Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

План
Введение
1. Задачи милиции по предупреждению ипресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
2. Организационные и правовые формыпредупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних
3. Организация работы в ГО(РО)ВД попредупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Заключение
Список литературы

Введение
Масштабныесоциально-экономические и политические изменения, происходящие в РоссийскойФедерации в последнее время, неизбежно повлекли за собой различные негативныепоследствия, в том числе и усиление противоправных тенденций в молодежнойсреде. Широкое распространение получили наркомания, а также тяжкиепреступления; совершенные на этой почве, токсикомания, проституция ибеспризорность, причем темпы роста данных явлений среди несовершеннолетнихнамного опережают темпы роста подобных явлений среди взрослых. [1]
Противоправноеповедение несовершеннолетних качественно изменилось, стало носить более дерзкийи изощренный характер. Правоохранительные органы все чаще сталкиваются сфактами вовлечения подростков в организованную преступную деятельность. Имеютсяслучаи создания банд несовершеннолетних, специализирующихся на совершениитяжких преступлений и успешно конкурирующих с преступными группировкамивзрослых.
Правоохранительныеорганы оказались не готовы к таким проявлениям и пока еще не сумели должнымобразом обеспечить противодействие рассматриваемым процессам. Многие традиционные,апробированные подходы к решению проблем борьбы с преступностью иадминистративными правонарушениями оказались утраченными. Кроме того, требуетсовершенствования правовая база этой работы. С одной стороны, наблюдается ееявная нестабильность, выражающаяся в наличии многочисленных противоречий ипробелов, а также в непоследовательности законодателя, с другой — в обществерастет правовой нигилизм, наблюдается конкуренция федерального законодательстваи нормативных актов местных органов власти и управления. Как следствие из этого- снижение эффективности правоприменительной практики.
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» были закреплены общиеположения организации профилактики правонарушений несовершеннолетних и намеченынаправления совершенствования правового обеспечения этой деятельности.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» дополнил и определил статус органов внутренних дел каксубъектов профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних.Вместе с тем в настоящее время резко обострилась проблема ведомственногоправового регулирования данного вида правоохранительной деятельности, практикакоторой также ещё не совершенна. Особенно тяжелое положение сложилось в сферепрофилактики административных правонарушений несовершеннолетних. Вопросыадминистративно-правовой профилактики правонарушений несовершеннолетних сучетом изменившихся условий остались фактически не исследованными и не получилидолжного освещения в научных трудах
Целью работы являетсякомплексное изучение деятельности органов внутренних дел по предупреждению ипресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Для реализацииданной цели на решение выдвигаются следующие задачи:
1. Рассмотреть основныезадачи милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемыхнесовершеннолетними.
2. Выявить организационныеи правовые формы предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних.
3. Изучить организациюработы в ГО(РО)ВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемыхнесовершеннолетними.
Объектом исследованияявляются регулируемые административно правовымисредствами общественные отношения, возникающие в связи с профилактическойдеятельностью органов внутренних дел, направленной на предупреждение ипресечение правонарушений несовершеннолетних, а также административноезаконодательство России, регламентирующее организационно-правовые проблемы этойдеятельности.
Предметом исследованиявыступают правовые и организационно управленческиеосновы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечениюправонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Методологическую основуисследования составляют положения материалистической диалектики, а такжекомплекс общенаучных и специальных методов познания: метод количественногоанализа, системный, исторический, сравнительно-правовой, логико-аналитический,системно-структурный, конкретно-социологический.

1. Задачимилиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемыхнесовершеннолетними
Правонарушениянесовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченностьобщества и государства.
В преступностинесовершеннолетних в последнее время все заметнее проступают тревожныетенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстныйхарактер; продолжается ее «омоложение»; частным явлением в ряде регионов страныстановятся массовые драки между враждующими группировками подростков, а такжеобразование в молодежной среде группировок имеющих явно выраженныйэкстремистский характер (распространенные группировки: рэперы, рокеры,футбольные фанаты, эмо, скинхэды, готы и др.). В условиях широкогораспространения и доступности информации в молодежной сфере все чащепроявляются такие негативные тенденции как пьянство, наркомания, токсикомания,алкоголизм, проституция.
В подавляющембольшинстве главным условием совершения несовершеннолетними правонарушенийявляется их безнадзорность, т.е. отсутствие или значительное ослаблениенаблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетнихсо стороны семьи, а также государственных и общественных организаций.[2]
Нарастание негативныхтенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фонепостоянных реорганизаций государственных и негосударственных структур,призванных осуществлять социальную реабилитацию, воспитательную ипрофилактическую работу в отношении несовершеннолетних.
В последние годыгосударством уделяется более пристальное внимание укреплению политики, позволяющейв комплексе решать проблемы детства и юношества. На уровне федеральных органовзаконодательной и исполнительной власти, принимающие нормативно – правовыеакты, направленные на создание условий позволяющей комплексно решать проблемыправонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и привлекает кданной работе более широкий круг субъектов.
