Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Курсовая работа
 
Доходы торгового предприятия и пути их увеличения вусловиях формирования рынка потребительских товаров (ООО «АЙСТ»)

СОДЕРЖАНИЕВведение                                                                                                 3
1.Экономическое содержание доходов торгового
предприятия                                                                                5
1.1. Понятие прибыли торгового предприятия                      5
1.2. Принципы формирования и использования
прибыли                                                                                 9
 
2.Анализ доходов ООО «АЙСТ»                                      19
2.1. Краткая характеристика предприятия                              19
2.2. Анализ состава и динамики балансовой
прибыли                                                                                 20
2.3. Анализ финансовых результатов от
реализации продукции, работ и услуг                              22
2.4. Факторы, влияющие на прибыль                                       26
 
3.Пути увеличения доходов ООО «АЙСТ»                   31
3.1. Планирование доходов предприятия                               31
3.2. Увеличение валовой прибыли и показателей,
обеспечивающих ее достижение                                       32
Заключение                                                                                           36
Списокиспользованной литературы                                             37

Введение
На протяжении десятилетиймногие в Советском Союзе полагали, будто мерилом экономического успеха служитфизический объем продукции той или иной отрасли промышленности: сколькопрокатано стали, выдано угля, изготовлено резины или добыто нефти. Подобныевзгляды живы и по сей день. Конечно, физический объем производства в какой-томере является показателем экономического развития, однако он не даст ответа наодин из самых важных вопросов экономики: служит ли производство потребностямчеловека? Если увеличение объемов производства не способствует повышениюблагосостояния, ибо выпускаются товары, не нужные людям, то измерениеэкономического процветания валовыми показателями может дать весьма обманчивыерезультаты. Уровень жизни может быть куда более высоким при меньших объемахвоенного производства, поскольку рабочая сила и ресурсы будут перенаправлены извоенной индустрии в потребительский сектор экономики.
 В СССР  громадное количествотрудовых ресурсов было сосредоточено в промышленности при полном пренебрежениисферой услуг. В советской промышленности в 1988 г. Было занято  40,4 %трудоспособного населения, в то время как в США в 1986 г. – всего лишь 22,2 %. Для сравнения в Соединенных Штатах 75,1 % активного населения было занято всфере услуг, между тем как в Советском Союзе в этом секторе экономики работалолишь 40,3 %. В сфере распределения, т.е. В оптовой и розничной торговле, и напредприятиях общественного питания в советской экономике трудилось 8 %трудоспособного населения, в то время как в американской экономике  22,2 %.
В самой советскойпромышленности ресурсы были сконцентрированы в машиностроении, куда входятмногие предприятия по производству вооружений, и прочих отрасляхвоенно-промышленного комплекса. В системе централизованного планированиявоенно-промышленному комплексу был гарантирован преимущественный доступ кценным ресурсам страны в ущерб другим секторам экономики. В частности,предприятиям ВПК в первоочередном порядке предоставлялись энергетические исырьевые ресурсы, валютные резервы и щедрые бюджетные ассигнования подинвестиционные проекты.
Из закона об ограниченностиресурсов с неизбежностью следует, что СССР производил гораздо меньше продукциидругих категорий, в частности потребительских товаров и услуг. Яркимсвидетельством тому служат размеры сектора розничной торговли в 1988 г.Советский розничный сектор заметно уступал в размерах розничному сектору любойстраны с рыночной экономикой. В 1988 г. В Советском Союзе на каждые 10 000жителей приходилось всего лишь 20 магазинов, в то время как в США – 61, а вИталии – 175 магазинов.
После ликвидации ценовогоконтроля в 1992 г. В России резко выросло количество предприятий розничнойторговли, что проявилось в возникновении огромного множества киосков в крупныхгородах. Приверженцы старого порядка принялись яростно критиковать такоеразвитие событий, утверждая, будто Россия превращается в базар и что Россия –слишком великая страна и ей не пристало опускаться до уровня нации лавочников.Эта критика безосновательна, ибо головокружительный рост количества киосков идругих торговых предприятий просто-напросто отражал острую нехватку магазинов впрошлом.
Несомненно, тема курсовой работы является достаточноактуальной.       В торговлю, начиная с 1992 года, переместились значительныетрудовые ресурсы.  Появление огромного числа невиданных ранее товаров вызвалоповышенный спрос на потребительские товары. Невиданные прибыли в торговлеполучали вчерашние инженеры и школьники. У многих сложилось мнение, чтоэкономические знания не нужны. Первое отрезвление пришло после «черного вторника»1994 года. В дальнейшем, после снижения  спроса на новые товары,  насыщениярынка различными предприятиями торговли, дальнейшего снижения  доходов граждан,стало ясно, что без знания экономики и множества других дисциплин, связанных сторговлей,  рассчитывать  на получение стабильных доходов не приходится.Августовский кризис привел к сокращению объема розничной торговли 1999 года посравнению с 1998 годом. Это предъявляет к микроэкономике предприятий торговлиеще больше требований. Очевидно, что в дальнейшем конкуренция в торговойотрасли будет усиливаться не зависимо от экономической ситуации в стране. Дляпреуспевания будет недостаточно дарования, практических знаний и навыков,поддержки государственных  структур. В конкурентной борьбе уже недалекогобудущего победят те, кто будет сочетать как можно более обширные и глубокиезнания микроэкономики предприятий торговли с дарованием и опытом работы.
Объектом курсового исследования является торговоепредприятие ООО «АЙСТ», предметом – анализ доходов этого предприятия. Впроцессе исследования необходимо решить следующие задачи:
Ø определить понятие иэкономическую сущность прибыли торгового предприятия;
Ø раскрыть принципы формирования ииспользования прибыли в торговле;
Ø дать анализ доходов исследуемогопредприятия и влияющих на них факторов;
Ø определить пути увеличениядоходов торгового предприятия в условиях формирования рынка потребительскихтоваров.

