СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детейдошкольного возраста
1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры,особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детейдошкольного возраста
1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымскийвеночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонентдошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления сприродой с детьми дошкольного возраста
2.2 Руководство дидактическими играми по экологическомувоспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена реформированиемукраинской образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственнымстандартом дошкольного образования в Украине относительно воспитанияэкологической культуры детей дошкольного возраста. Одним из ее направленийявляется становление процесса непрерывного экологического образования вусловиях усугубления экологических проблем.
Экологическое воспитаниедетей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся впоследние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомлениедетей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколениявозникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современнымиучёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Экологическому воспитаниюдошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываютсяосновы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.Экологическое воспитание детей — целенаправленный, систематическийпедагогический процесс, целью которого является экологически воспитаннаяличность.
Экологически воспитаннаяличность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологическиориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохраннымотношением. Экологическое образование, в условиях современного экологическогокризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу — формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.
Экологическое воспитание — это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положенэкологический подход, когда процесс поведения в природе опирается наосновополагающие идеи и понятия экологии, в ходе которого проявляетсяэкологическая культура.
Экологическая культура — совокупность разнообразных форм деятельности человека, в которых находитвнешнее отражение экологическое мышление. Развитие человека и природыпонимается как совместная эволюция. На современном этапе вопросы традиционноговзаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему.Если люди в ближайшее время не осознают значимость бережного отношения кприроде, они погубят себя. Для того чтобы этого не произошло необходимо сраннего детства начинать заниматься воспитанием экологической культуры иответственности. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальноеощущение окружающего мира: ребенок получает первые эмоциональные впечатления оприроде.
Таким образом, уже впериод дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления,сознания, экологической культуры.
Проблемами экологическоговоспитания и развития у дошкольников целесообразного поведения в природезанимались А.И. Иванова, Н.В. Коломина, З.Н. Плохий и др. В своих работахданные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологическоговоспитания дошкольников.
Психолого-педагогическоеобоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возрастаотражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Однимиз эффективных и наиболее интересных для детей средством экологическоговоспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляютдетям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игрформируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы,любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразноеповедение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятныеусловия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры сприродоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами,состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игры способствуютразвитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают уних интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваютсяинтеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени имежду участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Игры с природоведческимматериалом имеют воспитательно-образовательное значение, если их организация исодержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.
Дидактические игры каксредство экологического воспитания рассматривали: Л.А. Каменева, А.К. Матвеева,Л.А. Маневцева, П.Г. Саморукова и др.
Дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решениюзадач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблемаэкологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности насовременном этапе развития дошкольного образования. Это и обусловило выбор темыкурсовой работы: «Дидактические игры как средство экологическоговоспитания детей дошкольного возраста».
Цель работы определить влияние дидактических игрна процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с цельюбыли определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие иопределить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализироватьдидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решениявоспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать видыдидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическоевоспитание.
4.Изучить особенностируководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разныхвозрастных группах детского сада.
Объект исследования — процесс экологического воспитаниядетей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности организациидидактических игр
детей дошкольноговозраста как средства экологического воспитания.
В соответствии с объектоми предметом были определены
следующие методыисследования:
— изучение и анализлитературы по исследуемой проблеме;
— изучение передовогопедагогического опыта по данной проблеме;
— наблюдение задидактическими играми детей в природе в дошкольном учреждении;
— изучение и анализГосударственных программ воспитания детей дошкольного возраста по разделу«Природа» и «Игра».
Структура работы. Курсовая работа состоит изсодержания, введения, двух разделов, выводов к ним, общих выводов, спискаиспользованных источников, приложений.
Общий объем работы 61страница. В списке использованных источников литературы 91 наименование.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность и задачи экологическоговоспитания детей дошкольного возраста
Термин «экология»происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение).Экология — наука, изучающая условия существования живых организмов ивзаимосвязи между организмами и средой, где они обитают.
Экологическое воспитаниедетей — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы исменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей сприродой.
Прежние программыориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектахи явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Детиучились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности:внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях),способы ухода и др. Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьмиотдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательнойработы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения кприроде (Менджерицкая Д.) [57]. Проблема экологического воспитанияподрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательнымисследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества иприроды. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямуюсвязывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловленареальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе,ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учетабиологических и экологических закономерностей, интенсивным ростомнародонаселения планеты.
Анализируя особенностивзаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том,что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связиобщества и природы — научно обоснованному и гуманистически ориентированному.Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной дляего обитания и выживания.
Такой переход возможентолько при условии формирования новой, гуманистической направленности отношениячеловека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано сэкологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относитьсяк природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение,так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности,что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, такимобразом, есть целенаправленный педагогический процесс (Саморукова П.) [73].
Экологически воспитаннаяличность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологическиориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным,природоохранным отношением.
Результатомэкологического воспитания является экологическая культура личности. Составныеэкологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и ихэкологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, вповедении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
Становление экологическивоспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательногоучреждения возможно при решении следующих задач (Мир природы и ребенок.)[55]:
1. Формирование у детейэлементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологическогосознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний оприроде. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущиевзаимосвязи природных явлений.
2. Формирование у детейпрактических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этомдеятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальнойдеятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и научастке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создаватьдля растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистическойнаправленности отношения Человека к природе. Не менее важно научить детейоценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения сприродой.
Педагогический процессэкологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве.Реализация задач экологического воспитания возможна только при условииэкологической культуры педагога, и его готовности осуществлять этудеятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений(слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать орезультатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включаетсяи формирование познавательного интереса детей к природе.
Наряду с образовательнымина занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формированиебережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения кней (Козлова С.,Куликова Т.) [41].
Плохий З. П. рассматривалэкологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы,окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к мируприроды [67].
Воспитание заботливогоотношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается всемье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программамипо воспитанию и обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки»,«Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения кприроде.
Программы выдвигают двеважнейшие задачи:
1. воспитание у детейлюбви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать еёкрасоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2. сообщение дошкольникамэлементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них рядаконкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическоевоспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — вповседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитаниябольшое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природыво всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный ивозделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения сприродой; организация систематических наблюдений за природными явлениями иобъектами, приобщение детей к регулярному труду
Нарубеже двух тысячелетий природа все громче заявляет о своих правах.
Современноечеловечество просто не может пренебрегать теми многочисленными взаимосвязями,которые существуют между человеком и средой его обитания. Задача экологическогообразования — научить человека жить и действовать в окружающей природной средев полном соответствии с его этическим и научным представлениями об этой среде.Во избежание усугубления сложившихся экологических проблем во всех
образовательныхучреждениях в последнее время активно ведется работа по экологическомувоспитанию. Особая роль в этом звене отводится дошкольным учреждениям. Именнопериод дошкольного детства является наиболее благоприятным для формированияпервооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологическоговоспитания в целом.
Приобщая ребенка к мируприроды, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности,пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта),вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных,желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самойпричудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с нейобходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различныепроявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья восеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многоедругое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все,что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных)условиях — это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.
Воспитание у детей любвии бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту — важнейшие задачи детского сада.( Николаева С.)[61]
1.2 Влияние на всестороннее развитиеребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологическоговоспитания детей дошкольного возраста
Игра является видомнепродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а всамом процессе.
Детская игра — этодеятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальнойдействительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений(Н.Бойченко, В.Воронова, Г. Григоренко О.Щербакова) [15].
В игре формируются всестороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которыеготовят переход к новой более высокой стадии развития (С.Рубинштейн) [65].Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностейдетей. По разным психологическим, педагогическим и социальным причинам дети впоследнее время подменяют игровые, наполненные смыслом взаимоотношения простымманипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей.Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям наполнитьигровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческихспособностей (Козлова С., Куликова Т.) [41].
Во время игры развиваетсяречь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываютсяпервые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребеноковладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра является одним изинтереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельностидошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания,реальной социальной практикой дошкольника (Нескучаева Л. Пискунова И.) [61].
В игре ребенок познаётокружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируютсявзаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки исамопознания, и что самое важное развиваются творческие способности детей. Вигре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых искладывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваютсянеобходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых,безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Но одних способностейможет оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своейобязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строгоопределённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности ипоследовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, уменияконтролировать свои действия.
Существует множествотеорий игровой деятельности. В частности, обзор основных из них дан С.Рубинштейном [65].
Известностью пользуетсятеория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служитподготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь,совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детскойигры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительностии как отдых. Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особуюпопулярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищетсмысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостаткомэтой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не источник, невскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть (Педагогіка) [65].
В теории игры,сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера,усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные вжизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованныхсил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему онивыливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, жеиграет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.
Игра, по Плеханову,является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам (ПоваляеваМ.) [66].
В литературе попытки датьсвою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выгодский [16]. Выгодский и егоученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создаетсебе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определеннуюроль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придаетокружающим предметам.
Д.Н. Узнадзе видит в игререзультат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальнойжизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игравыступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития,притом опережающего потребности практической жизни [17].
Д.Б. Эльконин раскрылсодержание детской игры — это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношенияс другими людьми. Основная единица детской игры — роль взрослого человека,которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводятотношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разнойглубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смыслчеловеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиямижизни детей [67]
Но игра является жизненнонеобходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, чторебенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослойжизни остается инфантильным — для него взрослая серьезная жизнь является как быпродолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе,так и к судьбам его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и вигре, «переиграть», начать заново (Артёмова Л.) [5].
Особенность игры являютсясвои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игройвременного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоитнарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать.Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры.Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, ктоплутует, лукавит в игре. Не признавая правил игры, он обнажает тем самымотносительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на времязамкнулся вместе с другими партнерами. Исключительность и обособленность игрыпроявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себяокружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них«секрет» — «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие запределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы иобычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому».Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигаетзаконченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек«играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг,бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучносопутствуют всему, что есть маска и переодевание (Гайдаренко Е.) [20].
Одной из особенностейигровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок иливзрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное,очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшейувлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в началеигры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит изигровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенкаиз состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», чтостал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спатьи т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Азарт — это такая степьувлеченности, при которой пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в концеконцов, сознанием в целом (Усова А.)[83].
В ходе онтогенеза, наразных этапах развития детям свойственны разные игры — в закономерномсоответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка,игра сама развивается. В младенческом возрасте первостепенное значение дляразвития ребенка имеет общение с ним взрослого. Расширение жизненного опытаприводит к развитию воображения, фантазии, что сказывается и на изменениихарактера игры: дети все чаще заменяют реальные предметы и ситуации мнимыми (ВасильеваМ., Барсукова Л.) [62]. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся кпреодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственнойсмелости, силы, настойчивости. Игра создает эти возможности в такой мере, вкакой не может создать обычная жизнь ребенка игра становится формойдеятельности, в которой ребенок осуществляет свое стремление к определеннымобразцам человеческой личности.
Видыдидактических игр.
В педагогике существуетнесколько видов дидактических игр. Бондаренко А. [9] указывает, что вседидактические игры можно разделить на три основных вида:
— игры с предметами(игрушками, природным материалом);
— настольные печатныеигры;
— словесные игры.
В играх с предметамииспользуются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда),объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами даютвозможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять иуточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез,сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умениеназывать предметы, действия с ними, их качества, назначение; описыватьпредметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи),воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметамиособое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. Всюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например,продавца, покупателя в игре «Магазин».
Игры-инсценировкипомогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явленияхприроды, объектах живой и неживой природы («Устроим кукле комнату»), олитературных произведениях («Путешествие в страну природоведческих сказок исказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и чтотакое плохо»).
Для развития координациимелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры сдидактическими игрушками моторного характера.
Детям 5-7 летпредназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенновелика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитиекоординации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкийзрительный контроль за этими движениями — важные предпосылки для подготовкиребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность,умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.
Игры с природнымматериалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки)позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируютмыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организуеттакие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой:деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами (Черница М.) [87].
В дидактических играхшироко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма,назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играхсовершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об иххарактерных свойствах и признаках.
Настольно-печатные игрыразнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогаютуточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизироватьзнания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразныпо видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики,пазлы.
Среди дидактических игрдля дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок,подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуетсяподобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, дварумяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу(найти две машины одна — легковая, другая — грузовая). Наконец, старшимдошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов,отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой,особенностями окраски.
В подборе картинок пообщему признаку (классификация) требуется некоторое обобщение, установлениесвязи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбираюткартинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом ихпроизрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также ещё проводятся игрына запоминание состава, количества и расположения картинок. (Проводятся так же,как и с предметами) Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?» детидолжны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из нихперевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровымидидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детейзнаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположениикартинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умениерассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о ихсодержании (Латий Е.)[67]
В лото ребенок должен ккартинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленькихкарточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы»,«Мы считаем», «Сказки». В домино принцип парности реализуется через подборкарточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные областидействительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Героимультфильмов о животных»(50 игр с буквами и словами) [91].
В играх типа «Лабиринт»предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используется игровоеполе, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногдасказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют»по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игрыразвивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидетьрезультат действий.
Распространенныенастольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складныхкубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей.Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности,внимания. Для дошкольников складывание целого из частей — сложный процессосмысления, работы воображения. (50 игр с буквами и словами) [91].
В настоящее времяпопулярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколькочастей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов,животных, фруктов и овощей).
Словесные игры отличаютсятем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане,на основе представлений и без опоры на наглядность.
Преимущественно словесныеигры проводят с детьми старшего возраста. Условно словесные игры делят на 4группы.
В первую из них входятигры, с помощью которых формируют умение выделять существенные (главные)признаки предметов, явлений: «Продуктовый магазин», «Когда это бывает?», «Гдебыл Петя?» Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детейумения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильныеумозаключения: «Похож — не похож», «Угадай, что где растет?» Игры, с помощьюкоторых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различнымпризнакам, объединены в третью группу игр: «Кому что нужно?», «Назови трипредмета», «Назови одним словом».
В особую, четвертуюгруппу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстротымышления, выдержки, чувства юмора «Испорченный телефон», «Краски», «Летает — нелетает», «Белого и черного не называть».
1.3 Анализ действующихГосударственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» иГосударственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования вУкраине» по разделу «Природа», «Игра»
Программами по воспитаниюи обучению детей дошкольного возраста («Дитина», «Дитина в дошк. роки»,«Малятко» и др.) предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения кприроде.
Программы выдвигают двеважнейшие задачи:
1. Воспитание у детейлюбви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать еёкрасоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2. Сообщение дошкольникамэлементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них рядаконкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Задачи современныхдействующих программ:
1. Направлять активнуюдеятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
2. Воспитывать вдошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.
3. Воспитывать любовь кживотному и растительному миру.
4. Формировать у детейэкологические знания, культуру и отношение к природе.
5. Информироватьдошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии еена здоровье людей.
Программа«Малятко» определяет объем и содержание знаний, умений и навыков, освоениекоторых обеспечивает основу развития и жизнедеятельности личности. Программа — это ориентир для родителей и воспитателей на то, что могут и должны знать иуметь дети определенного возраста, об уровне их воспитанности и развития.Делается акцент на том, что обязательным компонентом процесса формированияличности является знание и умения, а конечным его продуктом — отношение к себеи окружающему миру, которое проявляется в эмоционально-чувственной сфере, сужденияхи поведении ребенка.
Содержаниепрограммы систематизировано по устойчивым в практике дошкольного воспитанияразделами «Дошкольное детство: особенности развития», «Психологическиевозрастные характеристики», «Дети, требующие повышенного внимания», «Игра»,«Народные игры», «Ребенок и окружающий мир», «Родная природа», «Речевоевоспитание» (подраздел «Говорим по-украински»), «Интересная математика»,«Изобразительное искусство», «В мире музыки» (подраздел «Музыкальноеразвитие»), «Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи», «Воспитаниеребенка в семье» Анализ Государственных программ дает возможность сделатьвывод, что одним из важных направлений работы в дошкольном учреждении являетсяэкологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Попрограмме «Малятко» определяется, что в средней группе (пятый год жизни) детиуже могут удовлетворять свои интересы к окружающему миру в играх, умеловнедрять их в замыслах, сюжетах, ролях. Предполагается реализовывать замыслы спомощью разнообразной игровой среды, ролевого поведения, определенных ситуаций,общения. Дети уже самостоятельно занимаются игрой вместе с двумя — тремяровесниками.
Проводя с детьмисюжетно-ролевые игры, требуется внедрять игровые замыслы в последовательнойреализации нескольких игровых задач, соединения разных эпизодов из реальнойжизни или из сказок. Педагог должен удовлетворять игровые интересы детей,дополнять их представления новыми знаниями, творчески соединять их по ужеприобретенным жизненным и игровому опыту, который формируется в сюжетно-ролевых,дидактических, театрализованных и других играх. Во время игр совершенствуется иразвивается словарь, связная речь, общаясь друг с другом по поводу игрушек,игровых замыслов, намерений; намечая сюжет игры [56].
Программа «Дитина» широкоиспользуется в практике работы дошкольных учреждений, имеет хорошую репутацию,в первую очередь благодаря тем гуманистическим идеям, которые отвечаюттребованиям современности. Позитивную оценку педагогов получили направленностьна личностное развитие дошкольников, психологизацию работы, индивидуальныхподход, организацию групповой работы, гибкий режим дня, которые освещены восновных содержательных линиях и разделах программы. Одобрение вызвало такжеотделение в программе показателей успешного развития ребенка. Сотрудничествавоспитателя с детьми, условий успешной работы воспитателя, которые помогаютчетче определить результативность деятельности педагога.
Задачии содержание учебно-воспитательной работы с детьми в программе даны поразделам. Это создает условия для обеспечения последовательности изложенияматериала, его систематичности, составления соответственно к возрастаниювозрастных возможностей детей, развития интересов и индивидуальных склонностейк разным видам деятельности.
