеризации и Уставом АППБ «Аваль».
Дирекциякрымского отделения находится по адресу ул. Набережная, 32. ДирекцияАкционерного почтово-пенсионного банка «АВАЛЬ» является структурнымподразделением банка, субъектом хозяйствования, имеет собственныйконсолидованый баланс с расчетом балансов подчиняющихся ей учреждений,субкорреспондеский счет и МФО и осуществляет свою деятельность на правахполного хозяйственного расчета согласно бизнес-план Дирекции, утвержденногоправлением банка.
Дирекциядействует на основании Положения «О Дирекции Акционерного почтово-пенсионногобанка «Аваль» в Автономной Республике Крым».
В своейдеятельности руководствуется законами Украины, постановлениями Верховной Рады иПравительства Украины, нормативными актами Национального банка Украины, Уставоми другими нормативными документами банка «Аваль».
Дирекцияосуществляет такие банковские операции:
– Привлечение иразмещение денежных вкладов и кредитов;
– Осуществлениерасчетов за поручением клиентов, банков корреспондентов и их кассовоеобслуживание;
– Ведение счетовклиентов и банков-корреспондентов;
– Финансированиекапитальных владений по просьбе владельцев или распорядителей инвестированныхсредств;
– Купля, продажа исбережение платежных документов, ценных бумаг, а также операции с ними;
– Приобретениеправа требования на поставку товаров и предоставление услуг, принятие рискаисполнения таких требований и инкассация их требований (факторинг);
– Приобретение засобственные средства способов производства для передачи их в аренду (лизинг);
– Купля уорганизации и граждан и продажа им иностранной валюты наличными и валюты,которая находится на счетах и вкладов;
– Доверительныеоперации (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и др.)по просьбе клиентов;
– Предоставлениеконсультационных услуг;
– Проведениеопераций по кассовому использованию государственного бюджета по поручениюНационального банка Украины и главного управления Государственного казначействаМинистерства финансов Украины;
– Осуществлениедругих операций с позволения Национального банка Украины и банка «Аваль».
Дирекцияосуществляет банковские операции согласно с «Положением о КРД АППБ «Аваль» вАвтономной Республике Крым» при наличии правильно оформленной доверенностибанка «Аваль», перечисления банковских операций и других видов банковскойдеятельности, которые банк «Аваль» поручает осуществить Дирекции банка иразрешения на осуществление банковских операций, предоставленного Крымскимреспубликанским управление Национального банка Украины.
 Сцелью более полного обеспечения реализации функций Дирекция имеет право:
– Требовать отклиентов при решении вопроса выдачи кредитов предоставление документов иведомостей, необходимых для всестороннего выявления их финансового состояния иподтверждение кредитоспособности;
– Осуществлятьпроверки использования заемщиками предоставленных им займов согласно сусловиями кредитного договора. С этой целью проводить необходимые проверки наместах, а также контрольные обмерки стоительно-монтажных работ;
– Переставатьпредоставлять кредитные отношения с заемщиками, досрочно взимать задолженностьпо предоставленным займам;
– Передавать дело всуд про оглашение клиента неплатоспособным;
– От имени банка ив порядке, установленном банком, брать участие в создании и деятельностисовместных предприятий и организаций как на территории Украины, так и за еепределами;
– Использовать частьприбыли, которая осталась от всех обязательных платежей;
– Самостоятельнорегулировать численность аппарата Дирекции в пределах утверждения банкомрасходов на оплату труда;
– Создаватьтерриториально отдельные структурные подразделения;
– Распоряжаться закрепленнымимуществом, заключать от имени банка договоры;
– Предоставлятьклиентам на договорных условиях дополнительные платные услуги, которые непротивостоит данному законодательству.

Отделения Крымской дирекции и услугипредоставляемые ими:Название Контактная информация Услуги Базовое отделение КРД АППБ «Аваль» Ул. Набережная, 32
Услуги для физических лиц: текущие счета, коммунальные платежи, открытие карточных счетов, депозиты, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы, дорожные чеки, кредитование
услуги для юридических лиц: текущие счета, депозиты, кредиты Второе городское отделение КРД АППБ «Аваль»
Ул.
