Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы страны

Курсовую работу выполнила студентка 3 курсагруппыВКФ3-1 Кондратюк Е.А.
Финансовая академия при Правительстве РФ
Кафедра «финансы»
Москва 2004.
Введение.
Финансоваясистема сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблемсовременного общества, которые призвана решать финансовая система, можноназвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развитияэкономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарныхи финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющуюна воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностейиндивидуума и др.
Внашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Ноесли рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можнозаметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы,структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свойанализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия исходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, болееправильной, на мой взгляд, финансовой системе.  
Неисключено, что тот состав и структура системы, которая является правильнойсейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за годпроисходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы ивводятся поправки. С 2005 произойдут большие изменения в налоговомзаконодательстве, изменения затронут также и Бюджетный кодекс РФ. Поэтому всвоей курсовой работе я рассмотрю также и изменения, которые могут повлиять нафинансовую систему, её состав и структуру в связи с принятием новых законов.
1. Понятие финансовой системы страны. Основныедискуссионные вопросы её состава и структуры.
1.1. Понятие финансовой системы.
Финансыявляются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровняххозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный иобщественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе,регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулироватьбыстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другиеобщественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов игосударства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовыхотношений. Финансовые отношения складываются между государством, с однойстороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическимилицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – сдругой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторымиэкономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личныхфинансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.
Привсём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, чтопозволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношенийможно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной являетсяклассификация этих отношений в соответствии с объективными критериями.Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так какраспределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именносубъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли вобщественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификацииявляется роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этогокритерия определяются способы организации финансов. Порядок образования ииспользования финансовых ресурсов и финансовых фондов.
Сгруппированныепо определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему.Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные,относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесносвязаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежныефонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этимиотношениями и фондами.
Такимобразом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовыхотношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.
1.2. Состав и структура финансовой системы.
Попричине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы вцелом. В этом случае прибегают к декомпозиции – разделению системы на части(подсистемы) – и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частностивыделяют субъект и объект управления. Каждая из этих подсистем является сложнойсистемой.
Подсистемаминазывают крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь,являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступаютсферы и звенья.
Структурафинансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.
Финансоваясистема состоит из трёх основных элементов:
совокупностьсфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узкомпонимании);
совокупностьсоздаваемых в каждом звене денежных фондов;
системафинансовых органов – финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы),или финансовая система с точки зрения управления финансами.  
Разграничениефинансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждогозвена, а также в методах формирования и использования централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.  
Каждомузвену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования ииспользования денежных фондов и доходов.  
Финансовыесистемы разных стран имеют разный состав, что определяется разнымигосударственными структурами и организационно — правовыми формами.
Вучебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно двеподсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства иобщегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему Югосударственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССРсоответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике.Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новойэкономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новыхзвеньев финансовых отношений.
Следуетиметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственныхпредприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любогогосударства. И это не только теоретическое предположение, поскольку всясовокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсовРоссии. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем(сфер):
государственныхи муниципальных финансов
финансовхозяйствующих субъектов.
Какуже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является рольсубъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критериемимеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовыхфондов.
Так,непосредственно участники общественного воспроизводства, организации играждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары изанимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимыфинансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимаясумма денежных средств.  
Такимобразом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовыеотношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производстватоваров и оказания услуг.
Каждаясфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансысубъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именнов этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов иначинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировкафинансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется взависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние наисточники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Частьорганизаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли,они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормальногофункционирования общества необходимы организации для удовлетворенияпотребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительныхи других общественно необходимых благах.
Такиеорганизации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученнуюприбыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только дляосуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние насостав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.  
Участникамитоварного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образованияюридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимаетсясамостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная насистематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров,выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этомкачестве в установленном законе порядке.
Такимобразом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:
финансыкоммерческих организаций
финансынекоммерческих организаций
финансыПБЮЛ.
Центральноеместо в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет,имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) натекущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяетбюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств,предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местногосамоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государствасредством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной властивозможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальныхмероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнениягосударством присущих ему функций.
Сферафинансов государственные и муниципальные финансы состоит из двух звеньев:
финансыгосударственного бюджета
финансывнебюджетных фондов
Государственныйвнебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемыхвне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционныхправ граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальноеобеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеютстрогое целевое назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственныхвнебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органамив форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждениигосударственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды восновном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими ифизическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся вгосударственной собственности.
Такимобразом в состав финансовой системы входят две крупные сферы и звенья, входящиев их состав. (см. приложение 1)
1.3. Основные дискуссионные вопросы.
Влитературе финансовая система, её состав и структура представлены по-разному.
Несмотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которомупроисходит разделение финансовой системы на сферы и звенья (роль субъекта вобщественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.  
Основнымиз дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельнойсферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая, Вавилов,Родионова выделили три сферы финансовой системы. Причем структура этих сфертоже различна у разных авторов.
АвторВавилов в сфере страхования выделяет два звена (см.приложение 2):
Некоммерческое(государственное страхование)
Коммерческоестрахование.
АвторРодионова выделяет 5 звеньев (см.приложение 3):
Социальноестрахование
Личноестрахование
Имущественноестрахование
Страхованиеответственности
Страхованиепредпринимательских рисков
АвторГалицкая также выделяет 5 звеньев (см.приложение 4):
1)социальное
2)личное
3)имущественное
4)ответственности
5)предпринимательскихрисков
Значитперед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется какотдельная сфера, то каков же её состав?
Всеавторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотяможно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчегозависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вотеще один вопрос.
АвторРомановский выделяет сферу финансы субъектов хозяйствования и делит её на (см.приложение 5):
1)Коммерческиепредприятие и организации
2)Некоммерческиеорганизации
3)Финансовыепосредники
Родионовавыделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в нейследующие звенья:
1)финансыпредприятий, функционирующих на коммерческих началах
2)финансыучреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность
3)финансыобщественных объединений
ПоВавилову финансы экономических (хозяйствующих ) субъектов делятся на:
1)финансыкоммерческих организаций
2)финансынекоммерческих организаций
3)финансыПБОЮЛ
4)финансыдомохозяйств
Ковалёвавыделяет финансы хозяйствующих субъектов (см.приложение 6):
1)государственных
2)муниципальных
3)частных
4)акционерных
5)арендных
6)общественных
Такимобразом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.
Аналогичныерасхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.
ПоВавилову в состав этой сферы входят:
1)Федеральныефинансы
2)ФинансыСубъектов Федерации
3)Местныефинансы
Родионовав составе государственных финансов выделила:
1)государственныйбюджет
2)Внебюджетныефонды
3)Государственныйкредит
Ковалёвавыделила сферу общегосударственные финансы и в её составе:
1)государственныйбюджет
2)внебюджетныефонды
3)государственныйкредит
4)фондыстрахования
5)фондовыйрынок
Посистеме Романовского сфера государственные и муниципальные финансы включает всебя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетнаясистема делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектовфедерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фондасоциального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ,Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.
Длятого, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы РФ(предложенную в приложении 1) необходимо четко проанализировать роль субъектовв общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источникиформирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.
2. Анализ и характеристика структурных подразделенийфинансовой системы РФ.
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и ихсоставляющие.
Финансыхозяйствующих субъектов – это денежные отношения, связанные с формированиемденежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и ихиспользованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству илипредоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнениеобязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.
Финансыэкономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений,опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям,обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличенияпроизводственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих инекоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкиевозможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходнымзвеном финансовой системы.
Особенностиформирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектовопределяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая,некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономическихсубъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельностьмогут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица.
Предприятияи организации функционируют на коммерческих ни некоммерческих началах. Длякоммерческих организаций характерна прежде всего главная цель – получениеприбыли… некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечениенаилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, токак правило, не распределяет её между участниками.
Прифункционировании коммерческих организаций возникают следующие группы финансовыхотношений:
— внутри коммерческой организации по поводу формирования, распределения ииспользования финансовых ресурсов;
— между коммерческой организацией и другими экономическими субъектами: получениеи уплата штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие враспределении прибыли, получение дивидендов и т.п.;
— между коммерческой организацией и финансово-кредитными организациями в связи суплатой страховых взносов (премий) и получением страховых выплат (возмещениемили обеспечением), привлечением источников инвестиций, размещением финансовыхресурсов и получением доходов от этого размещения;
— с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетныхфондов (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное финансирование в формесубсидий и субвенций, бюджетного кредита, оплаты государственного имуниципального заказов, государственных инвестиций, покупка государственныхценных бумаг, получение доходов по ним);
— с работниками организации по выплатам из чистой прибыли (социальные программы,ссуды, премии и др.).
Финансовыеотношения коммерческой организации могут быть очень сложными, когда речь идёт охолдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией иеё дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и т.д.
Принципыорганизации финансов в сфере коммерческой деятельности:
максимизацияприбыли предприятия;
оптимизацияисточников формирования финансовых ресурсов;
обеспечениефинансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числеиспользование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков(страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);
обеспечениеинвестиционной привлекательности;
материальнаяответственность – предполагает наличие системы ответственности (финансовыхсанкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;
Прифункционировании некоммерческих организаций также возникают группы финансовыхотношений:
— между учредителями и некоммерческой организацией по поводу формированияфинансовых ресурсов
— между некоммерческой организацией и физическими и юридическими лицами по поводудобровольных взносов как источника финансовых ресурсов некоммерческойорганизации, оплаты услуг, оказываемых некоммерческой организацией, размещенияфинансовых ресурсов некоммерческой организации;
— внутри организаций по поводу формирования и использования финансовых ресурсов;
— между отраслевыми органами управления и подведомственными им учреждениями иорганизациями по поводу использования отраслевых фондов;
— отношения между некоммерческой организацией и финансово-банковской системой;
— отношения с государством по поводу уплаты обязательных налогов и платежей.
Дляфинансов некоммерческих организаций характерны принципы:
1)сметного финансирования – покрытия затрат учреждений и организаций всоответствии с утвержденной сметой;
2)материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.
Принципсамофинансирования справедлив для некоммерческих организаций, не являющихсяучреждением.
Теперьнужно провести анализ тех структурных звеньев, которые выделяют авторы в сферефинансы субъектов хозяйствования.
Помимофинансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансовПБОЮЛ авторы выделяют такие звенья как: финансовые посредники, финансыобщественных объединений, финансы домохозяйств.
Такойтермин как финансовые посредники встречается в учебнике. Причем автор далеепишет, что « в сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить болеечастные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций и финансынекоммерческих организаций». Для звена финансовые посредники даётся лишьпояснение, что «к финансовым посредникам относятся кредитные организации,частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты».
Поопределению (из Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред.от 29.06.2004) «Обанках и банковской деятельности»), «кредитная организация — юридическое лицо,которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности наосновании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РоссийскойФедерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции,предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуетсяна основе любой формы собственности как хозяйственное общество» Из этогоопределения можно сделать вывод, что деятельность кредитных организацийявляется коммерческой, так как главная цель – это извлечение прибыли, чтосвойственно именно для коммерческих организаций, и кредитная организация можетобразовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
ДалееРомановский в разделе финансы хозяйствующих субъектов пишет, что «из сферыфинансов коммерческих организаций можно выделить такую специфическую сферу, как«финансовые посредники». Таким образом происходит противоречие. С одной стороныавтор выделяет финансовых посредников как отдельное звено, а потом пишет, чтоони являются коммерческими организациями.  
Наосновании вышесказанного можно сделать вывод, что финансовых посредников неправильно выделять в отдельное звено.
Вучебниках Родионовой и Галицкой встречается такое понятие как финансыобщественных объединений, которые авторы выделят в отдельное звено финансовойсистемы.
Общественныеобъединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии илиопределенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов крешению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большоеколичество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческиесоюзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые иблаготворительные фонды.
Характернойособенностью использования собственности общественных объединений является то,что она не выступает источником доходов для отдельных их членов, что являетсяхарактерным признаком некоммерческой организации. Все доходы общественныхобъединений идут на общее обслуживание, удовлетворение их уставных потребностейв целом, что отражается в организации финансов.  
ВГражданском Кодексе (статья 117) даётся следующая характеристика общественныхобъединений:
«1.Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаютсядобровольные объединения граждан, в установленном законом порядкеобъединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных илииных нематериальных потребностей.