Вподборе форм и методов организации работы воспитатель может проявлятьсобственную инициативу, творчество, самостоятельный поиск.
В разделе «Играя, растем»задачи и содержание программы «Дитина» состоит в том, чтобы обеспечиватьвозможности удовлетворения в игре социальные, познавательные и эстетическиепотребностей, содействовать творческому использованию разнообразныхпредставлений об окружающем мире, реалистических и сказочных ситуаций длясоздания новых сюжетов игр. Также программа призвана содействоватьвозникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых сообществпо интересам, поддерживать морально ценные сюжетные линии, стремление бытьсправедливыми, выдержанными, чувствовать себя уверенно, защищать собственнуюидею и уважать мысль другого, избегать конфликтов [31].
Суммируя все вышесказанное, следует обозначить, что ознакомление детей дошкольного возраста смиром природы является самым важным способом формирования гармоничной, всестороннеразвитой личности, которая владеет знаниями и умениями экологически социальногоповедении в природе. Основным средством ознакомления с природой является игра.Посредством игры ребенку значительно интереснее знакомиться с окружающим егомиром. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре,а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своемуусмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разныепредметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетомигры, ее правилами.
Выводы к 1 разделу
1. Экологическоевоспитание детей — новое направление педагогики, складывающееся в последниегоды и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей сприродой.
2. Результатомэкологического воспитания является экологическая культура личности. Составныеэкологической культуры личности дошкольника-это знания о природе и ихэкологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, вповедении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).
3. Игра призвана решатьобщевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных,общественных качеств ребенка являются первоочередными.
4. Содержаниедидактических игр определяется Государственной программой, по которой работаетДОУ.
5. Многие дидактическиеигры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи.
6. Игры с дидактическимиигрушками, природным материалом, картинками, способствуя накоплениючувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей.
7. Среди всегомногообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно-ролевая игра.
РАЗДЕЛ 2
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НАЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических игр впроцессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
Дидактическая игра, каксамостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса.Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, еслидети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила имиусвоены.
Воспитатель должензаботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасаетинтерес к игре (а это относится в большей мере к настольно-печатным играм),необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Содержание дидактическихигр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни,природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитательприучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания вразличных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактическиеигры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания вмыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях,окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы поопределенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активностьдетского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главнойпредпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний. Вдидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, словавоспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами (Любашина В.)[53].
Детей старшего возрастанапример, привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, крометого с детьми используются картинки (парные), кубики, разделенные на большее,чем раньше количество частей. Наглядность в играх старших дошкольников, прежде всего,представлена в предметах, которыми играют дети, которые составляют материальныйцентр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначениепредметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парнымикартинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериямикартинок). Начальный показ игровых действий воспитателем, «пробный ход» в игре,использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек — все этосоставляет наглядный фонд средств, которые использует воспитатель, организуяигру и руководя ею. Игрушки и предметы воспитатель демонстрирует в наглядномдействии, в движении.
В качестве средствапознания скрытых связей и отношений воспитатель использует моделирование. Виграх для прохождения различных маршрутов используются планы-схемы (игры«Секреты», «Найди свою игрушку», «Лабиринт», «Кто быстрее найдет дорогу кдому»).
Много наглядногоматериала используется в серии дидактических игр по сенсорному воспитанию,разработанных Л. Венгер.[13].Это таблицы для расширения знаний о форме ивеличине предмета, схемы для выкладывания геометрических фигур.
В дидактических играх поразвитию речи и ознакомлению с окружающим используются схемы для составленияописательных рассказов о фруктах, овощах, животных, одежде, временах года.
Также целесообразноиспользование различных игрушек.
Николаева С. Н.[62]отмечает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущейдеятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры,вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у нихбережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологическиезнания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельнуюигру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействиекоторых затрагивает лишь интеллектуальную сферу [25, с 283].
Веретенникова С. А.предлагает следующую классификацию игр, которые используются в дошкольномучреждении для ознакомления детей с природой [14, с 124-125].
Дидактические игры, в которых дети уточняют, закрепляют,расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях иживотных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактическиеигры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применятьимеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственныепроцессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения игратьвместе.
При ознакомлении сприродой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные исловесные.
Предметные игры — с листьями, семенами, цветами,фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этойветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления освойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, детиовладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно широко используются вмладшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметамиприроды, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Настольно-печатныеигры — «Зоологическоелото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты»,«Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможностьсистематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы,формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаютсловом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.
Словесные игры. («Кто летает, бегает, прыгает», «Вводе, воздухе, на земле», «Нужно — не нужно») проводятся с целью закреплениязнаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения исистематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстротуреакции, связную речь.
В младших группах напервом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры онсообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщаетдополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активногоучастия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе детииграют самостоятельно.
Начиная со средней группыпуть обучения игре иной. Вначале воспитатель рассказывает содержание игры,предварительно вычленяет одно-два важных правила, по ходу игры еще разподчеркивает эти правила, показывает игровые действия, дает дополнительныеправила. На следующем этапе дети играют самостоятельно, воспитатель наблюдаетза игрой, исправляет ошибки, разрешает конфликты. Когда интерес к игре спадает,воспитатель предлагает новый ее вариант.
Игровые упражнения иигры-занятия. Нарядус перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровыхупражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такойже», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различатьпредметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их совсей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют вмладшей и средней группах.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочныймагазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придаетиграм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровыедействия. Используются игры-занятия в младших и средних группах, в старшихгруппах даются как часть занятия.
Подвижные игры. Подвижные игры природоведческогохарактера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторыхотражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята»,«Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям,имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоциональноположительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры. В игре дети отражают впечатления,полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знанияо труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), приэтом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значениетруда взрослых в природе.
Для развертываниятворческих игр природоведческого характера необходимо иметь наборы игрушек — сельскохозяйственные машины, животных.
Одним из видов творческихигр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной,мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качестваматериалов. Этими играми надо руководить. Воспитатель помогает детям в подбореи использовании природного материала в играх, показывает способы егоиспользования.
2.2 Руководство дидактическими играмипо экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разныхвозрастных группах
Организация дидактическихигр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка кпроведению дидактической игры, её проведение и анализ (Богуславская З.,Бондаренко А.) [9].