1. Экономическое содержание доходов торгового предприятия
1.1. Понятие прибыли торгового предприятия
Вусловиях рыночной экономики возрастает значение коммерче­ской деятельности сцелью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных исоциальных потребностей работ­ников и производственного развития предприятия.При определе­нии объема закупки того или иного товара и возможностей егопродажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательнопросчитывать выгодность торговой сделки, т.е. воз­можность полученияоптимального уровня и массы прибыли.
Прибыль в торговле является денежным выражением стоимостиприбавочного продукта, созданного производительным трудом работни­ков торговли,которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения,а также части прибавочного продукта, со­зданного трудом работников другихотраслей народного хозяйства (про­мышленности, сельского хозяйства, транспортаи др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов,торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
Прибыльизмеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочныхпоказателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия.Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровеньрен­табельности реализации товаров. В условиях рыночной экономикирентабельность является важнейшим качественным показателем работы торговогопредприятия, в котором обобщается состояние до­ходов, издержек обращения,оборачиваемости товаров, использова­ния основных средств, рабочей силы,собственного и заемного ка­питалов. Показатель рентабельности свидетельствует оприбыльно­сти хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и овозможностях его дальнейшего функционирования.
Прибыльпредставляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельностипредприятия. Однако финансовым ре­зультатом может выступать не только прибыль,но и убыток, воз­никший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или не­дополучениядоходов от реализации товаров в связи с уменьшени­ем объема поставок товаров,снижением покупательского спроса.
Вупрощенном виде прибыль – это разность между валовым дохо­дом и издержкамиобращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой),она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако,как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержкиобращения.
Частьзатрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэ­тому не включает их виздержки обращения.
Всезатраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так иотносимые на прибыль, в сумме образуют экономи­ческие издержки, поскольку онихарактеризуют совокупность дейст­вительных расходов торгового предприятия.Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственноиздержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (ва­ловая) прибыль– это разность между валовым доходом и издержка­ми обращения. Экономическаяприбыль – это разность между вало­вым доходом и экономическими издержками.Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых всоставе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке –получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыльхарактеризует предпринимательский доход, который свиде­тельствует обокупаемости расходов торгового предприятия (предпри­нимателя) и способности егок самофинансированию (саморазвитию).
Впроцессе анализа результатов работы торгового предприятия при­меняютсяразличные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализа­ции товаров; прибыль отреализации основных фондов и иного имуще­ства; валовая (балансовая) прибыль;чистая прибыль (прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятия);налогооблагаемая прибыль; при­быль от прочей деятельности предприятия. Различияпонятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законо­дательствао налогообложении прибыли предприятий[1].
Прибыль(убыток) от реализации товаровопределяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (безучета налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.
Приопределении прибыли от реализации основных фондов и иного имуществаучитывается разница (превышение) между продаж­ной ценой (без налога надобавленную стоимость) и остаточной (пер­воначальной) стоимостью этих фондов иимущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке,установленном Правительством РФ. При этом понятие «остаточная стоимостьиму­щества» рассматривается применительно к основным фондам, немате­риальнымактивам, малоценным и быстро изнашивающимся предме­там, а первоначальнаястоимость – для прочего имущества.
В составдоходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемыеот долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества варенду, дивиденды (про­центы) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам,принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, несвязанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уп­лаченные) в видесанкций за нарушение хозяйственных договоров. В со­ставе внереализационныхрасходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результатыдеятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочиеналоги).
Взарубежной практике доход, полученный в виде дивидендов (про­центов) навложенный в банк капитал, называется доходом на капитал и не является прибыльюв сугубо экономическом смысле слова.
Валовая(балансовая) прибыль характеризуетконечный финансо­вый результат хозяйственной деятельности предприятия ипредстав­ляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основныхфондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных насумму расходов по этим операциям. По экономиче­скому значению балансовая иваловая прибыль тождественны.
Валоваяприбыль с наибольшей полнотой и объективностью показы­вает результаты всехвидов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практикеотражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», котораясоответственно и подлежит распре­делению между предприятием и государственнымбюджетом.
Чистаяприбыль – это та часть валовой(балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплатыв бюд­жет налога на прибыль.
Вэкономической литературе, особенно зарубежной, чистую при­быль рассматриваюткак экономическую ренту. Однако понятие эко­номической ренты больше присущетворческой деятельности, где про­является особый талант (музыкальный,спортивный и т.д.), а не пред­принимательской и тем более не коммерческойдеятельности. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкоеразграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (ком­мерческой)деятельностью. Предприниматели и коммерсанты изыски­вают прибыль путемвыявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) иэкономии расходов.
Главноепрепятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализациисвоих возможностей максимизации прибыли, – это рост расходов, связанных сувеличением налоговых платежей в бюд­жет и обязательных отчислений в различныевнебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.
Наиболееполно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется черезвыполняемые ее функции:
Øявляется мерилом оценкидеятельности предприятия;
Øиспользуется в качестве источникаматериального поощрения труда работников;
Øвыступает источникомвознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;
Øявляется источникомсамофинансирования развития предприятия;
Øслужит источником пополнениягосударственного бюджета.
 Взарубежной практике прибыль – многозначный термин ры­ночной экономики.Применяется несколько способов калькулирова­ния величины прибыли, весьмаразличных по своим задачам и ме­тодам расчета. Прибыль от обычной торговойдеятельности опреде­ляется как разница между выручкой от продаж ипроизведенными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров, относятрасходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, расходы поуправлению, денежным операциям и налоговые плате­жи. «Прибыль – это чистыйдоход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционныхвозможностей». Такое более ши­рокое и емкое понятие прибыли даетсяпрофессором Сиэтлского университета Полом Хейне (США)[2].
Термин«инвестиции» чрезвычайно распространен за рубежом. Подинвестиционными возможностями понимаются возможности вложения средств дополучения результата деятельности. На предприятиях инвестиционные средстванаходят выражение в капиталь­ных вложениях. Инвестиционные расходы (затраты)связаны с приобретением новых машин, сооружений, технологического обо­рудования,транспортных средств, что позволяет увеличивать раз­мер основного капитала(основных средств), который в будущем должен обеспечивать прибыль. В рыночнойэкономике источниками инвестирования, помимо собственного основного капитала,являют­ся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предпри­ятий,вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо пря­мые ссуды, либоприобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Благодарярасширению инвестиционных воз­можностей ускоряются темпы экономического ростафирмы. При недостаточном инвестировании темпы старения техники, оборудо­ванияобгоняют темпы их замены новыми, более производительны­ми видами.Следовательно, вкладывая средства в основной капи­тал, фирма предусматриваетполучение определенного дохода от него в будущем за счет повышенияпроизводительности труда ра­ботников. Инвестиции и рост производительноститруда необходи­мы, чтобы выдержать конкуренцию в условиях рынка. Доходы отинвестиций – это будущая прибыль.
«Подприбылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Длявсех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыльмаксимальна, когда пре­дельный доход равен предельным издержкам»[3].Правило максими­зации прибыли заключается в выборе такого объема производства иреализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельнымиздержкам. Как известно, издержки фирмы подразде­ляются на постоянные ипеременные. Предельные издержки пред­ставляют собой дополнительные переменныеиздержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продук­ции.
Фирмы,как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те изних, которые вплотную не занима­ются максимизацией прибыли, имеют мало шансовна выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долго­временноймаксимизации прибыли одно из первостепенных значе­ний.
Фирмы,обладающие значительным объемом собственного капи­тала, могут получатьдополнительный доход в виде процентов на собственный капитал. В этом случаеналогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму полученных процентных выплат насобст­венный капитал, что отражается в отчете по прибыли. В зарубеж­нойпрактике применяется термин «издержки утраченных возмож­ностей»,«упущенная (недополученная) прибыль (выгоды)». Под издержкамиутраченных возможностей понимаются издержки и по­тери дохода, которые возникаютза счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществленияхозяйственных операций при отказе от другого возможного способа[4].В учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательству они называютсянеявными или имплицитными издержками. В сово­купности с явными издержками,которые отражаются в бухгал­терском учете, они образуют экономические издержки.Соот­ветственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической.
1.2. Принципы формирования и использования прибыли
 
Основнымисточником получения торговым предприятием при­были является валовой доход.
Валовойдоход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализациитоваров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупнойстоимостью товаров.
Валовойдоход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли врозничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется поформуле:
РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН +НП,
где РЦ –розничная цена товара, руб.;
 СС – себестоимость производства товара, руб.;
 Пп – прибыль производственного предприятия, руб.;
 ТНп  – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;
 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
 ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;
 НП – налог с продаж, руб.
С учетомпоследовательности торгово-хозяйственной деятельно­сти, особенностейформирования доходов и затрат процесс обра­зования прибыли торговогопредприятия может быть представлен следующим образом (рис. 1).

/>

Рис. 1. Схема формирования прибыли торговогопредприятия
Валовойдоход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок.Торговые надбавки устанавливаются в про­центах к ценам, по которым товарзакупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников(оптовая цена).
Торговаянадбавка предназначена для возмещения издержек об­ращения (затрат торговли пореализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торговогопредприятия (рис. 2). 
/> 
Рис. 2. Структура торговой надбавкиторгового предприятия
Внастоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественногопитания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено правосамостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) приформировании свобод­ных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортныетовары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен врегионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок(наценок) для предприятий тор­говли не регламентированы. Однако в соответствиис Указом Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 и постановлением Прави­тельстваРФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственногорегулирования цен (тарифов)» органы исполни­тельной власти субъектов РФустанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продуктыдетского питания (вклю­чая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделияме­дицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реали­зуемую напредприятиях общественного питания при образователь­ных школах, ПТУ, среднихспециальных и высших учебных заведе­ниях, а также на продукцию и товары,реализуемые в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях сограниченными сроками завоза грузов.
В исключительных случаях, связанных с обострениемнегатив­ных процессов в экономике и финансовой системе, в целях под­держаниястабильности на потребительском рынке, а также защи­ты населения отнеоправданного повышения цен органы исполни­тельной власти субъектов РФ могутвременно, до особого распоря­жения, вводить государственное регулирование ценна отдельные виды товаров первой необходимости и социального значения пу­темограничения торговой надбавки оптовыми и розничными пред­приятиями всех формсобственности, а также частными предпри­нимателями.
Прибыльот реализации товаров определяется по формуле:
ПР = ВД – НДС – ИО,
где ПР –прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;
 ВД –валовой доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;
 НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;
 ИО – издержки обращения, руб.
Налог надобавленную стоимость, по своей сути, является на­логом на потребителя, так какон фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком являетсяпотребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисленияопределяются на федеральном уровне. В настоящее время ставка налога надобавленную стоимость в торговле установлена в размере 20% объема реализованныхтоваров. Исключение составляют хлеб и хлебобулочные изделия, молоко имолокопродукты (за исключе­нием мороженого), продукты детского и диабетическогопитания, промышленные товары для детей (по утвержденному перечню), по которым всоответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 ставканалога на добавленную стоимость уста­новлена в размере 10%.
Плательщикаминалога на добавленную стоимость являются все производители товаров (работ иуслуг). Порядок налогообложения прибыли у предприятий розничной торговли имеетсвои особенно­сти. Так, если объектом налогообложения у производителей това­рови предприятий оптовой торговли является объем реализованной продукции (работ иуслуг), то у предприятий розничной тор­говли – сумма валового дохода,полученная от реализации товаров. В этой связи ставка налога на добавленнуюстоимость на предприя­тиях розничной торговли является расчетной и представляетсобой долю налога на добавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принятьваловой доход розничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовойдоход с НДС составит: 100% + 20% = 120%, а ставка НДС будет равна:
20 / 100 + 20 · 100 = 16,67%,
потоварам со ставкой НДС, равной 10%:
10 / 100 + 10 · 100 = 9,09%.
Предприятиярозничной торговли, которые осуществляют реа­лизацию товаров с различнымиставками налога на добавленную стоимость, обязаны организовать раздельный учетпоступления и реализации этих товаров. В противном случае при исчислении сум­мыналога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюд­жет, применяетсявысшая ставка налога – 16,67%.
Внастоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога спродаж. Налог с продаж устанавливается и вво­дится в действие законамисубъектов Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими ифизическими лицами, реали­зующими товары (работы, услуги) на территориисоответствую­щих субъектов РФ.
Объектомналогообложения по налогу с продаж является сто­имость товаров (работ, услуг),включая налог на добавленную сто­имость и акцизы для подакцизных товаров,реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (стоимость подакцизныхтоваров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных про­дуктовпитания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видео­продукции икомпакт-дисков и др.).
Неявляется объектом налогообложения по налогу с продаж сто­имость хлеба ихлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного,маргарина, круп, сахара, соли, карто­феля, продуктов детского и диабетическогопитания; детской одеж­ды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий иряда других работ и услуг.
Ставканалога с продаж устанавливается в размере до 5%. Сумма налога определяется каксоответствующая налоговой ставке про­центная доля цены товара без учета налогас продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплатепоку­пателю (заказчику).
Законодательные(представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, устанавливая налог спродаж, определяют конк­ретную ставку налога, порядок и сроки уплаты налога,льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливатьдополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация ко­торыхосвобождается от налога с продаж.
Суммыплатежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются насоциальные нужды малообеспеченных групп населения.
Прибыльот финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:
ПФХД = ПР ± СДР,
где ПФХД– прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной
 деятельности,руб.;
ПР –прибыль от реализации, руб.;
СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных до­ходов
и расходов, руб.
В составвнереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от долевогоучастия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям и доходы пооблигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачиимущества в аренду; присужденные и признанные должни­ком штрафы, пени,неустойки и другие виды санкций за наруше­ние условий хозяйственных договоров,а также доходы от возме­щения причиненных убытков; прибыль прошлых лет,выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно несвязанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницыпо валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.
В составвнереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты насодержание законсервированных мощнос­тей и объектов (кроме затрат, возмещаемыхза счет других источ­ников); затраты по аннулированным торгово-хозяйственнымсдел­кам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбит­ражныерасходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие видысанкций за нарушение условий хозяй­ственных договоров, а также расходы повозмещению причинен­ных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности,по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереаль­ных длявзыскания, и др.
Одним изсамых значительных видов внереализационных расхо­дов торговых предприятийявляются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых всоответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовыхрезультатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационныхдоходов. К таким налогам и сборам относятся:
Øцелевой сбор на содержаниеправоохранительных органов (налогооблагаемая база – квартальный фонд оплатытруда, рассчи­танный исходя из среднесписочной численности работников пред­приятияи установленного размера минимальной оплаты труда);
Øсбор на нужды образовательныхучреждений (налогооблагаемая база – фактически начисленная сумма фонда оплатытруда);
Øналог на содержание жилищногофонда и объектов социаль­но-культурной сферы (налогооблагаемая база – валовойдоход без налога на добавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сум­маналога за минусом расходов на содержание жилищного фонда и объектовсоциально-культурной сферы);
Øналог на имущество предприятий(налогооблагаемая база – среднегодовая стоимость облагаемого налогомимущества);
Øналог на рекламу (налогооблагаемаябаза – стоимость рек­ламных мероприятий без налога на добавленную стоимость).
Налогооблагаемаяприбыль представляет собой расчетный по­казатель. Она определяется путемкорректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и всторону умень­шения в соответствии с положениями действующего законодатель­ства.
До 1января 1995 г. торговым предприятиям разрешалось отно­сить на издержкиобращения расходы по ряду позиций не в факти­чески произведенных суммах, атолько в пределах норм, установ­ленных Министерством финансов РФ. Это касалоськомандировоч­ных расходов, представительских расходов, расходов по содержа­ниюлегкового автотранспорта, оплате процентов по рублевым и валютным кредитам напроизводственные нужды, расходов на рекла­му, расходов на подготовку кадров подоговорам с учебными заве­дениями. Постановлением Правительства России от 1июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе зат­ратпо производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­чаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке фор­мирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогооб­ложении прибыли» эти ограничениябыли сняты. Однако отмена этих ограничений распространяется только на порядокотражения этих затрат в бухгалтерском учете предприятий. Для целей налого­обложенияназванные выше затраты принимаются по-прежнему в пределах установленных норм инормативов, т.е. налог на прибыль рассчитывается исходя из суммы валовойприбыли, увеличенной на величину превышения фактически произведенных расходовпо отмеченным позициям над суммами, определенными исходя из установленныхпредельных норм.
Налоговымзаконодательством предусмотрены и некоторые льго­ты по налогу на прибыль,предусматривающие уменьшение суммы налогооблагаемой прибыли, которые имеютстрого целевой харак­тер.
Вчастности, согласно Закону РФ «О налоге на прибыль пред­приятий и торговыхорганизаций» освобождается от налогообло­жения прибыль, направляемая нафинансирование капитальных вло­жений производственного и непроизводственногохарактера и жи­лищного строительства при условии полного использования пред­приятиемсумм начисленного за отчетный период износа (аморти­зации) основных фондов.
Предоставляетсяльгота по налогу на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов. Вслучае, если доля инвалидов в общей численности работников предприятиясоставляет не менее, 50%, ставка налога на прибыль снижается на 50%. При этом вэту численность не входят инвалиды, работающие по совместитель­ству, а также подоговорам гражданско-правового характера. Кроме того, такие предприятияполностью освобождаются от уплаты на­лога на прибыль при условии, что не менее50% ее суммы исполь­зуется на социальные нужды инвалидов, работающих на данномпредприятии.
Прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена поформуле:
чп = вп – нп,
где ЧП –чистая прибыль предприятия, руб.;
 ВП –валовая прибыль, руб.;
 НП – налог на прибыль, руб.
Основныенаправления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которыхдолжно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприя­тииза счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.
Принципиальнаясхема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,представлена на рис. 3.
/>

