ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Налоговая полиция как правоохранительный орган
1 Основные задачи и направления деятельности налоговой полиции
2 Система и структура федеральных органов налоговой полиции
3. Принципы деятельности органов налоговой полиции и правовые основы его деятельности
4 Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации
ГЛАВА 2 Формы и методы осуществления борьбы с налоговыми правонарушениями
ГЛАВА 3 Изменение уголовного и административного законодательства по вопросам борьбы с налоговыми правонарушениями Практика применения налогового законодательства
ГЛАВА 4 Проблемы совершенствования налогового законодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российскою общества.
Изменение экономического курса страны от планово хозяйственной экономики с государственными предприятиями, к свободной экономической деятельности и разгосударствлению хозяйствующих субъектов породило новые экономические отношения, новые формы собственности новые права и обязанности юридических и физических лиц. Появление последних неизбежно влечет за собой появление новых видов общественно – опасных деяний в сфере экономики. Закономерно в этой связи и изменение налоговой ноли гики государства. Законом от 21 марта 1991г- была создана Государственная налоговая служба1 как единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в федеральный и местный бюджеты налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством России и входящих в нее субъектов федерации
Уже па начальном этане ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения Значительная часть сокрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. Для борьбы с противоправными, в том числе преступными, посягательствами на налоговую систему России с 1992 г. стали создаваться специализированные правоохранительные органы. Указом Президента РФ от 15 марта 1992 г. № 262 при Государственной налоговой службе РФ было учреждено Главное управление налоговых расследований.
Главное управление налоговых расследовании и подразделения налоговых расследовании на местах дублировали гражданско-правовые функции налоговой службы, в состав которой они входили.
Реализация налоговой системы столкнулась с мощным скрытым и открытым, в том числе преступным, противодействием корыстно заинтересованных лиц. Правонарушения и преступления к сфере налогового законодательства приобрели в России изощрённый и массовый характер, в результате чего в бюджет ежегодно не поступают миллиарды укрытой от налогов прибыли.
Практика показала, что нахождение Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований в системе Государственной налоговой службы РФ и налоговых инспекций не обеспечивало эффективности процессов выявления, раскрытия, расследования и предупреждения налоговых преступлений.
Малоэффективная деятельность Главного управления налоговых расследований и подразделений налоговых расследований поставила на повестку дня вопрос о создании самостоятельных структур, специализирующихся на выполнении гражданско-правовых, административно-правовых, оперативно-розыскных, процессуальных и профилактических функций по борьбе с противоправными ( в том числе преступными) нарушениями налогового законодательства.
24 июня 1993 г. был принят Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции”‘ реорганизовавший органы налоговых расследований в федеральные органы налоговой полиции, которые стали правопреемниками Главного управления налоговых расследований. В соответствии с этим Законом федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Вступивший в силу 27 декабря 1995 г Закон РФ “О внесении изменений и дополнений Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР ” в Закон РФ “О федеральных органах налоговой полиции” и закрепил за органами налоговой полиции полномочия проведения предварительного следствия, что придало им более стройную систему, расширяя как их права, так и обязанности, а также направлен на кардинальное изменение ситуации по борьбе с налоговой преступностью.
Органы налоговой полиции РД начали создаваться в конце 1992 г. Их основу составили прикомандированные сотрудники силовых ведомств и спецслужб.
Выбор настоящей темы дипломной работы продиктован
актуальностью данной темы в настоящее время и заинтересованностью автора в исследовании деятельности органов налоговой полиции и причин налоговой преступности.
При выполнении дипломной работы использованы законодательные и нормативные материалы, учебно-методическая литература, ведомственные нормативные акты статистические данные о работе органов налоговой полиции и практика работы УФСНП РФ по РД.
Становление органов налоговой полиции республики проходило в условиях сложной социально-экономической обстановки, ухудшения криминогенной ситуации.
Сегодня Управление федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, по Республике Дагестан это мощная правоохранительная структура, способная с честью выполнить возложенные на него задачи но обеспечению экономической безопасности страны.
.
Глава1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ – КАК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
1. Основные задачи и направления деятельности налоговой полиции.
В соответствии Закона Российской Федерации «0 федеральных органах налоговой полиции» задачами федеральных органов налоговой полиции являются:
– выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. О выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы;
– обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
– предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
– На федеральные органы налоговой полиции не могутбыть возложены задачи не предусмотренные Законом. Для выявления, предупреждения и пресечения налоговых преступлений необходимо организовать и провести оперативно-розыскные мероприятия, возбудить уголовные дела и расследовать их, подать на розыск лиц, совершивши налоговые преступления, или подозреваемых на их совершении, принять меры к возмещению нанесенною государству ущерба.
Работа налоговых органов напрямую зависит от проводимой государством налоговой политики, от того, как работают законы и подзаконные акты по налогообложению. Государство вправе и обязано принимать меры но урегулированию налоговых правонарушений, в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества1.
Наличие властных полномочий и реальные возможности влиять на ход и результаты финансово -экономических процессов в различных государственных и коммерческих структурах создает вокруг налоговой полиции мощное криминогенное ноле. Попытки подкупа сотрудников налоговой полиции, оказание им разною вида услуг со стороны руководителей фирм, предприятий, а также частых лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, имеют далеко идущие планы. Организованные преступные группировки, пытающиеся отмыть незаконно добытые деньги, особо заинтересованы в наличии «своих людей» в налоговой полиции. Поэтому борьба с коррупцией внутри налоговых органов возводится в paнг таких же важных задач, как и борьба с налоговыми преступлениями.
Органы налоговой полиции проходят еще этап становления, но с каждым годом они все прочнее становятся на ноги, уверенно занимая то место среди правоохранительных органов, которое отведено ей согласно законодательства.По мере этого усиливается и борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
В 1999 году по Российской Федерации зафиксировано более 1000 посягательств на жизнь и здоровье сотрудников налоговой полиции и работников ГНИ, выявлено 600 фактов угроз и шантажа, 130 случаев нападения и нанесения телесных повреждений, 32 поджога, взрыва и уничтожения имущества, убито 3 налоговых полицейских и 2 работника налоговой инспекции.’1
2. Система и структура федеральных органов налоговой полиции
Федеральные органы налоговом полиции являются централизованной системой органов налоговой полиции с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам и начальнику Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Систему федеральных органов налоговой полиции составляют:
Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации /ФСНП/; на правах Гос комитета РФ;
органы налоговой полиции в республиках в составе Российской Федерации /управления;
органы налоговой полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга /управления, отделы/, территориальные органы;
органы налоговой полиции юродов и районов в городах Москве и Санкт-Петербурге, а также межрайонные отделы управлений /местные органы налоговой полиции.
В федеральных органах налоговой полиции в пределах выделенных средств могут создаваться строительные, автотранспортные, медицинские и другие подразделения, необходимые для обеспечения их деятельности.
Общее руководство деятельностью федеральных органов налоговой полиции и координацию их деятельности с налоговыми и иными государственными органами осуществляет директор федеральной службы Российской Федерации.
УФСНП РФ и органы налоговой полиции республик в составе Российской Федерации возглавляют начальники.
Начальник ФСНП РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Первый заместитель начальника назначаются и освобождаются от должности Правительством Федерации, но представлению начальника федеральной службы.
В соответствии с функциями Федеральной службы налоговой полиции структурную схему центрального аппарата можно условно представить семью блоками подразделений.
В первый блок входят оперативное управление, контрольное ревизионное управление и оперативно-технический поисковый центр.
