Договор как средство определения требований к качеству товаров работ и услуг

Договор как средство определения требований к качеству товаров, работ и услуг
Согласно ст. 76 Основ гражданского законодательства, качество товаров должно соответствовать условиям договора. В договор должно включаться условие о соответствии товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов (п. 3 ст. 9 Закона). Таким образом, когда на товары, работы, услуги утверждены такие требования, в договоре купли-продажи, бытового заказа, об оказании услуги должна быть ссылка на них.
При купле-продаже условия договора о качестве товара предопределяются требованиями нормативных документов по стандартизации. Будучи сообщенными, потребителю, они являются условиями предполагаемого договора купли-продажи и содержатся:
в техническом паспорте на товар или правилах по его использованию, где указываются основные технические характеристики изделия и нормативные документы по стандартизации (документ), требованиям которых должно соответствовать качество товара;
на этикетке или ярлыке, прикрепленном к изделию (верхней одежде, трикотажу, чулочно-носочным и т.п.), где указываются нормативный документ по стандартизации, артикул, фасон, окраска, размер и т.п.;
на товаре или его упаковке указываются нормативный документ по стандартизации, дата изготовления и сроки хранения или годности, правила использования или хранения и т.п.
В договорах на выполнение работ и оказание услуг потребитель обладает большей свободой в определении качества предмета договора. Например, при пошиве изделий потребитель сам определяет, из какого материала должно изготавливаться изделие, а также фасон, отделку и т.п. Конкретные же операции по раскрою и пошиву исполнитель должен выполнить в соответствии с нормативными документами, которые определяют требования к их качеству.
Таким образом, заказывая выполнение работы (оказание услуги), потребитель, с одной стороны, соглашается с требованиями к качеству, установленными нормативными документами по стандартизации, а с другой – может определить свои. Все эти требования в заключенном договоре становятся условиями договора о качестве работы (услуги).
Считается, что, приняв квитанцию (квитанцию – заказ) или другой письменный документ, свидетельствующий о заключении договора на обслуживание, гражданин согласился со всеми его условиями. Эти условия обязательны для сторон и из них следует исходить при разрешении спора, если не будет доказано, что условия договора, отраженные в квитанции либо другом письменном документе, не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Статья 4 Закона закрепляет за продавцом (исполнителем) обязанность передать потребителю товар (результат выполнения работы, оказать услугу), качество которого соответствует обязательным требованиям государственных стандартов, условиям договора, а также информацию о товарах (работах, услугах), предоставленную продавцом (изготовителем, исполнителем).
В целях предотвращения продажи потребителю товаров ненадлежащего качества законодательство о защите прав потребителей возлагает на продавца определенные обязанности. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров торговые предприятия обязаны проверять качество товаров до отправки их в торговый зал. Запрещается реализация не только товаров ненадлежащего качества, но и товаров, не имеющих товарного вида, с истекшими сроками годности и реализации, поступивших без необходимой документации по качеству, в частности без сертификата, подтверждающего их безопасность для жизни и здоровья потребителей.
Ответственность за нарушение прав потребителей
Продавец (изготовитель, исполнитель) несет гражданско-правовую ответственность за совершение гражданского правонарушения (ст. 13 Закона). Особенностью гражданской ответственности является ее имущественный характер. Она наступает независимо от того, привлекается ли правонарушитель к уголовной или административной ответственности либо нет.
В зависимости от характера нарушения или от оснований возникновения ответственности различают договорную или внедоговорную гражданско-правовую ответственность. Под договорной понимают ответственность, наступающую в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, возникшего из договора. Внедоговорную ответственность, по общему правилу, влечет обязательство, возникшее не из договора, а вследствие причинения вреда и в некоторых других случаях. Так, уплата исполнителем за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) предусмотренной п. 5 ст. 28 Закона неустойки в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги) за каждые день (час) просрочки не освобождает его от обязанности выполнить работу (оказать услугу).
Основанием освобождения изготовителя от ответственности за нарушение обязательства может служить лишь невозможность его исполнения вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, подрядчик, вследствие частых дождей либо ранних морозов нарушивший срок выполнения строительных работ, будет обязан уплатить предусмотренную ст. 28 Закона неустойку за просрочку.
Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.
Действие Закона распространяется на широкий спектр отношений. В соответствии постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» к отношениям, регулируемым Законом «О защите прав потребителей», относятся те из них, которые могут возникнуть из договоров розничной купли – продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма и ряда других договоров.
Условия договора, оформляющие отношения с участием потребителей, не должны противоречить, прежде всего, правилам, установленным законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
В ст. 16 Закона указывается на то, что, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.
Когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами РФ, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону.
В гражданском праве участники правоотношений равны. Тем не менее, гражданские правоотношения с участием с точки зрения правового положения сторон имеют свои особенности. Специфика таких отношений заключается в том, что потребитель является стороной неквалифицированной, всегда юридически и экономически более слабой, чем его контрагент на потребительском рынке, а значит, более уязвимой. Нередко потребитель находится в зависимом положении от стороны в договоре, поскольку часто заключаемые им договоры являются договорами присоединения, в которых потребитель вынужден лишь присоединиться к тем условиям, которые разработаны организацией в стандартных формах договоров. Учитывая это обстоятельство, данный закон детализирует некоторые права потребителя с целью исключить злоупотребление правом со стороны продавца, влекущее зависимость потребителя от воли продавца. Это значит, что любой товар, выбранный покупателем, предложенный к продаже (находящийся на витрине или в магазине), должен быть продан, а любая услуга, относящаяся к профилю деятельности исполнителя, оказана по требованию потребителя. Выбор должен быть действительно свободным, без какого-либо принуждения.
