Директивы СНБ администрации Р Рейгана: Центральная и Латинская Америка, страны Карибского бассейна

Введение
Целью данной исследовательской практики является изучение директив СНБ администрации Р. Рейгана, касающихся стран Центральной и Латинской Америки, а также стран Карибского бассейна. Директивы СНБ (далее просто директивы) являются одним из основных рабочих документов СНБ. В настоящей работе рассматриваются рассекреченные и частично рассекреченные директивы, опубликованные в книге Кристофера Симпсона [1].
Директива №17. Политика США по отношению к Кубе, Никарагуа, Гондурасу и Сальвадору
16 ноября 1981г. В директиве говорится о том, что Белый Дом выделил (тайно) 19,5 млн. долл. на поддержку анти-сандинистских формирований в Никарагуа. Также во Флориде, Калифорнии и Техасе были созданы подготовительные лагеря, где обучались никарагуанские беженцы, что многие конгрессмены расценивали как нарушение Закона о государственном нейтралитете (U.S. Neutrality Act). В СНБ Высшая межведомственная группа (ВМГ), в которую входили Оливер Норт(штат СНБ), Дюан Клэрридж(ЦРУ), Томас Ендерс (Правительство) и генерал Пауль Герман (Комитет Начальников Штабов), составила проект программы, которая должна была быть одобрена директивой №17. Основные пункты этой программы состояли в предоставлении 19,95 миллионов долларов для создания команды из 500 латиноамериканских боевиков (командос), чтобы совершать диверсии на никарагуанских мостах, силовых установках и ключевых транспортных и коммуникационных узлах, а также для обеспечения вербовки и последующего обучения 1000 анти-коммунистических никарагуанских беженцев в Аргентине. Впоследствии эта программа как раз и вошла в текст директивы №17. Эта директива была явно направлена против Кубы, Никарагуа, Гренады.1
Директива №21. Ответные действия на размещение истребителей МИГ-23 на Кубе
Подписана 29 января 1982г. Президент Картер всячески препятствовал размещению на Кубе советских истребителей МИГ-23 в 1978г., но его неспособность полностью изменить политику Кубы в этой сфере позже стала одной из главных причин успешной избирательной кампании Рональда Рейгана. Новая администрация стала резко реагировать на решение Кубы закупить новую партию МИГов в 1981г., хотя экспортный вариант МИГ-23 был легко доступен на международном рынке оружия в то время. Администрация Рейгана заявила, что эти реактивные самолеты вместе с вооружёнными силами Кубы, заставляют США пересмотреть своё отношение к повстанцам и странам Центральной Америки и Африки, поддерживаемым Кубой.1
Директива №37 и №37A. Куба и Центральная Америка
28 Мая 1982г. Политические назначенцы администрации часто не могли осуществлять президентские планы в Центральной Америке из-за сопротивления Конгресса, средств массовой информации и общественности. Белый дом неоднократно сталкивался тем, что он называл правовыми ограничениями, утечками или препятствиями со стороны различных федеральных агентств, обременёнными различными задачами. В ответ на это данная директива начала проводить государственную и международную кампанию в поддержку решений администрации (особенно по секретным операциям против Кубы), касающихся повстанцев в Сальвадоре и анти-коммунистических правительств в регионе. Эта директива также пересмотрела отношение к Гватемале, которая из-за грубых нарушений прав человека не получала никакой помощи от США в период администрации Картера. Теперь Гватемала получала военного снаряжения на сумму 10 миллионов долларов через программу Продажи военного оборудования за рубеж. “Основная” ВМГ во главе со штатным сотрудником CНБ Оливером Нортом, представителями от ЦРУ, Государственного департамента и Комитета Начальников Штабов была ответственна за координацию компании по связям с общественностью.1
Директива № 59. Куба и Центральная Америка
5 октября 1982г. К осени 1982г. Соединенные Штаты тайно поддерживали сотни “повстанческих бунтов” внутри Никарагуа, включая диверсии на мостах и складах, снайперские атаки, поджоги запасов зерновых культур и засады сандинистских солдат. Администрация Рейгана всячески поддерживала Контрас, но те не менее, все же отвергала ответственность за действия Контрас, которые могли бы быть расценены международным правом или согласно Закону о военных полномочиях как преступления. Это противоречие в позиции администрации было очевидно и толкало многих конгрессменов к приостановлению помощи никарагуанским Контрас. В то же самое время большинство конгрессменов согласилось, что американские попытки использования Контрас в Сальвадоре должны быть продолжены. Так как приближалось голосование по бюджету на 1983 финансовый год, президент Рейган использовал эту директиву, для того чтобы вновь подтвердить свою поддержку тайным военным операциям и обратился к спецслужбам США с просьбой придумать убедительные данные, которые могли быть обнародованы в целях поддержки тайных операций.2