Важный этап на путирешения этих задач открылся с принятием Федерального закона от 24 июня 1999года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних», который в настоящее время являетсяосновополагающим документом, предусматривает создание государственной системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяетзадачи, принципы и формы профилактики безнадзорности и правонарушений срединесовершеннолетних. />
Всистему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входяткомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РоссийскойФедерации, органы управления социальной защитой населения, органы управленияобразованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органыуправления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел ииные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры попрофилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Данный федеральныйзакон определяет категорию лиц, в отношении которых проводится индивидуальнаяпрофилактическая работа:[3]
I.В отношении несовершеннолетних:
1)безнадзорныхили беспризорных;
2)занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3)содержащихся в социально — реабилитационных центрах для несовершеннолетних,социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей,специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4)употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначенияврача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную испиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5)совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административноговзыскания;
6)совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступаетадминистративная ответственность;
7)освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или всвязи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, чтоисправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем примененияпринудительных мер воспитательного воздействия;
8)совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовнойответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступаетуголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, несвязанного с психическим расстройством;
9)обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которыхизбраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10)условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных отнаказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11)получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12)освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся изспециальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в периодпребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершалипротивоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся всоциально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13)осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести иосвобожденных судом от наказания с применением принудительных мервоспитательного воздействия;
14)осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работамили иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
II.В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, еслиони не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержаниюи (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Отсюда видно, чтоорганы внутренних дел хотя и, несомненно, важное, но лишь одно из звеньевгосударственной системы профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием работы попредупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихявляется комплекс разнообразных мероприятий социально – экономического,организационного, воспитательного характера. Правовые же меры, тем болееадминистративно – принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.
Центральное место вгосударственной системе профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних, которыепризваны координировать действия государственных органов и общественныхобъединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.
В составе указанныхкомиссий включены представители органов внутренних дел (милиции), что обусловленоналичием прав применения мер принуждения для осуществления функций попредупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений со сторонынесовершеннолетних.[4]
Кроме прав иобязанностей предусмотренных законом РФ «О милиции» более конкретно задачислужб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению безнадзорности иправонарушений со стороны несовершеннолетних определены в «Наставлении опорядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милицииобщественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутреннихдел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,защите их прав и законных интересов», утвержденной приказом МВД России от 13мая 2003 года № 323дсп. В структуре ОВД основные задачи по профилактике ипредупреждению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетнихпоставлены перед специальным подразделением – подразделением по деламнесовершеннолетних (ПДН). Деятельность данного подразделения определена«Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетнихорганов внутренних дел», утверждена приказом МВД России от 26 мая 2000 года №569.
Приведенные вышенормативно – правовые акты определяют задачи стоящие перед органами внутреннихдел (милиции) по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений состороны несовершеннолетних.

2. Организационныеи правовые формы предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних
Определяя порядокдеятельности по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних необходимоотметить, что указанная деятельность имеет наиболее положительный эффект приправильном применении организационных и правовых форм.
К организационнымформам могут быть отнесены:
-органы статистическойработы (учет регистрации фактов правонарушений и преступности, совершаемыхнесовершеннолетними);
— органы аналитическойработы включают в себя анализ количества, характера, а также обстоятельстваспособствующие совершению преступления несовершеннолетних, указанный анализможет осуществляться по различным направлениям, но основной его задачейявляется выработка и осуществление конкретных мер направленных на достижениецели по декриминализации в подростковой среде.
На основе анализа могутразрабатываться соответствующие планы и мероприятия, а также определяетсяперечень субъектов участие которых будет способствовать достижениюположительных результатов, кроме того на основе анализа могут применятьсоответствующие нормативно – правовые акты.[5]
Таким образом, можносказать, что осуществление организационных и правовых форм в своей совокупностибудут способствовать положительному эффекту в деле предупреждения и пресечениянесовершеннолетней преступности.
К правовой форме могутбыть отнесены:
— осуществлениедеятельности субъектов профилактики по применению нормативно – правовых актов,как создание нормальных условий для развития несовершеннолетнего, так иприменение мер административного и уголовного принуждения в отношении лиц,допустивших соответствующие нарушения.
Главным нормативнымактом, регулирующим деятельность по профилактике преступностинесовершеннолетних является Федеральный Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ “Обосновах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних”. В соответствии с этим законом в стране складывается всясистема профилактики. Применение этого закона на практике обеспечиваетсяпринятием на федеральном уровне специальных программ, утверждаемыхпостановлениями Правительства РФ. Так, например, 25 августа 2000 г. было принято постановление № 625 “О федеральных целевых программах по улучшению положениядетей в Российской Федерации на 2001-2002 годы”, среди которых важное местозанимает “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних(2001-2002 годы). Профилактические функции реализуют не только нормативныеакты, направленные непосредственно на профилактику преступностинесовершеннолетних, но и акты в сфере образования, социальной защиты, оказаниямедицинской и психологической помощи, трудоустройства. Традиционноеобщесоциальное предупредительное воздействие оказывают нормы уголовного права.
Учитывая, что всоответствии с п. б ч. 1 ст. 72 Конституцией РФ обеспечение законности,правопорядка относится к совместному ведению РФ и ее субъектов, на местномуровне принимаются законы и иные нормативные акты, регулирующие вопросыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Нужно отметить,что законодательство многих субъектов Российской Федерации в этой сфереопережает развитие федерального законодательства, как по уровню затрагиваемыхвопросов, так и по соответствию происходящим в обществе изменениям. Так,например, в г. Москве 27 апреля 2001 г. был принят Закон № 20 “О комиссиях поделам несовершеннолетних и защите их прав”, в то время как на федеральномуровне еще действует постановление Президиума Верховного Совета СССР от 14декабря 1966 года N 556-VII «О Примерном Положении о комиссиях по деламнесовершеннолетних».
