Деятельность социального педагога по разрешению споров о воспитании детей

Калачинский филиал автономногоучреждения среднего профессионального образования Омской области
«Техникум «Учебный центр «Ориентир»

Контрольная работа
По дисциплине: «Основы общей исоциальной педагогики»
Деятельность социального педагога поразрешению споров о воспитании детей
Калачинск 2009

Содержание
Введение
Социально-педагогическая защита прав ребенка на образование
Социально-педагогическая защита прав ребенка на охрануздоровья
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
 
Подростковыйвозраст (11-17 лет) – один из самых сложных, внутренне противоречивых,«кризисных» в социализации людей. Это возраст, который в силу целого рядаобъективных причин таит в себе опасность дезадаптационных процессов,психологических проблем, нередко приводящих к девиантному и делинквантномуповедению. В психолого-педагогической литературе к числу основных причин,факторов, условий дезадаптационных сдвигов у подростков относят, прежде всего,особенности социокультурного уровня в их развивающейся психосоматическойструктуре. Главное здесь нарушение относительного равновесия латентного периодав развитии детей в связи с половым созреванием (пубертат) в подростковомвозрасте. В целом биологическое развитие подростков резко усиливается, тогдакак социокультурное значительно отстает. В более конкретном плане особенностиповедения подростков выглядит следующим образом.
Существенныеизменения происходят в интеллектуальной сфере. Формируются навыки логическогомышления. В поздние этапы подросткового возраста (старшеклассники) уровень развитияпозволяет подросткам решать сложные умственные задачи, характерные длявзрослых, причем, как отмечается в современной психологии, «развитие средствпознания очень часто опережает собственно личностное развитие». Бурныеизменения происходят в эмоционально-мотивационной сфере. Для подростковстановится характерной резкая смена настроений и переживаний (от веселья кунынию и наоборот), повышенная возбудимость, импульсивность, поляризация эмоцийи чувств. Расширяется круг интересов, потребностей, интенсивно развивается самосознание(«Я-концепция»), мировоззренческие позиции. Мотивы возникают на основе сознательнопринятого решения, многие интересы приобретают характер стойкого увлечения. В общениив отличие от предшествующего детского периода особое значение приобретает потребностьв принадлежности к какой-нибудь группе, в первую очередь, к группе сверстников (подростковаяреакция группирования), что соответственно ведет к подрыву или разрыву связей сродителями, стремлению к «взрослости» и независимости («реакции эмансипации»).Резко возрастает интерес к сексуальным половым вопросам, мотивация поведенияотчетливо выражает гендерные особенности.
Вцелом поведение молодых людей в подростковом возрасте определяется сложным взаимодействиемотмеченных объективных закономерностей психосоматии, биологических и социокультурныхпроцессов с активно формирующимися индивидуально-личностными различиями (типтемперамента, характера, уникальность и своеобразие конкретных подростков).
Нарядус активным развитием половой сферы и соответственно сексуально-полового поведенияважнейшей особенностью поведения в подростковом возрасте, как общим следствием измененийв психосоматике, является подростковая агрессивность. Психологические исследованияпоказывают, что у мальчиков истоки агрессивного поведения проявляются в 12 и 14-15лет, у девочек в 11 и 13 лет. У мальчиков наиболее выражена склонность к прямойфизической и вербальной (проклятия, угрозы) форме агрессии, а у девочек — кпрямой вербальной и косвенно вербальной. И у мальчиков и у девочек в 12-13 летнаиболее выраженной формой агрессии является негативизм, то есть оппозиционнаяманера поведения, обычно направленная против авторитета (родителей,определенных взрослых, установленных норм и др.). Среди различных формагрессивности у подростков нередко обнаруживается аутоагрессивное поведение, тоесть агрессия направленная на себя. Как отмечается в исследованиях,аутоагрессия и ее уровни связаны с рядом социально-психологических ииндивидуально-личностных особенностей подростков: уровень аутоагрессиикоррелирует с интроверсией, педантичностью, депрессивностью, невротичностью,низкой самооценкой своих психосоматических способностей (память, мышление, телои т.п.). Установлена отрицательная корреляция уровня аутоагрессии, с общительностью,коммуникабельностью, и положительная — с застенчивостью, нерешительностью межличностноговзаимодействия, дезадаптационными процессами.
 

