Долганы
Самоназвание
дулган, происходит от названия одной из родовых групп северных тунгусов.
В
настоящее время расселяются в Авамском, Хатангском и Дудинском районах
Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество долган живет в
низовьях Енисея.
Численность
по переписям: в 1897 г. учтены вместе с якутами v 226739, из них долган – 967
чел. Антропологически, как и якуты, они сближаются с центральноазиатскими
монголоидами, но с некоторой примесью байкальского (тунгусского)
антропологического типа.
Язык
долган образует особый долганский диалект якутского языка. Часто они
определяются как самый северный тюркоязычный народ мира. Долганы являются одним
из наиболее “молодых” народов Севера и самым многочисленным из
коренных жителей Таймыра. В период появления здесь русских (ХVII в.), как
самостоятельный народ они еще не сформировались. Первое упоминание о долганах,
как одном из народов Таймыра, относится к 1841 г.
Основу
долган составили тунгусские роды Долган, Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские
эвенки, которые попали под якутское влияние, затундренские якуты и затундренные
крестьяне, оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев. Несмотря на на
это, долган иногда определяют как “объякученных тунгусов”.
Этническая
культура долган мозаична. Основная территория расселения долган, лесотундра.
Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их
культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота,
оленеводство). Третей хозяйственной составляющей было рыболовство.
Разнообразными
были типы жилищ долган – русская изба, якутский балаган, тунгусский чум,
голомо.
Лексика,
связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы
имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно
якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована,
что соответствует долганской традиции.
Сочетание
разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении
долган.
Такое
состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них
собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган,
поскольку такой культуры нет ни у одного народа севера Красноярского края. В
общем плане, “промысловое производство долган представляло собой
модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское
хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры
Таймыра”.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru