Доходная часть бюджетной системы Российской Федерации

Доходная часть бюджетной системыРоссийской Федерации
В Бюджетномкодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ) дано следующееопределение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежныхсредств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органовгосударства и местного самоуправления.
Бюджетноеустройство— это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетнаясистема РФ— совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов,основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
· Iуровень —федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; ФедеральныйбюджетРФ, по сути, представляет собой основной финансовый плангосударства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые дляпоследующего их перераспределения и использования для реализации целейгосударственной политики.
· IIуровень —бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетныхфондов (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых иобластных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружныхбюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);Бюджетомсубъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называетсяформа образования и расходования денежных средств, предназначенных для решениязадач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Предметы веденияРФ, субъектов РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ устанавливаются главойтретьей Конституции РФ.
· IIIуровень —местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных,поселковых, сельских). Местный бюджет (или бюджет муниципальногообразования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятсявопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значенияприведен в федеральном законе “Об общих принципах местного самоуправления вРФ”.
Помимовышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет,который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующейтерритории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральныйбюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетнаясистема РФ построена на основе следующих принципов:
· Принципединства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетногозаконодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетныхдокументов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.
· Принципразграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
· Самостоятельностьбюджетоввсех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источниковдоходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своемуусмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждениикаждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнениикаждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимостикомпенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительныхрасходах.
· Принципсбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен бытьравен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размердефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджетывсех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит —это превышение доходов бюджета над расходами.
· Принципэффективного и экономного использования бюджетных средств.
· Принципдостоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, ихадекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведетк серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьямбюджета, кроме защищенных).
· Принципполноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость ихотражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
· Принципгласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов обих исполнении в открытой печати.
· Принципадресности и целевого характера бюджетных средств означает, чтобюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначениемцели их использования.
Налогиявляются важнейшим источником бюджетных доходов. Уже более 4 лет в Россиидействует новая система налогообложения. Можно сказать о том, что удалосьдобиться нормативного обеспечения новой налоговой системы. Но вместе с этимнужно признать и то, что оно создавалось в спешке и под давлением текущихвесьма неблагоприятных обстоятельств. Тогда на первый план выходила задачаспасения бюджета, достижение какой-то сбалансированности финансового положениягосударства. Именно в таких условиях была проведена огромная работа поформированию нового финансового механизма сбора, распределения и перераспределенияналоговых доходов; появилась и организационная инфраструктура налогообложения.
ВРоссийской Федерации взимаются следующие виды налогов:
а)Федеральные налоги, к ним относятся:
§  Налог на добавленнуюстоимость.
§  акцизы на отдельныегруппы и виды товаров.
§  налог на доходы банков.
§  налог на доходы отстраховой деятельности.
§  налог с биржевойдеятельности.
§  налог на операции с ценнымибумагами.
§  таможенная пошлина.
§  отчисления навоспроизводство минерально-сырьевой базы.
§  платежи за пользованиеприродными ресурсами.
§  налог на прибыльпредприятий.
§  подоходный налог с физическихлиц.
§  налоги, служащиеисточником формирования дорожных фондов.
§  гербовый сбор.
§  государственная пошлина.
§  налог с имущества,переходящего в порядке наследования и дарения.
б)налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей,автономной области, автономных округов, к ним относятся:
§  налог на имуществопредприятий.
§ леснойдоход.
§ платаза воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственной системы.
§  сбор на нуждыобразовательных учреждений.
§  транспортный налог.
в)местные налоги, в которые включаются:
§ налогна имущество с физических лиц.
§ земельныйналог.
§ регистрационныйсбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
§ налогна строительство объектов производственного назначения в курортной зоне.
§ сборза право торговли.
§ курортныйсбор.
§ целевыесборы с граждан и предприятий, на содержание милиции, благоустройство территории,на нужды образования и другие цели.
§ налогна рекламу.
§ налогна перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров.
