Содержание
Введение
1. Деятельность международных финансовых организаций
1.1. Цели и функции международных финансовых организаций
1.2. Международный валютный фонд
1.3. Всемирный банк
1.4. Региональные банки
1.5. Европейский банк реконструкции и развития
2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009- 20011 г. г.
2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2007 г.
2.2. Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на период 2009-2011 г.г.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение.
В настоящее время международные финансовые организации играют огромную роль в экономике. Они регулируют валютные и финансово-кредитные отношения в различных странах: оказывают необходимую поддержку в экономике, содействуют экономическому развитию, осуществляют инвестиционную и благотворительную деятельность, выдают межгосударственные кредиты. Тема данной курсовой работы достаточно актуальна, так как современную экономику очень сложно представить без международных финансовых организаций.
Работа состоит из введения, реферативной части, расчетной части, заключения, списка литературы и приложений.
Цель реферативной части работы – изучить деятельность международных финансовых организаций, рассмотреть их основные цели, направление деятельности, формирование и использование капитала.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
1. Рассмотреть цели и функции международных финансовых организаций
2. Раскрыть сущность международных финансовых организаций, их цели, особенности, формирование и использование денежных средств.
Цель расчетной части работы – произвести анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ на период 2009-2011г.г., сделать обобщающие выводы по показателям таблиц.
Поставленная цель определяет следующие задачи исследования:
1. Проанализировать исполнение федерального бюджета ВФ за 2007 г.
2. Произвести анализ плановых показателей федерального бюджета на период 2009-2011 г.г.
В работе использованы материалы разных книг, статьи журналов и сайты Интернета.
1. Деятельность международных финансовых организаций.
1.1. Цели и функции международных финансовых организаций.
Международные финансовые организации – это экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и финансово-кредитных отношений. К ним относятся:
– Международный валютный фонд;
– Группа Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций, Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;
– Региональные банки развития;
– Европейский банк реконструкции и развития;
Деятельность международных финансовых организаций имеет особое значение для современных международных отношений и заслуживает специального рассмотрения. Для создания международных финансово-кредитных институтов было необходимо, чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели бы к их возникновению. После кризисов 30-х годов, потрясших буквально весь мир и в результате потерь от Второй мировой войны, мировое хозяйство оказалось разбалансированным. Страны ввязывались в торговые конфликты друг с другом, финансовая, валютная и кредитная система пришла в упадок. Но к середине ХХ века постепенно возникало понимание того, что мировое хозяйство не в состоянии стабильно функционировать без каких-то общих для всех стран механизмов координации и управления. На макроуровне в течение десятилетия возникла целая система межгосударственных экономических и финансовых организаций, наблюдающих за мировым экономическим развитием, предупреждающих о возникших дисбалансах и оказывающих странам в случае необходимости всестороннюю поддержку.
В июле 1944 года Бреттон-Вудская конференция объединила представителей 44 стран-членов тогда еще только создавшейся ООН. Конечным результатом конференции было учреждение в декабре 1945 года двух специализированных организаций ООН: Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк). В рамках своего развития Мировой Банк создал новые организации, которые специализируются на различных видах деятельности. Совместно эти организации называются Группа Всемирного Банка.
Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:
· операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;
· межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита; инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов
· инвестиционная деятельность/кредитование в области “внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес
· благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований. [1, с. 7-9, 11-14]
1.2. Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд (МВФ) – международная валютно-кредитная организация, специализированное учреждение ООН, практически служит институциональной основой мировой валютной системы. Предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. [2, с. 7]
Цели МВФ:
1. Содействие международному сотрудничеству в валютной сфере;
2. Содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли и соответственно росту занятости и улучшению экономических условий стран-членов;
3. Обеспечение функционирования международной валютной системы путем согласования и координации валютной политики и поддержания валютных курсов и обратимости валют стран-членов;
4. Оказание содействия в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами и в устранении валютных ограничений
4. Оказание помощи странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежных балансов и стабилизации валютных курсов.