Оперативное управление осуществляет деятельность, но выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. Специалисты оперативного управления ведут контрольно-методическую работу, а также оказывают практическую помощь в функциональное руководство оперативными службами региональных органов налоговой полиции,
Управление налоговых проверок производит проверки финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при получении информации о готовящемся или совершенном налоговом преступлении Оно проводи! также контрольные проверки соблюдения налогового законодательства юридическими и физическими лицами когда имеется оперативная информация о фактах, взяточничества или коррупции с участием налоговых инспекторов и сотрудников налоговой полиции, ведет методическую работу и осуществляет функциональное руководство аналогичными службами в региональных органах налоговой полиции.
Оперативно-техническое и поисковое управление проводит оперативно-поисковые мероприятия с применением современных технических средств фиксации действий лиц, совершающих налоговые преступления, осуществляет отбор и обработку информации, поступающей при проведении оперативно-технических мероприятий, разрабатывает приемы и методы деятельности оперативно-технических и поисковых подразделений для региональных органов налоговой полиции.
Следующий блок подразделений включает организационно-инспекторское управление, управление правового обеспечения и следственный отдел.
Оргинспекторское управление фактически выполняет штабные функции. Здесь разрабатываются основные управленческие задачи, аккумулируются предложения по перспективному и текущему планированию деятельности всей Федеральной службы налоговой полиции, готовятся отчеты о проделанной работе, организуются методическая и практическая помощь территориальным органам, определяется реальное состояние оперативно-служебной деятельности в подразделениях Федеральной службы, её соответствие требованиям законов и подзаконным актам, проводится совместно с другими управлениями и отделами Федеральной службы комплексные н контрольные инспекторские проверки региональных органов налоговой полиции.
Управление правовою обеспечения готовит проекты -законов и подзаконных актов по вопросам деятельности органов налоговой полиции, проверяет соответствие закону и подзаконным актам подготовленных функциональными отделами и управлениями проектов приказов, инструкции, а также договоров, соглашений, контрактов, осуществляет представительство в судах и других инстанциях при рассмотрении споров но искам, предъявляемым Федеральной службой либо но инициативе Федеральной службы, ведет систематизацию нормативных актов по вопросам деятельности налоговой полиции.
Отдел налоговых расследований выполняет в основном контрольно-методические функции, оказывает практическую помощь в расследовании уголовных дел территориальным органам налоговой полиции.
В третий блок подразделений центрального аппарата Федеральной службы налоговой полиции входят информационно-аналитическое управление, отдел регистрации и архивных фондов, главный вычислительный центр.
Информационно-аналитическое управление занимается накоплением, компьютерной обработкой и анализом оперативно-служебной информации о фактах незаконных действий, связанных с уклонением от уплаты налогов и сокрытием прибыли, осуществляет оперативно-аналитическое сопровождение наиболее важных оперативных разработок, организует информационное взаимодействие между центральным и региональным органами налоговой полиции, а также оперативными службами МВД. ФСБ и ГКТК, выполняет контрольно-методические функции подразделениям в территориальных органах.
Отдел регистрации и архивных фондов разрабатывает проекты ведомственных нормативных актов но учету, хранению и использованию документальных материалов, ведет оперативно-статистическую отчетность по основным направлениям деятельности Федеральной службы налоговой полиции, обеспечивает учет, хранение и использование документов в архиве центрального аппарата, оказывает методическую помощь в организации и совершенствовании работы территориальных подразделений регистрации и архивных фондов.
Главный вычислительный центр занят созданием и эксплуатацией банка данных, по всем формам учета, осуществляемого федеральной службой налоговой полиции, а также разработкой и реализацией единой технической практики в области автоматизации информационных потоков в центральном аппарате и региональных подразделениях.
Четвертым по счету, но не по значимости, можно назвать блок подразделений, куда входят управление собственной безопасности и подчиненная ему непосредственно служба защиты телекоммуникационной информации и компьютерной безопасности, а также обеспечивает систему мер защиты информации, содержащейся в их компьютерных сетях финансово-экономическое управление осуществляет финансовые операции, ведет бухучет, контролирует расходы Федеральной службы налоговой полиции в соответствии с ассигнованиями, проводит проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности региональных органов.
Шестой блок подразделений центрального аппарата включает управление физической защиты, дежурная часть и отдел связи.
Управление физической защиты призвано решать задачи, по обеспечению физической защиты налоговых инспекторов и сотрудников налоговой полиции в ходе проверок юридических и физических лиц, а также обеспечивать безопасность их родственников, если имеется реальная угроза их жизни, здоровью или имуществу. Оно разрабатывает специальные приемы и тактику действий сотрудников подразделений физической защиты в различных ситуациях, готовит предложения но совершенствованию деятельности подразделений физической защиты, их вооружению, оснащению спецсредствами и экипировкой, организует подготовку и повышение квалификации инструкторов боевой подготовки и физкультурно-оздоровительной работы, оказывает помощь региональным органам налоговой полиции в деле организации физической защиты.
Дежурная часть осуществляет оперативную связь с дежурными частями региональных органов налоговой полиции МВД, ФСБ, ГКТК, другими ведомствами, получает, обрабатывает и докладывает руководству федеральной службы полученную с места информацию о нарушениях налоговою законодательства, оперативно реагирует на сообщения о чрезвычайных происшествиях в системе органов налоговой полиции и налоговой инспекции, организует учет, хранение и выдачу оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам подразделений центрального аппарата.
Отдел связи устанавливает и обслуживает линии городской и внутренней связи в подразделениях федеральной службы, обеспечивает подключение аппаратов к правительственной и оперативной связи руководства федеральной службы, организует радийную и иную связи для нужд структурных подразделений центрального аппарата.
Еще одним блоком в структурной схеме федеральной службы налоговой полиции являются управление материально-технического обеспечения, хозяйственное управление и их структурные подразделения, выполняющие обеспечительные функции.
В соответствии Закона «О федеральных органах налоговой полиции» в качестве совещательного органа в федеральной службе налоговой полиции образуется коллегия, персональный состав и порядок работы которой по представлению начальника федеральной службы утверждается Правительством РФ. На заседании коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы организации и деятельности органов налоговой полиции, проблемы подбора и расстановки руководящих кадров, заслушиваются отчеты начальников управлений и отделов центрального аппарата, а также руководителей региональных органов.
Структура и организация деятельности управлений налоговой полиции республик в составе РФ, а также управлений /отделов/ федеральной службы налоговой полиции автономной полиции автономной области, автономных округов, краев, областей, юродов Москва и Санкт-Петербурга строится, но приему федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации. Особенности и отличия связаны с непосредственными задачами каждой структуры, объемами выполняемых работ и штатной численностью подразделений.
Районные, межрайонные и городские отделы налоговой полиции возглавляются начальниками, назначаемыми на должность начальником управления налоговой полиции республики в составе РФ, начальниками управлений /отделов/ налоговой полиции автономной области и автономных округов, краев, областей городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В зависимости от экономической характеристики и других факторов определяется штатная численность и межрайонных отделов, их структура и принципы организации работы.
Управление федеральной службы налоговой полиции Российской федерации по Республике Дагестан состоит из центрального аппарата и 15 подразделений на местах. Сотрудники этих 15 межрайонных отделов и отделений
осуществляют борьбу с налоговыми преступлениями и правонарушениями и выполняют иные задачи возложенные на органы налоговой полиции по всей территории нашей республики.
Оперативная служба
Отдел безопасности и борьбы с коррупцией
Служба физической защиты
Служба документирования налоговых правонарушений
Следственный отдел
Информационно – аналитический отдел
Оперативно технический и поисковый отдел
Финансовый отдел
Секретариат
Отдел кадров
Пресс служба
Хозяйственный отдел
Отделение связи
Орг. Инспекторское отделение
Группа правового обеспечения
Архив
Дежурная часть
3.Принципы деятельности органов налоговой полиции и правовые основы его деятельности
Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе принципов;законности:
уважения прав и свобод человека и гражданина:
подконтрольности и подотчетности высшим органам налоговой законодательной и исполнительной власти Российской федерации:
сочетания гласных и негласных форм деятельности.
В федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений Сотрудники налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Федеральные органы налоговой полиции осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, а также налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской федерации.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции основывается на Конституции Российской Федерации, Конституциях республик в составе Российской Федерации, на
законе «О федеральных органах налоговой полиции»1 и иных законодательных и правовых актах Российской федерации, регулирующих отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемых в пределах их полномочий. Сотрудники налоговой полиции вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия, возбуждать уголовные дела, относящиеся к их посредственности, проводить следствие, розыск лиц, подозреваемых в совершении преступлений.
Налоговая полиция, являясь, но своему характеру и функциям правоохранительным органом, одновременно представляет собой элемент системы органов исполнительной власти. Возможность применения сотрудниками налоговой полиции мер принуждения при осуществлении предоставленных им полномочий служит достаточной гарантией выполнения законных требований должностного лица.
Правовые основы деятельности ФОНП получили серьезное развитие и укрепление со вступлением в действие федерального закона «О внесении изменений и дополнений УПК РСФСР в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» Он открывает качественно новый этап становления полиции как правоохранительной структуры.
Налоговой полиции предоставлено право осуществлять предварительное следствие. Кроме того. Закон наделяет налоговую полицию правом проводин, судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы, выносить письменные предостережения руководителям организаций независимо от организационно правовых форм и форм собственности безопасности, а также физическим лицам о необходимости своевременной и полной уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Правовым актом, регламентирующим деятельность федеральных органов налоговой полиции является, Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности от 12 августа 1995 г. Этот закон, определяющий сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности: форм контроля и надзора за ее проведением: ее финансовое обеспечение.
4. Взаимодействие федеральных органов налоговой полиции с налоговыми органами и иными государственными органами Российской Федерации
Федеральные органы налоговой полиции решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с налоговыми органами и иными государственными органами.
Основой взаимодействия федеральных органов налоговой полиции, налоговых органов и иных государственных органов является обеспечение контроля за соблюдением налоговою законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, ее органы на местах и иные государственные органы обязаны оказывать содействие федеральным органом налоговой полиции в решении задач, определенных Законом.
Государственная налоговая служба Российской Федерации, государственные налоговые органы но мотивированному запросу федеральных органов налоговой полиции выделяют специалистов своих ведомств для осуществления совместных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок при реализации оперативных материалов и проведения контрольных проверок правильности уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами. Принятые решения о выделении специалистов по мотивированному опросу федеральных органов налоговой полиции осуществляется в течение пяти дней с момента поступления запроса.
В тe же сроки при возникновении оперативной необходимости органы налоговой полиции но мотивированному запросу Государственной налоговой службы Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах, других государственных органов выделяют сотрудников налоговой полиции для проверки фактов налоговых правонарушений.
Налоговые органы при выявлении фактов сокрытия доходов /прибыли/ или иных объектов налогообложения налогоплательщиками в крупных и особо крупных размерах обязаны в 10-ти дневный срок направлять материалы в территориальные органы налоговой полиции для проведения дознания и принятия решения по ним в соответствии с законодательством1.
В целях защиты интересов налогоплательщиков споры. возникающие между федеральными органами налоговой полиции и налоговыми органами по результатам контрольных проверок юридических и физических лиц, проведенных федеральными органами налоговой полиции, разрешаются вышестоящими органами налоговой полиции и вышестоящими налоговыми органами. В случае разногласий между указанными ведомствами решение по предмету спора принимается Министерством финансов Российской Федерации, а при несогласии одной из сторон с указанным решением окончательное решение принимает Высший арбитражный суд Российской Федерации.
Высший арбитражный суд Российской Федерации принимает материалы по указанным спорам к своему производству в первоочередном порядке.
Федеральные органы налоговой полиции извещают налоговые органы о реализации оперативных материалов по фактам выявления и пресечения налоговых преступлений, о контрольных проверках налогоплательщиков.
Федеральные органы налоговой полиции по мотивированному запросу Министерства по налогам и сборам Российской Федерации, государственных налоговых инспекций на местах обеспечивают личную безопасность сотрудников налоговых органов и членов их семей.
Руководители, органов налоговой полиции, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства, при нарушении положений частей четвертой, пятой и шестой статьи 6 Закона «О Федеральных органах налоговой полиции» несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.
Глава II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ
Правонарушение – это деяние, нарушающее требования, установленные правовыми нормами соответствующей отрасли права.
Юридическая ответственность проявляется в качестве гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой, дисциплинарной1
Гражданско-правовая ответственность – эта мера принуждения, установленная нормами гражданского права за правонарушение. Так согласно п.1 cт.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может потребовать полного возмещения причиненных ему убытков, Это означает, что для правонарушения /должника/ возникает необходимость возместить не только реальные /фактические/ расходы, произведенные потерпевшим /кредитором/, но и возместить упущенную выгоду, то есть неполученные доходы, которые мог бы получить кредитор, если бы его права не нарушились.
Наряду с возмещением убытков нормы гражданского права предусматривают взыскание в форме неустойки /пени, штрафы/.
Все штрафы как санкции за правонарушения в зависимости от отрасли нрава могут быть;
а) гражданско-правовыми /cт. 330 Основ гражданского законодательства, ст. 187-190 ГК РФ/,
б) административными /ст.24 Кодекса об Административных правонарушениях, п. 12 ст.7 Закона «О государственной налоговой службе РСФСР» ст.114ч.1 НКРФ. гл. 16 ч.1 НКРФ,
г) уголовно-правовыми /ст.21, 162-2, 162-3 УКРФ/.
С экономической точки зрения все штрафы характеризуются общим признаком – принудительным изъятием денежных средств у граждан, юридических лиц в пользу государства.1
С точки зрения юридический штраф – это санкция, применяемая за различные виды правонарушений, определяемые соответствующими отраслями права.
Административно-правовая ответственность –это мера принуждения, установленная нормами административного права за административное правонарушение /проступок/.
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные Кодексом «Об административных правонарушениях» наступает, если эти нарушения не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Мера административно-правового принуждения проявляется в форме административного взыскания.
За совершение административных правонарушений согласно ст. 24 Кодекса «Об административных правонарушениях» могут применяться следующие административные взыскания:
а) предупреждение, б) штраф; н) возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения; г) конфискация предмета, явившеюся орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения; д) лишение специальною права, представленного данному гражданину /право управления транспортными средствами, право охоты; е) административный арест; ж) исправительные paботы1
В рамках административной деятельности в компетенцию сотрудников налоговой полиции входит право составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах установленных законом полномочий, осуществлять административное задержание и другие меры, предусмотренные законодательством.
В соответствии с действующими законами протокол об административном правонарушении составляется в тех случаях, когда руководителя и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, не зависимо от форм собственности, физические лица нарушают требования и п 5-10 ст 11 Закона «О федеральных органах налоговой полиции».
Основанием для составления протокола об административном правонарушении может послужить отказ в допуске сотрудника налоговой полиции в производственные, складские, торговые и иные помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода, не предъявление документов, удостоверяющих личность, неявка, в органы налоговой полиции по вызову, невыполнение требовании об устранении нарушений, непредставление необходимой для налоговых органов информации, воспрепятствование в использовании средств связи и транспортных средств сотруднику налоговой полиции в экстраординарных случаях.
Любое из перечисленных действий может повлечь за собой применение к правонарушителю такой меры пресечения, как административное задержание, выражающееся в кратковременном /до 3-х часов/ ограничения свободы с доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или внутренних дел.
Административное наказание- не наказание за проступок. Это всего лишь мера пресечения противоправной деятельности, которая позволяет в деловой обстановке уточнить обстоятельства нарушения, выяснить личность виновного, составить соответствующие документы, на основании которых будет решаться вопрос о применении к правонарушителю иных мер административного принуждения общественною воздействия.
Применителю к вышеперечисленным правонарушениям, решение но существу изложенных в протоколе фактов и обстоятельств принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель. Предельная сумма штрафа, который может быть наложен на правонарушителя равняется, стократному минимуму ставки заработной платы.
Начальник органа налоговой полиции или его заместитель так же имеют право применять соответствующие санкции но результатам проверок налогоплательщиков, которые проводятся после проверок, проведенных должностными лицами Государственной налоговой службы.
Решение о взыскании сокрытой суммы налога и о наложении штрафа принимается одновременно с утверждением актов проверок.
Основную часть зарегистрированных административных правонарушений составляют нарушения правил ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятиях, предпринимательская деятельноеть1 с нарушением порядка занятия такой деятельности и т.д.
Состояние административных правонарушений за 1998 г. выглядело следующим образом / см. график /.
– количество зарегистрированных административных правонарушений 2180
– сумма вынесенных административных штрафов536 т. руб.
– сумма оплаченных административных штрафов 399 т. руб.
– Финансовая ответственность- это санкции, примененные налоговыми органами за нарушение налогоплательщиками налогового законодательства.
Это, прежде всего – бесспорное списание недоимок, взыскание сокрытого или заниженною дохода / прибыли/, либо налога за иной объект налогообложения, Например: согласно п.8 ст.7 Закона «О Государственной налоговой службе РСФСР», налоговые органы /налоговые инспекции/ вправе применять к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли /дохода/: 10 % причитающихся сумм налогов за отсутствие учета прибыли /дохода/.
В качестве санкции налоговое законодательство предусматривает и пеню ст. 75 ч.1 ИК РФ.
Пеня, применяемая в налоговом праве, отличается от пени, установленной нормами гражданского права тем, что защищает налоговые правонарушения и применяется в случае нарушения налогоплательщиками своих обязанностей в срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском праве пеня применяется за ненадлежащее исполнение обязательств.
Уголовная ответственность – это мера принуждения, установленная нормами уголовного права за совершенное преступление. Мера принуждения в таких случаях проявляется в форме уголовного наказания. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений
между виновным лицом и государством, осуществляющим правосудие.
Условная ответственность за налоговые преступления поступает в соответствии со ст.ст.198, 199 Уголовного Кодекса РФ1,
Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма недоплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.
Оперативно – розыскная деятельность представляет собой нормативную урегулированию, научно-обоснованную и апробированную практикой систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых преимущественно негласно, специально на то уполномоченных оперативными аппаратами и должностными лицами органов налоговой полиции с целью борьбы с налоговыми преступлениями.
Согласно Закону2 органам налоговой полиции предоставлено право проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения от уплаты налогов, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления /подозреваемых в их совершении/, принимать меры к возмещению нанесенною ущерба государству и обеспечивать собственную безопасность сотрудников налоговой полиции.
Претворение в жизнь уголовной политики государства связано с использованием государственными органами комплекса правовых, социально-экономических, воспитательных и специальных мероприятий. К числу последних /в сфере действия налогового законодательства/ в первую очередь относятся те, которые проводятся федеральными органами налоговой полиции в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Их необходимость определяется обязанностью оперативных аппаратов вести борьбу с преступлениями, подготавливаемыми и совершаемыми тайно, с применением различных ухищрений. Важной деталью является то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется преимущественно в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, которые гласным /следственным/ путем раскрыть невозможно, либо крайне затруднительно.
Оперативно-розыскная деятельность имеет достаточно прочную правовую регламентацию. Правовые нормы, регулирующие оперативно-розыскную деятельность носят, в основном, предписывающий характер. Их источник можно условно разделить на два вида.
1 Общефедеральные нормативно-правовые акты /законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др. их предписания/ обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами на всей территории РФ, определяющие права и обязанности граждан и государственных органов по защите интересов гражданина и государства от преступных посягательств.
Важнейшим правовым актом является принятый 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности», который не только является первым нормативно-правовым актом такого рода в России, но и имеет мало аналогов в зарубежных странах. Его основное достоинство заключается в том, что с его принятием оперативно-розыскная деятельность получила статус функции государства по борьбе с преступностью. Данный закон определил:
сущность и содержание оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы; права и обязанности объектов оперативно-розыскной деятельности; формы контроля и надзора за ее проведением; ее финансовое обеспечение.
Помимо названного Закона правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют и иные нормативные акты субъектов РФ.
1. Ведомственные нормативные акты /приказы, решения коллегии, инструкции, директивы, указания и т.п./ министерств и ведомств, сотрудники и подразделения которых определены Законом «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ», как субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Указанные нормативные акты могут быть разделены на два вида:
– регламентирующие общие положения организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, применительно к решаемым федеральными органами налоговой полиции задачам:
– регламентирующие частные организационно-тактические вопросы оперативно-розыскной деятельности в борьбе с определенными видами преступлений.
Оперативно-розыскная деятельность представляет собой один из немногих видов деятельное) и, которая осуществляется в форме противодействия, где с одной стороны выступает оперативный аппарат /в лице его сотрудников/, а с другой – лицо /группа лиц/, подготавливающее, совершающее либо совершившее налоговое преступление и уклоняющееся от предусмотренной законом ответственности. Если действия оперативного работника /в процессе оперативно-розыскной деятельности/ направлены на выявление, предупреждение и раскрытие преступления, то действия лица, совершившего /подготавливающего совершающего/ преступление, носят как раз обратный характер, т.е. направлены на маскировку преступного деяния, сокрытие его следов, уклонение от ответственности и т.д. В силу того, что противодействие носит внешне скрытый характер, действия оперативного работника направлены на преодоление противодействия, что на первом этапе предусматривает получение различными способами информации о замыслах и деятельности субъекта, представляющего оперативный интерес и далее – на использование этой информации при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению и раскрытию преступления.
Оперативно-розыскные действия выполняются как гласно, так и негласно. Негласность не является самоцелью’, она продиктована характером задач, решаемых с помощью оперативно-розыскной деятельности. Негласные мероприятия являются более трудоемкими, чем аналогичные гласные, носят более сложный организационный характер. В зависимости от ситуации, оперативный работник определяет характер своей действительности /гласный или негласный / и избирает их оптимальное сочетание.
При решении каждой задачи первоначально рассматривается вариант проведения гласных мероприятий, и, лишь убедившись в невозможности либо существенном затруднении достижения цели гласным путем, оперативный работник принимает решение о проведении мероприятии негласного характера.
Но не все без исключения сотрудники федеральных органов налоговой полиции вправе осуществлять негласные формы и методы работы Конкретный перечень непосредственных субъектов ОРД определяется ведомственными нормативными актами. В них указывается перечень руководителей, допущенных к негласной работе но должности, а так же перечет, оперативных аппаратов, сотрудники которых допускаются к оперативно -розыскной деятельности после сдачи соответствующих зачетов и оформления необходимого заключения, помещаемого в личное дело.
Сотрудники оперативных аппаратов наделены соответствующими правами и обязанностями. К основным их правам относятся:
– возможность проводить, оперативно-розыскные
действия,
– устанавливать конфиденциальное сотрудничество с различными категориями лиц,
-создавать и использовать информационные системы оперативно-розыскного назначения, применять специальные технические и иные средства,
-использовать при осуществлении ОРД помещения, имущество, транспортные средства граждан и организаций,
использовать документы, зашифровывающие личность граждан и ведомственную принадлежность помещений и транспортных средств .
