Реферат
Выполнил студент 26а группы Зойкина Анастасия
Чебоксарский экономико – технологический колледж
Чебоксары 2008г
Введение
Ведущую,
определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого
современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в
рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных
механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное
регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества,
главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством
финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует
на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая
возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Государственный
бюджет – это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в
форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет –
ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий:
налогов, государственных расходов, государственного кредита – в их действии.
Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную
экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с
юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального
дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и
использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного
хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного
управления.
Именно
с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью
бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями,
территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не
осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств,
как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в
структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в
распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему
его потребностей. Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может
быть не просто средством государственного экономического регулирования, он
может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов
научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической
базы общественного производства.
Государственный бюджет и бюджетный процесс в Российской Федерации
Экономическая
структура любого общества не может функционировать без нормально
организованного потока денежных средств между государством и производственными
структурами, государством и различными слоями населения, между регионами и
отдельными государствами. Реализуются финансовые связи через финансовую
систему, которая включает в себя бюджеты различных уровней, фонды страхования,
валютные резервы государства, денежные фонд предприятий и фирм, и прочие
денежные фонды.
Центральное
место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет –
имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на
текущий (финансовый) год, т.е. всесторонняя смета государственных доходов и
расходов по источникам поступления и основным каналам расходования. Бюджетный
кодекс РФ определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда
денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления». Это крупнейший денежный фонд,
находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него
организационных структур образует бюджетную систему. Она формируется с учетом
совокупности социально-экономических, правовых, административных особенностей.
Государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования
финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания
государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации
приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему
функций.
Бюджетная
система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый
уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
второй
уровень – бюджеты субъектов РФ (на 2007г. 84 бюджетов – 21 республиканский
бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 7 окружных бюджетов автономных
округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петербурга, и бюджеты территориальных государственных внебюджетных
фондов);
третий
уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и
сельских бюджетов).
При
этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и
расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В
российской статистике принято рассматривать государственные финансы с
использованием следующей терминологии:
консолидированный
бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, регионального и местных
бюджетов;
расширенный
бюджет (бюджет «расширенного правительства») федеральный бюджет в совокупности
с внебюджетными фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,
Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного
страхования и т.д.)
Все
что связано с государственным бюджетом образует бюджетную систему. Бюджетный
кодекс РФ дает ему следующее определение: «бюджетная система – это основанная
на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных
фондов» (БК РФ, ст.6). А под бюджетным устройством принято понимать организацию
бюджетной системы и принципы её построения.
Бюджетный
процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по
составлению и рассмотрению проектов бюджеты, проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (БК
РФ, ст.6). Бюджетный процесс регулируется Законом РФ “Об основах
бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ”, прочими законами РФ,
законами республик в составе РФ, решениями государственных представительных
органов власти субъектов Федерации, Правилами о порядке составления и
исполнения бюджета, издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного
законодательства.
Бюджетный
процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
составление
проектов бюджетов;
рассмотрение
и утверждение бюджетов;
исполнение
бюджетов;
составление
отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Бюджетный
процесс – не просто сложный, но и чрезвычайно длительный процесс. Его
составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января по 31 декабря)
продолжается его исполнение, около полугода занимает составление отчета об
исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение исполнения бюджета, кроме
бюджетного периода (финансового года)предоставляется еще и льготный период,
составляющий один месяц, в течение которого заканчиваются операции по
обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Заключительным этапом
бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета и
утверждение его в законодательных органах власти. Вся работа по составлению
отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его финансовые органы,
Государственную налоговую службу и налоговые инспекции, Государственный
таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются соответствующим
органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается
Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для осуществления контроля за
исполнением федерального бюджета существует Счетная палата, состав и порядок
деятельности которой определяется федеральным законом.
Структура доходов и расходов государственного бюджета
В
государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит
свое отражение структура доходов и расходов государства. Классификация доходов
основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования
доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов,
объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.
Доходы
бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной
власти соответствующего уровня.
Доходная
часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги
и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также
обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Так,
в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:
налоги
на прибыль, доход, прирост капитала;
налоги
на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
налоги
на совокупный доход;
налоги
на имущество;
платежи
за пользование природными ресурсами;
налоги
на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Из
неналоговых же доходов основными являются следующие виды:
доходы
от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или
от деятельности;
доходы
от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной
собственности;
доходы
от реализации государственных запасов;
доходы
от продажи земли и нематериальных активов;
поступления
капитальных трансфертов из негосударственных источников;
административные
платежи и сборы;
штрафные
санкции, возмещение ущерба;
доходы
от внешнеэкономической деятельности.
Доходная
часть бюджета образуется за счет следующих основных видов поступлений:
подоходного налога, налога на корпорации, взносов на социальное страхование,
акцизов, налогов на предметы потребления.
Среди
этих поступлений ведущее место занимает индивидуальный подходный налог. При
этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения
(заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд,
рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно
разрешенных скидок и вычетов.
В
последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их
выплачивают лица, нанятые на работу (в процентах к валовому заработку), и
предприятия (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от
компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти
цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен
они перекладываются на покупателей.
Существенную
фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и
целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы.
Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин.
Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины –
государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные
учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны.
Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые
указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.
В
современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов: а) с
наследства и дарений; б) поимущественный, который взимается с оценочной
стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие
специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.
Государственный
бюджет Российской Федерации на 2007г.
№
п/п
Статьи доходов государственного бюджета 2007г.
Сумма, млн. руб.
% от “всего”
1
Доходы от внешнеэкономической деятельности
2455079,8
35,25
2
Налоги на товары (работы, услуги),
реализуемые на территории Российской Федерации
1485042,9
21,32
3
Налоги, сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
1068990,2
15,35
4
Налоги на товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации
713432,8
10,24
5
Налоги на прибыль, доходы
580408,8
8,33
6
Налоги и взносы на социальные нужды
368773,9
5,29
7
Доходы от оказания платных услуг
и компенсации затрат государства
118694,6
1,7
8
Доходы от использования имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности
99780,6
1,43
9
Платежи при пользовании природными ресурсами
37373,2
0,54
10
Государственная пошлина
26314,4
0,38
11
Административные платежи и сборы
3782,2
0,05
12
Прочие неналоговые платежи
2758,4
0,04
13
Доходы от продажи материальных и
нематериальных активов
2231,3
0,05
Всего
6962663,1
100
Расходы
бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и
функций государства и местного самоуправления.
Формы
расходов бюджетов:
ассигнования
на содержание бюджетных учреждений;
оплата
по государственным (муниципальным) контрактам;
трансферты
населению;
ассигнования
на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на
компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих
органов власти;
бюджетные
кредиты юридическим лицам;
субвенции
и субсидии, юридическим и физическим лицам;
инвестиции
в уставные капиталы юридических лиц;
бюджетные
ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным
фондам;
кредиты
иностранным государствам;
средства
на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При
этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня
на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов,
субвенция – средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня
или юридическому лицу на осуществление целевых расходов, субсидия – средства,
предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на
условиях долевого финансирования целевых расходов.
Экономическая
сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов
обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная
характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить
назначение бюджетных расходов, количественная- их величину.
Многообразие
конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой
и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны,
разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством,
административно-территориальным устройством государства, формами предоставления
бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему
расходов бюджета любого государства на определенном этапе
социально-экономического развития.
В
зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной
части может меняться. Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в
экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В
теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации
расходов бюджета.
В
первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс
расширенного воспроизводства на следующие виды:
Текущие
расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их
содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на
государственное потребление (содержание экономической и социальной
инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и
услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных
учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и
частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по
государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном
соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих
расходов и доходов.
Капитальные
расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной
капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета
в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные
бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам
власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и
доходов государства.
Важный
признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом все расходы
подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие
группы расходов:
финансирование
промышленного производства;
финансирование
социально-культурных мероприятий;
финансирование
науки;
финансирование
обороны;
содержание
правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
расходы
по внешнеэкономической деятельности;
создание
резервных фондов;
расходы
по обслуживанию государственного долга;
прочие
расходы и выплаты.
