Договор страхования на транспорте

КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:«Договор страхования на транспорте»

Введение
 
Тема моейкурсовой работы: «договор страхования на транспорте». Объектом являетсястрахование.
Страхование– важнейший элемент рыночной инфраструктуры, неотъемлемый компонентэкономической и социальной сферы. Оно непосредственно затрагивает интересысубъектов предпринимательской деятельности и граждан, обеспечивая защиту ихимущественных интересов путём возмещения ущерба. Возникшего в результатедействия различных неблагоприятных факторов и при некоторых других обстоятельствах.
Такимобразом, страхование представляет собой отношения по защите имущественныхинтересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий(страховых случаев) путём возмещения убытков за счёт денежных фондов,формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых прений).
Отношения всфере страхования регулируются правовыми актами различной юридической силы.Прежде всего, это гл. 48 ГК (ст. 927–970). Важнейшее значение имеетзакон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Цели изадачи моей курсовой работы:
–         Рассмотреть общие положения договора:
а) понятия и значение договора;
б) содержание и форма договора;
в) классификацию договоров.
–       Рассмотреть особенности договора страхования на транспорте:
а) личное страхование на транспорте;
б) имущественное страхование на транспорте.

1. Общие положения одоговоре1.1 Понятие и значениедоговора
Договор представляет собой важнейшее средство регулированиягражданско-правовых отношений. Заключение договора ведёт к установлениююридической среды между участниками. Издание законодательных актов,определяющих общие правила поведения, само по себе не порождает взаимоотношениймежду субъектами, которым оно адресовано. Заключение же договора междуконкретными лицами несёт возникновение конкретного отношения между ними.Договор выполняет функцию формирования правовых связей между определённымилицами.
Он не только создаёт взаимодействие между субъектами, но такжеопределяет требования к порядку и последовательности всех действий, совершаемыхучастниками договорных отношений. Таким образом, договор выполняет регулирующуюфункцию: предусматривает правовой режим поведения лиц в рамках возникшей связи.
Следует иметь в виду, что сам термин «договор» многозначен.Договор – это, прежде всего юридический акт, относящийся к правомернымдействиям, направленным на достижение определённого правового результата(установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей).Договором является также обязательственные правоотношение, возникшее изсоглашения сторон (например, договор купли-продажи). Наконец, под договоромпонимается сам документ, т.е. письменный текст соглашения.
Договор – это наиболее распространенный вид сделки. К договорамприменяются общие для всех сделок правила, в частности об условияхдействительности сделок, об их форме.
Как и любая сделка, договор представляет собой волевой акт. Однакоэто волевой акт обладает присущими ему специфическими особенностями. Онпредставляет собой не разрозненные действия одного, двух или более лиц, аединое волеизъявление двух или более лиц, выражающее их общую волю. Для того чтобыэта общая воля могла быть надлежащим образом сформирована и закреплена вдоговоре, ст. 421 ГК формирует принцип свободы договора.
В соответствии с этим принципом граждане и юридические лицасвободны в заключении договора. Это значит, что они по своему желанию могутлибо заключать, либо не заключать договор. Понуждение кого-либо к заключениюдоговора возможно лишь в порядке исключения, и только в случаях прямопредусмотренных Гражданским кодексом, иным законом или добровольно принятым насебя обязательством. Так, примером добровольно приятой на себя обязанностизаключить договор может служить предварительный договор. Что касается актов, тов качестве примера можно привести Федеральный закон от 13 декабря 1994 г.«О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[1], по которому поставщики, занимающиедоминирующее положение на рынке определённого товара, могут быть понуждены кзаключению договора на поставку продукции для федеральных государственных нужд.
Принцип свободы договора заключается также и в том, что сторонывправе заключить любой договор – как предусмотренный, так и непредусмотренныйзаконом, или иными правовыми актами, однако не противоречащий общим принципам иначалам гражданского законодательства. При этом стороны могут заключитьдоговор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренныхзаконом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон посмешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах,элементы которых содержатся в этом договоре, если иное не вытекает изсоглашения сторон или существа смешанного договора.
Наконец, свобода договора предполагает свободу усмотрения сторонпри определении его условий. Как следует из п. 4 Ст. 421 ГК, условиядоговора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержаниесоответствующего условия предписанного законом или иными правовыми актами. Вслучаях, когда условие договора предусмотрено диспозитивной нормой (применяемойпостольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное), стороны могутсвоим соглашением исключить её применение либо установить условие, отличное отпредусмотренного в ней. Так, п. 1 Ст. 616 ГК установил правило,согласно которому арендодатель обязан за свой счёт производить капитальныйремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом,иными правовыми актами или договором. Таким образом, при заключенииконтрактного договора стороны могут прийти к соглашению, что капитальный ремонтбудет производить сам арендатор. Если же такое соглашение отсутствует, тосоответствующее условие будет определяться диспозитивной нормой. В условиях,когда это не предусмотрено ни соглашением сторон, ни диспозитивной нормой, оноопределяется обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.1.2 Содержание и форма договора
Любой договор состоит из определённой совокупности условий, вкоторой закреплены права и обязанности сторон. Совокупность этих условий иназывается содержанием договора. Условия договора делятся на 3 группы:существенные, обычные и случайные.
К существенным относятся условия, которые необходимы для того,чтобы договор считался заключенным. Существенные условия также можноквалифицировать на 3 группы:
1.      Условие о предмете договора;
2.      Условия, которые названы в законе или правовых актах каксущественные или необходимые для договоров данного вида;
3.      Все же условия, относительно которых по заявлению одной из сторондолжно быть достигнуто соглашение.
Предметом договора обычно являются какие-либо вещи илиопределённые действия, которые должна совершить другая сторона. Эти действиямогут быть как юридическими, так и фактическими.
К числу условий, названных в законе или иных правовых актах вкачестве существенных или необходимых, относятся например, страховой риск длядоговора страхования.
Обычные – это условия, которые на практике включаются в содержаниеданного договора, однако их отсутствие не влияет на его действие о неустойке занеисполнение договора. Как правило. Обычные условия предусмотреныдиспозитивными нормами.
Случайные – это условия, не характерные для данного договора,однако если стороны включают их в договор, они становятся юридически значимыми.
В договоре может быть предусмотрено, что его отдельное условиеопределяется примерными условиями, разработанными для договоров соответствующеготипа и опубликованными в печати (Ст. 427 ГК). Как следует из текстауказанной статьи, примерные условия не являются для сторон обязательными, ониприменяются ими добровольно, однако могут учитываться судом в качестве обычаевделового оборота.
Поскольку договор является разновидностью сделки, к его формеприменяются все правила, установленные для формы сделки. В частности, договорможет быть заключён в устной, простой письменной или нотариальной форме. Длянекоторых видов договора предусмотрено так же государственная регистрация.
Следует иметь в виду, что письменная форма имеет рядразновидностей. Так, наиболее распространенной её разновидностью считаетсядокумент, подписанный обеими сторонами. Письменной формой заключения договорасчитается так же направление в письменной форме предложение заключить договор иего принятие путём совершения фактических действий по выполнению предложенныхусловий договора (отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ).
Договор в письменной форме может быть заключен и путём обменаписьмами, телеграммами, факсами, иными средствами связи. В этом случаенеобходимо достоверно установить, что договор исходит от стороны договора.
В отношениях между гражданами и юридическими лицами при оформленииписьменных договоров часто используются типовые бланки, позволяющие ускоритьсам процесс заключения договоров. Однако наличие таких бланков не означает, чтов них нельзя вносить изменения (добавлять какие-то пункты или наоборотвычеркивать). Если согласованы все существенные условия договора, он признаётсядействительным.
От типовых бланков следует отличать типовые формы договоров,утверждаемые Правительством РФ. Их условия являются обязательными для сторон ивнесения в них каких-либо изменений и дополнений влечёт недействительностьтаких договоров.1.3 Классификация договоров
 
