Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………
2
I. Определение памяти. Теория памяти………………………………………………………….
7
Сенсорная память……………………………………………………………………………………….
10
Кратковременная память………………………………………………………………………………
10
Долговременная память……………………………………………………………………………….
12
Оперативная память……………………………………………………………………………………
15
Генетическая память……………………………………………………………………………………
15
Зрительная……………………………………………………………………………………………….
15
Слуховая………………………………………………………………………………………………….
16
Двигательная……………………………………………………………………………………………..
16
Эмоциональная………………………………………………………………………………………….
16
Осязательная, обонятельная, вкусовая…………………………………………………………….
16
II. Процессы, связанные с памятью………………………………………………………………
18
Запоминание…………………………………………………………………………………………….
18
Кодирование…………………………………………………………………………………………….
24
Хранение (архивизация)……………………………………………………………………………….
24
Узнавание и воспроизведение……………………………………………………………………….
26
Забывание……………………………………………………………………………………………….
29
Неиспользование информации и ее характер…………………………………………………….
33
Интерференция……………………………………………………………………………….………..
34
Подавление……………………………………………………………………………………………….
35
Индивидуальные различия в памяти………………………………………………………………..
35
III. Диагностика и коррекция памяти……………………………………………………………..
38 Диагностика памяти…………………………………………………………………………………….
39
Коррекционно-развивающая работа
48
Результаты по методике определения типа памяти после коррекционно-развивающей работы……………………………………………………………………………………………………..
57
Заключение………………………………………………………………………………………………
59
Список литературы……………………………………………………………………………………
66
Приложения……………………………………………………………………………………………..
69
ВВЕДЕНИЕ
Память — это основа психическойжизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основанана том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколькосекунд. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы памятьне сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Осуществляя связьмежду прошлыми состояниями психики, настоящими и процессами подготовки будущихсостояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека,обеспечивает непрерывность существования человеческого ” Я ” ивыступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формированияиндивидуальности и личности. Особое значение, которое с древних временпридавалось памяти, можно усмотреть в том, что в древнегреческой мифологииименно богиня памяти — Мнемосина, слыла матерью муз, покровительницей ремесел инаук. Долгое время проблема памяти разрабатывалась главным образом философией втесной связи с общей проблемой знания. Первую развернутую концепцию памяти далАристотель в специальном трактате «О памяти и воспоминании». Собственнопамять свойственна и человеку и животному, воспоминание же — только человеку,оно есть «как бы своеобразное отыскивание» образов и «бываеттолько у тех, кто способен размышлять», ибо «тот, кто вспоминает,делает вывод, что прежде он уже видел, слышал или испытал нечто в таком жероде». Аристотелем были сформулированы правила для успешного воспоминания,впоследствии вновь «открытые» в качестве основных законов,ассоциаций.
Память — процессы организации исохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование вдеятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлоесубъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательнойфункцией, лежащей в основе развития и обучения[1].
Начало экспериментальному изучениюпамяти положили в конце прошлого века работы немецкого психолога Г. Эббингауза,который в опытах на себе наметил количественные законы заучивания, удержания ивоспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов. Этотподход был продолжен затем в бихевиористических исследованиях «вербальногонаучения». Почти одновременно началось изучение памяти на сложныйосмысленный материал. В начале 20 века французский философ А. Бергсонпротивопоставил «памяти привычке», которая формируется в результатемеханического повторения, «память духа», фиксирующую осмысленныеединичные события биографии субъекта. Роль организации материала призапоминании подчеркивалась гештальтпсихологией. В психоанализе предпринятапопытка объяснения явлений забывания «вытеснением» неприятных,травмирующих впечатлений из сферы сознания.
Английский психолог Ф. Бартлеттпоказал сложный процесс припоминания рассказов и зависимость его отсуществующих в данной среде культурных норм. Значение социокультурных факторовв формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П.Жане и французский социолог М. Хальбвакс.
Отечественными психологами на основеметодологии диалектического материализма было разработано представление опамяти как о «действии» в собственном смысле слова”, имеющемсознательную цель и опирающемся на использование общественно выработанныхзнаковых средств.
Наряду с запоминанием произвольнымизучались также процессы непроизвольного запоминания. Так, П.И. Зинченко и А.А.Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места вструктуре деятельности. В ходе онтогенетического развития происходит сменаспособов запоминания, возрастает роль процессов выделения в материалеосмысленных, семантических связей. Различные виды памяти — моторная,эмоциональная, образная, словесно-логическая — иногда описываются как этапытакого развития.
