Доходы в рыночной экономике

ВВЕДЕНИЕ
 
Во всехстранах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшимисредствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются ирегуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счетналогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главнойстатьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому стольважно понятие дохода, способы его определения.
Актуальностьтемы выражается в том, что в настоящее время экономика России испытываетсущественный дефицит инвестиционных ресурсов. В то же время на руках унаселения находятся сбережения, размер которых, по различным экспертнымоценкам, составляет несколько десятков миллиардов долларов США. Этопреимущественно наличные деньги — рубли и иностранная валюта.
Уже исамом начале рыночных реформ органами экономического регулирования инезависимыми аналитическими центрами разрабатывались программы и проектыреализации инвестиционного потенциала населения, но эти попытки к желаемомурезультату не привели. Неудача программ вовлечения средств населения вэкономический оборот во многом объясняется отсутствием систематизированнойинформации об особенностях инвестиционного и, шире, финансового поведениянаселения, то есть поведения, связанного с получением и использованием денежныхдоходов.
Доходысовершают в экономике своеобразный кругооборот: поступая в семью в обмен напринадлежащие ей факторы производства (труд, землю, капитал,предпринимательскую деятельность), они превращаются в доходы производителей,создавших и предложивших товары и услуги семье. Часть средств аккумулируются ввиде сбережений (домохозяйств) и накоплений (предприятие). Свою долю доходов —через налоги — получит и государство, средства, которые оно использует дляподдержания экономически слабых и неимущих, создание лучших условий для функционированияэкономики в целом.
Вопросраспределения доходов достаточно широко освещен в литературе по экономическойтематике, а также в периодике, посвященной вопросам экономики.
Государственнаяполитика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путемдифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода исоциальных выплат населению. При этом значительная доля национального доходапереходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
Государство,организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышениядоходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормальноговоспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженностии т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходовможно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счетцентрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможностигосударства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетнымипоступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступленийведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции.Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходовведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ВЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
1.1 Сущность и структура рыночныхдоходов
Механизмформирования доходов интересует практически всех, даже тех, кто их незарабатывает.
Внастоящее время среди экономистов принята теория факторов производства,согласно которой каждый из используемых в производстве факторов производителен,в силу того, что только соединение этих факторов в определенных пропорцияхпозволяет осуществлять производство. Следовательно, каждый из факторовпроизводства участвует в создании доходов.
Доходырассматриваются не только как конечный пункт действия каждого участникарыночной экономики, но и как источник удовлетворения общественных потребностей,основа расширенного воспроизводства и социальной защиты нетрудоспособных ималоимущих.
Всоответствии с теорией факторов, основными производственными факторамиявляются:
1) земля,включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых,водные ресурсы и т.п.);
2) капитал,или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства исбытовая сеть);
3) труд,т.е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстветоваров и услуг;
4) предпринимательскаяспособность.
Доходна каждый из перечисленных факторов в соответствии с теорией равен предельномувкладу этого фактора в полученный предприятием (фирмой) доход после реализациипродукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым поотношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов (земли, капитала идр.). В действительности же распределение доходов исходя только из теориипредельной производительности приводит к значительному неравенству, в первуюочередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому вусловиях современного демократического общества необходима государственнаяполитика доходов, направленная на смягчение этого неравенства. В силунесовершенной конкуренции на рынке размер доходов (включая ставки заработнойплаты) зачастую не отражает вклада факторов производства в выпуск продукции.
Рассмотримподробнее, что представляет собой доход по каждому из факторов.
Номинальныедоходы, характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения иизменения цен. Реальные доходы характеризуют доходы с учетом изменениярозничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и другихобязательных платежей. Для определения реальных доходов из общей суммы всехдоходов вычитаются налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся сумма, равнаястоимости потребленных и частично накопленных населением товаров, образует фондконечных реально используемых в данном периоде доходов населения. Динамикареальных доходов определяется путем сравнения конечных доходов за различныепериоды, выраженных в сопоставимых ценах.
Заработнаяплата — это цена, выплачиваемая за использование; труда, инымисловами, за трудовые услуги, предоставляемые работниками самых разных профессийпри реализации их деловой активности.
Встоимость любого товара входит составной частью стоимость природных ресурсов,включая землю. Доход, который приносит этот фактор производства, называетсярентой, или экономической рентой. В более широком смысле экономическая рента —это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов,количество которых строго ограничено. Объем используемых природных ресурсов,как правило, не изменяется в сколько-нибудь значительных масштабах,фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос выступаетединственным действенным фактором, определяющим ренту.
Хотядля общества в целом естественные ресурсы выступаюткакбесплатныйдар природы, но, с точки зрения отдельных пользователей ее, рентные платежипредставляют собой издержки. Для отдельных фирм или предприятий земля имеетальтернативные варианты использования (например, для возделываниясельскохозяйственных культур или для жилищного строительства). Такая альтернативаопределяет в немалой степени хозяйственное поведение фирмы.
Доходомна капитал экономическая теория называет процент. На практике он предстает внескольких видах. Если капитал имеет денежную форму, то поставщики денежногокапитала получают доход в виде ссудного процента. Если капитал предстает вовеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательскогосектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации — в видеприбылей корпораций.
Приопределении ставки процента следует учитывать различия между номинальнойставкой и реальной, очищенной от инфляции.
Реальнаяставка — это процентная ставка с поправкой на инфляцию: она равна номинальнойставке минус уровень инфляции. Именно реальная ставка имеет главное значениедля принятия решений по инвестициям. Процентная ставка распределяет имеющиеся вналичии деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболеепроизводительными и, следовательно, наиболее прибыльными.
Предпринимательскийдоход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, илипредприимчивость. Этот доход является вознаграждением предпринимателя завыполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественныхресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основныхрешений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск,относящийся к вложенным средствам — своим собственным и своих компаньонов илиакционеров.
Предпринимательскийдоход — это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предпринимателя послеуплаты процента на взятый им кредит. Предпринимательский доход не являетсязаданной величиной, а зависит от того, как хозяйствует предприниматель.
Доходы— это денежныесуммы, регулярно и законно поступающие в непосредственное распоряжениеучастников (субъектов) рыночных отношений. Обычно отмечают, что:
— доход, как правило, представлен деньгами;
— онпоступает регулярно;
— доход имеет законное происхождение.
/>/>/>Итак, доход — это денежная оценка результатов законодопускаемойдеятельности субъектов рыночной экономики.
Доходы различают по источникам, способам, регулярности иочередности получения. Источником доходов может стать как обладание, так ииспользование факторов производства; они могут быть получены частным лицом,фирмой или государством; выступать в наличной или безналичной форме; поступатькак регулярно, так и однократно.
Доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот:поступая в семью в обмен на принадлежащие ей факторы производства (труд, землю,капитал, предпринимательскую деятельность), они превращаются в доходыпроизводителей, создавших и предложивших товары и услуги семье. Часть средстваккумулируются в виде сбережений (домохозяйств) и накоплений (предприятие).Свою долю доходов — через налоги — получит и государство, средства, которые оноиспользует для поддержания экономически слабых и неимущих, создание лучшихусловий для функционирования экономики в целом.

1.2 «Кривая Лоренца» и «коэффициентДжини»
Сравнивать степень неравенства доходов в развитых странах илив одной и той же стране в разное время помогают кривая Лоренца и коэффициентДжини. Их достоинство состоит в наглядности и простоте отражения реальнойиерархии доходов.
Нанесем на оси абсцисс (горизонтальной) деления от нуля доста процентов, соответствующие группам семей в процентном отношении к их общемучислу (его мы принимаем за 100%), на оси ординат (вертикальной) — размерыдоходов от нуля до ста процентов, характеризующие определенные частисовокупного дохода (весь совокупный доход страны в каждый данный момент равен100 %). Сведем в таблицу распределение совокупного денежного дохода страны посемьям (такие сведения публикуются во многих странах мира). Данные таблицыотразим на графике, откладывая величину совокупного дохода, приходящуюся накаждую группу семей (напоминаем, что все данные выражаются в процентах, т. е.носят относительный характер). Получим кривую распределения доходов (рис. 1).
/>
Рис. 1
Теоретическаявозможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой,которая указывает на то, что любой данный процент семей получаетсоответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получаютсоответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будутрасположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивноераспределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всехих получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателейимели бы десятую часть доходов, 50% — половину и т.д., то такое распределениеимело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределениехарактеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящейот прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения ссамыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами —15%и т.д.
Заштрихованнаяобласть между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указываетна степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степеньнеравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютноравным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.
КривуюЛоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различныепериоды времени или между различными группами населения
Есливсе богатство страны находится в руках небольшого числа семей, кривая Лоренцабудет практически совпадать с горизонтальной осью, и только на цифре 98—99 %подскочит сразу до 100 %. Если у всех семей уровень дохода одинаков (20% семейполучает 20% совокупного денежного дохода, 50 % семей — 50 % дохода и т. д.),то кривая Лоренца совпадет с биссектрисой угла на графике распределениядоходов. Это крайние (гипотетические) случаи. Тогда как в реальнойдействительности кривая Лоренца занимает промежуточное положение между этимидвумя крайностями. Чем она ближе к линии абсолютного равенства доходов, темравномернее они распределены между семьями.
КриваяЛоренца позволяет наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходоввследствие изменения налоговой и социальной политики государства (рис. 2):
/>
Рис. 2
а — линия равномерного распределениядоходов,
Ь — кривая распределения доходов доуплаты налогов,
с — после уплаты налогов,
д — после осуществления социальныхпрограмм.
Дляхарактеристики распределения совокупного дохода между группами населенияприменяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
Графическаяхарактеристика уровня относительного благополучия позволяет выразить его в видечисленного показателя. Если подсчитать площадь фигуры, ограниченной линиейабсолютно равномерного и реального распределения доходов (кривой Лоренца), иразделить ее на площадь треугольника АОВ, получим коэффициент Джини. Чем большеэтот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризацииобщества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравниваниидоходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Если он близок к нулю(линии абсолютно равномерного и реального распределения доходов почтисходятся), в распределении господствует принцип уравнительности.
Есликоэффициент Джини близок к единице, это приводит к дисбалансу: преобладаниебольшинства семей, живущих одинаково бедно, над ограниченным меньшинством,присваивающим подавляющую долю национального дохода. В условиях рыночнойэкономики при нормальном осуществлении государством перераспределительныхфункций такие крайности исключены.
1.3 Измерение и сопоставление доходов
 
Посколькудоходы выступают основным показателемуровня жизни населения, должнысуществовать объективные критерии, определяющие величину доходов иколичественные показатели, характеризующие динамику их изменения (номинальная иреальная зарплата).
Номинальныйдоходхарактеризуетсятой денежной суммой, которую работник получил на руки. Чтобы количественнооценить размер этой суммы, необходимо знать реальный уровень цен на товары иуслуги, сколько их можно купить на полученные деньги. Реальный доходпредставляет собой то количество товаров и услуг, которые можно приобрести наноминальный доход. Изменения реального дохода определяются направлениемдвижения номинального дохода и уровня цен: если номинальный доход возрастаетбыстрее, чем уровень цен, реальный доход растет, и наоборот, более быстрый ростцен, чем номинального дохода, снижает реальное потребление. Особенно остро этоощущается в период инфляции, когда увеличение доходов не поспевает за ростомцен.
 
1.4 Потребление и сбережение
 
Макроэкономическоезначение имеет динамика использования доходов на потребление и сбережение. Онаопределяется прежде всего движением нормы процента, общей экономическойситуацией в стране, а также стабильностью денежной и финансово-кредитнойсистемы. Более высокая ставка процента (цена денег) стимулирует увеличениесберегаемой части дохода. Благоприятная рыночная ситуация способствует тому,что с ростом доходов населения сберегаемая их часть растет быстреепотребляемой.
Исключительноезначение соотношения между потребляемой и сберегаемой частями доходов состоит втом, что оно определяет степень сбалансированности макроэкономическихпроцессов, в свою очередь влияющую на это соотношение. Сбережения — не толькобудущий спрос на товары и услуги, но и будущие инвестиции. Население, если егодоходы обеспечивают необходимый уровень потребления, заинтересовано сберегатьбольше, если банковский процент высок. Инвесторам, напротив, выгодна болеенизкая плата за деньги. В зависимости от спроса и предложения денег, на нихустановится на рынке определенная цена (уровень процентной ставки), на которуюв свою очередь может оказывать влияние государство, стимулируя или сдерживаянеобходимые процессы.

2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
 
2.1 Распределение и перераспределениедоходов
 
Так какрасходы на производство ложатся на плечи собственников производства факторовпроизводства, то первоначально доходы сосредоточиваются именно в их руках. Это функциональноераспределение доходов, в процессе которого формируется зарплата наемныхработников (собственников фактора «труд»), прибыль крупных предпринимателей,владельцев компаний (собственников капитала), рента (доход земельныхсобственников и домовладельцев), доходы мелких собственников (сочетаниезарплаты, прибыли, процента, дивидендов и ренты). Эти виды доходов носятрыночный характер, поскольку размеры их в значительной мере зависят отсоотношения спроса и предложения на тот или иной фактор производства.
Функциональноераспределение доходов происходит между владельцами факторов производства.Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например,участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как вслучае с социальными трансфертами).
Главнымисоставляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы отпредпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты(пенсии, стипендии и т.д.).
Припереходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения вструктуре денежных доходов населения. Формируются и интенсивно развиваютсяновые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты,дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).
Соотношениев денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертовиграет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда вформировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость,инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередкоусиливается психология иждивенчества.
Различияв уровне доходов на душу населения или на одного занятого называютсядифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономическихсистем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе.Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затемпри переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (иимущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной крыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населенияпродолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременновозникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По меревовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размерынеравенства сокращаются.
Объемдоходов каждой интервальной группы определяется на основании кривойраспределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножениясередины доходного интервала на численность населения в этом интервале.
Дляпереходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен ростпоказателей дифференциации доходов.
Функциональноераспределение доходов носит очень жесткий характер. Дифференциация доходовзависит в этом случае не только от уровня квалификации участников рыночныхотношений, но и от того, что досталось им в наследство. Эти функциональныедоходы могут быть абсолютно не связанными с трудовым участием в производстве(например, рента, процент на сданный в банк вклад, дивиденды от принадлежащихлицу ценных бумаг и т. п.). В результате функционального распределениянекоторые группы населения (дети, престарелые, безработные), не имеющие доступак распоряжению факторами производства, обречены на полуголодное существование встранах с рыночной экономикой, если бы не роль государства, котороеперераспределяет доходы, сложившиеся у непосредственных участников рыночныхотношений. Так формируется вертикальное распределение доходов. Главное отличиефункционального распределения доходов от вертикального состоит в том, чтопервое обусловлено собственностью на факторы производства, второе естьрезультат вмешательства государства в сферу распределения и перераспределениядоходов. Именно оно и характеризует фактическое распределение доходов погруппам и социальным слоям населения (это называется «имущественнойиерархией»), откуда и произошло его название — «вертикальное распределениедоходов».
Государствонепосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов инередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы.Экономическое значение государственного регулирования заработной платыопределяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос ииздержки производства. Политика доходов используется государством длясдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства,повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощренияинвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционнуюполитику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочныйпредел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического исоциального развития.
Методыосуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могутбыть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласияработодателей и работников при участии правительства, что не исключаетприменения административных мер государственного контроля за увязкой повышениязаработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран ЗападнойЕвропы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения,зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.
Наиболееэффективным средством государственного регулирования заработной платы в странахс рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (илиставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутсяпереговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключенииколлективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончаяотраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты,дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровняквалификации.
ВРоссии с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размероплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг.данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.
В1994—1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10—20% от прожиточного минимума ипоэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетнойсфере.
Значительноевлияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому однимиз важнейших условий рационального государственного регулирования доходовявляется учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услугинаселению).
 
2.2 Государственная политика доходов
 
Государственнаяполитика доходов является составной частью социальной политики и направлена нарешение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоямнаселения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционногообесценивания доходов и сбережений населения.
Государственнаяполитика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путемдифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода исоциальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит отслоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне всеразвитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Социальныетрансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, несвязанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или впрошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений вобществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннегоспроса.
Государство,организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышениядоходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормальноговоспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженностии т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходовможно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счетцентрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
Возможностигосударства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетнымипоступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступленийведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличениесоциальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет кчрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.
Механизмсоциальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне — и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся иинвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходытакже путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированиемцен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.
Главныйаргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что ононеобходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельнойполезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что длядостижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходоввысокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшаетсястремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результатеподрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизитсяэффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях)рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х —первой половине 80-х гг.).
Перераспределениедоходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с«дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономическойэффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какоймере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемыпредложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработнойплате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертовприводит к значительному сокращению предложения труда в легальном сектореэкономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагаетсягосударственными налогами).
 
