Министерство образованияи науки РФ
Филиал НОУВПО «Институт внешнеэкономических связей
экономики иправа» в г. Тольятти
Гуманитарный факультет
Кафедра «Связис общественностью»
Контрольная работа
По дисциплине:Педагогика и психология
Тема: «Дидактическая система К.Д. Ушинского».
Выполнил:
студентка II курса
заочной формыобучения
группы СОЗ-21
Зубрилкина Екатерина
Александровна
Проверил:
Гордова Анна
Александровна
Тольятти 2007 г.
Содержание
Введение
1. Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как системаразвивающего обучения
2. Дидактические принципы, провозглашённые К.Д. Ушинским
3. Психологические основы дидактической системы К.Д.Ушинского
Заключение
Список литературы
Введение
Константин ДмитриевичУшинский вошёл в историю российской педагогики как выдающийся педагог ипсихолог. Педагог-практик и теоретик, одарённый литератор, отличавшийсясамостоятельным мышлением и гуманистическими воззрениями, он навсегда остаётся классикомнашей культуры. КД. Ушинский считается основоположником научной педагогики вРоссии.
Деятельность К.Д.Ушинского протекала в период кризиса крепостнического строя, подъёмаобщественно-демократического движения и формирования в нёмреволюционно-демократического направления. Именно поэтому стержнем его педагогическойсистемы стали требования демократизации системы образования и обучения. Вобщественных взглядах К.Д. Ушинского, в целом идеалистических, нашли отражениепрогрессивно демократическая идея поступательного развития общества, протестпротив деспотизма, признание деятельной сущности человека, труда как важнейшегофактора жизни.
Однако К.Д. Ушинскийизвестен ещё и как талантливый дидакт, явившийся одним из идеологов иразработчиков теории развивающего обучения, поставивший дидактику напсихологическую основу. «Предметом воспитания», считал К.Д. Ушинский являетсячеловек, и «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Знать человека«во всех отношениях» у К.Д. Ушинского означало изучение егофизических и психических особенностей, влияний «непреднамеренноговоспитания» — общественной среды, «духа времени», его культуры ипередовых общественных идеалов. Материалистическая позиция К.Д. Ушинскогопозволила ему решать на высоком научном уровне фундаментальные педагогические идидактические проблемы.
Рассмотрениюдидактической концепции К.Д. Ушинского и посвящена данная курсовая работа.
1.Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинскимактивно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения.Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П.Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я.Стоюнин и другие. Теория развивающего обучения имела большое значение вразвитии педагогики начального обучения и закономерно оказала большое влияниена прогрессивных педагогов второй половины XIX — начала XX века, которые не только восприняли, но и значительно продвинули впередпередовые идеи развивающего обучения как в теории, так и в практике передовыеидеи развивающего обучения К.Д. Ушинского.
Цели и задачи обученияК.Д. Ушинский рассматривал в контексте развития личности.
Он выделял следующиефакторы воспитания личности:
преднамеренные, т.е. тецели и задачи, которые заранее поставлены воспитанием;
непреднамеренные, т.е.те, которые влияют на ребенка непосредственно в той среде, в которой оннаходится.
Критикуя одновременно итеорию материального образования, и теорию формального, отмечая их однобокость,К.Д. Ушинский утверждал, что целью обучения должно быть обогащение умаребёнка необходимыми знаниями при одновременном развитии его умственныхспособностей.
Таким образом, К.Д.Ушинский по сути постулировал неразрывность целей формального и материальногообразования. При этом чтобы построить процесс обучения в соответствии сзакономерностями психического развития ребенка, необходимо использовать лучшиестороны как формального, так, и, материального образования, поскольку толькотакой подход и сможет обеспечить умственное развитие ребенка в процессеусвоения им знаний и их переработки.
Иными словами, цельобучения, по К.Д. Ушинскому – развитие мышления, способностей, наопределенной сумме знаний, которые необходимы в жизни, а задача обучения –создать условия для разнообразной деятельности ребенка на уроке.
В соответствии с целямиобразования К.Д. Ушинский решал и проблемы содержания образования,считая необходимым оставить «в наших школах и в наших учебниках только то,что действительно необходимо и полезно для человека…» К.Д. Ушинскийотмечал, что «научное и педагогическое изложение науки две вещи разные».Отобранный для школы материал той или иной науки необходимо обработать иприспособить его к особенностям детского возраста. Внимательное рассмотрениепринципов свидетельствует о том, что в них доминирует идея развивающегообучения. «Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, азнания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органическистроиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» — утверждал К.Д. Ушинский.