Анализ нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражениймозга (А.Р. Лурия, Х.Л. Тойбер, Р. Сперри) позволил установить фактпреимущественной связи процессов в левом полушарии головного мозга сословесно-логическими способами запоминания, а в правом полушарии — снаглядно-образными.
Великий русский физиолог и психологИ. М. Сеченов писал, что память — этокраеугольный камень психического развития ребенка. Благодаря памяти ребенокфиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памятинемыслимо формирование личности человека, так как без суммирования прошлогоопыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системыотношений к окружающему миру[2].
И. М. Сеченов сравнивал памятьзрелого человека с хорошо организованной библиотекой, в которой вновьпоступающие книги размещаются в строгой системе. В такой библиотеке необходимаякнига (под книгой подразумевается требуемое знание или представление) можетбыть легко найдена в нужный момент. Память маленького ребенка И. М. Сеченовсравнивал с плохим книжным складом. Найти нужную книгу на таком складеневозможно. Эта аналогия дает представление о том, как важно научить учащихсявспомогательных школ правильно организовывать процесс запоминания учебногоматериала и разъяснить, в чем суть такого умения.
Советскиепсихологи определили условия, способствующие лучшему запоминанию материала. Имибыла показана зависимость запоминания материала от поставленной перед ребенкомзадачи, их собственной активности (Б. И. Пинский, П. И. Зинченко) ипредварительной инструкции (Г. М. Дульнев). Советскими учеными разработаныспециальные методические приемы, помогающие детям запоминать хронологическуюпоследовательность событий[3].
Основу памяти составляет генетическиобусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природнаяпластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). Основа памятиназывается природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памятипроявляются в дошкольном возрасте, но каждый человек, какими бы слабымивозможностями он не обладал, может усовершенствовать свою память за счетразнообразных приемов запоминания, способов обработки информации. Эти приемы — своего рода «надстройка» над природной памятью — культурная память.Можно помнить долго, всю жизнь — в этом случае говорят о долговременной памяти,которая имеет очень большой объем и организована по смысловым связям. Переходот кратковременной памяти к долговременной постепенен. Нейрофизиологи полагают,что кратковременная память основана на активных механизмах, поддерживающихвозбуждение определенных нейронных систем. При переходе к долговременнойпамяти, связи между нейронами, входящими в состав таких систем, фиксируютсяструктурными изменениями в отдельных клетках. Нервные клетки не делятся втечение жизни, и новые реакции могут вырабатываться и запоминаться нервнойсистемой только на основе создания новых связей между имеющимися в мозгенейронами. Время, необходимое для перехода кратковременной памяти вдолговременную, в условиях эксперимента составляет около 30 секунд. Можнопомнить несколько секунд -время, необходимое для прочтения Вами одногопредложения; здесь мы имеем дело с кратковременной памятью, которая построеначасто на механических связях (ассоциациях), невелика по объему и включает 7плюс-минус 2 элемента. Для того чтобы информация из кратковременной памятиперешла в долговременную, ее нужно повторять до заучивания[4].
Можно говорить также онепосредственной памяти — когда материал запоминается как бы сам собой, безспециальных действий (их называют мнемотехническими приемами), и обопосредованной, когда человек придумывает нечто вроде «узелков» напамять, чтобы затем вспомнить трудный материал. Для своих исследований мывыбрали группу школьников пятого класса (10-10,5 лет). В этом возрасте ребеноквсячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьнуюжизнь, стремиться занять более взрослую позицию. Именно в этот период онначинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память неявляется исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенокдолжен осознавать. В начале школьной жизни память является способностью, взначительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуацияне меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении,какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерныепричины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольнои непроизвольно, может заучивать материал, но может и применять какой-либоспособ для запоминания информации.
Однако непосредственная память иопосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся,плоскостях. В чем это проявляется? Для ребенка 7-8 лет гораздо легче заучить,вызубрить, нежели осмыслить материал. Возникает ситуация, когда применениесамого способа запоминания требует больше энергии, нежели запоминание без него.Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышенияэффективности запоминания может иметь противоположный результат. Это явлениеносит временный характер. Как правило, к концу младшего школьного возраста(примерно к 10 годам) продуктивность опосредованной памяти стабильно вышепродуктивности непосредственной. При этом есть некоторые различия в запоминаниимальчиков и девочек. Девочки охотнее запоминают любой материал, умеютзаставлять себя, настраивать на запоминание, поэтому у них результаты произвольноймеханической памяти выше, чем у мальчиков.