В подготовку к проведениюдидактической игры входят:
— отбор игры всоответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний,развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память,внимание, мышление, речь);
— установлениесоответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучениядетей определенной возрастной группы;
— определение наиболееудобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованногообучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессоввремя);
— выбор места для игры,где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило,отводят в групповой комнате или на участке.
— определение количестваиграющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
— подготовка необходимогодидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы,картинки, природный материал);
— подготовка к игресамого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место вигре, методы руководства игрой;
— подготовка к игредетей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явленияхокружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактическихигр включает:
— ознакомление детей ссодержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использованв игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняютсязнания и представления детей о них);
— объяснение хода иправил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей всоответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают,разрешают, предписывают);
— показ игровых действий,в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие,доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату(например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
— определение роливоспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
— подведение итогов игры– это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которыхдети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она синтересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
Анализ проведенной игрынаправлен на выявление приемов её подготовки и проведения: какие приемыоказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало ипочему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесспроведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволитвыявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит,правильно организовать индивидуальную работу с ними.
Руководя играми необходимоучитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность,наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самомуотгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственноесуждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характереумственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается настепень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими,чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.
Большое место в играхзанимают мотивы соревнования дошкольникам предоставляется большаясамостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.
Роль воспитателя в самойигре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомитвоспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как онипоняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагаетдетям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями,выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требуюттакого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснениемправил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многимнастольно-печатным играм.
Таким образом,руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует отпедагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Этообогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, аиногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки дляигры, а также четкое определение своей роли в игре.
Дидактические игрыорганизуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, враспоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть посвоему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.
Наблюдения засамостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственногоразвития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игрыполезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. Дидактические игрыкратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижаласьумственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.(Менджерицкая Д.) [57]. Рекомендации для педагогов:
Систематическипланировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающимдетей старшей группы.
Использовать в работеигры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детеймыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да — нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственноготруда. Игра «Кем быть» (2 варианта).
Постоянно использовать наглядныйматериал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки, игрушки,природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала дляигр.
Выводы ко 2 разделу
1.Дидактическая играпредставляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Неоспорима еёроль в ознакомлении с окружающим миром детей дошкольного возраста.
2.Ознакомление сокружающим в дидактических играх играет важную роль в умственном развитииребенка — дошкольника.
3.Формирование знаний обокружающем мире в процессе дидактической игры возможно в условияхпедагогического процесса под руководством взрослого.
4.Необходимоиспользование различных методов и приемов:
Игровых (сюрпризныемоменты, загадки, считалочки, элементы соревнования),
Словесных (беседа дляуточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);
Наглядных (использованиеигрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показигровых действий).
5.Для поддержанияинтереса и развития познавательной активности необходимо использовать игрыразличной вариативности.
Рекомендации дляпедагогов:
Систематическипланировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающимдетей старшей группы.
Использовать в работеигры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детеймыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да — нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственноготруда. Игра «Кем быть» (2 варианта).
Постоянно использоватьнаглядный материал в дидактических играх со старшими дошкольниками (картинки,игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядногоматериала для игр.
6. Наблюдения засамостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень ихумственного развития, особенности поведения.
7. Использовать в работеигры с различными усложнениями.
ВЫВОДЫ
1. В процессе изученияпсихолого — педагогической и методической литературы было установлено, что игрыдетей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.
2. Игра доставляет детяммного радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игрывоспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так жеэколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интереск игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
3. В ходе работы былираскрыты и изучены: сущность и задачи экологического воспитания детейдошкольного возраста, виды игр детей и их значение, значение эколого — развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении для экологическоговоспитания.
4. Экологическоевоспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основукоторого положен экологический подход, когда педагогический процесс опираетсяна основополагающие идеи и понятия экологии.
5. Основными задачамиэкологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:
-формирование у детейэлементов экологического сознания;
-формирование у детейпрактических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
-воспитание гуманногоотношения к природе.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Дидактическая игра«Где был Петя?»
Вариант 1.
Воспитатель говоритдетям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, чтоони видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, чтостоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель предупреждает детей,что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада.
Примерное описание (данноедетьми).
Петя зашел в комнату, гдена полках лежало много чистого белья. Мария Ивановна гладила его утюгом. Гуделастиральная машина (прачечная).
Петя заглянул в комнату,где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая и светлая(зал).
Воспитательпредупреждает, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в зданиидетского сада.
Вариант 2.
Можно усложнить игру.Воспитатель при её повторении предлагает вспомнить, что мог увидеть Петя, выйдяна участок детского сада. Дети описывают участок, постройки, деревья,кустарники, выделяют признаки, отличающие участок одной группы от участкадругой. Воспитателю необходимо активизировать словарь детей, предлагая назватьодно и то же различными словами. Так, например, ребенок описал овощехранилище:«Петя спустился по лестнице и увидел на полочках банки с разными фруктами,соками, компотами. В мешках была морковь, а в большом ящике – картошка. Тамбыло прохладно». Дети отвечают: «Петя попал в подвал». Воспитатель предлагаетподумать и сказать другими словами. Ответы детей могут быть такими: «Напродуктовый склад», «В кладовую», «В овощехранилище». Воспитатель подтверждаетправильность ответов детей: «Да, помещение, куда заглянул Петя, можно назватьпо-разному».
Вариант 3.
Можно предложить болеесложный вариант.
Воспитатель говоритдетям:
— Мы с вами хорошо знаемнаш город (или поселок). Мы ходили на экскурсию, видели какие учреждения,здания, улицы есть в городе (поселке). А вот Петя только недавно приехал к нам.Расскажите, где он побывал и что он увидел. А мы отгадаем.
Дети рассказывают обиблиотеке, школе, кинотеатре, главной улице. Воспитатель помогает детямвыделить наиболее существенные отличительные черты описываемого объекта.Например, Ира дала такое описание: «Петя зашел в дом. Там было много полок скнигами. Люди стояли и рассматривали их». По этому описанию трудно догадаться,где же был Петя: в книжном магазине или библиотеке. Воспитатель уточняет:«Книги там продавали или выдавали?» «Выдавали» — отвечает ребенок. «Куда же попалПетя?» «В библиотеку».