Залесская, 68
услуги для физических лиц: текущие счета, коммунальные платежи, открытие карточных счетов, депозиты, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы, кредитование
услуги для юридических лиц: текущие счета Девятнадцатое отделение КРД АППБ «Аваль» Ул. Гаспринского, 19 услуги для физических лиц: коммунальные платежи, выдача наличных по карточкам Десятое городское отделение КРД АППБ Аваль” ул. Л.Чайкиной, 1
услуги для физических лиц: текущие счета, коммунальные платежи, открытие карточных счетов, депозиты, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы, кредитование
услуги для юридических лиц: текущие счета, депозиты, кредиты Одиннадцатое городское отделение КРД АППБ «Аваль» ул. Киевская, 3/ Гурзуфская, 1
услуги для физических лиц: текущие счета, коммунальные платежи, открытие карточных счетов, депозиты, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы, кредитование
услуги для юридических лиц: текущие счета Отделение №1 КРД АППБ Аваль” аэропорт «Центральный» (Государственная Таможенная Служба Украины) услуги для физических лиц: коммунальные платежи, открытие карточных счетов, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы Отделение №12 КРД АППБ Аваль” ул. Химическая, 3/10 услуги для физических лиц: коммунальные платежи, открытие карточных счетов, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы Отделение №5 КРД АППБ «Аваль» ул. Кубанская, 18а услуги для физических лиц: коммунальные платежи, обмен валюты Отделение №6 КРД АППБ «Аваль» ул. Севасто-польская, 8          услуги для физических лиц: коммунальные платежи, обмен валюты, выдача наличных по карточкам Отделение №9 КРД АППБ «Аваль»    пр. Кирова, 16 услуги для физических лиц: обмен валюты, выдача наличных по карточкам Пятнадцатое городское отделение КРД АППБ «Аваль» ул. Самокиша, 9/7 услуги для физических лиц: коммунальные платежи Центральное Симферопольское отделение КРД АППБ «Аваль» ул. Крупской, 3
услуги для физических лиц: текущие счета, коммунальные платежи, открытие карточных счетов, депозиты, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы, кредитование
услуги для юридических лиц: текущие счета, депозиты, кредиты               Четвертое городское отделение КРД АППБ «Аваль» пр. Победы — ул. Бородина, 209д
услуги для физических лиц: текущие счета, коммунальные платежи, открытие карточных счетов, депозиты, обмен валюты, выдача наличных по карточкам, денежные переводы, кредитование
услуги для юридических лиц: текущие счета Четырнадцатое городское отделение КРД АППБ «Аваль» пр. Кирова/ ул. Ленина, 29/1  услуги для физических лиц: коммунальные платежи
БанкоматыКРД АППБ «Аваль»
1       ул.Р. Люксембург, 2, «UMC»;
2       просп.Победы, 64, АППБ «Аваль»       ;
3       ул.Набережная, 32, АППБ «Аваль» (депозитный) (1)      ;
4       ул.Гагарина, 40, АППБ «Аваль»;
5       ул.Генерала Василевского, 4, АППБ «Аваль»;
6       ул.Киевская, 3, АППБ «Аваль»;
7       просп.Кирова, 82, Торговый дом «Крыммаркет»;
8       бул.Ленина, 20/1, Аптека 36,7;
9       просп.Победы, 43, АППБ «Аваль»;
10     ул.Залесская, 68, АППБ «Аваль»;        
11     просп.Кирова, 16, АППБ «Аваль»;
12     ул.Набережная, 32, АППБ «Аваль» (2);
13     ул.Набережная, 32, АППБ «Аваль» (3);
14     ул.Пушкина, 3, магазин 9;
15     ул.Киевская, 144, супермаркет «Фуршет».