2.3 Индексация доходов
 
Особоезначение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий,пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленныйгосударством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющийчастично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров иуслуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности,особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами — пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.
Индексацияосуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятийчерез коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход взависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкойк нулю компенсации самых высоких.
ВРоссии индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. ираспространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также напенсии, стипендии и пособия.
Индексациядоходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказатьсяна стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведениюантиинфляционных мер.
2.4 Социальная справедливость ирыночная эффективность
 
Государственноевмешательство в формирование доходов населения в условиях рыночной экономикипредполагает ответ на очень важный вопрос: справедливо ли рыночноераспределение доходов? Как соотносятся социальное равенство и социальнаясправедливость? Еще недавно в нашей стране действовал принцип — кто неработает, тот не ест, отражающий понимание социального равенства и социальнойсправедливости тех лет. В рыночной экономике социальное равенстворассматривается как равенство всех перед законом, равные возможности вполучении образования, медицинской помощи, квалификации. Речь идет обэкономической свободе для каждого в реализации своих способностей и возможностейв самостоятельном обеспечении своего благополучия. Означает ли это, что доходыу всех должны быть одинаковыми? Отнюдь нет. Как это ни парадоксально, именносоциальное равенство предполагает дифференциацию доходов. Доходы получают людис разными способностями, возможностями, разной квалификацией, и именно этообстоятельство побуждает каждого участника рыночных отношений, желающегополучить больший доход, совершенствовать прежде всего свое профессиональноемастерство, получать соответствующее образование. В рамках рыночной экономикизатраты на образование — эффективное вложение капитала, которое обязательнопринесет свой эффект.
Опытпостсоциалистических государств показал, что социальная справедливость«по-социалистически», уравнительное распределение всегда сопровождаетсяпадением эффективности производства. Зачем стараться? Все равно отберут или недадут вовсе того, что заслужил, все равно отдадут тому, кто только делает вид,что работает. Нельзя же его оставить без дохода! Поэтому в эффективной работе незаинтересован ни богатый, ни бедный, если государство старается каждомуобеспечить равный доход.
Неравенстводоходов не только следствие, но и стимул развития рыночной экономики.
Государствои общество должны сделать выбор: или доходы всех будут примерно одинаковыми(как правило, одинаково низкими) и экономика будет неэффективной, илираспределение доходов будет внешне относительно справедливым, высокодифференцированным, но стимулы к труду не иссякнут, обеспечив эффективноеразвитие экономики в целом. Важно найти баланс между социальной справедливостьюи экономической эффективностью.
 
2.5 Поддержка бедных слоев населения
 
Важнымнаправлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходовявляется поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать какэкономическое состояние части общества, при котором определенные слои населенияне имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию.Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которыене могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временнойэкономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение всоциальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных инатуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночнойэкономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многиенегативные последствия ее развития.
Дляотнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получениесоциальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог)бедности.
Абсолютнаячерт а бедности — это минимальный уровень жизни, определяемый на основефизиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е.на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворенияосновных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает спрожиточным минимумом.
Прожиточныйминимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающихминимально необходимое количество калорий, а также расходы нанепродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи,соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. ВРоссии продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума,дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины иженщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет).Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьмиприродно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктовпитания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственныхтоваров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.
Относительнаячерта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина(черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране(регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровеньдоходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах— членах ЕС — менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.
Бедностьтакже характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. Вбольшинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагиваласуществование почти четверти населения (в России в 1995—1997 гг. — 20—25%). Глубинабедности — это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточногоминимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более40% (в Эстонии — 25%, в Польше и Венгрии — 20%), т.е. бедность в нашей странеотличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.
Дефицитдохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых длядоведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Дляобщества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населенияопределяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы среднихграждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так,совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: вРоссии — 3%; Эстонии — 2,7; Польше — 0,6 и Венгрии — 0,2%.
Дляколичественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используютсятакже более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показателиминимального и рационального потребительского бюджета.
Минимальныйпотребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг вобъеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. ВРоссии этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %:питание — 45,1; непродовольственные товары — 39,0; услуги — 13,2; налоги и сборы- 2,7.
Рациональныйпотребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченностьдомашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения всоответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональныхпотребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается отминимального по структуре затрат — в частности, в нем существенно ниже долязатрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания — 30;непродовольственные товары — 47 (из них ткани, одежда, обувь — 20, мебель,предметы культуры и быта — 18, прочие товары — 9%); все услуги-23.
Дифференциациянаселения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимальногопотребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнемматериальной обеспеченности:
1)«бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточномуминимуму;
2)«малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале междупрожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
3)«обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале междуминимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
4)«богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рациональногопотребительского бюджета.
ВРоссии во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35%населения, малообеспеченные – 35-40, обеспеченные – 20-25, состоятельные ибогатые – 6-6,5%.

