Динамика психического развития детей, больных олигофренией. Подростковый криз

Содержание
Введение
1.  Развитие детей с отклонениями психическогоразвития в онтогенезе
2.  Факторы риска патологическихподростковых кризов
Заключение
Список использованных источников

Введение
Впоследнее время внимание психологов во всем мире привлечено к проблемам раннегодетства. И это не случайно, так как первые годы жизни являются периодомнаиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического,психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будетпротекать, во многом зависит будущее ребенка.
Размышляяо том, как складывается жизнь малыша, невольно понимаешь, что во многом этозависит от нас, взрослых. От того, как мы помогаем ему войти с доверием в этотмир сложных и противоречивых отношений, от тех условий, которые создаются дляребенка в семье — эмоционального и физического комфорта, тепла и уюта в доме,от тех отношений, которые складываются между родителями, от того, как онипонимают младенца, что хотят дать и получить от своего малыша.
В настоящее время в общей детскойпопуляции наблюдается значительное количество детей с различными отклонениями вразвитии — около 10%. Имеются в виду такие существенные отклонения, которыепредполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых,в первую очередь — родителей, требуют комплексного вмешательства специалистов —врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимостивоспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (детских садах ишколах) или классах, а в отдельных случаях и индивидуально в домашних условияхили специальных интернатах.

Основная часть
1 Развитие детей с отклонениямипсихического развития в онтогенезе
В динамике психического развития детейбольных олигофренией, признаки эмоционального и интеллектуального недоразвитиявыступают на каждом возрастном этане. Степень их выраженности пропорциональнаглубине поражения мозга.
При большой тяжести органическогопоражения нервной системы формирование сложных психических функций может не развернутьсявообще. В этом случае психический онтогенез ограничивается самыми раннимиэтапами развития.
При негрубых степенях олигофрении такжезаметно отставание сроков становления и развития психики. На первом году жизнизамедленно формируются персептивные функции: реакции на свет, звук, игрушки,«комплекс оживления» на лицо матери, других близких. Характерна задержкаразвития моторных навыков (удерживание головы, хватание предметов, сидение,стояние, ходьба). В возрасте 2-3 лет особенно очевидно выраженное запаздываниеразвития навыков самообслуживания; отчетливо проявляется недоразвитие речи.
В дошкольном возрасте уже отчетливовыступает недостаточность интеллектуального развития в целом. У детейотсутствует любознательность, пытливость, проявляется слабость познавательноймотивации. При подготовке к школе обнаруживаются затруднения в освоенииначальных элементов чтения и счета.
В дошкольном возрасте игроваядеятельность детей, страдающих олигофренией, задерживается на стадии простогоманипулирования, элементарных подражательных стереотипов. В такой игре заметноотсутствие инициативности, творчества. Недопонимание условий ролевой игры,затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуальногоразвития.
Проведенное В.В. Лебединским и егосотрудниками (1985) сравнительное исследование игровой деятельности у здоровыхдетей и больных олигофренией показало, что если в норме предметные игровыедействия достигают значительной сложности в возрасте между 3 и 4 годами, то удетей, страдающих олигофренией, уровень развития предметных игровых действий ввозрасте 7-8 лет приближается к уровню игры здоровых детей 3-4 лет. В то времякак у здоровых детей в 7-8 лет формируется новая ведущая деятельность — учение,у детей с олигофренией формируются зачатки ролевой игры. Таким образом, приолигофрении наблюдается замедленное развитие игровой деятельности. Запаздываниев формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других.
В подростковом возрасте особенностиразвития детей с олигофренией зависят от формы болезни. Так, при осложненныхформах олигофрении неврозоподобные, психопатоподобные, эпилептиформные,церебрастенические и апатико-адинамические нарушения резко затрудняют адаптациюв учебе и межличностных отношениях.
Динамика развития психики при задержкепсихического развития существенно отлична от динамики олигофрении. Несмотря назамедленное психическое развитие, эпизодические явления регресса (появлениеэнуреза, усиление инфантильности в поведении и т.д.), нередко возникающие подвлиянием неблагоприятных факторов (инфекции, психические травмы), несмотря наналичие энцефалопатических расстройств и дефицитарности отдельных корковыхфункций, при правильном обучении эти дети постепенно преодолевают задержкуобщего психического развития, усваивая знания и навыки, необходимые длянормальной адаптации
При этом следует учитывать, что чертыэмоциональной незрелости в виде органического инфантилизма могут сохранятьсядлительное время и в неблагоприятных условиях жизни способствовать формированиюасоциальных форм поведения.