Такимобразом, была рассмотрена вся система связи между дирекцией и филиалами и ихфункции и услуги. Теперь можно рассмотреть управленческую связь между отделамисимферопольской Дирекции КРД АППБ «Аваль» на примере схемы функциональной структурыглавного отделения банка.2.  Корпоративныйбанкинг
Производственная практика в банке«Аваль» была пройдена мной в отделе мониторинга, кредитного контроля иадминистративных кредитных операций, а также корпоративного банкинга.
3.1. Основныетребования корпоративных клиентов банка
Юридические лица, которыеобслуживаются банком «Аваль», с каждым днем нуждаются в широком спектребанковских продуктов, которые удовлетворяют их требованиям с точки зренияполноты, своевременности, комплексности и стоимости. Между десятков тысячклиентов банка можно найти тех, кого б удовлетворили только простоерасчетно-кассовое обслуживание. Субъекты хозяйствования и предпринимательстваработают в тяжелых экономических условиях, когда без квалифицированной помощибанка трудно надеяться на успех.
Можноукрупнено выделить такие нужды клиентов юридических лиц:
1. именнорасчетно-кассовое обслуживание, инкассация;
2. информационноеобеспечение клиента, использование программных продуктов;
3. правовоеобеспечение клиентов;
4. неторговыеоперации клиентов, пластиковый карточный бизнес;
5. валютные идокументные операции;
6. операции,связанные с предоставлением кредитов, гарантий операций с векселями и другимиценными бумагами, лизинг, нефинансовые инструменты.
Доэтого времени банк работает, в основному, за консервативной схемой, в которойклиент должен обращаться за каждой отдельной услугой в разные подразделениябанка. Это является неудобным как для клиента, так и для самого банка.3.2. Конкурентнаясреда на рынке банковских услуг, позиция банка «Аваль»
Когдамы говорим о целостной картине, то имеем в ввиду то, что позиции банка «Аваль»являются достаточно постоянными и стабильными. Конечно, что многосферностьсреды, постоянное присутствие свободных кредитных ресурсов, возможностьдемпингировать уровень кредитных ставок, качество расчетных операций и т.д.дает возможность быть в лидерах. Но при этом имеются сотни случаев, когдакорпоративные клиенты покупают у нас продукты, связанные с риском для банка, апотом за счет банковских средств получат безрисковые услуги в других банках.Достаточно примеров, когда банк предоставляет кредиты в миллионных сумах, апотом клиент покупает на эти средства валюту в другом банковском учреждении,где выгоднее курс, меньший тариф, или меньшее время на проведение операции.Анализ показывает, что решить проблему разовыми акциями невозможно. Так как,если сегодня снизится, предположим, ставка за кредитором, то это еще негарантия того, что через неделю клиента не привлечет еще меньшей ставкой другой«быстрый» банк. Нужен комплексный подход к работе с клиентом. Именно этому ипризванный служить корпоративный банкинг.3.3. Содержаниекорпоративного банкинга
Сутьтермину корпоративного банкинга состоит в предоставлении комплексных прибыльныхдля банка услуг корпоративным клиентам, т.е. юридическим лицам.
Данныйподход предсказывает рассмотрение бизнеса с клиентом в комплексе, а не отдельнопо операциям, и, как следствие – разработка стратегии бизнеса клиентом (сегментрынка), он позволяет видеть высшему менеджменту банка целостную картину. Вработе по данной схеме клиент знает одного (двух) работника, который отвечает,в том числе и перед клиентом, за количество и качество предоставленных услуг иможет аргументировано объяснить позиции банка. Таким образом, образуетсягруппа, так называемых, менеджеров счетов, которые комплексно работают склиентом по таким основным направлениям:
1. Расчетно-кассовоеобслуживание:
– возможностьперсонального режима расчета;
– анализ поточныхопераций клиентов;
– образованиеперсональных расчетных схем;
– анализ качествабанковских услуг, оперативное вмешательство;
– координациядеятельности расчетных подразделений банка.