В обязанности сотрудников оперативных аппаратов входит:
– принятие необходимых мер для защиты законных прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства,
– исполнение письменных поручений следователя, указаний прокурора, определений суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
– выполнение запросов соответствующих международных правоохранительных органов,
– информирование других органов, осуществляющих ОРД о противоправных фактах, относящихся к их компетенции, соблюдение правил конспирации в оперативно-розыскной деятельности,
– обеспечение безопасности своих сотрудников, членов их семей и близких от противоправных посягательств.
Поскольку оперативно-розыскная деятельность в ряде случаев сопряжена с нарушением некоторых нрав граждан, государство прямо предписывает использовать негласные методы исключительно для борьбы с преступностью.
Вторжение оперативных работников в охраняемую законом сферу жизнедеятельности физических лиц обусловлено и оправдано лишь при условии совершения последними серьезных уголовных наказуемых правонарушений.
ОРД базируется на определенных исходных положениях /принципах/. В Законе «(Об оперативно-розыскной деятельности)» и ведомственных нормативных актах Федеральной службы налоговой полиции» определены следующие принципы:
а) соблюдение законности обеспечения правомерности, соответствия законом и по законным актам оперативно-розыскных действий и мероприятий, осуществляемых оперативными работниками, а так же выявление нарушений закона, установление нарушителей и обеспечение неотвратимости их ответственности,
б) уважение прав и свобод личности. ОРД проводится лишь в отношении лиц, подготавливающих, совершающих, либо совершивших тяжкие преступления. Но даже в отношении таких лиц ряд оперативно-розыскных действий, затрагивающих их конституционные права /контроле почтовых отправлений, обследование жилых помещений, прослушивание телефонных переговоров и др./, могут проводиться лишь по решению суда или с санкции прокурора,
в) соблюдение конспирации предопределяется необходимостью сохранения в тайне от подозреваемых и совершении преступлений лиц планов и действий оперативного работника по их разоблачению, а так же предохранения от расправы со стороны преступников лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам и предотвращения необоснованной и преждевременной заподозренности того или иного лица,
г) сочетание гласных и негласных начал. Несмотря на то, что оперативно-розыскные мероприятия, в основном, носят негласный характер, оперативные работники не могут обойтись и без гласных мероприятий и действий, что обусловливается следующими факторами:
– информация, полученная негласным путем, при ее использовании в уголовном процессе нуждается в «легализации»,
– в определенных ситуациях сбор интересующей оперативного работника информации целесообразно проводить гласным путем,
– одними негласными мероприятиями невозможно решить задачи оперативно-розыскной деятельности уголовного судопроизводства,
– при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативные работники взаимодействуют с различными субъектами /не наделенными нравом ведения оперативно-розыскной деятельности работы/ органы следствия, государственные организации и общественные формирования/, которые по их поручению проводят в пределах своей компетенции гласные мероприятия, направленные на сбор информации, представляющей оперативный интерес. Таким образом, оперативный работник выбирает оптимальный вариант сочетаний гласных и негласных мероприятий.
Подконтрольность и подотчетность высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ обусловливает обязанность органов налоговой полиции предоставлять соответствующим комитетам и комиссиям высших органов законодательной и исполнительной власти сведения о своей деятельности, в том числе и оперативно-розыскной, в объеме и пределах, установленных законом.
В организационно-тактическом плане ОРД осуществляется в форме оперативной проверки, предусматривающей ведение соответствующих дел, в которых сосредотачиваются планы оперативно-розыскных мероприятий и результаты их проведения / в виде справок, актов, объяснений, заключений и других оперативно-служебных документов/.
Оперативная проверка осуществляется в два этапа:
– предварительная оперативная проверка,
– последующая оперативная проверка.
Предварительная оперативная проверка осуществляется в отношении лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, когда имеющаяся оперативная первичная информация в целом носит ориентирующий характер и не позволяет прийти к обставленному выводу о подготовки, либо совершении лицом /группой лиц/ тяжкого преступления и указанные сведения нуждаются в углубленной проверке.
Предварительная оперативная проверка может заканчиваться при условии:
– возбуждении уголовного /цела /оперативная проверка может не прекращаться, если из материалов усматривается, что в действиях проверяемого имеются признаки состава преступления, но которым необходимо осуществление оперативно-розыскных мероприятий/,
– отказа в возбуждении уголовного дела,
– направление материалов по подследственности, подсудности, территориальности,
– направление материалов в соответствующие органы для принятия к проверяемому лицу мер административного, дисциплинарного либо иною воздействия,
– в случае смерти проверяемого лица,
– не подтверждения первичной информации.
В случае неполучения в процессе предварительной проверки материалов, являющихся основанием для проведения последующей оперативной проверки, последняя проводится в соответствии с законом.
Последующая оперативная проверка осуществляется в отношении лиц, обоснованно подозреваемых в совершении тяжких преступлений, если недостаточно поводов и оснований для возбуждения уголовною дела, либо при наличии проверенных фактов, указывающих на совершение тяжкого преступления, когда лицо, совершившее его, не установлено или скрылось с места происшествия. Помимо этого, последующая оперативная проверка может проводиться по материалам уже возбужденного уголовного дела в случае, если процессуальным путем раскрыть преступление невозможно либо крайне затруднительно.
Согласно Закона «0б оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1 Наличие возбужденного уголовного дела,
2 Ставшие известными оперативным аппаратам сведения о подготавливаемом /совершаемом, совершенном/ преступлении, по которому обязательно проведение предварительного следствия, когда имеющиеся данные недостаточны для возбуждения уголовного дела, данных о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.
3. Поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
5. Запросы международных правоохранительных органов и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с договорами /соглашениями/о правовой помощи.
Оперативная проверка реализуется посредством проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятии, в процессе которых используются предусмотренные законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственным нормативным актом Федеральной службы налоговой полиции РФ оперативно-розыскные действия. Это:
1 Опрос граждан – представляет собой сбор информации в процессе непосредственной беседы оперативного работника с гражданином располагающим сведениями, представляющим оперативный интерес.
2. Наведение справок – собирание оперативным работником /или но его поручению другими лицами информации посредством изучения относящихся к делу документов и направления запросов в различные информационные системы.
3. Сбор образцов для сравнительного анализа – получение объектов – носителей информации для последующего изучения, описания и сравнения с ранее добытыми.
4. Контрольная закупка – разновидность сбора образцов для сравнительного исследования.
5. Исследование предметов и документов – способ получения информации о назначении предметов и их отождествление, содержании документов, лицах, исполнявших документы /изготовивших предметы/.
6. Отождествление личности – установление лиц, причастных к совершению налоговых преступлении.
7. Негласные оперативно-технические и оперативно-розыскные мероприятия. В их число входят:
обследование помещении, здании, сооружении, участков местности и транспортных средств, исследование предметов и документов, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических средств связи, контроль почтовых отправлений, опрос граждан с использованием специальных технических средств. Организация и тактика проведения указанных действий регламентированы специальными нормативными актами Федеральной службы налоговой полиции РФ и составляют государственную тайну.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий обеспечивает:
– получение первичной информации о признаках преступлений,
– установление источников доказательств;
– установление лиц совершивших /подготавливающих, совершающих/ налоговые преступления,
– решение частных задач оперативно-розыскной деятельности.
Сотрудниками оперативных аппаратов органов налоговой полиции к участию оперативно-розыскных мероприятии могут привлекаться различные лица, в том числе и на конфиденциальной основе.
Общим итогом проведения оперативно-розыскных действий является выполнение тех задач, которые стоят перед органами налоговой полиции – выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушении, коррупции в налоговых органах, обеспечение безопасности сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Основными количественными показателями, характеризующими результаты проводимых оперативно-розыскных действий являются количество проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, суммы доначисленных налогов, количество возбужденных уголовных дел и т.д.