К.Д. Ушинский предлагалподвергнуть „сильному пересмотру учебный материал и до основанияпеределать программы обучения“. Одним из главных недостатков школьнойпрограммы К.Д. Ушинский считал отрыв содержания от жизни, от потребностейобщества: »… пора бы уже подвергнуть генеральному пересмотру все науки ивсе сведения… в педагогическом отношении такому же, какому подвергнул ихБекон когда-то в философии…” Ушинский считал, что научные знаниянепрерывно растут, и что эти огромные научные ценности не могут механическибыть перенесены в школу, их необходимо пересмотреть и упорядочить, логическиупростить в соответствии с возрастом ребенка. Заслуга К.Д. Ушинского состояла втом, что он занимался переработкой научных знаний в соответствии с возрастнымии психологическими особенностями учащихся, т.е. переработкой научной системы вдидактическую.
2. Дидактическиепринципы, провозглашённые К.Д. Ушинским
Доступность обучения(природосообразность). К.Д. Ушинский утверждал, что содержание обучения должно бытьадаптировано с учетом умственных и физических возможностей учащихся,достигнутого ими уровня знаний и умений, развития. Вместе с тем изучаемыйматериал должен требовать от детей определенных усилий для его усвоения. Помнению Ушинского, обучение может выполнить образовательные и воспитательныезадачи лишь в том случае, если оно будет соблюдать три основные условия: связьс жизнью, соответствие с природой ребенка и особенностями его психофизическогоразвития, и обучения на родном языке.
Принцип научностиобучения. Всодержании общего образования К.Д. Ушинский уделял большое местоестественнонаучным знаниям, а в постановке преподавания гуманитарных предметоввыступал против одностороннего, классического его направления.
Ушинский утвердил врусской дидактике принцип воспитывающего обучения (единства обучения ивоспитания). Если развитие, формирование и воспитание личностиосуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно, помнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Ушинскийсчитал могущественным органом воспитания. Наука должна действовать не только наум, но и на душу, чувство.
Систематичность ипоследовательность в обучении. К.Д. Ушинский предупреждал о том, что голова, наполненнаяотрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все вбеспорядке и где сам хозяин не отыщет то, что ему нужно. Чтобы этого непроисходило, знания и умения детей должны представлять собой определеннуюсистему, а их формирование — осуществляться в такой последовательности, чтобыизучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими егоэлементами.
Оптимальное сочетаниенаглядных, словесных и практических методов обучения. К.Д. Ушинский считал, что успеха вобучении можно достигнуть при сочетании чувственной и абстрактной деятельности:ощущения должны превращаться в понятия, из понятий — составляться мысль,облеченная в слово. Обучение должно включать непосредственное восприятие детьмиконкретных образов изучаемых объектов, процессов и действий.
Наглядность обучения.
Про наглядное обучениеК.Д. Ушинский писал в своём учебнике «Родное слово»: «Что такоенаглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченныхпредставлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятыхребенком: будут ли эти образы восприняты при самом ученье, под руководствомнаставника, или прежде, самостоятельным наблюдением ребенка, так что наставник находитв душе дитяти уже готовый образ и на нем строит ученье… Детская природа яснотребует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, ион будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцатьтаких слов и — ребенок усвоит их налету. Вы объясняете ребенку очень простуюмысль, и он вас не понимает: вы объясняете тому же ребенку сложную картину, ион вас понимает быстро. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двумдетям, одинаково способным: одному — по картинкам, другому без картинок, — и выоцените тогда все значение картинок для ребенка… Показывание картинок ирассказы по ним — лучшее средство для сближения наставника с детьми. Ничем выне можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого человека от детей, ив особенности учителя от учеников, как показывая и объясняя детям картинки.Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов унас не искать стать), — начните показывать картинки, и класс заговорит, аглавное, заговорит свободно, непринужденно, что, конечно, необходимо дляучителя русского языка, если он не суживает своей обязанности до выучки детейчтению, письму и орфографии. При наглядном обучении учитель, так сказать,присутствует при самом процессе формирования языка в детях и может направлятьэтот процесс. Причем главное дело опять делает та же картинка: она поправляетложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропусккакой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словахвыполнить чрезвычайно трудно…»
Сознательность,активность и самостоятельность учащихся в обучении. К.Д. Ушинский считал, чтопознавательная самостоятельность ребенка в сочетании с развивающим влияниемсознательно усвоенных знаний дает лучшие результаты. В процессе обучениянеобходимо активное овладение знаниями и умениями на основе их осмысления,творческой переработки и применения в процессе самостоятельной работы,сотрудничества учителя и учеников в осознанном достижении целей обучения.