§ сборвладельцев собак.
§ лицензионныйсбор за право торговли винно-водочными изделиями.
§ лицензионныйсбор за право проведения местных аукционов.
§ различныесборы (за выдачу ордера на квартиру, за парковку автомобилей, за правоиспользования местной символикой, за участие в бегах на ипподроме, за выигрышна бегах, с участвующих в игре на тотализатор и т.д.).
Всоответствии с законодательством РФ налог считается установленным, еслиопределены налогоплательщики данного налога, а также объект налогообложения,налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога ипорядок и сроки уплаты налога.
ВНалоговом кодексе РФ под налоговой базой понимается некоторая характеристикаобъекта налогообложения, например, стоимость или физический объем, в отношениикоторой непосредственно исчисляются налоги. Налоговая ставка представляет собойвеличину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Некоторыеобъекты налогообложения (или их части) могут облагаться в льготном режиме иливообще не облагаться налогом (например, необлагаемый минимум доходов илиимущества).
Несмотряна довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболеевесомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог наприбыль, НДС, и акцизы, таможенные пошлины и подоходный налог с граждан.На них приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.
Так,за 1994 год в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет доля налогана прибыль составила 34,3%, НДС и СН — 30,2%, подоходного налога с граждан — 12,3%. Примерно такая же картина сложилась и в прошлом году.
Порасчетам Министерства финансов Российской Федерации, в 1996 году в консолидированномбюджете доля прямых налогов на товары и услуги — 42%, имущественных налогов — 8%. Наиболее обременительны для предприятий налог на прибыль, НДС, а такжеплатежи в обязательные внебюджетные фонды (прежде всего, в пенсионный и дорожный).
Остальныеналоги и сборы (включая региональные и местные), несмотря на свою относительнуюмногочисленность, сравнительно невелики и, чаще, создают для плательщиковпроблемы не столько в связи с их размером, сколько сложны в своем расчете,уплате и необходимости постоянного отслеживания принимаемых по ним региональными местными властями изменений. Структураналоговых доходов консолидированного бюджета по видам налогов, 2003 г. (в % от налоговых поступлений)
/>
Источник:данные Минфина РФ
В2003 году неналоговые доходы составили чуть меньше 8% от всех доходовконсолидированного бюджета РФ.
ВБюджетном кодексе РФ приведен единый для бюджетов всех уровней бюджетнойсистемы РФ перечень неналоговых доходов. Источники неналоговых доходовустанавливаются представительными органами власти Российской Федерации,субъектов РФ и местного самоуправления.Структураненалоговых поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъектовРФ, 2003 г. (в % к общему объему неналоговых поступлений)
/>
Источник: данные МинфинаРФ, расчеты ЦФП
Нарисунке по горизонтальной оси приведены следующие виды неналоговых доходов:1-доходы от использования имущества, находящегося в государственной илимуниципальной собственности, или от деятельности государственных илимуниципальных организаций; 2 — доходы от продажи нематериальных активов; 3 — административные платежи и сборы; 4 — штрафные санкции, возмещение ущерба; 5 — доходы от внешнеэкономической деятельности; 6 — прочие неналоговые доходы.
В2003 году средства финансовой помощи составили 19,5% от доходовконсолидированных бюджетов субъектов РФ, что равняется 376,9 млрд. руб.Финансовая помощь поступает в бюджеты субъектов РФ в виде дотаций, субвенций,средств по взаимным расчетам, субсидий и прочих безвозмездных поступлений.
В2003 году объем средств, поступивших в целевые фонды, для консолидированногобюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд. руб. До 2001 года в бюджеты субъектовРФ входили также территориальные экологические фонды и фонды по воспроизводствуминерально-сырьевой базы.