Вариант 4.
В следующий развоспитатель предлагает детям подумать и сказать, что бы мог увидеть Петя, еслибы он был путешественником. Дети рассказывают об Африке, Арктике и так далее,используя имеющиеся у них знания, полученные в детском саду и дома.
Вариант 5.
Воспитатель говорит детямо том, что Петя очень любит читать книги, и предлагает:
— Пусть он расскажет, окаком либо герое книги, а мы узнаем, какую книгу прочитал Петя.
Предупреждает, чторассказывать можно только про тех героев, о которых читали всем в детском саду.
Примеры рассказов детей:
«Маленькая девочка оченьлюбила свою бабушку. Она ходила к ней в гости через лес, носила пирожки имолоко. По дороге собирала цветы».
«Жили старики у самогосинего моря. Старик ловил рыбу, а старуха его все время ругала. Она была злая».( Автор Бондаренко А. [9]).
Игра «Отвечай быстро».
Воспитатель, держа вруках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:
— Сейчас я назовукакой-либо цвет и брошу кому-то мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назватьпредмет этого цвета. «Зеленый»- говорит воспитатель, делает паузу и бросает мячОле. «Яблоко» — отвечает Оля, и сказав «красный»- бросает мяч Ване. Играпродолжается.
Основным признаком дляклассификации может быть не цвет, а качество предмета. (Деревянный — стол, ит.д.)
Усложнение.
При повторении можнопредложить, поймав мяч, называть не один, а два или несколько предметов.
Игра «Продуктовый магазин».
Дидактическая задача:Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнаватьпредмет по описанию.
Игровое правило: Продавецпродает продукт, если о нем хорошо рассказал покупатель.
Игровые действия:Считалочкой выбирают продавца.
Ход игры: Дети садятсяперед столом с продуктами. Воспитатель говорит о том, что открылся продуктовыймагазин. Купить продукт сможет тот, кто точнее опишет его. Первым покупаетвоспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делаютдети.
Игра «Путешествие погороду».
Дидактическая задача:Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт,как украшен.
Игровое правило: Отбиратьтолько те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди,транспорт, труд, украшение города.
Игровые действия: Поисккартинок. Действия по сигналу.
Ход игры: Картинкираскладываются на столах в разных местах комнаты. Дети делятся на 4 группы по2-3 человека. Каждой группе дается задание: одной — посмотреть, кто живет вгороде, и собрать картинки с изображением людей, другой — на чем люди ездят, итоже собрать картинки. По сигналу водящего путешественники идут по комнате исобирают нужные им картинки. Возвратившись, путешественники ставят на подставкукартинки. Затем рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на нихизображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись.
В играх «Где были, чтовидели?», «Путешествие по стране» у детей развивается представление о природе,как среде обитания человека, изменение образа жизни людей в зависимости отприродных условий, в которых они живут.
В дидактических играхпроисходит обогащение знаний детей о материалах, из которых изготовляются вещи(металл, пластмасса, стекло, фарфор, ткань), об их физических качествах исвойствах. Стекло прозрачное, не пропускает воду, вещи из стекла могут быть самойразной формы, они бьются. При этом воспитатель дает разнообразные задания насравнение предметов по:
— длине (чулок, носок);
— форме (шарф, платок,косынка);
— цвету (одинаковые поформе и размеру чашки, но одна синяя, а другая белая с цветами);
— материалу (салфетка избумаги и ткани).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Дидактические игры наформирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста
«Природа и человек»
Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знаниядетей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Игровые правила. Отвечать можно только после того,как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не можетвспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросаетводящему.
Ход игры. Воспитатель проводит с детьмибеседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие наспредметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек имипользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы,транспорт создает человек.
«Что сделано человеком?»– спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (илибросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что созданоприродой?»
В ходе игры воспитательпроводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу длятого, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе:охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных иптиц.
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификацииовощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами:вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.
Игровые действия. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, чтоони будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овощаназывать вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называеткакой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки иликорешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как внекоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают:«Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, ктоошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.
Воспитатель может предложитьиной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобнывершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.
Пластическая игра «Буряна море».
Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; частьдетей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстромашут крыльями, стонут и прячутся на берегу.
Игра «Изобрази».
Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей;звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведитедетям народные приметы:
Кучевые облака — к вечеру дождь будет. Низкие облака — кдождю.
Пластическая игра «Танецбабочек».
К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить«одеяние» бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети,нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображаютполёт бабочки.
Игра «Чья птицаулетит дальше?»
Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают своюбумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.
Игра «Журавли-журавли».
Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поётили говорит речитативом дугой”. Все играющие в процессе размеренной ходьбывыстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает:«Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой». Дети быстро, не отпускаярук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги потемпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!» — вереницадетей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше «Змея, заворачивайся вкольцо», «Змея выпрямляется» и т. д. Упражнения выполняются вовсё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница неразрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.
Игра «Ласточки имошки».
Играющие — мошки — летают по поляне и напевают:
Мошки летают!
Ласточку не замечают!
Жу-жу! Жу-жу!
Зу-зу! Зу-зу!
Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. Поокончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!»С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющийстановится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.
Игра «Птица безгнезда».
Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некоторомрасстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, — гнездо, второйза ним — птица. В центре круга чертят небольшой кружок — там водящий. Онсчитает: «Раз…» — игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле.«Два…» — игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птицасадится в гнездо. «Три…» — птицы вылетают из гнезда и летают по всейплощадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремитсязанять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки наплечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игрыдети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не долженвыходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.
Игра «Пищевыецепочки на лугу».
Цель:Закрепить знания детей о пищевыхсвязях на лугу.
Правилаигры:Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Детираскладывают, кто кем питается.
растения — гусеница — птица
злаковые травы — грызуны — змеи
злаковые травы — мышь — хищные птицы
следующие слова:«Журавли, журавли, выгнитесь
трава — кузнечик — луговые птицы
насекомые и их личинки — крот — хищные птицы
тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы
травы (клевер) — шмель
Игра «Пищевыецепочки водоёма».