Общественныеи религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправеосуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, радикоторых они созданы, и соответствующую этим целям.
2.Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав напереданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членскиевзносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозныхорганизаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организациине отвечают по обязательствам своих членов.
3.Особенности правового положения общественных и религиозных организаций какучастников отношений, регулируемых настоящим Кодексом, определяются законом.»
Наоснове этого материала можно сделать заключение, что общественные объединенияявляются некоммерческими организациями и не могут выделяться как отдельное звенофинансовой системы.
АвторВавилов выделяет отдельное звено – финансы домохозяйств. Но долее в учебнике неразъясняется, что именно подразумевается под этим термином и почему авторвыделяет её в отдельное звено. В разделе о субъектах хозяйствования Вавиловприводит более подробное описание финансов коммерческих, некоммерческихорганизаций и предприятий без образования юридического лица, а разъяснениефинансов домохозяйств отсутствует.
Домохозяйство– это экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, котораяснабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги дляприобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребностичеловека.
Такжеесть еще одно определение:
Домохозяйство– это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части,совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то естьполностью или частично объединяющих или расходующих свои средства. Эти людимогут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака,либо быть не родственниками, либо и теми и другими.
Изэтих определений следует, что домохозяйства ведут какую-то деятельность поизготовлению продукции или, например, ведению сельского хозяйства. Но для того,чтобы снабжать ресурсами экономику, как сказано в первом определении,необходимо иметь на это разрешение, зарегистрироваться как предприятие, платитьналоги и т.д. В законодательстве РФ не существует такой организационно-правовойформы как домохозяйство. А снабжать, например, какую-либо фирму ресурсами сцелью получения прибыли и при этом не иметь никакого права на такуюдеятельность – это уже экономическое преступление.
АвторКовалёва выделяет финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных,арендных и общественных хозяйствующих субъектов.
Всфере субъектов хозяйствования существует такая организационно-правовая формакак государственные и муниципальные унитарные предприятия. Из определенияследует, что эти предприятия относятся к коммерческим организациям:
Унитарнымпредприятием признается коммерческая организация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено повкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Подчастными предприятиями автор понимает, скорее всего, предприятие безобразования юридического лица.
ПБОЮЛявляются отдельным звеном финансовой системы в сфере финансов субъектовхозяйствования.
ГражданеРоссийской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуальногопредпринимателя. Под предпринимательской деятельностью понимается инициативная,самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли илиличного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под своюимущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственностьюридического лица.
Индивидуальнаяпредпринимательская деятельность связана с розничной и мелкооптовой торговлей,предоставлением услуг (в т.ч. брокерских, аудиторских), с некрупнымпроизводством товаров. Предпринимательской деятельностью без образованияюридического лица могут заниматься частнопрактикующие врачи, юристы (нотариусы,адвокаты), частные детективы, аудиторы, имеющие личную лицензию, мелкиеторговцы, фермеры.
Финансыхозяйствующих субъектов без образования юридического лица – это денежныеотношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накопленийиндивидуального предпринимателя и использованием их на расширенноевоспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств иудовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие индивидуальныхпредпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что вхозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и,наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение ирасширение дела, но и на личное потребление.
Индивидуальныйпредприниматель может вступать в финансовые отношения с другимипредпринимателями (в том числе с юридическими лицами коммерческой инекоммерческой сфер деятельности, с государством, с банковской системой, состраховыми организациями. Индивидуальные предприниматели относятся к маломубизнесу, поэтому к ним в полной мере могут быть применимы формы государственнойфинансовой поддержки малого бизнеса.
Финансовыересурсы предпринимателей, действующих без образования юридического лица,формируются в момент начала предпринимательской деятельности и, как правило, засчет личных сбережений, реже – за счет кредитов банков, обществ взаимногокредитования. В дальнейшем основным источником формирования финансовых ресурсовявляется предпринимательский доход. Финансовые ресурсы индивидуальныхпредпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет ивнебюджетные фонды, благотворительные взносы и пожертвования, на личные(семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность влюбой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, тогда всеполученные доходы пойдут на формирование личных сбережений и личноепотребление.  
Принадлежностьфинансов общественных субъектов хозяйствования к финансам некоммерческихорганизаций была рассмотрена ранее.
Акционерноеобщество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий.Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звенофинансовой системы.
Акционернымобществом признается общество, уставный капитал которого разделен наопределенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Отличительнымичертами акционерного общества по сравнению с другими организационно-правовымиформами хозяйствования являются:
добровольностьего образования, причем учредителями и участниками акционерного общества могутбыть самые различные юридические и физические лица;
возможностьвнесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различныхформах – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в томчисле в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако приэтом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участниковобязательно переводится в акции.
Выпускаемыеобществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовыхресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из однихотраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия всамих акциях и условиях их оборота приводят к тому, что акционерная формаорганизации хозяйства является очень гибкой и бытро приспосабливаемой к любойсфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерныеобщества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.
Акционерноеобщество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает про имущественнымобязательствам акционеров, а они несут ответственность про обязательствамобщетсва в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Полученнаяобществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в томчисле используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могутвыплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточныйдивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированныйразмер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием порезультатам года, с учетом выплат промежуточных дивидендов.
Финансыарендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческихпредприятий, так как арендное предприятие является организационно-правовойформой коммерческого предприятия.  
Аренда– это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течениеопределенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаватьсяземля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда невлечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на сроки в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вноситарендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления отстоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества,устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковскогопроцента.
Арендноепредприятие образуется после заключения договора аренды между государственныморганом и организацией арендаторов, формируемой по решению трудовогоколлектива. Оно действует на основании устава, утверждаемого общим собранием. Ворганизации своей хозяйственной деятельности предприятие полностьюсамостоятельно. Доходы арендного предприятия, получаемые из выручки послевозмещения материальных затрат, оплаты труда, уплаты налогов, арендной платы,страховых платежей, поступают в его полное распоряжение. Наряду с доходами отхозяйственной деятельности приобретаемое за счет средств арендатора имуществотоже является его собственностью. Распределение дохода на фонды экономическогостимулирования и оплаты труда осуществляется на арендных предприятиях посамостоятельно разрабатываемым нормативам.