2.6 Социальная политика государства
 
Социальнаяполитика направлена на решение следующих задач:
1)стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;
2)сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а такжеподготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуютпотребностям общественного производства;
3)поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведенияантиинфляционных мер и индексации доходов-
4)развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищноехозяйство, культура и искусство).
Такимобразом, политика доходов представляет собой составную часть социальнойполитики государства. Последняя направлена, в частности, на ослаблениедифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участникамирыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономическойпочве.
Поэтомуважной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная дляконкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, впервую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет цельюподдержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) частинаселения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальныхтрансфертов. Социальная политика в переходный период отличается не стольконабором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением,устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действуетобъективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострениесоциальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширениесоциальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайнескудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства иобщества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).
Как ужеотмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличениедифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптациик рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливаетсятрансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей,которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей частинаселения, особенно в самом начале переходного периода.
В этихусловиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращениягосударственного вмешательства в экономику) активно участвовать вперераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствамиперераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложениеличных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государствав этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет ксокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговыхставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым квысокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальныхтрансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходныйпериод призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, неподорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскуюдеятельность.
Социальнаяполитика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночнойэкономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключениевыступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальнымобъединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в областиэкономической и социальной политики.
Практическиэта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться«согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участииправительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзовпринимают решения по вопросам экономической политики страны.
Социальноепартнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих крыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов.Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участиемправительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключаютсоглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальныхвыплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельностьработодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, созданиеновых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников(соблюдение технологической дисциплины и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Доходырассматриваются не только как конечный пункт действия каждого участникарыночной экономики, но и как источник удовлетворения общественных потребностей,основа расширенного воспроизводства и социальной защиты нетрудоспособных ималоимущих.
Функциональноераспределение доходов происходит между владельцами факторов производства.Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например,участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как вслучае с социальными трансфертами).
Главнымисоставляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы отпредпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты(пенсии, стипендии и т.д.).
Государственнаяполитика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путемдифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода исоциальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит отслоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне всеразвитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.
Государствонепосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов инередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы.Экономическое значение государственного регулирования заработной платыопределяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос ииздержки производства. Политика доходов используется государством длясдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства,повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощренияинвестирования, сдерживания инфляции.
Наиболееэффективным средством государственного регулирования заработной платы являетсяустановление гарантированного минимума.
Социальнаяполитика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства враспределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночнойэкономики.
Бедностьпредставляет собой такое экономическое состояние части общества, при которомопределенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного обществасредств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность,глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению кпрожиточному минимуму).
Социальноепартнерство — это согласование экономической и социальной политики (особеннодоходов и налогов) между правительством, предпринимателями и профсоюзами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипов А.И.Экономика. М.: Проспект 2007 г.
2. Базылев Н.И.,Гурко С.П. Экономическая теория Минск, БГЭУ, 2007 г.
3. Брагин Л.А.Доходы и прибыль. М.: ИНФРА-М. 2007г.
4. Борисов Е.Ф.Экономическая теория – М., 2006 г.
5. Булатов А.С.Экономика. БЭК 2006 г.
6. Васильчук Е. А.Доходы больше не растут, Потребители начинают экономить/ Российская газета,11.11.2008 г.
7. Войтов А.Г.Экономика. М.: ИНФРА. 2006 г.
8. Грузинов В.П.Экономика предприятия ипредпринимательства – М.: СОФИТ,2007 г.
9. Мамедов О.Ю.Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.- 448.
10. Морозова Т.А.Расчеты доходов и расходов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006 г.
11. Красильникова М.Личные сбережения населения// Вопросы статистики. 2007 №9.
12. Стребков Д.Трансформация сберегательных стратегий населения России// Вопросы экономики.2007 №10.
13. Фишер С., ДорнбушР., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело», 1997г.
14. Экономика ижизнь. — 2008. — № 4. — Январь.
15. Экономика ижизнь. — 2008. — № 8. – Февраль.