Социально-педагогическаязащита прав ребенка на образование
 
Право на образование закреплено в федеральных законахРоссийской Федерации «Об образовании» (1996), «Об основных гарантиях правребенка в Российской Федерации» (1998) и подзаконных актах.
Социальный педагог может следующим образом участвовать взащите прав ребенка на образование:
— организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям,связанным с реализацией права на образование. Например, имеет ли подростокправо потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартамкачества жизни детей обучение, воспитание, обслуживание, которое он получает вшколе, интернате, поликлинике и т.п.? Или: могут ли учащиеся подавать жалобы наработников школы и участвовать в проводимой по этому поводу проверке? Эти иподобные вопросы достаточно подробно регламентированы в ФЗ РФ «Об основныхгарантиях…». В случае необходимости к работе с детьми, родителями,представителями педагогического коллектива и школьной администрациипривлекаются специалисты;
— продумывать и инициировать разработку и реализацию в школепрограмм правового просвещения;
— выступать экспертом по факту соответствия отдельных решенийшкольной администрации основным правам ребенка в сфере образования;
— содействовать развитию детских и молодежных инициативправозащитной и правоохранительной направленности (по разработке ученическогоУстава или Кодекса чести, правил правопорядка и т.п.);
— представлять интересы ребенка (подготовка исков изаявлений, сбор необходимых документов, обращение к специалистам и внеобходимые инстанции).
В частности, достаточно сложным направлением в деятельностисоциального педагога является работа с детьми «группы риска», в отношениикоторых может быть принято решение о помещении их на определенный срок воткрытое или закрытое специальное учреждение системы образования. В подготовкерешения, подборе необходимых документов, сопровождении несовершеннолетнего ониграет активную роль.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытоготипа органов управления образованием относятся специальные общеобразовательныешколы открытого типа; специальные профессиональные училища открытого типа;другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних,нуждающихся в особых условиях воспитания.
В соответствии с уставами или положениями учреждения данноготипа принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от 8 до 18лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановлениякомиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключениямедико-психолого-педагогической комиссии с согласия несовершеннолетних,достигших возраста 14 лет, их родителей или законных представителей.
К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытоготипа органов управления образованием относятся специальные общеобразовательныешколы закрытого типа; специальные профессиональные училища закрытого типа;специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типав соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» могут бытьпомещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особыхусловиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подходав случаях, предусмотренных ФЗ РФ «Об основах системы профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Основаниямисодержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школахзакрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являютсяпостановления судьи или приговор суда. В специальные (коррекционные)образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние,имеющие отклонения в развитии и/или заболевания, вызывающие необходимость ихсодержания, воспитания и обучения в таких учреждениях. Несовершеннолетний можетбыть помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа додостижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.
Для направления несовершеннолетних в специальныеучебно-воспитательные учреждения необходимы следующие документы: медицинскиесправки о состоянии здоровья, полученные от основных специалистов, и справкаСЭС с места жительства; свидетельство о рождении (подлинник), паспорт; адресныйлисток убытия; постановление КДНиЗП о направлении несовершеннолетнего вучреждение; постановление КДНиЗП о взимании (невзимании) платы с родителей;заключение ПДН; компрометирующие материалы; развернутая характеристиканесовершеннолетнего; личное дело учащегося; справка об окончании класса школыили курса ПТУ; табель успеваемости за последний или текущий год; свидетельствоо неполном среднем образовании; справка с места жительства о составе семьи,занимаемой жилплощади; справка с места работы родителей о заработной плате,других доходах семьи; документы на детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей.
 