Следует разграничить основные и дополнительные услуги. К основным относятся услуги, которые обязан оказать продавец или оказания которых может требовать покупатель при продаже товара без дополнительной платы. Дополнительные услуги – услуги, которые продавец может предложить покупателю за дополнительную плату, но не вправе навязать их, за исключением случаев, когда дополнительно оплачиваемые услуги должны сопровождать основные в соответствии с Законом.
Так, в соответствии с п. 22 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. №55 (с изменениями от 20 октября 1998 г., 2 октября 1999 г.), в случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя. Только как исключение Закон «О защите прав потребителей» предусматривает возможность включения продавцом дополнительных услуг в комплексе с основными за плату. Так, согласно п. 52 Правил продавец или организация, выполняющие функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и установку (подключение) на дому у покупателя технически сложного товара, самостоятельная сборка и подключение которого покупателем в соответствии с требованиями стандартов или технической документации, прилагаемой к товару, не допускается.
Рассмотрение ситуаций
Ситуация 11. В моем автомобиле произошел разрыв заводской сварки балки заднего моста с передним рычагом задней подвески. Машину на ходу развернуло на 180 градусов и в нее врезался ехавший следом автомобиль. Моей машине 6 лет, гарантийный срок истек. Могу ли я предъявить иск заводу изготовителю за причиненный мне ущерб.
Ответ: В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» потерпевший может заявить требование к заводу изготовителю о возмещении вреда в полном объеме, причиненного жизни, здоровью и имуществу вследствие производственных и конструктивных недостатков товара.
Поскольку автомобиль является товаром длительного пользования данное требование может быть предъявлено в течение его срока службы, а если таковой согласно п. 1 ст. 5 указанного закона не установлен, то в течение 10 лет с момента продажи товара.
Ситуация 16. Мы с подругами зашли в «Парижскую жизнь». Охранник заведения сообщил, что до шести часов в ресторане действует скидка 50%. На часах было без пятнадцати минут шесть. До шести мы успели сделать заказ, но когда принесли счет, пришлось оплатить все полностью. Прав ли работник ресторана? Что делать в таких ситуациях?
Ответ: Работник ресторана абсолютно прав. Нужно было попросить принести счет до шести часов и потребовать положенную скидку, а так как в кассовом чеке стоит время позже шести, то будьте добры оплатить счет полностью.
Ситуация 21. При наличии страхового полиса пациент получил медицинские услуги у стоматолога. После окончания действия обезболивающего зуб заболел опять. За повторную услугу с пациента запросили оплату. Правомерно ли это?
Ответ: Действия медицинского учреждения не правомерны.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» страховой полис является документом, подтверждающим заключение договора по обязательному медицинскому страхованию.
Согласно ст. 6 указанного закона граждане имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса.
Следовательно, на граждан, получающих услуги на основании страхового медицинского полиса распространяются права ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», в частности на безвозмездное устранение выявленных недостатков в оказанной услуге.
Ситуация 26. Гражданин К. купил новый холодильник в ближайшем магазине. Оказалось – брак. Он сразу же вернул агрегат продавцу, потребовав заменить на качественный. Заменили. Но и со вторым холодильником случилась та же история: заводской брак. К. снова обратился в магазин, понятно, что тут ему совсем не обрадовались. А когда и третий холодильник не оправдал возложенных на него надежд, ему в магазине просто нахамили. Что посоветуете?
Ответ: В данном случае гр. К. необходимо потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченных за холодильник денежных средств (ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Данное требование должно быть удовлетворено согласно ст. 22 указанного Закона в течении 10 дней.
В случае неудовлетворения продавцом законного требования, обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченных денежных средств плюс неустойки (ст. 28) в размере 3% от цены холодильника за каждый день не использования товара, компенсации морального вреда (ст. 15) и возмещения убытков за транспортировку изделий (п. 7 ст. 18) к продавцу и если были испорчены продукты питания.
Ситуация 31. Житель Таганрога купил компьютер. Через год начались проблемы, но поскольку гарантия еще не кончилась, Л. Обратился в магазин с просьбой заменить неисправный компьютер на качественный. Но магазин уже не торговал компьютерами и менять товар было не на что. Продавцы посоветовали обратиться в гарантийную мастерскую. Там приняли неисправный товар и в течение трех лет пытались его починить. Но так и не смогли. В конце концов Л. отправил его для починки на завод изготовитель.
На заводе выяснилось, что работники гарантийной мастерской вскрыли пломбы и повредили «начинку». И производитель теперь не может отвечать за чужие грехи. Что делать?
Ответ: Согласно ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае устранения недостатков товара гарантийный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Следовательно, у гр. Л. имеется возможность предъявления требований продавцу, поскольку срок гарантии не истек.
В данном случае следует воспользоваться правами ст. 18 указанного закона и потребовать расторжения договора купли-продажи, возврата уплаченной суммы по правилам п. 4 ст. 24 указанного Закона с возмещением разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования.
В случае неудовлетворения продавцом законного требования, обратиться в суд с иском о расторжении договора купли-продажи, возврате уплаченных денежных средств плюс неустойки (ст. 28) в размере 3% от цены за каждый день, когда компьютер не использовался по назначению, компенсации морального вреда (ст. 15) и возмещении убытков за транспортировку изделия (п. 7 ст. 18).
Список использованной литературы
Бакунина Т.А., Безъязычный В.Ф. Потребительское право: Учебное пособие/ Под. Ред. Безъязычного В.Ф. – Рыбинск: РГАТА, 2004.-147 с.
Гражданский Кодекс Российской Федерации
Закон РФ «О защите прав потребителей»