Несмотря на короткий срок функционирования органов налоговой полиции и сравнительно небольшой состав оперативных сотрудников, оперативно-розыскная работа развивается и совершенствуется изо дня, вдень.
393
117
30
71
32
1995
7
1999
1994
1998
1997
1996
400
200
600
500
300
100
Количество возбужденных уголовных дел УФСНП РФ по РД
Количество проверок (документальных) УФСНП РФ по РД
314
288
271
266
277
220
135
350
300
150
250
200
50
100
50
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993 Динамика изменения количественных характеристик за 1993-1999 г.г. представлена следующими диаграммами и графиками:
ГЛАВА III
Действующая налоговая система сложилась в Российской Федерации в 1991-1992 г.г. и уже не отвечает в полной мере требованиям современного периода. Полому в настоящее время проводится налоговая реформа и 31 июня 1998 г. утвержден президентом РФ с 01.01.99 г вступила в силу ч.1 Налогового кодекса РФ, которое явился важным шагом к экономической стабильности государства.
Закон от 27 декабря 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определял налоговую систему, как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке1
Такое определение оставляет без внимания иные аспекты налоговой деятельности, в частности исключает из понятия налоговой системы порядок осуществления контроля за исполнением налогового законодательства и налоговую ответственность.
Новый уголовный Кодекс не оправдал ожиданий следователей налоговой полиции2 Он не только не ужесточил наказания за налоговые преступления, но в отдельных случаях и смягчил, исключив конфискацию имущества виновных, а так же ответственность за противодействие налоговым органам /имеется ввиду статья 162-3 УК РСФСР/, значительно увеличены минимальная сумма сокрытого налога, за которую можно привлечь к уголовной ответствен нести/ с 50
1 Об основах государственной системы в РФ от 27 декабря 1991 г //Российская газета 1992 г 10 марта ст. 6
2 Уголовный кодекс РФ М 1998 ст. 1 минимальных размеров оплаты труда до 1000/.
Кроме того, отсутствие законодательных разъяснений, некоторых понятий, содержащихся в статье 199 УК РФ, не позволяет расследовать многие дела, либо усложняет процесс их расследования.
Таким образом, большая масса налоговых нарушений из разряда налоговых преступлений попадает в разряд административных нарушений.
Говоря о налоговых преступлениях нельзя не коснуться административной ответственности за налоговые правонарушения.
Контрольными функциями в этой области наделено так же и Министерство по налогам и сборам -единая независимая система контроля за своевременным полномочным сбором налогов и других платежей, предусмотренных законодательством.
Для реализации своих функции налоговым органам предоставлены достаточно широкие нрава по проверке правильности начисления налогов, своевременности и полноты из уплаты всеми категориями плательщиков. непосредственному сбору налогов, по применению установленных налоговым законодательством санкций – мер административного воздействия.
Права налоговых органов по применению санкции в административном порядке предусмотрены cт. .7 Закона РФ «О Государе таенной налоговой службе РФ» /в редакции Закона РФ от 25 февраля 1993 г, «О внесении изменений в Закон РФ» О государственной налоговой службе РФ.
Административные штрафы применяются в тех случаях, когда в результате проведения проверки предприятии, учреждений, организаций и физических лиц /граждан/ налоговыми органами выявлены нарушения, предусмотренные и 23 ст.7 Закона РФ «О государственной налоговой службе РФ» и др. допущенные должностными лицами, а так же физическими, виновные в:
1. Сокрытии /занижении/ или сокрытии /неучтенные/, иных объектов налогообложения.
2. Непредставление, несвоевременное представление или представление, но не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов и других документов.
3. Нарушение гражданами законодательство о предпринимательской деятельности.
4. Отсутствие бухгалтерского учета или ведение с нарушением установленного порядка, а так же искажения бухгалтерских отчетов, балансов и других документов.
5. не предоставление или несвоевременное представление
– декларации о доходах, а также в представлении ее с искаженными данными.
При рассмотрении и вынесении Постановлений по делам об административной ответственности в отношении руководителей и гл. бухгалтеров хозяйствующих субъектов необходимо учитывать, что руководитель предприятия и организации производит наем и увольнение главного бухгалтера на одинаковых основаниях с руководителями других структурных подразделений, в связи, с чем у главного бухгалтера снижены права но своей защите,
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности в РФ» ответственность за состояние бухгалтерского учета несет в первую очередь руководитель предприятия, учреждения, организации. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О государственной налоговой службе РФ» налоговым службам в соответствии со ст.7 предоставляется право налагать административные штрафы:
1. На должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в сокрытии /занижении/ прибыли /дохода/ или сокрытие /неучтение/ иных объектов налогообложения, а так же в отсутствии бухгалтерского учета или ведение ею с нарушением установленною законодательством порядка и искажении бухгалтерских отчетов, в непредставлении, не своевременном представлении или представлении но не установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций – в размере от 2-х до 5-ти минимальных оплат труда, а за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, в размере от 5-ти до 10-ти минимальных оплат труда
2. На руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а так же граждан, не выполняющих требования государственных налоговых служб – в размере от 2-х до 5-ти минимальных оплат труда.
В соответствии с Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено, что граждане, имевшие в течение года или определенного отчетного периода доходы, как по месту основной работы, так и без нее, обязаны представить декларацию о совокупном доходе1
Налогоплательщик, нарушивший налоговое законодательство несет ответственность:
1. За непредставление или несвоевременное представление декларации о совокупном доходе в налоговый орган – штраф в размере от 2-х до 5-ти минимальных размеров месячной оплаты труда.
2. За сокрытие или занижение доходов, подлежащих отражению в и.4 декларации о доходах «Доходы, полученные плательщиков в иностранном государстве или из иностранного государства в иностранной валюте», и 3 «Доходы, полученные в виде авторских вознаграждений»:
– финансовая санкция в виде сокрытого или заниженного дохода:
– штраф в размере сокрытого или заниженного дохода,
– административный штраф в размере от 2-х до 5-ти минимальных размеров месячной оплаты труда
В случае установлен
ия судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода решении суда может быть взыскан штраф в пятикратном размере.
Кроме того, граждане, виновные в нарушении законодательства о предпринимательстве, виновные в отсутствии учета доходов или введении ею с нарушением установленного порядка, привлекаются к административному ответе I вен нести в виде штрафа от двух до пяти минимальных размеров месячной оплаты труда. За те же действия, совершенные повторно в течении года – в размере от пяти до десяти минимальных размеров месячных размеров месячной оплаты 1 руда.
В случае задержки уплаты налога с физических лиц взыскивается пеня в размере 1\V300 ставки рефинансирования ЦБ (но не более O,1 %) за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты.
Граждане, виновные в нарушении законодательства о нарушении предпринимательской деятельности, пли занимающиеся ею, в отношении которой имеется специальное запрещение, а гак же, граждане, виновные в отсутствии учета с нарушением установленною порядка, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа от двух до пяти минимальных месячных размеров оплаты труда.
Налоговые органы в случаях нарушения налогоплательщиком налогового законодательства вправе:
– возбуждать ходатайство о запрещении заниматься предпринимательской деятельностью:
– приостанавливать операции граждан по лицевым счетам в банках учреждении;
– изымать у граждан документы, свидетельствующие о сокрытии доходов /прибыли/ и иных объектов налогообложения с одновременным производством осмотра документов, фиксации задержания.
Граждане, виновные в сокрытии доходов /прибыли/ и иных объектов налогообложения в крупных размерах /более двести минимальных окладов/, привлекаются уже не к административной ответственности/, а к уголовной и наказываются штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров месячной оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев. либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов либо лишением свободы на срок до одного года.
Статья 198 УК РФ в части второй предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налога в особо крупном размере более пятисот минимальных размеров оплаты труда, или лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное данной статьей.