Какова складывающаясяна основании рассматриваемого Федерального Закона система профилактикипреступности несовершеннолетних? Прежде всего, объектами мер ее воздействияявляются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положениивследствие безнадзорности, беспризорности, нахождения в обстановке, несоответствующей требованиям воспитания или содержания, а также вследствиесовершения правонарушений или антиобщественных действий (ст. 1 закона).Субъектами этой системы в соответствии со ст. 4 Федерального Закона “Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы иучреждения социальной защиты населения, образования, по делам молодежи,здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства и службы занятости.
Система субъектовпрофилактики преступности несовершеннолетних, защиты их прав. Такую системуобразуют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительствааппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальнойзащиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службызанятости населения и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своейкомпетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите ихправ.[6]
Отсюда видно, чтоорганы внутренних дел хотя и, несомненно, важное, но лишь одно из звеньевгосударственной системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием работы по предупреждениюи пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являетсякомплекс разнообразных мероприятий социально-экономического, организационного,воспитательного характера. Правовые же меры, тем болееадминистративно-принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.
Центральное место вгосударственной системе профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних. Всоответствии с названным выше Указом Межведомственная комиссия по деламнесовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации, комиссии по деламнесовершеннолетних при главах исполнительной власти субъектов федерации, пригородских, районных (в городе) администрациях призваны координировать действиягосударственных органов и общественных объединений по предупреждениюбезнадзорности и преступлений несовершеннолетних. Согласно положению окомиссиях к их ведению также относятся:
а) устройство и охранаправ несовершеннолетних;
б) рассмотрение дел оправонарушениях несовершеннолетних;
в) осуществлениегосударственного контроля за условиями содержания и проведением воспитательнойработы с несовершеннолетними в учреждениях МВД, специальных учебно- илечебно-воспитательных учреждениях.
Большую роль в делепредупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихпризваны играть специализированные учреждения (службы) для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации, создаваемые в структуре органовсоциальной защиты населения. Эта же цель реализуется деятельностью специальныхучебно-воспитательных учреждений (СУВУ) органов образования для детей иподростков с девиантным поведением. К ним относятся специальныеобщеобразовательные школы и специальные профессионально-технические училища. ВСУВУ открытого типа принимаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет,имеющие устойчивое противоправное поведение либо подвергшиеся любым формампсихологического насилия, либо отказывающиеся посещать общеобразовательныеучреждения и испытывающие трудности в общении с родителями. В СУВУ закрытоготипа (в них установлен специальный режим) по постановлению комиссии по деламнесовершеннолетних направляются несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет,совершившие общественно опасные деяния, нуждающиеся в особых условияхвоспитания и обучения и требующие специального педагогического подхода.
В соответствии со ст.11 названного закона Комиссии по делам несовершеннолетних (далее — КДН),образуемые органами местного самоуправления, являются одним из основных институтов,обеспечивающих защиту прав и интересов несовершеннолетних. Основная задача КДН– предупреждение безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действийэтой возрастной группы населения. Эта задача должна достигаться путеморганизации контроля за условиями воспитания, обучения, содержаниянесовершеннолетних, применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних иих законных представителей. На практике основное время в работе КДН уделяетсярассмотрению дел о правонарушениях несовершеннолетних, подготовке материалов,представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних вучебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, рассмотрению представленийорганов образования об исключении несовершеннолетних из учреждения общего образования.Социальные функции КДН заключаются в оказании помощи в трудовом и бытовомустройстве, социальной реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся вгосударственной помощи. Необходимо отметить, что сами комиссии не имеют прямыхполномочий в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и свои функции онивыполняют, прежде всего, посредством осуществления координации с другимиорганизациями, занимающимися “неблагополучными” подростками, которые былипоставлены на учет комиссией по делам несовершеннолетних. Как было указановыше, деятельность КДН регулируется Постановлением Президиума Верховного СоветаСССР от 14 декабря 1966 года N 556-VII «О Примерном Положении о комиссияхпо делам несовершеннолетних».
Вторым элементомсистемы органов профилактики преступности несовершеннолетних являются органысоциальной защиты (ст. 12) – это территориальные центры социальной помощи,психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи(телефоны доверия). Главная особенность этих органов заключается в том, что онив большей степени нацелены на проведение индивидуальной содержательнойпрофилактической работы с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними, стеми, кто оказался в трудной жизненной ситуации. В эту работу входит ибесплатное оказание социальных услуг, тесное сотрудничество с семьей, помощь ворганизации досуга несовершеннолетних и т.д. Нормативную основу деятельностиорганов социальной защиты составляют Федеральный Закон от 10 декабря 1995 г. 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,постановления Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 52, 53, 54 об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственных (муниципальных)учреждений «Центр социальной помощи семье и детям», «Центрпсихолого-педагогической помощи населению», «Центр экстреннойпсихологической помощи по телефону».