5. Сокращение длительности и уменьшение степени неуравновешенности международных платежных балансов стран-членов
6. Предоставление консультационной помощи по финансовым и валютным вопросам странам-членам
Уставной капитал МВФ образуется за счет взносов государств – членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (четверть квоты) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г., четвертая часть квоты стала засчитываться в SDR (Special Draving Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.
СДР (специальные права заимствования)- коллективно образованные международные кредитные резервные и платежные средства, предназначенные для пополнения официальных валютных резервов, урегулирования сальдо платежных балансов, расчетов с МВФ и соизмерения стоимости национальных валют стран, принимающих участие в этом механизме. Участниками системы СДР могут быть только страны-члены МВФ.
В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. К 30 июня 1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. – 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд. СДР (СДР=1,2 долл. США). В 2007 г. число стран-членов МВФ составило 185.
Исходя из размеров квот, распределяются голоса между странами в руководящих органах МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые 100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% – развивающимся странам.
МВФ привлекает заемные средства. Для пополнения кредитных ресурсов МВФ использует следующие «механизмы»:
· Генеральное соглашение о займах;
· новые соглашения о займах;
· заимствование средств у государств — членов МВФ.
В 1962 г. Фонд подписал с 10 экономически развитыми странами (США, ФРГ, Великобританией, Японией, Францией и др.) Генеральное соглашение о займах, которое предусматривало предоставление возобновляемых кредитов Фонду. Это соглашение первоначально было заключено на 4 года, а затем стало продлеваться каждые 5 лет. Лимит кредита вначале был определен в 6,5 млрд. долл. CIIIA, а в 1983 г. увеличен до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл. США). В целях преодоления чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере Исполнительный совет (Директорат) МВФ расширил возможности Фонда по привлечению займов, утвердив в 1997 г. Новые соглашения о займах, в соответствии с которыми МВФ может привлечь от 25 предполагаемых стран — участниц этих соглашений средства на сумму до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. долл. США). МВФ также прибегает к получению займов у центральных банков (в частности, получил ряд займов у национальных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Японии и других стран).
Полученные средства Фонд, в свою очередь, предоставляет на условиях кредита на определенный срок с уплатой определенного процента. [3, с. 13-17]
Кредитная деятельность.
Важнейшим направлением деятельности Фонда являются его кредитные операции. Согласно Уставу МВФ предоставляет кредиты странам-членам для восстановления равновесия их платежных балансов и стабилизации валютных курсов. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами стран-членов: казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте или в СДР, производит их покупку у Фонда в обмен на эквивалентную сумму в национальной валюте, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. По истечении установленного срока кредита страна обязана произвести обратную операцию, т. е. выкупить у Фонда находящуюся на специальном счете национальную валюту и возвратить полученную иностранную валюту или СДР. Такого рода кредиты даются на срок до 3 лет и реже -5 лет. За пользование кредитами МВФ взимает комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы кредита и процентную ставку за пользование кредитом, размер которой устанавливается на основе рыночных ставок, действующих в соответствующее время (чаще всего это 6—8% годовых). Если находящаяся у МВФ национальная валюта страны-должника покупается каким-либо государством-членом, то это считается как погашение задолженности Фонду.[1, с. 35-36]
1.3. Всемирный банк
Всемирный банк- международная финансовая организация, входящая в систему ООН, состоящая из 5 тесно связанных между собой дочерних организаций, общей целю которых является оказание помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой путем предоставления средне- и долгосрочных кредитов для проведения необходимых структурных подразделений.
Группа Всемирного банка состоит из пяти организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК, 1956 г.), Международной ассоциации развития (МАР, 1960г.), Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ, 1988 г.) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС, 1966 г.). Все они расположены в Вашингтоне.
Деятельность Всемирного Банка направлена на улучшение экономического развития и уменьшение обнищания в развивающихся странах.