Договоры могут классифицироваться по различным основаниям. Помоменту возникновения прав и обязанностей они подразделяются на реальные иконсенсуальные. В случаях, когда договор признается заключенным в моментсовершения действия по передаче предмета договора, на основании ранеедостигнутого соглашения, он называется реальным (договор займа). В тех жеслучаях, когда для признания договора заключенным достаточно только соглашениясторон по всем существенным условиям (Ст. 432 ГК), договор называетсяконсенсуальным. Таких договоров большинство (купля-продажа и др.).
Договоры могут быть возмездными и безвозмездными (Ст. 423ГК).
Подавляющая часть гражданско-правовых договоров – возмездные, чтообусловлено использованием товарно-денежной формы в гражданском обороте.Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороныодного контракта соответствует встречное имущественное предоставление другогоконтракта (по договору имущественного найма, например, наймодатель обязанпередать нанимателю во временное пользование индивидуально определённую вещь,за что наниматель обязан уплатить вознаграждение – наёмную плату). Припредоставлении каждой стороной равноценного имущества возмездность приобретает характерэквивалентности 1.
Безвозмездными являются договоры, по которым одна сторонасовершает какое-либо действие в пользу другой, не получая встречногопредоставления.
Некоторые договоры в силу закона могут быть как возмездными, так ибезвозмездными. Деление договоров на возмездные и безвозмездные имеет значение,в частности для решения вопроса об имущественной ответственности сторон.Ответственность лица, не извлекающего из договора материальной выгоды, внекоторых случаях менее строгая, чем ответственность стороны, заключающейдоговор в своём интересе. От лица, действующего безвозмездно, нельзя требовать,чтобы оно производило расходы по принятию особых мер предосторожности, наохрану имущества. Так, хранитель по безвозмездному договору хранения,заключенному между гражданами, обязан заботиться о переданном ему на хранениеимуществе не больше, чем он заботился бы о своём собственном.
В зависимости от соотношения обязанностей договоры могут бытьодносторонне и двусторонне обязывающими. В первом случае у одной из сторон естьтолько право, а у другой только обязанности.
В двусторонне обязывающих договорах у каждой из сторон естьодновременные права и обязанности.
По общему правилу требовать исполнения по договору имеет контракт,однако возможны ситуации, когда такое право возникает у лица, не участвовавшегов заключении договора. Подобные договоры называются договорами в пользу третьеголица (Ст. 430 ГК).
Договоры классифицируются также на основные и предварительные.
Суть предварительного договора, который должен обязательнопредшествовать основному, состоит в том, что стороны обязуются в будущемзаключить соглашение о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг(основной договор) на обусловленных предварительным договором условиях (Ст. 429ГК).
Обязательства, предусмотренные предварительным договором,прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключитьосновной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другойстороне предложение заключить этот договор, а также по общим основаниямпрекращения обязательств.
Если одна из сторон уклоняется от заключения основного договора,то другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о принуждении заключитьдоговор. Кроме того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключенияосновного договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.Размер убытков доказывается потерпевшей стороной.
Определённой спецификой обладают так называемые договорыприсоединения. Это договоры, условия которых определяются одной из сторон вформулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной неиначе как путём присоединения к предложенному договору в целом (Ст. 428ГК). 1
Особое значение имеют так называемые публичные договоры. Публичнымсогласно ст. 426 ГК, является договор, заключенный коммерческой организациейи устанавливающей её обязанности по продаже товаров, выполнению работ иоказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельностидолжна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Таким образом, для того, чтобы заключить договор необходимособлюдать все существенные условия для заключения договора. При соблюдении всехусловий договор будет считаться заключенным.
 

2. Особенности договора страхования на транспорте
 
2.1 Общие положения договора страхования на транспорте
Страхование имущества или личных интересов, связанных сдеятельностью транспорта, осуществляются в соответствии с действующим страховымзаконодательством Российской Федерации.
Основным правовым актом в этой области является закон РФ от 31декабря 1997 года, который регулирует соответствующие отношения междустраховыми организациями и гражданами, предпринимателями, учреждениями,организациями и отношения страховых организаций между собой. Этот законустанавливает основные принципы государственного регулирования страховойдеятельности (кроме государственного Социального страхования) и даёт в ст. 2следующие определения понятия страхования:
«Страхование представляет собой отношения по защите имущественныхинтересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий(страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых имистраховых взносов.
Общие положения, определяющие отношения по договорам страхования,установлены Гражданским Кодексом РФ (гл. 48).
Ряд норм, регламентирующих принципы обязательного страхования натранспорте, содержатся в соответствующих указах Президента, в законе РФ «Ожелезнодорожном транспорте РФ», в кодексах и уставах каждого вида транспорта ив других правовых актах.
Объектами страхования на транспорте являются связанные сдоговорами перевозками виды ответственности (риски): личной – за жизнь издоровье пассажиров, членов экипажа и иных лиц и имущественной – за судно илииное транспортное средство, плот, грузы, багаж, а также финансовые интересысторон – провозная плата (фрахт), доходы, расходы, зарплата, прибыль, убытки.
Страхование, осуществление которого представляется определённымнормативным актом, является обязательным, в остальных случаях страхованиепроизводится добровольно – по заявлению заинтересованной стороны на основедоговора между страхователем и страховщиком. 22.2 Личное страхование
 