Директива №82. Американские инициативы в Сальвадоре
24 февраля 1983г. В начале 1980-ых общественная поддержка про-американского правительства Маганы в Сальвадоре уменьшилась. Левые сальвадорские партизаны безрезультатно пытались свергнуть правительство во время наступательной операции в начале 1982г., но экономическая, политическая и военная обстановка оставалась для центрального правительства весьма неблагоприятной. Эта директива предоставляла обширную военную и экономическую помощь, включая спорное решение об увеличении численности американского контингента и советников в Сальвадоре “чтобы лучше влиять на ход военных действий.”
Существовало существенное различие между секретными обсуждениями, проводимыми администрацией по поводу Сальвадора, и информацией, предоставленной широкой общественности. На секретных совещаниях обсуждался вопрос о предоставлении военной помощи на сумму 60 млн. долл. для “крупномасштабных военных и психологических операций против партизан, включая гражданское содействие”. В публичных речах президента Рейгана и госсекретаря Шульца подчеркивалось, что американская политика в Сальвадоре “начала работать” и что “демократические ценности начинают сменять антинародную политику.”1
Директива №100. Военная деятельность CША в Центральной Америке
28 июля 1983г. и меморандум ЦРУ от 19 сентября 1983г. 28 июля Палата представителей приняла поправки Boland-Zablocki, прекращающие дальнейшее финансирование никарагуанских Контрас Центральным разведывательным управлением. Президент Рейган подписал эту директиву в тот же день. Палата представителей запретила осуществление “военных или полувоенных действий в Никарагуа”, но согласилась предоставить до 80 миллионов долларов для того чтобы остановить поток никарагуанского вооружения сальвадорским повстанцам. В этой директиве президент Рейган распорядился “предоставить достаточную поддержку демократическим силам сопротивления в Никарагуа – “то есть Контрас — также как и некоммунистическим правительствам в регионе.
Основным в новой стратегии помощи Рейгана были расширенные военные учения в Гондурасе, которые не упоминались в запрете Палаты представителей. В рамках этой программы на границе Никарагуа и Гондураса были построены военные аэродромы, лагеря, клиники и другие средства, которыми пользовались Контрас. Учения AHAUS TARA II, упомянутые в директиве (больше известные как “Большая Сосна II (Big Pine II)”), начатые 3 августа, затрагивали приблизительно 12000 американских солдат и две группы линкоров и продолжалась шесть месяцев — вероятно самые длительные военные учения в американской истории.
Засекреченная часть директивы №100 касается первоначальных попыток администрации обойти ограничения конгресса на финансирование Контрас со стороны ЦРУ. Согласно исследованиям конгресса, начатым в июле 1983г., президент поручил Министерству обороны безвозмездно передать боеприпасы, самолеты и личный состав ЦРУ для возможного использования в Никарагуа. Теоретически ЦРУ не столкнулось бы с поправками Boland-Zablocki, спонсируя Контрас, потому что сам Пентагон, а не ЦРУ оплачивали поставки. Данная система просуществовала в течение всего лета, пока Уильям Х. Тафт IV из Министерства обороны не пришёл к выводу, что поставки были незаконными и не блокировал программу, таким образом, подтолкнув администрацию к новой стадии поиска тайных фондов для Контрас.1
Директива №105. Американская политика по безопасности на Востоке Карибского бассейна — Гренада
4 октября 1983г. Октябрь, ноябрь и декабрь 1983г., оказались одним из наиболее опасных периодов для США в международных отношениях, начиная с Кубинского кризиса. Американские отношения с СССР ухудшились и оказались на краю пропасти. Открытые и тайные военные и полувоенные операции администрации достигли нового пика в Ливане, Афганистане и Центральной Америке. Тем временем, взрыв казармы американских морских пехотинцев в Ливане нанёс существенный удар по публичной политике администрации внутри страны и за её пределами. Средства массовой информации во всем мире изображали Соединенные Штаты Реагана агрессивными, вооруженными до зубов, дезорганизованными и плохо информированными.