Социально-педагогическаязащита прав ребенка на охрану здоровья
 
Забота о здоровье подопечных — составляющая охранно-защитнойфункции социального педагога. Кроме того, защита здоровья может статьсамостоятельным объектом специализации социального педагога-валеолога.
К задачам социального педагога по защите прав ребенка на охрануздоровья можно отнести:
• социопсихолого-педагогическую профилактику укрепления иохраны здоровья;
• реализацию прав ребенка на здоровье, закрепленных вКонвенции о правах ребенка, в Федеральном законе Российской Федерации «Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998);
• повышение общего тонуса и щадящую корректировкуиндивидуальных отношений личности.
Основными требованиями к социально-педагогическойдеятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрануздоровья являются следующие:
• профессионально-этическая ответственность специалиста запрофилактику и охрану физического, психологического, социального здоровьяличности;
• гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия ибережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности ииндивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни,учебе и здоровью;
• способность педагога сохранять собственное здоровье иобучать этому детей;
• умение предупреждать дидактогенные (школьные) неврозы иустранять социопсихолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;
• позитивное отношение к личностному росту ребенка,целенаправленность, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства вдеятельности и отношениях с людьми;
• учет возможностей природной и социокультурной среды,конкретного пространства жизнедеятельности;
• сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьис активностью самого ребенка в становлении его физического, психического,социального здоровья.
Социальному педагогу необходимо учитывать, что, согласноЗакону Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» (1993), каждыйгражданин имеет право на бесплатные консультации по вопросам планированиясемьи, диагностики и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний,представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим проблемамсемейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультациии обследования с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомствав учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Согласно ст. 24 данного закона, определенные права имеют инесовершеннолетние, например: право на диспансерное наблюдение и лечение вдетской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерствомздравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республикв составе Российской Федерации; право на медико-социальную помощь и питание нальготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счетсредств бюджетов всех уровней; право Ht санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях,отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающихвоздействие на них неблагоприятных факторов; право на бесплатную медицинскуюконсультацию за счет средств бюджета всех уровней при определениипрофессиональной пригодности; право на получение необходимой информации осостоянии здоровья в доступной для них форме. Несовершеннолетние в возрастестарше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие намедицинское вмешательство или на отказ от него.
Отдельно закон рассматривает права инвалидов. В частности,согласие ст. 27, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства имеют право намедико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами,протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготныхусловиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Для ухода задетьми-инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному изработающих родителей или лиц, их заменяющих, предоставляются четыредополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Кроме того, эти дни могутбыть поделены названными лицами по их усмотрению.
В силу сложившейся в Российской Федерации ситуации, связаннойс ростом числа детей, нуждающихся в психиатрической помощи и поддержке,социальный педагог должен иметь в виду, что несовершеннолетнему в возрасте до15 лет, а также лицу, признанному в установленном законом порядкенедееспособным, психиатрическая помощь оказывается по просьбе или с согласия ихзаконных представителей и порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992).Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет илица, признанного в установленном порядке недееспособным, при оказании импсихиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители,усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия — администрация психиатрическогостационара либо психоневрологического учреждения (ст. 7 названного закона).Лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическимрасстройством, либо без согласия его законного представителя только приприменении принудительных мер медицинского характера по основаниям,предусмотренным Уголовным кодексом РСФСР, а также при недобровольнойгоспитализации по основаниям, указанным в ст. 29 настоящего закона. В этихслучаях, кроме неотложных, лечение назначается по решению комиссии врачей-психиатров.Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, толькона основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансернымнаблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждениидля социального обеспечения или специального обучения не допускается.
Несовершеннолетний в возрасте до 15 лет помещается впсихиатрический стационар по просьбе или с согласия его родителей или иногозаконного представителя. В случае возражения одного из родителей либо, приотсутствии родителей, иного законного представителя помещениенесовершеннолетнего в психиатрический стационар проводится по решению органаопеки и попечительства, которое может быть обжаловано в суде. Основаниями длягоспитализации несовершеннолетнего в психиатрический стационар в недобровольномпорядке служат (ст. 29) случаи, когда его обследование или лечение возможнотолько в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым иобусловливает: его непосредственную опасность для себя или окружающих; егобеспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основныежизненные потребности; существенный вред его здоровью вследствие ухудшенияпсихического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.
Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, помещенные впсихиатрический стационар по просьбе или с согласия их законных представителей,подлежат обязательному освидетельствованию комиссией врачей-психиатров этогоучреждения. В течение первых шести месяцев такие несовершеннолетние подлежатосвидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в месяц длярешения вопроса о продлении госпитализации. При продлении госпитализации свышешести месяцев освидетельствования комиссией врачей-психиатров проводятся нереже одного раза в шесть месяцев.
Основанием для помещения несовершеннолетнего в возрасте до 18лет, страдающего психическим расстройством, в психоневрологическое учреждениедля специального обучения, являются заявления его родителей либо иногозаконного представителя и обязательное заключение комиссии, состоящей изпсихолога, педагога и врача-психиатра. В заключении должны указываться причины,которыми вызвана необходимость обучения несовершеннолетнего в специальной школедля детей с нарушениями интеллектуального развития.
После рассмотрения отдельных случаев перечислим основныенаправления профилактической работы социального педагога по реализации праванесовершеннолетнего на охрану здоровья:
• вовлечение детей в деятельность по охране своегофизического, эмоционального и социального здоровья;
• обучение культуре использования свободного и учебноговремени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов,отведенного на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;
• целенаправленное обучение способам наблюдения за своимсостоянием и его саморегуляции в деятельности и общении;
• формирование экокультуры детей;
• пропаганда, в том числе на личном примере учителей иродителей, здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом;
• информирование о возможных негативных последствиях вредныхпривычек, бездумного отношения к собственному здоровью;
• контроль и регулирование формирования и реализациивалеологической культуры во внутришкольной жизни, соответствия режимных иорганизационных приемов и средств требованиям охраны здоровьянесовершеннолетних.
 