Здесь
хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни.
Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на
выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской
Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы
на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики,
расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную
программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы
на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую
государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным
видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и
в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами
государственной власти.
Каждая
из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому
признакам.
Ведомственный
признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее
министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо,
получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета
отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с
изменением системы управления.
Целевой
признак позволяет рассмотреть расходы подразделяющиеся на конкретные виды
затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для
рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для
осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных
ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется
классификация расходов по 19 целевых направлениям:
заработная
плата;
начисления
на заработную плату;
канцелярские
и хозяйственные расходы;
командировки
и служебные разъезды;
стипендии;
расходы
на питание;
приобретение
медикаментов и перевязочных средств;
приобретение
оборудования и инвентаря;
приобретение
мягкого инвентаря и обмундирования;
государственные
капитальные вложения;
капитальный
ремонт;
содержание
сооружений благоустройства;
геологоразведочные
работы;
проектирование;
государственная
дотация;
операционные
расходы;
платежи
по ссудам;
возмещение
разницы в ценах;
прочие
расходы.
Кроме
того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону)
применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. Важной
проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от
обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития
экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда
статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с
их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей
бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой
стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на
продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек
производства.
Последним
признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с
уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета
подразделяются на:
расходы
республиканского бюджета;
расходы
бюджетов членов федерации;
расходы
местных бюджетов.
Осуществление
расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним
понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и
учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное
финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется
специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и
методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы,
влияют на результативность ее функционирования.
Однако
помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире
применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по
таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные
ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства Р.Ф. на выполнение
целевых программ развития.
Государственный
бюджет Российской Федерации на 2007г.
На
диаграмме обозначены:
№
п/п
Статьи расходов государственного бюджета 2007г.
Сумма, млн. руб.
% от “всего”
1
Межбюджетные трансферты
1844346,5
33,76
2
Национальная оборона
822035,9
15,05
3
Общегосударственные вопросы
808196,5
14,79
4
Национальная безопасность и
правоохранительная деятельность
662867,2
12,13
5
Национальная экономика
497229,5
9,1
6
Образование
277939,3
5,09
7
Социальная политика
215565,8
3,95
8
Здравоохраанение и спорт
206373,5
3,78
9
Культура,кинематография и
средства массовой информации
67804,7
1,24
10
Жилищно – коммунальное хозяйство
53024,5
0,97
11
Охрана окружающей среды
8096,5
0,15
Всего
5463479,9
100
Бюджетный дефицит и профицит и способы его
финансирования
В
любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Государственный
бюджет вынужден отражать циклическое движение экономики и поэтому он не может
быть сбалансированным. Государственный бюджет целесообразно балансировать с
положительным сальдо ( от итал. Saldo – расчет) при подъеме и отрицательным –
при спаде производства. Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо.
Объясняется это прежде всего усилением роли государства в разных сферах жизни
общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов
на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства
зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.
Если
расходы больше доходов бюджета, то правительство сталкивается с бюджетным
дефицитом. Принято различать следующие виды дефицита государственного бюджета:
фактический
– это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и
расходами правительства;
структурный
– разность между доходами расходами государственного бюджета, которые имели бы
место, если экономика функционировала на уровне потенциального выпуска или
полной занятости. Размеры структурной части бюджета определяются под действием
дискреционных мероприятий, например, установлением налоговых ставок;
циклический
– это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного
бюджета. Размеры циклической части бюджета зависят от колебаний деловой
активности.
Разграничение
структурного и циклического дефицита необходимо для оценки эффективности
проводимой фискальной политики.
При
дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования дефицита
(перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной
системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита
бюджета. Например, в БК РФ на 2007г. устанавливается предельное значение
дефицита федерального бюджета – он не может превышать 2% ВВП, прогнозируемого в
соответствующем финансовом году и не может превышать суммарный объем бюджетных
инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ.