В тот самый момент Константин Менгес — штатный сотрудник СНБ, ответственный за Центральную Америку и протеже директора ЦРУ У. Кейcи — убедил президента в необходимости активизации действий против крошечной страны карибского бассейна – острова Гренады. Там, путём переворота (без капли крови) в 1979г., пришло к власти левое правительство во главе с Морисом Бишопом и страна с тех пор стала сильно зависить от экономической и военной помощи со стороны Кубы. Бишоп публично заявлял, что Соединенные Штаты планируют вторжение на Гренаду в марте 1983г.; администрация Рейгана отрицала эти обвинения. К концу лета правительство Бишопа оказалось очень шатким.
В этой директиве Менгес получил президентское согласие на проведение экономической, политической и военной кампании, направленной на дестабилизацию правительства Бишопа. 12 октября, почти двумя неделями позже подписания директивы №105, бескомпромиссная фракция на Гренаде свергла Бишопа, арестовал его и его семейство, а затем застрелило их.
Несколько часов спустя, Менгес подготовил предложение о вторжении на Гренаду, которая и будет называться директивой №110. Главные покровители Менгеса в штате СНБ были Кеннет де Граффенрейд (разведка/контрразведка), специалист по военно-политическим делам Оливер Норт и Джордж Буш, через несколько дней ставший вице-президентом.1
Директива №110. Военные действия США против Гренады
23 октября 1983г. 4 октября СНБ разрешил начать дестабилизацию расшатанного правительства Бишопа на Гренаде; бескомпромиссная фракция левого толка 12 октября свергла Бишопа, а 20 октября казнила его. В тот день в Вашингтоне Константин Менгес и Оливер Норт подготовили документы, одобряющие американское вторжение на Гренаду, и передали их вице-президенту Бушу для рассмотрения на заседании СНБ совместно с Шульцом, Уэйнбергом и недавно назначенным советником президента по национальной безопасности Робертом Макфарланом. Той же ночью группа по особым ситуациям, возглавляемая Бушем, поручила Менгесу составить проект директивы на подпись президенту Рейгану, которая бы санкционировала военную операцию. В проекте директивы говорилось о необходимости спасения американских туристов и студентов, находящихся на острове, низвержении нового правительства Хадзона Остина и установлении более сговорчивого правительства на Гренаде.
Вдобавок утром 23 октября исламские партизаны совершили терракт в Ливане, ещё больше ухудшив ситуацию. В тот же день Менгес сделал последние штрихи в директиве, санкционирующей военную операцию на Гренаде, а Макфарлан и Джеффри Кемп закончили работу над директивой №109, касающейся Ливана. В тот же день начались ранее запланированные переговоры с СССР о поставках американских крылатых ракет наземного базирования в Европу. СССР прервал участие в переговорах в тот же день.1
Директива №112. Использование захваченных документов – Гренада
15 ноября 1983г. Американские вооружённые силы захватили десятки тысяч страниц конфиденциального архива и правительственных документов во время вторжения на Гренаду. Концепция Константина Менгеса с самого начала операции предполагала использования этих документов для пропаганды и разведопераций. Менгес, Оливер Норт и другие члены штата CНБ, ответственные за поддержку Контрас, надеялись, что эти документы подтвердят существование тайных кубинских поставок оружия, наркотиков или попыток низвержения умеренных режимов в Центральной Америке. Такие отчеты могли бы быть полезны для пропаганды, для достижения компромисса с группами, сочувствующими Сандинистам, средствами массовой информации или конгрессменами.