Третьим элементомсистемы профилактики являются специализированные учреждения для несовершеннолетних,нуждающихся в социальной реабилитации. Особенность этих учреждений заключаетсяв том, что они оказывают срочную экстренную помощь несовершеннолетним,оказавшимся в трудной жизненной ситуации преимущественно на “стационарной”основе. К таким учреждениям относятся а) социально-реабилитационные центры, б)социальные приюты, обеспечивающие временное проживание детей, в) центры помощидетям, оставшиеся без попечения родителей. Деятельность этих учреждений помимоЗакона “Об основах системы профилактики…” регулируется постановлениемПравительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896, утвердившего примерные положения осоциально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, о социальном приютедля детей и о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Следующим элементомпрофилактики являются учреждения образования и органы управления образованием(ст. 14 закона). К компетенции этих институтов относится: введение и реализацияметодик, направленных на формирование законопослушного поведения; проведениекомплексных психолого-медико-педагогических обследований для определениянеобходимых форм обучения и воспитания; выявление детей, пропускающих занятия,и помощь по получению образования; помощь семьям в воспитании и обучении детей;организация отдыха и досуга несовершеннолетних. Нормативными актами,регулирующими деятельность органов и учреждений образования являютсяФедеральный Закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «Об образовании»,Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденноепостановлением Правительства от 19 марта 2001 г. № 196, Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста,утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204.
К учреждениямобразования, ответственным за профилактические функции также относятся детскиедома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Их деятельностьрегулируется ст. ст. 145-150 Семейного кодекса РФ, Типовым положением обобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676. Особенную роль среди учреждений образования в деле индивидуальной профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеют специальныеучебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов. В открытыеучебно-воспитательные учреждения принимаются дети по постановлениям КДН в целяхпроведения их психолого-медико-педагогической реабилитации. В учреждения жезакрытого типа, имеющие более строгий режим, принимаются несовершеннолетние,которые за совершение общественно-опасных деяний были освобождены от наказанияв порядке ст. 92 УК РФ, или не достигли возраста уголовной ответственности,либо в силу отставания в психическом развитии не могли в полной мере сознаватьобщественную опасность своих действий (бездействий) и руководить ими. Вучреждениях закрытого типа также проводится психолого-медико-педагогическаяреабилитация несовершеннолетних. Деятельность данных учреждений регулируетсяТиповым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей иподростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительстваот 25 апреля 1995 г. № 420.
Пятым элементомпрофилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждения поделам молодежи, учреждения культуры, спорта, туризма, молодежные объединения,другие общественные организации и движения. В пределах своей компетенции ониучаствуют в организации воспитания, отдыха, досуга и занятостинесовершеннолетних. Основными задачами органов по делам молодежи является координациядеятельности молодежных организаций, оказание им финансовой поддержки наконкурсной основе (ст. 17 Закона). Нормативной основой деятельности этихсубъектов профилактики является федеральные законы от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественныхобъединений», Типовое положение об образовательном учреждениидополнительного образования детей, утвержденным Постановление Правительства РФот 7 марта 1995 г. N 233 и многие другие.
Деятельность шестогоэлемента системы профилактики — органов управления и учреждений здравоохранения(ст. 18 закона), — в последнее время становится все более существенной. Вусловиях неуклонного роста психических отклонений, алкоголизации инаркотизации, социальная роль оказания психиатрической и наркологической помощи,осуществления лечебно-восстановительного лечения существенно возрастают.Нормативными актами в этой сфере деятельности является закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании”, приказыМинздрава РФ от 23 августа 1999 г. N 327 „Об анонимном лечении внаркологических учреждениях (подразделениях)“, от 5 мая 2000 г. N 148 „О создании организационно-методического центра Минздрава России помедико-социальной помощи несовершеннолетним с проблемами развития иповедения“, от 20 апреля 2001 г. N 124 „О федеральных целевыхпрограммах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002годы“ и многие другие.
Седьмым элементомпрофилактики преступности несовершеннолетних являются органы и учреждениявнутренних дел, среди которых ведущими являются подразделения органоввнутренних дел по делам несовершеннолетних (ст. 21 Закона – далее ОППН).
Вспомогательнымиэлементами профилактики преступности несовершеннолетних являются органы опеки ипопечительства и органы служб занятости. Эти элементы профилактики названывспомогательными, так как их деятельность в профилактике носит преимущественнораспорядительно-контрольный характер, не связанный с содержательной работой снесовершеннолетним и (или) его семьей.
Центральным органом,координирующим деятельность министерств и ведомств по профилактикебезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является Межведомственнаякомиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, положение о которойбыло утверждено постановлением Правительства от 5 июня 1994 г. № 646. На уровне многих субъектов РФ созданы не только комиссии субъектов РФ по деламнесовершеннолетних, но и также окружные комиссии.
В систему профилактикипреступности несовершеннолетних также входит и прокуратура РФ, которая всоответствии с 1, 8, 10 и другими статьями Федерального Закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуреРоссийской Федерации” выполняет, во-первых, осуществляет надзор за соблюдениемправ и свобод несовершеннолетних, а во-вторых, координирует деятельностьправоохранительных органов по борьбе с преступностью несовершеннолетних.
Принятие УказаПрезидента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних, защите их прав» создает предпосылки для решительного отказаот ставшего традиционным представления, будто безнадзорность несовершеннолетнихпроблема исключительно милицейская. Однако на практике в силу ряда причин —объективных и субъективных — дело обстоит намного сложнее. Можно утверждать,что, несмотря на попытки реформирования государственной системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основная тяжесть работыздесь по-прежнему лежит на милиции.