Такимобразом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектовхозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческихорганизаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий безобразования юридического лица.
2.2. Государственные и муниципальные финансы и ихсоставляющие. 
Важнаяроль, которую выполняет государство в области экономического и социальногоразвития, приводит к необходимости централизации в его распоряжениизначительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являютсябюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства врешении экономических, политических и социальных задач.
Государственныйбюджет является ведущим звеном как системы государственных финансов, так и всейфинансовой системы в целом. Его понятие многогранно.
Государственныйбюджет является самостоятельной экономической категорией, сущность которойпроявляется через распределительную и контрольную функции.
Посоциально – экономической сущности государственный бюджет является основныморудием перераспределения национального дохода и части национального богатства.
Поматериальному содержанию – главный централизованный фонд денежных средствстраны.  
Справовой точки зрения государственный бюджет является основным финансовымпланом страны, имеющим силу закона.
Государственныйбюджет – элемент воспроизводства рабочей силы, так как оно во многом зависит отрасходов на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение. 
Вцелом под государственным бюджетом понимаются специфические денежные отношения,складывающиеся в государстве с физическими и юридическими лицами по поводуперераспределения национального дохода и частично, национального богатства всвязи с образованием и использованием главного централизованного бюджетногофонда страны, предназначенного для финансирования экономики,социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Поддоходами бюджета понимаются экономические отношения, складывающиеся угосударства с хозяйствующими субъектами и физическими лицами в связи сформированием бюджетного фонда страны.
Доходывключают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет.
Подрасходами государственного бюджета понимаются экономические отношения,складывающиеся в процессе распределения фонда денежных средств государства иего использования по отраслевому, целевому и территориальному значению.
Наоснове Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса вРСФСР» от 10 октября 1991 г. №1734-1 органы власти в рамках законодательстваРСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом
Самостоятельногоюридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Государственныевнебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высшей власти, вкоторых регламентируется из деятельность, указываются источники формирования,определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Внебюджетныефонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядомособенностей:
запланированыорганами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
денежныесредства фондов используются для финансирования государственных расходов, невключенных в бюджет;
формируютсяв основном за счет обязательных отчислений физических и юридических лиц
страховыевзносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговуюприроду. Как и налоги, тарифы взносов устанавливаются государством и являютсяобязательными;
отношения,связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, определяются Бюджетнымкодексом РФ
денежныересурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят всостав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либоцели, прямо не предусмотренные законом;
расходованиесредств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специальноуполномоченного на то органа (Правление фонда);
извнебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечениядополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ(Закон Российской Федерации от 15 июля 1992г. №3301-1).
Внебюджетныефонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов,привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторыхобщественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативнойсамостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Основнымисоциальными и экономическими внебюджетными фондами являются:
— Пенсионный фонд Российской федерации
— Фонд социального страхования Российской Федерации
— Государственный фонд занятости населения Российской Федерации
— Фонд обязательного медицинского страхования
— Российский фонд технологического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР
— Фонд инвестирования жилищного строительства
Многиеавторы, вместе с финансами государственного бюджета и внебюджетных фондоввыделяют такое звено как государственный кредит.
Подгосударственным кредитом понимается совокупность экономических отношенийгосударства с физическими и юридическими лицами, при которых государствовыступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Еслигосударство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнениедругих обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, то оно являетсягарантом.
Кредитныеотношения, в которых государство выступает в качестве гаранта, не обязательноприводят к такому изменению. Если должник своевременно и в полном объемевыполняет свои обязательства, то гарант не несет никаких дополнительных затрат.
Ночаще всего государственные гарантии распространяются на ненадежных заемщиков иприводят к расходованию средств централизованных денежных фондов.
Государственныйкредит является экономической категорией, которой присущи одновременно чертыкредита и финансов. Государственный кредит является одним из видов кредита,характеризуется срочностью, платностью и возвратностью.
Средствапривлекаются государством на какой-либо определенный срок. Через определенныйпериод времени заимствованная сумма должна возвращаться с процентами.
Государственныйкредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский икоммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского или коммерческогокредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности.При заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособностьгосударства, всё имущество, находящееся в его собственности, имущество даннойтерриториальной единицы или какой-либо её доход.
Регулирующаяфункция государственного кредита проявляется в том, что, вступая в кредитныеотношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровеньставок на финансовых рынках, а также на производство и занятость.
Государственныезаймы образуются в результате деятельности государства в качестве заемщика.Государственные займы классифицируются следующим образом:
Взависимости от субъектов заемных отношений государственные займы делятся наразмещаемые центральными и местными органами управления.
Взависимости от места размещения – на внутренние и внешние.
Взависимости от обращения на рынке государственные займы подразделяются нарыночные и нерыночные. Первые свободно обращаются на рынке ценных бумаг, вторые– нет. Рыночные займы обычно используются для финансирования дефицита бюджета.
Взависимости от срока привлечения средств государственные займы подразделяютсяна краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Взависимости от обеспеченности долговых обязательств государственные займыбывают закладными и беззакладными. Закладные займы обеспечиваются конкретнымидоходами или имуществом. Беззакладные обеспечиваются всей платежеспособностьюэлемента.
Взависимости от характера выплачиваемого дохода различают процентные, выигрышныеи беспроцентные (целевые) займы.
Взависимости условий обращения различают займы ч правом досрочного погашения ибез него.
Пометодам размещения займы бывают размещаемые на добровольной основе, по подпискеи принудительно.
Подуправлением государственным кредитом понимается формирование одного изнаправлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью вкачестве кредитора, заемщика и гаранта.
Вболее конкретном смысле управление государственным кредитом можно понимать какдеятельность государства по подготовке к выпуску и размещению долговыхобязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг,обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлении. Кредитов игарантий. 
Анализируявышесказанное можно сделать вывод, что государственный кредит входит в составфинансов государственного бюджета. Так как государственный кредит представляетсобой форму денежных отношений между государством, юридическими и физическимилицами, а также является перераспределителем дохода с образованием ииспользованием главного централизованного бюджетного фонда страны. Такиекритерии определения свойственны государственному бюджету.