Рис.3. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряженииторгового предприятия
 
Резервныйфонд предназначается для покрытиянепроизводитель­ных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятияза отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствииили недостаточности для этих целей прибыли от­четного года.
Фонднакопления предназначается дляфинансового обеспечения производственного развития предприятия и иныханалогичных ме­роприятий по созданию нового имущества. За счет данного фондаосуществляются финансирование строительства новых производ­ственных объектов,расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизацияоборудования, погашение долгосроч­ных кредитов и процентов по ним,финансирование прироста соб­ственных оборотных средств и др.
Фондсоциальной сферы предназначен дляфинансирования ка­питальных вложений в развитие объектов социальной сферы: стро­ительствожилья, культурно-просветительных учреждений, сана­ториев, домов отдыха, лагерейотдыха детей, школьных и дош­кольных учреждений и т.д.
Фонднакопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонданакопления.
Фондпотребления аккумулирует средства,направляемые на осу­ществление мероприятий по развитию социальной сферы (кромекапитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичныхмероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов,процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в видеединовременного поощрения за выполнение особо важных зада­ний; оказаниематериальной помощи; надбавки к пенсиям и еди­новременные пособия уходящим напенсию; предоставление льгот­ного или бесплатного питания; оплата проезда кместу работы; оп­лата путевок на лечение и отдых и т.д.).
Конкретныенаправления и суммы распределения прибыли оп­ределяются принятой на предприятиидивидендной политикой и политикой развития предприятия.
Налог наприбыль является одним из важнейших налогов, по­этому порядок налогообложенияприбыли постоянно совершенству­ется. Это касается как измененийналогооблагаемой базы, ставок налога на прибыль, так и порядка начисления иперечисления на­лога.
В настоящеевремя имеются существенные различия в порядке налогообложения малых предприятийи предприятий, которые к таковым не относятся.
Предприятиям предоставлено право выбрать один издвух вари­антов начисления налога на прибыль:
Øпутем произведения ежемесячныхавансовых взносов налога на прибыль в бюджет;
Øпутем осуществления ежемесячныхплатежей от фактически по­лученной за месяц прибыли.
В первомварианте до наступления следующего квартала пред­приятие обязано подать вналоговую инспекцию справку о предпо­лагаемой прибыли и налоге на нее. Всоответствии с этой справкой предприятие производит ежемесячные авансовыеплатежи по на­логу на прибыль в размере 1/3 части объявленного в справке квар­тальногоналога. По истечении квартала при предъявлении расчета фактически полученнойпредприятием суммы прибыли произво­дится сравнение сумм произведенных авансовыхплатежей с сум­мой налога, подлежащего уплате в бюджет исходя из фактическиполученной прибыли. При этом может быть выявлена либо пере­плата, либонедоплата по налогу.
Вслучае, если авансовые платежи меньше налога, исчисленного по фактическойприбыли, то предприятие обязано произвести доп­лату по налогу и, кроме того,осуществить дополнительный пла­теж, сумма которого определяется по формуле:
Пд = [(Нф – Нав) ·Сцб]/ (100 ·4),
где Пд– платеж дополнительный, руб.;
 Нф,Нав – соответственно сумма налога на прибыль исходя
 изфактически полученной прибыли и сумма авансовых
 платежейпо налогу на прибыль, руб.;
 Сцб– ставка рефинансирования Центрального банка, действу­ющая
на 15-ечисло среднего месяца квартала, %.
В случаепереплаты налога производится возврат его предприя­тию с процентами,начисленными по ставке рефинансирования Центрального банка.
Повторому варианту не требуется производить авансовых пла­тежей, сумму которыхзаранее достаточно сложно определить абсо­лютно точно. Но в этом случаенеобходимо таким образом организовать учет, чтобы иметь возможность ежемесячносоставлять отчет о прибылях и убытках, причем в достаточно короткие сроки (до15-го числа следующего за отчетным месяца), с тем чтобы на осно­ваниифактических данных о полученной за месяц прибыли произ­водить начисление иуплату налога на прибыль.
Необходимоотметить особенности налогообложения прибыли малых предприятий. Прежде всего кмалым относятся предприятия с численностью работников в розничной торговле до30 человек, в общественном питании и оптовой торговле – до 50 человек.
Всоответствии с Законом РФ «О едином налоге на вмененный доход дляопределенных видов деятельности», принятым в июле 1998 г., малыепредприятия розничной торговли и общественного питания переводятся на уплатуединого налога со вмененного до­хода. Со дня введения единого налога натерриториях соответству­ющих субъектов Российской Федерации не взимаются с Малыхпред­приятий платежи в государственные внебюджетные фонды (Пен­сионный, фондысоциального страхования, обязательного меди­цинского страхования, содействиязанятости населения), а также все налоги и обязательные сборы, за исключениемгосударствен­ной и таможенных пошлин, лицензионных и регистрационных сбо­ров,налогов на приобретение транспортных средств и с владель­цев транспортныхсредств, земельного налога, подоходного налога с физических лиц.
Объектомналогообложения при применении единого налога является вмененный доход. Вмененныйдоход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщикаединого на­лога за вычетом потенциально необходимых затрат.
Суммавмененного дохода определяется исходя из базовой до­ходности, установленной встоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, иколичества единиц этого по­казателя. В качестве таких физических показателейможет приме­няться единица площади, численность работающих, единица про­изводственноймощности и др. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то суммавмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих илипонижаю­щих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия,подлежащего налогообложению, можно представить в виде формулы:
M = C ·N ·Д·E ·F ·J,
где М –сумма вмененного дохода, руб.;
 С –базовая доходность на единицу физического показателя, руб.;
 N – количество единицфизического показателя (м2; чел., шт.);
 Д – корректирующий коэффициент подвидов деятельности;
 Е – региональный корректирующий коэффициент;
 F – коэффициент, характеризующий тип населенногопункта;
 J – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия
   внутринаселенного пункта.
Суммаединого налога на вмененный доход рассчитывается:
V= М ·0,2,
где V –сумма единого налога на вмененный доход, руб.;
0,2 – ставка единого налога на вмененный доход (20%).

