Добродетель

Добродетель

А.А. Гусейнов

Добродетель
(греч. arete, лат. virtus, нем. Tugend, англ. virtue) — деятельное добро,
делание добра; фундаментальное моральное понятие, характеризующее готовность и
способность личности сознательно и твердо следовать добру; цельная совокупность
внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал в его моральном
совершенстве. Д. является одной из двух основных форм объективаций морали
наряду с принципами, нормами; в отличие от последних, фиксирующих надличностную
и общезначимую сущность морали, Д. выражает индивидуализированность и
произвольность морали. Ее можно определить как явленность морали в индивиде,
мораль, ставшую мотивацией поведения.

Для
понятия Д. существенными являются следующие признаки. Она 1) всегда соотнесена
с высшей, самодостаточной целью, которая никогда не может быть низведена до
уровня средства и совпадает с человеческим совершенством; 2) сопряжена с
особыми, только ей свойственными удовольствиями (радостями), практикуется ради
самой себя; 3) возникает на пересечении природно-аффективных состояний
(инстинктов, страстей, склонностей) и познающего ума, является качественной
характеристикой (складом, устоем, диспозицией, нравственной определенностью)
характера (нрава, этоса, темперамента, «души») человека; 4) представляет собой
деятельное обнаружение нравственной сущности человека, реализуется в поступках,
соотнесенных с практикуемыми в обществе образцами поведения; 5) выступает как
свободный (самочинный, преднамеренный, сознательно-взвешенный) образ действий,
в ходе которого индивид принимает на себя риск собственных решений; 6)
деятельно противостоит пороку. Среди конкретных теорий Д. наиболее
значительными, обозначающими важнейшие исторические вехи в ее понимании являются
теории Аристотеля и И. Канта.

Аристотель
связывает Д. со счастьем, видя в ней и путь к счастью и существенную часть
самого счастья. Понимая Д. как наилучшее, совершенное состояние души,
Аристотель видит это состояние в том, что неразумно-аффективная часть души
слушается указаний ее разумной части подобно тому, как ребенок слушается
указаний отца. Результатом является обладание серединой: «Как в страстях, так и
в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону
недостатка, добродетель же умеет находить середину и ее избирает». Д. и пороки
различаются не предметом, а способом, каким осуществляется то или иное дело;
грани между ними являются подвижными. Середина — не арифметическая формула, а
совершенный и каждый раз конкретный выбор, зависящий и от того, кто выбирает, и
от частных обстоятельств выбора: «Установленных правил нет в поступках и
действиях». Добродетельные умения (привычки) человека соотнесены с привычными
формами полисной жизни, которая также представляет собой воплощенный, предметно
развернутый разум. Добродетельный индивид оказывается основной несущей
конструкцией полисной морали.

Кант
развивает свое учение о Д. в прямой полемике с Аристотелем и его традицией. Для
его позиции существенны следующие моменты: Д. сопрягается с такой целью,
которая сама по себе есть долг; она выводится из чистых основоположений и вовсе
не является навыком, привычкой к добрым делам; Д. нельзя определять как
середину, различие между ней и пороком имеет качественную природу. Кант
разрывает связь Д. со счастьем и подчиняет ее долгу.

Аристотель
и Кант своими подходами к Д. обозначают две эпохи в истории этики и морали. Для
Аристотеля мораль выступает по преимуществу в форме моральной (добродетельной)
личности. Такое понимание вполне соответствовало общественным отношениям
античности и Средневековья, в значительной мере имевшим форму личных связей.
Для Канта мораль совпадает с абсолютным законом, а этика трансформируется
прежде всего в метафизику нравов. За таким взглядом стоял исторический сдвиг, в
ходе которого общественные отношения приобретали безличный, вещный характер, а
нравственность из области личностных добродетелей перемещалась в область
нормативных систем (прежде всего права).

От
Сократа и Платона идет традиция выделения четырех кардинальных добродетелей:
мудрость (рассудительность), справедливость, мужество, умеренность.
Рассудительность — свойство ума, разумной части души (дианоэтическая Д., по
классификации Аристотеля) и имеет отношение ко всем др. Д. (стоики считали ее
единственной Д.). Справедливость есть нравственная мера в распределении
преимуществ и недостатков совместной жизни людей. Мужество — воинская Д.,
способ поведения, позволяющий преодолеть физическую боль и страх смерти, когда
этого требует мораль. Умеренность представляет собой нравственный способ
поведения применительно к чувственным удовольствиям.

Аристотель
расширил каталог Д., добавив в него кротость, щедрость (вместе с великолепием),
честолюбие (вместе с величавостью), а также дружелюбие, любезность и
правдивость. В патристической и схоластической этике ряд Д. был дополнен
теологическими (богословскими) Д. веры, надежды и любви, заимствованными у ап.
Павла (1 Кор. 13: 13). В Новое время произошли изменения, в контексте которых
традиционный каталог Д. был, с одной стороны, расширен, а с другой — смещен из
центра на периферию нравственной жизни; сформировалась Д. терпимости
(толерантности), задающая нравственную меру отношения к людям др. верований и
убеждений; в связи с торжеством мещанского (буржуазного) этоса над аристократическим
на уровень общественно значимых Д. были подняты такие качества, как труд,
бережливость, прилежание и др.; изменилось соотношение Д. и общезначимых норм в
пользу последних.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/