Главной задачей ВБ является содействие устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и сокращению нищеты. Приоритетными для ВБ являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны-получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут межправительственные кредиты, повышается кредитный рейтинг страны для частных инвесторов.
Основными функциями ВБ являются:
• инвестиционная деятельность в развивающихся странах по широкому спектру направлений — от здравоохранения, образования и окружающей среды до инфраструктур и реформ экономической политики;
• аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;
• постоянная корректировка состава и содержания оказываемых услуг, а также деталей реализуемых программ;
• посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.
Главное направление деятельности ВБ.
Главным направлением деятельности ВБ до середины 60-х гг. было стимулирование развития пострадавшей от войны экономики стран Западной Европы. Первый заем был предоставлен во Франции в 1947 г. Постепенно кредитная политика менялась и теперь существенная часть ресурсов выделяется развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы. Помимо этого по сравнению с промышленным сектором возросла доля средств, направляемых на развитие сельского хозяйства, здравоохранения, образования и т.д.
Банк предоставляет займы развивающимся странам. Предоставленные займы идут на финансирование инвестиций, содействующих экономическому росту страны и подъему жизненного уровня. Инвестиции направляются на строительство дорожных сообщений, электростанций, школ, оросительных систем и на такие виды деятельности, как развитие сельскохозяйственных структур, переквалификация учителей, программы улучшения питания детей и беременных женщин. Некоторые займы Всемирного Банка финансируют расходы, связанные с переструктуризацией, которая оказывает содействие усилению стабильности, эффективности и рыночной ориентации экономики страны.
Банк устойчиво получает прибыль, продавая облигации и другие ценные бумаги пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам, а также физическим лицам разных стран. ВБ привлекает ресурсы на весьма выгодных условиях, поскольку его долговые обязательства являются высоколиквидными и одними из самых надежных в мире. Акционерный капитал и нераспределенная прибыль служат источниками ресурсов, при этом соотношение собственных и привлеченных средств выдерживается с большим страховым резервом. Прибыль используется на собственное развитие и дивиденды акционерам не выплачиваются.
За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму, превышающую 300 млрд. долл., что в два раза опережает масштабы МВФ. Участие в нем почти всех стран мира позволяет действовать глобально. [4, с. 12-13, 15-18]
Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
МБРР (широко известный как Мировой банк) является самым мощным подразделением, центральным звеном Групп Всемирного банка, обладающим акционерным капиталом в размере около 200 млрд долл., а число его учредителей в настоящее время составляет 184 страны. Каждая из них, в зависимости от квоты в МВФ, имеет свою долю акций и соответственно голосов в руководящих органах. Крупнейшим акционером являются США, имеющие приблизительно 17% голосов. Российская Федерация входит в число крупнейших акционеров, обладая долей около 3%. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.
МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет. Процентная ставка около 6-7 % годовых.
Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. [3, с. 55]
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.
Ресурсы банка частично состоят из взносов его членов. Примерно 90% подписного капитала образуют гарантийный фонд выполнения обязательств банка. Остальные 10% капитала должны быть внесены наличными, 1% – в долларах США или в золоте, а 9% – в собственных валютах стран-подписчиц. Часть капитала, внесенная в долларах США, свободно используется МБРР, в то время как капитал в других валютах может быть предоставлен в ссуду только с согласия членов банка, чья валюта будет использоваться. Как правило, такое согласие получить нетрудно. Главная часть средств для выдачи ссуд поступает от инвесторов, действующих на мировом рынке капитала. Они покупают облигации банка или берут на себя долю в предоставленных ими ссудах. В дополнение к средствам, получаемым путем заимствований, банк создает новые источники кредитования из доходов и возврата ранее выданных ссуд.
