Дольник

Дольник

Вадим Руднев

Дольник
– стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности
в первые десятилетия ХХ в. в эпоху символизма и акмеизма. Дольник представляет
собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между
которыми может стоять либо один, либо два безударных слога. Общая схема дольника
такова: (0/2) – 1/2 – 1/2 – … 0/2. “Нули” в начале и конце строки
означают возможность нулевого (дактилического) зачина и “мужской” концовки.
Дольники различаются по количеству метрических ударений в строке. Наиболее
часто встречаются 3-ударный и 4-ударный дольники. Вот пример 3-ударного дольника:

Были
святки кострами согреты, 2 – 2 – 2 – 1

И
валились с мостов кареты, 2 – 2 – 1 – 1

И
весь траурный город плыл 2 – 2 – 1 –

По
неведомому назначенью, 2 – 2 – 2 – 1

По
Неве иль против теченья, – 2 – 1 – 2 – 1

Только
прочь от своих могил. 2 – 1 – 2 – 

(Анна
Ахматова)

(Цифрами
обозначается количество безударных слогов, знаком “дефис” метрические
ударения.) Это так называемый анапестоидный (с анапестическим зачином)
3-ударный Д. В четвертой строке пропущено среднее метрическое ударение, которое
легко восстанавливается по контексту. Первая и четвертая строки совпадают с
ритмом чистого 3-стопного анапеста. Обратим внимание на эту особенность. Но
прежде, для полноты картины, приведем еще пример 4-ударного Д.:

Девушка
пела в церковном хоре – 2 – 2 – 1 – 1

О
всех усталых в чужом краю, 1 – 1 – 2 – 1 –

О
всех кораблях, ушедших в море, 1 – 2 – 1 – 1 – 1

О
всех, забывших радость свою. 1 – 1 – 1 – 2 – 

(Александр
Блок)

Кроме
4-ударности, размер в данном тексте отличается переменным (1 – или 2-ударным)
зачином и цезурой в середине строки.

В
дальнейшем ритмические особенности Д. мы будем для простоты рассматривать на
примере анапестоидного 3-ударного Д. – самого распространенного среди Д.

В
статье мы на примере 4-стопного ямба рассматривали ритмические варианты
стихотворного размера. Есть ритмические варианты и у Д. Рассмотрим общую схему
анапестоидного 3-ударного Д.:

2
– 1/2 – 1/2 – (0/1)

Единица
и двойка внутри строки могут давать четыре варианта: двойка + двойка, двойка +
единица, единица + двойка, единица + единица. Это и есть ритмические варианты
3-ударного Д.

I.
2 – 2 – 2 – 2 – (0/1) Были святки кострами согреты

Как
уже говорилось, первая форма совпадает с ритмом обыкновенного трехстопного
анапеста – “Я ломаю слоистые скалы”.

II.
2 – 2 – 1 – (0/1) И валились с мостов кареты

III.
2 – 1 – 2 – (0/1) По Неве иль против теченья

Это
специфические дольниковые ритмические варианты – их ни с чем не спутаешь.

IV.
2 – 1 – 1 – (0/1) Зажигал последний свет

Эта
ритмическая форма совпадает с ритмом 4-стопного хорея, между тем как это –
строка из стихотворения Блока, написанного 3-ударным Д.

Входил
я в темные дали,

Зажигал
последний свет…

Но
эта же строка вписывается в структуру обыкновенного 4-стопного хорея,

Буря
мглою небо кроет,

Зажигал
последний свет…

V.
Пятой ритмической формой 3-ударного Д. условно считается строка Д. с
пропущенным средним метрическим ударением:

Отчего
душа так певуча 2 – 1 – 2 – 1

И
так мало милых имен 2 – 1 – 2 –

И
мгновенный ритм – только случай, 2 – 1 – 2 – 1

Неожиданный
Аквилон?

Последняя
строка и представляет собой пятую ритмическую форму Д.

Как
мы могли видеть, ритмика Д. не является изолированной. Она связана с ритмикой
3-сложников и – в меньшей степени – 2сложников.

Вообще,
все размеры в системе стиха взаимосвязаны. Так, даже 2-сложники и 3-сложники
связаны между собой. Например, неполноударная форма 4-стопного ямба с двумя средними
пропущенными ударениями может быть одновременно неполноударной формой
3-стопного амфибрахия:

Легко
мазурку танцевал

И
кланялся непринужденно.

Это
4-стопный ямб “Евгения Онегина”. Переставим два первых слова:

Мазурку
легко танцевал

И
кланялся непринужденно.

Это
уже 3-стопный амфибрахий.

Можно
сказать, что множества ритмических форм 2-сложников и 3-сложников находятся в
отношении пересечения, что можно изобразить так: *

2-сложники

3-сложники

Мы
помним, что в Д. есть строки, которые совпадают со строками соответствующих
2-сложников и 3-сложников. Можно сказать, что множества 2-сложников и
3-сложников включены в множество дольников. *

2-сложники

3-сложники

Д.

Д.
наряду с акцентным стихом, полиметрией и верлибром был фактором, расшатывающим
классическую систему стиха и одновременно в духе неомыфологизма формирующем
своеобразный метрический интертекст, что особенно хорошо видно на примере
верлибра , каждая строка которого является метрической цитатой из какого-либо
размера. В более слабом виде это проявляется и у Д. Этот процесс мы назвали
верлибризацией стиха. Но в начале века был и противоположный процесс, который
мы назвали логаэдизацией . Д. очень легко подвергается логаэдизации, поскольку
в его специфических ритмических формах имеет место асимметричное расположение
ударных и безударных слогов, что и нужно для классического логаэда, который как
бы застывает в этой асимметрии, повторяющейся из строки в строку:

Кружевом,
камень, будь, – 2 – 1 –

И
паутиной стань: – 2 – 1 –

Неба
пустую грудь – 2 – 1 –

Тонкой
иглою рань. – 2 – 1 –

Будет
и мой черед – – 2 – 1 –

Чую
размах крыла. – 2 – 1 –

Так
– но куда уйдет – 2 – 1 –

Мысли
живой стрела? – 2 – 1 –

Здесь
3-ударный Д. (с дактилическим зачином) как будто застывает в своей второй
ритмической форме.
Список литературы

Жирмунский
В. М. Теория стиха. – Л., 1975.

Гаспаров
М. Л. Русский трехударный дольник ХХ века // Теория стиха / Под ред. В. Е.
Холшевникова. – Л., 1968.

Руднев
В. П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторые Тыняновские чтения. – Рига,
1986.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/