2. Покупка-продажаиностранной валюты:
– анализконкурентной базы в подразделении клиентов банков;
– знание и анализграфиков и количества платежей по импорту и экспорту;
– использованиеовердрафта;
– корректировкасуммы купли-продажи валюты.
3. Бюджетирование:
– оперативноереагирование на активность счетов клиентов;
– анализ ипланирование доходов и расходов по видам деятельности клиентов, групп клиентов;
– оптимизациябанковских продуктов и технологий;
– произведениестратегии банка по клиентам, их группах.
4. Кредитование:
– персональныесхемы кредитования различных активных операций в рамках утверждения лимитов;
– созданиезамкнутых цепей;
– анализ места(позиции) клиентов на рыке, нефинансовый анализ;
– подготовкарекомендации с прибыльности займов, структуризация займов, распознаваниепроблем по займам.
5.Представительскаяфункция:
– консультационныеуслуги;
– участие вмаркетинговых программах;
– гибкая тарифнаяполитика;
– созданиесвязанных или замкнутых кругов клиентуры.
Исполнениеуказанных функций менеджерами счетов позволит банку лучше идентифицироватьвозможность продажи услуг для каждого клиента, создать базу для управлениявсеми вложениями в продажу на основе знания клиентов и их бизнес-средой.
Структура подразделений корпоративного банкинга,взаимодействие с другими подразделениями банка.
Сцелью отработки новых технологий роботы, решением правлением утверждено новуюструктуру кредитного департамента. Основным профитцентром, своероднымфронтом-офисом, который призванный комплексно обслуживать клиентов сиспользованием новых технологий, стало управление корпоративного банкинга.Данное управление не имеет разделение на отделы, в нем работают толькоменеджеры расчетов, каждый из которых ведет несколько клиентов. Работаменеджера условно подразделяется на шесть этапов:
Первый — предварительная работа с клиентом,цель которой лежит в формировании четкого понимания нужд клиента, сложениеперечисление средств по продажи ему необходимых банковских услуг, соглашение сним пропонованого перечисления и терминов внедрения продуктов;
Второй – подготовительная работа по продажибанковских продуктов, в ходе которой готовятся необходимые пакеты документовдля утверждения с определенными службами банка, то есть необходимая база длявыводов о возможности сотрудничества с клиентом;
Третий – оценка возможности продажибанковских продуктов клиенту, конечной целью которой является подготовкакредитного (или другого) файла для внесения его на рассмотрение кредитного (илидругого) комитета банка;
Четвертый– принятие решения опродажи банковских продуктов клиенту, то есть установление лимита наиспользование каких-либо активных операций банка, или продажу ему какого-токонкретного активного продукта;
Пятый – оформление продажи банковскихпродуктов клиенту, то есть договоренное обеспечение принятых кредитным (илидругим) комитетом решений;
Шестой– сопровождениепроданных банковских продуктов, поддержка связи (отношений) с клиентом,постоянный контроль над его финансово-хозяйственной деятельностью с цельюсвоевременного реагирования на возможные проблемы и продажа ему дополнительныхбанковских продуктов.
Из-затого, что менеджер расчетов не сможет эффективно осуществлять свои функции,если ему не помогать, в департаменте создано еще два управления: управлениекредитного анализа, которое является своеобразным мидл-офисом, и управлениеадминистрирования займов как бэк-офис департамента.
Еслименеджеры расчетов должны больше концентрироваться на нефинансовом анализеклиента (его бизнесе), то управление кредитного анализа осуществляетуглубленный анализ финансового состояния и оценивает разки.
Управлениеадминистрирования займов осуществляет документирование операций, подготовленныхменеджерами расчетов, ведет мониторинг консолидованого портфеля активов,рассчитывает и формирует страховые резервы, сопровождает сомнительные активы.