2. Анализ доходов ООО «АЙСТ»
 
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «АЙСТ»организовано в 1996 году одним учредителем Ковалевым А.Н. Магазин являетсясобственностью одного учредителя Ковалева А.Н., с Уставным капиталом 530 тыс.руб.
В соответствии сУчредительными документами в 1996 году  оформлена лицензия на праводеятельности и организации розничной торговли.
Площадь магазина 100 кв.м., в том числе торговая 55кв.м., слад 25 кв.м., подсобное помещение 20 кв.м.
Основной вид деятельности,организация розничной торговли населению на условиях реализации товаровотечественного производства, производимых в Москве и московской области. Такоеусловие принято учредителем сознательно для избежания расчетов по таможеннымпошлинам,  акцизам, расчетам по валютным операциям, и в целях скорейшегоразвития отечественной промышленности.
Магазин основа на площадибывшего магазина «Продукты». После соответствующего капитальногоремонта и обновления он начал деятельность.
Численность работающих 13человек: 1 – директор, 1– бухгалтер, 1– экспедитор, 7 – продавцов, 3- грузчика.
Утвержден режим работы с 7до 23 часов, без выходных, перерыв с 14 до 15 часов. Утвержденный ассортименттоваров: — хлебобулочные изделия, макаронные, молочные в ассортименте, мясные,бакалейные, галантерейные и промтовары.
Товарооборот в среднем 550 тыс. руб. в месяц, за день 18 000-19 000 рублей.
Поставки по договорам прямымназначением силами магазина и поставщиков. Без посредников поступает продукцияс хлебокомбината, макаронного объединения, хладокомбината. Остальные поставкиидут с оптовых баз. Заключены юридические договора. Предприятие сознательно вбольшинстве уходит от посредников и получает товар прямо от производителей. Этодает возможность снизить продажную цену от 3 до 5%, что делает этот магазинболее привлекательным.
Магазин находится не впрестижной зоне Москвы, поэтому плата за землю ниже, затраты по обслуживаниюниже. Он находится  в помещении бывшего магазина, и покупатели осталисьпрактически те же.  Это жилой микрорайон.
Пять лет предприятиесуществует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция всоответствии с требованием архитектурного обновления   снаружи и внутри.
Предприятие почти непользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию.Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная платавыдается вовремя.
Бухгалтерский учетпредставляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выраженииоб имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного,непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движенияимущества и обязательств ведется с применением  рабочего Плана счетов, формбухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, формотчетности. Такой выбор учета на предприятии называется Учетной  политикой. Этомеждународный стандарт, который стал возможен к применению в связи свхождением  нашего государства в мировую экономику. Применение международныхстандартов в системе бухгалтерского учета, позволило экономическим субъектамприменять наиболее удобный и выгодный вариант ведения бухгалтерского учета,избегая нагромождений и излишних корреспонденций,
ООО «АЙСТ»применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целомдокументов небольшое. Исключением является прием и оформление  поступающихтоваров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу магазина и сдача её ввечернюю кассу  банка.
По условиям договоров расчетс поставщиками проводится раз в десять дней. Это наиболее приемлемо и магазинуи поставщикам, так как суммы кредиторской задолженности  по каждому дню впределах 6000 рублей.  ООО «АЙСТ» относится к малому предприятию какпо численности, так по объему товарооборота, поэтому этот экономический субъектвыбрал упрощенную систему ведения учета, которая отражена приказом по ООО«АЙСТ» и действует без изменения в течение всей деятельности магазина,что, в общем, и способствует стабильности и отсутствия серьезных нарушений введении бухгалтерского учета.
2.2. Анализ состава идинамики балансовой прибыли
В анализе используютсяследующиепоказатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль отреализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовыерезультаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая при­быль.
Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реа­лизациипродукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы отвнереализационных операций.
Налогооблагаемаяприбыль представляет собойразность меж­ду балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли,облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия всовместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровнярентабельности, изымаемой полностью в бюд­жет, затрат, учитываемых приисчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствийкатастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержаниедетских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).
Чистая прибыль- это таприбыль, которая остается в рас­поряжении предприятия после уплаты всехналогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
Впроцессе анализа необходимо изучить состав балансовой при­были, ее структуру,динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибылиследует учитывать инфляцион­ные факторы изменения ее суммы. Для этого выручкукорректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия всреднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на ихприрост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемыйпериод.
 
Таблица1
Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовойприбыли за отчетный год
Состав
балансовой прибыли Прошлый год Отчетный год Факти­ческая сумма прибыли в сопос­тавимых ценах прошло­го года сум­ма, млн. руб. струк­тура, % план факт сумма, млн. руб. струк­тура, % сумма, млн. руб. струк­тура, %
Балансовая
прибыль 15000 100 17900 100 20000 100 16000 Прибыль от реализации продукции 14500 96,66 17900 100 19296 96,48 15450
Прибыль от про-
­чей реализации – – – – – – –
Внереализацион-
­ные финансовые результаты 500 3,34 – – 704 3,52 550
Как показывают данные табл. 1, план по балансовой прибылиперевыполнен на 11,73%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценахсоставляет 6,66%. Наибольшую долю в балан­совой прибыли занимает прибыль отреализации товарной продукции (96,48%). Удельный вес внереализационныхфинансовых результа­тов составляет всего 3,52%, но с развитием рыночныхотношений он может быть значительно большим.

2.3. Анализфинансовых результатов от реализации продукции,
работ и услуг
Основнуючасть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессеанализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции иопределяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализациипродукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровнясоподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi);себестои­мости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем реализации продукции может оказывать положительноеи отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельнойпродукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукцияявляется убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшениесуммы прибыли.
Структуратоварной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательноевлияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видовпродукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот,при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общаясумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции иприбыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижениесебестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровнясреднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональнойзависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Расчет влияния этих факторовна сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок, используяданные, приведенные в табл. 2.
План по сумме прибыли отреализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн.руб.(19296-17900), или на 7,8%.
Если сравнить сумму прибылиплановую и условную, исчислен­ную исходя из фактического объема и ассортиментапродукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем,насколько она изменилась за счет объема и структуры реализован­ной продукции:
 
ΔП(vрп, уд)= 18278 — 17900 = +378 млн руб.
 