Государство
имеет несколько источников покрытия своего дефицита. К ним относятся:
выпуск
новых денег (монетизация) или эмиссионный способ финансирования –
осуществляется в форме эмиссии наличных денег, предоставлении кредитов
центральным банком государственным предприятиям на льготных условиях, отсрочки
платежей государства за приобретенные товары и услуги. В целом монетизация
дефицита государственного бюджета ведет к превышению темпов роста денежной
массы над темпами роста реального ВНП, следствием чего является усиление
инфляционных процессов.
Займы
(внутренние или внешние) или неэмиссионный способ финансирования бюджетного
дефицита. Вследствие чего возникнет государственный долг – долговые
обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками
перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,
международными организациями и иными субъектами международного права,
накопившиеся в результате заимствования денег для финансирования предшествующих
бюджетных дефицитов, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние).
Государственный долг равен сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные
излишки.
Долг
может быть: внутренним (задолженность страны перед своими гражданами –
резидентами) и внешним (задолженность перед иностранцами – нерезидентами).
Большой государственный долг негативно воздействует на состояние экономики в
долгосрочном периоде, т.к. происходит:
усиление
налогового пресса для обслуживания государственного долга подавляет стимулы к
труду;
утечка
финансовых ресурсов из страны, что сокращает потребление и инвестиции в
национальную экономику;
частичное
вымывание частного капитала, что ведет к замедлению темпов роста потенциального
выпуска продукции, замедлению экономического роста и благосостояния в будущем.
Управление
государственным долгом осуществляется посредством эффективного использования
средств государственного заимствования, привлечения средств для выплаты долга,
а также нейтрализации его негативного воздействия на экономику страны.
рост
налоговых поступлений и неналоговых поступлений (например, доходы от
иностранного туризма), при этом финансирование дефицита государственного
бюджета предполагает, обычно, снижение ставок налогообложения, что позволяет в
перспективе расширить базу налогообложения (эффект Лаффера). Кроме того,
снижение налоговых ставок приведет к повышению спроса на деньги и при
неизменном предложении произойдет повышение процентных ставок, следствием чего
будет усиление эффекта вытеснения негосударственного сектора.
А
при превышении доходов над расходами возникает бюджетный профицит. Бюджетный
профицит может использоваться для стимулирования развития приоритетных секторов
экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям
населения и поддерживать дальнейший экономический рост страны, развитие
экономики.
Роль
государственного бюджета в распределении совокупного общественного продукта,
национального дохода и в экономическом росте производства
Государственный
бюджет – это сложная экономическая категория. Как экономическая категория,
государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений,
складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и
использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для
удовлетворения общественных потребностей. Иными словами государственный бюджет
это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими
лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением
и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования
народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления
государством, укрепления обороноспособности страны и др.
Финансовые
отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями,
учреждениями и населением называются бюджетными. Специфика этих отношений, как
составной части финансовых отношений, выражается в том, что они, во- первых,
возникают в фазе распределения общественного производства, и, во -вторых,
направлены на формирование, распределение и использование централизованных
финансовых ресурсов.
Бюджетным
отношениям присущ объективный характер. Это обусловлено тем, что в руках
государства постоянно должна концентрироваться часть национального дохода,
необходимая для обеспечения расширенного воспроизводства в масштабах общества,
удовлетворения экономических и социально-культурных потребностей граждан,
покрытия общественных издержек управления, повышения обороноспособности страны.
Существование
государственного бюджета в качестве самостоятельной сферы распределения объективно
предопределено самим общественным производством, развитие которого нуждается в
соответствующих централизованных ресурсах. Централизация денежных средств
необходима для организации бесперебойного кругооборота в масштабах всего
национального хозяйства, для обеспечения функционирования экономики в целом.
Существование специфической бюджетной сферы стоимостного распределения
обусловлено также природой и функциями государства. Ведь государство нуждается
в централизованных средствах для финансирования приоритетных отраслей, для
проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения
задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного
управления. Таким образом, существование государственного бюджета отнюдь не
результат субъективного желания (воли) людей, а объективная необходимость,
обусловленная потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями
государства.