Кромеэтого, в департаменте формируется группа по разработке и введению новыхпродуктов. Она будет создавать пакеты услуг и разрабатывать технологиюобслуживания. Потом эти предложения отрабатываются на конкретном клиенте длятого, чтобы сделать вывод о реальной необходимости услуг и сформировать ихстоимость. После принятия решения соответствующим комитетом банка вместе сюридическим управлением, казначейством, бухгалтерией рынка формируетсядоговоренная база обслуживания. Дальше клиент передается в управлениекорпоративного банкинга, а сам продукт (технология) рекомендуется для ведения вдирекциях и филиалах.
Главнымв работе этого подразделения должно быть изучение и поиск самой привлекательнойдля банка индустрий и клиентов, а также разработка и введение для них новых технологийи пакетов услуг.
3.4. Взаимодействие центрального офиса банка с дирекциями и филиаламис целью развития корпоративного банкинга
Для реализации данного заданияосуществлено два структурных изменения в кредитном департаменте.
Во-первых, управление кредитного анализа воценке рисков соорентировано на изучение индустрий и отраслей. Менеджеры рисковбудут давать оценку финансового состояния клиента не только за его финансовойотчетностью, но и за его принадлежностью и позицией на рынке (перерабатывающаяотрасль, вязь, транспорт, машиностроение, производство, и т.д.). Это даетвозможность взвешено принимать решения, создать матричный менеджмент.
Во-вторых, управление администрирования займовбудет вести мониторинг портфеля (активов) системы банка не только и не столькос точки зрения экономической доцельности и эффективности и на базе такогоанализа готовить рекомендации правлению банка для разработки стратегииосуществления активных операций.
Но именно вопрос улучшения механизмавзаимодействия центрального офиса банка с дирекциями и филиалами по введениюподходов корпоративного банкинга требует глубокого изучения, разработки ивведения.4. Технологическаякарта отделаОсновным документом отделаявляется технологическая карта, которая определяет порядок осуществленьяопераций кредитования юридических лиц – резидентов Украины в национальной ииностранной валютах в АППБ «Аваль». Карта разработана на основеХозяйственного и Гражданского Кодексов Украины, законов Украины «О банках ибанковской деятельности», «О залоге», «О ипотеке», «О платежной системе иперевод денег в Украине», и других законодательных актов, инструкций НБУ «Обезналичных расчетах в Украине в национальной валюте», нормативных актах НБУ,положения АППБ «Аваль» «О кредитовании юридических лиц», «О кредитныхкомитентах АППБ «Аваль»», «О порядке обязательств страхования, залоговогоимущества при кредитовании юридических и физических лиц», «О методике оценкефинансового состояния клиента», «О порядке подготовки и направления дирекциямии филиалами АППБ «Аваль» материалов, касающихся задолженности по выданнымкредитам безнадежной и ее списания за счет страхового резерва банка», методикиосуществления валютного контроля в системе АППБ «Аваль», инструкции АППБ«Аваль» «О порядке предоставления информации к единой информационной системеНБУ «Реестр начальников» и получении такой информации», правила осуществленияфинансового мониторинга и других нормативных документов.
Операцийкредитования юридических лиц осуществляются на протяжении 5 этапов.
Этап1: ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ.
а)предыдущие переговоры с потенциальными заёмщиками; Это в компетенции следующихуполномоченных особ банка: Директор правления АППБ «Аваль», Заместительдиректора, управляющие филиалов и их заместители, начальники кредитных служб,дирекций (филиалов), начальники отделений.
б)определение структурного подразделения банка, которое будет осуществлятьдальнейшую работу с заёмщиком.
Этап2: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
а)подготовка необходимого пакета кредитной документации
б)получение исчерпывающей информации от заёмщика.
в)работа с юридической службой и службой информации.
г)работа с подразделением оценки рисков
д)оценка обеспеченности кредита.
е)Проверка принадлежности заёмщика к инсайдерам и связанных с банком особ.
ё)Определение класса заёмщика
ж)Подготовка выводов кредитной службы (специалистов отделения).
Этап 3: ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ИПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТА.
а)Принятие решения кредитным комитетом.
б)Особенности рассмотрения вопросов кредитования банка.
в)Подготовка и подписание кредитного договора.