Таблица2
Исходные данные для факторного анализа прибыли отреализации продукции, млн. руб.Показатель План План, пересчитан­ный на фактичес­кий объем продаж Факт
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) 95250 96600 99935
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) 77350 78322 80639
Прибыль от реализации продукции (П) 17900 18278 19296
Чтобынайти влияние только объема продаж, необходимо пла­новую прибыль умножить напроцент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценкепо плановой себестоимости или в условно-натуральном исчислении (157600 руб.:159000 руб. * 100-100 = -0,88%) и результат разделить на 100:
 
ΔПvрп= 17900 * (-0,88%)/100 = -158 млн. руб.
Затем можно определитьвлияние структурного фактора (из пер­вого результата нужно вычесть второй):
ΔПуд = 378-(-158) = +536 млн. руб.
Влияние изменения полнойсебестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммызатрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:
ΔПс = 78322-80639 = -2317 млн. руб.
Изменение суммы прибыли засчет отпускных цен на продук­цию устанавливается сопоставлением фактическойвыручки с ус­ловной, которую бы предприятие получило за фактический объемреализации продукции при плановых ценах:
ΔПц = 99935-96600 = +3335 млн. руб.
Эти же результаты можнополучить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановуювеличину каждого фактора фактической (табл. 3).
Сначала нужно найти суммуприбыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов.Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции,а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.
Выполнение плана пореализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым внатуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примеретысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продук­ция неоднороднапо своему составу), для чего желательно использо­вать базовый (плановый)уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньшеподвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятиивыполнение плана по реализации составляет:
%РП= ∑(VРПфi): ∑(VРПплi) = 157600: 159000 * 100 = 99,12%.
Если бы не измениласьвеличина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88%и составить 17742 млн. руб.(17900 * 99,12%: 100).
Затем следует определитьсумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, нопри плановой себестои­мости и плановых ценах. Для этого необходимо из условнойвыручки вычесть условную сумму затрат:
∑(VPПфi* Цплi) — ∑(VPПфi* Сплi).
Прибыль при таких условияхсоставит 18278 млн. руб.(96600–78322).
Нужно подсчитать также,сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объемереализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Дляэтого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:£
∑(VPПфi* Цфi) — ∑(VPПфi* Сплi).
Сумма прибыли в данном слу­чаеполучится 21613 млн. руб.(99935-78322).
По данным табл. 3 можноустановить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
 
 
 

Таблица3
Расчет влияния факторов первого уровня на изменениесуммы прибыли от реализации продукции.По­каза­тель Условия расчета Порядок расчета
Сумма прибыли, млн
руб. объем реали­зации струк­тура то­варной продук­ции цена себе­стои­мость План План План План План
ВРпл — ПСпл 17900 Усл1 Факт План План План
Ппл * Крп 17742 Усл2 Факт Факт План План
ВРусл — ПСусл 18278 УслЗ Факт Факт Факт План
ВРф — ПСусл 21613 Факт Факт Факт Факт Факт
ВРф — ПСф 19296
Изменение структуры товарнойпродукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как вобщем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видовпродукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибылиуменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж — на 158 млн.руб.
Влияние структурного факторана изменение суммы прибыли (табл. 4) можно рассчитать с помощью приемаабсолютных разниц:
/>
где Ппл — сумма прибыли на единицу продукции; VPФобщ.ф-фак­тическийобщий объем реализованной продукции в условно-на­туральном выражении; Удi — удельныйвес i-ro вида продукции в общем объеме реализации, %.
 
Таблица4
Расчет влияния структуры товарной продукции на суммуприбыли от ее реализации
Объем
реализации в условно-натураль­ном измерении, туб Структура товарной продукции,% Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.
Изменение прибыли в среднем
на 1 туб,
тыс. руб.
  Вид про­дук­ции /> план факт план факт +,- /> А 57000 48500 35,85 30,77 -5,08 100 -5,08
  В 56000 53000 35,22 33,63 -1,59 100 -1,59
  С 27000 30500 16,98 19,35 +2,37 130 +3,08
  D 19000 25600 11,95 16,25 +4,30 162,6 +6,99
  Всего 159000 157600 100,00 100,00 – 112,58 +3,40 />
В связи с увеличениемудельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли наединицу продукции, сред­няя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., асумма прибы­ли — на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), чтосоответствует предыдущим расчетам.
Если предприятие производитнеоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукцииопределяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановойсебестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этойситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммыприбыли используется модель
Аналогичныерасчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 5 показывают, покаким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по какимнедовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие — отрицательное, и в какой степени.
 
Таблица5
Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видовпродукции
Вид
продук­ции Количество реализован­ной продук­ции, туб Средняя цена реализа­ции, тыс.руб. Себестои­мость 1 туб продукции, тыс.руб. Сумма при­были от ре­ализации продукции, млн руб. Отклонение от плановой прибыли, млн руб.
  план факт план факт план факт план факт общее в том числе за счет
 
объема
и струк-туры реали­зации цены
себестои­
мости /> /> А 57000 48500 500 520 400 450 5700 3395 -2305 -850 +970 -2425
  В 56000 53000 600 610 500 512 5600 5194 -406 -300 +530 -636
  С 27000 30500 700 735 570 556 3510 5459 +1949 +455 +1067 +427
  D 19000 25600 750 780 587,4 575 3090 5248 +2158 +1073 +768 +317
  Итого 159000 157600 – – – – 17900 19296 +1396 +378 +3335 -2317
 
После этого необходимо детально изучить причины измененияобъема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
2.4. Факторы, влияющие на прибыль
 