«По договору личногострахования одна сторона – страховщик – обязуется за обусловленную договоромплату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной – страхователем,выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договоромсумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самогострахователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованноголица), достижения им определённого возраста или наступления в его жизни иногопредусмотренного договором события (страхового случая).
Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользукоторого заключен договор» (Ст. 934 ГК РФ).
Личное страхование на транспорте преимущественно являетсяобязательным. Страхование жизни и здоровья пассажиров (туристов, экскурсантов)основано на указах Президента РФ, осуществляется на всех видах транспорта, но сисключением перевозок во внутригородском, пригородном и международномсообщениях.1
В ст. 98 КВВТ РФ исключены из обязательного страхования такжеперевозки пассажиров на экскурсионно-прогулочных маршрутах и на переправах.
Согласно ч. 2 ст. 936 ГК РФ обязательное страхованиепассажиров осуществляется за их счёт, включается в стоимость перевозки, вотличие от других видов обязательного страхования, которое должноосуществляться за счёт страхователя, т.е. юридического лица, на котороговозложена обязанность такого страхования.
Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатногопроезда подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового взноса.
Страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляетсяпутём заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ,договоров между соответствующими транспортными организациями (перевозчиками) истраховщиками.
Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае спассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручитьзастрахованному лицу, его представителю или наследнику, а по письменномузапросу страховщика направить ему копию указанного акта в 10-дневный срок.
Что касается страхования жизни и здоровья пассажиров(экскурсантов) внутригородского и пригородного сообщения, то оно не являетсяобязательным, но пострадавшие в таких перевозках люди могут руководствоватьсяположениями главы 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.
Кроме того, для лучшего обеспечения возможности выплатыкомпенсации пассажирам (экскурсантам), пострадавшим при этих перевозках (всумме до 120 МРОТ), соответствующие органы во многих случаях вводят своюсистему страхования пассажиров. Например, Московское управление автовокзалов иавтостанций имеет договоры страхования пассажиров во всех 36 районах Московскойобласти. Транспортные предприятия г. Москвы перечисляют в качествестрахового взноса на эти цели 1% от стоимости проезда в автобусах.
На международных перевозках страхование пассажиров можетосуществляться как обязательное или добровольное за их счёт, через организации,осуществляющие эти перевозки.1
В новом Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (часть 4 ст. 28)установлена обязанность судовладельца или иного лица, осуществляющего приём наработу членов экипажа судна, за свой счёт застраховать принимаемых на работучленов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровьюпри исполнении ими служебных обязанностей, в порядке и на условиях,установленных законодательством РФ.
В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью членаэкипажа судна при исполнении им служебных обязанностей, судовладелец обязанвозместить причинённый такому члену экипажа судна вред в соответствии сзаконодательством РФ.
При передаче судна в аренду установлена обязанность арендатора(принявшего судно без экипажа) производить за свой счёт страхование своейответственности за риск причинения вреда третьим лицам (ч. 2 ст. 54КВВТ РФ). Если судно сдано в аренду с экипажем, эти обязанности несётарендодатель (судовладелец).
Условия добровольного страхования имущества, в том числе судов,строящихся судов, грузов, багажа, перевозимых морским транспортом, в том числесудов смешанного типа «река – море» плавания, регламентированы Кодексомторгового мореплавания РФ (глава XV).2.3 Имущественное страхование
 