Сфера операций МБРР гораздо шире простого кредитования. Одним из основных направлений деятельности банка является предоставление странам-членам технической помощи и консультаций. Для этой цели банк посылает большую комиссию в страну для изучения ее потребностей и подготовки рекомендаций. Постоянные эксперты банка оказывают помощь правительствам в осуществлении программ экономического развития. В планировании и осуществлении программ банк нередко сотрудничает с различными агентствами ООН. Подобные проекты охватывают широкий спектр проблем – от обследования рабочей силы и потребностей производственного обучения в Западной Африке до глобального исследования возможностей водоснабжения и технологий сброса сточных вод в сельской местности и на окраинах урбанизированных районов. Все ссуды предоставляются на коммерческих условиях. Ставки процента по ссудам основаны на текущей рыночной ставке по облигациям банка с таким же сроком погашения. МБРР имеет рейтинг института с исключительно низким кредитным риском, что позволяет ему получать ссуды на лучших условиях, чем могли бы получить многие страны-члены при прямых заимствованиях на рынке. [4, с. 24-28]
Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР. Хотя членами МБРР являются 184 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.
В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. [5, с. 18]
Международная финансовая корпорация (МФК)
Международная финансовая корпорация (МФК) — член группы Всемирного банка, юридически и финансово независимая международная организация, являющаяся специализированным учреждением ООН. Создана по инициативе США в 1956 с целью обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны. МФК координирует свою деятельность с другими организациями, входящими в состав группы Всемирного банка.
Акционерами МФК являются 179 стран, в том числе США (24,9 % голосов), Япония (5,97 %), Россия (3,44 %).
МФК предоставляет кредиты высокорентабельным предприятиям, но её средства доступны лишь для тех предприятий, большая часть капитала которых находится в руках частных инвесторов.
Основная функция МФК заключается в том, что она сводит воедино квалифицированный менеджмент, частных инвесторов и заинтересованные в капиталовложениях предприятия.
Цели МФК
– содействие экономическому развитию стран-членов путем поощрения инвестиций частного капитала за границей, главным образом в развивающихся, а в последние годы и в восточноевропейских странах.
– содействие устойчивому притоку частных инвестиций в развивающиеся страны, сокращение бедности и улучшение условий жизни людей. [1, с. 32]
Основные направления деятельности МФК:
1. Кредиты и посреднические услуги. МФК предоставляет займы в основном на срок от 7 до 20 лет. Кредиты предоставляются в основных свободно конвертируемых валютах, однако в случае необходимости заемщики могут взять кредит в местной валюте.
2. Инвестиции в акционерный капитал. МФК приобретет от 5 до 20 % проектного капитала. Обычно участие в капитале предприятия не превышает 35 % и при этом МФК никогда не является крупнейшим акционером проекта. После завершения проекта Корпорация продает свои акции на фондовом рынке.
3. Мобилизация финансовых ресурсов. Важная роль МФК состоит в мобилизации финансовых ресурсов других инвесторов, которые согласны участвовать в проекте, только при условии участия в нем МФК. МФК является кредитором, несущим полную ответственность. Кроме того, МФК мобилизует частый капитал путем предоставления гарантий, размещения частных ценных бумаг и инвестирования в акционерные фонды, оказывая тем самым помощь в выходе предприятия на международный рынок капитала.
4. Гарантии и управление рисками. МФК предоставляет кредитные гарантии по ссудам и облигациям, кредиты на расширение торговли и уплату штрафных санкций.
5. Консультационные услуги по проблемам конкурентной политики, выработки условий приватизационных сделок, по вопросам политики в области иностранных инвестиций и др.
В 2004 г. МФК официально приняла обязательство инвестировать в 217 проектов 5,63 млрд. долларов. 64 % инвестиций пришлось на 5 приоритетных секторов МФК : кредитно-финансовый сектор, инфраструктуру, информационные технологии, малые и средние предприятия, здравоохранение и образование. [3, с.71-73]
Международная ассоциация развития (МАР)
Международная ассоциация развития (МАР) -образована в 1960 г. специально для предоставления беднейшим и развивающимся странам кредитов и займов на льготных условиях (иногда до 50 лет на беспроцентной основе), которые не в состоянии брать займы у ВБ. Ассоциация – важный межгосударственный фонд, со средствами, предоставленными в основном богатыми странами. Имеет свой устав, но фактически управляется МБРР и нередко осуществляет совместное с банком кредитование проектов.