г)Подготовка и подписание договора (-ов) обеспечения кредита.
д)Страхования залогового имущества.
е)Открытие счетов учета кредитных операций (счет насчитанных процентов)
ё)Внесение информации про договоры в программу «Операционный день банка».
ж)Оформление кредитного дела заёмщика.
з)Перерасчёт кредитных средств.
и)Особенности кредитования по овердрафту.
й)Отображение кредитных операций.
к)Отображение кредитных операций на вне балансовых счетах.
Этап4: СОПРОВОЖНИЕ КРЕДИТА (ДО ПОГАШЕНИЯ ВСЕХ ДОЛГОВ ПО ПКЕДИТНОМУ ДОГОВОРУ)
1.До наступления срока возвращения средств по кредитному договору:
а)контроль целевого использования кредитных средств. Экономист подразделениясопровождения кредитов ведёт журнал возвращения кредитов и уплаты насчитанныхпроцентов в разрезе закрепленных за ним заёмщиков, осуществляет контрольисполнения заёмщиком условий кредитного договора, целевого использованиякредитных средств во время оплаты договоров, своевременного и полного погашениякредита и процентов, осуществляет оценку финансового состояния заёмщика всоответствии с Положением « Про Методику оценки финансового состояния клиента».Экономист подразделения сопровождения кредитов систематизирует в кредитном деледокументы, полученные во время сопровождения кредитов согласно с положениемАППБ «Аваль» « Про кредитование юридических лиц».К обязанностям экономистаотдела сопровождения кредитов входит контроль целевого использования кредитныхсредств, в случае необходимости с выездом на место. Экономист обязан требоватьот заёмщика своевременного предоставления документов подтверждающих целевоеиспользование кредитных средств(грузовые налоговые декларации, накладные, актывыполненных работ, услуг)
б)Контроль за состоянием и условиями сохранения обеспечения кредита. Экономистподразделения сопровождения кредитов контролирует термин окончания действиядоговора обеспечения кредита. Специалист кредитной службы проводит переговоры сзаемщиком о продолжении термина осуществления обязательств.
в)Контроль за соблюдением заёмщиком 90-дневного срока расчетов по экспортнымоперациям. Специалист кредитной службы осуществляет комплексный анализфинансового состояния заемщика: изучение динамики дебиторской и кредиторскойзадолженности заемщика, его положение на рынке, объемов реализации продукции,осуществления заемщиком своих обязательств перед банком по кредитному договору.Экономист подразделения сопровождения кредитов осуществляет оценку финансовогоположения заемщика в соответствии с Положением «О методике проведения оценкифинансового положения клиента», утвержденной Постановлением Правления АППБ«Аваль», классифицирует заемщика, определяет группу риска и расчетную суммурезерва.
г)Оценка финансового состояния заёмщика. На экономиста подразделениясопровождения кредитов накладывается контроль по правильности размерапроцентной ставки в базе «Операционный день банка» и сумму начисленияпроцентов; проверяет и согласовывает сумму начисления бухгалтерской службойпроцентов.
д)Контроль за начислением и оплатой процентов. Экономист подразделениясопровождения кредитов должен проанализировать при определении категории рисказаемщика все его кредитные операции; ежемесячно осуществляет расчет суммырезерва на покрытие возможных потерь по кредитным операциям.
е)Осуществление расчета резерва для возврата возможных потерь по кредитнымоперациям. Специалист кредитной службы периодически, но не реже одного раза вмесяц, анализирует движение средств по текущему счету заемщика для определениясоответствии установленных для заемщика условий требованиям; отслеживаетосуществление заемщиком условий договора овердрафта в части терминов погашениябеспрерывного сальдо на текущем счете. Специалист кредитной службы готовитзаключения относительно возможности и необходимости внесения изменений вусловия кредитного договора.
ё)Внесение предложений по поводу работы с заемщиком.
2.Посленаступления срока погашения кредита по кредитному договору.
