–PAGE_BREAK–Основные этапы оценки предприятия методом дисконтированных денежных потоков.
1.Выбор модели денежного потока.
2.Определение длительности прогнозного периода.
3.Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.
4.Анализ и прогноз расходов.
5.Анализ и прогноз инвестиций.
6.Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
7.Определение ставки дисконта.
8.Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.
9.Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.
10.Внесение итоговых поправок.
Выбор модели денежного потока
При оценке бизнеса можно применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. На таблице вы видите, как рассчитывается денежный поток для собственного капитала. Применяя эту модель, мы рассчитываем рыночную стоимость собственного (акционерного) капитала предприятия.
Чистая прибыль после уплаты налогов
плюс
амортизационные отчисления
плюс (минус)
уменьшение (прирост) собственного оборотного капитала
плюс (минус)
уменьшение (прирост) инвестиций в основные средства
плюс (минус)
прирост (уменьшение) долгосрочной задолженности
итого равно
денежный поток
Применяя модель денежного потока для всего инвестированного капитала, мы условно не различаем собственный и заемный капитал предприятия и считаем совокупный денежный поток. Исходя из этого, мы прибавляем к денежному потоку выплаты процентов по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете чистой прибыли. Поскольку проценты по задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их назад, следует уменьшить их сумму на величину налога на прибыль. Итогом расчета по этой модели является рыночная стоимость всего инвестированного капитала предприятия.
В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как на номинальной основе (в текущих ценах), так и на реальной основе (с учетом фактора инфляции).
Определение длительности прогнозного периода.
Согласно методу ДДП, стоимость предприятия основывается на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о движении денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная с текущего года.
В качестве прогнозного берется период, который должен продолжаться до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается, что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечный поток доходов).
Определение адекватной продолжительности прогнозного периода — это непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия.
С другой стороны, чем длительнее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции и, соответственно, потоков денежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составлять, в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации, от 5 до 10 лет.
В странах с переходной экономикой, где велик элемент нестабильности, и адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны, на наш взгляд, допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет. Для точности результата следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения:полугодие или квартал.
Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации
Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения и учета целого ряда факторов, среди которых:
номенклатура выпускаемой продукции; объемы производства и цены на продукцию; ретроспективные темпы роста предприятия; спрос на продукцию; темпы инфляции; имеющиеся производственные мощности; перспективы и возможные последствия капитальных вложений; общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса; ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конкуренции; доля оцениваемого предприятия на рынке; долгосрочные темпы роста в послепрогнозный период; планы менеджеров данного предприятия.
Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместимым с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основанные на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представляются неточными.
Как известно, темпы инфляции измеряются с помощью индексов цен, которые характеризуют среднее изменение уровня цен за определенный период. Для этого используется следующая формула:
где Ip— индекс инфляции
P1— цены анализируемого периода
P0— цены базового периода
G1— количество товаров, реализованных в анализируемом периоде.
Внутри любой отрасли, по меньшей мере, несколько предприятий борются за свою долю рынка.
И здесь возможны разные варианты. Можно увеличить свою долю на уменьшающемся рынке за счет неудачливых конкурентов, а можно и наоборот, потерять свою долю на растущем рынке. В связи с этим важно точно оценить размер и границы рыночного сегмента, на котором собирается работать предприятие. Можно сослаться на такой пример из практики известной консалтинговой фирмы Carana Corporation.
Российское предприятие, производящее моторы для пылесосов, действует на рынке производителей отечественных пылесосов. Предприятие занимает 30% этого рынка. Несмотря на это спрос на моторы постоянно падает, хотя общее число клиентов не уменьшается.
Проблема заключается в том, что в настоящее время на российском рынке отечественные пылесосы не выдерживают конкуренции с аналогичной продукцией азиатского и европейского производства. Результат — отечественные пылесосы вытесняются с рынка. Цифры говорят, что 30% рынка производителей отечественных пылесосов, которые являются клиентами данного предприятия, удерживают лишь 1,5% всего российского рынка пылесосов. Стало быть, задача оценщика — определить тенденцию изменения доли реального рынка, удерживаемой оцениваемым предприятием с точки зрения спроса и потребностей конечных потребителей.
При этом целесообразно проанализировать следующие факторы:
1.Долю рынка, принадлежащую предприятию в данное время.
2.Ретроспективную тенденцию изменения этой доли (постоянство, сокращение или увеличение).
3.Бизнес-план предприятия. Особое внимание следует обратить на то, каким образом предприятие планирует сохранить или увеличить долю рынка (при помощи снижения цен, дополнительных маркетинговых издержек или путем повышения качества производимой продукции).
продолжение
–PAGE_BREAK–Анализ и прогноз расходов
На данном этапе оценщик должен:
учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции; изучить структуру расходов, в особенности, соотношение постоянных и переменных издержек; оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек; изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся; определить амортизационные отчисления, исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия; рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности; сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.
Главным в отношении производственных издержек— это разумная экономия.Если она систематически достигается без ущерба для качества, продукция предприятия остается конкурентоспособной. Для правильной оценки этого обстоятельства необходимо, прежде всего, четко выявлять и контролировать причины появления отдельных категорий затрат.
Эффективное и постоянное управление издержками неразрывно связано с обеспечением адекватной и качественной информации о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции и их относительной конкурентоспособности.