Средства MAP формируются за счет взносов стран-доноров, возврата старых кредитов и отчислений от прибыли МБРР. Формирование ресурсов происходит в виде так называемых «пополнений»- соглашений стран-доноров о выделении определенной суммы для финансирования кредитов МАР 1 раз в 3 года. Ассоциация предоставляет, как правило, беспроцентные кредиты (но берется ежегодная плата за обслуживание в размере 0,5 % неизрасходованной суммы кредита) на срок 30—40 лет в зависимости от кредитоспособности страны и с отсрочкой платежей на 10 лет. Право на получение таких кредитов в настоящее время имеют страны с ВВП на душу населения, не превышающим $1465. [1, с. 63-64]
Международный центр по урегулированию инвестиционных споров
МЦУИС- одно из автономных международных учреждений, входит в Группу организаций Всемирного банка.
Целью МЦУИС является обеспечение правовых возможностей для примирения сторон и для арбитражных процедур в международных инвестиционных спорах. Центр стремится устранить внеэкономические препятствия на пути частных инвестиций и рассматривается как авторитетное международное арбитражное учреждение при урегулировании споров между государствами и частными инвесторами.
МЦУИС основан в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств (т. н. Вашингтонской конвенцией). Конвенция установила статус МЦУИС, его организационную структуру и основные функции. Конвенция была открыта для подписания 18 марта 1965 года и вступила в силу 14 октября 1966 года. Членами МЦУИС являются 143 страны, в том числе Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Украина. Россия не является членом МЦУИС. Центр возглавляют избираемые Председатель и Генеральный секретарь.
Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров. [3, с. 75]
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ)
МАГИ – Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций- одно из автономных международных учреждений, которое, наряду с Международной финансовой корпорацией (МФК), Международным центром по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) и самим Всемирным банком (МБРР) входит в Группу организаций Всемирного банка. МАГИ основано в 1988 году. Уставный капитал МАГИ превышает 1 млрд. долл. США.
Агентство содержится на взносы стран-участниц. Акционерами МАГИ являются 171 государство, купившие акции в размере, пропорциональном тому капиталу, который они имеют во Всемирном банке.
С 1988 года МИГА выдало более 900 гарантий на общую сумму $17,4 млрд. При этом оно помогло разместить более $50 млрд. прямых иностранных инвестиций в 96 развивающихся странах. В 2003 финансовом году Агентство предоставило гарантий на 1,4 млрд. долл. США.
Целью МАГИ является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг, оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. Агентство принимает на страхование инвестиции в основной капитал, ссуды и гарантии ссуд, выданные владельцам основного капитала, техническую помощь, контракты по оказанию услуг по менеджменту, соглашения о лицензировании и об открытии сети предприятий. Страхованию подлежат только новые инвестиционные проекты, в том числе предусматривающие расширение уже существующих предприятий, их приватизацию и реконструкцию.
В то же время МИГА не предоставляет кредиты и не является самостоятельным инвестором. Гарантии не выделяются для инвестиций в производство табака и алкоголя, в организацию азартных игр.
Гарантии МИГА защищают инвесторов от рисков ограничения перемещения средств, конфискации, военных и гражданских волнений, нарушения условий контракта. Однако страхование от коммерческих рисков, например, от риска банкротства, не проводится. При предоставлении гарантий предпочтение предоставляется инвестициям в страны с низким доходом, в страны с политическим риском или затронутые конфликтами, в экологически и социально значимые проекты, в развитие инфраструктуры. МИГА осуществляет также страхование инвестиций, проводимых между развивающимися странами. Оно также оказывает техническую помощь странам в распространении информации об инвестиционных возможностях.