Согласованно ст. 929 ГК РФ, «по договору имущественногострахования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договоромплату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события(страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу,пользу которого заключенного (выгодоприобретателя), причиненные вследствиеэтого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в среде с инымиимущественными интересами страхователями (выплатить страховое возмещение) впределах определенной договором суммы (страховой суммы)».
Это могут быть, в частности, следующие имущественные интересы:
1.      Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенногоимущества;
2.      Риск ответственности по обязательствам, возникшим в следствиипричинения вреда жизни, здоровья или имущества третьих лиц (ответственности каксамого страхователя, так и иного лица, на который оно может быть, возможно) илиответственности за нарушения договора;
3.      Риск убытков предпринимательской деятельности и за нарушенияконраинтами предпринимателя своих обязательств, в том числе риск не полученияожидаемых доходов.
Нормы имущественного страхования на транспорте, как правило, носятдиспозитивный характер. Исключения возможны по отношению лишь к тем положениям,которые прямо указаны в соответствующих нормативных актах.
При заключении договора страхования юридическим и физическим лицомпо поводу предмета, связанного с транспортной деятельностью (подвижного составаи иных транспортных средств, груза, провозной платы (фрахта), арендная плата,иного финансового интереса, зарплаты) страхователь обязан сообщить страховщикуобо всех обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степенириска, которых известны и должны быть известны страхователю и сведения,запрошенные страховщиком (кроме общеизвестных сведений).
Страхователь обязан так же немедленно сообщать страховщику обовсех существенных изменениях в ранее сообщенных сведениях.
При несообщении или сообщении первых сведений, страховщик в правеотказать в возмещении убытков, возникших в связи с отсутствием надлежащейинформации.
При страховании риска в пользу третьего лица (выгодоприобретателя)страхователь пользуется всеми правами по договору страхования без доверенностивыгодоприобретателя.
Подтверждением заключением договора транспортного страхованияявляется выданный страховщиком документ – страховой полис, страховой сертификатили иной страховой документ.
В случаях, когда страхователь застраховывает у страховщика всепредметы, являющиеся объектом транспортировки (все отправляемые или получаемые втечении определенного срока груза, плоты или всех перевозимых пассажиров,туристов, экскурсантов), выдается генеральный полис. 1 Расчетыпо генеральному полюсу ведутся на основе страховых сертификатов составляемых накаждое отправление (ст. 941 ГК РФ).
При выплате страхового возмещения страховщику должны бытьпредъявлены генеральный полис и сертификат.
Страховой полис может быть страхователем другому лицу путемпередаточной надписи на нем, заверенной в установленном порядке.
Страховые тарифы (страховые выплаты) при осуществленииобязательного устанавливаются теми же правовыми нормами, которыми вводитсяобязательное страхование. При добровольном страховании сумма страховой премии(страховой тариф) определяется сторонами по соглашению в форме страхования.Страхователь при заключении договора обязан объявить сумму, на которую онстрахует соответствующий интерес – страховую сумму, в зависимости от которойопределяется величина страховой премии.
Страховая сумма не может превышать действительной стоимостистрахуемого имущества – судна, груза, плота и др. (страховой стоимости).
В случае отчуждения застрахованного груза или плота договорстрахования сохраняет силу, а все права и обязанности по договору переходят напокупателя (приобретателя).
При отчуждении застрахованного судна, договор страхованияпрекращается с момента отчуждения, исключая отчуждение во время рейса, прикотором по требованию страхователя договор страхования сохраняет силу доокончания рейса, с условием перехода прав и обязанностей страхователя кприобретателю.
Если объект застрахован у нескольких страховщиков на сумму,которая в итоге превышает его страховую стоимость (двойное страхование), всестраховщики отвечают, лишь в пределах реальной страховой стоимости, причемкаждый из них отвечает в размере, в каком страховании сумма по заключенномудоговору относится к сумме по всем договорам, заключенным в отношении этогообъекта.
Страховщик не отвечает за убытки, возникшие не вследствие:
a)      Умысла или грубой неосторожности, или нарушения правил перевозокстрахователя или пассажирам, отправителем, получателем груза, плота или ихпредставителем;