а)Пролонгация кредита. Специалист кредитной службы проводит анализ финансовогозаемщика, обслуживание кредита и готовит заключение относительно возможностипролонгации кредитного договора с указанием термина пролонгации. Подраздел пооценке обеспечения согласно предоставленной специалистом кредитной службыслужебной записки о необходимости переоценки, проверяет положение и условиясохранения заставочного имущества и проводит его переоценку.
б)Перенесение задолженности по кредиту не счёт просроченной задолженности.Экономист подразделения сопровождения кредитов: готовит распоряжение наоткрытие счета просроченной задолженности; готовит распоряжение на перенесениезадолженности по кредиту насчет просроченной задолженности; вносит изменения вбазу данных «Кредитный договор» в программе «Операционный день банка»; готовитраспоряжения на отмену лимита овердрафта на текущем счете заемщика.
в)Работа с просроченными кредитами. Специалист кредитной службы проводит работу сзаемщиком по поиску возможных источников погашения задолженности по кредитномудоговору.
г)Работа с сомнительными и безнадежными кредитами. Экономист и специалисткредитной службы готовят: краткую историю данной активной операции; -основания,по которым задолженность может быть признана сомнительной; -меры, которыеосуществлялись с целью погашения указанной задолженности и их результаты; — договор с контрагентом со всеми изменениями и дополнениями; — договора, которыепредвидят соответствующее возвращения долга.
д)Реструктуризация задолженности. Специалист кредитной службы определяетреальность предложенных заемщиком мер и готовит свои заключения на рассмотрениекредитного комитета.
е)Признание задолженности безнадёжной. Экономист отдела сопровождения кредитовучреждения банка готовит распоряжения о списании ее за счет средствсформированных резервом для возмещения возможных потерь по кредитным операциям.Работа по возвращению списанной задолженности не прекращается, а проводитсяотделом контроля займов или экономистом подразделения сопровождения кредитов,который отвечает за контроль проблемной задолженности.
Этап5: ПОГАШЕНИЕ КРЕДИТА.
1.Пути погашения задолженности.
а)Непосредственно заёмщиком
б)Путём принудительного или договорного списания средств со счёта заёмщика.
в)Засчёт обеспечения.
г)«третьими»лицами.
д)Засчёт другого имущества заёмщика неоформленного как обеспечение.
е)Засчёт резерва для возмещение возможных потерь по кредитным операциям банка.
2.Операции связанные с погашением задолженности.
Этатехнологическая карта регламентирует порядок осуществления операцийкредитования юридических лиц- резидентов Украины в национальной, иностранныхвалютах в АППБ «Аваль».

Список используемой литературы
1. http://www.aval.ua
2. Афанасьев М.Маркетинг: стратегия и практика фирмы. -М: Финстатинформ, 2005.
3. Баканов М.И.,Шеремет А.Д. Теория экономического анализы: учебник, М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Осипова Л.В.,Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004.
5. Шеремет А.Д.Негашев Е.В. Методика финансового анализа, М.: ИНФРА — М, 2003.
6. Внешнеторговыйпрактикум. — М.: Инфра. М: 2006. — 326 с.
7. Навчальнапрактика: методичні вказівки / уклад. О.В. Чуйко. — Суми Ініциатива, 2004 — 10с.
8. Нормативная базабухгалтерского учета 2004. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.
9. Закон Украины «Охозяйственные товарищества»
10. Закон Украины «Обанках и банковской деятельности»
11. Положения «ОДирекции Акционерного почтово-пенсионного банка «Аваль» в Автономной РеспубликеКрым»
12. Положение АППБ«Аваль» «О кредитовании юридических лиц»
13. Положение «Окредитных комитентах АППБ «Аваль»»
14. Положение «Опорядке обязательств страхования, залогового имущества при кредитованииюридических и физических лиц»
15. Положение «Ометодике оценке финансового состояния клиента»
16. Годовые отчетыбанка аваль за 2001-2004 гг.
17.  «Iнформаційный часопис» банка, декабрь 2005. — 15с.
18. Технологическаякарта отдела