Здесь законодатель устанавливает наказание в виде штрафа в размере от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты груда или в размере заработной платы или иного дохода за период от пяти месяцев, до одного года лишения свободы на срок до трех лет.
Когда речь идет о налогах с организацией, то действует ст. 199 УК РФ. Но по сравнению с аналогичной статьей «старого» Уголовного Кодекса 162-2, чтобы вменить гражданину деяние, предусмотренное этой статьей, необходимо, чтобы минимальная сумма неуплаченною налога превышала тысячу минимальных размеров оплаты труда, а по ст. 162-2 эта сумма равнялась пятидесяти минимальным размерам оплаты труда. Законодатель не случайно поднял нижнюю планку, ограничивавшую уголовное преступление от административного нарушения.
Ранее следственным подразделениям приходилось заниматься раскрытием так называемой «мелочевки», а на более крупные дела и сложные не оставалось сил.
Квалифицированным видом уклонение от уплаты налогов с организацией является совершение этого деяния повторно, независимо от того, привлекался виновный к ответственности за первый случай или нет. Если лицо не было ранее судимо по статье 199 УК РФ, то для привлечения его к ответственности по ч.2 ст. 199 УК РФ, то для привлечения его к ответственности по ч.2 ст. 199 УК РФ. С данным квалифицирующим признаком, необходимо, чтобы каждое вменяемое ему в вину деяние являлось самостоятельным преступлением, кроме того, совершение группой лиц, или же превышение сокрытых налогов более 5000 МРОТ.
И так, основным критерием, влекущим уголовную ответственность по статьям 198 и 199 УК РФ является размер неуплаченного налога.
Кроме того, ранее по ст. 162-3 УК РФ к уголовной ответственности можно было привлечь при уклонении от явки в органы Министерства по налогам и сборам для дачи пояснений или отказе от дачи пояснений об источниках доходов /прибыли/ и фактическом их объеме, а равно непредставление документов и иной информации о деятельности хозяйствующего объекта по требованию органов Государственной налоговой службы.
Законодатель устанавливал ответственность в виде штрафа в сумме от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
В качестве примера можно привести самое первое уголовное дело, возбужденное по этой статье в Дагестане в декабре 1994 г. в отношении директора ТОО «ЯГУАР».
Поводом к возбуждению уголовного дела послужил материал о невыполнении требований Государственной налоговой службы директором ТОО «Ягуар» Магомедовым М.М.
Поступивший из налоговой инспекции Магомедов М.М. путем преступного бездействия уклонялся от явки в ГНИ для сдачи отчетов и дачи объяснений об источниках доходов и фактическом их объеме по повестке от 14 июня 1994 года, а так же не представил документы и иную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта – ТОО «Ягуар» по требованию органов ГНС от 19 сентября 1994 года. То, что действия Магомедова М.М. были совершены именно в целях сокрытия доходов, доказывает тот факт, что он в 1993 г. перепродал в г. Махачкале за 3 500 000 рублей автомобиль ВАЗ-2105 приобретенный в г. Тольятти за 2 900 000 рублей, что подтверждается выпиской из расчетного счета ТОО «Ягуар» в коммерческом банке «Анжи – банк» и платежным поручением №18 от 10.02.94 г. и перечислении МП «Рассвет» на его счет 3 500 000 рублей ‘за приобретенные материальные ценности.
Согласно Закону РФ «О налоге на прибыль предприятий» Магомедов М.М. обязан был уплатить налог в сумме 610 000 рублей, что им не было сделано. Суд назначил Магомедову М.М. наказание в виде штрафа в сумме ста минимальных размеров оплаты труда.
Другой пример:
Проведённой проверкой налогового законодательства МП «Набат» установлено, что руководитель МП Разаханов Т.Р. в течении 1997 года занимался экспортно-импортными операциями по реализации и покупки продуктов питания, в ГНИ отчётность не представлял и путём сокрытия объектов налогообложения уклонялся от уплаты налогов с организации в крупном размере. Разаханов Т.Р. судом признан виновным по ст. 199 ч. 1 УК РФ и осуждён.
Кроме того УФСНП РФ по РД по поручению Прокуратуры РД расследует экономические преступления, не относящиеся к прямой подследствен нести органов налоговой полиции.
Так, в марте 1998 года coтрудники налоговой полиции в ходе рейда обнаружили подпольный цех по разливу водки «Столичная» в г.Махачкале и изъяли более 1200 бутылок готовой продукции, более 300 литров спирта, оборудование для изготовления фальсифицированной водки. Было возбуждено уголовное дело по ст. 170, 175, I80 УК РФ, по которым гр. Макаев Д.Т. был привлечен уголовной ответственности.
ГЛАВА IV
. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Но своей важности и объему, Налоговый Кодекс можно поставить в ряд с такими законодательными актами, как Конституция и Гражданский кодекс, поскольку он не только закрепляет правоотношения, связанные с формированием основных источников доходов государства – налогов, но и затрагивает нрава, интересы и материальное благосостояние всех без исключения граждан и организаций.
Авторы проделали колоссальный труд, но определению структуры Кодекса, формированию понятийного аппарата, разработке целостной им рациональной системы, налогообложения. Особое значение имеет уменьшение числа налогов, и снижение общего налогового бремени. Кодекс предусматривает переход от экстенсивных методов пополнения бюджета к интенсивным методам.
С этой целью занижены общие размеры штрафных санкций за налоговые поручения и введены нормы направленные на повышение собираемости самих налогов.
Важное место в Кодекс занимают вопросы организации учета и контроля. Особо следует отметить универсальный характер статуса налогоплательщика. Исполнение налогоплательщиками своих обязанностей, в т.ч. постановка на учет, представление деклараций и т.д., осуществляется во всех случаях, даже если в течение какого либо промежутка времени у налогоплательщика отсутствуют объекты обложения и он не уплачивает налоги.
Положительным моментом так же является попытка авторов рационализировать налоговую систему путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу и налогоплательщиков.
В первую очередь это относится к :
– платежам за право пользования природными ресурсами;
– акцизам на минеральное сырье;
– налогу на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизам на моторное топливо;
– отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды /кроме пенсионного фонда/
Следует подчеркнуть, что в налоговом Кодексе вместо 100 действующих сегодня налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусматривается / с учетом региональных и местных налогов и сборов/, доведено их число до 28. А ограничить /в пределах полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов/ налоговое время предполагается за счет установления оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам.
В целом – УК РФ ч.1 – существенный шаг вперед по сравнению с действующим законодательством «Об основах налоговой системы в РФ». Однако, на мой взгляд, проект содержит ошибочные положения, в т.ч. и концептуального характера.
Главным вопросам налоговой политики является вопрос стимулирования отечественного производителя.
Практически, на сегодняшний день одни и те же налоги платит и тот, кто -создает национальный доход, и тот, кто его перераспределяет. По-видимому, дифференцию надо обеспечить, а главное, понять: пока не работает в полную мощь основные отрасли отечественного производства, нет оснований говорить об общей социальной справедливости и улучшению условий жизни, собираемости налогов, тем более – об их снижении.
Все это должно быть основой налоговой политики.
В Кодексе так же определено понятие «налогового агента», его права и обязанности.
Однако целесообразно было бы дополнить эту статью положением о том, что за выполнение в течение отчетного года обязанностью, по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий орган – бюджет – налога или сбора, налоговые агенты получают комиссионные вознаграждения из соответствующего бюджета в размере определенного процента от перечисленной суммы налогов.
Такая форма обеспечила бы справедливую компенсацию дополнительных затрат агентов, связанных с удовлетворением государственных нужд.