Вавиловв своей системе выделят финансы государственных (унитарных, казенных)предприятий в сферу государственных и муниципальных финансов. Он обосновываетэто тем, что «без финансов государственных (унитарных, казённых) предприятийсфера государственных и муниципальных финансов не полная». Я считаю, что такоеобъяснение не достаточно, и не даёт права финансы государственных предприятийвыделять в сфере государственных и муниципальных финансов, так как по законуэто одна из организационно-правовых форм коммерческих организаций:
«Унитарнымпредприятием признается коммерческая организация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено повкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия».
ПрофессорКовалёва в предложенной финансовой системе выделяет еще два звена в сферегосударственные и муниципальные финансы: фонд страхования и фондовый рынок.
Фондстрахования является одним из внебюджетных фондов и не ясна причина, по которойего можно выделить как отдельное звено.
Фондсоциального страхования Российской Федерации (ФССР) создан в целях обеспеченияи повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средствсоциального страхования Указом Президента Российской Федерации «О фондесоциального страхования Российской Федерации» от 7 августа 1991 г.№822 иявляется самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. УправлениеФондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участииобщероссийских объединений профсоюзов.
Положениео ФССР утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12февраля 1994г.№101. Этот документ регламентирует организацию и функционированиефонда.
Средствафонда образуются за счет:
Страховыхвзносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений ииных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
Страховыхвзносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а такжеосуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право наобеспечение по государственному социальному страхованию;
Доходовот инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидныегосударственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств,предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
Добровольныхвзносов физических и юридических лиц.
Ассигнованийиз федерального бюджета РФ;
Прочихдоходов.
Страховыевзносы не начисляются на: средства избирательных фондов кандидатов в депутатыфедеральных органов государственной власти, представительных и исполнительныхорганов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления,полученные и израсходованные на проведение избирательных компаний; доходы,полученные от избирательных комиссий; фонд оплаты труда иностранных физическихлиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программжилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональнойпереподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов ихсемей; выплаты по договорам гражданско-правового характера (подряда и др.)
Страховыевзносы в ФССР регулируются постановлением Правительства Российской Федерации иуплачиваются: бюджетным учреждениям – один раз в месяц в срок, установленныйдля выплаты заработной платы за вторую половину месяца; всеми предприятиями ивнебюджетными организациями – два раза в месяц в сроки, установленные дляполучения заработной платы как за первую, так и за вторую половину месяца;лицами, нанимающими отдельных граждан по договорам, — ежемесячно 5-го числамесяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы; крестьянскими(фермерскими) хозяйствами и родовыми (семейными) общинами малочисленных народовСевера с 1 января 1995г. – один раз в год не позднее 1 апреля следующего года.
Средствафонда направляются на:
Выплатупособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рожденииребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, напогребение;
Санаторно-курортноелечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие целигосударственного социального страхования, предусмотренные законодательством(частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительныхлагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансированиемероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения,отдыха и др.);
Созданиерезерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
Проведениенаучно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охранытруда;
Осуществлениеиных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
Средствафонда используются только на целевое финансирование перечисленных мероприятий.Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счетазастрахованных. 
Фондовыйрынок — составная часть финансового рынка, на котором осуществляются операции сценными бумагами.
Фондовыйрынок по сути мало чем отличается от других видов рынков. Здесь тоже действуютпродавцы, покупатели и посредники, проводятся реклама и маркетинговыеисследования.
Спецификазаключается в самом товаре. Ценные бумаги – это форма существования капитала.Она отличается от производительной, товарной, денежной форм. Капитал в видеценной бумаги может передаваться, обращаться на рынке как товар, заменятьденьги в расчетах и, что самое важное, приносить доход. У владельца ценнойбумаги самого капитала как бы нет, и есть все права на него, зафиксированные вформе ценной бумаги.
Итак,фондовый рынок похож на рынок любого другого товара. Обычные товарыпроизводятся, а ценные бумаги выпускаются в обращение. Для всех рынковнеобходимо продвижение товара к покупателю, а для фондового рынка – продвижениеценных бумаг к инвестору. Основной этого рынка являются товарный рынок, деньгии капитал.
Длятого, чтобы владелец капитала смог принять участие в инвестировании, нужноиметь достаточный объем капитала. Такой объем капитала редко можно получитьсразу. Обычно этому предшествует процесс накопления. Последний может выражатьсяв объединении небольших капиталов в один большой или в приумножении, приростекапитала. Еще одним вариантом накопления достаточного объема капитала можетбыть приобретение его взаймы на некоторое время с условием возвратности.Накопить капитал или получить его можно в финансовой сфере деятельности, нафинансовых рынках.
Бюджетнуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государствовыпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, какоблигации государственного займа. Государство участвует в фондовых отношениях вкачестве инвестора, сохраняя ха собой контроль нал отдельными отраслями илипредприятиями путем приобретения пакетов акций акционерных предприятий илибанков.
Подводяитоги, можно отметить, что, фондовый рынок является одной из составляющихцентрализованной части финансовой системы страны, что определяет финансыфондового рынка в финансы государственного бюджета и не выделяет его вотдельное звено системы. Как известно, централизованная часть финансовойсистемы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валовоговнутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных,страховых отношений и отношений, возникающих на фондов рынке.  
Такимобразом на дискуссионный вопрос о составе сферы «государственные имуниципальные финансы» можно дать ответ, что она состоит из: финансовгосударственного бюджета и финансов внебюджетных фондов.
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовойсистемы РФ или структурный элемент других сфер.
Вопросо выделении страхования в отдельную сферу является одним из основныхдискуссионных вопросов. Для того, чтобы правильно ответить на этот вопроснеобходимо проанализировать основные критерии организации финансов встраховании, источники формирования финансовых ресурсов и направленияраспределения прибыли.
Переходэкономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности,расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательствмежду хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий,предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становитьсявозможной защита общественных и личных интересов, возникающих в процессепроизводства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Страхованиепредставляет собой особу форму перераспределительных отношений по поводуформирования и использования целевых фондов денежных средств для защитыимущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения имматериального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Важнаяроль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличиесферы страховых услуг, соответствующий типу экономического развитиягосударства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционнымиспользованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явленийприродного характера (землетрясения, оползни, наводнения др.) техногенныхрисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность упредпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушениифинансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов идействии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов.
Страховаяжизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан такженеразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услугимущественного, личного и социального страхования.