Страховыми рисками являются:
· введение ограничений в переводе сумм прибыли за границу;
· экспроприация имущества иностранного инвестора принимающим государством;
· нарушение контракта, заключенного иностранным инвестором с принимающим государством;
· военные действия и гражданские волнения.
Гарантии предоставляются на срок от 3 до 15-20 лет. В отличие от гарантий Всемирного банка, встречных гарантий от правительства страны инвестирования не требуется. Среди заявок на страхование инвестиций предпочтение отдается обоснованным с финансовой, экономической и экологической точек зрения проектам, способным содействовать развитию страны. В основу предлагаемой МАГИ системы защиты имущественных интересов иностранных инвесторов положен договор страхования, сторонами в котором выступают МАГИ (страховщик) и иностранный инвестор (страхователь).
1.4. Региональные банки развития.
Региональные банки развития (РБР) действуют в соответствующих регионах и преследуют цели, вытекающие из потребностей стран-членов. Они призваны осуществлять долгосрочные кредитования проектов развития региона. Уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений, разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики.
Существуют следующие региональные банки развития:
– Межамериканский банк развития (МаБР)
– Азиатский банк развития (АзБР)
– Африканский банк развития (АфБР)
Капитал банков развития, так же как и у МБРР формируется за счет взносов стран-членов (оплаченная часть обычно не превышает 10 %) и привлечения ресурсов мирового рынка ссудных капиталов. С этой целью банки выпускают облигации, которые имеют самый высокий кредитный рейтинг ААА. Наиболее важными являются центральные банки, пенсионные и инвестиционные фонды и коммерческие банки.
Страны-доноры осуществляют взносы не только в виде платежей в формирование уставного капитала, но и в виде дополнительных платежей в фонды развития этих банков. С помощью специальных фондов расширяется льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наиболее развитых странах. В МаБР- это фонд специальных операций, Африканский фонд развития в АфБР и Азиатский фонд развития в АзБР. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что и МАР. Решающее влияние на деятельность этих фондов оказывает США и Япония, Которые являются их основными донорами.
Еще одним видов ресурсов банков являются, находящиеся в их управлении трастовые формы, доверенные им как членами, так и не членами банков. В соглашении трастового фонда фиксируется начальная сумма взноса, которая затем может быть увеличена, целевое назначение и формы использования. Ресурсы трастовых фондов используются для поддержки социально ориентированных проектов и программ в интересах малообеспеченных слоев населения развивающихся стран, а также для покрытия затрат, связанных с проведением прединвестиционных исследований, оплат услуг консультантов и экспертов, подготовки кадров и оказания помощи по устранению последствий природных катаклизмов.
При исчерпании ресурсов фонда он автоматически прекращает свое существование или его деятельность продолжается за счет дополнительных взносов. Из средств трастовых фондов может осуществляться как финансирование в форме даров и субсидий, так и кредитование на возвратной основе. [3, с. 76-81]
1.5. Европейский банк реконструкции и развития.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) создан в 1991 году с целью оказания поддержки странам Средней и Восточной Европы при переходе от централизованного планового хозяйства к рыночной экономике.
Главная задача ЕБРР- содействовать переход европейских бывших социалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями.
Капитал ЕБРР делится на собственный капитал и заемный капитал, как и другие банки развития, выпускает облигации. Также ЕБРР организует специальные фонды. Первые 2 открытых специальных фонда были созданы в апреле 19992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы. Главная цель программы- содействовать развитию частного сектора путем поддержки мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. Один из фондов предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой – для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим страноам и многосторонним организациям предложено вносить средства в эти фонды. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования высокорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.
На основе учредительного соглашения были также созданы: Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора и Российский специальный фонд технического содействия малому бизнесу.