В отличие от задержки психическогоразвития, органическая деменция, связанная со значительно большей грубостьюпоражения мозга, характеризуется разлаженностью деятельности, личностнымраспадом, грубой некритичностью и большой тяжестью выпадения отдельных функций.Динамика задержки психического развития, как указывалось, благоприятна исодержит возможности социальной адаптации. При органической же деменциивозможности психического развития резко ограничены.
Раннее начало заболевания (в 2 — 3 года)имеет отрицательное значение, потому что влечет более выраженную опасностьнедоразвития онтогенетически наиболее молодых мозговых структур. В этих случаяхнеумение устанавливать объективные связи явлений, низкий уровень сужденийнередко выходят на первый план.
При начале заболевания в старшемдошкольном возрасте наиболее демонстративно разрушение либо обеднение игровой деятельности,ее стереотипность, однообразие. Приобретенные навыки страдают меньше, но все жеимеется их определенный регресс. При заболевании в младшем школьном возрасте,как правило, сохраняются речь (при отсутствии локальных нарушений), навыкисамообслуживания и даже элементарные учебные навыки. Запас знаний ипредставлений может быть значительно больше, чем при олигофрении. Но резкоснижаются интеллектуальная работоспособность и учебная деятельность в целом,теряются школьные интересы, нарушается целенаправленность.
Аффективные особенности в случаедеменции не корригируются из-за дефектности интеллекта и личности. Поэтомутакие дети и особенно подростки вследствие своей резкой взрывчатости, склонностик агрессивным разрядам могут представлять опасность для окружающих.
Внешняя картина поведения ребенка сранним детским аутизмом прослеживается в динамике развития с самого раннего возраста.Уже до полуторалетнего возраста выявляется слабость психического тонуса: общаявялость, недостаточность инстинктивной сферы (плохой аппетит, слабостьинстинкта самосохранения, реакций на дискомфорт, мокрые пеленки, холод и т.д.).Ходьба долго остается неуверенной, страдает развитие целенаправленных действий.Но в то же время, нередко наблюдается обилие стереотипных движений, ритмическихразрядов, импульсивных действий. Едва научившись ходить, такой ребенок частоимпульсивно бежит, не замечая края, опасности.
В отличие от моторики в развитии речинередко наблюдается опережение, но часто уже с самого начала речь отличаетсяаутизмом, наличием «автономности», превалированием неологизмов. Маленькийребенок, едва научившись творить, может одержимо повторять отдельные слова,читать стихи, аффективно расставляя интонационные акценты
Уже с раннего детства отмечаетсясенсорная и эмоциональная гиперестезия: даже в младенческом возрасте детиотрицательно реагируют на яркие игрушки, страдают от громких звуков,прикосновений одежды. Сначала эта чувствительность приводит к чрезмерной ориентировочнойреакции, состоянию возбужденности. В дальнейшем она как бы истощается, вниманиеребенка становится трудно привлечь, он мало или совсем не реагирует наобращение, игрушку, что иногда приводит к ложным опасениям в отношении слепотыили глухоты.
К 2,5 — 3 годам часто нарастаютстереотипные двигательные разряды, появляются однообразные аутичные игры. В 3 — 5 лет аутичный ребенок может быть еще не приучен к опрятности, часто кэлементарным навыкам самообслуживания. Такие дети могут быть чрезвычайно избирательныв еде и в то же время, брать в рот несъедобное.
Также с возрастом более четкимстановится характер речевых расстройств. Нарушение коммуникативной стороны речис длительным сохранением в речевом развитии звукоподражательных, автономныхслов, которые сосуществуют с общеупотребляемыми словами, делает речь аутичногоребенка вычурной и нередко труднодоступной для понимания. Ненаправленнаявербальная активность нередко прерывается мутизмом.
В динамике становления психопатии О.В.Кербиков (1961, 1971), ВВ. Ковалев (1973, 1979) различают ряд этапов: сначалаотдельные патологические реакции, возникающие в ответ на провоцирующие влияниясреды, затем более длительные патологические состояния и, наконец, формированиепсихопатии как стойкой девиации личности.