Длясравнения:
Налоговыедоходы федерального бюджета в первом полугодии 2007 года составили 2,007триллиона рублей (14,4% ВВП), что на 72,448 миллиарда рублей (или на 3,7%)больше плановых показателей, говорится в опубликованных на сайте правительстваРФ материалах к заседанию кабинета министров. Вместе с тем отмечается, чтоналоговые доходы без учета погашения задолженности по налоговым платежамкрупнейшего налогоплательщика (перечисления признанного банкротом ОАО «НК»ЮКОС” составили 92,308 миллиарда рублей) в первые шесть месяцев 2007года оказались меньше запланированных на 1% и составили 1,915 триллиона рублей(13,8% к ВВП).
Большаячасть налоговых поступлений федерального бюджета в первом полугодии 2007 года былаобеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость (НДС — 48,7% от общегообъема налоговых доходов). Налоги, сборы и регулярные платежи за пользованиеприродными ресурсами обеспечили 25,1% общих налоговых доходов, налог на прибыльорганизаций — 13,1%.
Неналоговыедоходы федерального бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в первомполугодии составили 1,184 триллиона рублей (8,5% к ВВП), что на 200,193миллиарда рублей (или на 14,5%) меньше плановых показателей.
Приэтом более 84% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями доходов отуплаты таможенных пошлин. Так, поступления от взимания вывозных таможенныхпошлин в первом полугодии составили 791,176 миллиарда рублей, что на 24,5%меньше, чем предусмотрено плановыми показателями.
Чтоже касается прочих неналоговых доходов, то они в расчетах планировались в сумме157,598 миллиарда рублей. Однако фактическое поступление указанных доходовсоставило 180,072 миллиарда рублей, что на 22,474 миллиарда рублей (или на14,3%) больше, чем предусмотрено плановыми показателями.
Нормативнаябаза налогообложения состоит из основ законодательства, законов и положений,касающихся отдельных налогов и неналоговых доходов, и соответствующихинструкций по сбору и контролю за налогами. Под влиянием изменений в стране и размерахнационального дохода в налоговое законодательство приходится постоянно вноситькорректировки. А главное, серьезные трудности вызывают проявляющиеся в сбореналогов сепаратистские тенденции отдельных субъектов Российской Федерации. Последнеев ряде случаев самостоятельно стали действовать, как будто являются абсолютносамостоятельными государствами.
Любойбюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы бюджета — это частьгосударственных или муниципальных доходов, выражающаяся в платежах юридическихи физических лиц, поступающих в бюджет, и иных доходах.
Источникидоходов можноклассифицировать по различным основаниям.
Посоциально-экономическому признаку все доходы можно разделить на доходы отхозяйственной деятельности физических и юридических лиц, от внешнеэкономическойдеятельности, банковской и страховой деятельности, приватизации и т.д.
Поюридическим формам доходы различных элементов бюджетной системы можно разделитьна налоговые и неналоговые. Особое значение на сегодняшний день имеют налоговыепоступления, так как в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов.
Крометого, источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние. Квнешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствамии международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чащевсего предоставляются на возвратной основе, т.е. по своей сути являютсяпроцентными ссудами.
Наибольшеепрактическое значение имеет классификация по порядку и условиям зачислениядоходов. По этому основанию доходы бюджета можно разделить на закрепленные ирегулирующие, дотации, субвенции и ссуды.
Закрепленныедоходы — это такие доходы, которые в полном объеме или в твердо фиксированной доле (впроцентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядкезачисляются в соответствующие бюджеты. Законодательство устанавливает, чтозакрепленные доходы должны составлять не менее 70% доходной части минимальныхбюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Кроме того, такой способраспределения доходов между бюджетами различных уровней, как их закрепление(закрепленные доходы), используется при формировании доходной части бюджетоввсех уровней. Все это повышает значение закрепленных доходов и делает ихдолговременной основой любого бюджета, что должно повышать самостоятельностьэлементов бюджетной системы.
Закреплениедоходов за бюджетами различных уровней осуществляется бюджетным и налоговымзаконодательством.
Вышестоящиебюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджетынижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированногоуровня их доходной части.