Мальчики оказываются более успешнымив овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев ихопосредованная память оказывается более эффективной, чем у девочек. Объемнепосредственной памяти младшего школьника колеблется около 5 единиц.Количество информации, запомненной опосредовано, например, с помощьюассоциаций, может увеличиваться вдвое.
Способность детей младшего школьноговозраста к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения вначальной школе и существенно различается у учащихся I—II и III—IV классов.Так, для детей 7—8 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применениякаких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуяматериал… Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал впроцессе запоминания? и т. д.» — чаще всего отвечают: «Просто запоминал, ивсе». Это отражается и на результативной стороне памяти… Для младшихшкольников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить спомощью чего-либо»[5]
Предмет исследования данной работы — возможность улучшения памяти, с помощью коррекционно-развивающей работы. Объектисследования – память.
Гипотеза: Коррекционно-развивающаяработа способствует улучшению памяти.
Актуальность данной работызаключается в том, что она выявляет особенности качеств памяти на первом этапеисследования и коррекционная работа по улучшению психических механизмов памяти,способствует достижению эффективных результатов в учебе учащихся.
Цель данной работы — провести диагностику и коррекцию, посредствомпроведения с учениками специальных упражнений, направленных на улучшениепамяти, увеличение объема памяти, развитие внимания, как основной составляющейпамяти, умение заострять внимание на главном и запоминать так, чтобы потомвспомнить быстро и легко.
Исследование проходило в школе № 8 г. Томска.
В работе использованы методикаопределения типа памяти у человека, тест на зрительную цифровую память, тест на внимание, методика «Память на образы».
Для коррекционно-развивающей работы были подобраны специальныеигры и упражнения, развивающие память.
Основными задачами данной работы является: провести исследованияпо подобранным методикам, провести коррекционно-развивающую работу, провестиповторную диагностику памяти, свести сравнительную характеристику результатов,с целью выявления динамики развития памяти.I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ. ТЕОРИЯПАМЯТИ
Память – одна из самых популярныхпсихических особенностей человека.
Древние греки считали богиню памяти матерьюдевяти муз, которые покровительствовали всем неизвестным в то время наукам иискусствам.
Имя этой богини дало название памяти. И всовременных научных трудах можно прочитать выражение «Мнемическаянаправленность личности, Мнемическая задача, мнемические действия»[6].
Каждый день мы узнаем что-то новое, с каждымднем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть сохранено вкладовых его мозга.
Наш мозг обладает важным свойством. Он не толькополучает информацию об окружающем мире, но и хранит накапливает её.
Образцы предметов и явлений, которые возникают вмозге в результате воздействия их на анализатор, не исчезают бесследно послепрекращения этого воздействия. Они сохраняются и в отсутствии этих предметов иявлений в виде представлений памяти.
Важнейшая особенность психики состоит в том, чтоотражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшемповедении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопленияиндивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образывнешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая вразличные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются ивоспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности. Значениепамяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, естьследствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли,пережитые чувства, движения и их системы. Человек лишенный памяти вечнонаходился бы (по мнению И.М. Сеченова) в положении новорожденного, был бысуществом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действияопределялись бы только инстинктами.
Память создает, сохраняет и обогащает нашизнания, умения, навыки без чего не мыслимо ни успешное учение, ни плодотворнаядеятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше у негохраниться в памяти, тем больше пользы он сможет принести обществу.
Будучи важнейшей характеристикой всехпсихических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческойличности.
Впечатления,которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след,сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности –воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.«Без памяти, – писал С. Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Нашепрошлое было бы будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратноисчезало бы в прошлом»[7].
Память, как и все психические процессы, естьдеятельность. Человек всегда осуществляет определенную психическуюдеятельность. Он запоминает наиболее прочно только те факты, события и явления,которые имеют для его деятельности особо важное значение. Все, что с нимсвязанно запоминается лучше, чем то, что с ним не связанно. Большое влияниеимеют эмоциональные отношения человека к тому, что запоминается. Все то, чтовызывает у человека эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в сознаниии запоминается прочно и на долго. Продуктивность памяти во многом зависит отволевых качеств человека, и не способные к волевым длительным усилиямзапоминают всегда поверхностно и плохо.
Память считалась одним из наиболее разработанныхразделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти за последнеевремя сделало её узловой проблемой науки. От разработки проблемы памяти взначительной степени зависит процесс различных областей (в первую очередь«техники»).
В исследованиях памяти в качестве центральнойвыступает проблема её механизмов. Представления о механизмах запоминаниясоставляет основу различных теорий памяти.