Г.П. Сухарева (1932), Л.С. Выготский(1936), М.С. Псвзпср (1941) указывают, что ряд психопатических свойств имееттенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизоидногоребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников,что вторично еще более углубляет его аутизм. Аффективная возбудимость эпилептоидногоребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в средесверстников, ситуацию враждебности, подозрительности. Таким образом, сама психопатическаяличность как бы утяжеляет окружающую среду, внося в нее дисгармонию и конфликти тем самым создавая новый порочный круг, фиксирующий и усиливающийпатологические черты характера. Ряд симптомов (страхи, робость,нерешительность, паранойяльность), наблюдаемых у детей с различными видамипсихопатий, рассматривается авторами как вторичные реактивные образования.
2 Факторы риска патологическихподростковых кризов
Исследование К.С. Лебединской, М.М.Райской и Г.В. Грибановой (1988) клинико-психологических особенностейподростков с нарушениями в аффективной сфере позволяет сделать, важные выводы,отражающие патогенез нарушений поведения у подростков.
Нарушения поведения у подростков сявлениями психической неустойчивости, аффективной возбудимости, расторможенностивлечений обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, большейчастью — резидуально-органического генеза, реже — психопатиями, акцентуациямихарактера.
Следствием неполноценности нервнойсистемы являются такие имеющие значение для декомпенсации в подростковомвозрасте факторы, как нарушения познавательной деятельности, эмоциональнаянезрелость, отклонения темпа полового созревания.
В формировании нарушений поведениябесспорная роль принадлежит социальному фактору: неблагоприятным условиямвоспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явленияммикросоциальной и педагогической запущенности.
К.С. Лебединской и соавторами (1988)указывается, что нарушения поведения у подростков мечут иметь какнепатологический, так и патологический уровень. Наличие последнего обусловленомассивностью этиологического фактора: как биологического (выраженностьюнедостаточности нервной системы, более тяжелой степенью нарушенийинтеллектуального и «эмоционального развития, дисгармонией процесса половогосозревания), так и социального грубыми дефектами воспитания, хроническойпсихотравмирующей ситуацией, приводящими к патологическому формированиюличности) — либо сочетанием этих факторов.
Ретроспективный анализ особенностейповедения подростков с нарушениями поведения позволил выявить признаки вэмоциональной, двигательной, познавательной сфере, поведении и личности вцелом, которые могли бы на различных этапах психического формирования ребенкаеще до подросткового возраста служить маркерами для установления рискавозникновения дезадаптации поведения в подростковом возрасте.
Результаты сравнительногоретроспективного анализа анамнестических данных подростков с нарушениями ваффективной сфере и подростков контрольных групп позволили выявить критерии угрожаемостипатологического подросткового криза, которые имели свою возрастную специфику.
В дошкольном возрасте факторами рискапатологического подросткового криза нам представляются следующие проявления:
а)      выраженная психомоторнаярасторможенность, трудности выработки у ребенка тормозных реакций и запретов,адекватных возрасту форм поведения; трудность организации поведения даже впределах подвижных игр;
б)      такие особенности личностнойнезрелости, как склонность к косметической лжи, примитивным вымыслам, используемымдля наиболее легкою выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций;повышенная внушаемость к неправильным формам поведения, отражающая реакцииимитации отклонений поведения сверстников, более старших детей либо взрослых;
в)      инфантильные проявления сдвигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
г)       импульсивность поведения,эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, обусловливающие ссоры и драки,возникающие по незначительному поводу;
д)      реакции упрямого неподчинения инегативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания,запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции активного протеста.