На
современном этапе развития экономики централизованные финансовые ресурсы
позволяют государству обеспечивать необходимые темпы и пропорции общественного
производства, добиваться совершенствования ею отраслевой и территориальной
структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоочередных
программ развития отраслей экономики, проводить крупные социальные
преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства
сосредоточиваются на решающих участках экономического и социального развития,
подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной
политики государства.
Таким
образом, как особая часть стоимостного распределения государственный бюджет
выполняет специфическое общественное назначение -служит удовлетворению
общегосударственных потребностей. Являясь экономической формой существования
объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное
назначение, государственный бюджет выступает в качестве экономической
категории.
Бюджетные
отношения это часть экономической структуры общества; их функционирование
предопределяется тем, что для осуществления государством его функций объективно
необходима материально-финансовая база. В процессе воспроизводства бюджетные
отношения получают соответствующую им материально-вещественную форму: они
овеществляются в бюджетном фонде страны, включающем государственный бюджет и
местные бюджеты.
Выступая
центральным звеном в общей системе государственного регулирования экономики,
бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения,
поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом
смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и
идеологию общественного развития.
Являясь
частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория
характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже
время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев
финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:
1)
бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений,
связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее
использованием для общественных потребностей;
2)
посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода
(национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства
(промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.),
внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности
(производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами
страны и территориями;
3)
область бюджетного распределения занимает центральное место в составе
государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по
сравнению с другими звеньями финансовой системы.
Государственный
бюджет является важным звеном финансовой системы страны и выступает как
централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий
статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и
расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения
деятельности государства и органов местного самоуправления.
Государственный
бюджет занимает важное место в составе финансовой системы. Он объединяет доходы
и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий
(налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии.
Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и
их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП. Через
государственный бюджет в настоящее время в промышленно развитых странах
перераспределяется до 40 % национального дохода.
В
бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных
форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий,
укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного
управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение
государственного долга, создание государственных материальных и финансовых
резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета.
Централизация
средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку
мобилизуемые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь
экономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета,
особенности его формирования и расходования служат важным показателем
эффективности экономической политики, проводимой государством. В условиях
рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на
государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое
обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства.
Основными
функциями бюджета являются перераспределение национального дохода, финансовое
обеспечение социальной политики, государственное регулирование и стимулирование
экономики, контроль за образованием и использованием централизованного фонда
денежных средств.
Государственный
бюджет как экономическая категория выполняет функции, соответствующие категории
финансов в целом – распределительную и контрольную. Действие данных функций
определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как
основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках
распределительной функции выполняет характерные подфункции, как-то: размещения
(ресурсов), перераспределительную, стабилизации.
Бюджет
воздействует на экономику через бюджетный механизм. В этом проявляется роль
бюджета как инструмента влияния на экономику в целом.
Бюджетный
механизм – это совокупность форм и методов образования и использования
централизованного фонда денежных средств государства. Регулирование экономики
осуществляется путем установления количественных размеров централизованного
фонда денежных средств, регламентации форм и методов его образования и
использования, перераспределения финансовых ресурсов в процессе становления и
исполнения бюджета.
Разнообразие
форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что
предопределяет такую же форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный
характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда
денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в
соответствующем финансовом документе —основном финансовом плане страны.
В
нем предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют
экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов
основного финансового плана показывают источники формирования и направления
использования централизованного фонда денежных средств государства. Основной
финансовый план является продуктом плановой деятельности государства; в нем
выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества.
Роль
государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую
очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части)
распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% –
валового внутреннего продукта, 10% – валового общественного продукта. Он
распределяет денежные средства между различными отраслями национального
хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности,
экономическими районами и территориями страны.
Государственный
бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в
качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет
государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве
стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как
индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в
масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов. Бюджетное
финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь
вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться
в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его
бесперебойности и равномерности.
Бюджетные
ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее
функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и
организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на
бюджетном финансировании. Расходы государства на просвещение и здравоохранение,
социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство
являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение
социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое
значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей
непроизводственной сферы. Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование
непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать
окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в
его использовании.