Цель:Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правилаигры:Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и проситдетей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар — лягушка — цапля
червячок — рыбка — чайка
водоросли — улитка — рак
ряска — малёк — хищная рыба
Игра «Пищевыецепочки в лесу».
Цель:Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правилаигры:Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений иживотных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения — гусеница — птицы
растения — мышка — сова
растения — заяц — лиса
насекомые — ежи
грибы — белки — куницы
лесные злаки — лось — медведь
молодые побеги — лось — медведь
Игра «С чем нельзя влес ходить?»
Цель:Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры:Воспитатель выкладывает на стол предметы илииллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек,велосипеда… Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
/>
/>
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙМАТЕРИАЛ
/>
/>
/>/>/>/>/>
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас.Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие — Ярославль:Академия развития: 2003. — 112 с.
2. Аромштам М. Игры для маленькихинтеллектуалов.// Дошкольное образование,-2004,-№6,-с.21.
3. Аромштам М. Ищидрузей в игре.// Дошкольное образование,- 2002,-«5,-С.2.
4. Артемова Л. Моделi структури дидактичної гри та ігрових стосунків.//Дошкільне виховання,- 2005, -№4 – С.6.
5. АртемоваЛ. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М. 1992.-65 с.
6. Афанасьева Е.Экология не знает границ // Юный натуралист.-1990.- №1.- С.30-32 с.
7. Базовый компонентдошкольного образования в Украине – Симферополь-1999,350 с.
8. БистрицькаВ. Ігри — вправи з віршованим супроводом// Дошкільне виховання,-2002,-№3,-С.10.
9. Бондаренко А.«Дидактические игры в детском саду», М.,1991.
10. Богуш А. Методика розвитку рідної мови іознайомлення з навколишнім у дошкільному закладі. — К: Вища школа,1995,-215 с.
10. БровкинаЕ. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ.сред. и высш. пед учеб.заведений./ Издат. Центр «Академия» 2000.-224 с.
11. БукатовВ. Педагогическиетаинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие /Букатов В. — 2-е изд.,испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 152с.
12. Венгер Л.«Дидактические игры по сенсорному воспитанию» М., Просвещение,1975.
13. Веретенникова С.Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,1990.-80 с.
14. Воронов Н.Основы общей экологии.- М.: «Рандеву — АМ»,1999.-95 с.
15. Выгодский Л.Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб: Союз,1997.-95с.
16. Выгодский Л.Мышление и речь// Собрание сочинений: В 6т.- Т2.-М.,1982. С.319-328.
17. Гавриш Н. Методика розвитку зв’язногомовлення дітей дошкільного віку: Навчально-методичний посібник для студентівВНЗ зі спеціальності «Дошкільне виховання», «Початкове навчання», викладачів,науковців, вихователів і методистів дошкільних закладів. — Луганська:Альма-матер, 2004.-132 с.
18. ГайдаєнкоВ. Весело граємо.// Дошкільне виховання,-2004,-№10,-С.21.
19. Гайдаренко Е.Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: нескучная энциклопедия. — Д.:Сталкер,1997.-448с.
20. Гармоническаяатмосфера Монтессори.// Дошкольное воспитание,-2000,-№11,-С.47.
21. Ген Г., КовальчукН., Леонова Е. Развивающие игры.// Ребенок в детском саду,-2003,-№6- с.60
22. Гербова В.Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.-М.: Просвещение,1978.-58с.
23. Гербова В.Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.-М.: Просвещение,1989.-360с.
24. Гербова В.Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.-М.: Просвещение,1987.-240с.
25. Гладун Л. Іграшка в житті малюка.//Дошкільне виховання,-2005,-№3,- С.16
26. Гмошинская М.Поиграй со мною.// Дошкольное образование,-2002,-№1,-С.20.
27. Граббет И. Игрыдля малышей от 2 до 6 лет.- М.: «Росмэн»,1999.-160 с.
28. Грабовская Л.Пространственно- предметная игровая среда как основа развития индивидуальностиребенка.// Детский сад,-2004,-№ 4,- с.9.
29. Грибова О.,Бессонова Т. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковаясторона речи. Альбом 2.- М.: «АРКТИ», 2001. – 48с.
30. Дитина. Програма виховання дітейдошкільного віку.- К. Освіта,1993.- 300с.
31. ДрязгуноваВ Дидактические игры дляознакомления дошкольников с растениями.- М. 1991.-160 с.
32. Дыбина О.,Рахманова Н., Щетинина В. Неизведанное рядом Занимательные опыты и экспериментыдля дошкольников. Дыбина О.- ответственный редактор.- М.: ТЦ Сфера,2002.-192 с.
33. Жичкина А.Значимость игры в развитии человека.// Дошкольное воспитание,-2002,-№4,-С.2.
34. Занятияпо развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателейдетского сада /О.Ушакова, А. Арушанова, А.Максаков, Е.Струнина, Т. Юртайкина;Под руководством О.Ушаковой.- М.: Изд-во «Совершенство»,2001. -368 с.
35. Золотова Е.Знакомим дошкольников с миром животных.- М. 1988.-79с.
36. ИвановаА. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М.2004.-65 с.
38. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие длявоспитателей дет. сада / Каменева Л. А., Матвеева А. К.,. Маневцева Л. М. идр.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. Саморуковой П. Г. — М. Просвещение, 1983. — 207 с.
39. Климшкова О. Игра, как азбукаобщения.// Дошкольное воспитание,- 2002,-№ 4,- С.7.
40. Клюева И., Касаткина Ю. Учимдетей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей ипедагогов.- Ярославль: Академия развития, 1996.-240 с.: ил.
41. Козлова С., Куликова Т.Дошкольная педагогіка: Учеб. пособие для студ. сред. пед… учеб. заведений.-3-еизд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-416 с.
42. Кокуева Л. Воспитаниедошкільника через приобщение к природе; Методическое пособие- М.:2005 -248 с.
43. Коломина Н. Воспитание основэкологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2004-144 с.
44. Костина Л. Игровая терапия вдетском саду.// Дошкольноевоспитание,- 2004,-№ 12 С.10.