b)     Военных действий, народных волнений, забастовок, пиратскихнападений, конфискаций, ареста или уничтожения имущества по первотребованиювластей.
c)      Особых свойств или в качестве имущества. При личном страховании и имущественномстраховании других видов могут использоваться разовые полисы груза или иногоимущества, в том числе опасного груза;
d)     Несоответствие или повреждение упаковки или тары груза, егонедостачи при целостности наружной упаковки.
При страховании судна страховщик не отвечает также за убытки,возникшие вследствие:
–       Несудоходного состояния судна, исключая случаи когда несудоходноесостояние вызвано скрытыми недостатками судна;
–       Ветхости или изношенности судна и принадлежности;
–       Погрузки на судно с ведома страхователя, но без ведома страховщикавзрывоопасных, самовоспламеняющихся веществ или предметов.
При наступлении страхового случая страхователь или егопредставитель обязан принять все возможные меры к спасению и сохранениюподвергшегося бедствию имущества, а также выявления причины происшествия, и виновныхлиц, немедленно известив об этом страховщику. При этом все расходы по спасениюимущественных убытков несет страхователь с условием их возмещения, в той части,за которую отвечает страховщик согласно договору страхования, даже если меры,принятые страхователем или выгодоприобретателем для предотвращения илиуменьшения убытков оказались безуспешными.
В указанных случаях страховщик помимо возмещения убытков, обязантакже возместить страхователю или выгодоприобретателю расходы, обязанные соспасением, выяснением и установлением размера убытка, подлежащего возмещениюстраховщиком и оформленным документом по общей аварии. При этом общая сумма,подлежащая возмещению страховщиком может превысить страховую сумму по договорустрахования. Подобное превышение суммы возмещения над страховой суммой подоговору возможно также, если убытки, предусмотренные договором возникаютвследствие нескольких следующих друг за другом страховых случаев.
О наступлении страхового случая страхователь иливыгодоприобретатель обязан незамедлительно уведомить страховщика или егопредставителя, составить с ним страховой акт. Размеры убытка на транспортепринято определять совместно с представителями страховщика и страхователя. Приразногласии убыток может быть определён экспертизой.
Страховая выплата по обязательному страхованию пассажиров(туристов, экскурсантов) и иных физических лиц производится застрахованномулицу или его наследнику на основании выданного страховщиком, составленногоперевозчиком акта о несчастном случае, произошедшем на транспорте, смедицинским заключением на застрахованное лицо и других необходимых документов,предусмотренных правилами личного страхования.
Для доказательства убытка при страховании груза требуетсяпредставление накладной и других перевозочных документов, сертификатов,фактуры, счета и других документов, подтверждающих характер и размер убытка.
Страховой случай по судну доказывается выпиской из судовогожурнала, протестом капитана, страховым актом, аварийным сертификатом и другимидокументами, а в случае пропажи судна без вести – свидетельством о временивыхода из пункта отправления и неприбытием его в пункт назначения и др.
Право на предъявление требований о выплате страхового возмещениястраховщику переходит в пределах уплаченной суммы все права страхователя иливыгодоприобретателя на претензии к третьим лицам, для чего страховщику должны бытьпереданы соответствующие документы.
Если имущество застраховано от гибели, то страхователь иливыгодоприобретатель может в течение 6 месяцев с момента наступлениясоответствующих оснований заявить страховщику об отказе от своих прав на всезастрахованное имущество (отказ называется «абандон») и получить полнуюстраховую сумму в случаях:
–       Пропажа судна без вести;
–       Уничтожение судна или груза (полная фактическая гибель);
–       Экономической целесообразности восстановления или ремонтазастрахованного судна (полная конструктивная гибель судна) или устранениеповреждения, или доставки получателю застрахованного груза (полнаяконструктивная гибель груза);
–       Захвата судна или груза застрахованных от такой опасности, еслизахват длится более 6 месяцев.
Заявление об абандоне не может быть условным и не может быть взятообратно. Исключением состав имеют случаи, когда при их получении страховоговозмещения судно окажется не погибшим, то страховщик может требовать, чтобыстрахователь или выгодопробретатель, оставив за собой это имущество, возвращаетстраховое возмещение страховщику за вычетом той части, которая соответствуетреальному убытку.
Споры между страховщиком и страхователем разрешаются в суде или варбитражном суде.
Заключение
 