3. Организацияработы в ГО(РО)ВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемыхнесовершеннолетними
В соответствии стребовании приказа МВД России деятельность ОВД (милиции) строится в комплексе иимеет своей задачей осуществление комплексного подхода и ответственности всехструктур за достижение положительного эффекта в данной работе. Так, аппаратыуголовного розыска путем проведения оперативно-розыскных мероприятийпредупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних, деятельностьпреступных групп подростков, выявляют и разоблачают подстрекателей иорганизаторов преступлений несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в пьянство,наркоманию, токсикоманию, проституцию, азартные игры, бродяжничество ипопрошайничество, осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших изСУВУ закрытого типа. Служба госавтоинспекции осуществляет разнообразныепрофилактические мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортноготравматизма, нарушений правил дорожного движения, в том числе «рокерами», ит.п. Аппараты федеральной миграционной службы выявляют родителей, отрицательновлияющих на детей, а также нигде не работающих и не учащихся несовершеннолетних.Подразделения обеспечения общественного порядка при разработке единойдислокации учитывают структуру преступлений и административных правонарушенийнесовершеннолетних.
В работе снесовершеннолетними и их родителями в основном используются организационныесредства профилактического воздействия, такие, как проверка по месту жительства(учебы), беседы, закрепление шефов или общественных воспитателей, и др.[7]
Приказ МВД РФ от 13 мая2003 года №323дсп регламентирует порядок взаимодействия сотрудниковподразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности,следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждениюбезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законныхинтересов. Но, несмотря на, комплексный подход, основные задачи попредупреждению и профилактике правонарушений со стороны несовершеннолетнихстоят перед ПППН. Сотрудники указанного подразделения осуществляютнепосредственную и целенаправленную деятельность по профилактике правонарушенийсреди несовершеннолетних и осуществляет координацию с другими подразделениямиОВД в данной работе.
Структурно отделы(отделения) по предупреждению правонарушений несовершеннолетних входят в составмилиции общественной безопасности.
Старшие инспектора иинспектора ПППН работают по зональному принципу. В соответствии с нормативами,предусмотренными Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. №209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации», (далееМОБ), одна должности инспектора ППН вводится на 4-5 тыс. несовершеннолетних.
Среди многочисленныхфункций ПППН особенно выделяются две:
— прежде всего, этопроведение индивидуальной профилактической работы с теми несовершеннолетними,которые находятся не просто в трудной жизненной ситуации, а представляютобщественную опасность для общества.
К таковым законотносит:
— несовершеннолетних, употребляющихнаркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либоупотребляющих одурманивающие вещества;
— совершившихадминистративное правонарушение, как до, так и после достижения возраста, скоторого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовнойответственности или не подлежащих ей по разным основаниям;
— обвиняемых илиподозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в видезаключения под стражу.
К компетенции ОППНтакже относится профилактика рецидивной преступности: эти органы должныработать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания илиполучивших отсрочку отбывания наказания или исполнения приговора по разнымоснованиям; освобожденных от наказания за совершение преступления с применениемпринудительных мер воспитательного воздействия; осужденных условно илиосужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы; освобожденных изучреждений уголовно-исполнительной системы, или вернувшихся из специальныхучебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания вних допускали нарушения режима и (или) после освобождения (выпуска) находятся всоциально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или)реабилитации. Кроме того, ПППН обязаны проводить работу с законнымипредставителями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию указанныхвыше категорий несовершеннолетних.
Второй, может быть ещеболее важной функцией ОППН является выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетнихв совершение преступления и (или) антиобщественные действия.
Среди органоввнутренних дел профилактическую роль выполняют также центры временной изоляциидля несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, задачи профилактики решаюти подразделения криминальной милиции ОВД, к компетенции которых относитсяпредотвращение, пресечение преступлений, выявление несовершеннолетнихправонарушителей или групп, состоящих из них, а также лиц этой возрастнойгруппы, входящих в организованные преступные группы и преступные сообщества.
Нормативными актами,регулирующими деятельность указанных органов внутренних дел, являются Закон РФот 18 апреля 1991 г. N 1026-I „О милиции“, постановлениеПравительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 „О подразделениях милицииобщественной безопасности“, приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 „Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел попредупреждению преступлений“ (пп. 8.1-8.8, 15.4-15.6).