В
бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости
национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с
рыночными законами общественного развития (закона стоимости, закона спроса и
предложения, закона повышающейся производительности труда, закона возрастания
потребностей) для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения
общегосударственных потребностей.
В
условиях рыночных отношений распределение национального дохода производится
посредством образования, распределения и использования денежных доходов и накоплений.
К числу таких доходов относятся, прежде всего, государственные доходы, доходы
предприятий и объединений, различных коммерческих структур, финансовых групп,
банков, а также доходы населения.
Значительная
часть национального дохода поступает в бюджет путем прямого распределения
налогообложения государственных, частных и коммерческих предприятий. Часть
чистого дохода населения перечисляется в бюджет в порядке перераспределения.
Распределение
части национального дохода через государственный бюджет обусловлено
необходимостью создания централизованного фонда денежных средств для
расширенного воспроизводства и удовлетворения других совокупных потребностей
общества, путем перераспределения средств между отраслями производственной и
непроизводственной сфер жизнедеятельности общества, а также между
экономическими районами страны: государственного регулирования денежных
накоплений в отдельных отраслях народного хозяйства, отдельных предприятиях,
объединениях и корпорациях, в сельскохозяйственном секторе, в торговле и т.д.
Перераспределение
национального дохода между отраслями, объединениями и фирмами через
государственный бюджет обусловлено главным образом необходимостью передачи
части чистого дохода из одной отрасли в другую в соответствии с планами
экономического и социального развития страны, с программами радикальных
экономических преобразований общества, для осуществления перестройки структуры
общественного производства и т.д.
Такое
перераспределение в значительной степени вызвано различным уровнем технического
оснащения, энерго и фондовооруженности объединений, предприятий и отраслей;
неравномерностью размещения и выявления новых природных богатств; действующей
системой ценообразования и тем, что при переходе к рыночным отношениям
необходима поддержка со стороны государства перспективных отраслей
производства. Перераспределение национального дохода, как между отраслями, так
и внутри отраслей происходит посредством государственных инвестиций и
приоритетного финансирования отдельных видов производств, высоких технологий,
инновационных процессов. Важным направлением перераспределения национального
дохода является выделение части средств, идущих на развитие непроизводственной
сферы. В условиях рыночных отношений это, прежде всего, относится к поддержанию
государством таких сфер жизнедеятельности общества, как здравоохранение,
просвещение, наука и культура. Значительное место в структуре
перераспределяемой части национального дохода отводится содержанию аппарата
управления, правоохранительных органов и т.д.
Пропорции
национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, не были
постоянными, поскольку определялись достигнутым уровнем развития
производительных сил, задачами, решаемыми государством на разных этапах
общественного развития.
При
переходе к рыночным отношениям существенно меняется роль бюджета в
регулировании общественного производства и распределении национального дохода.
Основные направления этих преобразований сосредоточение главных ресурсов
государственного бюджета на приоритетных отраслях экономики, определение
наиболее общих пропорций развития общественного производства и необходимых
темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит
в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных
отношения перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные
финансы страны.
Производство,
распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и
национального дохода является предпосылкой и целью развития общества в целом и
каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в
распределении совокупного общественного продукта и национального дохода, важно
отразить влияние бюджетной политики на процесс воспроизводства личностного
элемента производства рабочей силы. Изучая первую фазу этого воспроизводства
производство личностного элемента производства (эта фаза включает бюджетные
расходы на здравоохранение, культуру, общеобразовательную подготовку,
профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение деловой
квалификации и мастерства работников), необходимо отметить, что эта фаза
воспроизводства рабочей силы органически связана с расходной частью бюджета.
Сюда же относятся так называемые трансфертные платежи такие виды платежей,
которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из бюджета
в виде пенсий, пособий, стипендий и .т.д.
Вторая
фаза воспроизводства личностного элемента производства -распределение
работников по отраслям производства и сферам деятельности, в значительной степени
связана с расходной частью бюджетных средств. Речь идет о содержании за счет
бюджетных средств бирж труда и центров занятости, содержание временно не
работающих лиц, находящихся в статусе безработных, о расходах по
трудоустройству незанятой рабочей силы и т.д.