Выявлениефакторов, влияющих на прибыль, предполагает изу­чение экономических условий ееформирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственнойдеятельности торго­вого предприятия существенно изменяются абсолютная величинаи относительный уровень прибыли.
Квнешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных инормативных документах в области ценообразо­вания, кредитования, импортированиятоваров народного потребле­ния, налогообложения предприятий, оплаты трудаработников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться всвязи с государственной политикой доходов. Сдерживание индек­сации реальныхдоходов населения (размера минимальной заработ­ной платы, пенсии, стипендии,различных денежных выплат соци­ального назначения) в зависимости от темповинфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к сни­жениюобъема продажи товаров.
Внутренниеусловия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, всвязи с увеличением (или сокра­щением) количества работников возрастают(снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередьможет повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответст­венночистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению ктоварообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.
Прибыльявляется синтетическим показателем, ее исследования должны носить системныйхарактер. Это означает, что совокуп­ность факторов, влияющих/ на прибыль,представляет собой систе­му, состоящую из нескольких элементов. К подсистемеобразую­щих факторов, от которых зависит формирование валовой прибы­ли,относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) отреализации основных фондов и иного имущества, саль­до доходов и расходов повнереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы.
Наформирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и наваловой доход и издержки обращения. Объём и уровень прибыли находятся в прямойзависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратнойзависимости от величины и уровня издержек обращения.
Напрактике валовая (балансовая) прибыль в основном создает­ся за счет прибыли отреализации товаров, но она может быть уве­личена (уменьшена) на величинувыявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационнымоперациям. На ва­ловую прибыль может повлиять финансовый результат реализацииосновных фондов и иного имущества. Прибыль (убыток) от реали­зации основныхфондов представляет собой разность между про­дажной (рыночной) и первоначальнойих ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией.Если вы­явлено превышение первоначальной стоимости и понесенных рас­ходов,связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки отих реализации, то соответственно на вели­чину этого превышения уменьшаетсяваловая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость ирасходы по вы­бытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль уве­личиваетсяна эту разницу.
Прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, ачистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.
Основнымивзаимовлияющими факторами являются: объем про­дажи товаров, розничные цены нареализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотныхсредств (оборотно­го капитала), фондовооруженность работников, налогоемкостьпредприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияю­щих факторовможно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчисленииваловой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющимиэкономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых виздержках обра­щения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряже­ниипредприятия. Одним из факторов, снижающих величину эко­номической прибыли,является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налоговогозаконодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельныеэлементы – показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыльна основе применения методов и приемов экономико-ма­тематического анализа.Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, азатем оценивается их Комплексное влияние.
Длявыявления степени воздействия того или иного взаимовлия­ющего фактора навеличину прибыли можно применить метод ком­плексного анализа экономическойэффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупностьвзаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затратыи ко­нечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребленияресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформиру­ются через затраты в конечныерезультаты хозяйственной деятель­ности. Это можно представить в виде схемы:
ресурсы èзатраты è  результаты.
Прииспользовании метода комплексного анализа исходят из то­го, что рост значениялюбого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого.
Развитиеторгового предприятия возможно при следующих необ­ходимых условиях:
Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,
где Тп –темп роста прибыли;
 Тт –темп роста товарооборота;
 Тц – темп роста издержек обращения;
 Тф – темп роста фондовооруженности работников;
 Тр – темп роста численности работников.
Коэффициентыроста того или иного показателя исчисляются путем их последовательногосоотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоватьсяне только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительноститруда торговых работников, увеличением капитала.
Результатыфакторного анализа служат экономической основой подготовки и принятияуправленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального путидальнейшего развития торго­вого предприятия. По отношению валовой и чистойприбыли ко всем затратам, т.е. экономическим издержкам, можно определить,насколько валовой доход покрывает расходы предприятия, т.е. эф­фективностьосуществления затрат.
Снижениеиздержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплатутруда и связанных с ними отчисле­ний на социальные нужды. Стимулирование трудаработников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладовосуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы:работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по нимсоответствующие диви­денды. Работник участвует не только в получении прибыли,но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи сизменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населе­ния, сокращениемпроизводства товаров и т.п.
Предполагается,что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чемразмер его оплаты. Фирма рас­пределяет ту или иную часть прибыли не в форменаличных вы­плат, а в форме акций или переводит ее на банковские счета ра­ботников.Средства, зачисленные на банковские счета работников, образуют кредитный фонд,который фирма пускает в оборот, что в определенной мере снижает потребность взаемных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов побанковским кредитам.
Величинаприбыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения.Трудности, возникающие при прода­же товаров в виду снижения спроса на них,могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так иваловой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложе­ния на рынкевыступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на нихбольше, а при высоких – меньше, по­скольку существуют заменители этих товаров.По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост еезамедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит отгруппы товаров.
Различнаястепень покупательского спроса на те или иные това­ры определяет дифференциациюобъемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску,проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительностьпребы­вания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постояннымобновлением потребительских свойств изделий. В на­стоящее время из пятивыходящих на рынок новинок четыре вско­ре снимаются с производства, так как ненаходят спроса у потреби­телей.
Объектомналогообложения предприятия помимо прибыли явля­ются расходы на оплату трудаработников, поэтому прибыль и чис­ленность работников – взаимовлияющие факторы.Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда и соот­ветственнобольше налогов, исчисляемых от фактического фонда оплаты труда, уплачиваетпредприятие. В конечном счете это при­водит к росту финансовых затрат (издержекобращения и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли(валовой и чистой).

3. Пути увеличения доходовООО «АЙСТ»
3.1. Планирование доходов предприятия
Планирование прибыли – одиниз важнейших этапов в деятельности предприятия. После расчета финансов наследующий период и выяснения средств, которые предприятия имеет возможностьиспользовать в расчетном периоде можно рассчитывать прибыль.
Для начала надопроанализировать ситуацию в отрасли и выяснить поведение конкурентов впредыдущий период. Особенно важно знать ценовую политику конкурентов, учестькакую цену они могут устанавливать на аналогичные товары. Очень важноопределить их инвестиционную политику, политику в сфере маркетинга и привлечениядостижений научно технического прогресса (издержки на НИР).
В идеале не плохо бы знатьпредельные издержки на маркетинг и НИР для отрасли. Предельные издержки – этоиздержки приходящиеся на одно дополнительно проданное изделие. Далее необходимопроанализировать деятельность своего предприятия. Выяснить причины изменениявыручки, валового дохода, валовой прибыли и нормальной прибыли в предыдущемпериоде.
Очень важно, но и не простоопределить ценовую эластичность основных групп товаров. Это можно сделать сдостаточной степенью точности только имея статистику связывающую число продаж сценой за несколько периодов. Эластичность может подсказать на качественномуровне как менять цену на товары и сколько приобретать товара для реализации. Если спрос на товары эластичный то можно определить предельную выручку поформуле:Д(В) / Д(О) = (1+1/Е) · Ц,
где Д(В) / Д(О)- предельнаявыручка;
 Е- ценоваяэластичность спроса;
 О –количество продаваемых изделий;
 Д(В)- изменение выручки;
 Д(О)-изменение количества продаваемых изделий;
 Ц – ценареализации товара.
Из равенства предельнойвыручки предельным издержкам при заданной цене можно определить размерыоптимальных издержек. После определения цены, издержек, количества возможныхпокупок необходимо рассчитать все виды прибыли от реализации товаров.
Приведенный пример расчетовне всегда возможен но анализ желателен. При анализе и расчетах надо учитыватьвозможное изменение общей экономической ситуации в стране и отрасли. Общаяситуация может сильно влиять на все величины. Поэтому и необходима статистикафинансовой деятельности предприятия за возможно большее число периодов.
3.2. Увеличение валовой прибыли и показателей,
обеспечивающих ее достижение
 