Вместе с тем милиция влице ПППН применяет самостоятельно или обеспечивает применение другими органамиправовых средств предупреждения и пресечения безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних. К ним относятся:
а) вызов в милициюнесовершеннолетних и их родителей для выяснения обстоятельств правонарушений;
б) официальноепредостережение о недопустимости антиобщественного поведения, применяемое кнесовершеннолетним правонарушителям, а также к их родителям и лицам, их заменяющим;
в) доставление в органвнутренних дел на срок не более 3 часов несовершеннолетних, совершившихправонарушения, их личный осмотр. Разбирательство с доставленнымнесовершеннолетним правонарушителем проводит сотрудник ПППН, а в его отсутствие— оперативный дежурный. О задержании несовершеннолетнего обязательноуведомляются его родители или лица, их заменяющие. Несовершеннолетние,находящиеся в состоянии опьянения, передаются под расписку в протоколе обадминистративном правонарушении: родителям или лицам, их заменяющим;представителям лечебных учреждений органов здравоохранения, еслинесовершеннолетний не достиг 14 лет, имеет телесные повреждения или егоневозможно передать вышеуказанным лицам. О передаче несовершеннолетнегоуказанным лицам делается запись в книге учета лиц, доставленных вгоррайлинорган внутренних дел;
г) меры воздействия,предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних,утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., а также административные взыскания. К несовершеннолетним, совершившим административныеправонарушения, по общему правилу, комиссиями по делам несовершеннолетнихприменяются меры воздействия, предусмотренные Положением о них: возложениеобязанности принесения публичного извинения потерпевшему или возмещенияпричиненного материального ущерба, предупреждение, выговор, строгий выговор,штраф, передача под надзор родителей, передача на поруки, направление вспециальное лечебно-воспитательное учреждение, помещение в специальноеучебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Последняя мера являетсянаиболее строгой. Указанные меры воздействия применяют не только заадминистративные правонарушения, но и в случае совершения несовершеннолетнимобщественно опасных деяний, когда он не привлекается к уголовнойответственности, а также при уклонении его от учебы или работы либо совершениииных антиобщественных поступков. В отдельных случаях, несовершеннолетние ввозрасте от 16 до 18 лет несут административную ответственность на общихоснованиях. При этом к ним не может быть применен административный арест.Родители или лица, их заменяющие, за злостное невыполнение обязанностей повоспитанию или обучению детей, а также в связи с совершением несовершеннолетнимлюбого административного правонарушения подвергаются административнойответственности в соответствии с КоАП РФ. Административные взыскания налагаюткомиссии по делам несовершеннолетних, которые вместо этого могут применитьобщественное порицание, предупреждение, возложение обязанности возместитьпричиненный ущерб, лишь в одном случае — при совершении подростками в возрастеот 14 до 16 лет мелкого хулиганства или хулиганства штраф на родителейналагается начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел;
д) ограничение илилишение несовершеннолетнего в возрасте от 15 до 18 лет права самостоятельнораспоряжаться своим заработком или стипендией — по решению органа опеки ипопечительства;
е) направление влечебно-воспитательный профилакторий для больных наркоманией несовершеннолетнихв возрасте от 16 до 18 лет — по постановлению районного (городского) суда;
ж) ограничениедееспособности родителей;
з) отобрание детей уродителей или лишение их родительских прав;
и) выселение безпредоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, еслиих совместное проживание с детьми невозможно. Последние три меры (пп. «ж», «з»,«и») применяются районным (городским) судом.
Первоначальноеустройство оставшихся без родительского попечения детей. В ПППН доставляютсязаблудившиеся и подкинутые дети. О доставлении заблудившегося ребенкасоставляется акт в двух экземплярах, который подписывается сотрудником милициии лицом, доставившим ребенка. О доставлении подкинутого ребенка актсоставляется в трех экземплярах, который подписывается сотрудником милиции,лицом, доставившим ребенка, и понятыми. Первый экземпляр акта после регистрациив книге учета заявлений и сообщений о преступлениях передается в уголовныйрозыск для установления лиц, виновных в оставлении ребенка в опасном для жизнисостоянии, решения вопроса о возбуждении уголовного дела и производстванеотложных следственных действий. Второй экземпляр акта направляется вместе сребенком в детское лечебное или образовательное учреждение либо в ЦВИН (при отсутствииспециализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальнойреабилитации). Третий экземпляр акта с распиской должностного лица, принявшегоребенка, остается в ПППН.
Пока доставленные детинаходятся в ПППН сотрудники милиции принимают меры к обнаружению их родителей.
Подкинутые изаблудившиеся дети в возрасте от 3 лет помещаются в ЦВИН, если в течение 8часов не удалось установить их личность, либо родители их не обнаружены, либоне представилось возможным передать им детей, а также, если их передача связанас большими затратами времени или представляет опасность для жизни и здоровьядетей. В последующем после оформления необходимых документов подкинутые изаблудившиеся дети направляются в образовательные учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (детские дома, школы-интернаты).
Таким образом,деятельность ПППН по предупреждению и пресечению безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних носит в основном административно-правовойхарактер и является необходимым условием эффективной работы другихгосударственных и негосударственных структур, призванных решать аналогичнуюзадачу.[8]
Правовое положениеЦВИН. Структурно рассматриваемые учреждения входят в состав милицииобщественной безопасности. Они предназначены для временного содержания детей иподростков в возрасте от 3 до 18 лет, совершивших правонарушения либо (приотсутствии специализированных учреждений для несовершеннолетних органовсоциальной защиты) нуждающихся в помощи со стороны государства и общества. Ворганах внутренних дел Российской Федерации в настоящее время функционируют 93ЦВИН, 11 из которых являются транзитными. ЦВИН выполняют следующие функции.
1. Прием и регистрациянесовершеннолетних, доставленных в ЦВИН. В ЦВИН могут быть помещены: подкинутыеи заблудившиеся дети; оставшиеся в возрасте до 16 лет без попечения родителейили лиц, их заменяющих, в случае необходимости оказания им помощи со стороныгосударства и общества; направляемые в СУВУ закрытого типа или ЛВП (если естьоснования полагать, что несовершеннолетний будет заниматься преступнойдеятельностью); самовольно оставившие семью в возрасте до 16 лет или в возрастеот 16 до 18 лет, личность которых не установлена, и нуждающиеся в надзоре ипомощи; самовольно ушедшие из СУВУ, ЛВП, а также из других детских учреждений(детских домов, школ-интернатов); совершившие в возрасте от 11 до 14 летобщественно опасные деяния при необходимости немедленной изоляции.
Основаниями для приемав ЦВИН служат постановления о помещении несовершеннолетнего в ЦВИН,утвержденные начальником органа внутренних дел, его заместителем (в ночноевремя в их отсутствие — начальником ПППН, его заместителем или оперативнымдежурным), постановления комиссий по делам несовершеннолетних, постановлениярайонных (городских) судов о направлении в ЛВП, письменные указанияпредседателя комиссии по делам несовершеннолетних или заведующего районного(городского) органа образования.