Но архив Гренады в значительной степени разочаровал директора ЦРУ Кейcи. Собрание документов было тем не менее издано Государственным департаментом и тщательно использовалось администрацией Рейгана как внутри страны, так и за рубежом.2
Директива №124. Американская политика в Центральной Америке и отношения с Мексикой
7 февраля 1984г. В этой директиве СНБ попытался решить разногласия между комиссией Генри Киссинджера по американской политике в Центральной Америке, поддерживаемую конгрессом, средствами массовой информации и целями президента Рейгана, директора ЦРУ Кейcи и штата СНБ.
Комиссия Киссинджера одобряла давление США на сандинистское правительство в Никарагуа, но никак не прямое вмешательство США для его свержения, отчасти потому что в конгрессе считали, что удачно проведённый переворот в Никарагуа мог бы негативно повлиять на американо-мексиканские отношения. Сторонники жёсткого курса в администрации Рейгана, напротив, ратовали за свержение правительства Сандинистов, но им было в этом отказано конгрессом.
В директиве №124 штатный сотрудник СНБ Константин Менгес попытался ясно сформулировать отношение президента Рейгана к Центральной Америке и постепенно стал прекращать гражданскую и военную помощь со стороны США правительствам, не желающим сотрудничать с программой Рейгана. Усилия Менгеса привели к частичной поддержке со стороны США переговоров “Контадора” с участием Мексики и эскалации кампании по дестабилизации положения в Никарагуа.
Согласно более поздним заявлениям, сделанным в Международном суде, диверсии, проводившиеся с помощью США в Никарагуа в течение этого периода, включали разрушение подводного нефтепровода и части нефтяного терминала в Манагуа (13 сентября, 1983), диверсии на других нефтехранилищах и в четырех никарагуанских портах, включая Манагуа (2 октября, 10 октября и 14 октября 1983г., и 7 марта 1984г.), диверсии в Манагуа (28-30 марта 1984г.) и ряд других событий, вовлекавших военные вертолеты и быстроходные катера, используемые ЦРУ.
Все еще секретная часть директивы касается американских отношений с мексиканским президентом Мигелем де ла Мадридом Хуртадо, сыгравшим большую роль в переговорах “Контрадора”, которые должны были положить конец гражданским войнам в Никарагуа и Сальвадоре. Президент Рейган поручил ЦРУ “начать работу с лидерами стран Центральной Америки, поддержанными Соединенными Штатами, по обращению к мексиканским должностным лицам”, чтобы убедить их поддержать стратегию администрации Рейгана, направленную против врагов США в Центральной Америке, взамен на продление экономической помощи. Во время визита президента Мексики в Вашингтон Рейган и его помощники заявили мексиканской делегации, что Мексика должна пересмотреть своё отношение к политике США, в противном случае объём экономической помощи будет существенного сокращен.1

Директива №170. Радио “Марти”
20 мая 1985г. (3я страница этой директивы была уничтожена СНБ.) Эта директива уполномочила Информационное агентство США начать (20 мая) регулярные радиопередачи программ радио на испанском языке на территорию Кубы через Радио “Марти”. Радиопередачи, смоделированные на более ранних американских проектах как “Радио Свободная Европа” и “Радио Свобода”, должны были подорвать доверие к режиму Кастро на Кубе. Экономические проблемы Кубы и военное присутствие в Африке стали главными темами программ.
Секретная часть этой директивы частично касается американо-кубинских отношений в сфере иммиграции. В течение 1980г. Куба выполнила требования США и ослабила эмиграционные ограничения, в следствие чего из Кубы в США выехало 125000 человек. Среди них было несколько тысяч осужденных преступников, душевнобольных и другие люди, нежелательные для кубинского правительства. Американо-кубинские переговоры начались в 1984г.; рассматривался вопрос об отправке части этих людей обратно, многие из которых провели эти годы в американских тюрьмах и переселенческих лагерях. Принудительная репатриация некоторых из них началась в феврале 1985г.