Изфондов, традиционно относящихся к учреждениям социального страхования, у насдействуют только следующие:
пенсионныйфонд, имеющий довольно разнообразные функции, относящиеся по большей степени нек сфере социального страхования;
фондсоциального страхования, также не могущий служить основой для создания в Россиистройной системы социального страхования;
фондмедицинского страхования, который фактически так же к страхованию имеет весьмаотдаленное отношение, воплощая в себе все ту же бюджетную медицину с несколькоиными источниками формирования бюджета.
Всвязи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых отношенийможно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное,страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков
Социальноестрахование — это система отношений, с помощью которой формируются ирасходуются фонды денежных средств для материального обеспечения лиц, необладающих физической трудоспособностью или располагающих таковой, но неимеющих возможности реализовать ее по различным причинам.
Социальноестрахование как финансовая категория представляет собою часть денежныхотношений по распределению и перераспределению национального дохода с цельюформирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, неучаствующих в общественном труде.
Имущественноестрахование — отрасль страхования, где объектами страховых правоотношенийвыступает имущество в различных видах. Под имуществом понимается совокупностьвещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и оперативномуправлении физического или юридического лица. В состав имущества входят деньгии ценные бумаги, а также имущественные права на получение вещей или иногоимущественного удовлетворения от других лиц.
Экономическоесодержание имущественного страхования заключается в организации особогострахового фонда, предназначенного для возмещения ущерба его участникам,который возник в результате причинения вреда.
Имущественноестрахование защищает интересы страхователя, связанные с владением,пользованием, распоряжением имуществом и товарно-материальными ценностями. Ктрадиционным и освоенным видам имущественного страхования относятсясельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхованиеимущества граждан, страхование имущества предприятий различных формсобственности. Для российского страхового рынка перспективными, отличающимисявысокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности считаютсяморское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортныхсредств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
Имущественноестрахование нуждается в популяризации, расширении сферы примененияуниверсальных, комплексных видов страхования, так как в настоящее время имохвачено не более 5% стоимости имущества юридических и физических лиц. Важныепроблемы, поднимаемые как страховщиками, так и страхователями, о необходимостивключения в состав затрат предприятий страховых взносов, индексации страховыхсумм и возмещений в условиях инфляции, предоставлении налоговых льгот при страхованииобщественно значимых объектов и материальных ценностей требуют своего решения.
Личноестрахование выступает формой социальной защиты и укрепления материальногоблагосостояния населения. Его объекты — жизнь, здоровье, трудоспособностьграждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится надобровольной основе. Наиболее распространенными считаются смешанное страхованиежизни с широким объемом страховой ответственности (в связи с дожитием доокончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая,в связи с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достиженияими совершеннолетия, страхование детей и школьников от несчастных случаев,ритуальное страхование, страхование пенсий, страхование образования.
Вобласти личного страхования, особенно по долгосрочным и обязательным видамстрахования, лидером является государственное акционерное общество«Росгосстрах». Большинство российских страховых компаний,преимущественно вновь создаваемых, ориентируются на краткосрочные видыстрахования, что препятствует накоплению страховых фондов и снижает долюличного страхования в общем объеме страховых операций.
Особоеместо на российском страховом рынке занимает медицинское страхование граждан,осуществляемое в соответствии с Законом РСФСР «О медицинском страхованииграждан в РСФСР» от 28 июля 1991 г. Проводимое в обязательной формемедицинское страхование, по сути, является отраслью социального страхования,так как распоряжаются средствами страховых фондов и осуществляют страховыевыплаты органы территориальных фондов обязательного медицинского страхования, ане коммерческие страховые организации. По программе обязательного медицинскогострахования страхователями выступают все работодатели, уплачивающие страховойвзнос в размере 3,6% от фонда оплаты труда. Цель обязательного медицинскогострахования — решение проблемы финансового обеспечения здравоохранения ипредоставление населению минимального гарантированного уровня медицинскогообслуживания.
Добровольноемедицинское страхование можно отнести к классическому виду личного страхования,поскольку его организация и проведение относятся к компетенции страховыхмедицинских компаний. Медицинское страхование на добровольной основе можетосуществляться за счет, как личных взносов граждан, так и свободных средствпредпринимателей и обеспечивает страхователю не только возможность свободноговыбора лечебного учреждения, но и получение медицинских услуг сверхустановленной нормы и более высокого качества.
Следуетотметить, что на динамику операций по личному страхованию отрицательноевоздействие оказывают инфляционные процессы, снижение его сберегательной(накопительной) функции, отсутствие у населения желания направлять временносвободные средства на цели страхования.
Страхованиеответственности в отличие от имущественного и личного защищает интересы каксамого страхователя, поскольку ущерб за него возмещает страховая организация,так и других (третьих) лиц, которым гарантируются выплаты за ущерб, причиненныйвследствие действия или бездействия страхователя независимо от егоимущественного положения. Тем самым страхование ответственности обеспечиваетзащиту экономических интересов возможных виновников вреда и лиц, которым вконкретном страховом случае причинен ущерб.
•С расширением сферы банковской деятельности, связанной с повышенным рискомпроведения активных кредитных операций по выдаче ссуд, становится актуальнымстрахование ответственности заемщика за непогашение кредита. Договорстрахования заключается между страховой компанией (страховщиком) ипредприятиями-заемщиками (страхователями). Объектом страхования являетсяответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит.
•Развитие коммерческого расчета и усиление имущественной ответственностипредпринимателей по широкому кругу обязательств предполагают включение вроссийскую страховую практику таких видов страхования, как страхованиеответственности работодателей, страхование профессиональной ответственностичастнопрактикующих специалистов (адвокатов, аудиторов, врачей и др.),страхование деловой ответственности, страхование ответственности отэкологических рисков, страхование ответственности за качество продукции,страхование ядерной ответственности.
Страхованиепредпринимательских рисков — новая отрасль страхования для России, охватываетте виды страхования, в которых, прежде всего, заинтересован предприниматель.Объект страхования – предпринимательская деятельность страхователя, под которойпонимается инвестирование денежных и материальных ресурсов в какой-либо видпроизводства или бизнеса и получение от этих вложений соответствующейфинансовой отдачи в виде прибыли. Покрытие предпринимательских рисковосуществляется при помощи:
страхованияот потери прибыли (дохода) вследствие нарушения процесса производства, простоя,повреждения или кражи имущества и иных потерь, связанных с прерыванием основнойдеятельности;
страхованияот невыполнения договорных обязательств по поставке и реализации продукции.