На несовершеннолетних,помещенных в ЦВИН, заводятся учетные дела.
2. Обеспечение режимасодержания. Перед помещением в ЦВИН производится личный осмотр несовершеннолетнегов присутствии двух других сотрудников ЦВИН. Во время осмотра подлежат изъятиюзапрещенные к хранению предметы, а также вещи, которые могут свидетельствоватьо возможной причастности несовершеннолетних к преступлениям.
Несовершеннолетниесодержатся в ЦВИН в течение времени, необходимого для их устройства, но несвыше 30 суток. В исключительных случаях время содержания может быть продленопо решению комиссии по делам несовершеннолетних на срок не более 30 суток.
Содержатсянесовершеннолетние в условиях, исключающих возможность самовольного ухода исовершения правонарушений. Несовершеннолетние правонарушители содержатсяотдельно от других детей и подростков.
3. Профилактическая ивоспитательная работа. Она проводится сотрудниками ЦВИН с несовершеннолетними,содержащимися в ЦВИН, в том числе и за его пределами. Устанавливая причины иусловия, способствующие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, ЦВИНнаправляет информацию в государственные органы и общественные объединения спредложениями об их устранении.
Для оказания помощиЦВИН в воспитательной работе организуется шефство предприятий, учреждений,организаций. Оно выражается в оказании помощи в организации занятостинесовершеннолетних общественно полезным трудом и их культурного досуга. Для организацииработы шефов и наставников при ЦВИН создаются советы общественности изпредставителей органов местного самоуправления, общественных объединений, шефови наставников.
4. Выявлениепреступлений и лиц, их совершивших. Эта функция реализуется в процессевыяснения условий жизни и воспитания несовершеннолетних, причин самовольногопрекращения ими работы, учебы, ухода из семьи. Установив факты совершенияпреступлений, лиц, принимавших в них участие, находящихся в розыске, пропавшихбез вести, места сбыта похищенного, случаи вовлечения несовершеннолетних впреступную деятельность, должностные лица ЦВИН немедленно направляют в аппаратыуголовного розыска сообщение обо всех обстоятельствах, имеющих значение дляраскрытия преступлений.
Нередко раскрытию преступленийспособствует выяснение обстоятельств, при которых у несовершеннолетнихоказываются крупные суммы денег, ценные бумаги, вещи, оружие, наркотическиесредства, виноводочные изделия и т.п.
Имеют место случаи,когда под видом несовершеннолетних в ЦВИН попадают взрослые лица: совершившиепреступления, скрывающиеся от следствия и суда, бежавшие из мест лишениясвободы, дезертиры. В связи с этим особое внимание уделяется лицам, умышленноскрывающим свои биографические данные, пытающимся совершить побег, длительноевремя не занятым работой или учебой, не имеющим постоянного места жительства.
Если будет установлено,что доставленный достиг 18 лет, он немедленно передается оперативному дежурномуоргана внутренних дел для решения вопроса о его водворении с санкции прокурорав центр социальной реабилитации (приемник-распределитель ОВД для лиц,задержанных за бродяжничество и попрошайничество) либо для принятия иныхзаконных мер.
5. Устройствонесовершеннолетних. Несовершеннолетние, имеющие родителей или лиц, их заменяющих,возвращаются, как правило, в семью в сопровождении должностных лиц ЦВИН либопередаются родителям или лицам, их заменяющим. Несовершеннолетние старше 16 лети имеющие паспорта могут направляться к родителям самостоятельно.
Если возвращение несовершеннолетнегок месту прежнего жительства невозможно в силу отсутствия надлежащих условий длядальнейшего воспитания, то об этом работники ЦВИН сообщают в комиссию по деламнесовершеннолетних по месту его жительства для решения вопроса о трудовом ибытовом устройстве, а также совместно с органами опеки и попечительствапринимают меры к устройству несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние, накоторых получены путевки для помещения в СУВУ, лечебные и иные учреждения,направляются в них в сопровождении должностных лиц ЦВИН.
Передачанесовершеннолетних родителям или лицам, их заменяющим, представителямсоответствующих учреждений или в другие ЦВИН оформляется актом.
Таким образом, ЦВИН —это специальное учреждение милиции общественной безопасности, обеспечивающее возможностьприменения административно-правовых и иных мер воздействия к несовершеннолетнимправонарушителям и предупреждения новых нарушений с их стороны, а такжеорганизующее (при отсутствии специализированных учреждений длянесовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов социальнойзащиты населения) устройство детей и подростков, которым необходима помощьгосударства и общества.[9]
милицияправонарушение несовершеннолетний

Заключение
В заключение следуетотметить, что государственная система профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних переживает в настоящий момент трудный периодсвоего реформирования.
Получается, что органыправопорядка, профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетнихвынуждены подбирать меры воспитательного воздействия для примерно 180 тысячподростков ежегодно. Они должны добиваться персональной ответственностиправонарушителей. Эта ответственность не всегда может быть уголовной: ежегодно60 тысяч несовершеннолетних освобождаются от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям. Полная замена воспитательных мер лишением свободы(например, отбытием наказания в ВТК) приведет к негативным последствиям дляобщества.