В психологии не единой и законченной теориипамяти. Большое разнообразие концепций и моделей обусловлено активизациейпоисков, предпринимаемых представителями различных наук. За последнее времясформировались и продолжают формироваться различные подходы к изучению памяти.
Исследованиями памяти в настоящее время занятыпредставители различных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многиедругие. В каждой из этих наук существуют свои вопросы. Но все эти науки вместевзятые, расширяют наши знания о памяти человека, дополняют друг друга,позволяют заглянуть в одно из важных явлений человеческой психологии.Психологическое учение о памяти на много старше медицинского, генетического,биохимического исследований.
В начале 20 века возникает смысловая теорияпамяти. На первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловоесодержание материала.
Утверждается, что смысловое запоминаниеподчиняется иным законам, чем механическое. В настоящее время нет единой теориио механизмах памяти. Более убедительной, выглядит, нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроныобразуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходятизменения в синапсах, что облегчает последующее прохождение биотоков по этимпутям. Различный характер цепей нейронов и соответствует той или инойзакрепленной информации.
Другая теория, молекулярная теория памяти считает, что под влиянием биотоков вработе нейронов образуются особые белковые молекулы, на которых и «записывается»поступающая в мозг информация. Ученые пробуют извлечь из мозга умершегоживотного «молекулы памяти».
С началом развития кибернетики, с появлениемвычислительной техники и развитием программирования начались поиски оптимальныхпутей принятия, переработки и хранения информации. За несколько последнихдесятилетий в подобных исследованиях был накоплен богатейший материал.
Исследованиемеханизмов памяти на различных уровнях, безусловно, обогащают друг друга.I.ВИДЫПАМЯТИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ.
Существует несколькооснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – делениепамяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессахзапоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первомслучае выделяют сенсорную, кратковременную, оперативную, долговременную игенетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной,слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Сенсорная память
Какследует из ее названия, сенсорная память-это примитивный процесс,осуществляемый на уровне рецепторов. Сперлинг показав, что следы; в ней сохраняются лишь очень короткое время — порядка1/4 секунды, и за это времярешается вопрос о том, привлечет ли ретикулярная формация внимание высшихотделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем засекунду следы стираются и сенсорная память заполняется сигналами.
Частныйслучай сенсорной памяти составляют последовательныеобразы. Они возникают при воздействии насетчатку сильного или длительного раздражителя.Кратковременная память
В томслучае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, онаможет в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозгее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно лиданная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременноехранение.
Кратковременнаяпамять характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью, т.е. способностью одновременно сохранять определенноечисло разнородных элементов информации.
Длительность. Былоустановлено, что кратковременная памятьдействует в течение примерно20 секунд,за это время сохраняется очень немного информации — например, какое-то числоили несколько слогов из трех-четырех букв.
Вслучае если информация не вводится повторно или не “прокручивается” в памяти,она по истечении этого промежутка исчезает, не оставляя заметных следов.
Емкость. С1885 года Эббингауз ставил сам над собой опытыс целью выяснить, сколько информации он может одновременно запомнить безкаких-либо специальных мнемонических приемов. Оказалось, что емкость памятиограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Это“магическое число” семь, служащее своего рода меркой памяти, было провереноМиллером. Он показал, что память действительно в среднем не может хранитьодновременно более семи элементов: в зависимости от сложности элементов эточисло может колебаться в пределах от5 до9[8].
Еслинеобходимо в течение короткого времени сохранить информацию, включающую большесеми элементов, мозг почти бессознательно группирует эту информацию такимобразом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельнодопустимого. Так, номер банковского счета30637402710, состоящий из одиннадцати элементов, будет, скорее всего,запоминаться как30 63 740 27 10, т.е.
как пять числовых элементов, или8 слов (тридцать, шестьдесят, три, семьсот,сорок двадцать, семь, десять).
Отметимтакже, что если в подобном случае действует в основном механизм слуховогозапоминания, то возможна и зрительная память — в частности, когда требуетсязапомнить какой-либо несловесный (невербальный) материал. В мнемотехнических методиках, к которымприбегают для лучшего запоминания, могут использоваться оба эти механизма
Хорошимпримером того, как емкость кратковременнойпамяти может ограничивать познавательную деятельность, служит счет в уме. Так,умножишь32 на64 сравнительно легко, однако многие не могут сделать этого безкарандаша и бумаги. Чаще всего такие люди говорят при этом, что они “не сильныв арифметике”. На самом же деле им, вероятно, мешает накопление промежуточныхопераций и данных, быстро перегружающее кратковременную память.