Принцип народности. Хотя данная работа и посвященадидактической, а не педагогической системе К.Д. Ушинского, ни одна статья, ниодин серьёзный труд о нём и его деятельности не избегает упоминания об этомпринципе, поскольку он наложил отпечаток на всю его деятельность. В рамкахдидактической системы принцип народности находит своё отражение в первуюочередь в отборе содержания учебного материала и форме его подачи.
3. Психологическиеосновы дидактической системы К.Д. Ушинского
К.Д. Ушинский разработалцельную дидактическую систему. В этой системе важнейшее место отводилосьположению о том, что психические качества человека формируются в единстве с ихнейрофизиологической основой. В ней раскрыты принципиальные вопросы отборасодержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста.Опираясь на материалистическую гносеологию, достижения психологии и физиологии,К.Д. Ушинский раскрыл особенности умственного развития ребёнка. Он исследовалпсихофизическую природу обучения, дал анализ психологических механизмоввнимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновалнеобходимость их учёта и развития в процессе обучения.
Педагогика, считал К.Д. Ушинский– не наука, но искусство, причем «высшее из искусств», потому что она призвана усовершенствоватьсамое сложное – природу человека, «его душу и тело». Человек – часть природы и,как всякий живой организм развивается. Необходимо изучить причины развитиячеловека. Необходимо изучение природы и сущности человека во всех ее сложныхаспектах. Такую возможность дают науки о человеке, «в которых изучаютсятелесная и душевная природы человека».
В своей дидактическойсистеме К.Д. Ушинский отталкивался от психологической трактовки возрастныхпериодов развития ребёнка. Ушинский характеризовал отдельные возрастные периодыв связи с рассмотрением «истории различных душевных процессов», вкоторых проявляется сознание.
В своей психологическойсоставляющей своей дидактической системы К.Д. Ушинский считал фундаментальнойкатегорией «полурефлексы», к которым относилось все многообразиенавыков и привычек. Обращение к этой категории позволяло рассматриватьактивность сознания (души) как фактор, действующий соответственно возможностямпреобразуемого под его влиянием организма. К усвоенным рефлексам как результатамвоспитания Ушинский относил привычки. Благодаря им ребенок приобретаетспособности, которых он не имел от природы. При этом на передний план Ушинскийвыдвигал нравственный смысл привычек, в отличие от простых навыков, возникающихпутем упражнения: «добрая привычка есть нравственный капитал, положенныйчеловеком в свою нервную систему». Тем самым нравственная детерминация,заданная общими устоями жизни народа, выступала как важнейший фактор построенияспецифически человеческого уровня нервно-психической активности отдельнойличности, основа ее полноценного формирования.
Большое внимание К.Д. Ушинскийуделял развитию психики в различные возрастные периоды, соотносяспецифические характеристики этого развития с решением проблем дидактики,построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий наребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров»его жизнедеятельности.
Заключение
К.Д. Ушинский придавалбольшое значение выбору методов и их разнообразию, стремясь освободить обучениеот механической зубрежки, внести в него начала личного интереса исамодеятельности учащихся, придать ему развивающий характер.
К.Д. Ушинский считалнеобходимым положить в основу теории обучения основное и коренное стремлениечеловека — свободную и целесообразную творческую деятельность, которая должнаосуществиться под руководством учителя.
В первую очередь К.Д.Ушинский стремился осмыслить, опираясь на достижения психологии, механизмумственного развития ребенка, использовать его врожденные стремления к активнойдеятельности. Деятельности учащихся, особенно мыслительной, в процессе обученияон отводил можно сказать, центральную роль, считал, что учитель не долженнавязывать ребенку свою волю, готовую мысль, выводы, так как он не может бытьуверен в том, что все это ученик воспримет правильно и осознанно. Более того,педагог обязан удовлетворять потребность воспитанника в сознательной,творческой, развивающей личность умственной деятельности.
К.Д. Ушинский считал, чтосамостоятельная деятельность учащихся в процессе обучения соответствуетпотребностям психической природы человека и закономерностям ее развития,необходимо сочетать развивающее влияние научных знаний и познавательнуюсамостоятельность учащихся. И дидактический метод К.Д. Ушинского позволяет обеспечитьтакое сочетание.
Списоклитературы
1. Ушинский К.Д. Детскиймир и Хрестоматия / К.Д. Ушинский. – Ленинград: Издательство Академиипедагогических наук, 1948.
2. Ушинский К.Д.Проект учительской семинарии / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
3. Ушинский К.Д. Опользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1996.
4. Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д.Ушинский. – Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948.