Третья
фаза – фаза потребления (использования) рабочей силы непосредственно связана с
фазой производства общественного производства. Здесь происходит процесс
создания материальных благ, совокупного общественного продукта и национального
дохода с одной стороны, и процесс потребления рабочей силы с другой. Таким
образом, фаза использования рабочей силы непосредственно связана с доходной
частью бюджета. Это выражается в том, что часть вновь созданной работниками
материального производства стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде
налогов, части необходимого продукта подоходных налогов с населения) поступает
в доходную часть бюджета для дальнейшего перерапрседеления между отраслями,
сферами общественного производства, различными группами и слоями населения и
т.д.
Рассмотрение
проблем рациональной взаимосвязи воспроизводства рабочей силы с бюджетным
процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять
наиболее приоритетные направления расходования бюджетных средств с точки зрения
качественного воспроизводства рабочей силы.
Сущность
государственного бюджета как экономической категории реализуется через его
функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования
государства.
Проявление
распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают
почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного
распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе.
Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части
стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и
национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит
концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование
с целью удовлетворения общественных потребностей. Распределение и
перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и
сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми
видами услуг. В результате распределения и перераспределения осуществляется
формирование различных фондов денежных ресурсов государственного и местных
бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения,
фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.
Распределительная
функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс
общественного производства регулирования хозяйственной деятельности
предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной
активности предпринимателей. Посредством бюджета государство воздействует не
только на перераспределение национального дохода, но и на его производство,
накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации
экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.
Существенно,
что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами
перераспределения финансовых средств между различными подразделениями
общественного производства и слоями населения. Важно отметить, что ни одно из
звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое,
межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (республиканский, областной,
городской бюджет и др.) перераспределения денежных средств, как бюджет.
Контрольная
функция заключается в том, что бюджет объективно через формирование и
использование денежных средств государства отражает экономические процессы,
протекающие в структурных звеньях экономики. При формировании государственных
доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных
видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных
пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного
налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных
средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому
назначению.
Финансовый
контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением
совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями,
складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.
Функция
обеспечения существования государства ставит своей задачей создание
материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата
управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной
власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.
Роль
государственного бюджета в макроэкономическом регулировании очень существенна.
Так как государственный бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого
экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие
положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение
уровня процентных ставок.
Достижение
всего этого, требует выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное
финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности,
безусловным выполнением государством своих обязательств.
Заключение
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством
аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную
возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную
экономическую и политическую власть.
С
одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов,
разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно
утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления
управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного
варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение
расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением
экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает
инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной
активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет
осуществляется социальная политика.
Государственный
бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов
государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на
экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие
приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее
защищенным слоям населения.
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги,
государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном
финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и
политическую роль в любом современном обществе.
Список литературы
Борисоф
Е.Ф. «Экономическая теория» – М.: Юрайт – Издат, 2005 г.
Под
ред. Заслуженных деятелей науки РФ, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой
«Экономическая теория (политэкономия)»– М.: изд-во Российская экономическая
академия, 2000г.
Л.А.
Дробозина «Общая теория финансов»– М.: «Высшая школа», 2000г.
Под
ред. проф. Л. А. Дробозиной «Финансы. Денежное обращение. Кредит» – М.,
Финансы, ЮНИТИ, 1997г.
Е.Б.
Коровкина «О доходах и расходах Федерального бюджета», журнал «Финансы» № 8
2004 год.(с.27-29)
Носова
С.С. «Экономическая теория» – М.: Гуманит. Изд. Центр ЛАДОС, 2003г.
В
РБК Департамент аналитической информации www.rbc.ru
«Россия:
Макроэкономические прогнозы», ежемесячный обзор
Под
ред. М. И. Ткачук «Государственный бюджет» – Минск,
«Высшая
школа», 1995г.
Под
общей редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А «Курс экономической
теории»– Киров: «Аса», 1999 год.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru
Дата добавления: 04.09.2008