Этотвид страхования начали проводить альтернативные страховые общества (акционерные,кооперативные, взаимные, ведомственные). 
Теперьможно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:
различныефонды (пенсионного, медицинского, социального) страхования, которые являютсявнебюджетными фондами, а значит их финансы являются составной частьюгосударственных и муниципальных финансов.
Финансовыеорганизации, которые являются юридическими лицами и целью их деятельностиявляется получение прибыли, что характерно для коммерческих предприятий
Значит,страхование не является отдельной сферой финансовой системы РФ, а являетсяструктурными элементами звеньев двух других сфер.
3. Направление изменения финансовой системы страны.
Финансоваясистема состоит из совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанныхс ними денежных фондов и органов управления финансами. Поэтому изменениекакого-либо звена финансовой системы может повлечь за собой изменение всейсистемы в целом, так как все звенья взаимосвязаны между собой.
Считается,что 2005 год станет годом кардинальных изменений всей финансовой системыгосударства. Это произойдет в связи с изменениями в бюджете и межбюджетныхотношениях, большое влияние окажет налоговая реформа и разграничения полномочийв некоторых округах РФ.
Законом «О внесении изменений в Бюджетныйкодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» устанавливается новая структура бюджетной системыРоссийской Федерации, в которую в частности войдут Бюджетная система РоссийскойФедерации состоит из бюджетов следующих уровней:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетныхфондов;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов;
местные бюджеты, в том числе:
бюджеты муниципальных районов, городских округов,внутригородских территорий городов федерального значения;
бюджеты городских и сельских поселений
Крометого, проект закрепляет распределение налогов между федеральными, региональнымии местными бюджетами и описывает механизм распределения финансовой помощи междутерриториями через 5 специальных фондов.
Вконсолидированном бюджете 2005 года предусмотрен фонд на стабилизацию денежныхпроблем регионов в связи с изменением финансовой системы государства в будущем годуи заменой натуральных льгот выплатами. Размер этого фонда составляет 30миллиардов рублей на год. Половина этой суммы, 15 миллиардов, будет направленана осуществление выплат льготным категориям граждан. Четыре миллиарда из этойчасти будут потрачены на оплату детских пособий из расчета 70 рублей на одногоребенка в месяц. Оставшиеся 11 миллиардов рублей пойдут на покрытие дефицитоврегиональных бюджетов при переходе на денежные выплаты взамен натуральныхльгот.  
Чтокасается транспортной льготы, то в будущем году в ОАО «РЖД» будет направленошесть миллиардов рублей из федерального бюджета., чтобы железнодорожникиобеспечивали в полном объеме льготные пассажирские междугородние и пригородныеперевозки в будущем году.
Чтокасается налоговой реформы, то с самого начала принимались конкретные меры посовершенствованию налогового законодательства с целью его упрощения, приданияналоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровнянейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решенияморганизаций и потребителей, пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, сниженияналогового бремени за счет реформирования отдельных видов налогов, сокращениячисла налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияниена экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов.
С1 января 2005 года отменяется Закон РФ от 27.12.91 г. №2118-1 «Об основах налоговойсистемы в Российской Федерации». Перечень налогов, которые нужно будет платить,начиная с 2005 года, закреплен в новой редакции статей 12-15 НалоговогоКодекса.
С2005 года, когда изменения вступят в силу, налогов и сборов останется всегопятнадцать. К моменту начала проведения налоговой реформы их было 52. Как ипрежде, останутся три вида налогов: федеральные, региональные и местные. А чтокасается сборов, то в Налоговом Кодексе остаются только федеральные.Большинство сборов, предусмотренных Законом № 2118-1, выведены за рамкиналоговой системы.
Из16 федеральных налогов действовать будут 10.
Кфедеральным налогам будут отнесены:
—налог на добавленную стоимость, порядок исчисления и уплаты которогорегулируется главой 21 НК РФ;
—акцизы (глава 22, с учетом ставок, установленных Федеральным Законом от28.07.2004 г. № 86-ФЗ);
—налог на доходы физических лиц (глава 23);
—единый социальный налог (глава 24, с учетом положений Федерального Закона от20.07.04 № 70-ФЗ);
—налог на прибыль организации (глава 25);
—налог на добычу полезных ископаемых (глава 26);
—налог на наследование или дарение (до принятия новой главы Кодекса налограссчитывается по Закону РФ от 12.12.91 № 2020-1);
—водный налог (глава 25.2 – вводится в действие Федеральным Законом от 28.07.04№ 83-ФЗ);
—сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов (глава 25.1);
—государственная пошлина (до принятия новой главы НК РФ пошлина уплачивается поЗакону РФ от 09.12.91 № 2005-1).
Уменьшаетсяи количество региональных налогов, из семи их осталось только три:
-налогна имущество организаций (глава 30 НК РФ);
— налог на игорный бизнес (глава 29);
— транспортный налог (глава 28). 
Аместных налогов останется всего два из пяти:
— земельный налог (до принятия новой главы НК налог исчисляется по Закону РФ от11.10.91 № 1738-1);
— налог на имущество физических лиц (до принятия новой главы НК налог исчисляетсяпо Закону РФ от 09.12.91 № 2003-1).
Переченьспециальных налоговых режимов не изменился. В него входят:
— единый сельхозналог (глава 26.1 НК РФ);
— упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);
— единый налог на вмененный доход ( глава 26.3 НК РФ);
— система налогообложения для участников соглашений о разделе продукции (глава26.4НКРФ).
Еслиговорить о нововведениях во вторую часть Налогового Кодекса, то на первое позначимости место, пожалуй, следует отнести изменение, которое коснется всехналогоплательщиков — это снижение базовой ставки единого социального налога.Ставка снижена значительно — с 35.6 процента до 26 процентов. Новая ставкаприменяется к выплатам до 280 000 руб. в год. Для доходов, превышающих этусумму, предусмотрены пониженные ставки налога. А именно: для облагаемой базы от280 001 до 600 000 руб. ставка ЕСН будет равна 10 процентам, а для выплат свыше600 000 руб. – 2 процентам. Причем пониженные ставки станут доступныабсолютно для всех предприятий. 