Регулирующиедоходы — это доходы, которые в целях сбалансированности доходов и расходов в видепроцентных отчислений от налогов или других платежей поступают в нижестоящиебюджеты на основе решений вышестоящих органов государственной или местнойвласти, принимаемых при утверждении ими своих бюджетов. Другими словами,регулирующие доходы — это те, которые распределяются ежегодно в отличие отзакрепленных, фиксируемых на более длительный срок.
Зачемнужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое развитиеразных сфер народного хозяйства происходит достаточно неравномерно, так, чтосуммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от годасущественно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходовза определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированностьбюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежатьнегативных последствий.
Представительныеорганы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующихисточников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходитв форме утверждения нормативов отчисления от этих доходов.
Крометого, бюджетное регулирование возможно в форме закрепления за бюджетаминижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе(не менее чем на пять лет).
Еслираспределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированностибюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации исубвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация — это денежная сумма,выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующихдоходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня.Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе, а ихиспользование не имеет целевого назначения.
Субвенция — это денежная сумма,выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретныецели для выравнивания социально-экономического развития соответствующегосубъекта РФ или муниципального образования.
Бюджетныессуды — этоденежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что и дотации и субвенции,однако на возвратной, а иногда и на возмездной основе. Ссуда можетпредоставляться из бюджета любого уровня бюджету любого уровня, причем не настадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.
Присоставлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованиюсбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированностьбюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовойполитики.
Основные проблемы:
· отсутствиепроцедуры и практики согласования проектов бюджетов субъекта РоссийскойФедерации и бюджетов муниципальных образований области со всемизаинтересованными органами, что приводит к необходимости исправления ошибок инедочетов на стадии исполнения бюджетов, тогда как их можно было исключить настадии формирования.
· несвоевременноепредставление в Управление Федерального казначейства областей правовых актов обюджетах на очередной финансовый год.
· многочисленныеошибки при составлении правовых актов о бюджетах (не указаны или неправильноуказаны наименования администраторов, ошибки в написании КБК и наименованийКБК, закрепление КБК, администрирование которых законодательно не закреплено замуниципальными администраторами).
· заменаадминистраторов поступлений муниципальных образований в течение финансовогогода.
· несвоевременноеуточнение невыясненных поступлений. Недостаточная работа со стороныадминистраторов по информированию плательщиков о реквизитах и порядкеоформления платежных документов.
Возможныеулучшения:
· законодательнозакрепить необходимость и сроки предоставления в Управление Федеральногоказначейства областей проектов бюджетов субъекта и муниципальных образованийобластей (в части закрепления источников доходов бюджета за администраторами)на согласование и нормативных актов о бюджете для занесения реквизитовадминистраторов и кодов бюджетной классификации с целью своевременногозачисления поступлений в соответствующие бюджеты и снижения объемовневыясненных поступлений.
· организовыватьс привлечением Управления Федерального казначейства по областям совещания садминистраторами муниципальных образований по вопросам закрепления доходныхисточников бюджетов и муниципальных образований, администрирования поступлений.
· оказыватьсодействие администраторам поступлений в бюджеты областей и муниципальныхобразований в переходе на обмен информацией с использованием программногообеспечения системы электронного документооборота (ППО СЭД).

Списоклитературы
1. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.1998
2. Приказ МФ РФ от6.01.98 г. №1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
3. Курс экономическойтеории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. — Киров.:Издательство «АСА», 2003
4. Финансы: Учебноепособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф.А.М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 2005
5. Финансы. Денежноеобращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л.А. Дробозиной — М.,Финансы, ЮНИТИ, 2002
6. Абрамова М.А.,Александрова Л.С., «Финансы, денежное обращение и кредит», М., 2001 г.
7. «Финансы» под ред.Родионовой В.М., М., 2004 г. Выдержка из работы «Бюджетное устройство РФ»
8.РИА Новости: 22 авг., Москва