Куба, угрожавшая приостановить иммиграционные соглашения с Соединенными Штатами, требовала отменить вещание радио “Марти”. Она приостановила сотрудничество по программе репатриации 20 мая, в день подписания этой директивы. Это, в свою очередь, вело к ряду новых американо-кубинских споров по проблемам прав человека и эмиграции.1

Директива №221. Наркотики и национальная безопасность
8 апреля 1986г. Эта директива формально признала контрабанду наркотиков проблемой, угрожающей национальной безопасности США, тем самым значительно расширив расширяя полномочия Белого дома, предоставив ему возможность действовать без разрешения конгресса в критических ситуациях. Директива, прежде всего поддержанная вице-президентом Бушом, санкционировала военные учения, поставку вооружения и секретные операции (ранее направленные против партизанских формирований за границей) против правительств и партизанских движений, которые могли быть связаны с торговлей наркотиками. В своём публичном заявлении вице-президент указал на правительства Никарагуа и Кубы, а также на партизанское движение M19 в Колумбии и добавил, что это всего лишь начало.
Директива включала следующие основные пункты:
• Финансирование “растущих ВВС” в Колумбии для того чтобы “модернизировать возможность регионального наступления на наркоторговцев”;
• Предоставление вертолетов (а также дополнительных средств на их обслуживание) Колумбийской Национальной Полиции для применения в приграничных занятых партизанами территорий Перу и Эквадора;
• Поставка гербицида для уничтожения посевов марихуаны и коки;
• Предоставление “безопасных условий” (то есть помощь американских Зеленых Беретов) для проведения военных операций перуанскими вооруженными силами против производителей коки в районах, занятых партизанами;
• Финансирование сельскохозяйственных программ в Таиланде;
• Поддержка таиландских полувоенных операций против цитаделей повстанцев на границе Таиланда с Бирмой;
• Ежегодное обучение приблизительно 2300 иностранных полицейских по программам борьбы с наркотиками и таможенным программам.
Хотя все эти меры были относительно успешны в сдерживании партизанов, программы, связанные с директивой №221 оказались достаточно непопулярными среди военных и не смогли значительно снизить контрабанду наркотиков в Соединенные Штаты. За 7 лет существования директивы №221 и последующей директивы №18 администрации Буша было потрачено больше 3 миллиардов долларов. Однако поток кокаина и героина в Соединенные Штаты увеличился и пришлось признать, что выгоды от программы оказались “незначительными”.
Секретные операции, предпринятые в рамках директивы №221 остаются секретными, но согласно некоторым газетным сообщениям, стало известно, что американские спецслужбы перехватили несколько мексиканских полицейских и правительственных должностных лиц, чтобы собрать информацию о торговли наркотиками в этой стране, которая часто служила перевалочным пунктом для наркотиков, идущих в Соединенные Штаты.1
Директива №225. Американская стратегия в Центральной Америке
20 мая 1986г. (2 – 5 страницы этой директивы были уничтожены СНБ.) В течение декабря 1985г. конгресс пересмотрел запрет на помощь Контрас в Никарагуа при условии, что администрация предпримет честные переговоры для улаживания продолжающейся войны Никарагуа с Сальвадором. Вскоре после решения конгресса помощник президента по национальной безопасности Поиндекстер составил “меморандум целей “, который выделил тактику действий СНБ по Контрас на следующие несколько месяцев. “Нужно скрыть истинные цели [администрации] от персонала, ” – говорилось в этом документе Поиндекстера. “Продолжайте активные переговоры, но не соглашайтесь ни на что” и “разработайте какой-нибудь способ, чтобы поддержать Контрас прямо или косвенно.”
Основной представитель США на переговорах в Центральной Америки (Контадорские переговоры) был Филип Хабиб, который недавно завершил секретную миссию администрации Филиппин. Публичные заявления Хабиба весной 1986г. показывают, что он фактически искал урегулирование на условиях, публично одобренных бы Соединенными Штатами и выделенными в сокращенной рассекреченной части директивы №225. Правительство Никарагуа неожиданно приняло условия США, ознаменовав новую стадию для формального урегулирования в начале июня 1986г.