Сегодня ЕБРР превратился в важного инвестора, инструменты ЕБРР используются в целях становления рыночной экономики и демократии в 29 странах – от Центральной Европы до Центральной Азии. [3, с. 91-92, 94]
2. Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.
2.1. Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2007 год.
Для составления анализа об исполнении федерального бюджета, как по доходам, так и по расходам обратимся к приложениям №1 и №2.
Из данных об объёмах поступлений доходов федерального бюджета в 2007 году видно, что утверждённая сумма Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» оказалась меньше фактической. Стабильный рост доходов можно проследить в начале года. Возросли доходы от внешнеэкономической деятельности, что не может не радовать. Значимая часть денег в казну пришла от доходов по использованию имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, так же нельзя не заметить рост доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства. В общем итоге процентов 20% от всех предусмотренных Правительством статей по доходам были неисполненного назначения.
По данным о финансировании расходов федерального бюджета сразу бросается в глаза то, что получилось произвести экономие средств. Это произошло в основном из-за сокращения расходов на социальную политику, национальную экономику и межбюджетные трансферты.
Получается, что при росте доходов и сокращении расходов государство получило определённую прибыль, т.е. в 2007 году произошел профицит бюджета, о чём нам говорит Таблица 2.1
Таблица 2.1
Оценка отношения доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2007 год
Наименование показателя
Сумма показателя, в млрд.руб.
Отклонение
по плану
фактическая
абсолютное, в млрд. руб
относительное в % к плану
1
2
3
4
5
Доходы
7443,92
7779,10
335,18
104,50
Расходы
6534,73
5983,03
-551,70
91,56
Профицит (дефицит)
909,19
1796,07
886,88
197,55
В абсолютной величине не истрачено было 551, 70 млрд. рублей, а получено сверх плана по доходам 335, 18 млрд. рублей,
2.2. Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на период 2009-2011 гг.
Для того чтобы более точно и правильно проанализировать плановые показатели федерального бюджета РФ на период 2009 – 2011 гг., необходимо изучить приложения № 3 и 4.
Правительство планирует с каждым годом шаг за шагом сокращать расходы следующего года относительно предыдущему. За счёт чего? В основном через экономие на общегосударственных вопросах, и только к 2011 году уменьшить траты на жилищно-коммунальное хозяйство.
Такие действия, по мнению Правительства, должны привести в 2011 году к расходам в 11 317, 70 млрд. рублей, что по сравнению с 2010 годом больше на 997, 40 млрд. рублей. Такой рост расходов может оказаться самым маленьким за последние 5 лет. Что было бы логично, учитывая кризисное состояние мира на данном этапе, и буквально через полтора – два года будет необходимость восстановления и, может, даже перерождения экономики. На что нужны большие затраты.
Обратим внимание на таблицу 2.2., которая показывает соотношение плановых доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг. Сразу «бросается в глаза» профицит бюджета 2009 года, таким образом, я думаю, Правительство рассчитывает в следующем году получить максимально прибыли при минимальных затратах, на чем и остановится, просто переживая пик мирового кризиса. А к 2011 году снова ожидается рост профицита, поддержание финансового состояния страны.
Таблица 2.2
Соотношение плановых доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2009-2011 гг.
Наименование показателя
Доходы
Расходы
Профицит/дефицит
1
2
3
4
Значение показателя в млрд.руб
2009 г.
10927,14
9024,65
+1 902,49
2010 г.
11733,61
10320,31
+1 413,30
2011 г.
12 838, 96
11317,68
+1 521,26
Абсолютное отклонение показателя в млрд.руб
в 2010 г. к 2009 г.
806,47
1295,66
в 2011 г. к 2010 г.
1105,35
997,37
в 2011 г. к 2009 г.
1911,82
2293,03
Относительное отклонение показателя, в %
в 2010 г. к 2009 г.
107,38
114,36
в 2011 г. к 2010 г.
109,42
109,66
в 2011 г. к 2009 г.
117,50
125,41