Заключение
 
Сложноевзаимодействие социокультурных факторов (в частности, кризисные тенденции вобществе, особенно в современной России), общих психосоциальных ииндивидуально-личностных особенностей молодых людей определяет различные формыдезадаптации и девиантного поведения (делинквентности, аддиктивности) –преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и т.п. При этом, какотмечается в специальных исследованиях, «необходимо разделять нарушенияповедения в детском и подростковом возрасте как проявление болезненноизмененной личности и психики в целом, и как следствие неблагоприятной ситуациивоспитания». Трудновоспитуемость и педагогическая защищенность «формируется врезультате искаженных механизмов социализации ребенка и подростка».
Вконцепции ранней профилактики поведения (предложенной Л.В. Яссман)подчеркивается необходимость ранней диагностики склонности к асоциализации удетей и подростков.
Наиболеесложной проблемой в системе социально-психологической работы с «трудными»подростками, в том числе с делинквентным и аддиктивным поведением являетсяпроблема их воспитания, преодоление дезадаптационных процессов, ихсоциально-психологическая реабилитация. Помещение молодых правонарушителей илиц с аддиктивным поведением (склонных к уходу от реальности на основеспециального изменения своего психического состояния путем злоупотребленияалкоголем, наркотиками, азартными играми (например, компьютерными) и т.п.) вспециальные заведения (колонии, спецшколы, спецучилища, реабилитационные центрыи т.д.), как свидетельствует практика, достаточно часто превращается в способподготовки будущих взрослых преступников, членов организованных криминальныхгруппировок. Этому способствуют, во-первых, такой объективный фактор как сампроцесс сосредоточения в одном замкнутом изолированном пространствезначительного числа лиц с девиантным поведением, в силу чего необходимоначинающие действовать социально-психологические механизмы поведения людей вгруппе – внушение, заражение, подражание, иерархия отношений (разделение группына лидера и зависимых от него) и другие – создают реальные предпосылкидальнейшего развития девиантных наклонностей. С другой стороны, немаловажноезначение имеет имеющие в ряде случаев неадекватные формы воздействия ивоспитания, применяемые персоналом … заведений, в частности, жестокое обращениес воспитанниками, непонимание и нежелание вникать и понимать их внутренний мир,личности и специфику межличностных отношений и т.п. Отсюда следует, что с цельюповышения эффективности социально-психологической работы в местах изоляцииподростков, в колониях и центрах необходимо реализовать рядсоциально-психологических принципов. Так, создать для воспитанников системуфизической и психологической защиты от влияния лидеров с криминальныминаклонностями. В этой связи важно учитывать принцип совместимости подростковдруг с другом. Принимая во внимание характерную для подросткового возрастапотребность в смене впечатлений, повышенную импульсивность, развитиекогнитивных способностей нецелесообразно направлять подростков на однотонную,однообразную, рутинную неквалифицированную работу. Кстати практика показывает,что использование подростков на таких работах, чаще всего, вызывает девиантныеповеденческие реакции (отказ, депрессии, фрустрации и пр.), тогда как участиеих в интеллектуально интересных, требующих творческого подхода видахдеятельности способствует развитию позитивных черт личности, преодолениюдезадаптационных процессов, социально-психологической реабилитации.
Специалистамсоциально-психологической службы (психологам, воспитателям и др.) в работе смолодыми правонарушителями необходимо в определенной мере абстрагироваться оттого, что объектом их внимания является вор, убийца и т.д. В данный момент этовполне конкретная личность со своими индивидуально-личностными особенностями,понять внутренний мир, которой можно только на основе принятия данногоподростка, установления с ним доверительных отношений. Представляется, чтоздесь также как и в обычном процессе психологического консультирования возможнои необходимо использование ряда приемов работы с клиентом, используемых врассмотренных выше подходах (в частности, гуманистическом икогнитивно-бихевиористском).
Всовременной социально-психологической работе с аддиктивными девиантами(наркоманами, токсикоманами, алкоголиками и т.п.), в профилактике иреабилитации получили развитие принципы и методы, теоретически и практическиобоснованные крупными российскими и советскими психиатрами, в частности: В.А.Гиляровским (идея социальной терапии больных неврозами, основанной на сочетанииколлективного труда, арттерапии, занятий физкультурой, ритмикой исоответствующего воспитания), С.И. Консторума (понятие об активирующейпсихотерапии), Я.И. Ильона (метод «социально-трудового режима», основанный нарефлексологическом учении В.М. Бехтерева), Я.П. Бугайского (идеи связи трудовойтерапии с системой других социальных мероприятий, предвосхитившие концепциютерапевтического общества британского психиатра М. Джонса, базирующуюся напсихоанализе). В современной психиатрии и психотерапии (Э.А. Бабаян, М.М.Кабанов, П.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг и др.) большое внимание уделяетсяпроблемам профилактики и реабилитации наркомании, разработке их принципов,методов и программ. При этом, как считает М.М. Кабанов, границы между лечением(вторичной профилактикой) и реабилитацией достаточно условны. По его мнению,«реабилитация есть иной подход к больному», цель которого состоит ввосстановлению его личного и социального статуса. М.М. Кабанов сформулировалчетыре принципа реабилитации:
1)принцип единства биологических и психосоциальных методов воздействия;
2)принцип разносторонности (разноплановости) усилий и воздействий для реализацииреабилитационной программы;
3)принцип партнерства между больным и врачом;
4)принцип ступенчатости (переходности) прилагаемых усилий, проводимых воздействийи мероприятий.
Средиреабилитационных программ в социально-психологической работе с наркоманами идр. важнейшее значение имеют программы индивидуального психологическогоконсультирования, программы группового консультирования, программы реабилитациинаркозависимых в общине. Программа индивидуального консультирования проводится… … (в частности, после прохождения стационарного лечения на базе общественнойорганизации «Возвращение» и благотворительного фонда «Возвращение в течение 12лет). В первый год проводится одна полуторачасовая беседа каждую неделю, впоследующие годы — один раз в месяц.
Принеобходимости (в случае неожиданных проблем у пациентов) встречи проводятся иво внеурочное время. В ходе реализации программы группового консультированияпациенты сами обсуждали свои проблемы и трудности, различные пути их решения,использовали опыт преодоления наркозависимости у других членов группы ируководителя. Это помогло поверить в возможность решения собственных проблем. Витоге реализации программы у пациентов возникает более критичное отношение кнаркомании как к болезни, улучшается психическое состояние. Больные становятсяболее общительными, спокойными, уверенными, менее подверженными чувствутревоги. Реабилитация в терапевтической общине предполагает безлекарственноеподдерживающее лечение наркозависимых и означает, как правило, кратковременноепребывание пациента в стационаре для детоксикации, а затем нахождение его вобщине сроком от нескольких недель до года. В общине работают бывшие наркоманы,под руководством которых наркозависимый получает консультативную помощьотносительно своего будущего поведения и жизни в обществе (микросреде). Приэтом обсуждаются различные вопросы реадаптации и ресоциализации наркозависимыхпосле выхода из общины.
 