Принятие ч.1 налогового Кодекса в принципе, лини, начальный шаг к проведению в России действенной налоговой реформы, над которой еще надо будет работать Важное значение имеет и принятие 2-й части ИК, которое ожидается в 2000 году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преступность исторически присуща обществу, однако, ее содержание подвижно, что особенно остро проявляется в переходные периоды ломки экономических и политических отношений, сопровождающиеся обвальным ростом преступности, когда возникают новые преступления, либо новые формы и способы совершения опасных преступлений
До 1992 г. Уголовный Кодекс РСФСР не знал налоговых преступлений. Но отказ от советских социалистических общественных отношений и переход к рынку неизбежно поставили на повестку дня проблему принципиально нового для России правового регулирования государством налогообложения юридических и физических лиц
Стремлением налогоплательщиков уклоняться от налогообложения и уплаты налогов и обязательных платежей государство противопоставляет, кроме прочих, по возможности адекватные формы и методы правовой защиты, включая установленные уголовной ответственности за общественно-опасные нарушения налогового законодательства и создание федеральных органов налоговой полиции, специализирующихся на предупреждении, пресечении выявлении и расследовании.
И законодательство о налоговой системе, налоговых правонарушениях и преступлениях, и впервые созданная в России налоговая полиция, и её законодательная и ведомственная нормативная база проходят период становления, когда далеко не всем ясны и понятны вопросы оптимального правового регулирования, правоприменения и управления правоприменительной деятельности в борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями.
Преступные нарушения законодательства о налогах в современном периоде характеризует ряд особенных признаков.
Уклонение от подачи деклараций о доходах приобрело массовый характер. Сокрытие доходов, противодействие требованиям налоговой службы, либо их неисполнение в целях сокрытия доходов и неуплаты налогов представляет собой обычное явление в жизни предпринимателей, коммерсантов, бизнесменов, да и не только этих лиц. Налоговые преступления и правонарушения латентны, чему в немалой степени способствует неэффективная пока деятельность создаваемых налоговых и правоохранительных органов, которые не обеспечивают решительного пресечения преступных деяний и неотвратимости наказания, имеют мест безответственность, равнодушие, равнодушное отношение к преступникам.
Без должного реагирования остается значительная часть информации о преступлениях и других правонарушениях.
Субъектами налоговых правонарушений и преступлений являются не только обычные физические лица, но и представители, сотрудники юридических лиц.
Формы преступных явлений многообразны. В сфере бизнеса наиболее распространены – лжепредпринимательство, лжебанкротство, уклонение от уплаты налогов.
Процветает деятельность преступных групп предпринимателей, заключающих фиктивные договоры на поставку в Россию товаров народного потребления.
При этом, получаемые в качестве предоплаты деньги расхищаются и переводятся на счета в зарубежные банки.
Распространены факты сокрытия прибыли совместными предприятиями и товариществами с ограниченной ответственностью.
Нежелание юридических и физических лиц уплачивать налоги подталкивает их на поиск преступных форм сокрытия доходов /прибыли/ от налогообложения.
Зачастую нарушения налогового законодательства сопровождаются подлогам и, злоупотреблениями, хищениями, взяточничеством и другими преступлениями, совершаемыми должностными лицами, материально ответственными и иными лицами.
Повышенную общественную опасность представляют факты коррупции в системе налоговой службы, преступные связи отдельных сотрудников с коммерческими структурами
Налоговая преступность как явление – прежде всего обусловливается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.
В современных условиях именно налоги являются источниками бюджетных расходов- Постоянный рост последних, вызванный в -значительной степени инфляционными процессами, побуждает государство к непопулярным мерам -оно увеличивает налоговый пресс.
Ответная реакция предпринимательско-деловых кругов – уклонение от уплаты налогов.
Впрочем, многие товарно-закупочные посреднические и иные коммерческие структуры избегают налогообложения не только в силу его непомерной тяжести: срабатывает так же и другой фактор крайне низкий уровень правовой, налоговой культуры. Это обходится казне в триллионы.
Немаловажная причина активизации налоговой преступности несовершенство и нестабильность российского налогового законодательства, объемного, сложного, противоречивого. Сегодня нормативно-правовая база но вопросам налогообложения включает в себя более ста законов. указов, постановлений, инструкций и разъяснении.
Время от времени вводятся дополнительные нормы, ухудшающие и без того незавидное положение налогоплательщиков.
Анализ динамики налоговых преступлений по РФ с конца 1992 по 1999 гг. позволяет сделать вывод о резко прогрессирующем их росте. Так, если в 1993 г, возбуждено 617 уголовных дел и осуждено 59 человек, то за 1999 год возбуждено свыше 7,6 тысяч уголовных дел, а осуждено 1840 человек.
Столь заметный скачок в показателях объясняется как повышением эффективности оперативно-служебной деятельности органов налоговой полиции, так и появлением огромного числа новых собственников, не желающих на маневр старых платить в госбюджет.
Приведенные цифры далеко не в полной мере отражают масштабы налоговой преступности в стране, поскольку она характеризуется высокой латентностью.
18 марта 2000 года налоговой полиции исполнилось 8 лет. Восемь лет налоговая полиция стоит на страже экономической безопасности страны. Благодаря работе наших сотрудников в казну возвращены десятки триллионов рублей, так необходимых учителям и военнослужащим, работникам культуры и науки, пенсионерам и студентам, всем тем, для кого единственный источник существования государственная казна.
Вместе с тем вопрос собираемости налогов на сегодняшний день, является самым актуальным для страны. Назрела необходимость усиления ответственности за налоговые преступления и правонарушения.
« . до тех пор, пока люди, которые не платят налоги, и предприятия, которые считают своим долгом уклоняться oт уплаты налогов, не будут привлекаться к уголовной ответственности, до тех пор Россия, как суверенное, независимое, могучее государство существовать не будет»2.
Не случайно налоговую полицию называют щитом казны. Чем крепче и надежнее этот щит, тем больше перспектив развития, тем сильнее и независимая страна. От этого в первую очередь, выиграют граждане нашей страны, чьё благополучие является главной целью государства как такового.
1.Законодательные акты.
-Конституция Российской Федерации, – М. 1993 г.
-Уголовный Кодекс Российской Федерации М. 1998 г.
-Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации М.1998 .
-Налоговый Кодекс Российской Федерации ч.1 – М. 1998
-О Федеральных органах налоговой полиции Федеральный Закон от24 июня 1993 г. №6238 – 1//Российская газета 1993 г. 15 июня
-Об основах налоговой системы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. //Российская газета 1998 г. 10 марта.
-Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г.//Российская газета 1995 г. 18 августа
-О государственной налоговой службе РФ Федеральный закон от 21 марта 1991 г.//Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 №15 ст. 492
-О подоходном налоге с физических лиц: Закон РФ от 7 декабря 1991 г. //Российская газета 1993 г. 5 июня
-О бухгалтерском учёте и отчётности в РФ: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г №129 –ФЗ // Российская газета 1994 г. 4 ноября
2.Специальная литература
-Бабаев В. К. Налоговая полиция – М., 1994 г.
-Бахрах Д. И. Административное право – М.,1993 г.
-Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право – М., 1998 г.
-Гуреев В. И. Налоговое право – М., 1998 г.
-Алмазов С.Н. На страже экономики //Налоговая полиция 1997 г. №5
-Немцов Б. А. Реформы и законность //Налоговая полиция 1997 г. №3
-Михайлов В. А. Уголовно-процессуальная деятельность налоговой полиции – М., 1995
-Налоговая полиция – Лыткарино «Восход»- 1996 г.
-Солтаганов В. Г. Ради интересов государства // Налоговая полиция 2000 г. № 2
3.Практические материалы следственного отдела налоговой полиции Республики Дагестан
-Уголовное дело по обвинению Магомедова М. М. №1 –72\ 96
-Уголовное дело по обвинению Разаханова Т. Р. № 87579
-Уголовное дело по обвинению Макаева Д. Т. № 87519