В СНБ началась фракционная борьба, приведшая к тому, что администрация Рейгана отклонить соглашение, которое она предлагала ранее. Бескомпромиссный сотрудник СНБ Константин Менгес —который на тот момент был отстранён от СНБ из-за ожесточенной борьбы с лидерами государственного департамента — возглавил общественную и частную кампанию, направленную на то, чтобы сорвать Контадорскую инициативу Хабиба. К середине мая Менгес заручился поддержкой со стороны Министерства жилищного строительства и городского хозяйства в лице секретаря Джека Кемпа, комментаторов Еванса и Новака, сенатора Джесси Хелмса, газеты “Вашингтон Таймс” и других видных деятелей консервативных сторонников Рейгана. Рейган отклонил инициативу Хабиба 16 мая на заседании СНБ; Менгес был отстранён от СНБ в тот же самый день, когда директива №225 санкционировала дипломатическую кампанию — позже отрицаемую президентом — по воздействию на Сальвадор, Коста-Рику, Гондурас и Гватемалу, чтобы заставить их отклонить предложенные Контадорские соглашения на том основании, что согласие Никарагуа с ними не могло быть соответствующим образом проверено. СНБ тогда стал отрицать весеннюю инициативу Хабиба, ссылаясь на утечку в “Нью-Йорк Таймс” и предложенные Контадорские соглашения провалились в начале июня. 24 июня президент Рейган в своём телевизионном выступлении заявил, что неудача на переговорах заставила Соединенные Штаты увеличили поддержку никарагуанских Контрас. Вскоре после этого конгресс одобрил выделение 100 миллионов долларов на военную и гражданскую помощь Контрас.1
Директива №264. Стратегия США в Центральной Америке
27 февраля 1987г. Директива №264, по крайней мере одна из её страниц, попытался объединить весьма различные цели политики администрации по отношению к Никарагуа. Политика, выделенная в данной директиве, официально позволяла Сандинистам оставаться у власти в Никарагуа при условии, выполнения ряда требований со стороны США; но условия были сформулированы таким образом, что заранее было известно о несостоятельности такого соглашения.
Эта двойная политика СНБ отражала ограничения, наложенные конгрессом на деятельность администрации Рейгана, направленную на свержение Сандинистов. Конгресс одобрил предоставление военной и гражданской помощи Контрас, при условии, что администрация Рейгана добьётся успехов в урегулировании на основе переговоров конфликта в Сальвадоре и Никарагуа, что запрещало использование средств на свержение Сандинистского правительства.
Директива определила условия для переговоров администрации с Центральноамериканскими правительствами и организовывала “кампанию общественной дипломатии”, направленную на то, чтобы поддержка конгрессом Контрас прибавила им популярность в Никарагуа. Вскоре после того, как эта директива была подписана, президент формально уведомил Госсекретаря, что никакого прогресса на Контадорских переговорах не было достигнуто, таким образом, намекая на то, что нужно направить дополнительные средства Контрас. В апреле он возобновил ужесточение экономического эмбарго против этой страны.2
Заключение
Историки деятельность СНБ оценивают как успешную, но тем не менее в период администрации Р. Рейгана имели место такие скандальные события, связанные с СНБ, как афёра “Иран-Контрас”, или “Ирангейт”. Президент и сотрудники СНБ оказались в очень затруднительной ситуации. Также произошло и другое, не менее важное событие – вторжение на Гренаду. Из вышеописанных директив ясно вырисовывается весь характер деятельности самого СНБ, который в немалой степени зависел от взглядов самого президента Р. Рейгана, а именно его излишней антикоммунистической направленности.
Литература
1. Simpson C. National security directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995.
1 Simpson C. National security directives of the Reagan and Bush administrations: the declassified history of the US political and military policy, 1981-1991. Boulder: Westview Press, 1995. P. 53.

1 Ibid. P. 56, 92-93.
1 Ibid. P. 66, 128-129.
2 Ibid. P. 76-77, 206-207.
1 Ibid. P. 231, 276-277.
1 Ibid. P. 238-239, 312-317.
1 Ibid. P. 242-243, 332-334.
1 Ibid. P. 245-246.
2 Ibid. P. 247, 348-350.
1 Ibid. P. 360-361.
1 Ibid. P. 449, 533-534.
1 Ibid. P. 640-641.
1 Ibid. P. 642-643.
2 Ibid. P. 736, 783-784.