Регрессивнуюшкалу ставок будут вправе применять все налогоплательщики без каких-либоусловий. Предприятия, которые используют труд инвалидов, и организации,учрежденные инвалидами и их общественными организациями, смогут применятьльготу по отношению к выплатам в рамках не только трудовых, но игражданско-правовых договоров.
Основныепоправки, которые внесены в главы 23 и 25 НК РФ, касаются ставок налога наприбыль и налога на доходы физических лиц. До конца 2004 года, налог на доходыфизических лиц и налог на прибыль с дивидендов, полученных от российскихпредприятий, нужно начислять по ставке 6 процентов. С 1 января 2005 года ставкиувеличиваются в полтора раза (9%). 
Изменитсяи распределение налога на прибыль по уровням бюджетов, хотя общая величинаставки останется прежней – 24 процента. Сумма налога будет распределяться междудвумя бюджетами — федеральным (налог будет зачисляться но ставке 6,5%) ибюджетом региона (по ставке 17,5%). В настоящее время в федеральный бюджетналог уплачивается по ставке 5%, в региональный — по ставке 17% и в местный —по ставке 2%. При этом субъекты Российской Федерации, как и прежде, будутвправе понизить ставку налога, зачисляемого в их бюджеты. Но она не сможет бытьниже 13,5%, тогда как сейчас—13%.
С2005 года увеличатся в 1,5 раза показатели базовой доходности по всем видамдеятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД).Например, базовая доходность при оказании бытовых услуг составит 7500 руб.,автотранспортных услуг — 6000 руб. (при действующих 5000 руб. и 4000 руб.соответственно).
Крометого, с 2005 года организации и предприниматели, которые распространяют илиразмещают наружную рекламу, могут быть переведены на уплату ЕНВД.
Увеличатсяакцизы на все виды подакцизных товаров: алкоголь, табак, топливо и автомобили.
С1 января 2005 года предприятиям вместо платы за пользование водными объектаминадо будет платить водный налог. Сейчас плата за пользование водными объектамиустанавливается региональными законами, а новый водный налог – федеральный. Этозначит, что регионы уже не вправе изменить то, что установлено главой 25.2 НКРФ. Ставки водного налога увеличены по сравнению с ныне действующими, но теперьне нужно будет платить за сточные воды, которые налогоплательщики сбрасывают вреки, озера и т.д. Новый налог в полном объеме будет поступать в бюджетысубъектов РФ. Сейчас же плата за пользование водными объектами служитисточником формирования федерального бюджета – 40 процентов и бюджетов субъектовРФ – 60 процентов.
ВНалоговый Кодекс Российской Федерации внесены ряд поправок, связанных спроводимой административной реформой. Ранее Федеральным Законом от 29.06.04 №58-ФЗ такие поправки уже вносились. Из Кодекса были исключены ссылки на МНСРоссии и заменены на Министерство финансов РФ и на федеральный орган исполнительнойвласти, уполномоченный в области налогов и сборов. В комментируемых жеизменениях Федеральная налоговая служба России называется федеральным органомисполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов исборов.
Заключение.
Вмоей курсовой работе были рассмотрены основные дискуссионные вопросы состава иструктуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разнымиавторами. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, которыеавторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являютсяеё составляющими, вопрос состоял в том, стоит ли выделять эти элементы вотдельные звенья.  
Такимобразом, оказалось, что страхование не является отдельной сферой финансовойсистемы. Страхование действительно играет большую роль в перераспределительныхотношениях по поводу формирования и использования целевых фондов денежныхсредств. Видимо авторы хотели подчеркнуть высокую значимость страхования,выделяя его в отдельную сферу. Но в своей работе я доказала, что страхованиеявляется структурным элементом двух других сфер: финансы субъектовхозяйствования (а именно финансы коммерческих организаций) и государственные имуниципальные финансы (финансы внебюджетных фондов).
Всоставе сферы финансов субъектов хозяйствования я выделила три звена: финансыкоммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий и финансыпредприятий без образования юридического лица. Многие авторы выделялидополнительно к этим звеньям другие, такие как финансы домохозяйств, финансыобщественных объединений, финансы посредников, финансы государственных,муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных субъектовхозяйствования. Но подробно разобрав сущность этих звеньев, стало ясно, что вдействительности они существуют, но является не отдельными звеньями, а лишьвходят в состав трёх основных (финансы коммерческих, некоммерческих организацийи ПБОЮЛ).
Вструктуре сферы государственных и муниципальных финансов авторы выделяли такиезвенья как: финансы государственного бюджета, финансы внебюджетных фондов,федеральные финансы, финансы субъектов федерации, местные финансы,государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок. Проведя подробныйанализ всех этих звеньев, я пришла к выводу, что в состав муниципальныхфинансов входит два звена, финансы государственного бюджета и финансывнебюджетных фондов, а остальные элементами являются лишь составляющими этихосновных двух звеньев.
Такжебыли рассмотрены изменения, которые влияют на финансовую систему. В связи свступлением в действие большого количества новых законов в налоговой ибюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическимисубъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и финансовая система вцелом.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. – Ст.71-117,130-133.
ГражданскийКодекс Российской Федерации. – Гл.4.
БюджетныйКодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.1-17, 24-28, 161.
НалоговыйКодекс Российской Федерации — Гл.21-26
Федеральныйзакон от 12.01.1996 №7 – ФЗ «О некоммерческих организациях».
Федеральныйзакон от 06.03.2003 №131-ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления».
Федеральныйзакон от 15.08.1996. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».– Приложения 1-4.
Федеральныйзакон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
Федеральныйзакон от 24.08.1998 №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Федеральныйзакон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации».
ПриказМинистерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформепредприятий и организаций».
М.В.Романовский, Финансы, М., Юрайт,2001.
М.А.Абрамова,Финансы и кредит, М., Юриспруденция, 2003.
Л.А.Дробозина, Финансы, денежное обращение, кредит, М., ЮНИТИ, 1997.
С.В.Галицкая, Деньги, кредит, финансы, М., Экзамен, 2004.
А.М.Ковалева, Финансы, М., Финансы и статистика,2003.
Ю.Я.Вавилов, Финансы, М., Социальные отношения, 2004.
В.М.Родионова, Финансы, М., Финансы и статистика, 1995.
Е.Н.Евстигнеев, Финансовое право, Спб.,2002.