Рассмотрев тему моей курсовой работы можно сделать следующиевыводы:
–       Страхование является неотъемлемой частью РФ;
–       Страховые компании, действующие на отечественном страховом рынкепредлагаются весьма многообразные разновидности имущественного и личногострахования, в том числе страхование средств транспорта, имущества граждан,страхования при отсутствии страхования космической деятельности, страхованиебанковских рисков, страхование гражданской ответственности владельцевтранспортных средств, экономическое страхование владельцев источниковповышенной опасности, страхование жизни и т.д. в этих случаях условия и порядокзаключения договоров, а также объем компенсаций при наступлении страховогослучая в соответствии с требованием действующего законодательстваразрабатываются страховщиками, побуждая их в условиях конкуренции наиболееполно учитывать запросы и интересы страхователей.
Иски повопросам и спорам, вытекающим из страховых отношений, рассматриваются судамиобщей юрисдикции (с участием граждан) или арбитражным судом (с участием юридическихлиц). Причем, на требования по договорам имущественного страхования сокращенныйсрок исковой давности, которая составляет 2 года (ст. 966 ГК).

Список используемойлитературы
 
1.   Гришаев С.П. Гражданское право М. 2004
2.   Емазаров О.В. Транспортное право М. 2001
3.   Емазаров О.В. Транспортное право М. 1999
4.   Емазаров О.В. Транспортное право М. 2007
5.   Ермолаев В.Г. Транспортное право М. 2002
6.   Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Гражданское право М.2003