Процесспланирования прибыли торгового предприятия должен завершаться комплекснойувязкой ее суммы с системой формиру­ющих ее показателей: объемом товарооборота,издержками обра­щения, валовым доходом (ценовой политикой).
Суммавалового дохода, необходимого предприятию для полу­чения запланированной суммываловой прибыли, покрытия издер­жек обращения и уплаты налога на добавленнуюстоимость, соста­вит:
ВДп = (ВПп + ИОп) /(1 – Сндс),
где ВДп– сумма валового дохода предприятия в планируемом году, руб.;
 ВПп– сумма валовой прибыли предприятия в планируемом
году,руб.;
 ИОп– сумма издержек обращения предприятия в планируемом
году,руб.;
 Сндс– установленная законодательством (расчетная) ставка на­лога
надобавленную стоимость (выраженная десятичной дро­бью).
Планируемаяна будущий год сумма издержек обращения тор­гового предприятия может бытьрассчитана по формуле:
ИОп = ИОпост.ф+ Уперм.ф · Тп,
где ИОп– сумма издержек обращения предприятия в планиру­емом
году,руб.;
      ИОпост.ф  – фактическая сумма условно-постоянных издержек
об­ращенияпредприятия в отчетном году, руб.;
                 Тп– объем товарооборота предприятия в планируемом году, руб.;
 Уперм.ф – уровень условно-переменных издержек обращения
пред­приятияв отчетном году (выраженный
десятичнойдробью).
Плановыйобъем товарооборота является завершающим показа­телем в комплексной увязкепоказателей, обеспечивающих пред­приятию получение необходимой суммы прибыли.
Наоснове взаимосвязи суммы прибыли торгового предприятия с объемом товарооборота,валовым доходом (торговыми надбавка­ми) и издержками обращения можно выделитьроль отдельных фак­торов ее формирования и обеспечить эффективное управлениеэтим процессом. Изменяя значение одного из показателей этой взаимо­связи, можноразработать хозяйственную стратегию предприятия на планируемый год.
Произведемкомплексную увязку основных показателей хозяй­ственной деятельности ООО «АЙСТ»на планируемый год исходя из следующих данных (табл. 6). В отчетном году объемтоварооборота составил 6 млн. руб., средний уровень торговой надбав­ки – 20% кобороту, уровень условно-переменных издержек обра­щения – 8,93% к обороту,сумма условно-постоянных издержек обращения – 890,6 тыс. руб. Для полногоудовлетворения внутрен­них потребностей торговому предприятию в планируемомгоду по­требуется 160 тыс. руб. чистой прибыли. Тогда для получения необ­ходимойсуммы чистой прибыли и уплаты налога на прибыль пред­приятию требуется валоваяприбыль в размере 238,8 тыс. руб.:
ВПп= 160,0 / (1 – 0,33) = 238,8тыс. руб.
1-йвариант расчета
При среднем уровне торговой надбавки, уровнеусловно-пере­менных издержек обращения и сумме условно-постоянных расхо­довотчетного года предприятию для получения суммы валовой прибыли в размере 238,8тыс. руб. необходимо запланировать объем товарооборота.
Тп = (238,8 + 890,6 + 0,0893-Тп)/ [(1 — 0,1667)-0,2] =  14591,7 тыс. руб.
2-йвариант расчета
Приобъеме товарооборота, уровне условно-переменных расхо­дов и суммеусловно-постоянных издержек обращения отчетного года для получения суммываловой прибыли в размере 238,8 тыс. руб. предприятию необходимо получить впланируемом году 2855,6 тыс. руб. валового дохода:
ВДп= (238,8 + 890,6 + 0,0893-14000,0) / (1 — 0,1667) = 2855,6 тыс. руб.,
т.е. установить среднюю торговую надбавку на уровне20,4% к роз­ничному обороту.
3-йвариант расчета
Приобъеме товарооборота и среднем уровне торговой надбавки отчетного года дляполучения суммы валовой прибыли 238,8 тыс. руб. предприятию необходимозапланировать сумму издержек обра­щения в размере 2094,4 тыс. руб.:
Иоп = 2800,0 — 466,8 — 238,8 = 2094,4 тыс.руб.
Таблица 6
Комплекснаяувязка основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия
Показатели
Отчетный
год Планируемый год
Расчеты 1-й вариант 2-й вариант
3-й
вариант 1. Объем товарооборота, тыс. руб. 14000,0 14591,7 14000,0 14000,0 2. Валовой доход, тыс. руб. 2800,0 2918,3 2855,6 2800,0 % к обороту 20,0 20,0 20,4 20,0 3. Налог на добавленную сто­имость: ставка, % к валовому доходу 16,67 16,67 16,67 16,67 тыс. руб. 466,8 486,5 476,0 466,8 4. Издержки обращения: всего, тыс. руб. 2140,8 2193,6 2140,8 2094,4 % к обороту 15,29 15,03 15,29 14,96 В том числе: Условно-переменные: тыс. руб. 1250,2 1303,0 1250,2 1250,2 % к обороту 8,93 8,93 8,93 8,93 Условно-постоянные: тыс. руб. 890,6 890,6 890,6 844,2 % к обороту 6,36 6,10 6,36 6,03 5. Валовая прибыль: тыс. руб. 192,4 238,8 238,8 238,8 % к обороту 1,37 1,64 1,71 1,71 6. Налог на прибыль: ставка, % 33,0 33,0 33,0 33,0 тыс. руб. 63,5 78,8 78,8 78,8 7.Чистая прибыль: тыс. руб. 128,9 160,0 160,0 160,0 % к обороту 0,92 1,10 1,14 1,14
Такимобразом, торговому предприятию для получения в пла­нируемом году суммы чистойприбыли в размере 160,0 тыс. руб., необходимо:
Øлибо увеличить объем товарооборотапо сравнению с отчетным годом на 4,23%;
Øлибо повысить средний уровеньторговой надбавки на 0,4% к обороту;
Øлибо снизить уровень издержекобращения на 0,33% к обороту.
Впроведенных расчетах изменению подвергался один из основ­ных показателей,формирующих сумму прибыли торгового пред­приятия, а остальные оставалисьнеизменными, т.е. на уровне от­четного года. Вместе с тем предприятие дляполучения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия поувеличению объема товарооборота, изменению торговых надба­вок (ценоваяполитика), уменьшению издержек обращения, выби­рая для себя наиболее приемлемыйвариант. Однако в практичес­кой деятельности предприятию необходимо знатьэкстремальные значения объема товарооборота, уровня торговой надбавки и уров­няпеременных издержек обращения, т.е. учитывать, ниже какого объематоварооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменныхрасходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка.

Заключение
 
В настоящее времярентабельность предприятий торговли в России довольно высокая, доходит до 20%.Это явление временное. Конкуренция в торговле в развитых странах столь высока,что торговый бизнес там не считается особенно надежным.
Без освоения знаний в области экономики,менеджмента и маркетинга высокая рентабельность в торговле в дальнейшем будетмаловероятной. На рентабельность предприятий в торговле сейчас сильнее всеговлияют два фактора. В положительном плане влияет фактор еще не прошедшеготоварного голода, который поддерживается расслоением населения по доходам, и растущим средним классом, представители которого сохраняют достаточнуюпокупательную способность. В отрицательном плане на рентабельность влияетэкономическая и политическая нестабильность.
Оба эти фактораотрицательно влияют на долгосрочное планирование прибыли и рентабельности.
В развитых странах предприятия торговли не могут себячувствовать спокойно из-за конкуренции и научно-технического прогресса.Конкуренция в сочетании с научно-техническим прогрессом сильно сокращают каквремя жизни практически любого товара, так и время жизни применяемыхпредприятиями  торговли технологий.  Именно поэтому к предприятиямпредъявляются очень высокие требования в плане ведения всей финансовойдеятельности. Одним из методов современного передового менеджмента являетсячуть ли ни ежедневный анализ финансового состояния предприятия. Такой анализпозволяет с успехом использовать для планирования прибыли и рентабельностимаржинальный анализ, элементы которого продемонстрированы выше.  Еслиобщепринятый анализ позволяет с успехом вести дела и делать качественныерасчеты, то использование предельных величин позволяет делать расчеты будущейприбыли с достаточно высокой степенью точности  и на основе анализа близкихотраслей  вовремя определять приоритеты в финансировании на долгосрочнуюперспективу.

Список использованнойлитературы
 
1.  Аванесов Ю.А. Экономика предприятияторговли и сферы услуг. – М.: Люкс-АРТ, 1996.
2.  Анализ хозяйственной деятельности впромышленности / Под ред. В. И. Стрижева. – Минск: Вышейшая школа, 1995.
3.  Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теорияанализа хозяйственной деятельности: Учебник. 4-е изд. – М.: Финансы истатистика, 1997.
4.  Брагин Л.А., Данько Г.П. Торговоедело: экономика и организация. – М.: Инфра-М, 1997.
5.  Гребнев А.И. Экономика торговогопредприятия. – М.: Экономика, 1996.
6.  Ковалев В. В. Финансовый анализ:управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы истатистика, 1996.
7.  Кравченко Л. И. Анализ финансовогосостояния предприятия. – Минск: ПКФ «Экаунт», 1994.
8.  Панков Д. А. Современные методыфинансового положения. – Минск: ООО «Профит», 1995.
9.  Савицкая Г. В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия: 2-изд., перераб. И доп. – М.: ИП «Экоперспектива»,1998.
10. Теорияэкономического анализа / Под. ред. А. Д. Шеремета. – М.: Прогресс, 1982.
11. Экономика иорганизация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред.Соломатина А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2001.