Умение постоянно «держать руку на пульсе» текущих издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных позиций, строить разумную ценовую политику фирмы, реально оценивать отдельные структурные подразделения с точки зрения их вклада и эффективности.
Классификация затрат может производиться по нескольким признакам:
по составу:плановые, прогнозируемые или фактические; по отношению к объему производства:переменные, постоянные, условно-постоянные; по способу отнесения на себестоимость:прямые, косвенные; по функции управления:производственные, коммерческие, административные.
Для оценки бизнесаважны две классификации издержек.
Первая— это деление издержек на постоянные и переменные, то есть, в зависимости от их изменения при изменении объемов производства. Постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства (к примеру, административные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту, за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество и т. д.). Переменные же издержки (сырье и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производственные нужды) обычно считают пропорциональными изменению объемов производства. Классификация издержек на постоянные и переменные используется, прежде всего, при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции.
Вторая классификация— это разнесение издержек на прямые и косвенные. Она применяется для отнесения издержек на определенный вид продукции.
Четкое и единообразное разделение на прямые и косвенные постоянные издержки особенно важно для поддержания однородной отчетности по всем подразделениям.
На одном уровне отчетности постоянные издержки могут быть прямыми, а на другом (более детальном) они могут стать косвенными. Например, на уровне производственной линии расходы на отопление являются прямыми издержками, но на уровне отчетности по видам продукции они становятся косвенными, так как стоимость отопления практически невозможно разнести по видам продукции.(см. табл.)
Количество единиц продукции, шт.
На единицу продукции, тыс. руб.
Итого, тыс. руб.
Продажи
12000
250
3000000
ЗАТРАТЫ
Переменные затраты
Сырье и материалы
12000
95
1140000
Электроэнергия
12000
45
540000
Заработная плата основных рабочих
12000
20
240000
Всего переменных затрат
12000
160
1920000
Постоянные затраты
Общецеховые расходы
445000
Общезаводские расходы
431000
Всего постоянных затрат
876000
Суммарные затраты
2796000
Прибыль
12000
17
204000
продолжение
–PAGE_BREAK–Анализ и прогноз инвестиций.
Таблица. Анализ инвестиций включает три основных компонента:
Собственные оборотные средства
Капиталовложения
Потребности в финансировании
Анализ собственных оборотных средств включает:
Включают инвестиции, необходимые для:
Включают: получение и погашение долгосрочных кредитов
определение суммы начального собственного оборотного капитала
замены существующих активов по мере их износа
выпуск акций
установление дополнительных величин, необходимых для финансирования будущего роста предприятия
покупки или строительства активов для увеличения производственных мощностей в будущем
Осуществляется:
на основе прогноза отдельных компонентов собственных оборотных средств
на основе оцененного остающегося срока службы активов
на основе потребностей в финансировании существующих уровней задолженности и графиков погашения долгов
в процентах от изменения объема продаж
на основе нового оборудования для замены или расширения
Величина собственных оборотных средств(в западной литературе применяется термин «рабочий капитал») — это разность между текущими активами и текущими обязательствами. Она показывает, какая сумма оборотных средств финансируется за счет средств предприятия.
Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.
Существуют два основных метода расчета величины потока денежных средств:косвенный и прямой. Косвенный методанализирует движение денежных средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных средств.
Прямой методоснован на анализе движения денежных средств по статьям прихода и расхода, то есть по бухгалтерским счетам.
При расчете величины денежного потока для каждого прогнозного года можно руководствоваться следующей схемой (иллюстрирующей косвенный метод расчета ДП) (cм. табл.):
ДП от основной деятельности
Прибыль (за вычетом налогов)
Чистая прибыль = прибыль отчетного года за вычетом налога на прибыль
плюс амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления прибавляются к сумме чистой прибыли, так как они не вызывают оттока денежных средств
минус изменение суммы текущих активов
Увеличение суммы текущих активов означает, что денежные средства уменьшаются за счет связывания в дебиторской задолженности и запасах
— краткосрочные фин.вложения
— дебиторская задолженность
— запасы
— прочие текущие активы
плюс изменение суммы текущих обязательств
Увеличение текущих обязательств вызывает увеличение денежных средств за счет предоставления отсрочки оплаты от кредиторов, получения авансов от покупателей
— кредиторская задолженность
— прочие текущие обязательства
плюс ДП от инвестиционной деятельности
минус изменение суммы долгосрочных активов
Увеличение суммы долгосрочных активов означает уменьшение денежных средств за счет инвестирования в активы долгосрочного использования. Реализация долгосрочных активов (основных средств, акций др.предприятий и пр.) увеличивает денежные средства
— нематериальные активы
— основные средства
— незавершенные капитальные вложения
— долгосрочные финансовые вложения
— прочие внеоборотные активы
плюс ДП от финансовой деятельности
плюс изменение суммы задолженности
Увеличение (уменьшение) задолженности указывает на увеличение (уменьшение) денежных средств за счет привлечения (погашения) кредитов
— краткосрочных кредитов и займов
— долгосрочных кредитов и займов
плюс изменение величины собственных средств
Увеличение собственного капитала за счет размещения дополнительных акций означает увеличение денежных средств, выкуп акций и выплата дивидендов приводят к их уменьшению
— уставного капитала
— накопленного капитала
— целевых поступлений
Суммарное изменение денежных средств. Оно должно быть равным увеличению (уменьшению) остатка денежных средств между двумя отчетными периодами.
продолжение
–PAGE_BREAK–