Колонии являются»фабриками преступности”. Пребывание в них сравнимо с участием вгрупповых преступлениях. И то и другое дает подросткам “навыки организации,конспирации, связи с преступным миром взрослых, возможности приобретения оружияи наркотиков, воровской и сексуальной эксплуатации друзей и подруг и т.п.”
От способности органовправопорядка подобрать и организовать исполнение мер воспитательноговоздействия зависит и судьба подростков, попавших в орбиту уголовного процесса,и возможный рост будущего поколения преступников, и перспективы криминализациинаселения. На сегодняшний день возможности органов правопорядка и профилактикине велики.
Частично воспитательнуюфункцию выполняют комиссии по делам несовершеннолетних и отделы предупрежденияи пресечения правонарушений несовершеннолетних. В основном комиссии по деламнесовершеннолетних рассматривают дела по административным правонарушениямподростков. Отделы предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних(ОПППН) участвуют в подготовке оперативных материалов и в подготовке материаловв суд (посещают семьи, школу); ставят подростков, совершивших правонарушение научет.
Проблема заключается втом, что эти органы должны полностью подчиняться задачам и политикесуществующей правоохранительной системы, которая ориентируется на усилениекарательного правосудия. Работа с несовершеннолетними правонарушителями требуетдругих подходов. Они должны соединить уголовно-процессуальные исоциально-реабилитационные аспекты профилактики, востребовать потенциалобщества и семьи, привлечь специалистов гуманитарных профессий. [10]
Пока же значительнаячасть подростков оказывается и вне сферы применения чисто карательных мер, ивне сферы социальной реабилитации. Фактически они освобождаются отнеобходимости нести ответственность за содеянное, загладить принесенный ущерб,пройти необходимую для социально-психологическую коррекционную программу и т.д.

Список литературы
I. Нормативные акты
1. Конституция РФ. Принята навсенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.).
2. Кодекс об административныхправонарушениях РФ от 3012.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07.05.2009 г.).
3. Федеральный закон РФ «Об основахсистемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от24.06.1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.).
4. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.№ 1026-1 (в ред. от 26.12.2008 г.).
5. Постановление Правительства РФ «Офедеральной целевой программе «Дети России» на 2007 — 2010 годы» от 21.03.2007г. № 172 (в ред. от 31.12.2008 г.).
6. Приказ МВД России от 26.05.2000 г. (вред. от 06.04.2007 г.). №569 «Об утверждении Инструкции по организации работыподразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»
7. Приказ МВД России от 13 мая 2003 года№ 323дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудниковподразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности,следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждениюбезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законныхинтересов»
II. Литература
1.Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная. Учебник.М., МЮИ МВД России. «Щит – М». 1997
2. Асеева И.П. Административнаяответственность несовершеннолетних // Актуальные проблемы борьбы спреступностью на современном этапе. Воронеж, 2003.
3. Афанасьев Д.В., Хазов Е.Н.Административно-правовая деятельность штабных подразделений органов внутреннихдел. М., 2008.
4. Бакаева А.А., Остапенко Н.И.Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних имеханизм управления ими // Российский следователь. 2002. № 11.
5. Безденежных В. М. Административнаядеятельность ОВД. Общая часть. Учебное пособие. М., 2004.
6. Берсим А.В. К вопросу повышенияпрофессиональной компетентности сотрудников подразделений по деламнесовершеннолетних и уголовно-исполнительных инспекций // Проблемы исполненияуголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и применения иных меруголовно-правового характера в отношении несовершеннолетних. Вологда, 2006. С
7. Бочаров С.Н., Бубнов С.В., ГородничевИ.М. и др. Административная деятельность органов внутренних дел. М., 2008.
8. Волкова Н., Величко О. Профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2000. № 7.
9. Головкин Е.В. Правовые вопросысовершенствования предупреждения правонарушений несовершеннолетних иобеспечение прав ребенка // Вестник Юридического института МВД России. Ижевск,1999.
10. Дугинец А.С. и др. Защита прав ипрофилактика правонарушений несовершеннолетних. М., 2006.
11. Иванова Т.К. О взаимодействииподразделений по делам несовершеннолетних с органами здравоохранения исоциальной защиты населения по ранней профилактике правонарушений средиподростков // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественнойбезопасности. Сборник № 10. М., 2003.
12. Каневский Л.Л. Актуальные проблемысовершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушенийнесовершеннолетних // Правоведение. 1999. № 1.
13. Козлов С.С. Научно-практическийкомментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних». М., 2007.
14. Коренев А.П. Административнаядеятельность ОВД. Особенная часть. М., 2004.
15. Новосельцева Е.А., Довнар О.В.Справочник сотрудника подразделений по делам несовершеннолетних: Сборникнормативно-правовых документов по организации профилактической работы срединесовершеннолетних. М., 2006.
17. Обыденова Т.В. К вопросу опредупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых несовершеннолетними //Право: теория и практика. 2002. № 5.
18. О практике применения Федеральногозакона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушенийнесовершеннолетних» / Под ред. Е.Ф. Лаховой. М., 2005.
19. Папкова Т.П. Исторический аспектпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России //История государства и права. 2002. № 5.
20. Прозументов Л.М. Подразделения поделам несовершеннолетних органов внутренних дел как субъекты предупреждения правонарушенийи преступлений несовершеннолетних // Сибирский Юридический Вестник. 2002. № 3.
21. Таран Ю.Н. Комплексный подход корганизации работы по профилактике преступлений и правонарушенийнесовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. № 4.