В младшем школьном возрастенеблагоприятны следующие факторы:
•сочетание низкойпознавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее свозрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
•нередуцирующаясямоторная бестормозность, сочетающаяся с эйфорическим фоном настроения;повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумнымвпечатлениям;
•акцентуациякомпонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
•наличие, какнемотивированных колебаний настроения, так и конфликтности, взрывчатости идрачливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
•сопровождениетаких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, ихзавершение церебрастеническими явлениями;
•отрицательноеотношение к занятиям, эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков;побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа,характерных для незрелых личностей:
•реакциипротеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий насамоподготовке в интернатах, намеренное невыполнение домашних заданий «назло»педагогам и родителям; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить насебя внимание отрицательными формами поведения в школе: грубостью,невыполнением требований учителя, злобными шалостями;
•отсутствияинтереса к учебе, общественно полезному труду;
•        нарастающее тяготение касоциальным формам поведения (мелкие кражи, раннее пристрастие к курению,выманивание денег, жвачки, значков, папирос, первые попытки знакомства салкоголем) под влиянием подростков или более старших приятелей;
•дефект воспитания в виде бесконтрольности,безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Основные факторы риска выраженнойдекомпенсации поведения в подростковом возрасте:
•стойкость инфантильных черт личности;преобладание черт незрелости над тенденцией возрастного развития;
•выраженностьэнцефалопатических расстройств: психической неустойчивости, аффективнойвозбудимости, расторможенности влечений; асинхрония психофизического развития ввиде дисгармонической ретардации и акселерации;
•неблагоприятныесредовые условия, специфически патогенные для определенного варианта нарушенийповедения;
•раннеевозникновение микросоциальной и педагогической запущенности как результат всехперечисленных выше факторов: незрелости эмоциональной, волевой и личностнойсфер, низкого уровня познавательной активности и слабости интеллектуальныхпредпосылок, неблагоприятности средовых условий. Этот фактор — один из ведущих.
Проведенные К.С. Лебединской и другимиисследования подтвердили мнение психологов, педагогов, социологов о ролисоциального фактора в декомпенсации поведения у подростков. Как показалинаблюдения, в неблагоприятных средовых условиях значительные трудностиповедения возникают и у подростков, не имеющих каких-либо признаковнедостаточности нервной системы, отклонений в физиологической возрастной фазеразвития. Также было показано, что биологический фактор (органическаянедостаточность нервной системы разной степени, асинхрония половогометаморфоза) является почвой, способствующей реализации декомпенсацииаффективной сферы подростка в неблагоприятных средовых условиях. При этом еслив возникновении нарушений поведения у подростка ведущая роль принадлежитсоциальному фактору, то в складывании структуры того или иного варианта этихнарушений — специфике сочетания неблагоприятных средовых условий ибиологической почвы.

Заключение
Воспитаниеи обучение детей с отклонениями в развитии сложный процесс, требующий отокружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательностии определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Основнаямасса детей с отклонениями в развитии нуждается в организации специфическогокоррекционного воздействия, без которого их продвижение будет замедленным инедостаточно успешным. Проводить работу с разными категориями детей сотклонениями в развитии целесообразнее всего, привлекая для этогоспециалистов-дефектологов, понимающих нужды этих детей и владеющих методикамиих обучения. Однако, очень большое значение имеет семья, в которой растетребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может оказать ему существеннуюпомощь, способствующую успешной интеграции в окружающую социальную среду. Всвязи с этим родителям важно знать и основные психологические особенностиребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться законсультацией и квалифицированной помощью.
Учителямладших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общегоназначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженнымиотклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и чтонеобходимо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способствовалоформированию отрицательных черт личности.
/>/>/>/>/>Список использованныхисточников
1Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001 – ISBN 5-7695-0684-9
2Андреева Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект– пресс, 2004 — ISBN5-7567-0138-9
3Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности[Текст] / Л.И. Божович. – М., 1997. — 352с. – ISBN978-5-699-24415-7
4Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]:учебник / В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2008 — ISBN5-7695-1033-1
5Немов Р.С. Психология Кн. 2. [Текст] / Р.С. Немов – М.: «ВЛАДОС», 1998. – 640с.– ISBN 5-691-00112-4
6Нуркова В.В.Психология [Текст] / В.В. Нуркова.- М., 2004. Гл. 1 – ISBN5-04-010498-7
7Слободчиков В.И. Психология человека [Текст] / В.И. Слободчиков — М, 1995 — ISBN5-8291-0291-9
8Трофимова Н.М.Основы специальной педагогики и психологии [Текст] /Н.М.Трофимова. – Спб.: Питер, 2005 — ISBN978-5-49807-834-2
9Усанова О.Н. Специальная психология [Текст] / О.Н. Усанова.– Спб.: Питер, 2006 — ISBN5-7695-0550-8
10Шарков Ф.И. Методология и методы психологического исследования [Текст] / Ф.И.Шарков. – М.: Академический проспект, 2006 — ISBN5-8291-0725-2