45. Куликовская Т. Забавныечистоговорки. Мы говорим правильно.- М.: Издательство Гном и Д, 2001. -32 с./Практическая логопедия./
46. Кутузова И. Развитие игровойдеятельности.// Дошкольное воспитание, — 2003,-№ 5,- С.25.
47. Латий Е. 365 развивающих игр изатей для маленьких детей:/Художник А.Босин.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс,2001.-752с. илл.
48. Лесскис И., Лисютенко О.,Прочухаева М. Групповая игротерапия // Дошкольное воспитание, — 2002,№ 4,- С.33.
49. Лисенко Н. Екологічне вихованнядошкільників — К. Освіта,1993- 160 с.
50. Ликум А. Все обо всем.Популярная энциклопедия для детей. — М.: «Слово»,1993.-300с.
51. Лунева Г. Играем вэкономику.// Дошкольноевоспитание, — 2003,-№ 10,- С.51
52. Лучич М. Детям о природе.Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Просвещение,1993.-160 с.
53. Любашина В. Дісертация«Формування діалогічних умінь дітей старшого дошкільного віку в іграх засюжетами художніх творів» РВЗ КГУ 2006
54. Максаков А., Туманова Т. «Учите играя», М.:Просвещение,1983.
55. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцевой, П. Г.Саморуковой. — СПб.: «Детство-пресс», 2003. — 319 с.
56. Малятко. Програма виховання дітей дошкільного віку. — К.:Освіта,1991.-400 с.
57. Менджерицкая Д. «Воспитателю одетской игре», М.: Просвещение,1982.
58. Молодова А. Игровыеэкологические занятия с детьми.- Минск.: 1998.-80 с.
59. Названова Л. Давайте игратьвместе.// Дошкольное образование.,2002,- №1,- С.22
60. Недоспасова Е. Развитие детейв игровой деятельности.// Ребенок в детском саду,-2001,- №5,- С.38.
61. Нескучаева Л., Пискунова И.,Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активностидетей.// Дошкольное воспитание,- 2004,- №10,- С.15.
62. Николаева С. Место игры вэкологическом воспитании дошкольников.- М.: 2006.-135с.
63. Николаева С. Как приобщитьребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольныхучреждениях.- М.: 2003.-50с.
64. Організація педагогічного процесу вдитячому садку. Методичні рекомендації. — К.:,1992.-320с.
65. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М.Бим-Бад; Редкол.: М.Безруких, В.Болотов, Л. Глебова и др.- М. БольшаяРоссийская энциклопедия,2003.-528 с.: ил.
66. Педагогіка: Навчальнийпосібник. — Харків, ТОВ «Одіссей»,2003.-352 с.
67. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении сприродой. Серия «Мир вашего ребенка», — Ростов н/Д.№ «Феникс», 2002.-416с.
68. Плохiй З.П. Виховання еколог. культури дошкiльникiв. — К.: Ред. журн. «Дошкiльне виховання», 2002. — 173 с.
69. Програма та методичнірекомендації для вихователів дошкільних закладів освіти. — Одеса, «Маяк»,1999.-312с.
70. Психология личности и деятельности дошкольника./ Под.Ред. А.Запорожца и Д. Эльконина.- М.: Просвещение 1990.620с.
71. Региональная программа иметодические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольноговозраста в Крыму «Крымский веночек»- Симферополь — 2004.-70 с.
72. Рибцун Ю. Граємо з дитиною всією родиною.//Дошкільне виховання,- 203.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях:/Сост.: Е.Тверитина, Л. Барсукова; Под ред… М. Васильевой.- М.: Просвещение 1986.-112 с.
73. Саморукова П. Как знакомитьдошкольников с природой. — М.:Просвещение 1983.-25 с.
74. Скворцова И. Программаразвития и обучения дошкольника. Логопедические игры. Для детей 4-6 лет.- СПб.:Издательский Дом «Нева»; 2004.-240 с.
75. Смирнова Е., Гударева О.Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития.//Дошкольное воспитание,-2003,- № 10,- С.63.
76. Смирнова Л., Ткаченко Г.Коррекционно – развивающие игры,// Дошкольное воспитание,-2001,-№ 3, С.34.
77. Смирнова Л., Холмогорова В.Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам.//Дошкольное воспитание,-2003,- № 8,- С.73.
78. Сосновская Е. Методикаознакомления с природой.- М: Приор-издат.2005-208с.
79. Сударейкина Т. Дайте детствунаиграться.// Детский сад,-2005,-№ 6,- С.45.
80. Сурогевина Е., Енкевич В.Экология и мир: Метод. пособ.- М.: Новая школа,2004-46 с.
81. Сушкова Г. Ігри зі словеснимсупроводом.// Дошкільне виховання,2002,-№ 4,-С.35.
82. Токмакова И. К. Земля — наш дом родной: Поэтический экологическийутренник.// Дошкольное воспитание. — 2001. — № 7. — С. 82-85.
83. Усова А. Роль игры в воспитании детей. Подред. А. Запорожца.- М.: Просвещение,1980.-237 с.
84. Ушакова О., Арушанова А. и др.Занятия по развитию речи в детском саду.- М.: Совершенство,1999.-138 с.
85. Фребель Ф. Системадидактических игр.// Дошкольное воспитание,-2006,- №3,- С.79.
86. Хрестоматия по теории иметодике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. Алексеева М., ЯшинаВ.- М.: Академия,1999.-680 с.
87. Черница М. Поиграй со мной! //Дошкольное воспитание,-2006,- № 4,- С.54.
88. Шевчук Н. Как ребенку непопасть к злому волку прямо в пасть?// Дошкольное образование,-2002,- № 15,-с.4.
89. Экологическое воспитаниедошкольников./ Под ред. Сакирдановой Т.- Симферополь.: 1995.-35 с.
90. Ярышева Н. Ознакомление детейс природой.- К.: Радянська школа, 1980. -164 с.
91. 50 игр с буквами и словами/Художники М. Душин В., Янаев.- Ярославль: Академия развития: Академия, К:Академия Холдинг, 2001.-112 с.: ил.-/ Серия «Потехе-час»/