Списокиспользованной литературы
 
а) основная литература:
1.        Бордовская, Н. В.Педагогика: учебное пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.:Питер, 2004. – 299 с.
2.        Борытко, Н. М.Педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Н.М. Борытко, И.А.Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр«Академия», 2007. – 496 с.
3.        Гребенюк, О. С., Рожков,М.И. Общие основы педагогики: учебник для вузов / О. С. Гребенюк, М. И.Рожков. – М.: Владос-Пресс, 2004. –160 с.
4.        Краевский, В. В.Общие основы педагогики: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ В. В. Краевский. – Изд. 4-е, стер. – М.: Академия, 2006. – 254 с.
5.        Педагогика.Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.– 430 с.
б) дополнительная литература:
1         Вульфов, Б. З.Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие / Б.З.Вульфов, В. Д. Иванов. – М.: УРАО, 2004. – 285 с.
2         Гессен, С. И.Основы педагогики / С. И. Гессен. – М.: Школа–Пресс, 1995. – 448 с.
3         Гриценко, Л. И.Теория и методика воспитания: личностно–социальный подход: учебное пособиедля вузов / Л. И. Гриценко. – М.: Академия,2005. – 235 с.
4         Селиванов, В. С.Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие длявузов / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. – изд. 3–е, испр. – М.:Академия, 2004. – 335 с.
5         Сластенин, В. А.Педагогическая деятельность как творческий процесс / В. А. Сластенин, С. Г.Перевалов // Педагогическое образование и наука.–2005. – № 1. – С. 25 — 34.
6         Щуркова. – СПб.:Питер, 2005. – 366 с.